Особенности разрешения правовых конфликтов в догосударственном обществе

Обновлено: 06.05.2024

Власть носила общественный характер, т.к. исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю ее полноту.

Особенности власти:

1)Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. власть существовала на всех этапах развития общества. Власть – явление социальное.

2) Власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отд. индивидами, коллективами, общностями и т.д.).

Власть реализуется в форме властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов – властвующий, другой – подвластный.

3) Власть воплощается в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции.

4) Воля властвующего требует оформления в виде императивных указаний (соц. норм). Они обязательное условие и средство функционирование власти. Т.о. соц. власть выступает регулятором общ-х отношений.

5) Власть – это интеллектуально-волевой процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны.

Особенностью соц-х норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-эк-кое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсыда вытекала необходимость в совместном проживании, в общественной собст-ти на средства производства, распределение продуктов на основе равенства.

Соц. нормы первобытного общества обеспечивали существование экономики и продолжение рода, регулировали способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы называли мононормами – где главный интерес выжить. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п.

Признаки соц. норм существовавшие в догос. период:

1)регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных – технических, физиологических и др.

2) реализовались в виде обычаев;

3) существовали в поведении и в сознании людей;

4) обеспечивались силой привычки, а также мерами убеждения и принуждения;

5) имели систему табу – как простой способ воздействия; права и обязанности – отсутствовали.

Разрешение споров — это понятие, которое включает совокупность процессов, используемых для разрешения спора, конфликта или претензии.

Восточные славяне имели возможность разрешать споры и защищать свои права еще в догосударственную эпоху. Необходимость в существовании особого института суда в период кровнородственных отношений отсутствовала. Любой член родового коллектива находился под его защитой. В обществе присутствовали традиционные правила наказания и расплаты за действия, наносящие урон имуществу, ущерб здоровью, жизни, чести как одному человеку, так и всей общины в целом.

Система взаимоотношений выстраивалась на полном контроле группы людей над личностью и на взаимном доверии. Обиженное лиц пользовалось у родового коллектива полным доверием, так как все его существование проходило на виду у других родственников, и его жалобы и претензии были практически единственным и несомненным основанием для разбирательства. Подача необоснованной жалобы была практически невозможна.

На стадии родовых отношений в обществе зародились возмещение за причиненный ущерб, кровная месть, ее искупление.

Исполнение наказания проводилось самими кровнородственными коллективами:

  • патриархальной семьей;
  • старейшинами рода;
  • собранием родственников.

Постепенно стал применяться древний свод правил для обязательного исполнения всеми членами родовых коллективов. Наиболее страшным и серьезным наказанием было изгнание. Применялось уничтожение имущества и жилища провинившегося. При этом было сложно индивидуализировать имущественное наказание, так как первичной организацией общества долгое время оставалась большая семья.

В процессе межродовых столкновений зародился институт кровной мести как средство разрешений конфликта. Данный институт был тесно связан с обязанностью родственников для оказания вооруженной защиты и силовой поддержки в ситуации насилия над кем-то из родственников. Проявление родовой солидарности вело к кровопролитным вооруженным конфликтам, которые часто заканчивались истреблением враждующих родов. Обязанность мести представляла собой религиозный и нравственный долг, игнорирование которого могло привести к разного рода негативным последствиям.

Готовые работы на аналогичную тему

Институт посредничества и самосуд как формы разрешения конфликтов и споров

Уплата выкупа за убийство подразумевала определенную договоренность между родами о возможной материальной компенсации. Важнейшим условием полной замены или ограничения кровной мести стало образование института посредничества, без которого стало невозможным мирное разрешение межродовых конфликтов.

Практика применения института посредничества основывалась на определенных нормах и правилах:

  • выбор посредников из самых уважаемых лиц родов, находящихся в конфликте и обладающих безусловным знанием обычаев;
  • определение сроков разбирательства;
  • обозначение формы компенсации;
  • установление преимуществ пострадавшей стороны, равенства конфликтующих сторон и т.д.

Постепенно формировались различные процессуальные нормы, закрепленные обычаем и нашедшие применение в праве древнейших государств. Замена кровнородственных связей на принципиально новые связи, их разрушение привело к зарождению личной самостоятельности общинников. Параллельно с патриархальными способами разрешения споров появляется самосуд. Самосуд между отдельными членами древнерусского общества долгое время оставался частным делом потерпевшей стороны. Со временем самосуд закрепляется обычаем, его общим выражением становится частная месть. Переходной формой к институту самосуда стала самозащита, о чем свидетельствуют договора Руси с Византией.

С укреплением и становлением государственной власти связано вытеснение из общинной жизни кровной мести и самосуда. Переходной стадией является легализация мести в законах, где был установлен круг лиц, которым можно было применять месть, предлагалось заменить месть денежным выкупом.

Происхождение судов

Точная дата образования судебной власти на Руси неизвестна. В Древнерусском государстве административные и судебные функции разделены еще не были. Конфликты, возникающие в обществе, первоначально разрешали авторитетные лица общины, позже эти функции перешли к князю, который вершил суд, устраивал расправу, основываясь на нормах, включающих правила поведения, традиции, обычаи, установленные моралью и религией.

Главным судьей в эпоху Киевской Руси стал непосредственно великий Киевский князь, разрешающий дела единолично или совместно с Советом дружины. Князь мог обратиться к городскому вечу. Разделение компетенций между церковными и княжескими судами произошло после принятия христианства, о чем указано в Уставе князя Владимира Святославича о судах, десятинах, людях церковных. Великие князья по мере развития древнерусского общества стали поручать совершать судопроизводство лицам из ближайшего окружения. Система суда и местного управления осуществлялась местными князьями (представителями центральной власти, вассалами великого князя). Усложнение судебной процедуры, растущий круг судей требовали унификации законодательства и процедур судопроизводства.

Эти проблемы решал первый русский письменный свод законов, созданный в первой половине XI века при князе Ярославе Мудром (Русская Правда или Правда Ярослава). Русская Правда обобщала судебную практику, сложившуюся к тому времени. Некоторые историки считают, что древнейшая часть Правды Ярослава появилась в VII веке. Старейшие списки, дошедшие до нашего времени, относятся к 1280-м гг. К источникам Русской правды относятся нормы обычного права, судебная и законодательная практика князей, нормы варяжского (норманнского) права, византийский Номоканон.

Русская Правда регулировала следующие отношения:

  • долговые отношения;
  • нарушение прав собственности;
  • право наследования;
  • членовредительство;
  • судопроизводство;
  • семейные отношения;
  • порядок уголовного следствия.

Первый кодифицированный свод законов регламентировал порядок судопроизводства, состав суда, определил объемы оплаты за действия судебных работников. Это стало первым определением статуса и форм реализации судебной власти. Содержание Правды Ярослава стало основным источником информации о судебном и политическом устройстве, праве Древнерусского государства X-XIII вв.

Понятие и общая характеристика юридического конфликта

Происхождение термина «конфликта» берет свое начало в латинском языке, в котором «конфликтом» было принято обозначать некое серьезное разногласие, столкновение или спор. При этом несмотря на очевидно негативную оценку, придаваемую социальным и юридическим конфликтам, в общественной жизни они неизбежны. Основная реальная задача, к достижению которой следует стремиться в соответствующей сфере – это минимизация их количества, а также поиск оптимальных способов их регулирования и разрешения.

Основой возникновения любых конфликтов выступает то, что человеку и социальным группам присуще наличие определенных интересов и потребностей, содержание и направленность которых зачастую не просто не совпадает, но и находится в прямом противоречии между собой. В этой связи, изучение и анализ природных и общественных противоречий становились исторически, и становятся до сих пор, предметом детального изучения философов.

Постепенно из философии и социологии выделилась самостоятельная наука, предметом исследования в которой выступили социальные и межличностные конфликты, а также поиск и формулировка путей и способов их разрешения – конфликтология. Впоследствии, с учетом достижений вышеназванной науки, относительно недавно, в социологии выделилось еще одно самостоятельное научное направление – юридическая конфликтология, изучающее природу, сущность, динамику развития правовых конфликтов, а также юридические механизмы их предупреждения и разрешения.

Кроме того, в рамках юридической конфликтологии окончательно сложилось понятие правового конфликта, которое в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Правовой (юридический) конфликт – одна из разновидностей социального конфликта, выраженного в возникшем между субъектами права противоречии по поводу применения, нарушения или толкования действующих юридических предписаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом в основании юридического конфликта может находиться:

  • Противоречие между действующими юридическими предписаниями и нормативными правовыми актами;
  • Несоответствие содержания нормы права и практики ее практической реализации;
  • Разногласие, возникшее в связи с различным толкованием правовой нормы (нормативно-правого акта).

Виды юридических конфликтов

В зависимости от различных признаков, положенных в основу классификации, могут быть выделены различные группы юридических конфликтов.

Так, например, в зависимости от основания возникновения все юридические конфликты могут быть разделены на объективные, связанные с независимыми от участников конфликта внешними обстоятельствами, и субъективные, вызванные особенностями характера и поведения его сторон. По территориальным пределам распространения принято выделять внутригосударственные и международные конфликты, и т.д.

Однако, наиболее распространенной выступает классификация юридических конфликтов, в зависимости от отраслей принадлежности, видами которых выступают:

  • Конфликты в области гражданского права, носящие имущественный характер, и, как правило, связанные с нарушением вещных прав на обладание определенным имуществом, либо с нарушением обязательственных отношений, выраженном в неисполнении воспринятых на себя в рамках гражданско-правового соглашения юридических обязательств одной из сторон;
  • Конфликт в трудовом праве, который заключается в индивидуальном или коллективном трудовом соре, одной из сторон которого выступает работник (объединение работников) и работодатель, по поводу применения действующих положений законодательства о труде;
  • Уголовно-правовой (криминальный) конфликт, выраженный в нарушении норм уголовного закона, охраняющего наиболее значимые общественные отношения, в результате совершения виновным лицом преступного деяния (действия или бездействия). Сторонами криминального конфликта выступают само виновное в совершении преступления лицо, а также субъект, чьи интересы нарушены в результате совершения соответствующего деяния (личность, организация, общество, государство).

Разрешение юридического конфликта

Как было отмечено выше, важнейшим аспектом любого конфликта, выступающим предметом изучения специальных наук, выступает пути и способы предупреждения, прекращения и разрешения соответствующего, в том числе юридического, конфликта.

В связи с этим, необходимо обратить внимание на то, что успешное разрешение конфликта находится, с одной стороны, в зависимости от точного установления причин конфликтной ситуации и мотивов противоборствующих сторон, а с другой – от осознания возможных путей осложнения конфликта, и вызванных этим последствий. При этом, исходя из того что в основе юридического конфликта лежит возникновение определенных противоречий, наиболее эффективным способом его разрешения выступает устранение их устранение.

Юридические конфликты могут быть разрешены его участниками самостоятельно, так и посредством вмешательства третьей стороны, в качестве которой, как правило, выступает юрисдикционный орган государственной власти. В этой связи, наиболее распространенный способ разрешения юридических конфликтов – судебный, осуществляемый в одной из четырех форм судопроизводства, предусмотренных нормами действующего законодательства: конституционного, гражданского, административного или уголовного, в зависимости от отраслевой принадлежности соответствующего юридического конфликта.

Кроме того, эффективным способом разрешения юридического конфликта выступает посредничество третьей стороны – медиатора, в качестве которого может выступать как государство, в лице уполномоченных органов и должностных лиц, так и негосударственные учреждения, организации или отдельные лица. При этом медиативная форма разрешения юридического конфликта отличается известной степень гибкости, поскольку все процедурные моменты разрешения спора и его приемлемые результаты определяются самими сторонами, путем заключения соответствующих соглашений.

Юридический конфликт — это противоборство сторон, содержащее юридические элементы (правовые отношения, правовые нормы, юридические средства разрешения и предотвращения конфликтов. Это конфликт, при котором спор взаимосвязан с правовыми отношениями сторон (их юридическими состояниями или действиями), субъекты, или мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают признаками права, конфликт влечет определенные юридические последствия.

Юридический конфликт в научной литературе понимается в узком или широком смысле.

  • в узком смысле — это конфликт который непосредственно связан с правовыми отношениями, особое противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами и появившиеся в связи с изменением, применением, нарушением или толкованием права;
  • в широком смысле — любой социальный конфликт, который в своем составе имеет хоть один элемент, имеющий юридическую характеристику, завершающийся юридическим способом.

Право должно являться инструментом разрешения собственных юридических конфликтов, социальных конфликтов, не обладающих юридической природой. Сферой появления и существования юридического конфликта выступают общественные отношения, которые регулируются правом. Не каждый конфликт сопровождается правовым регулированием. Например, семейный конфликт становится юридическим тогда, когда принимается решение о судебном разбирательстве или о разводе. Юридические конфликты в «чистом» виде не существуют, это абстракция, которая на практике встречается крайне редко. Чаще такой конфликт «вплетается» в комплекс конфликтных отношений.

Юридическими являются конфликты, касающиеся соглашений или юридических форм:

  • межгосударственные;
  • межнациональные;
  • трудовые;
  • производственные;
  • семейные.

По своей сущности юридический конфликт — это противоборство сторон, имеющих противоречивые интересы и содержащий хотя бы, один элемент юридического характера (объект, субъект, цель, способ, средство, результат).

Признаки юридического конфликта:

Готовые работы на аналогичную тему

  • законная процедура разрешения;
  • наличие органа, управомоченного разрешить конфликт;
  • использование в юридическом споре доказательства;
  • применение обязательной силы решения по этому спору в силу достигнутой договоренности, согласия, примирения сторон, императивных предписаний соответствующего органа и др.

Структурные элементы юридического конфликта

Важнейшими элементами юридического конфликта правовой природы являются:

  1. Субъекты юридического конфликта – стороны (юридические или физические лица), чьи претензии и интересы не совпадают и вступают в конфликтные отношения. Конфликт обязательно обладает юридическим характером, если в спорных отношениях находятся юридическое и физическое лицо, или физические лица.
  2. Объект юридического конфликта – это причина возникновения конфликта. Объектом юридического конфликта чаще всего выступает толкование правовой нормы и сама правовая норма. Данный элемент начинает представлять правовую форму в ситуациях, когда статус лица (института, организации), их ценности и интересы закреплены соглашениями, нормами, договорами и т.д.
  3. Цель юридического конфликта - это идеальный вариант, устраивающий каждую конфликтующую сторону, разрешение или устранение противоречия, возникшего в сфере права, обеспечение справедливости между сторонами конфликта.
  4. Средства юридического конфликта, которые помогают разрешить конкретный конфликт. Эти средства должны быть обязательно правовыми, юридическими средствами: действующее законодательство, законы и подзаконные акты, прокуратура, суд и т.д.
  5. Способы разрешения юридического конфликта – имеют формы арбитражного или любого другого судебного разбирательства, и следствия его решения.
  6. Мотивация юридического конфликта – это то во имя чего происходит конфликт, какие факторы его провоцируют. Этот элемент чаще всего становится правовым, если затронуты закрепленные в нормах права и обязанности (собственность, наследство и т.д.).
  7. Действия, определенные поступки субъектов конфликта, если они сопряжены с нормами права, и если вследствие них участник конфликта становится потерпевшим, обвиняемым, истцом или ответчиком.

Юридический конфликт представляет собой противоборство сторон, при котором хотя бы один его элемент имеет юридический характер.

Виды юридических конфликтов

Конфликты можно классифицировать по разным основаниям: по сферам жизнедеятельности — политические, экономические, идеологические и др.; по масштабам — межличностные, региональные, глобальные; по субъектам конфликта — предприятия, национальные и др.; по темпу протекания — острые и вялотекущие.

Типы юридических конфликтов:

  • подлинные конфликты — существуют объективно;
  • случайные конфликты — не осознаются субъектами конфликта;
  • смешанные конфликты — субъекты воспринимают косвенные, а не подлинные причины;
  • скрытые конфликты — существующие, но не актуализированные конфликты;
  • неверно предписанные конфликты — приписываются не тем сторонам;
  • ложные конфликты — возникающие по недоразумению.

Юридические конфликты можно классифицировать по сферам действия административного, уголовно-процессуального и уголовного права, а также по отраслям права (финансового, гражданского, семейного, трудового).

Помимо конфликтов, в которых обе стороны находятся в одной правовой сфере, выделяют конфликты, стороны которых находятся в разных сферах:


Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.

К числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук (включая теорию государства и права), относят: принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности.

Основной смысл принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.

Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.

Содержание принципа комплексности в изучении государства. и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук — философии, социологии, политэкономии, политологии.

В теории государства и права, наряду с принципами, различают методы научного исследования.

Выделяют три группы методов:


Механизм осуществления власти и регуляторы поведения в догосударственном обществе .

Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества, источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род (родовая община). Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя.

9. Теологическая и патриархальная теории происхождения государства : сравнительный анализ

1. теологическая теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство, и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский.

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем и основанная на теологической теории, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец - своих детей. В соответствии с патриархальной теорией, монарх правит государством подобно тому, как отец правит своим семейством.

Обе теории отстаивают идеи незыблемости, вечности государственной власти, необходимости и естественности всеобщего подчинения государственной воле.

И теологическая, и патриархальная теории не имеют достаточной фактической основы. Вопрос об истинности теологической теории настолько же не определён, насколько не доказано существование Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры. Что касается патриархальной теории, то основные её положения опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместес государством.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: