От уз и суда он был взят но род его кто изъяснит

Обновлено: 26.04.2024

Действительно, в книге пророка Исаии, есть тексты, где Израиль назван рабом Божьим.

Ис.44:1 А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал.

Книга пророка Исаии не проста для понимания. Используемые там образы имеют разные, порой противоречивые характеристики. Отрок (сын), например, вроде скоро родится, как человек (см. Ис.7:14, Ис.8:3), но потом сын оказывается князем мира и отцом вечности (см. Ис.9:6); отрасль исходит из корня Давида (см. Ис.11:1), потом сам корень Давида станет знаменем для язычников (см. Ис.11:10), а далее Израиль называется отраслью (см. 50:21); Вавилонский царь вроде человек (см. Ис.14:4), но потом хочет “быть подобен Всевышнему” (см. Ис.14:14); раб вроде слеп (см. Ис.42:19), потом делает всех зрячими (см. Ис.42:7, в оригинале Ис. 42:1 не слово отрок, а раб); раб кроток (см. Ис.42:3), потом закроет уста царям (см. Ис.52:15); раб не исполняет закон (см. Ис 42:24), в другом тексте он сам дает закон (см. Ис. 42:4).

Объясняется это просто. Одинаковые слова могут указывать на разных героев, либо одного героя описывать с разных сторон. Когда, например, мы видим слово «раб» в книге пророка Исаии, то не обязательно это только Израиль. Раб это не имя собственное, поэтому не относится к конкретному народу или личности. Слово раб может относиться, как к какой-то личности, так к народу Израиля, также в целом и ко всем людям — слугам Бога. Например, в книге Исаии упоминается раб Давид (Ис.37:35), раб Исаия (Ис.20:3), раб Елиаким (Ис.22:20). Рабом Бог называет любого, кто служит Ему и выполняет Его миссию (Ис.56:6). Миссию Бога может выполнять Его народ, но также и Мессия — Христос. Поэтому, видя слово раб, мы должны определить контекст – о ком идет речь в данном конкретном тексте.

Давайте посмотрим тексты книги пророка Исаии, где раб не может быть ни Израилем, ни остатком Израиля, но прямо указывает на личность Мессии (Христа). Начнем с 48 главы,

Исаия 48 глава об Иисусе Христе. Толкование

Ис.48:12 Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний… 13 Моя рука основала землю… 16 … Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.

В этом тексте слова «Меня» и «Я» с одной стороны, относятся к Творцу, основавшему землю, с другой стороны, этого «Я» посылает Бог и Его Дух.

Данный текст парадоксален с точки зрения монотеизма, то есть единобожия. Но эта фраза хорошо объясняется посредством учения Христианства, где Бог един, но в трех лицах. Тут «Я» — это Иисус – Творец, которого посылает Бог Отец и Дух Святой.

Исаия 49 глава о рабе. Толкование

Ис. 49:5 И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой — сила Моя. 6 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли… 8 Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа

Здесь задача раба обратить к Богу Израиля, восстановить его колена, вернуть остаток Израиля и стать заветом для народа. Естественно, сам Израиль не может обратить к Богу самого себя и вернуть свой остаток. И, естественно, народ не может сам стать заветом самому себе.

Одной из задач Иисуса была миссия обратить Израильтян к Богу, что видно из текста Нового завета (см. Иоан.1:11).

Исаия 50 глава о рабе. Толкование

Ис.50:2 … Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; … 3 Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. 4 Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; … 6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. … 10 Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его?

Здесь, как и в 48 главе, речь идет от имени Творца. Этот «Я» — Творец. Но этот же «Я» и «Мне» является «рабом», что прямо написано в Ис.50:10. Он иссушает море, создаёт пустыни, облекает небеса мраком. Ему Бог дает язык мудрых. А далее этот «Я» предает хребет бьющим и не защищается от поруганий. Явно Израиль не может быть Творцом неба и земли. Не известны в истории события, когда Израиль добровольно подставлял себя под удары врагов и не закрывался от поругания.

Иисус подходит под этого раба. Ведь Он – Творец. Христос нёс свет Божьего мудрого слова людям. И Он добровольно страдал. Практически тот же текст о поругании и оплевании Иисуса из Назарета мы видим в Новом завете в Мар.10:34.

Краткое толкование 51 главы пророка Исаии

Ис.51:12 Я, Я Сам — Утешитель ваш. … 15 Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф — имя Его.

В 51 главе речь продолжается от первого лица, где «Я» это Творец, защищающий Свой народ.

Толкование: 52 глава Исаии о рабе Иисусе Христе или Израиле?

Ис. 52:13 Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.

В 52 главе снова возникает тема раба. Этот раб благоуспешен и возвысится. Когда такое происходило с Израилем после Исаии? Никогда с тех пор, Израиль и остаток Израиля, не был благоуспешен, не возвышался, не было его величия.

Начиная с Ис.52:13 до конца 53 главы, в таком коротком отрывке, насчитывается 35 пророчеств, нашедших свое исполнение в жизни и служении Иисуса Христа. Ниже они будут перечислены:

  1. Иисус благоуспешно выполнил Свою миссию.
  2. Теперь Христос на небе возвеличен до Царя царей, что описано в книге Откровение (см. Откр.17:14,19:16).

Ис. 52:14 Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!

Как у народа лицо может быть обезображено, к тому же хуже, чем у человека? Тут, явно речь о человеке.

  1. Иисус был сильно избит римлянами бичами с завязанными на них узлами. Поэтому местами кожа Христа рвалась, а местами были большие ушибы и синяки. Понтий Пилат не хотел убивать Иисуса, он планировал, что избитого Иисуса народ пожалеет и перестанет наставать на Его казни, поэтому приказал Христа бичевать, чтобы Он изувеченный вызвал жалость у людей (см. Ин.19.1).

Ис. 52:15 Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.

Как Израиль приведет многие народы в изумление? И как закроют пред ним цари уста? Израиль со времен Исаии всё время был в рабстве или под игом. Сегодня это малюсенькое государство, даже без своей столицы Иерусалима.

  1. Иисус привел в изумление многие народы, которые узнавали Евангельскую весть.
  2. Цари закрывали уста пред Его именем. И далее Иисус будет судить царей, являясь Царем царей.

Исаия 53 глава о рабе Иисусе Христе или Израиле или остатке? Толкование Библии

Ис. 53:1 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? 2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Как в Израиле нет вида и величия? А как же ранее в 52:13 он, якобы, был возвышен? Кто это «мы» и «нас»? Остаток Израиля видел Израиль, и этот вид его не привлекал, или наоборот?

  1. Росток и отрасль — это язык о Мессии (Христе), который мы ранее видели в книге Исаии.
  2. Иисус не отличался от других евреев внешним видом.

Ис. 53:3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

Как Израиль был умален перед людьми? Он мог быть умален перед другими народами, но не перед всеми людьми. Как народ изведает болезни? Болеют люди, а не народы. Кто «мы отвращали» лицо от Израиля или его остатка?

  1. Иисуса многие презирали и даже считали за слугу диавола (см. Матф.9:34,12:24), Он много страдал, неся Свою миссию, и как и все люди, был подвержен болезням.

Ис. 53:4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Как Израиль взял на себя наши немощи? Чьи это «наши»? Как Израиль понес чьи-то болезни? Чьи «болезни»? Разве Израиль сам, по своей инициативе, «взял на себя» чужие болезни и немощи, и при этом кто-то думал, что это его Бог наказал? Кто «мы думали»?

  1. Иисус, действительно, взял на себя наши немощи и болезни. Иисус как любящий отец/мать, сердцем переживает, принимая на Себя любую нашу болезнь, как Своих детей (см. Мф.25:32-46). Это хорошо поймет родитель, ребенок которого заболел, папа/мама желает взять на себя болезнь своего чада, лишь бы кровинке стало легче. Христос пошел на крест, чтобы прекратить наши немощи и болезни.
  2. Иисус Сам пошел на этот жертвенный подвиг, но многие думали, что это Бог Его наказал. Даже сегодня многие считают, что Иисуса казнили, не по Его инициативе. Но Христос Сам предсказал, что погибнет от язычников (см. Матф.17:23,20:18), Он Сам отпустил Иуду на предательство (см. Матф.26:23-25), Иисус Сам подтвердил, что Он Сын Божий и скоро прибудет одесную Бога на небе, за что и был приговорен на смерть и казнен (см. Матф.26:63-66), Христос Сам не защищался перед Пилатом (см. Ин.19:9-11), хотя мог попробовать отменить или смягчить приговор.

Ис. 53:5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.

Как Израиль мучим за чужие грехи? Бог никого не мучает за чужие грехи, см. Иез.18 гл. и Иер.31 гл. Наказание мира разве было на Израиле? Иногда считается, что страдающий раб Израиль – это евреи, замученные в Холокост. Конечно это огромнейшее горе. Но разве пострадали одни евреи? Во Вторую Мировую войну погибли не только евреи иудеи, но и евреи христиане, а также десятки миллионов людей из разных народов и религий. Кто «мы» исцелился ранами Израиля?

  1. Иисус был мучим за наши грехи и беззакония (см. Рим.8:3, 2Кор.5:21).
  2. Наказание всего мира Иисус взял на Себя (см. Иоан.1:29)
  3. Его ранами каждый человек получит исцеление от рабства греха, от болезней и смерти, наследовав вечную жизнь.

Ис. 53:6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

Кто «мы» блуждали как овцы? Как может любящий Бог возложить грехи всех людей на Израильтян? Израиль это Его любимый первенец (см. Исх.4:22). Израиль страдал только за свои грехи, причем Бог его долго терпел и постоянно прощал.

  1. Иисус сравнивал Себя пастырем овец, которые совратились с пути (см. Иоан.10:11, Матф.9:36,26:31).
  2. Бог возложил на Иисуса грехи всех людей. В этом акте самопожертвования была явлена великая любовь Божья к каждому человеку (см. Рим.5:8).

Ис. 53:7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.

Когда это Израиль страдал добровольно? Они всегда устраивали бунты и войны (вспомните восстание Маккавеев и Иудейские войны). Израильтян силой поработили, и они всегда пытались вырваться из под ига, истребляя при этом язычников.

  1. Иисус был истязуем и страдал добровольно. Он знал на что идет, что видно в Его страданиях в Гефсиманском саду (см. Матф.26:39).
  2. Он не кричал и не ругался на истязателей, но был кроток как агнец (см. Деян.8:32).

Ис. 53:8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.

Когда судили страну Израиль? Как народ Израильский отторгнут от земли живых? Он до сих пор жив. Как народ Израиль претерпел казнь за свои же преступления (народа Моего)? Это масло масляное.

  1. Иисуса судили.
  2. Иисус был убит.
  3. Иисус претерпел казнь, в том числе за преступления Изральского народа.

Ис. 53:9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

Как народ можно похоронить в гробу со злодеями? Как целый народ можно погрести в могиле богатого? Как остаток Израиля может умереть, т.е. исчезнуть, ведь он на то и остаток, что должен остаться. Разве народ Израиль не сделал греха? Разве Израильтяне не лгали? В книге Исаии множество раз говорится о большей греховности Израиля (см. Ис 43:22-25, 48:9, 50:1).

  1. Иисуса должны были похоронить с преступниками, ведь Он был судим, как злодей и распят, как отъявленный разбойник.
  2. Богатый влиятельный человек Иосиф договорился, на самом высоком уровне с самим Пилатом, чтобы Иисуса похоронили в приготовленном им для себя новом гробе (см. Матф.27:57-60).
  3. Иисус не сделал греха и не лгал (см. 1Пет.2:22, 2Кор.5:21).

Ис. 53:10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

Как у народа душа принесет жертву? Почему тут применяется термин жертвоприношения в храме – жертва повинности? Как Израиль узрит потомство? Потомство может быть у человека. Когда это воля Господня исполнялась рукой Израиля, тем более успешно? Все время Израиль делает неугодное в очах Божьих, что отражено в обличениях практически всех пророков.

  1. Бог Сам предал на мучение Иисуса (см. Иоан.3:16).
  2. Иисус был жертвенным агнцем, поэтому термин жертвоприношения применен правильно (см. Иоан.1:29, Рим.3:25).
  3. У Иисуса огромное долговечное потомство из усыновленных Им людей, христиан.
  4. Воля Божья Иисусом выполнялась успешно.

Ис. 53:11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

Какой подвиг сделал Израиль? Как это через познание Израиля, сам народ Израиля оправдает многих? Неужели Израиль праведник? Каким образом Израиль оправдает многих и грехи их на себе понесет? Как грехи язычников окажутся на народе Израилевом? Народ Израиля страдал только за свои грехи, о чем их постоянно упрекали пророки. В целом, в законе Божьем сказано, что наказание несет тот, кто согрешил, а не другой (см. Иез.18:20).

  1. Иисус совершил подвиг на Голгофе.
  2. Через познание Иисуса, Сам Иисус оправдает многих, ведь Он есть путь истина и жизнь.
  3. Иисусу понес на Себе грехи многих, являясь Творцом и Искупителем, став заместительной жертвой за Своё творение.

Ис. 53:12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Когда это Бог дал Израилю быть среди великих? Когда Израильтяне вместе с сильными делили добычу побежденных? Когда это евреям, были даны такие благословения за то, что они умерли? Как в целом народ Израиля предал душу на смерть? Когда Израильтяне были причтены к злодеям? Как Израильтяне понесли на себе грех многих? Когда и каким образом народ Израиля сделался ходатаем за преступников? О каких преступниках идет речь, ведь не мог народ Божий ходатайствовать сам за себя или за язычников?

  1. Иисус после Голгофы был возвеличен. Сейчас Он с 24 старцами не Небесах (см. Откр. 5 глава).
  2. Скоро Он вернется с Ангелами и будет вершить суд (см. Матф.24:31, 1Фесс.4:16).
  3. Вознаграждение связано с тем, что Христос проявил самопожертвование и предал Себя на смерть.
  4. Иисус был причтен к злодеям, был распят как разбойник между убийцами.
  5. Христос понес на Себе грех многих и стал ходатаем даже за преступников, что было явлено сразу на Голгофе на примере с одним из разбойников.

Как мы видим, ни в одном пункте пророчество не может быть отнесено к народу Израильскому и его остатку. Зато АБСОЛЮТНО все пункты отлично походят к Иисусу. По теории вероятности, два совпадения в одном человеке практически не возможны, а несколько десятков совпадений – 35! в столь коротком отрывке — по теории вероятности — это ноль процентов. Но в Иисусе все совпало!

Может ли в 52, 53 главе пророка Исаии раб быть Израилем, а не Иисусом Христом? Толкование

В 52,53 главах книги пророка Исаии мы видим краткую Новозаветную историю о миссии Иисуса Христа. Почему так много совпадений – 35 – на такой короткий отрывок текста? Тут возможны 3 варианта:

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 53:8 / Ис 53:8

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.

Афанасий Великий (~295−373)

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь

Изучив родословие всех святых, можно о каждом с самого начала рассказать: кто он, и от кого произошел; но родословие Того, Кто соделывается Жизнию, слово Божие именует неисповедимым. Посему о ком же говорит это божественное Писание? Или чем Он так велик, что столько предвозвещают о Нем Пророки?

Но в Писаниях не найдешь никого иного, кроме общего всех Спасителя, Божия Слова, Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Он произошел от Девы, явился на земли человеком, и родословие Его по плоти — неисповедимо; потому что никто не может наименовать Отца Его по плоти, так как тело Его не от мужа, но от одной Девы. Как можно указать, по родословию, отцов Давидова, Моисеева и всех Патриархов; так Спасителева рождения, по плоти, никто не может произвести по родословию от мужа. Он соделал, что телесное Его рождение указала звезда; потому что Слову, нисходящему с неба, надлежало иметь и знамение на небе, и рождающегося Царя твари должна была ясно познать вся тварь. И действительно, родился Он в Иудеи, и персы пришли поклониться Ему. Еще прежде явления Своего в теле одерживает Он победу над сопротивными демонами и торжествует над идолослужением. Язычники повсюду, проклиная отеческий навык и идольское безбожие, возлагают, наконец, упование на Христа и Ему вручают себя, как можно это видеть собственными своими глазами. Не в иное время прекратилось и египетское безбожие, но именно, когда снизшел туда телом, как на облаке носимый, Господь вселенной, и упразднил идольскую прелесть, всех же привел к Себе, а чрез Себя — к Отцу. Он распят, имея свидетелями солнце, тварь и приводящих Его на смерть. И смертию Его совершилось спасение всех, искуплена вся тварь. Он есть общая всех Жизнь, и в искупительную жертву за спасение всех, как овча, предал на смерть тело Свое, хотя и не веруют тому иудеи.

Источник: Слово о воплощении Бога Слова.

Иоанн Златоуст (~347−407)

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь

«От уз и суда Он был взят», — так как Он предался такому смирению, что не позволяли Ему говорить, чтобы совершенно отдалить от Него суд Вы знаете, что даже у незначительных и у людей самых преступных не отнимается право защиты и право говорить по законам, так чтобы они были совершенно лишены помощи права. Он же, по причине Своего великого смирения, ничего не говорил на суде. Смотри: пророк, кроме того, прибавляет и нечто приятное, относительно слова крестного, именно, возвещение о чудесах: «но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых». Что ты говоришь? Не о человеке ли ты говоришь? Если Он только человек, то почему никто не мог поведать о Его рождении? Невозможно, говорит. Но чтобы не было преткновения, вследствие того, что такое величайшее смирение совершалось на Кресте, смотри, каким образом пророк снова поднимает нас и показывает нам Его силу, именно: хотя Он подвержен был этим мучениям, однако «Он отторгнут от земли живых»; Он Сам живет в Боге, по сказанному: «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Колос 3:3).

«Он отторгнут от земли живых». Кто был человеком без того, чтобы не родиться? Пусть постыдятся еретики, хулящие слова пророка. Пусть никто не говорит о вечном рождении, потому что оно сокровенно; я же говорю о том рождении которое совершается в мире. Каким образом человек рождается от Девы? Каким образом без плотского соития возможно зачатие? Каким образом без мужа — отрок, и без супружеского сношения — потомство? Кто изъяснит? «Прежде нежели сочетались они, оказалось, — говорится, — что Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф 1:18). Не показан образ зачатия, но сказано: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35). Но разве, скажут, это тебе не кажется известным, и разве не знают все этого? Итак, когда обратятся к такому возражению, мы исследуем следующее: «Дух Святый найдет». Дух Святый, говорят, совершил это. Но скажи: каким образом Он это совершил? Так ли, как Бог сотворил Адама? Но это является несообразным. Из семени человека? Да не будет, и говорить это есть великое нечестие. Так ли, как Еву — из ребра? Конечно не так. Извлек ли Он что-либо из утробы и образовал ли? Я не допускаю и этого. Но ужели без Девы? И это не прилично; тогда невозможно говорить, что Он принял от Нее плоть. Итак, каким же образом? Я прежде других исповедую свое незнание: я говорю, что я не знаю. Не исследуй неиспытуемого, что сокрыто. Я говорю, что Он принял плоть от, Девы, и исповедую, что это была истинная плоть. А каким образом Он принял от Нее, я этого знать не могу. Я не мудрее пророков и не разумнее Святого Духа, Который говорил устами пророка. Дух, знающий, «яже суть Божия«, как дух человека, знающий, «яже в человеце» (ср. 1Кор2:11), не сказал ничего более, как только: «род Его кто изъяснит?» Я и ты — кто такие, чтобы исследовать неизследуемое и спрашивать о несказанном? Если человек не может изъяснить Его временного рождения, которому свидетелями бесчисленные ангелы, пророки и все творения, которое было почти подобным нашему, так как Он был по человечеству во всем подобен нам, за исключением греха, то кто настолько безумен и безрассуден, чтобы осмелиться исследовать непосредственное, несказанное и вечное рождение? Он не от этой жизни: «отторгнут от земли живых». Каким же образом «отторгнут от земли живых»? Конечно, говорит, смерть Его была не по подобию нашей природы, так как Его тело не было подвержено греховному закону, чтобы понести смертное наказание ради греха, но Он был мучен ради грехов других: «Посему и Бог превознес Его» (Флп 2:9). Видишь ли, какое благо быть мучимым за других? Но мы, скажут, каким образом удостоверимся, если рождение Его неизреченно, «Он отторгнут от земли живых», мы Его не видим и не понимаем Его рождения? Пророк говорит это, чтобы жестоковыйные и неразумные научились, что Он умер по плоти, но не по божеству. Он не оставался между мертвыми, но жил у Бога, по сказанному: «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян 2:31), — так что ясно, что это относится к божеству. Он умер не за свои грехи, но за грехи других, — смертною природою, но не живою. «За преступления народа Моего претерпел казнь». Симмах говорит: «ради беззаконий людей Моих».

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Имеется у Исаии одно изречение о Христе такое: «Род Его кто изъяснит? потому что вземлется от земли жизнь Его» (Ис 53:8) . Но блаженный пророк употребляет это изречение о Боге Слове и «род» говорит вместо «существования». Кто, в самом деле, в состоянии выразить словом образ существования Единородного? Какой язык изъяснит неизреченное рождение Сына от Отца? Или какой ум будет силен для этого? Что Он рожден от Бога и Отца, это мы знаем и этому веруем. Но «как», это считаем недоступным никакому уму и опасным для исследования, ибо не должно искать глубочайшего и исследовать труднейшего, но размышлять о том, что заповедано (Сир 3:21−22), и непоколебимо веровать относительно Бога, «что Он существует воистину и ищущим мздовоздаятелем бывает» (Евр 11:6), — и уже не искать, по Писанию, того, что выше ума и разумения, не только наших, но и всякой твари или всякого созданного разумного существа. Кто же поэтому Единородного «род изъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его», то есть слово о существовании Его является выше всего, существующего на земле, ибо жизнью и здесь опять называет существование.

Источник: Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.

Лопухин А.П. (1852−1904)

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь

От уз и суда Он был взят… В толковании на это место блаженный Иероним говорит: «от тесноты и от суда был взят», или LXX перевели — «в уничижении суд Его был взят», [в Славянском переводе с 70-и — Во смирении Его суд Его взятся; Прим ред.] означает то, что после напасти и суда Он возшел к Отцу победителем, или что Судия всех не нашел справедливого суда, «но без всякой вины был осужден Мессия по причине возмущения иудеев и по согласию Пилата» (блаженный Иероним — Толк на 53 гл. пр. Исаии).

Согласно с ним объясняет данное место и святой Кирилл Александрийский: итак, воистину «во смирении суд Его взятся:» ибо после того, как Он показался им покорным и весьма смущенным, они с поспешностью произнесли относительно Его решение и суд Так именно поступают некоторые из судей, которые мало заботятся о точности и истине, судят же более по личности, но не по фактам» (см. в комм. СПб. проф. 821).

Следовательно, по смыслу святоотеческого экзегезиса выходит, что вышеприведенные слова пророка говорят об отсутствии правильного суда над Мессией, благодаря тем злоупотреблениям, какие позволили себе Его пристрастные судьи, пользуясь Его кротостью и смирением. Справедливость такого толкования комментарий СПб. профессоров подтверждает и филологическим анализом текста.

«Если евр — ocer — понимать сообразно употреблению корня сего слова, глагола асеаr, — в различных местах Священного Писания (ср. 3Цар 18:44; 4Цар 4:24; Иов 4:2; 12:15), то оно должно значить: «задержание», а в соединении с mischpath — «суд» — «задержание приговора», «защита». Таким образом, смысл выражения — meocer umimmischpat luccah — таков: «Отрок Господень был лишен защиты и правильного суда». Как показывает история суда над Христом Спасителем, действительно, при совершении его не были исполнены главные условия правильного судопроизводства по действовавшему у иудеев уголовному праву. Требовавшееся этим правом замедление относительно приведения в исполнение смертного приговора и разрешение всякому, могущему что-либо сказать в пользу осужденного, говорить это, во время совершения над Христом Спасителем смертного приговора, не имели применения» (Комм. СПб. проф., с. 821−822).

Такое понимание данного места подтверждается, по-видимому, его новозаветной параллелью: «в уничижении Его суд Его совершен» (Деян 8:33), т. е. неправедный суд над Господом произошел приспособительно к тому стесненному положению, в котором Он находился.

Но род Его кто изъяснит? «Это — едва ли не самое трудное для истолкования место из всей 53 гл. Непонятно здесь, прежде всего, противоположение новой мысли с предыдущей («но»); загадочным является и самый предмет речи — тот «род», о котором здесь говорится; наконец, совершенно неясна связь этого места с предыдущим и последующим контекстом. Наибольшую трудность представляет определение главного понятия — «рода» Мессии, которого никто не может изъяснить. В объяснении его существует множество различных предположений. Разнообразие их — по верному замечанию ученых комментаторов — обусловливается разностью понимания евр слова — dor — «род», которое имеет два основных значения: вращение во времени и вращение в пространстве, так что по первому значению из него развиваются конкретные понятия: период жизни, род, поколение (настоящее = современники, прошедшее = предки, будущее — потомки), а по второму: жилище человека, его духа, т. е. тело, — его предков, т. е. гробница» (Комм. СПб. проф. 822).

Дум откровенно сознается, что «из многих возможных переводов трудно выбрать правильный» (schwer wählen). Большинство экзегетов, во главе со святоотеческими (блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский, святой Иоанн Златоуст и др.) придерживается первого толкования, т. е. объясняет слово — dor в смысле вращения во времени, происхождения, поколения, потомства.

Некоторые из святых отцов и некоторые из новейших экзегетов (Штир и Нэильс6ах) толкуют слово dor в смысле «потомства», понимаемого, конечно, в духовном смысле, т. е. «рода или поколения детей Божиих» (См. подробнее об этом у И. Григорьева, который и сам предпочитает это толкование с. 220−221). Иные объясняют слово dor, как определение «жизни» или, точнее, «продолжительность жизни» Мессии, которая вся была сплошным недоразумением в глазах большинства иудеев (Лютер, Витринг, Урвик).

Наконец, большинство новейших экзегетов усматривает здесь указание на современное Иисусу Христу поколение, т. е. на Его «современников», для огромного большинства которых было совершенно непонятно все, что происходило с Ним (Розенмюллер, Гезениус, Реусс, Гизбрехт, Делич, Дильжанн, Властов и др).

Вторая группа экзегетов, придерживающаяся истолкования корня схх в смысле указания на место, гораздо малочисленнее, но и она имеет в своей среде авторитетные имена. Так, к ней принадлежит Кнобель, который довольно фантастично видит в слове dor указание на «могилу» Мессии, которой-де никто не знает. Дум (Duhm) придает более общий смысл слову dor, как указание на «место» вообще. Наконец, авторы комментария СПб. Академии видят здесь более частное указание на пречистое «тело» Спасителя, как место жилища Его духа (См. 823 с.). Уже одно это множество и разнообразие приведенных мнений достаточно говорит о спорности вопроса и неясности его решения.

Недаром, автор одного из самых новейших комментариев на кн. пророка Исаии после подробного разбора всех приведенных толкований, безнадежно замечает, что «ни одно из этих толкований не является удовлетворительным» (Condamin). Отсюда у него, как и у некоторых др. экзегетов, родилась даже догадка, не лишенная остроумия: не имеем ли мы в данном примере какой-либо случайной порчи текста; не следует ли вместо непонятного здесь слова doro поставить совершенно уместный в речи о суде юридический термин deboro, что значит «причина, вина» (2Пар 19:6)? И тогда весь этот стих толкуется легко и ясно: «вы лишили Его праведного Суда? Но кто из вас знает причину этого, кто может назвать Его вину, достойную такого ужасного приговора» (Condamin Le Lіvrе d'lsaie, 321 с. Paris 1905). Если же, во что бы то ни стало, держаться существующего текста (dor), то сообразнее всего с контекстом речи будет истолкование его, в смысле Божественного «происхождения» Мессии, которое было сокрыто от глаз Его мучителей («Отче! прости им, ибо не знают, что делают» Лк 23:34).

«Кто будет говорить об Его роде? О славных свойствах Его природы, когда Он взят в темницу и на суд, предан на смерть? Кто может подумать, или уверовать в славу Его рода, видя такое Его унижение? Здесь (как и во всей главе) противопоставляются видимое уничижение и сокровенная слава Мессии Божественной природе Его, или прославление человеческой природы по страдании», — говорит автор одной из лучших диссертаций на кн. пророка Исаии, который в подтверждение своего взгляда делает удачные ссылки на многие новозаветные места (Ин 19:9; Мк 14:61−62), а также на свидетельство Иустина Философа (иер Фаддей «Единство кн. пр. Исаии», с. 212−213, примеч. Троице-Сергиевой Лавры 1901 г.).

Итак, в заключение всего, мы приходим к выводу, что в словах пророка — род же Его кто изъяснит? — даю скрытое противопоставление унизительного вида и бедного, незнатного земного происхождения Мессии (2−3 ст.) Его действительному, небесному величию, Его предвечному рождению от Отца и Его Божескому достоинству. Очевидно, слова эти вырвались из груди пророка, как «своего рода» лирический вздох верующей души, глубоко пораженной таким резким несоответствием между данным фактом (жизнь и учение Мессии и его людской оценкой (крестная смерть за это).

Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Самым лучшим истолкованием этих слов мы считаем понимание их в смысле ответа на предыдущий вопрос; причем сначала дается сжатый и образный ответ, а затем, он поясняется. На заданный выше вопрос — род же Его кто изъяснит? — пророк сам же и отвечает: «никто, ибо это доказано не только словом, но и делом: в течение всей земной жизни Спасителя огромное большинство иудеев относилось к Нему презрительно и высокомерно, и следовательно, вовсе Его не понимало. Такое же полное недомыслие обнаружило оно и в самый решительный момент, при завершении земного служения Иисуса Христа, тем самым, что эта неразумная толпа, во главе со своими слепыми вождями, довела Его до крестной смерти. Именно, эту последнюю мысль преимущественно, и оттеняет стоящее здесь выражение, — Отторгнут от земли живых, — еще яснее переведенное у LXX и в Славянском яко вземлется от земли живот Его, указывающее на смерть, вообще, и на насильственную, в частности.

Дальнейшие слова текста — За преступления народа Моего претерпел казнь — дают повторение и разъяснение предыдущей мысли — о крестной смерти Мессии. Этот параллелизм мыслей, с которым мы так часто встречаемся у пророка Исаии (равно как и у многих др. библейских авторов) — необходимая дань законам еврейской поэзии, стихотворным размером которой написано большинство его вдохновенных речей и, в частности, рассматриваемая нами величайшая поэма (Ис 52:13; 53).

По мысли своей, данная фраза очень близко стоит к содержанию пятого стиха, но с тем некоторым различием, что в ней резче подчеркивается вся черная неблагодарность и вся крайняя преступность иудейского народа: тот народ, который был избранником Бога («народ свой») и за преступления которого, прежде всего, и пострадал Христос, он-то именно и явился активным исполнителем смертной казни над Ним, усиленно добиваясь ее, даже вопреки желанию римского правительства (Понтия Пилата).

Изучив родословие всех святых, можно о каждом с самого начала рассказать: кто он, и от кого произошел; но родословие Того, Кто соделывается Жизнию, слово Божие именует неисповедимым. Посему о ком же говорит это божественное Писание? Или чем Он так велик, что столько предвозвещают о Нем Пророки?

Но в Писаниях не найдешь никого иного, кроме общего всех Спасителя, Божия Слова, Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Он произошел от Девы, явился на земли человеком, и родословие Его по плоти – неисповедимо; потому что никто не может наименовать Отца Его по плоти, так как тело Его не от мужа, но от одной Девы. Как можно указать, по родословию, отцов Давидова, Моисеева и всех Патриархов; так Спасителева рождения, по плоти, никто не может произвести по родословию от мужа. Он соделал, что телесное Его рождение указала звезда; потому что Слову, нисходящему с неба, надлежало иметь и знамение на небе, и рождающегося Царя твари должна была ясно познать вся тварь. И действительно, родился Он в Иудеи, и персы пришли поклониться Ему. Еще прежде явления Своего в теле одерживает Он победу над сопротивными демонами и торжествует над идолослужением. Язычники повсюду, проклиная отеческий навык и идольское безбожие, возлагают, наконец, упование на Христа и Ему вручают себя, как можно это видеть собственными своими глазами. Не в иное время прекратилось и египетское безбожие, но именно, когда снизшел туда телом, как на облаке носимый, Господь вселенной, и упразднил идольскую прелесть, всех же привел к Себе, а чрез Себя – к Отцу. Он распят, имея свидетелями солнце, тварь и приводящих Его на смерть. И смертию Его совершилось спасение всех, искуплена вся тварь. Он есть общая всех Жизнь, и в искупительную жертву за спасение всех, как овча, предал на смерть тело Свое, хотя и не веруют тому иудеи.

Слово о воплощении Бога Слова.

Свт. Иоанн Златоуст

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь

«От уз и суда Он был взят», – так как Он предался такому смирению, что не позволяли Ему говорить, чтобы совершенно отдалить от Него суд. Вы знаете, что даже у незначительных и у людей самых преступных не отнимается право защиты и право говорить по законам, так чтобы они были совершенно лишены помощи права. Он же, по причине Своего великого смирения, ничего не говорил на суде. Смотри: пророк, кроме того, прибавляет и нечто приятное, относительно слова крестного, именно, возвещение о чудесах: «но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых». Что ты говоришь? Не о человеке ли ты говоришь? Если Он только человек, то почему никто не мог поведать о Его рождении? Невозможно, говорит. Но чтобы не было преткновения, вследствие того, что такое величайшее смирение совершалось на Кресте, смотри, каким образом пророк снова поднимает нас и показывает нам Его силу, именно: хотя Он подвержен был этим мучениям, однако «Он отторгнут от земли живых»; Он Сам живет в Боге, по сказанному: «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Колос.3:3).

«Он отторгнут от земли живых». Кто был человеком без того, чтобы не родиться? Пусть постыдятся еретики, хулящие слова пророка. Пусть никто не говорит о вечном рождении, потому что оно сокровенно; я же говорю о том рождении которое совершается в мире. Каким образом человек рождается от Девы? Каким образом без плотского соития возможно зачатие? Каким образом без мужа – отрок, и без супружеского сношения – потомство? Кто изъяснит? «Прежде нежели сочетались они, оказалось, – говорится, – что Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф.1:18). Не показан образ зачатия, но сказано: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35). Но разве, скажут, это тебе не кажется известным, и разве не знают все этого? Итак, когда обратятся к такому возражению, мы исследуем следующее: «Дух Святый найдет». Дух Святый, говорят, совершил это. Но скажи: каким образом Он это совершил? Так ли, как Бог сотворил Адама? Но это является несообразным. Из семени человека? Да не будет, и говорить это есть великое нечестие. Так ли, как Еву – из ребра? Конечно не так. Извлек ли Он что-либо из утробы и образовал ли? Я не допускаю и этого. Но ужели без Девы? И это не прилично; тогда невозможно говорить, что Он принял от Нее плоть. Итак, каким же образом? Я прежде других исповедую свое незнание: я говорю, что я не знаю. Не исследуй неиспытуемого, что сокрыто. Я говорю, что Он принял плоть от, Девы, и исповедую, что это была истинная плоть. А каким образом Он принял от Нее, я этого знать не могу. Я не мудрее пророков и не разумнее Святого Духа, Который говорил устами пророка. Дух, знающий, «яже суть Божия«, как дух человека, знающий, «яже в человеце» (ср. 1Кор.2:11), не сказал ничего более, как только: «род Его кто изъяснит?» Я и ты – кто такие, чтобы исследовать неизследуемое и спрашивать о несказанном? Если человек не может изъяснить Его временного рождения, которому свидетелями бесчисленные ангелы, пророки и все творения, которое было почти подобным нашему, так как Он был по человечеству во всем подобен нам, за исключением греха, то кто настолько безумен и безрассуден, чтобы осмелиться исследовать непосредственное, несказанное и вечное рождение? Он не от этой жизни: «отторгнут от земли живых». Каким же образом «отторгнут от земли живых»? Конечно, говорит, смерть Его была не по подобию нашей природы, так как Его тело не было подвержено греховному закону, чтобы понести смертное наказание ради греха, но Он был мучен ради грехов других: «Посему и Бог превознес Его» (Флп.2:9). Видишь ли, какое благо быть мучимым за других? Но мы, скажут, каким образом удостоверимся, если рождение Его неизреченно, «Он отторгнут от земли живых», мы Его не видим и не понимаем Его рождения? Пророк говорит это, чтобы жестоковыйные и неразумные научились, что Он умер по плоти, но не по божеству. Он не оставался между мертвыми, но жил у Бога, по сказанному: «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян.2:31), – так что ясно, что это относится к божеству. Он умер не за свои грехи, но за грехи других, – смертною природою, но не живою. «За преступления народа Моего претерпел казнь». Симмах говорит: «ради беззаконий людей Моих».

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Во смирении Его суд Его взятся: род же Его кто исповесть? яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий людий Моих ведеся на смерть

См. Толкование на Ис. 53:7

Имеется у Исаии одно изречение о Христе такое: «Род Его кто изъяснит? потому что вземлется от земли жизнь Его» (Ис. 53:8) . Но блаженный пророк употребляет это изречение о Боге Слове и «род» говорит вместо «существования». Кто, в самом деле, в состоянии выразить словом образ существования Единородного? Какой язык изъяснит неизреченное рождение Сына от Отца? Или какой ум будет силен для этого? Что Он рожден от Бога и Отца, это мы знаем и этому веруем. Но «как», это считаем недоступным никакому уму и опасным для исследования, ибо не должно искать глубочайшего и исследовать труднейшего, но размышлять о том, что заповедано (Сир. 3:21–22), и непоколебимо веровать относительно Бога, «что Он существует воистину и ищущим мздовоздаятелем бывает» (Евр. 11:6), – и уже не искать, по Писанию, того, что выше ума и разумения, не только наших, но и всякой твари или всякого созданного разумного существа. Кто же поэтому Единородного «род изъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его», то есть слово о существовании Его является выше всего, существующего на земле, ибо жизнью и здесь опять называет существование.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.

Блж. Иероним Стридонский

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь

См. Толкование на Ис. 53:7

Лопухин А.П.

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь

От уз и суда Он был взят… В толковании на это место блаженный Иероним говорит: «от тесноты и от суда был взят», или LXX перевели - «в уничижении суд Его был взят», [в Славянском переводе с 70-и - Во смирении Его суд Его взятся; Прим. ред.] означает то, что после напасти и суда Он возшел к Отцу победителем, или что Судия всех не нашел справедливого суда, «но без всякой вины был осужден Мессия по причине возмущения иудеев и по согласию Пилата» (блаженный Иероним - Толк. на 53 гл. пр. Исаии).

Согласно с ним объясняет данное место и святой Кирилл Александрийский: итак, воистину «во смирении суд Его взятся:» ибо после того, как Он показался им покорным и весьма смущенным, они с поспешностью произнесли относительно Его решение и суд. Так именно поступают некоторые из судей, которые мало заботятся о точности и истине, судят же более по личности, но не по фактам» (см. в комм. СПб. проф. 821).

Следовательно, по смыслу святоотеческого экзегезиса выходит, что вышеприведенные слова пророка говорят об отсутствии правильного суда над Мессией, благодаря тем злоупотреблениям, какие позволили себе Его пристрастные судьи, пользуясь Его кротостью и смирением. Справедливость такого толкования комментарий СПб. профессоров подтверждает и филологическим анализом текста.

«Если евр. - ocer - понимать сообразно употреблению корня сего слова, глагола асеаr, - в различных местах Священного Писания (ср. 3 Цар. 18:44; 4 Цар. 4:24; Иов. 4:2; 12:15), то оно должно значить: «задержание», а в соединении с mischpath - «суд» - «задержание приговора», «защита». Таким образом, смысл выражения - meocer umimmischpat luccah - таков: «Отрок Господень был лишен защиты и правильного суда». Как показывает история суда над Христом Спасителем, действительно, при совершении его не были исполнены главные условия правильного судопроизводства по действовавшему у иудеев уголовному праву. Требовавшееся этим правом замедление относительно приведения в исполнение смертного приговора и разрешение всякому, могущему что-либо сказать в пользу осужденного, говорить это, во время совершения над Христом Спасителем смертного приговора, не имели применения» (Комм. СПб. проф., с. 821-822).

Такое понимание данного места подтверждается, по-видимому, его новозаветной параллелью: «в уничижении Его суд Его совершен» (Деян. 8:33), т. е. неправедный суд над Господом произошел приспособительно к тому стесненному положению, в котором Он находился.

Но род Его кто изъяснит? «Это - едва ли не самое трудное для истолкования место из всей 53 гл. Непонятно здесь, прежде всего, противоположение новой мысли с предыдущей («но»); загадочным является и самый предмет речи - тот «род», о котором здесь говорится; наконец, совершенно неясна связь этого места с предыдущим и последующим контекстом. Наибольшую трудность представляет определение главного понятия - «рода» Мессии, которого никто не может изъяснить. В объяснении его существует множество различных предположений. Разнообразие их - по верному замечанию ученых комментаторов - обусловливается разностью понимания евр. слова - dor - «род», которое имеет два основных значения: вращение во времени и вращение в пространстве, так что по первому значению из него развиваются конкретные понятия: период жизни, род, поколение (настоящее = современники, прошедшее = предки, будущее - потомки), а по второму: жилище человека, его духа, т. е. тело, - его предков, т. е. гробница» (Комм. СПб. проф. 822).

Дум откровенно сознается, что «из многих возможных переводов трудно выбрать правильный» (schwer wählen). Большинство экзегетов, во главе со святоотеческими (блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский, святой Иоанн Златоуст и др.) придерживается первого толкования, т. е. объясняет слово - dor в смысле вращения во времени, происхождения, поколения, потомства.

Некоторые из святых отцов и некоторые из новейших экзегетов (Штир и Нэильс6ах) толкуют слово dor в смысле «потомства», понимаемого, конечно, в духовном смысле, т. е. «рода или поколения детей Божиих» (См. подробнее об этом у И. Григорьева, который и сам предпочитает это толкование с. 220-221). Иные объясняют слово dor, как определение «жизни» или, точнее, «продолжительность жизни» Мессии, которая вся была сплошным недоразумением в глазах большинства иудеев (Лютер, Витринг, Урвик).

Наконец, большинство новейших экзегетов усматривает здесь указание на современное Иисусу Христу поколение, т. е. на Его «современников», для огромного большинства которых было совершенно непонятно все, что происходило с Ним (Розенмюллер, Гезениус, Реусс, Гизбрехт, Делич, Дильжанн, Властов и др).

Вторая группа экзегетов, придерживающаяся истолкования корня схх в смысле указания на место, гораздо малочисленнее, но и она имеет в своей среде авторитетные имена. Так, к ней принадлежит Кнобель, который довольно фантастично видит в слове dor указание на «могилу» Мессии, которой-де никто не знает. Дум (Duhm) придает более общий смысл слову dor, как указание на «место» вообще. Наконец, авторы комментария СПб. Академии видят здесь более частное указание на пречистое «тело» Спасителя, как место жилища Его духа (См. 823 с.). Уже одно это множество и разнообразие приведенных мнений достаточно говорит о спорности вопроса и неясности его решения.

Недаром, автор одного из самых новейших комментариев на кн. пророка Исаии после подробного разбора всех приведенных толкований, безнадежно замечает, что «ни одно из этих толкований не является удовлетворительным» (Condamin). Отсюда у него, как и у некоторых др. экзегетов, родилась даже догадка, не лишенная остроумия: не имеем ли мы в данном примере какой-либо случайной порчи текста; не следует ли вместо непонятного здесь слова doro поставить совершенно уместный в речи о суде юридический термин deboro, что значит «причина, вина» (2 Пар. 19:6)? И тогда весь этот стих толкуется легко и ясно: «вы лишили Его праведного Суда? Но кто из вас знает причину этого, кто может назвать Его вину, достойную такого ужасного приговора» (Condamin Le Lіvrе d'lsaie, 321 с. Paris 1905). Если же, во что бы то ни стало, держаться существующего текста (dor), то сообразнее всего с контекстом речи будет истолкование его, в смысле Божественного «происхождения» Мессии, которое было сокрыто от глаз Его мучителей («Отче! прости им, ибо не знают, что делают» Лк. 23:34).

«Кто будет говорить об Его роде? О славных свойствах Его природы, когда Он взят в темницу и на суд, предан на смерть? Кто может подумать, или уверовать в славу Его рода, видя такое Его унижение? Здесь (как и во всей главе) противопоставляются видимое уничижение и сокровенная слава Мессии Божественной природе Его, или прославление человеческой природы по страдании», - говорит автор одной из лучших диссертаций на кн. пророка Исаии, который в подтверждение своего взгляда делает удачные ссылки на многие новозаветные места (Ин. 19:9; Мк. 14:61-62), а также на свидетельство Иустина Философа (иер. Фаддей «Единство кн. пр. Исаии», с. 212-213, примеч. Троице-Сергиевой Лавры 1901 г.).

Итак, в заключение всего, мы приходим к выводу, что в словах пророка - род же Его кто изъяснит? - даю скрытое противопоставление унизительного вида и бедного, незнатного земного происхождения Мессии (2-3 ст.) Его действительному, небесному величию, Его предвечному рождению от Отца и Его Божескому достоинству. Очевидно, слова эти вырвались из груди пророка, как «своего рода» лирический вздох верующей души, глубоко пораженной таким резким несоответствием между данным фактом (жизнь и учение Мессии и его людской оценкой (крестная смерть за это).

Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Самым лучшим истолкованием этих слов мы считаем понимание их в смысле ответа на предыдущий вопрос; причем сначала дается сжатый и образный ответ, а затем, он поясняется. На заданный выше вопрос - род же Его кто изъяснит? - пророк сам же и отвечает: «никто, ибо это доказано не только словом, но и делом: в течение всей земной жизни Спасителя огромное большинство иудеев относилось к Нему презрительно и высокомерно, и следовательно, вовсе Его не понимало. Такое же полное недомыслие обнаружило оно и в самый решительный момент, при завершении земного служения Иисуса Христа, тем самым, что эта неразумная толпа, во главе со своими слепыми вождями, довела Его до крестной смерти. Именно, эту последнюю мысль преимущественно, и оттеняет стоящее здесь выражение, - Отторгнут от земли живых, - еще яснее переведенное у LXX и в Славянском яко вземлется от земли живот Его, указывающее на смерть, вообще, и на насильственную, в частности.

Дальнейшие слова текста - За преступления народа Моего претерпел казнь - дают повторение и разъяснение предыдущей мысли - о крестной смерти Мессии. Этот параллелизм мыслей, с которым мы так часто встречаемся у пророка Исаии (равно как и у многих др. библейских авторов) - необходимая дань законам еврейской поэзии, стихотворным размером которой написано большинство его вдохновенных речей и, в частности, рассматриваемая нами величайшая поэма (Ис. 52:13; 53).

По мысли своей, данная фраза очень близко стоит к содержанию пятого стиха, но с тем некоторым различием, что в ней резче подчеркивается вся черная неблагодарность и вся крайняя преступность иудейского народа: тот народ, который был избранником Бога («народ свой») и за преступления которого, прежде всего, и пострадал Христос, он-то именно и явился активным исполнителем смертной казни над Ним, усиленно добиваясь ее, даже вопреки желанию римского правительства (Понтия Пилата).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: