Имеет ли гражданин право и возможность подать в суд на свое государство

Обновлено: 25.04.2024

1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

1.1. Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы в электронном виде могут быть поданы участником судебного процесса посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), либо информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, либо систем электронного документооборота участников процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы, которые подаются посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, могут быть подписаны простой электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации и порядком, определяемым Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлено, что указанные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы, которые подаются посредством систем электронного документооборота участников процесса, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

2. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

3. По соглашению сторон спор, возникший из гражданско-правовых отношений, а также индивидуальные трудовые споры спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, могут быть переданы сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и федеральным законом.

4. Заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.

5. Стороны после обращения в суд вправе использовать примирительные процедуры для урегулирования спора.

Судебная практика и законодательство — ГПК РФ. Статья 3. Право на обращение в суд

Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право на обращение в суд заинтересованного лица за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

1. Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 29 сентября 2016 года N 2004-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е.В. Петрова на нарушение его конституционных прав положениями части 2 статьи 1 "Основные начала жилищного законодательства", статьи 5 "Жилищное законодательство", части 2 статьи 7 "Применение жилищного законодательства по аналогии", статьи 8 "Применение к жилищным отношениям иного законодательства", пункта 3 части 3 статьи 11 "Защита жилищных прав" Жилищного кодекса Российской Федерации; статьи 3 "Право на обращение в суд", части первой статьи 4 "Возбуждение гражданского дела в суде", части второй статьи 61 "Основания для освобождения от доказывания", части третьей статьи 167 "Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей", части третьей статьи 196 "Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда", а также в целом глав 12 и 41 ГПК Российской Федерации, поскольку она не отвечала требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

статей 3 "Право на обращение в суд" и 4 "Возбуждение гражданского дела в суде";

пункта 1 части первой статьи 134 "Отказ в принятии искового заявления", предусматривающего отказ судьи в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым данным Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;

2.2. Часть первая статьи 264 ГПК Российской Федерации, согласно которой суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, устанавливает конкретный способ реализации права на судебную защиту и, рассматриваемая с учетом других предписаний этого же Кодекса, направленных на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения, в том числе закрепленных в его статьях 2, 3 и 195, не предполагает возможности ее произвольного применения, а потому также не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявительницы, перечисленные в жалобе.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.М. Пархоменко просит признать противоречащими статьям 2, 8, 10, 18, 25, 46, 52, 53, 54 и 118 Конституции Российской Федерации статьи 539 и 540 ГК Российской Федерации; статьи 153, 154 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 3 ГПК Российской Федерации; статью 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; признать не соответствующим статьям 2, 8 и 18 Конституции Российской Федерации пункт 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442).

Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Е.В. Петров оспаривает конституционность части 2 статьи 1 "Основные начала жилищного законодательства", статьи 5 "Жилищное законодательство", части 2 статьи 7 "Применение жилищного законодательства по аналогии", статьи 8 "Применение к жилищным отношениям иного законодательства", пункта 3 части 3 статьи 11 "Защита жилищных прав" Жилищного кодекса Российской Федерации; статьи 3 "Право на обращение в суд", части первой статьи 4 "Возбуждение гражданского дела в суде", части второй статьи 61 "Основания для освобождения от доказывания", части третьей статьи 167 "Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей", части третьей статьи 196 "Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда", а также в целом глав 12 и 41 ГПК Российской Федерации.

Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

Частью 3 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность передачи по соглашению сторон подведомственного суду спора, возникающего из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

На основании статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов; отказ от права на обращение в суд недействителен. Частью 3 данной статьи предусмотрена возможность передачи подведомственного суду спора, возникающего из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда (если иное не установлено федеральным законом).

При наличии в трудовом договоре со спортсменом, с тренером условий, носящих гражданско-правовой характер, в том числе порождающих обязательства сторон как субъектов спорта, принимающих участие в спортивных соревнованиях в соответствии с положениями (регламентами) об этих соревнованиях, споры, возникшие по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения таких условий, на основании части 3 статьи 3 ГПК РФ могут передаваться по соглашению сторон в специализированные третейские суды (например, Спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Спортивный Арбитражный Суд при Автономной некоммерческой организации "Спортивная Арбитражная Палата").

Оспариваемое положение абзаца второго пункта 3.7 Правил, предусматривающее право потерпевшего обратиться в суд к лицу, причинившему вред, с иском о возмещении вреда, причиненного его имуществу в размере, превышающем сумму страховой выплаты, направлено на реализацию гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту и соответствует части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормам ГК РФ, закрепляющим принцип полного возмещения вреда (статьи 15, 1064). Из статьи 1072 ГК РФ следует, что юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. По смыслу статьи 131 названного Кодекса, в исковом заявлении должны содержаться общие для всех категорий дел сведения, а его содержание должно отражать специфику спора, подлежащего разрешению.

12. Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГПК РФ).

Кроме того, заявитель указывает на противоречие следующих положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: статьи 222 и статей 2, 3, 6 и 254; части третьей статьи 223 во взаимосвязи со статьей 331 и статьи 324; статьи 225 и части четвертой статьи 1, части четвертой статьи 67, части первой статьи 195, части четвертой статьи 198.

Данные положения нашли свою реализацию в статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которых граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод.

Данные положения нашли свою реализацию в статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которых граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод.

Данные положения нашли свою реализацию в статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которых граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод.

Согласно части 1 статьи 1 названного Федерального закона с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации, в суд могут обратиться граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица. Приведенное законоположение корреспондирует части первой статьи 3 ГПК Российской Федерации, согласно которой заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Жалобы могут подавать как частные лица, таки организации и даже целые государства. Ответчиком же может быть только государство, ратифицировавшее Конвенцию. При этом нарушение должно быть совершено органом власти. Жалобы на физических лиц или компании Страсбургский суд не рассматривает.

Может ли какое-либо государство быть осуждено как преступник?

Нет, не может. Осуждено может быть только Правительство государства, на которое потупило жалоба.

Вопросы и задания к документу

1. Что понимается мировым сообществом под «средствами воздействия на природную среду»?

Термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения — путём преднамеренного управления природными процессами — динамики, состава или структуры Земли, включая её биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства.

2. Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику.

3. Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?

Эти ограничения связаны с целью сохранения окружающей среды, безопасности жизни и здоровья человека.

4. Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.

США и Ливия. США прибегают к использованию химико-биологического оружия для разрушения Ливии.

5. Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

Право на благоприятную окружающую среду, право на доступ к экологической информации, т.е. информации о состоянии воды, воздуха, природы в целом.

6. Обратитесь к дополнительным источникам информации и выясните значение термина «биота».

Биота — исторически сложившаяся совокупность видов живых организмов, объединённых общей областью распространения в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи. В состав биоты входят как представители клеточных организмов (растения, животные, грибы, бактерии, протисты и пр.), так и бесклеточные организмы (например, вирусы).

1. Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему соблюдению основных прав и свобод человека несут Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея ООН и действующий под её руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они предлагаются для обсуждения другими органами ООН, государствами — членами Организации и Генеральным секретарём ООН.

2. Перечислите международные соглашения, которые включает в себя Билль о правах человека. В чём состоит их главный принцип?

В настоящее время он включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип, закреплённый в преамбуле Пакта об экономических, социальных и культурных правах: «. идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлён, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же, как и своими политическими правами».

3. С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?

Именно разбор индивидуальных жалоб позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, приведя своё законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создаёт условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

Органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооружённых конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

4. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

5. Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чём специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?

В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечности» и «преступления против международного права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму — военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов); к третьему — преступления против человечности.

К военным преступлениям и преступлениям против человечности неприменим срок давности.

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

6. Каковы причины организации Международного уголовного суда?

Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами, и суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута — начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Суд может выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

7. Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

Очевидно, что в мире, вступившем в XXI в., наблюдается серьёзная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведёт к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства — долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полной унификации национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права.

1. В России в течение нескольких лет идёт дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол № 6 (об отмене смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Протокол № 6 оказал влияние на позицию ряда государств — членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государства-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

2. Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский союз? Назовите 3—5 проблем.

192 страны - члены ООН, 47 стран - члены Совета Европы, то есть европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, чем структуры ООН по той причине, что меньше стран и легче осуществлять контроль.

1. В условиях кризиса появилась масса безработных, пребывание без работы приобрело устойчивые формы, то есть нарушаются права людей на труд на достойный уровень жизни.

2. В настоящее время в Европе новая технология не требует массовой концентрации людей, современные средства связи в полной мере обеспечивают технологические и иные деловые контакты на любом расстоянии, новые совершенные транспортные средства дают возможность поддержания межличностных контактов вне зависимости от места проживания, жизнь за пределами крупных агломераций обеспечивает ныне не меньший, а больший уровень комфорта, то есть уровень урбанизации падает.

3. Превращение крупнейших городов из центров концентрации богатства в центры аккумуляции нищеты.

4. Окончание "холодной войны", явившееся выдающимся позитивным событием конца 20 века, ликвидировав угрозу существованию человечества, одновременно сняло с повестки дня проблему соперничества конкурирующих общественных систем в социальной области. Исчезновение конкурента привело к ужесточению позиций правящих кругов в экономически развитых странах по отношению к большинству собственного общества.

3. Конвенция о правах ребёнка запрещает:

а) применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;

б) призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигших 15 лет.

Объясните причины каждого из запретов.

До 18 лет психика ребенка еще не до конца сформирована, так же роль играет переходный возраст + ребенок несовершеннолетний.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (также известное как Международный Красный Крест или Международный Красный Полумесяц) — международное гуманитарное движение, основанное в 1863 году и объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру.

Движение считает своей главной целью «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле».

В своей деятельности волонтёры и сотрудники обществ Красного Креста и Красного Полумесяца руководствуются этими фундаментальными принципами.

Гуманность. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порождённое стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать и облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

Беспристрастность. Движение не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь, тех, кто больше всего в этом нуждается.

Нейтральность. Чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооружённых конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера.

Независимость. Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Добровольность. В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

Единство. В стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность. Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Понимается невмешательство в естественную природную среду, отказ от химического и биологического оружия.

2. Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?

Отказ от хим. и био. оружия, т.е. отказ от военных средств на территории своей страны, а также стран-участников.

3. Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?

Конвенция 1976 года – очень важный документ ООН. Конвенция запрещает военное и прочее враждебное использование средств воздействия на природную среду через преднамеренное управление процессами в биосфере, атмосфере, гидросфере и околоземном пространстве.

Если мы обратимся к преамбуле документа, то сможем найти возможные следующие причины:

• необходимость улучшения взаимодействия человека и природы

• необходимость сохранения и улучшения природной среды

• Военное и любое другое враждебное использование средств воздействия несут опасность для человечества (особенно ядерное оружие, которое распространялось «со скоростью света»)

• Между народами не было доверия, потому что мир находился в биполярной международной обстановке, где каждая страна, скорее всего, принадлежала какому-то военному блоку и идеологическому блоку

• Атомные электростанции и последствия аварий на них

• Необходимость оздоровления междунардной обстановки (также после Холодной войны, когда природа, окружающая среда и вообще дальнейшее существование человечества чуть не стали перечеркнутыми)

4. Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.

5. Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

6. Обратитесь к дополнительным источникам информации и выясните значение термина «биота».

Биота - это совокупность организмов географического региона или периода времени, начиная с локальных географических масштабов и мгновенных временных масштабов вплоть до общепланетных и пространственно-временных масштабов.

1. Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?

УВКПЧ - Управление Верховного комиссара по правам человека; Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС); Комитет по правам человека.

2. Перечислите международные соглашения, которые включает в себя Билль о правах человека. В чём состоит их главный принцип?

Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты о правах человека, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Главный принцип – обязать государства гарантировать права и свободы граждан.

3. С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?

4. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?

Комитеты и палаты ЕСПЧ занимаются рассмотрением дел. Затем комитеты выносят решение касаемо данного дела. Судейские палаты (17 человек) рассматривают важные дела далее и также выносят решения, которые все государства-члены Совета Европы обязаны выполнить.

5. Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чём специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?

Международное преступление: агрессия против другого государства, уничтожение и пытки на оккупированных территориях, преступления против человечности. Агрессия против другого государства – любое «стратегическое действие» государств, например, сброс бомб в Сирии или уничтожение камбоджийцев в 1975 году. У лидеров государств в данном случае нет неприкосновенности.

6. Каковы причины организации Международного уголовного суда?

Государства (их лидеры) не могут привлечь к ответственности другие государства за совершения международных преступлений, потому нужен орган, который сможет это сделать.

7. Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

Подобный механизм не всегда эффективен. Существуют государства -члены Совета Европы, которые не соблюдают решения ЕСПЧ (Россия, например), международные преступления совершаются повсеместно, а маленькие вопросы решаются долго, повторяются и переносятся. Эта система все еще громоздка.

1. В России в течение нескольких лет идёт дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

Восстановление смертной казни очень серьёзный шаг, по той причине, что такой способ наказания является очень жёстким. Дело в том, что бывали такие случаи, что суд ошибочно выносил решение. И, если, человека только посадили, его могут оправдать. А, если его убьют? Обратного пути не будет. С другой стороны, сторонники смертной казни, желают уничтожить опасных людей из общества, например, маньяков, чтобы жить было спокойнее.

2. Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский союз? Назовите 3—5 проблем.

На большей эффективности в деятельности Европейского союза по сравнению с ООН сказывается количество стран, входящих в эти объединения. В состав ООН входит 192 страны, тогда как Европейский союз насчитывает всего 47. Меньшим количеством проще управлять, так как можно более точно контролировать деятельность каждой их них.

1) Мировой экономический кризис создал такие условия, в которых уровень безработицы значительно вырос, отсутствие трудоустройства среди населения стало устойчивым явлением. Пониженный спрос на трудовые ресурсы нарушает право людей на труд и достойный уровень жизни.

2) Падение уровня урбанизации. С появлением и активным развитием высоких технологий комфорт жизни улучшился. Инновации позволяют людям общаться и взаимодействовать на больших расстояниях и жить вдалеке от крупных городов. Увеличивается процент работающих удаленно. Это снижает уровень экономических показателей.

3) Крупнейшие города привлекают всё больше людей с периферии, что создает обстановку общей нищеты.

4) После того, как "холодная война" закончилась, уровень конкуренции во всем мире вырос, так как интересы крупнейших государств мира распространились на всех участников международных отношений.

5) Общее снижение уровня культуры.

3. Конвенция о правах ребёнка запрещает:

а) применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;

б) призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигших 15 лет.

Объясните причины каждого из запретов.

Применение смертной казни или пожизненного заключения для детей является невозможным, поскольку дети находятся в периоде взросления, развития. Совершенное преступление может оказаться ошибкой, подстрекательством, с ребенком должны работать психологи даже если он в колонии. Кроме того, смертная казнь – несоответствие правам человека, и ребенка в первую очередь.

Если мы говорим о развитом (постиндустриальном) обществе, то да, это невозможно. Ребенок, в первую очередь, должен получить образование.

Этого ждали давно. И вот, пожалуйста – с 1 сентября в России заработала процедура упрощенного банкротства физических лиц. Если отвечаешь условиям, можешь подать заявление в МФЦ и стать банкротом без обращения в арбитражный суд. Не нужно тратить сотни тысяч и искать финансового управляющего, процедура заявлена как бесплатная. Главное, чтобы долги были несущественными, и приставы не смогли найти имущества, за счет которого их можно погасить.

Кому подойдет такой вариант? Какие этапы включает процедура, и какие документы потребуются? Что произойдет в итоге? Правовед. RU разобрался, что это такое и как работает.

Упрощенная процедура: в чем суть нововведений?

Упрощенная процедура банкротства физического лица введена с 01.09.2020. Правки внесены законом № 289-ФЗ от 31.07.2020. Теперь Глава X ФЗ «О банкротстве» (№ 127-ФЗ) дополнена § 5 « Внесудебное банкротство гражданина».

Это новая схема списания личных долгов для физлиц. Суть упрощения в том, что избавиться от невыполнимых обязательств перед кредиторами теперь можно без суда и бесплатно. Достаточно просто пойти в МФЦ и написать заявление, а все остальное государство сделает самостоятельно и автоматически. А когда установленный законом срок истечет, гражданина признают банкротом, как будто, он прошел эту процедуру через суд.

Это вкратце. Если же разобраться подробнее, в реальности есть масса нюансов, которые усложняют процесс. Упрощенное банкротство физических лиц в 2020 году на самом деле не такое простое. По большей части из-за условий, которые должны выполняться, чтобы заявление от гражданина приняли в МФЦ.

Кому подойдет упрощенное банкротство?

Упрощенный вариант списания личных долгов доступен лишь тем, чьи кредиторы ранее обратились в суд, а затем передали решение и исполнительные документы в ФССП. Если ни одного суда еще не было или кредиторы взыскивают долги без ФССП – внесудебный вариант не для вас.

Вообще, законом предусмотрено три главных условия упрощенной процедуры банкротства, а именно (п. 1 ст. 223.2 закона № 127-ФЗ):

  1. Совокупный размер долгов – от 50 до 500 тыс. рублей. Учитываются все долги, включая те, по которым срок исполнения еще не просрочен, алиментные обязательства, суммы, назначенные в рамках возмещения ущерба и прочие долги.
  2. У должника отсутствует любое имущество, за счет которого можно хотя бы частично погасить обязательства перед кредиторами. Если такое имущество появится в процессе банкротства, должник обязан будет сообщить об этом в МФЦ, и тогда банкротство прекратят. Кроме имущества, естественно, у должника должны отсутствовать и доходы. Наличие, например, даже небольшой зарплаты или пенсии, станет препятствием и не позволит подать на банкротство физического лица через МФЦ.
  3. Все ранее открытые в ФССП исполнительные производства должны быть окончены на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», то есть в связи с тем, что приставам не удалось найти у должника имущества и доходов для погашения за счет него долгов. Если производства открыты или ни один из действующих кредиторов еще не обращался в ФССП, это условие не будет выполнено.

Плюсы и минусы внесудебной процедуры

На первый взгляд, плюсов достаточно много. Тут и предложенный порядок – подать заявление в МФЦ гораздо проще, чем обращаться в арбитражный суд, а отсутствие необходимости в финансовом управляющем экономит минимум 100 тыс. рублей. И бесплатность процедуры – воспользоваться ей смогут все, отсутствие доходов и сбережений больше не станет проблемой для признания банкротства. И сами последствия, которые наступят в результате – все заявленные гражданином долги будут признаны безнадежными и списаны.

В то же время, предусмотренный п. 1 ст. 223.2 закона № 127-ФЗ фильтр условий не позволит воспользоваться процедурой всем, кто в ней нуждается. И это минусы.

Первое, это сумма – всего лишь 500 тыс. рублей. Если общая сумма вашего долга будет уже 510 тыс. рублей, воспользоваться процедурой не получился. А вот по данным НБКИ, число граждан с долгами в диапазоне от 500 000 до 1 000 000 рублей на 01.04.2020 составляло 1,08 млн человек. Никто из них подать заявление на банкротство через МФЦ не сможет.

Второе, это требования по закрытым исполнительным производствам. По логике закона, подать заявление в МФЦ могут лишь те, чьи кредиторы или хотя бы один из них:

  1. Обратились в суд для принудительного взыскания своего долга.
  2. Получили в суде исполнительный лист и направили его в ФССП на принудительное исполнение.
  3. Получили исполнительный лист обратно, так как решение нельзя исполнить из-за того, что не удалось найти никакого имущества.

То есть те должники, чьи кредиторы не подавали исков в суд, или подавали, но вместо принудительного взыскания в ФССП воспользовались возможностью подачи исполнительного листа сразу по месту получения дохода (п. 3 ст. 98 ФЗ № 229) или в банк, воспользоваться упрощенной процедурой банкротства не смогут. Также она будет недоступна и для тех, кто получает какой-нибудь доход. Неважно, пенсию, зарплату или пособие по безработице. Удержания по исполнительным листам из периодического дохода длятся годами и не позволят закрыть исполнительное производство. А если есть производство, внесудебной процедуры не видать.

А даже если производство будет закрыто, уже на следующий день после получения исполнительного листа взыскатель имеет право предъявить его в ФССП снова. Служба обязана на его основании открыть производство повторно и снова проводить исполнительные действия. Получается, должник поставлен в зависимость от поведения кредиторов, взыскателей и приставов. Если кто-то не согласен, есть все инструменты, чтобы препятствовать банкротству физического лица через МФЦ. И это самый главный минус.

Порядок списания личных долгов через МФЦ


Этапов на самом деле немного. Большая часть работы ложится на сотрудников многофункционального центра. Именно им предстоит делать проверки, пересылать документы, проверять соблюдение условий, выполнять все остальное. Итак, с 1 сентября банкротство через МФЦ будет включать такие этапы:

Гражданин, отвечающий предусмотренным законом условиям, пишет заявление, прикладывает к нему необходимые документы (см. ниже) и обращается с ними в любой Многофункциональный центр по месту его проживания (п. 2 ст. 223.2 ФЗ № 127).


Заявление рекомендуем заполнять по месту подачи, в присутствии сотрудника МФЦ. Он поможет заполнить его правильно, даст ответы на все интересующие вопросы и в подробностях расскажет, как оформить банкротство через МФЦ в 2020 году. Порядок заполнения заявления можно почитать здесь.

ЧТО ВАЖНО!

При подаче заявления заявитель обязан сообщить полный перечень своих кредиторов. Если кто-то из них не будет указан, долги в его отношении аннулированы не будут (п. 4 ст. 223.2 ФЗ № 127).

В течение суток с момента получения заявления, ответственный сотрудник МФЦ проверяет Банк производств ФССП на предмет наличия или отсутствия в нем сведений об открытых исполнительных производствах, а также сведений о возврате исполнительных документов взыскателям. Если открытые производства отсутствую, а закрытые – окончены на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229, закон о банкротстве через МФЦ обязывает сотрудника в течение 3 дней внести сведения о начале процедуры в отношении заявителя в ЕФРСБ.

Если условия не выполнены – МФЦ возвращает документы обратно заявителю с указанием причин. Повторно обратиться с таким заявлением можно не ранее, чем через 1 месяц (п. 6 ст. 223.2 ФЗ № 127).

В реестре банкротов делается запись о том, что в отношении гражданина введена процедура внесудебной несостоятельности, о размере его долгов, а также наименование МФЦ, в котором начата процедура (п. 1 ст. 223.3 ФЗ № 127).

С момента, как сведения о гражданине включены в реестр банкротов, вводится мораторий на удовлетворение кредиторов. Все заявленные гражданином долги, кроме тех, что неразрывно связаны с личностью (например, алименты или возмещение вреда здоровью и жизни), прекращают удовлетворяться. А, кроме того (ст. 223.4 ФЗ № 127):

  • прекращается начисление всех штрафов, неустоек и процентом по всем заявленным обязательствам;
  • любые исполнительные документы в отношении заявителя можно направлять только в ФССП;
  • приостанавливается исполнение всех исполнительных листов;
  • гражданину запрещается брать новые кредиты, выступать поручителем, совершать иные обеспечительные сделки.

Уведомление о том, что сведения о должнике включены в ЕФРСБ, МФЦ направляет во все банки, где у должника открыты счета, в районный суд и ОСП, иные уполномоченные органы по месту его проживания (п. 3 ст. 223.4 ФЗ № 127).

ВАЖНО! В течение всего срока, на протяжении которого сведения о должнике включены в ЕФРСБ, ему нельзя приобретать имущество – покупать за личные деньги, приобретать по дарственной, получать в наследство или в результате оспаривания сделки. Если в течение этого времени у должника появится имущество, за счет которого можно полностью или в части удовлетворить требования кредиторов, процедуру прекращают. Должник обязан в 5-дневный срок сообщить о наличии такого имущества в МФЦ, а тот – в 3-дневный срок прекратить процедуру и сделать запись об этом в ЕФРСБ (ст. 223.5 ФЗ № 127).

Документы

Перечень документов для банкротства через МФЦ включает:

  • список банков, в которых оформлены кредиты;
  • паспорт, ИНН;
  • справка о месте проживания;
  • доверенность + паспорт представителя, если документы подает представитель.

Иных документов утвержденным бланком заявления не предусмотрено. Поэтому судя по всему, представлять кредитные договоры, решения судов, материалы исполнительных производств – не нужно.

Стоимость

И рассмотрение заявления, и включение сведений в реестр банкротов заявлены как бесплатные, взимания каких-либо госпошлин и иных обязательных платежей за это не предусмотрено (ст. 223.7 ФЗ № 127).

Сроки

На процедуру досудебного банкротства через МФЦ закон отводит 6 месяцев с момента включения сведений в ЕФРСБ. По истечении этого срока процедура завершается, о чем МФЦ вносит соответствующую запись в реестр.

Последствия

Главное, что ждет банкрота по истечении этих 6 месяцев – списание всех долгов. Закон освобождает должника от ранее взятых финансовых обязательств, о которых указано в заявлении. Долги признаются безнадежными, больше взыскать их кредиторам не получится (ч. 1 ст. 223.6 ФЗ № 127). Но нужно понимать, что списание не распространяется на:

  1. Долги перед кредиторами, о которых заявитель не упомянул в заявлении.
  2. Долги по алиментам, по возмещению ущерба здоровью и жизни, по возмещению морального вреда и т.д.

Кроме того, на банкрота распространяются все ограничения, которые предусмотрены при банкротстве в судебном порядке, а именно (ст. 213.30 ФЗ № 127):

  • В течение пяти лет нельзя брать кредиты без указания на то, что вы банкрот.
  • В течение трех лет нельзя занимать должности в органах управления предприятиями, а в кредитных и страховых организациях – в течение 10 и 5 лет соответственно.
  • В течение 10 лет нельзя начинать повторную процедуру банкротства.

В общем, ничего страшного. Если вы отвечаете требованиям закона – бегите скорее в МФЦ! А если остались вопросы, задайте их нашим юристам!

Из курсов истории и обществознания вы знаете, что в различные эпохи содержание и объём прав человека определялись по-разному. Причём до начала XX в. права человека регулировались только внутригосударственным правом отдельных государств.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружилась потребность в международном регулировании прав и свобод человека. Как известно, Организация Объединённых Наций (ООН) возникла в 1945 г., в том числе в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершённые фашизмом в годы войны. Этим и объясняется включение в число целей ООН положения о развитии и поощрении уважения к правам и основным свободам человека.

Защита прав и свобод человека средствами ООН

Функции и полномочия Организации Объединённых Наций в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Её структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам. В ряде случаев они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами — членами ООН обязательств, которые они взяли на себя по Уставу ООН и иным международным соглашениям.

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему соблюдению основных прав и свобод человека несут Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея ООН и действующий под её руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)- Вопросы прав человека включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они предлагаются для обсуждения другими органами ООН, государствами — членами Организации и Генеральным секретарём ООН.

Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН, не являются юридически обязательными для государств — членов ООН. Но, несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств — членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определённых принципов и норм международного права, обязательных для всех государств — членов ООН.

В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. В её функции с момента создания входила подготовка предложений и докладов Совету относительно Международного билля о правах человека; международных деклараций и конвенций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросах; защиты меньшинств; предотвращения дискриминации по признакам расы, пола, языка или религии; любых других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществляет исследования, даёт рекомендации, представляет информацию и выполняет другие поручения ЭКОСОС.

Одним из первых поручений Комиссии стала работа с Международным биллем о правах человека. В настоящее время он включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип, закреплённый в преамбуле Пакта об экономических, социальных и культурных правах: «. идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлён, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими политическими правами».

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооружённых конфликтов. Некоторые ущемления прав человека в связи с введением чрезвычайного или военного положения в принципе допускаются, но это не должно вести к дискриминации, нарушать основополагающие права человека, которые должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта. (Подумайте, какие права должны соблюдаться вне зависимости от политической ситуации в государстве, регионе мира.)

В 1976 г. ООН был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Одной из основных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о реализации на их территории прав человека, причём участники предоставляют общую информацию как о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определённые замечания, даёт рекомендации. Участник должен рассмотреть их и может представить свои отзывы по сделанным замечаниям.

Права и свободы человека в первую очередь должна защищать национальная судебная система. Однако иногда, с точки зрения граждан, принятые национальными судами решения не являются справедливыми. В этом случае гражданин может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтёт жалобу приемлемой (т. е. установит, что возможности решения дела в национальных судах исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение б месяцев представить письменные объяснения по существу вопроса, после чего автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства.

За время своей деятельности Комитет по правам человека рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению. Именно разбор индивидуальных жалоб позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, приведя своё законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создаёт условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

Органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооружённых конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Однако в настоящее время деятельность ООН в области прав человека ещё очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в её работе наблюдается дублирование, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сессионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации были учреждены должности Верховного комиссара ООН по правам человека, а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координируют практическую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в периоды военных конфликтов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: