Освоение этого океана связано с великими подвигами и проверкой стойкости людей и их судов

Обновлено: 28.04.2024

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов об истории создания Россйского Флота.

ВложениеРазмер
dva_korablya.docx 36.86 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие «Два корабля»

(внеклассное мероприятие, посвященное Российскому флоту)

Составили и провели: Скворцова Л.М., Туктарова Е.И., Тарасова Н.И.

Дата проведения : 14.10.2015.

Место проведения : интерактивный класс.

-образовательные: познакомить с историей создания и развития Российского Военно-морского флота;

-развивающие: раскрыть творческие способности детей, создавая ситуации, которые дают возможность каждому участнику игры проявить себя в одном из видов деятельности; расширить кругозор; формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся, инициативности, любознательности;

-воспитательные: воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности; воспитание уважительного отношения к сопернику, умения объективно оценивать свои и чужие знания.

Форма проведения: игра.

  • интерактивная доска, проектор;
  • карточка со словом "мореплаватель";
  • бумага и ручки для записей;
  • ватман, фломастеры, два шарфа;
  • карточки из игры «Алиас»;
  • 2 пакета с буквами: б,е,с,к,о,з,ы,р,к,а;
  • элементы оформления: книги о российском флоте, модели кораблей;
  • песочные часы или секундомер.

Добрый вечер, дорогие друзья! Перед тем как провести нашу игру, немного истории. Что-то вы проходили на уроках, что-то читали сами, а о чем-то вы услышите впервые. Будьте внимательны, потому что информация, которую вы сейчас услышите вам пригодиться в дальнейшем.

Наша Родина - великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей.

История Российского флота. История отечественного флота неотделима от истории нашего многонационального государства.

Русские издавна славились искусством мореплавания и самобытного судостроения. О морских походах предков восточных славян на Русском (Черном), Мраморном и Средиземном морях документально известно с VII века. Древний водный путь "из варяг в греки" проходил через Новгород и Киев. Другой освоенный русскими Великий торговый путь из Хвалынского (Каспийского) моря по Волге через Окско-Волжское междуречье также доходил до Варяжского (Балтийского) моря, а по Каме и далее по Северной Двине - до Белого моря. Одновременно русские спустились по рекам к Северному Ледовитому океану. Блестящий период освоения северных берегов Сибири был завершен подвигом Семена Дежнева, который в 1648 году, обогнув Чукотку, вышел в Тихий океан.

Развитие флота в государстве непосредственно связано с защитой со стороны моря. Флот нашей страны изначально был по преимуществу речным и не очень развитым. Первый российский военный корабль "Орел" был построен в 1669 году в селе Дединово на Оке и по Волге спустился в Астрахань для охраны купеческих судов.

Новым этапом в развитии военно-морского флота стал период правления Петра Великого. Петр I хорошо понимал жизненную необходимость создания военного флота для России. По его настоянию 30(20) октября 1696 года Боярская дума издала указ: "Морским судам быть". Настойчивость Петра можно было понять – в 1695 году закончилась провалом осада русской армии турецкой крепости Азов. И все из-за отсутствия флота у русских, ведь турецкий флот беспрепятственно снабжал осажденных с моря боеприпасами и продуктами.

Военное кораблестроение развернулось в Воронеже, затем в Петербурге, в Архангельске и на Ладоге. Быстро были созданы Балтийский и Азовский флоты, а за ними Тихоокеанский и Северный.

На верфях Воронежского адмиралтейства в 1696-1711 годах для первого российского регулярного военно-морского флота было построено около 215 кораблей. В результате крепость Азов была завоеван. Российский флот стал четко организованной воинской дисциплиной. Благодаря Петру I флот получил свое развитие и постепенно стал завоевывать одно из ведущих мест в мире по значимости.

Интересные факты. О некоторых интересных фактах того времени, связанных с Военно-морским флотом, нам расскажут ребята.

Учащийся 1. Есть легенда. Однажды государь (Петр 1), утомленный ночной работой задремал за столом над бумагами. А проснулся – зимнее солнце уже поднялось за оконцем, уже пробивались лучами в избу. И тень от переплета рамы синим косым крестом лежала на белом листе бумаги. Петр Алексеевич помедлил, глядя на лист с синим косым перекрестием, и вдруг громко, весело крикнул помощников: «Так вот же он – флаг Российского флота. Вот он – Андреевский! Почище голландского будет! Посему быть!»

Под Андреевским флагом, существовавшим без изменений весь дореволюционный период, корабли русского флота одержали десятки блестящих побед в войне на море.

Учащийся 2. На морях страны под сенью флага

В бой отцы водили корабли.

Верность долгу, мужество, отвага

Им добыть победу помогли.

Гордые завидною судьбою,

Бороздим просторы синих вод.

Будет он для нас всегда святыней.

И вдали от наших берегов

Верность флагу в сердце не остынет

У российских славных моряков.

Учащийся 3. В 1698 г. был учрежден первый в России орден - орден Святого Андрея Первозванного - Апостола русской земли, который по христианскому преданию, был распят на диагональном кресте - для награждения за воинские подвиги и государственную службу. Орден состоял из золотого, покрытого синей эмалью иксобразного креста. В 1699 году этот крест как элемент перешел на трехполосный флаг 1692 г. Лучи Андреевского креста упирались в углы прямоугольного полотнища.

Русские парусные корабли, галеры и скампавеи показали отличные боевые и мореходные качества в сражениях Северной войны 1701 - 1721 гг. Одним из лучших кораблей петровского времени был "Ингерманланд".

Мастерство и тактика боевого поведения на море постоянно совершенствовалась, и благодаря этому русские моряки одерживали победы в морских сражениях.

Первая крупная победа российского флота – сражение между русскими и шведскими кораблями у острова Эзель в 1719 г.

8 июня 1819 г. в честь столетия первого сражения русского флота в открытом море (сражение между русскими и шведскими кораблями у острова Эзель в 1719 г) был учрежден Георгиевский кормовой флаг как высшая военная награда кораблю, экипаж которого проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы над врагом, и за выдающиеся подвиги при защите чести военно-морского флага.

С вручением Георгиевского кормового флага экипаж преобразовывался в гвардейский, матросам выдавалась лента на бескозырку, состоящая из пяти полос черно-оранжевого цвета, означавших порох и пламя (на слайде бескозырка)..

Первым кораблем русского флота, которому был пожалован Георгиевский флаг, стал парусный линейный корабль «Азов» под командованием прославленного моряка – капитана 1-го ранга М.П.Лазарева, отличившийся в Наваринском сражении 8 октября 1827 года.

Первый военный пароход был построен в 1826 году. Назывался он « Ижора» , и имел на вооружении восемь пушек, обладая мощностью в 100 лошадиных сил.

Первый пароход-фрегат был построен в 1836 году. На его вооружении было уже 28 пушек. Мощность его была 240 лошадиных сил, водоизмещение – 1320 тонн, и назывался этот пароход-фрегат «Богатырь».

В промежутке между 1803 и 1855 годами более сорока дальних путешествий, в том числе и кругосветных, были совершены русскими мореплавателями. Благодаря их стойкости происходило освоение океанов, тихоокеанского региона, а также освоение Дальнего Востока.

Новым этапом развития российского флота стала смена власти в стране в начале 20 века. Великий Октябрь положил начало истории советского Военно-Морского Флота. 29 января 1918 года - был издан декрет Совета Народных Комиссаров о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота.

В этот период совершенствовались старые суда императорского флота, строились новые корабли. Происходило усовершенствование подводного флота. Уже в 1922 году начали бороздить воды морей линкор "Марат", учебные крейсера "Коминтерн" и "Аврора", подводные лодки, эскадренные миноносцы, тральщики и другие суда.

Успехи, достигнутые нашей промышленностью, позволили уже с 1927 года развернуть строительство новых кораблей. Флот стал пополняться подводными лодками, торпедными катерами, эскадренными миноносцами и другими современными кораблями, созданными на отечественных заводах.

В 1932 году был создан Тихоокеанский флот, а в 1933 году - Северный. В годы предвоенных пятилеток было построено 312 боевых кораблей, 211 находилось в достройке. Новые подводные лодки и надводные корабли обладали мощным оружием и хорошими мореходными качествами. На флотах и флотилиях проводилась интенсивная боевая и политическая подготовка.

В результате всенародной заботы Военно-морской флот к началу Великой Отечественной войны занял достойное место в боевом строю Советских Вооруженных Сил. Он включал Северный, Краснознаменный Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты.

Выдающиеся подвиги совершили военные моряки в годы Великой Отечественной войны, сыграли важную роль в достижении общей победы над врагом. Военно-Морской Флот участвовал во всех оборонительных и наступательных операциях на приморских, приозерных и речных направлениях. Отличились и воины морских пехотных частей, и морские летчики, и моряки-подводники. В боях они проявили стойкость и мужество, смелость, отвагу, высокое воинское мастерство.

Военно-морской Флот в Великую Отечественную войну с честью выполнил свой долг перед Родиной. За выдающиеся боевые заслуги более 350 тысяч моряков награждены орденами и медалями, 520 человек стали Героями Советского Союза, а 7 из них дважды удостоены этого высокого звания.

Российский Военно-морской флот сегодня. Уже трехсотлетнюю с небольшим историю насчитывает Военно-морской флот России, и в настоящий момент он состоит из следующих оперативно-стратегических объединений:

  • Тихоокеанский флот ВМФ России со штабом во Владивостоке;
  • Северный флот ВМФ России со штабом в Североморске;
  • Каспийская флотилия ВМФ России со штабом в Астрахани;
  • Балтийский флот ВМФ России со штабом в Калининграде;
  • Черноморский флот ВМФ России со штабом в Севастополе.

Структура Российского ВМФ состоит из надводных и подводных сил, морской авиации (тактической, стратегической, палубной и береговой), войск береговой охраны, морской пехоты и частей центрального подчинения, а также частей и подразделений тыла.

В его состав вошли надводные и подводные корабли и самолеты новейшей конструкции, оснащенные ракетным и ядерным оружием, современной артиллерией и торпедами, ядерной энергетикой, первоклассными навигационными, связными и радиотехническими комплексами, обладающие отличными мореходными качествами. Все это значительно расширило боевые возможности нашего Военно-морского Флота, превратило его в стратегическую силу, в один из важнейших видов Советских Вооруженных Сил.

Во имя мира и счастья народа бдительно несут вахту на морях и океанах корабли советского Военно-морского Флота.

Ребята, вы узнали немного из истории Военно-морского флота России. А теперь свои знания и смекалку покажите в игре-путешествии «Два капитана». Вас будет оценивать жюри………….(представление жюри).

1 Блиц-конкурс "Шторм"

Названия кораблям даны, и участники смело могут отправляться в плавание. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Яхта, на которой совершил кругосветное путешествие капитан Врунгель. ("Беда")

  1. Полное безветрие. (Штиль)
  2. Сильная буря на море. (Шторм)
  3. Морской разбойник. (Пират)
  4. Колебания корпуса судна на море. (Качка)
  5. Лестница на судах. (Трап)
  6. Отдельное помещение на судне. (Каюта, кубрик)
  7. Кухня на корабле. (Камбуз)
  8. Подвал на корабле. (Трюм)

10. Лопата для разгребания воды. (Весло)

2 конкурс «Моряки»

1 вопрос: Что обозначают «координаты мужества и славы”?

- В этих точках происходили важнейшие морские сражения и бои, где моряки проявили мужество и героизм и современные моряки отдают дань памяти, спуская венок на воду.

2 вопрос: Опишите военно-морской флаг России.

- Белое прямоугольное полотнище с синим икс-образным крестом.

3 вопрос: «Склянки бить»- что это значит?

- Обозначение времени на судне, отбивается колоколом.

4 вопрос: «Свистать всех наверх» -как вы это понимаете?

- В случае шторма или каких-либо событий боцман созывал всех свободных моряков для помощи.

5 вопрос: «Семь футов под килем» - как вы это понимаете?

- Это выражение- пожелание легкого хода кораблю в движении. Глубина дна под килем парусного судна должна была быть не менее 7 футов, а то бы он сел на мель.

6 вопрос: «Держать нос по ветру» - что это такое?

- На парусном судне всегда идти по ветру вперед носом, чтобы не погибнуть кораблю.

7 вопрос: За что вручался орден Андрея Первозванного?

- За воинские подвиги и государственную службу.

8 вопрос: Почему морская рубашка называется «тельняшка» и почему такой расцветки?

- Одевается прямо на голое тело и лучше заметна была на фоне белых парусов.

3 Конкурс капитанов. Капитан - самый уважаемый на корабле человек. Он много знает, многое умеет, ведет свой корабль по бескрайним морским просторам. Пришло время сразиться и капитанам кораблей. Им предстоит за 3 минуты составить и записать как можно больше имен существительных единственного числа в именительном падеже из слова "МОРЕПЛАВАТЕЛЬ". Побеждает тот, кто составит больше слов.

Пока капитаны готовятся, я предлагаю остальным участникам команд проверить свои знания.

4 Конкурс. Есть свод морских законов, которым мы следуем в игре, а моряки в плаванье. Надо их собрать. За победу - 1 балл.
1. Сам утопай, ………а друга спасай.
2. Помни, только смелым …….покоряются моря.
3. Скуку ……….за борт.
4. Улыбка - флаг корабля, а здоровый смех - ……настроение экипажа.
5. Никогда ………не хмуриться.
6. Крепи дружбу ………морским узлом.

6 Конкурс "Осторожно! Мель!" (конкурс лоцманов и юнг). И вот показались родные берега. Но чтобы причалить к берегу, нужно пройти последнее испытание: обойти все мели, подводные камни. Помогут в этом лоцманы. Кто такой лоцман? (Лоцман - проводник судов, хорошо знающий судоходный путь).

Я приглашаю лоцманов и юнг обеих команд. Перед вами лист ватмана, на котором намечен судоходный путь. Юнгам, у которых завязаны глаза, нужно прочертить фломастером этот путь, обойдя все мели. Лоцманы будут направлять движения юнг, и отдавать команды: "Налево! Направо! Прямо!" и т.д. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее и чей путь будет наиболее верным.

7 Конкурс «Собери слово». Перед вами сложенные в стопки буквы. Будут звучать вопросы, а из полученных вами букв вы должны будете собрать ответы. Договорились? Тогда слушайте: (каждая команда получает пакет с буквами: б,е,с,к,о,з,ы,р,к,а)
1) домашнее животное (коза);
2) обитатель рек, озер, морей и океанов (рыба);
3) молочный продукт (сыр);
4) жесткое покрытие на продуктах, на книгах и тетрадях (корка);
5) неисправная готовая продукция (брак);
6) рабочее платье моряков (роба);
7) обитатель морских глубин, имеющий клешни (краб);
8) головной убор матроса (бескозырка).

7 конкурс «Морской язык». Ребята, а сейчас мы проверим хорошо ли вы знаете «морской язык»? Вам предлагаются названия, которые вы должны будете перевести на «морской язык»:

1) Комната - каюта,
2) Кухня - камбуз,
3) Лестница - трап,
4) Передняя часть корабля (нос) - бак,
5) Задняя (корма) - ют,
6) Столовая - кают-компания,
7) Пол - палуба,
8) Окно - иллюминатор,
9) Повар - кок,
10) Веревка - канат.

Игра закончена. Ребята, вы - молодцы! Проявили сегодня находчивость, смекалку, творчество. Пока жюри подводит итоги, посмотрим «ЕРАЛАШ».

Жюри объявляет результаты игры. Производится награждение команд. Жюри объявляет результат. Награждение команд.

Северный Ледовитый океан является одним из самых суровых мест на планете. Тем не менее людям удалось впервые оказаться здесь даже раньше, чем в Тихом. Какой была история освоения океана и кто занимался его изучением? Стоит изучить информацию по каждому из периодов, связанных с этой территорией, от эпохи Великих географических открытий и до наших дней.

Северный Ледовитый океан, исследования океана

Первые исследователи

История исследования Северного Ледовитого океана

Открытие новых проливов

В начале семнадцатого века были сделаны более удачные попытки изучить Северный Ледовитый океан. Исследования океана продолжил Баффин, повторивший путешествие в поисках Северо-Западного прохода. Он плыл у побережья Гренландии, обнаружил устья проливов Ланкастер и Смит. Проникнуть дальше них ему не позволили льды, отчего Баффин решил, что прохода дальше попросту нет. Неудачи остальных экспедиций, последовавших после, привели к тому, что современники не смогли доказать обратное.

Исследования Северного Ледовитого океана в 20 веке

Русские моряки

Большой вклад в исследование Северного Ледовитого океана сделали российские ученые. Мысли о существовании прохода не покидали людей. Уверенность в этом была высказана Герасимовым в 1525 году. Кратчайший путь по льду, идущий от Новоземельских проливов к порту Провидения, составляет пять тысяч шестьсот десять километров, это дорога от Мурманска до Владивостока. Исследование Северного Ледовитого океана по этому маршруту было проведено в начале семнадцатого века первопроходцем Ребровым. Он добрался до устья реки Яны, а в середине того же века Дежневу удалось пройти дальше, обогнуть северо-восток Азии и обнаружить Берингов пролив. Но случилось непредвиденное. История исследования Северного Ледовитого океана развивалась трагично – доклад Дежнева затеряли на восемьдесят восемь лет и обнаружили лишь после смерти путешественника.

Исследование Северного Ледовитого океана

Продолжение поисков

До конца девятнадцатого века велись разрозненные исследования Северного Ледовитого океана. Краткое содержание событий не включает революционных открытий за этот период. Впрочем, путешествия на север все равно представляют немалый интерес. С этими годами связаны известные имена – например, Беринга или Крузенштерна. Соперничество между Англией и Россией в вопросе обнаружения новых путей обострилось. Первые отправили на север более шестидесяти экспедиций. Результаты некоторых из них не опубликованы до сих пор. В 1770 путешественник Херк отправился изучать Северный Ледовитый океан. Исследования океана были спонсированы компанией Гудзона. По результатам плавания он написал, что в наличии прохода сомневается. Возникали лишь новые гипотезы и предположения, никакой конкретики в картах не появилось. Русские исследователи предприняли Великую Северную экспедицию, которую задумал еще Петр Первый. Имена участников известны и сейчас – это Челюскин, Лаптевы, Пончищевы. Но и они не завершили путешествие. Впрочем, достижением стало тщательное заполнение карт и открытие северной точки Евразии, которая на сегодняшний день носит имя мыс Челюскин.

Современные исследования Северного Ледовитого океана

Конец девятнадцатого века в истории изучения океана

Арктика оставалась не до конца изученной долгое время. Тем не менее девятнадцатый век связан с множеством важных имен, которые заметно повлияли на исследования Северного Ледовитого океана. Кратко стоит упомянуть Румянцева и Крузенштерна, создателей проекта изучения берегов Америки и достижения полюса. В результате многочисленных экспедиций было обнаружено, что у океана неравномерный ледовый режим в течение года. Было внесено инновационное предложение. Адмирал Макаров приспособил для движения специальный корабль. Первый ледокол под названием «Ермак» зашел так далеко, как не удавалось никому прежде. Зарубежным исследователям удалось успешно продвинуться во время путешествия Фритьофа Нансена на судне «Фрам». В процессе дрейфа ученый получил важные данные о рельефа океана, составе водной массы и льда, климате центральных областей.

северного ледовитого океана краткое содержание

Исследования начала двадцатого века

С началом нового столетия условия работы изменились. Исследования Северного Ледовитого океана в 20 веке позволяли добиться более значимых результатов благодаря другому уровню оснащения и подготовки. Активно плавали в регионе как англичане, так и русские, американцы, норвежцы. В 1909 были созданы стальные ледоколы с мощными двигателями, которые смогли создать уникальные карты глубин и добрались до самого устья реки Лены. Впрочем, предпринятая в 1912 году экспедиция к полюсу так и не увенчалась успехом. Людям по-прежнему не удавалось покорить Северный Ледовитый океан. Исследования океана велись в западном секторе. В 1920 началась пятая экспедиция Расмуссена, который добрался от Гренландии к Аляске. Северного полюса первым достиг Пири.

Исследования Северного Ледовитого океана кратко

Освоение прохода

История исследования Северного Ледовитого океана была напрямую связана с поиском пути от Мурманска до Гренландии. Прорыв удалось совершить ледоколу «Иосиф Сталин», который смог освоить легендарный проход. Направление работы изменилось – успех авиации дал возможность изучать льды по воздуху, что и сделали Амундсен с Элсуортом. Они установили, что к северу от Гренландии нет суши. А Бэрд смог добраться на самолете до самого полюса. Таким же образом ученые изучили и мыс Барроу, что на Аляске. В 1937 во льдах начала работу первая гидрометеорологическая станция, изучившая характер здешних вод. Был также подробно изучен рельеф, которым отличается Северный Ледовитый океан. Исследования океана перешли на современный уровень.

Заключительный этап исследований

После Второй мировой, когда работы были приостановлены, началась новая история севера. Стали применяться лабораторные методы, приобрели значение теории. Современные исследования Северного Ледовитого океана привели к открытию новых хребтов – Менделеева и Ломоносова. Обнаруженные на дне котловины преобразили прежние мнения о рельефе. С середины века на льды доставлялись команды путешественников, которые могли провести много исследований за короткий срок. Они обнаружили хребет Гаккеля, подводное образование вулканического характера. В 1963 человеку удалось подо льдом добраться до полюса на атомной лодке. В 1977 была осуществлена экспедиция на ледоколе, которая также закончилась успешно. Человек покорил Северный Ледовитый океан.

Исследования океана продолжают канадские, американские, российские ученые. Но характер их работы приобретает все больший теоретический и экспериментальный смысл – на карте этих территорий не осталось белых пятен, и путешествие к Северному полюсу уже не кажется вызовом, который может стоить отважному страннику жизни, что было так актуально еще несколько веков назад, с эпохи Великих географических открытий и до конца девятнадцатого столетия.

Грандиозные водные просторы Тихого океана привлекали внимание разных народов нашей планеты в течение многих тысячелетий.


Во все времена находились смельчаки, рисковавшие своей жизнью, чтобы узнать что-то новое об окружающем мире, отыскать в бескрайней глади океана новые земли и заселить их, положив начало новым племенам и народам.

Первопроходцы Тихого океана

История не сохранила имён первых смельчаков, отправившихся от берегов Австралии в плавание по тихоокеанским волнам более 40 тысяч лет назад. Этим людям повезло – они попали на Новую Гвинею, а оттуда расселились по другим островам и архипелагам Океании. Учёные выделяют среди населения Океании три основных антропологических типа – полинезийцев, меланезийцев и папуасов, причём два последних произошли от общих предков – австралийских аборигенов.

Вторая волна исследователей Тихого океана пришла, предположительно, с острова Тайвань более 5 тысяч лет назад. Эти люди стали предками полинезийских народностей, а также заселили острова, принадлежащие современной Индонезии, и остров Мадагаскар. Причём, если предки меланезийцев попадали на другие острова в периоды отступления береговой линии, переходя вброд пространства, ранее закрытые водой, то предки полинезийцев подходили к переселению серьёзно – строили основательные плоты, запасались водой и продуктами.

Эпоха великих открытий в географии

Европейским первооткрывателем Тихого океана считается конкистадор Васко де Бальбоа, который пересёк Панамский перешеек и достиг тихоокеанского побережья. Правда, он не знал, что открыл целый океан, и назвал открывшееся перед ним водное пространство Южным морем. С этого момента началась бурная эпоха географических открытий. Фернандо Магеллану принадлежит первенство в пересечении Тихого океана. Именно этот мореплаватель придумал название «Pacific Ocean», которым пользуются до сих пор.

Испанцы, французы, голландцы и англичане исследовали юго-западные воды Тихого океана. Русские мореплаватели вышли к тихоокеанскому побережью, пройдя пешком всю Евразию, и нанесли на карту его северные очертания. Первопроходцем стал казак Семён Дежнёв, который обнаружил пролив между водами Тихого и Ледовитого океанов в 1648 году. Затем были экспедиции А. Чирикова, В. Беринга и других исследователей, которые внесли свою лепту в описание северной и северо-западной части океанского пространства.


Эпоха великих открытий завершилась в конце XVIII столетия, когда экспедиция Дж. Кука нанесла на карту очертания Гавайских островов и Великого Барьерного рифа.

Океанологические исследования

К началу XIX века все более-менее крупные географические объекты в акватории Тихого океана уже были нанесены на карту. Наступило время океанологических исследований, в которых существенная роль принадлежит русским экспедициям. В 1804-1806 годах исследовательская эскадра И. Крузенштерна и Ю. Лисянского совершила кругосветное путешествие и провела океанологические исследования в Тихом океане. В 1819-1821 годах Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев добрались до Антарктиды и попутно открыли несколько тихоокеанских островов.

Экспедиция С. Макарова, состоявшаяся в 1886-1889 годах, позволила получить точные данные о направлении океанских поверхностных течений. В 1883-1906 годах американское исследовательское судно «Альбатрос» участвовало в ряде экспедиций по изучению живых организмов, обитающих в океане. Немецкая экспедиция на судне «Планет» и американская – на шхуне «Карнеги» позволили более подробно изучить строение океанского дна.

В ХХ веке исследования Тихого океана были практически непрерывными. Ведущая роль в них принадлежит советскому и американскому научному флоту, а также исследовательским экспедициям ряда европейских стран. Стоит упомянуть исследовательские суда «Витязь», «Челленджер», «Галатея», плавание Т. Хейердала на плоту «Кон-Тики» и т.д.

Современные исследования

В настоящее время исследования в Тихом океане продолжаются, ведь его глубины до сих пор не раскрыли и сотой доли своих тайн. Наиболее перспективными направлениями являются глубоководные бурения океанского дна, изучение флоры и фауны, климатические и сейсмологические исследования, изучение океанских желобов.


Помимо экспедиций на научно-исследовательских судах, огромную помощь оказывают спутниковые наблюдения. Изучение жизни Тихого океана поможет людям распространить в будущем своё влияние на водную среду нашей планеты.

Северный Ледовитый океан, самый суровый по природным условиям, стал известен европейцам значительно раньше самого крупного — Тихого океана. В X—XI вв. русские поморы плавали к о-вам Матка (Новая Земля) и Грумант (Шпицберген), знали они и проход к Атлантическому океану. Уже к концу XIV в. русским было известно все побережье до устья Оби.

Первый этап исследований Северного Ледовитого океана

В то время русские, английские и голландские мореходы пытались пройти из Атлантического океана в Тихий Северо-Восточным путем вдоль берегов Азии и Северо-Западным путем вдоль берегов Северной Америки. Однако отсутствие практики и умения плавать во льдах, неприспособленность судов помешали достигнуть желаемых результатов. Попытки английских исследователей Г. Торна (1527 г.), Г. Гудзона (1657 г.) пройти на кораблях к Северному полюсу закончились полнейшей неудачей. Не смогли пройти даже до Карского моря на восток и X. Уиллоби (1553 г.), и В. Баренц (1594— 1596 гг.). Правда, плавание В. Баренца преследовало и еще одну цель: укрепление связей с Русским Севером и Сибирью для торговых отношений

В начале XVII в. У. Баффин сделал новый шаг в исследовании Северо-Западного прохода. Вдоль западного побережья Гренландии он доплыл до 77° 30′ с. ш. и открыл устья проливов Ланкастер и Смит Льды не дали возможности проникнуть в проливы, и У. Баффин сделал вывод, что прохода нет. Карты экспедиции затерялись в архивах, и его современники и последователи вообще стали сомневаться в достоверности его исследований. Этому, по-видимому, способствовали и постоянные неудачи последующих экспедиций.

В исследовании Северо-Восточного прохода велики заслуги русских исследователей. Мысль о Северо-Восточном проходе была высказана русским дипломатом Д. Герасимовым еще в 1525 г. Длина основной ледовой трассы от Новоземельских проливов до порта Провидения — 5610 км, это кратчайший путь вдоль северного побережья Евразии из Мурманска во Владивосток. В первой половине XVII в. землепроходец И. И. Ребров достиг устья р. Яны, а затем в середине XVII в. С. И. Дежнев морским путем обогнул северо-восток Азии, открыл пролив (ныне Берингов). Однако докладная грамота С. И. Дежнева затерялась в якутских архивах на 88 лет и стала известна лишь после смерти и открывателя, и Петра I, которого очень интересовали северные регионы России.

Второй этап исследований Северного Ледовитого океана

С начала XVIII до конца XIX в. проводилось планомерное изучение Арктического бассейна с теоретическим обобщением полученных результатов.

С этим периодом связаны имена В. Беринга, О. Е. Коцебу, всех участников Великой Северной экспедиции, в числе которой были русские офицеры («птенцы гнезда Петрова») Н. П. Румянцев, И. Ф. Крузенштерн и др. Морское соперничество между Россией и Англией в открытиях Северо-Западного и Северо-Восточного путей продолжалось. Англичане организовали в XVII-XIX вв. около 60 экспедиций, часть результатов которых так и не стала достоянием ученых и мореплавателей.

В 1770 г. компания Гудзона организовала экспедицию С. Херка, задачей которой было проверить, существует ли пролив между Северными материками. В отчете он написал, что сомневается в наличии прохода от Баффинова и Гудзонова заливов. В 1778 г Д. Кук через Берингов пролив прошел из Тихого в Ледовитый океан, двинулся на восток и достиг 71° с. ш., далее ему препятствовали льды. К концу XVIII в. на Американском континенте со стороны Ледовитого океана было известно несколько пунктов, вопрос же о существовании Северо-Западного прохода был запутан так, что давал повод для новых гипотез, новых планов и новых заблуждений.

В XVIII в. поисками Северо-Восточного прохода занимались многочисленные русские экспедиции. Крупнейшей серией научных исследований России была Великая Северная экспедиция (1734-1742 гг.), задуманная еще Петром I. Экспедиция эта выделялась своей масштабностью: количеством участников, отменным их мужеством, величием поставленных задач, объемом проведенных исследований, сделанных открытий. Имена многих (С. И. Челюскина, братьев Лаптевых, супругов Пончищевых и др.) сейчас значатся на карте нашей Родины. Главная задача — пройти кратчайшим путем из Европы в Азию не была выполнена не по вине участников: этому препятствовали слабая оснащенность экспедиции и льды. Но описание и изучение морей, северных берегов континента, их картирование от Карского моря до Восточносибирского были проведены с большой тщательностью и точностью, была открыта самая северная точка Евразии — ныне мыс Челюскин (77°43′ с. ш.).

Середина XVIII в. — пора М. В. Ломоносова. Первая высокоширотная экспедиция в Северный Ледовитый океан была организована (1764-1766 гг.) по его инициативе. Возглавлял экспедицию В. Я. Чичагов. Была достигнута широта 80°30′, а кроме того, получен интереснейший материал о природных условиях Гренландского моря, архипелага Шпицберген, обобщены сведения об условиях и специфике мореплавания в суровых и сложных ледовых условиях. М. В. Ломоносову принадлежит идея создания Северного морского пути, которая смогла осуществиться лишь через 170 лет, в XX в.

История изучения Арктики в XIX в. связана с именами выдающихся государственных деятелей и мореплавателей России. В начале века Н.П. Румянцев и И.Ф. Крузенштерн разработали проект дальнейших поисков Северо-Западного прохода и детального изучения берегов Северной Америки. Ставился вопрос и о достижении Северного полюса. Русский Север в те времена простирался от залива Варангер-фьорд Скандинавии до 141° з. д. в Америке, т. е. всего на 200-250 км не доходил до устья р. Маккензи. И. Ф. Крузенштерн считал целесообразным исследовать берега Америки к северу от Берингова пролива, найти бухту, имеющую связь с Баффиновым заливом или с р. Маккензи, поскольку так легче достичь Атлантического океана, чем идти на север. Но осуществлению этого проекта помешала война 1812 г. Однако уже в 1815 г. бриг под командованием О. Е. Коцебу был в океане, моряки через 2 года открыли заливы Коцебу, Св. Лаврентия и др. В первой четверти XIX в. осуществили свои экспедиции Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке. Результатом этих экспедиций были выводы, что Северный Ледовитый океан имеет своеобразный ледовый режим, что льды подвижны, режим океана, как ледовый, так и гидрологический, в различные годы неодинаков. Огромны заслуги в изучении Северного Ледовитого океана адмирала С. О. Макарова. Он предложил преодолевать морские льды на специально приспособленных судах — ледоколах. При его участии, по его проекту и чертежам был Построен первый русский ледокол «Ермак», на котором экспедиция С. О. Макарова достигла широты 81°29′, т. е. прошла на градус севернее экспедиции В. Я. Чичагова.

Из зарубежных исследований конца XIX в. наиболее известна экспедиция Ф. Нансена на судне «Фрам» (1893—1896 гг.). Его судно вмерзло во льды и дрейфовало, и за годы дрейфа были получены интереснейшие сведения о структуре водной массы, рельефе дна, характере ледяного покрова, климате центральной части океана.

Третий этап исследований Северного Ледовитого океана

С первой половины XX в. организуются специальные экспедиции для изучения особенностей природы Северного Ледовитого океана. Активно изучались как восточный, так и западный секторы Арктики, в плаваниях принимали участие русские, английские, американские, норвежские исследователи и моряки.

После настойчивых обращений к правительству адмирала С. О. Макарова в 1901 г. состоялся новый поход в сторону Северного полюса. Пройдя Новую Землю, на подходе к Земле Франца-Иосифа судно попало в ледяной плен, дрейфовало и вынуждено было вернуться обратно. В 1909 г. для исследований в Северном Ледовитом океане были построены гидрографические суда «Вайгач» и «Таймыр» — первые стальные корабли ледокольного типа. Они имели мощные двигатели и обладали радиосвязью. Плавание судов возглавляли капитаны И. Сергеев и Б. А. Вилькицкий. В 1911 г. были проведены батиметрические работы от Берингова пролива до устья р. Калымы, а затем продолжены до устья р. Лены. Карты глубин, полученные экспедицией, используются до сих пор.

В 1912 г. русскими исследователями были предприняты три экспедиции к Северному полюсу, а также для поисков возможности сквозного прохода вдоль берегов Сибири — Г. Л. Брусилова, В. А. Русанова и Г. Л. Седова. Однако ни одна из них не увенчалась успехом. Дальнейшие исследования северных морей были прерваны первой мировой и гражданской войнами и продолжились в восточном секторе океана лишь в 30-е гг.

В западном секторе Арктики исследования проводились с не меньшей интенсивностью и настойчивостью. В 1903—1906 гг. Р. Амундсен с тремя зимовками первым прошел Северо-Западным проходом от Гренландии до Аляски. В первой четверти XX в. Американскую Арктику изучал К. Й. Расмуссен, проведший пять экспедиций в Гренландии и Канадском

Арктическом архипелаге. В 1920—1927 гг. во время пятой экспедиции К. И. Расмуссен прошел на собачьих упряжках от Гренландии через Гудзонов залив и Гудзонов пролив вдоль берега континента к Аляске, проделав путь в 18 тыс. км.

Первым достиг Северного полюса американец Р. Пири 6 апреля 1909 г. Он установил, что в районе полюса сплошные льды находятся над очень глубоким океаном: трос длиной 2750 м, опущенный в прорубь на полюсе, не достиг дна.

Дальнейшие исследования Северного Ледовитого океана связаны с 30-40-ми гг., когда началось очень активное исследование Северо-Восточного прохода. Этот путь пролегает только вдоль берегов России, а следовательно, никак не зависит от сложившейся в любой момент международной обстановки. Кроме того, путь проходит мимо устьев крупнейших сибирских рек, через которые можно иметь связь с самыми глубинными регионами страны. Большие исследования проводились по плану Международного полярного года 1932-1933 гг., исследовались Гренландское, Баренцево, Карское и Чукотское моря. Первое сквозное плавание Северным морским путем в одну навигацию совершила экспедиция, возглавляемая О. Ю. Шмидтом, под научным руководством профессора В. Ю. Визе. Экспедиция была осуществлена на судне «Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина летом 1932 г.

В 1933-1934 гг. была предпринята вторая попытка пройти Северный морской путь за одну навигацию. Ледокольный пароход «Челюскин» был затерт льдами в Беринговом проливе и затонул. Члены экспедиции и экипаж были вывезены с льдины летчиками — первыми Героями Советского Союза. В 1935 г. Северным морским путем прошли четыре грузовых судна, два — из Мурманска во Владивосток, два — в обратном направлении. В 1939 г. ледокол «И. Сталин» в одну навигацию прошел из Мурманска до Анадырского залива и обратно. Северный морской путь (Северо-Восточный проход) был окончательно освоен. Сейчас с развитием ледокольного флота и появлением атомоходов появилась возможность проложить новую трассу от Мурманска в обход Гренландии до порта Черчилл в Гудзоновом заливе.

Исследования Ледовитого океана продолжали и зарубежные ученые и моряки. Бурные успехи авиации дали возможность проводить ледовые разведки с помощью самолетов. В 1925 г. Р. Амундсен и американец Л. Элсуорт организовали первую воздушную экспедицию в Арктику. В результате полетов было установлено, что к северу от Гренландии до 88° с. ш. суши нет. До полюса по воздуху добрался Р. Бэрд в 1926 г. Следом за ним, на дирижабле «Норвегия» под командованием У. Нобиле с Р. Амундсеном и Л. Элсуортом на борту отправилась экспедиция к полюсу, прошла над ним и через 42 часа приземлилась на мысе Барроу (Аляска).

1937 г. был знаменателен тем, что начала работать во льдах гидрометеорологическая станция «Северный полюс-1» под руководством И. Д. Л станина. В экспедиции принимали участие гидролог П. П. Ширшов, метеоролог Е. К. Федоров и радист Э. Т. Кренкель. Работами участников «СП-1» было установлено, что льды постоянно дрейфуют от полюса к Гренландии, что по пути дрейфа станции земли нет, что теплые атлантические воды глубинным противотечением проникают к полюсу. Был изучен рельеф дна, проведена серия метеорологических исследований, которые дали новую картину циркуляционных процессов в приполюсных районах.

Летом этого же года был совершен первый трансарктический перелет через Центральную Арктику из Москвы в США (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков). Интенсивное изучение Арктического бассейна было прервано началом второй мировой, а затем Великой Отечественной войны.

Четвертый этап исследований Северного Ледовитого океана

С конца 40-х гг. XX в. начинается современный этап освоения и изучения Северного Ледовитого океана и его морей. Он отличается от предыдущих тем, что наряду со специализированными экспедициями проводятся лабораторные и теоретические исследования. Открытие хребтов Ломоносова и Менделеева, а также ряда глубоководных котловин изменили представления о рельефе дна океана.

В 1963 г. было осуществлено плавание подо льдом к Северному полюсу подводной атомной лодки «Ленинский комсомол». Попытки пройти на судах через Арктический бассейн продолжались. В 1977 г. сотрудниками Института Арктики и Антарктики была осуществлена высокоширотная экспедиция на атомном ледоколе «Арктика». На 88° с. ш. ледокол встретил « канадца » — так полярники называют мощный голубоватого цвета лед, формирующийся у Аляски и Канадского Арктического архипелага. Но ледокол медленно продвигался на север и 17 августа 1977 г. достиг Северного полюса. Впервые были получены достоверные современные сведения о льдах центральной части океана.

Исследования западного сектора и в первую очередь особенности плавания по Северо-Западному проходу среди островов Канадского Арктического архипелага продолжают канадские и американские исследователи.

В ХХ веке человечество устремилось в космос, однако на нашей планете две трети территории, занимаемые Мировым океаном, до сих пор остаются очень слабо исследованными.


В этом нет ничего удивительного, ведь серьёзными исследованиями морей и океанов человечество занялось относительно недавно – всего около ста пятидесяти лет назад.

Первопроходцы Мирового океана

Первыми исследователями океанов в известной нам истории человечества стали финикийцы. Этот небольшой, но очень предприимчивый торговый народ ещё в VII-VI веках до н.э. сумел проложить морской путь вокруг Африки и составить достаточно подробные карты Средиземного моря. В разные исторические периоды морскими исследованиями занимались представители европейских народов, индийцы, китайцы, арабы, полинезийцы и т.д. Начавшаяся в XV веке эпоха Великих географических открытий позволила экспериментальным путём проверить гипотезу о шарообразности нашей планеты. В течение трёх последующих столетий были открыты и нанесены на карту все более-менее крупные участки суши.

Однако к систематическому изучению Мирового океана человечество приступило лишь в XIX веке. Годом рождения науки океанологии считается 1872-й год, когда британское исследовательское судно «Челленджер» отправилось в первую научную экспедицию. В 362 точках океана были проведены достаточно подробные исследования, проделаны замеры морских глубин. Конечно, точность этих замеров оставляла желать лучшего – для определения глубины в той или иной точке с борта корабля сбрасывали привязанный к верёвке шар весом около центнера, а затем измеряли длину верёвки. Тем не менее, экспедиция собрала уникальный массив океанологической информации и фактически положила начало системному изучению Мирового океана.

С изобретением эхолота в начале ХХ века появилась возможность более плотного исследования океанского дна, определения морского рельефа и глубин. В настоящее время эхолот является обязательным оборудованием любого корабля, причём не только морского, но и предназначенного для пресноводных водоёмов. Ещё одним инструментом, позволившим вплотную приблизиться к разгадке многих тайн океана, стали батискафы и батисферы – аппараты, позволяющие опускаться под воду на глубину в сотни метров, чтобы изучать геологическое строение морского дна, биологические особенности его обитателей, физико-химические свойства глубинных слоёв воды и т.д.

Глубоководные аппараты

Основным препятствием к изучению и освоению пространства Мирового океана для человека стала невозможность длительное время находиться под водой. Богатство и разнообразие водного мира остаются недоступными людям, так как человек не может свободно дышать, полностью погрузившись в воду. Акваланги и водолазные скафандры позволяют находиться под водой лишь короткое время и обладают существенными ограничениями по глубине погружения. Тем не менее, с их помощью удалось добиться достаточно серьёзных результатов.


Так, в 1960-м году исследователям удалось опуститься на дно самой глубокой точки Мирового океана – Марианской впадины. Её глубина составляет почти 11 тысяч метров, а давление воды на дне сминает обычный корабль буквально в лепёшку. Тем не менее, опустившись на эту чудовищную глубину, люди с удивлением обнаружили, что на дне кипит жизнь. Морские рачки, моллюски и даже рыбы сумели приспособиться к огромному давлению, почти полному отсутствию кислорода и солнечного света.

Повторный всплески интереса к Марианской впадине случился уже в наши дни: за последние двадцать лет были организованы несколько экспедиций с погружениями. Последняя, под руководством В. Весково, состоялась в 2019 году. Тогда же состоялась российская экспедиция с погружением на дно автоматического глубоководного аппарата «Витязь», который взял образцы грунта и выполнил замеры характеристик глубоководных слоёв воды.

Исследовательские суда

Основным инструментом современных океанологов являются научно-исследовательские суда. Это обычные суда, оборудованные современной измерительной и исследовательской аппаратурой, позволяющей проводить исследования в сфере гидрологии, гидрохимии, геофизики, геологии, гидрографии и других направлении океанологии. Одной из крупнейших в мире флотилий научно-исследовательского назначения обладал Советский Союз. В настоящее время в состав флота России входят научно-исследовательские суда «Адмирал Владимирский», «Янтарь» и несколько других.

На сегодняшний день наиболее обширным научно-исследовательским флотом располагают Соединённые Штаты Америки. В его состав входят более двух десятков кораблей разных классов. Кроме того, исследовательскими судами обладают Япония, Великобритания, Канада, Франция, Германия и несколько других стран.

Космические исследования океана

В настоящее время огромное количество исследовательских данных учёные-океанологи получают из космоса, с научно-исследовательских спутников. Современная аппаратура позволяет делать точные замеры температуры и скорости морских течений и ветров, колебаний солёности морской воды, состояния морской поверхности, миграции косяков рыбы, биологической активности планктона и т.д. В СССР для приёма этих данных существовала специальная Служба космических исследований, в состав которой входили более десятка исследовательских кораблей, в том числе самое большое в мире исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин».


Исследования океана в течение последнего столетия существенно продвинулись вперёд. Тем не менее, по оценкам учёных, более-менее изучено сегодня лишь около 7% морского дна. Океан скрывает немало тайн, разгадке которых предстоит посвятить немало лет научной работы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: