Акт проверки бухгалтерии судебным приставам образец

Обновлено: 27.04.2024

Каждая организация не должна исключать вероятность прихода сотрудников Федеральной службы судебных приставов России (ФССП) с целью проверки бухгалтерии по алиментам – соблюдаются ли правила удержания и перечисления соответствующих сумм с доходов сотрудника-должника.

Правовая основа проверки ФССП по алиментам

Отметим, что проверить алименты приставы могут на основании положений федерального законодательства.

Так, полномочия судебного пристава-исполнителя и порядок проведения проверки бухгалтерии судебными приставами по алиментам предусмотрены:

Основания для проверки

Проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих в организации должников судебный пристав-исполнитель может проводить:

  • по заявлению (жалобе) взыскателя;
  • по собственной инициативе (например, в случае непредставления организацией информации по требованию ФССП, отмеченному в постановлении об обращении взыскания на зарплату или иные доходы должника).

Действия по проверке бухгалтерии судебным приставом-исполнителем по алиментам происходят 2 способами:

  • выезд в организацию и истребование необходимых документов;
  • направление требования о представлении документов судебному приставу-исполнителю соответствующего территориального органа ФССП России.

Ход проверки по алиментам приставами

При проверке судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке изучает правильность удержания бухгалтерией алиментов со всех выплат, причитающихся работнику, на которые может быть обращено взыскание. При этом он учитывает положения:

  • статьи 101 Закона № 229-ФЗ;
  • постановления Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

Итог проверки

По результатам проверки бухгалтерии по алиментам судебный пристав-исполнитель составляет её акт о правильности удержания и перечисления денежных средств организацией.

Ответственность бухгалтера

В случае нарушения бухгалтером или иным лицом законодательства об исполнительном производстве, выразившегося в невыполнении законных требований пристава, он в отношении виновного составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.

А в случае установления признаков злостного неисполнения и/или воспрепятствования исполнению вступившего в силу судебного акта со стороны бухгалтерии организации, производящей удержания, указанные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

VII. Порядок проведения проверок бухгалтерий предприятий

(организаций). Ответственность должностных лиц организаций

(предприятий), имеющих обязанности по исполнению

исполнительных документов о взыскании алиментов

Взыскатель имеет право подать в службу судебных приставов письменное заявление о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам о взыскании алиментов.

При этом заявление может быть подано в структурное подразделение судебных приставов, в котором велось (ведется) исполнительное производство о взыскании алиментов, либо в структурное подразделение судебных приставов по месту жительства взыскателя либо по месту нахождения организации, с приложением копии постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (при наличии).

Организация (предприятие), в которую судебный пристав-исполнитель направляет постановление об удержании из заработной платы и иных доходов должника, включается в реестр организаций (предприятий), который ведется в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России (приложение N 5). Соответствующий реестр формируется с использованием ПК ОСП.

По оконченным и неоконченным (при наличии задолженности) исполнительным производствам о взыскании алиментов проверка бухгалтерий организаций (предприятий) проводится не реже одного раза в течение года по инициативе судебного пристава-исполнителя.

При этом проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу судебный пристав-исполнитель должен в обязательном порядке проводить по заявлению либо жалобе взыскателя или в случае непредоставления бухгалтерией организации (предприятия) информации по требованию судебного пристава-исполнителя, направленному в организацию одновременно с копией исполнительного документа и постановлением об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.

Исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона, судебный пристав-исполнитель вправе совершать самостоятельно либо в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона.

В случае, если проверяемая организация располагается на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, то действия по проверке бухгалтерии организации (предприятия) осуществляются самостоятельно путем выезда в организацию (предприятие) и истребования необходимых документов либо направления требования о представлении документов в структурное подразделение территориального органа ФССП России.

При проведении проверки бухгалтерии организации (предприятия) судебный пристав-исполнитель составляет акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия) (приложение N 6).

Акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия) с документами, подтверждающими правильность (либо допущенные нарушения) удержания и перечисления алиментов, приобщаются к материалам исполнительного производства, в рамках которого организована проверка.

Копия акта проверки бухгалтерии с соответствующими документами подшиваются в наряд "Акты проверок бухгалтерий (организаций), производящих удержание".

При обнаружении в действиях должностных лиц организации (предприятия) нарушений законодательства Российской Федерации судебный пристав-исполнитель решает вопрос о привлечении их к установленной законодательством ответственности.

В случае выявления при проверке бухгалтерии (организации) нарушений трудового (фактов выплаты должнику заработной платы ниже МРОТ в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации) или налогового законодательства (фактов выплаты должнику заработной платы в размере ниже среднеотраслевого уровня), судебный пристав-исполнитель о данных фактах информирует территориальные органы Роструда и ФНС России с приложением документов, подтверждающих выявленные нарушения (приложения N 7, N 8).

При этом начальник отдела - старший судебный пристав организует работу по контролю за исполнением территориальными органами Роструда и ФНС России положений межведомственных соглашений по принятию мер реагирования на полученные от судебных приставов-исполнителей сведения о нарушениях.

При выявлении в ходе проверки бухгалтерии организации (предприятия) фактов нарушения должником законодательства об исполнительном производстве, выразившихся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении виновного лица протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае установления со стороны руководителя организации (предприятия), производящей удержания, признаков злостного неисполнения, а равно воспрепятствования исполнению вступившего в законную силу судебного акта, судебный пристав-исполнитель составляет рапорт о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, который с копиями материалов исполнительного производства незамедлительно направляется начальнику отдела - старшему судебному приставу для организации регистрации, проверки и принятия процессуального решения.

произвел проверку бухгалтерии ____________________________________________.

(наименование организации (предприятия))

Цель проведения проверки: правильность удержания алиментов,

своевременность перечисления денежных средств взыскателю, соблюдение сроков

возвращения исполнительного документа в службу судебных приставов при

В ходе проверки установлено, что в бухгалтерии ________________________

____________________________________ находятся (не находятся) на исполнении

организации (предприятия), адрес)

исполнительные документы: _________________________________________________

В ходе проверки учета и отчетности при работе с исполнительными

документами установлено: __________________________________________________

(указать вид учета и отчетности, например, исполнительные документы

регистрируются/не регистрируются в журнале учета исполнительных

В результате проверки места и способа хранения исполнительных

документов установлено: ___________________________________________________

(указать место хранения (например, в сейфе))

Удержание по исполнительным документам производится: __________________

(указать порядок удержания, например, своевременно и в полном объеме)

Срок перечисления денежных средств (алиментов): _______________________

(указать периодичность перечисления, например, заработная плата

выплачивается 22 числа ежемесячно, алименты перечисляются

в 3-дневный срок)

Правильность заполнения почтовых переводов, квитанций, платежных

Срок возвращения исполнительного документа при увольнении работника (с

нарушением, без нарушений) _______________________________________________.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения: _________________________

Подписи иных лиц, присутствовавших при проверке:

Подпись проверяемого лица:

_______________________________ ________________________ ________________

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) опубликовала методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утверждены 19.06.12 № 01-16). В этом документе, в частности, освещены два важных момента. Во-первых, рассказано о том, как приставы будут проверять организации, и приведена памятка для бухгалтеров. Во-вторых, рассказано, каким образом ИП, являющиеся плательщиками алиментов, могут подтвердить свои доходы. В статье мы подробно остановились на обоих вопросах.

Проверки компаний, удерживающих алименты

Приставы вправе проверить, насколько правильно бухгалтерия рассчитывает и удерживает алименты, а также своевременно ли она перечисляет деньги. В комментируемой «методичке» говорится, что такие проверки должны проходить не реже одного раза в год.

Методические рекомендации предписывают проводить проверку следующим образом. Если организация находится на территории, на которую распространяются полномочия пристава, обеспечивающего исполнение требований, то он лично приедет в бухгалтерию и запросит документы для ревизии. Если компания расположена на другой территории, пристав пришлет по почте требование о представлении документов в структурное подразделение территориального органа ФССП России.

В ходе проверки пристав составит акт, где укажет место хранения исполнительных документов, дату выдачи зарплаты, сроки, в которые перечисляются алименты, и некоторые другие факты. Кроме того, в акте будут перечислены все выявленные нарушения. Организация вправе обжаловать этот акт вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или в десятидневный срок оспорить в суде.

В случае, когда приставы обнаружат нарушения трудового законодательства (например, выплату зарплаты ниже среднеотраслевого уровня), они проинформируют об этом трудовую инспекцию. Если нарушение относится к налоговой сфере, приставы сообщат о нем в ИФНС.

При выявлении нарушений, относящихся к удержанию и выплате алиментов, приставы назначат административный штраф согласно части 3 статьи 17.14 КоАП РФ. Его размер составляет для должностных лиц от 15 000 до 20 000 руб., для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Если при проверке выяснится, что руководитель организации злостно не выполнял или воспрепятствовал исполнению вступившего в законную силу судебного акта, пристав составит рапорт о наличии признаков состава уголовного преступления по статье 315 УК РФ.

Памятка для бухгалтера компании, получившей исполнительный лист для удержания алиментов с сотрудника

Что должен сделать бухгалтер, получивший под роспись постановление судебного пристава-исполнителя и копию исполнительного документа?

Где лучше хранить исполнительные документы?

В сейфе, как бланки строгой отчетности.

Из какой суммы производится удержание алиментов?

Из суммы заработной платы, оставшейся после уплаты налогов (в частности, НДФЛ).

Какую часть заработной платы можно удержать для перечисления алиментов?

Не более 70 % при уплате алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда здоровью, вреда в связи со смертью кормильца или возмещении ущерба, нанесенного преступлением.

Не более 50 % во всех иных случаях (подробнее об алиментах и других удержаниях из зарплаты см. «Как не ошибиться при расчете и удержании алиментов»).

Когда необходимо перевести деньги получателю алиментов?

Не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты зарплаты плательщику алиментов.

Что сделать, если алименты установлены в твердой денежной сумме?

Проиндексировать алименты пропорционально росту величины прожиточного минимума в регионе или в целом по РФ. Работодатель обязан издать приказ об индексации.

Как поступить, если в организацию на одного сотрудника поступило несколько исполнительных документов для удержания суммы задолженности?

Исходить из того, что требование об удержании алиментов является требованием первой очереди (наряду с требованием о возмещении вреда здоровью и некоторыми другими).

Как быть, если денег, удержанных из зарплаты сотрудника, не хватает, чтобы в полном объеме погасить требования всех исполнительных документов одной очереди?

Переводить деньги пропорционально сумме, причитающейся каждому взыскателю.

Кто должен платить за перевод денег взыскателю алиментов?

Перевод осуществляется за счет средств плательщика алиментов, то есть самого сотрудника.

Каким образом можно перечислить алименты?

По почте или на расчетный счет взыскателя.

Где посмотреть реквизиты для перевода денег?

В исполнительном документе или в постановлении судебного пристава-исполнителя.

Как поступить, если адрес получателя алиментов неизвестен?

Рекомендуется перечислять деньги на счет структурного подразделения территориального органа ФССП России.

Что сделать, если плательщик алиментов сменил место работы?

Незамедлительно сообщить об этом приставу и возвратить ему исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях (о размере удержаний, об удержанной сумме, о номере и дате платежного поручения и остатке задолженности). Отметку заверить печатью и подписью должностного лица компании.

Алименты у предпринимателей

В случае с ИП алименты рассчитываются исходя из дохода от предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения. В комментируемой «методичке» есть четкие рекомендации относительно того, каким образом предприниматель должен подтвердить свои доходы и расходы в зависимости от налогового режима.

Общий режим, «упрощенка» и ЕСХН

Проще всего тем, кто находится на общем режиме налогообложения — им достаточно представить декларацию по форме № 3-НДФЛ.

«Упрощенщики» и плательщики единого сельхозналога представляют книги учета доходов и расходов (их формы утверждены приказами Минфина России от 31.12.08 № 154н и от 11.12.06 № 169н соответственно).

Свои особенности есть у ИП, перешедших на упрощенную систему с объектом «доходы». С одной стороны, Налоговый кодекс не обязывает таких налогоплательщиков подтверждать расходы и фиксировать их в книге учета доходов и расходов. С другой стороны, при расчете суммы алиментов, доходы таких налогоплательщиков необходимо уменьшить на величину затрат. Это подтвердил Конституционный суд в постановлении от 20.07.10 № 17-П. Таким образом, в интересах самого предпринимателя собрать необходимую «первичку» и предъявить ее приставам. В методических рекомендациях говорится, что для этой цели подойдут документы, предусмотренные законом о бухучете.

При расчете алиментов доходы и расходы нужно учитывать в момент получения и перечисления денег, то есть использовать кассовый метод.

Единый налог на вмененный доход

Непростая ситуация сложилась для предпринимателей, перешедших на ЕНВД. Они платят налог с вмененного дохода, а фактический доход не учитывают и не фиксируют. Несмотря на это, «вмененщики» должны рассчитать алименты исходя из фактического дохода, уменьшенного на сумму расходов. Об этом неоднократно сообщал Минфин России (см., например, письмо от 26.01.09 № 03-11-09/16). Такой же подход изложен и в комментируемой «методичке».

На практике у «вмененщиков» нередко возникают проблемы с документами, подтверждающими доходы и расходы. Справка из налоговой инспекции не годится, ведь в ней отражен вмененный доход. Вместо нее нужно показать приставам «первичку», оформленную в соответствии с законом о бухучете: счета, накладные, счета-фактуры, квитанции и прочие бланки строгой отчетности.

Например, предприниматель, который занимается грузоперевозками, может предъявить чеки АЗС на покупку бензина, квитанции об уплате транспортного налога и пенсионных взносов «за себя», оплаченные счета за ремонт машины, аренду места на автостоянке и проч. Как показывает практика, приставы принимают подобные бумаги.

Помимо сбора первичных документов «вменещикам» рекомендовано вести книги учета доходов и расходов. Поскольку специальной формы для ЕНВД не существует, можно воспользоваться книгой для УСН или для плательщиков единого сельхозналога.

Если предприниматель не в состоянии подтвердить свои доходы, приставы могут пересчитать алименты исходя из средней заработной платы в РФ на момент взыскания алиментов. Не исключено, что сумма окажется больше той, которую рассчитал сам ИП. Тогда «вмененщик» вправе обратиться в суд для определения ежемесячного размера алиментов в твердой сумме. Возможен и более «мирный» вариант — заключить со взыскателем алиментов соглашение о том, что их размер будет зафиксирован.

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях единообразного применения Инструкции об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах, утвержденной Приказом ФССП России от 20.09.2010 N 427 (далее - Инструкция), а также для разъяснения отдельных ее положений.

1.2. Инструкция определяет порядок организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих ФССП России и ее территориальных органов (далее - гражданские служащие).

1.3. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или письменному заявлению гражданского служащего.

1.4. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

факт, время, место, обстоятельства, цели и мотивы совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

вина гражданского служащего, в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими гражданскими служащими - вина каждого;

деловые и личные качества гражданского служащего, совершившего дисциплинарный проступок, иные характеризирующие его данные;

обстоятельства, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

характер и размер вреда (ущерба), причиненного гражданским служащим в результате совершения дисциплинарного проступка;

обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

1.5. В соответствии со ст. 57 Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) исключен. - Изменения, утв. ФССП России 26.03.2015 N 0012/4;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. "а" - "г" п. 3, пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

2. Организация служебной проверки

2.1. При инициировании служебной проверки на имя представителя нанимателя готовится служебная записка (согласно п. 4 Инструкции, в центральном аппарате ФССП России - на имя директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации (далее - Директор); в территориальном органе ФССП России - на имя руководителя территориального органа).

В служебной записке указываются факт, время, место, обстоятельства, должность, фамилия, имя, отчество гражданского служащего, в отношении которого необходимо провести служебную проверку, и нарушенные им в результате дисциплинарного проступка пункты и статьи действующего законодательства, а также нормативных правовых актов Службы (приложение N 1).

Также необходимо учитывать срок, прошедший с момента совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" днем обнаружения дисциплинарного проступка, с которого начинается месячный срок (в течение которого к гражданскому служащему может быть применено дисциплинарное взыскание), считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен гражданский служащий, стало известно о совершении дисциплинарного проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.

2.2. Одной служебной запиской допускается инициирование служебной проверки как в отношении одного, так и нескольких гражданских служащих (приложение N 2).

2.3. В служебной записке инициатор служебной проверки предлагает кандидатуру от структурного подразделения центрального аппарата или аппарата управления территориального органа ФССП России (далее - территориальный орган), с указанием должности, Ф.И.О. для включения в состав комиссии по проведению служебной проверки и уведомляет его об этом.

2.4. В случае, когда инициатором служебной проверки в отношении гражданского служащего является подразделение противодействия коррупции или гражданский служащий, обратившийся с заявлением о проведении служебной проверки, либо служебная проверка назначена по представлению органов прокуратуры, в комиссию по проведению служебной проверки включается специалист профильного структурного подразделения центрального аппарата или аппарата управления территориального органа Службы, к компетенции которого относятся выявленные нарушения.

Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности ФССП России; отдел (группа) противодействия коррупции территориального органа ФССП России.

2.5. Для проведения служебной проверки в отношении руководителя подразделения противодействия коррупции председателем комиссии назначается один из заместителей представителя нанимателя, при этом незамедлительно информируется УПК (п. 1 распоряжения Директора от 28.09.2009 N 31-р).

Копия приказа о проведении служебной проверки не позднее суток с момента регистрации приказа направляется факсимильной связью руководителю УПК.

2.6. При инициировании служебной проверки в отношении каждого гражданского служащего необходимо издавать отдельный приказ о ее проведении (приложение N 4).

2.7. В приказе о проведении служебной проверки кроме данных, указанных во втором абзаце п. 10 Инструкции, необходимо отражать, на кого из членов комиссии возложены полномочия по затребованию письменного объяснения от гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка (приложение N 3).

2.8. Во исполнение п. 10 Инструкции проект приказа о проведении служебной проверки готовится работником подразделения противодействия коррупции и представляется председателю комиссии одновременно с проектом плана о проведении служебной проверки для утверждения представителем нанимателя.

2.9. Представление на регистрацию приказа о проведении служебной проверки необходимо поручать работнику подразделения противодействия коррупции, ответственному за его подготовку.

2.10. Копия приказа о проведении служебной проверки и план ее проведения вручаются под расписку работнику, которому поручена подготовка заключения по результатам служебной проверки, для ознакомления членов комиссии.

Ознакомление гражданского служащего с приказом о проведении в отношении него служебной проверки также поручается указанному работнику.

3. Участники служебной проверки и их полномочия

3.1. Полномочия каждого члена комиссии прописываются в плане по служебной проверке с указанием конкретных сроков исполнения (приложение N 5).

3.2. При включении в состав комиссии представителя подразделения по вопросам государственной службы и кадров ему необходимо поручать подготовку копий должностного регламента, других характеризующих материалов и передачу их члену комиссии, на которого возложены полномочия по подготовке заключения по результатам служебной проверки, для приобщения к материалам служебной проверки.

3.3. Члену комиссии, которому поручена подготовка заключения по результатам служебной проверки, необходимо поручать готовить лист ознакомления с Инструкцией (п. 16) и знакомить с ней членов комиссии под роспись. Лист ознакомления приобщается к материалам служебной проверки (приложение N 9).

3.4. При обнаружении признаков преступления, административного правонарушения или нарушения служебной дисциплины член комиссии немедленно докладывает об этом председателю комиссии и должностному лицу, принявшему решение о проведении служебной проверки, в письменной форме.

3.5. В случае если член комиссии по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка и т.п.) не может принимать дальнейшее участие в служебной проверке, издается приказ о внесении изменений в состав комиссии.

Подготовка, согласование и регистрация данного приказа поручается представителю подразделения по вопросам государственной службы и кадров, включенному в состав комиссии по проведению служебной проверки.

3.6. Подготовка, согласование и регистрация приказа о временном отстранении от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы (п. 22 Инструкции) также поручается члену комиссии от подразделения по вопросам государственной службы и кадров.

4. Проведение служебной проверки

4.1. Согласно п. 11 Инструкции (п. 6 ст. 59 Федерального закона) служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

Месячный срок проведения служебной проверки необходимо исчислять со дня регистрации приказа о проведении служебной проверки в отношении гражданского служащего.

Сроки проведения служебной проверки не приостанавливаются и не продлеваются.

4.2. Подготовку заключения по результатам служебной проверки, согласование с членами комиссии и представление материалов служебной проверки председателю комиссии необходимо возлагать на члена комиссии, представленного от подразделения, инициировавшего проведение служебной проверки (приложение N 3).

Например, если инициатором служебной проверки являлось подразделение по вопросам организации исполнительного производства, то полномочия, указанные в п. 4.2, возлагаются на работника, включенного в состав комиссии от данного подразделения.

4.3. В случае если от гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, не представляется возможным по уважительным причинам получить письменное объяснение (временная нетрудоспособность, пребывание в отпуске и т.п.), выводы о его виновности (невиновности) предлагается делать на основании имеющихся материалов, о чем указывать в заключении.

По выходу гражданского служащего на службу у него запрашивается письменное объяснение, с учетом которого принимается решение о применении или о неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

5. Оформление результатов служебной проверки

5.1. После утверждения заключения уполномоченным должностным лицом оно направляется председателем комиссии руководителю подразделения по вопросам государственной службы и кадров для подписи (п. 10 ст. 59 Федерального закона) и подготовки проекта приказа о применении дисциплинарного взыскания в соответствии с п. 28 Инструкции (приложение N 10).

В случае если председателем комиссии по проведению служебной проверки является руководитель подразделения по вопросам государственной службы и кадров, его подпись, установленная п. 10 ст. 59 Федерального закона, в заключении по результатам служебной проверки не требуется.

5.2. Письменное заключение по результатам служебной проверки приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (п. 10 ст. 59 Федерального закона), а заверенная копия заключения направляется в подразделение противодействия коррупции и приобщается к материалам служебной проверки.

6. Порядок применения дисциплинарного

взыскания и ознакомления гражданского служащего с актом

о применении дисциплинарного взыскания

6.1. Согласно п. 6 ст. 58 Федерального закона копия акта о применении дисциплинарного взыскания вручается гражданскому служащему под роспись в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

В случае если вручить данный акт (приказ о дисциплинарной ответственности) по уважительным причинам не представляется возможным (временная нетрудоспособность, пребывание в отпуске, другие случаи отсутствия на службе), допустимо регистрировать и вручать его гражданскому служащему по выходу на службу, поскольку в срок, установленный для применения дисциплинарного взыскания, согласно пп. 4, 5 ст. 58 Федерального закона период отсутствия гражданского служащего по уважительной причине и время проведения служебной проверки не включаются.

Применить дисциплинарное взыскание не представляется возможным, если гражданский служащий будет отсутствовать на службе более шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - более двух лет. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ст. 58 Федерального закона).

О невозможности применения дисциплинарного взыскания к гражданскому служащему по результатам служебной проверки представитель нанимателя (п. 4 Инструкции) информируется служебной запиской.

7. Учет, формирование и хранение материалов

7.1. Служебные проверки учитываются в Журнале учета служебных проверок (далее - Журнал), а также в электронном виде, удобном для работы (приложение N 11).

При этом каждой служебной проверке присваивается порядковый регистрационный номер, под которым служебные проверки вносятся в Журнал (в пределах текущего года).

7.3. Материалы служебной проверки подшиваются в номенклатурное дело (твердую обложку из картона), постранично нумеруются карандашом в верхнем правом углу, составляется внутренняя опись, которая заверяется составителем (приложение N 13).

7.4. В листе-заверителе цифрами и прописью указываются количество листов и особенности отдельных документов. Лист-заверитель подписывается составителем с указанием даты и расшифровкой подписи (приложение N 14).

7.5. На обложке служебной проверки указываются необходимые сведения, в том числе порядковый регистрационный номер, под которым служебная проверка учтена в Журнале (приложение N 12).

7.6. Сформированные материалы служебных проверок размещают в служебной комнате подразделения противодействия коррупции (подразделения государственной службы и кадров в случае, когда штатная численность подразделения противодействия коррупции менее 4 единиц) или в специально отведенном для этой цели помещении в запирающиеся шкафы, сейфы и т.п., чтобы обеспечить их сохранность и защиту (приложение N 15).

Материалы служебных проверок хранятся не менее 5 лет, после чего уничтожаются в соответствии с порядком уничтожения документов с истекшими сроками хранения, установленным Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов.

7.7. Материалы служебных проверок для их учета и быстрого поиска располагаются вертикально, корешками (переплетом) наружу, и систематизируются в алфавитном порядке (по фамилиям) с разбивкой по годам. На корешках (переплетах) обложек материалов служебных проверок указываются фамилия и инициалы работника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также порядковый регистрационный номер (приложение N 16).

7.8. Опись материалов служебных проверок помещается на внутренней стороне шкафа.

7.9. Ответственное лицо, на которое возложена обязанность по сохранности, учету и доступу к служебным проверкам, назначается приказом (распоряжением) из числа работников подразделения противодействия коррупции. Как правило, это работник, ответственный за делопроизводство.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: