Государство вправе осуществлять власть исключительно в пределах государственной территории

Обновлено: 28.03.2024

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

2.1. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Комментарий к Ст. 67 Конституции Российской Федерации

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации, о котором говорится в ч. 1 ст. 4 Конституции, где речь идет о территории Российской Федерации как целостного государства, обладающего единым экономическим, политическим и правовым пространством. В рассматриваемой части определяется состав государственной территории России, т.е. перечисляются принадлежащие ей пространства, в пределах которых государство осуществляет свой суверенитет.

Территория — неотъемлемый признак государственности, пространственный предел государственной власти. Конституция устанавливает, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию. Государство распоряжается своей территорией. Территориальное верховенство — это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории.

Территория Российской Федерации — исторически сложившееся государственное и территориальное единство Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации, включающая в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними; целостность территории Российской Федерации — единство находящихся под суверенитетом Российской Федерации территории Российской Федерации, обязывающее иностранные государства воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами устава Организации объединенных Наций против суверенитета Российской Федерации, политической независимости, в том числе от любых действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой; принятие в состав Российской Федерации участка территории иностранного государства — процедура, предусматривающая изменение Государственной границы Российской Федерации в результате включения в состав Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации или изменение Государственной Границы Российской Федерации и территории субъекта Российской Федерации в результате включения в состав субъекта Российской Федерации участка территории иностранного государства*(342).

Обращает на себя внимание нетрадиционный подход составителей Конституции к определению состава государственной территории Российской Федерации. В международном праве под государственной территорией традиционно понимаются различные пространства земной поверхности (сухопутной и водной), воздушное пространство, принадлежащие определенному государству, в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство. Такой подход нашел отражение и в ст. 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»*(343), в соответствии с которой государственную территорию Российской Федерации образуют суша, вода, недра и воздушное пространство.

Нововведением Конституции следует считать включение в состав государственной территории Российской Федерации и территории ее субъектов, что, по-видимому, обусловливается федеративным устройством Российского государства.

Территория Российской Федерации одновременно является территорией ее субъектов.

Из текста ч. 1 ст. 67 следует, что каждый субъект Федерации имеет собственную территорию. Правовой статус территории субъектов помимо федеральной Конституции определяется также их конституциями и уставами. В большинстве конституций и уставов субъектов Федерации прямо отражено, что территория субъекта Федерации является частью территории Российской Федерации (см. комментарий к ст. 65, 66). Территория любого субъекта Федерации есть составная часть российской территории, непосредственно входящая в нее. Например, факт нахождения автономного округа в составе края или области не означает, что он входит в состав Федерации опосредованно*(344). Территория автономного округа является составной частью территории Российской Федерации. К такому выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении по делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации»*(345).

Вхождение в состав Российской Федерации предопределяет и ограниченность полномочий ее субъекта в отношении его территории. На территории каждого субъекта Российская Федерация осуществляет дискреционные полномочия по предметам ведения, установленным в ст. 71 Конституции, а также полномочия по предметам, определенным в ст. 72 Конституции. И только за этими пределами субъекты Федерации осуществляют собственные полномочия. Полномочия субъектов Федерации в отношении управления собственной территорией сводятся преимущественно к сфере определения административно-территориального устройства*(346).

Важной гарантией обладания собственной территорией являются положения конституций и уставов субъектов Федерации, согласно которым их территория не может быть изменена без согласия субъекта. Наряду с этим неприкосновенность территории субъектов Федерации обеспечивается положением о том, что всякое изменение территории подлежит согласованию с субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом.

Тем не менее Российская Федерация вправе устанавливать определенные ограничения на использование субъектами Федерации своих территорий, в частности, согласно Перечню территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан*(347), к таковым относятся некоторые территории Камчатской области, Приморского края, Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Оренбургской области, Нижегородской области, Мурманской области и Республики Карелия, Архангельской области и Коми, Свердловской области, Челябинской области, Ленинградской области, Московской области, Калининградской области, Волгоградской области, Астраханской области, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Правовой статус границ субъекта Федерации отличается от статуса Государственной границы России.

Россия — одно из самых крупных государств мира. Его территория — 17,1 млн. кв. км, а протяженность границ составляет более 58 тыс. км, из них примерно 20 тыс. км — сухопутный участок и 38 тыс. км — морской. Сухопутная граница отделяет Россию от Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Монголии, Норвегии, Украины, Финляндии, Эстонии. С Японией и США у России морская граница*(348).

Следует различать сухопутную, водную и воздушную территорию государства.

Сухопутной территорией Российского государства является вся суша, находящаяся в пределах его границ.

Водная территория включает внутренние воды и территориальное море*(349).

К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации; воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, исторически принадлежащих России, а также воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат России.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»*(350) относит к внутренним морским водам России воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат Российской Федерации согласно перечню, установленному Правительством РФ, а также морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Во внутренних водах Российская Федерация в соответствии с международным правом вправе в полном объеме осуществлять свои суверенные права и регламентировать порядок любых видов деятельности*(351).

Территориальные воды (море) — это прибрежные морские воды шириной до 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива. В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами Российской Федерации, а при их отсутствии — в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. В соответствии с международным правом Россия не относит континентальный шельф и исключительную экономическую зону в состав государственной территории. И все же для определенных случаев эти морские пространства рассматриваются в качестве государственной территории, что, однако, не противоречит международному праву.

Права и обязанности Российской Федерации в отношении континентального шельфа и исключительной экономической зоны определяются Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.*(352), Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации»*(353) (далее — Закон о шельфе), Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»*(354).

Согласно перечисленным актам континентальный шельф в юридическом смысле включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод России на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль от исходной линии, от которой отсчитывается ширина территориального моря. Если подводная окраина простирается на расстояние более 200 морских миль, внешняя граница континентального шельфа России совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) определяется как морской район, находящийся за пределами территориального моря России и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Внутренней границей ИЭЗ является внешняя граница территориального моря, а внешняя — находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Российская Федерация осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки, добычи, сохранения и управления минеральными и живыми ресурсами. Исключительное право Российская Федерация осуществляет в отношении разрешения и регулирования проведения буровых работ для любых целей, сооружения и создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений и осуществления над ними юрисдикции, касающейся таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил. Кроме того, Россия распространяет свою юрисдикцию на морские научные исследования, а также на защиту и сохранение морской среды, прокладку и эксплуатацию подводных кабелей и трубопроводов. Особенностью Закона о шельфе является то, что эти права в отношении минеральных ресурсов являются еще и исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать это без ее согласия.

В отношении исключительной морской экономической зоны прибрежное государство имеет такие же права, как и в отношении континентального шельфа, но они, кроме того, охватывают управление природными ресурсами, а также право экономической разведки и разработки указанной зоны. В исключительной экономической зоне в отличие от континентального шельфа не являются абсолютными права прибрежного государства на живые ресурсы. Так, если прибрежное государство не может само освоить допустимое количество ресурса, оно должно допустить другие государства к его остатку. Вместе с тем в исключительной зоне действуют принципы и нормы, относящиеся к режиму открытого моря (свобода судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов).

3. Часть 3 комментируемой статьи касается порядка изменения границ между субъектами Российской Федерации.

В связи с тем что территория Федерации охватывает территорию ее субъектов, устанавливается особая процедура согласования территориальных изменений. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены лишь по их взаимному согласию, но с обязательным утверждением решения Советом Федерации.

Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность государству и его верховенство - два основных признака государственной территории, которые, как правило, сосуществуют. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.

  • В состав государственной территории входят:
    • сухопутная территория в пределах государственных границ, острова и анклавы 7 независимо от их местонахождения;
    • водная территория, включающая в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), и водные пространства внутренних морских вод и территориального моря;
    • воздушная территория, включающая все воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства;
    • недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства.
    • В отечественной юридической литературе (А.М. Ладыженский, В.Н. Дурденевский, Ю.Г. Барсегов, Н.А. Ушаков), как правило, указывалось на два элемента определения юридической природы государственной территории:
      • пространственный предел осуществления власти государства;
      • объект властвования и собственность в международных отношениях либо объект публичных правомочий государства.

      территориальным и является составной частью суверенитета государства. Верховенство государства означает, что его власть - высшая власть по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории, и что на территории одного государства исключается деятельность публичной власти другого государства. Вся законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется как на собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации, а также на лиц без гражданства, находящихся в пределах территории данного государства.
      Из этого общего правила на практике действуют определенные исключения: для сотрудников иностранных дипломатических представительств, для определенных районов, например, территориальных вод и др.
      Территориальное верховенство выражается также в том, что в пределах своей территории государство может применять все соответствующие закону средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международным договором не установлено иное. Но если действие законов одного государства может распространяться за пределы его территории, в частности на своих граждан, находящихся на иностранной территории, то применение средств властного принуждения ограничено лишь собственной территорией.
      Территориальное верховенство государства включает в себя и юрисдикцию государства, т.е. права его судебных и административных органов в соответствии со своей компетенцией рассматривать и разрешать все дела на данной территории. При этом понятие территориального верховенства шире понятия юрисдикции. Кроме того, в то время как полная и исключительная власть государства ограничена пределами его территории, юрисдикция государства в ряде случаев распространяется за пределы его территории.
      Согласно международному праву, юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориальных вод и, следовательно, вне пределов его территории. Прибрежное государство, осуществляя над своим континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов, имеет исключительную юрисдикцию над находящимися в районе этого шельфа искусственными островами, установками и сооружениями. Такую же юрисдикцию прибрежное государство имеет в отношении искусственных островов, сооружений и установок, находящихся в его исключительной экономической зоне. Свою юрисдикцию государство осуществляет в отношении морских судов, плавающих под его флагом в открытом море, а также над своими воздушными судами, находящимися в международном воздушном пространстве общего пользования. Государство осуществляет также свою юрисдикцию над запущенным им в космическое пространство космическим летательным аппаратом и его экипажем.
      Таким образом, юрисдикция означает два неразрывно связанных друг с другом, но разных явления, которые принято называть предписательной юрисдикцией (prescriptive jurisdiction) и исполнительной (принудительной) юрисдикцией (enforcement jurisdiction).
      Предписательная юрисдикция - определяемая государством возможность и допустимость ожидать осуществления таких велений и требовать таких велений и требовать их осуществления.
      Исполнительная юрисдикция - определяемая государством возможность и допустимость обеспечения осуществления своих правовых велений, посредством применения мер принуждения.
      Сферы предписательной и исполнительной юрисдикции частично совпадают. Сфера исполнительной юрисдикции всегда уже сферы предписательной.
      Государственная территория, в частности земля с ее недрами, не может использоваться иностранными государствами, юридическими и физическими лицами в промышленных целях без согласия территориального суверена. Например, без такого согласия незаконны добыча полезных ископаемых на иностранной территории или рыболовство в иностранных территориальных водах. Государство в силу своего суверенитета самостоятельно решает вопрос о допуске иностранных лиц к эксплуатации ресурсов.
      Органы государственной власти и управления обычно могут осуществлять передачу или обмен небольшими участками территории, сдавать их для определенных видов пользования иностранным государствам, например в аренду. Эти действия осуществляются по международному договору между государствами, который, как правило, подлежит ратификации. При международно-правовой аренде государственной территории права пользования или владения участком территории передаются государству-арендатору, но арендованный участок продолжает оставаться государственной территорией государства-арендодателя.

      Территория в международном праве – это весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное пространство над ними.

      В пределах перечисленных пространств различают:

      1) территории государств;

      2) территории с международным режимом;

      3) территории со смешанным режимом.

      В зависимости от вида территории каждая из них имеет определенный международно-правовой статус и режим.

      Отличительной особенностью государственной территории является то, что она находится под суверенитетом конкретного государства. Территория государства имеет международно признанные границы, что достигается заключением с соседними государствами договоров о границах. В пределах своих границ государство устанавливает правовой режим территории на основе национального законодательства и международных договоров, которые оно заключает с заинтересованными иностранными государствами.

      К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами государственных территорий и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяется международным правом; государственный суверенитет на такие территории не распространяется, за исключением территорий искусственных островов, установок и сооружений, которые в соответствии с современным международным морским правом государство может строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.

      К территориям с международным режимом относят открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами государств (демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.

      Типичным примером пространства с международным режимом является космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли. Космическое пространство открыто для исследования и использования любыми государствами в интересах всего человечества в соответствии с принципами и нормами международного права.

      К территориям со смешанным режимом относят пространства Мирового океана – прилежащие зоны, континентальный шельф и исключительные экономические зоны. Отличительной особенностью статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных живых и минеральных ресурсов.

      К территориям со смешанным режимом относят также международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых имеются действующие международные договоры (Шпицберген).

      Данный текст является ознакомительным фрагментом.

      Продолжение на ЛитРес

      § 1 Общая характеристика правового регулирования наследственных отношений в международном частном праве

      § 1 Общая характеристика правового регулирования наследственных отношений в международном частном праве Наследование является одним из старейших институтов права, отличающимся известной стабильностью и, как принято считать, определенным консерватизмом. Подверженное

      Тема 3 КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

      Тема 3 КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 3.1. Понятие и виды коллизионных норм Как уже отмечалось выше, основное содержание международного частного права сводится к выявлению и поиску путей разрешения коллизионной проблемы.В МЧП «конкуренция» правовых

      3.4. Взаимность и реторсия в международном частном праве

      3.4. Взаимность и реторсия в международном частном праве Сущность взаимности состоит в предоставлении юридическим и физическим лицам иностранного государства определенного количества прав или правового режима при условии, что физические и юридические лица страны, их

      4.2. Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве

      4.2. Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве Правовая доктрина большинства других стран, включая РФ, обычно определяет гражданскую правоспособность физического лица как его способность быть носителем гражданских прав и обязанностей,

      5.1. Правовое положение государства в международном частном праве

      5.1. Правовое положение государства в международном частном праве Обычно различают два вида общественных отношений, в которых участвуют государства: а) между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями (регулируются

      Тема 6 ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

      Тема 6 ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 6.1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве Право собственности – центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом

      6.3. Правовое регулирование вопросов национализации в международном частном праве

      6.3. Правовое регулирование вопросов национализации в международном частном праве Право собственности на имущество может переходить от одного лица к другому в результате принята специальных государственных актов о национализации или приватизации имущества.

      XII ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

      XII ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Решение территориальных вопросов в строгом соответствии с общепризнанными нормами международного права является одной из основных предпосылок сохранения и укрепления международного мира. Знание и точное исполнение российскими

      § 2 Особенности правового режима доли в праве общей собственности в многоквартирном доме

      § 2 Особенности правового режима доли в праве общей собственности в многоквартирном доме Характеризуя долевую собственность в многоквартирном доме, необходимо понимать, что часть установленных ГК РФ общих правил о распоряжении долей в праве общей собственности на

      Тема 8. Ответственность в международном праве

      Тема 8. Ответственность в международном праве Санкции и ответственность относятся к числу фундаментальных категорий международно-правовой науки. Положение ответственности в правовом порядке является индикатором, ясно характеризующим степень развития этого

      § 2. Изменение правовых оснований передачи Крыма Украине («хозяйственная целесообразность») и установление Украиной режима фактической аннексии территорий Крымской области и Севастополя может стать предметом разбирательства в Международном Суде

      § 2. Изменение правовых оснований передачи Крыма Украине («хозяйственная целесообразность») и установление Украиной режима фактической аннексии территорий Крымской области и Севастополя может стать предметом разбирательства в Международном Суде Ко дню обретения

      15. РЕЖИМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

      15. РЕЖИМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об

      27. ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

      27. ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ В наследственных отношениях с иностранным элементом можно выделить три группы вопросов в зависимости от особенностей их коллизионно-право-вого регулирования. 1. Наследование по закону. Данная ситуация

      40. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

      40. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ Исключительные права – «интеллектуальная собственность».Особенности отношений по исключительным правам с иностранным элементом: 1. Имеют строго территориальный характер действия, собственность, охраняемая по

      Государственная территория – различные пространства, в пределах которых конкретные государства, которым принадлежат эти территории, осуществляют суверенитет, верховенство и юрисдикцию. В состав государственной территории входит суша с ее недрами (сухопутная территория в пределах границ государства) и водная территория (внутренние воды и территориальное море государства). Воздушное пространство, проходящее по периметру границ государства, является его воздушной территорией. Недра, находящиеся под территорией государства принадлежат этому государству и могут разрабатываться им на технически доступных глубинах при соблюдении требований, связанных с необходимостью сохранения окружающей среды.

      Сухопутное пространство государственной территории может состоять из отдельного земного массива, может быть разделено водным пространством (островные государства) либо территорией другого государства (территориальные анклавы). Вне зависимости от географического расположения все части государственной территории с точки зрения международного права составляют единую территорию государства, находящуюся под его суверенитетом.

      К водной территории государства согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся морские воды, расположенные в сторону от берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (включая воды государств-архипелагов), воды внутренних морей, морских портов, заливов, берега которых принадлежат одному государству, и, если их ширина не превышает 24 морских миль, воды исторических заливов, гаваней и бухт, озера, каналы, реки и воды территориального моря.

      Воздушная территория государства включает в себя воздушные пространства над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем государства. Государство осуществляет суверенитет и в этих пространствах, устанавливая в законодательном порядке его правовой режим, в частности правила полетов.

      Из закрепленного в международном праве принципа суверенного равенства государств вытекает право каждого государства в пределах собственной территории осуществлять территориальное верховенство, т. е. власть данного государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся в пределах его территории. На территории государства исключается власть другого государства, что вся законодательная, исполнительная, административная и судебная власть государства распространяется как на его собственных, так и на иностранных физических и юридических лиц, за исключением случаев, когда иное предусмотрено в межгосударственных соглашениях.

      Территориальное верховенство – невозможность в пределах конкретной территории одновременного существования другой власти. Любые попытки реализовать в пределах территории государства без его ясно выраженного согласия властных полномочий другого государства будут в соответствии с современным международным правом расценены как вмешательство во внутренние дела такого государства и посягательство на его суверенитет.

      Данный текст является ознакомительным фрагментом.

      Продолжение на ЛитРес

      Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница

      Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной

      Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница

      Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной

      XII ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

      XII ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Решение территориальных вопросов в строгом соответствии с общепризнанными нормами международного права является одной из основных предпосылок сохранения и укрепления международного мира. Знание и точное исполнение российскими

      34. Государственная территория

      34. Государственная территория Государственная территория – пространства, в пределах которых государства осуществляют верховенство. Территория государства включает в себя сушу с ее недрами, водное и воздушное пространство.Водное пространство – это внутренние воды

      СТАТЬЯ 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница

      СТАТЬЯ 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной

      23. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ. ВИДЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТЕРРИТОРИЙ

      23. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ. ВИДЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТЕРРИТОРИЙ Территория в международном праве – это весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное пространство над ними.В пределах перечисленных пространств

      24. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ

      24. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ Государственная территория – различные пространства, в пределах которых конкретные государства, которым принадлежат эти территории, осуществляют суверенитет, верховенство и юрисдикцию. В состав государственной территории входит суша с

      А. Территория Московского государства

      А. Территория Московского государства 1. Элементы, из которых составилась территория Московского государства, суть: а) севернорусские земли: Суздальская (с отделившейся от нее Тверской), Рязанская, Псковская, Новгородская (с Вяткой и колониями на финском северо-востоке) и

      А. Территория

      А. Территория Существенное изменение прежней территории, повлиявшее и на перемену внутренних свойств государства, составляет расширение его на Запад. Петр I, стремясь овладеть берегами Балтийского моря, столкнулся с Швецией; борьба за гегемонию на севере между двумя

      § 10. Территория

      § 10. Территория Период республики во многих отношениях — центральный период римской истории. На протяжении этого периода Рим из маленькой латинской общины с чрезвычайно простым устройством превращается в огромное государственное тело с обширной территорией, с очень

      15.4 Договорная территория

      15.4 Договорная территория Одним из существенных условий дистрибьюторского договора является условие о согласовании договорной территории. При определении территории стороны могут придерживаться как строгих географических границ определенного государства, так и

      элемент государственного суверенитета РФ, характеризующий исключительность государственной власти в пределах границ государства. Согласно международному праву, Т.в. государства означает, во-первых, что его власть является высшей по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории, и, во-вторых, что на территории данного государства исключается действие публичной власти иностранного государства. Т.в. предполагает возможность государства применять к своим гражданам и иностранцам все законные средства властного принуждения. Принцип Т.в. нашел прямое закрепление в Конституции РФ: суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию; Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4). Как и государственный суверенитет, Т.в. государства не является юридически неограниченным. Власть над своей территорией государство обязано осуществлять исключительно в интересах проживающего на ней населения. (В.Ч.)

      Смотреть что такое ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО в других словарях:

      ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

      - осуществление государством в пределах своей территории верховенства; означает, что власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся на этой территории. Т. в. предполагает, что над государственной властью нет и не может быть никакой другой власти, и, кроме того, на территории одного государства исключается деятельность публичной власти другого государства. Высшая власть государства в пределах его территории осуществляется системой государственных органов в сферах законодательной, исполнительной и судебной деятельности. Вся законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется как на его собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации, а тж.лиц без гражданства, находящихся в пределах территории данного государства. Т.в. не исключает, если государство на это согласно, некоторых изъятии из действия его законодательства по отношению к определенной категории иностранных лиц на всей государственной территории или в некоторых районах этой территории. Такое согласие государства должно быть выражено в его законах или заключенных им международных договорах. Т.в. выражается тж. в том, что в пределах своей территории государство может применять все соответствующие его законам средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международным договором не установлено иное. Однако, хотя действие законов государства может распространяться за пределы его территории, в т. ч. на его граждан, находящихся на иностранной территории, тем не менее, применение средств властного принуждения на иностранной территории не может иметь место, если международным договором в порядке исключения не установлено иное. Понятие "Т.в." шире понятия "юрисдикция государства" , поскольку, охватывая последнее, оно выражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах.
      . смотреть

      ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

      осуществление государством в пределах своей территории верховенства; означает, что власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся на этой территории. Т. в. предполагает, что над государственной властью нет и не может быть никакой другой власти, и, кроме того, на территории одного государства исключается деятельность публичной власти другого государства. Высшая власть государства в пределах его территории осуществляется системой государственных органов в сферах законодательной, исполнительной и судебной деятельности. Вся законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется как на его собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации, а тж. лиц без гражданства, находящихся в пределах территории данного государства. Т.в. не исключает, если государство на это согласно, некоторых изъятии из действия его законодательства по отношению к определенной категории иностранных лиц на всей государственной территории или в некоторых районах этой территории. Такое согласие государства должно быть выражено в его законах или заключенных им международных договорах. Т.в. выражается тж. в том, что в пределах своей территории государство может применять все соответствующие его законам средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международным договором не установлено иное. Однако, хотя действие законов государства может распространяться за пределы его территории, в т. ч. на его граждан, находящихся на иностранной территории, тем не менее, применение средств властного принуждения на иностранной территории не может иметь место, если международным договором в порядке исключения не установлено иное. Понятие *Т.в.* шире понятия *юрисдикция государства* , поскольку, охватывая последнее, оно выражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах. смотреть

      ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

      составная часть принципа государственного суверенитета, означающая, что власть, осуществляемая государством в пределах своей территории, является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся на этой территории, где исключается деятельность публичной власти др. государства. Высшая власть государства в сферах законодательной, исполнительной и судебной деятельности распространяется как на его собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации, а также лиц без гражданства, находящихся в пределах территорий данного государства. смотреть

      ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

      осуществление государством в пределах своей высшей власти по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся на этой территории, независимо от граж. смотреть

      ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

      ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО — осуществление государством в пределах своей высшей власти по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся на этой территории, независимо от гражданства (национальности юридического лица). Понятие Т.в. шире понятия юрисдикция государства-, поскольку (охватывая последнее) выражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах (законодательной, исполнительной, административной и судебной).


      . смотреть

      ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

      ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО -осуществление государством в пределах своей высшей власти по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся на этой территории, независимо от гражданства (национальности юридического лица). Понятие "Т.в." шире понятия "юрисдикция государства-", поскольку (охватывая последнее) выражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах (законодательной, исполнительной, административной и судебной).
      . смотреть

      ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

      невозможность изменения территории государства или субъекта федерации без их согласия. В Конституции РФ принцип Т. в. отражен в ст. 4, согласно которой. смотреть

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: