Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц арбитражными судами

Обновлено: 28.04.2024

1. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными настоящей главой, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

2. Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные настоящим Кодексом.

3. В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом в Российской Федерации, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора не более чем на шесть месяцев.

Комментарии к ст. 253 АПК РФ

1. Процессуальные особенности, предусмотренные гл. 33 АПК, относятся к рассмотрению дел с участием иностранных лиц, а не к иностранным лицам как таковым.

Законодательно закреплен режим полного процессуального равноправия между российскими и иностранными лицами независимо от рода занятий и места жительства последних, поэтому те и другие действуют в едином национальном режиме. Такое регулирование называется правовым режимом наибольшего благоприятствования.

Применение норм международного права предусматривает полную осведомленность обо всех применимых международных конвенциях, иных многосторонних и двусторонних договорах.

Судебные ошибки чаще всего связаны с тем, что действующие нормы международного права судом не применяются либо имеют место отсылки к документам, которые Российской Федерацией не подписаны либо вовсе не являются международными договорами.

2. Если иностранные лица, их органы управления, филиалы (представительства) или их представители находятся (проживают) на территории Российской Федерации, то вопросы, связанные с их надлежащим уведомлением о принятии иска (заявления) к рассмотрению, возбуждении производства по делу и назначении дела к слушанию, рассылкой иных определений, решаются в общем порядке, поэтому применяются общеустановленные процессуальные сроки.

Во многих странах (например, Великобритании, США, Франции и др.) определение способности иностранного лица являться лицом, участвующим в деле, отнесено к компетенции суда. Нередко решение этого вопроса зависит от наличия или отсутствия возможности вручить иностранному лицу повестку в судебное учреждение.

Поэтому нахождение иностранного лица, его филиала (представительства) или уполномоченного представителя на территории Российской Федерации не создает дополнительных сложностей, требующих иных, в сравнении с общепринятыми, сроков рассмотрения дел.

3. Если иностранное лицо, участвующее в деле, находится (проживает) за рубежом, то оно извещается о слушании дела путем направления уведомления (определения) в учреждение юстиции или иной компетентный орган иностранного государства. Этот орган и производит надлежащее уведомление иностранного лица в соответствии с установленным в стране его пребывания порядком.

Наличие иностранного элемента в спорных правоотношениях, заявленных суду в том или ином государстве, является основной причиной обращения с судебными поручениями к иностранным судам. Это может быть связано, в частности, с необходимостью вручения судебных извещений лицам, участвующим в деле, проживающим вне зоны национальной судебной юрисдикции.

Поручения о вручении судебных извещений могут быть переданы иностранным судам в порядке, предусмотренном федеральным законом или международным договором.

Вручение извещений по гражданским и торговым делам может происходить несколькими способами.

Во-первых, судебные документы могут быть направлены непосредственно зарубежным адресатам через учреждения связи (ст. 5 Киевского соглашения от 20 марта 1992 г. правительств государств - членов СНГ "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности"). Этот способ широко распространен в странах общего права и не используется в странах континентальной системы права. Поэтому названный способ вручения судебных документов может и не быть реализованным, если государство по месту нахождения адресата заявит возражения относительно его использования.

Во-вторых, через так называемый центральный орган (в Российской Федерации таковым является Министерство юстиции РФ, в других странах может быть аналогичное министерство, судебное учреждение высшей инстанции или даже внешнеполитическое ведомство), который аккумулирует их, а затем осуществляет распорядительные действия в отношении запросов и уведомлений, поступающих от компетентных органов и должностных лиц.

В-третьих, судебные документы и уведомления об их вручении могут передаваться через консульские учреждения, что не является традиционным способом установления международных контактов данного вида.

В-четвертых, судебные документы и уведомления могут быть вручены, как исключение, через дипломатические учреждения.

Названный перечень не является исчерпывающим и закрытым. Участники достигнутых договоренностей могут устанавливать в локальных соглашениях и более упрощенные правила вручения судебных документов, особенно на приграничных (сопредельных) территориях с большой миграцией населения.

С другой стороны, следует помнить о том, что несоблюдение установленного порядка извещения иностранных лиц, не имеющих на территории Российской Федерации филиалов и представительств, использование иного способа уведомления, не согласованного в международном договоре, влекут признание иностранного лица не извещенным о времени и месте судебного разбирательства, что является безусловным основанием для отмены состоявшегося судебного решения.

Многие судебные поручения направляются российскими судами на стадии подготовки дела к слушанию. В связи с указанными выше процедурами необходимо иметь в виду длительный период, необходимый для оформления, пересылки и исполнения судебных поручений иностранным судом. Поэтому при планировании судебного заседания необходимо ожидать ответ на судебное поручение с интервалом в несколько месяцев (около полугода), если стороны не имеют возможности прибегнуть к упрощенному порядку направления судебных извещений.

С этими обстоятельствами связаны установленные в арбитражном процессуальном законе правила о продлении срока рассмотрения дела до шести месяцев, если иной срок не установлен международным договором с участием Российской Федерации.

Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам АПК РФ и иных федеральных законов. К иным федеральным законам следует отнести, в частности, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», в ст. 1 которого указано, что к регулируемым настоящим Законом отношени­ям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Закона, если иное не предусмотрено междуна­родным договором РФ. Другим нормативным актом, определяющим отдельные вопросы судопроизводства с участием иностранных лиц, является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инве­стициях в Российской Федерации». В соответствии со ст. 10 указанного Закона спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуще­ствлением инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами в зависимости от общего статуса, в суде или в арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде). В соответ­ствии с п. 5 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды рассматривают споры организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмот­рено международным договором Российской Федерации.

Глава 22. Производство по делам с участием иностранных лиц

Таким образом, дела с участием иностранных лиц рассматриваются в арбитражном суде Российской Федерации по правилам подведом­ственности, подсудности, порядка обращения в суд, осуществления процессуальных прав и исполнения процессуальных обязанностей в ходе разбирательства дела, установленных АПК РФ и иными феде­ральными законами для защиты нарушенных прав и законных интере­сов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 3 АПК РФ).

Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, упол­номоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные действующим АПК РФ.

Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц пре­дусмотрены АПК РФ. Так, иностранные лица, находящиеся или про­живающие на территории Российской Федерации, извещаются арбит­ражным судом о времени и месте судебного заседания или о проведении отдельного процессуального действия путем направления копии судеб­ного акта не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия (ч. 5 ст. 121 АПК РФ). В случаях, не терпящих отлагательств, арбитражный суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. В слу­чаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом Российской Федерации, находятся или прожи­вают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетент­ный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный дого­вором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора — не более чем на шесть месяцев.

Некоторые особенности имеются в оформлении письменных до­кументов иностранного происхождения. В соответствии со ст. 255 АПК РФ документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных госу­дарств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного

§ 4. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц

права в отношении российских организаций и граждан или иностран­ных лиц, принимаются арбитражными судами в Российской Федера­ции при наличии легализации указанных документов или проставле­ния апостиля, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Легализация представляет собой придание юридической силы ино­странному документу, имеющему доказательственное значение.

Предназначенные для использования на территории России ино­странные документы могут быть легализованы как в соответствующем иностранном государстве, так и в Российской Федерации. В первом случае действия по легализации осуществляются работниками консуль­ских учреждений России. Согласно ст. 55 Консульского устава СССР, утвержденного Законом СССР от 29 октября 1976 г. 1 , «консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей». На территории Российской Фе­дерации консульская легализация производится Консульским управ­лением МИД РФ.

Акт консульской легализации имеет два основных последствия. Во-первых, он представляет собой установление и засвидетельство­вание подлинности подписей иностранных должностных лиц на до­кументе или акте. Во-вторых, легализуя документ или акт, консул устанавливает или свидетельствует его соответствие законам соот­ветствующего иностранного государства.

Консульская легализация заключается в совершении на документе специальной надписи. Хотя во многих случаях такой акт уже несет на себе различные удостоверительные надписи, совершение властями иностранного государства, однако при рассмотрении российскими властями, в том числе арбитражными судами, вопроса о принятии иностранного документа принимается во внимание только легализа-ционная подпись российского консула.

Международные договоры стали предусматривать отмену легали­зации иностранных документов. Так, в соответствии с Гаагской кон­венцией от 5 октября 1961 г. 2 государства, подписавшие Конвенцию, обязались освобождать друг друга на взаимных началах от легализации документов, поступающих от судебных и иных органов соответствую­щего государства (ст. 1, 2 Конвенции). Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности под­писи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ,

1 Ведомости Верховного Совета СССР (далее - Ведомости ВС СССР). 1976. № 27.

2 Вестник ВАС РФ. 1996. № 12.

Глава 22. Производство по делам с участием иностранных лиц

и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен (ст. 3).

В Российской Федерации право проставления апостиля предос­тавлено, в частности, органам юстиции, архивной службы, записи актов гражданского состояния, а также Министерству образования в отношении официальных документов об образовании, выдаваемых в России. Подпись, печать или штамп, проставленные в органах юс­тиции, загса и других на апостиле, не требуют дальнейшего заверения или легализации.

Проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими Договариваю­щимися Государствами, отменяют или упрощают эту процедуру, или освобождают от легализации (ч. 2 ст. 3 Конвенции 1961 г.).

В частности, в соответствии со ст. 6 Соглашения о порядке разреше­ния споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанного правительствами государств — участников СНГ 9 октября 1992 г., документы, выданные или засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скрепленные печатью на территории одного из государств — участников СНГ, принимаются на территории других государств — участников СНГ без какого-либо специального удостове­рения. Документы, которые на территории одного из государств — уча­стников СНГ рассматриваются как официальные документы, пользуют­ся на территории других государств — участников СНГ доказательной силой официальных документов. Аналогичные нормы (ст. 13) содер­жатся также в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной между государствами — участниками СНГ 22 июня 1993 г. и в большинстве двусторонних договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи с другими государствами — участниками СНГ.

Согласно ч. 2 ст. 255 АПК РФ документы, составленные на ино­странном языке, при предоставлении в арбитражный суд в Россий­ской Федерации должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

При рассмотрении экономических споров с иностранным элемен­том в арбитражных судах нередко возникает необходимость совершить те или иные процессуальные действия за пределами Российской Фе­дерации, например вручить судебную повестку ответчику, прожи-

§ 4. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц

вающему за границей, допросить свидетеля, провести за границей судебную экспертизу, получить письменные доказательства, провес­ти осмотр на месте и т.д. Такие действия не могут быть совершены российским судом, так как его власть ограничена пределами терри­тории Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 256 АПК РФ арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, обра­щаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий. В свою очередь арбитражный суд РФ исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении от­дельных процессуальных действий.

Согласно ч. 3 ст. 256 АПК РФ исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий произ­водится в порядке, установленном ст. 73,74 АПК РФ, если иное не пре­дусмотрено международным договором Российской Федерации.

Поручения исполняются российскими судами на началах «между­народной вежливости», т.е. независимо от того, заключен ли с соот­ветствующим государством международный договор об исполнении таких поручений.

Глава 22. Производство по делам с участием иностранных лиц

между высшими органами компетентных судов государств — участ­ников СНГ.

Так, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве и взаимодей­ствии арбитражных судов Республики Казахстан и Российской Фе­дерации от 7 марта 1992 г. (ст. 4) арбитражные суды двух государств исполняют поручения об оказании правовой помощи, включая вы­полнение различных процессуальных действий по просьбе суда, в про­изводстве которого находится дело. При исполнении поручения либо совершении процессуального действия применяется законодательство государства по месту выполнения судебного поручения. В Соглашении также установлено, что допустимы изготовленные или засвидетель­ствованные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме на территории одного из государств документы, которые принимаются арбитражны­ми судами на территории другого государства без какого-либо специ­ального подтверждения.

По общему правилу поручения исполняются арбитражным судом субъекта Российской Федерации, в районе деятельности которого на­ходится или проживает лицо, которому должна быть вручена копия ис­кового заявления, судебная повестка, и т.д. При обращении об оказании правовой помощи прилагаемые документы излагаются на языке запра­шивающего государства или на русском языке (ст. 5 Соглашения). Со­глашение не предусматривает перевод или составление процессуальных документов на языке запрашиваемого государства, вручение документов ответчику в переводе на язык запрашиваемого государства. Думается, положения Конвенции об оказании правовой помощи 1993 г., в соот­ветствии с которыми документы по поручениям вручаются в порядке, установленном законодательством РФ, если они изложены на русском языке или снабжены заверенным переводом на русский язык, а подле­жащие вручению документы, изложенные на языке запрашивающего государства без перевода, передаются получателю, если он соглашается добровольно их принять, имеют силу также для арбитражных судов.

Кроме того, положение (ст. 8) Конвенции 1993 г. о возможности при исполнении поручения иностранного суда применения по просьбе запрашивающего суда процессуальных норм его государства в случае их непротиворечия законодательству государства, на территории которого исполняется поручение, также применимы при исполнении поручений иностранных судов арбитражным судом Российской Федерации.

В исполнении поручений иностранного суда должно быть отка­зано (ст. 255 АПК РФ): 1) если исполнение поручения нарушает ос-

§ 4. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц

новополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации; 2) если исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда; 3) если не установлена подлинность документа, содержащего пору­чение о выполнении отдельных процессуальных действий в Россий­ской Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правовой помощи 1993 г. просьба об исполнении судебного поручения также не подлежит удовлетворе­нию, если она противоречит законодательству государства, на терри­тории которого оно должно быть исполнено (ст. 19 Конвенции).

Об отказе выполнения поручения иностранного суда арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано.

Наиболее существенное значение в регулировании процессуальных отношений в арбитражном судопроизводстве с участием иностранных лиц имеют международные договоры, которые могут предусматри­вать другие правила, чем в АПК РФ. Одним из таких договоров яв­ляется многостороннее Соглашение от 20 марта 1992 г., подписанное правительствами государств — участников СНГ, которое регулирует вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных или иных гра­жданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения решений по ним. Под хозяйствующими субъектами в Со­глашении понимаются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане, обладаю­щие статусом предпринимателя в соответствии с законодательством, действующим на территории других государств — участников СНГ и их объединения.

Хозяйствующие субъекты каждого из государств — участников СНГ пользуются на территории другого государства — участника СНГ право­вой и судебной защитой своих имущественных и законных интересов, равной с хозяйствующими субъектами данного государства. Хозяйст­вующие субъекты каждого государства — участника СНГ имеют на тер­ритории других государств — участников СНГ право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел, указанных в ст. 1 Соглашения (в дальнейшем — компетентные суды), могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия (ст. 3 Соглашения).

Следующим актом международного характера является Соглаше­ние государств — участников СНГ от 24 декабря 1993 г. «О размере

Глава 22. Производство по делам с участием иностранных лиц

государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных го­сударств» 1 .

Отдельные вопросы арбитражного судопроизводства с участием иностранных лиц затрагиваются в Конвенции государств — участни­ков СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

Кроме того, Российская Федерация является участницей много­численных двусторонних международных договоров и соглашений по оказанию правовой помощи по гражданским, семейным и уголов­ным делам, а также по хозяйственным вопросам. Письмом ВАС РФ от 16 августа 1995 г. № ОМ-230 2 всем арбитражным судам был сообщен перечень международных договоров и соглашений, в исполнении которых участвуют арбитражные суды России.

Высшие судебные органы государств — участников СНГ также прак­тикуют заключение двусторонних соглашений о сотрудничестве. Так, Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии арбитражных судов Республики Казахстан и Российской Федерации от 27 марта 1992 г., Соглашение о сотрудничестве хозяйственных, арбитражных судов республики Беларусь, Российской Федерации и Украины от 21 декабря 1991 г. 3 содержат положения о компетенции судов этих государств, об оказании взаимной правовой помощи, о признании и исполнении решений судов и т.д. Хотя эти соглашения имеют межведомственный характер, не устанавливают новые процессуальные нормы, однако их практическое значение в деятельности судов по применению норм арбитражного процесса при рассмотрении споров с участием хозяй­ствующих субъектов, подписавших соглашения, очень велико.

При рассмотрении дел по экономическим спорам существенное практическое значение имеют такие документы, например, как письмо ВАС РФ от 4 декабря 1992 г. «Об организации и деятельности органов, рассматривающих хозяйственные споры в государствах — участни­ках СНГ, Прибалтики, Грузии» 4 , в котором арбитражные суды инфор­мируются о законодательстве, применяемом судами семи государств и о процессуальном порядке рассмотрения судами этих государств дел, возникающих из экономических отношений. Аналогичный характер

1 Вестник ВАС РФ. 1994. № 3. См. также: информационное письмо Президиума
ВАС РФ от 29 мая 2007 г. № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими
и иностранными лицами через представителей» // Вестник ВАС РФ. 1997. № 7.

2 Вестник ВАС РФ. 1995. №11.

3 Вестник ВАС РФ. 1993. № 2.

4 Вестник ВАС РФ. 1993. № 1.

§ 5. Признание решений иностранных судов

имеет информационное письмо ВАС РФ от 28 января 1993 г. «О поряд­ке рассмотрения споров в Эстонской Республике» 1 . Информационным письмом от 19 декабря 1994 г. ВАС РФ разъяснил порядок взыскания государственной пошлины арбитражными судами Российской Феде­рации при рассмотрении хозяйственных споров с участием хозяйст­вующих субъектов других государств.

В соответствии со ст. 253 АПК дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам АПК с особенностями, предусмотренными гл. 33 АПК, если международным договором РФ не предусмотрено иное. При этом дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их орга­ны управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на тер­ритории РФ, рассматриваются в сроки, установленные АПК. В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассмат­риваемом арбитражным судом, находятся или проживают вне пре­делов России, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях рассмотрение дела продлевается арбит­ражным судом на срок, установленный договором о правовой помо­щи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора - не более чем на 6 месяцев.

Как видно, разбирательство дел с участием иностранных лиц в ар­битражных судах ведется преимущественно в соответствии с нацио­нальным процессуальным законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

Поэтому возникает необходи­мость анализа правил судопроизводства с точки зрения, во-первых, особенностей правового регулирования рассмотрения дел с иност­ранным элементом с точки зрения национального законодательства и, во-вторых, применения и в целом реализации положений между­народного и иностранного процессуального законодательства.

Согласно ч. 5 ст. 121 АПК иностранные лица извещаются арбит­ражным судом по правилам, установленным в гл. 12 АПК, если иное не предусмотрено АПК или международным договором РФ. Данный вопрос имеет существенное практическое значение. В зависимости от избранного способа извещения ответчика о времени и месте судеб­ного заседания зависит скорость судебного производства, эффектив­ность судебной защиты, а также результативность процесса исполне­ния, поскольку в качестве одного из основных возражений ответчика при рассмотрении ходатайства о принудительном исполнении может быть неизвещение либо ненадлежащее извещение о судебном про­цессе в другом государстве.

Такой иной порядок, о котором говорит ч. 5 ст. 121 АПК, установ­лен в ч. 3 ст. 253 АПК, в Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым де­лам (1965 г.) и других международных договорах.

В соответствии с Регламентом Европейского союза о вручении за границей судебных документов по гражданским и торговым делам от 29.05.2000 г. № 1348/2000, который вступил в силу с 31.05.2001 г., судебные документы доставляются в странах-членах Европейского союза непосредственно по почте.

В-третьих, РФ 12.02.2001 г. ратифицировала Гаагскую конвен­цию 1965 г. Данная конвенция исключает действие Конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. в части порядка вручения судебных документов, значительно его упрощая. Гаагская конвенция 1965 г. была подготовлена с целью создания условий для того, чтобы судебные или внесудебные документы, ко­торые должны быть вручены или доведены до сведения за рубежом, достигали адресата в оптимальное время. Таким образом, целью раз­работки была забота об улучшении для этого судебной взаимопомо­щи путем упрощения и ускорения процедур.

Согласно ст. 1 Гаагской конвенции 1965 г. она применима к гражданским или коммерческим делам во всех случаях, когда судебный или внесудебный документ должен быть направлен за рубеж для вручения или для уведомления о нем. Гаагская конвенция 1965 г. не применяется, когда адрес полу­чателя документа неизвестен.

Каждое Договаривающееся государство назначает центральный компетентный орган, который несет ответственность в соответст­вии со ст. 3 и ст. 6 за прием запросов о вручении или уведомлении, поступающих из других государств-участников Гаагской конвенции 1965 г., и дает им дальнейший ход. Для России центральным органом является Министерство юстиции РФ в соответствии с Указом Прези­дента РФ от 24.08.2004 г. № 1101 «О центральном органе РФ по Кон­венции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам» Органы, уполномоченные на обращение с запросом о правовой помощи, например федеральные суды, обращаются к центральному компетентному органу запрашиваемого государства с запросом, со­ставленным в соответствии с образцами, прилагаемыми к Гаагской конвенции 1965 г., без легализации документов и без других равно­значных процедур.

При возникновении арбитражного производства иностранные участники процесса должны представить доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. В отступление от общих правил ст. ст. 65 и 66 АПК РФ арбитражный суд вправе истребовать такие доказательства по своей инициативе. Как правило, юридический статус иностранного лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения или иного документа в соответствии с законодательством страны места нахождения, гражданства или постоянного места жительства иностранного лица.

Все документы, составленные на иностранном языке, которые представляются в арбитражный суд, должны быть переведены на русский язык и надлежащим образом заверены. Если документы выданы, составлены или удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного права, они принимаются судом при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не установлено международным договором РФ (ст. 255 АПК РФ).

1. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными настоящей главой, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

2. Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные настоящим Кодексом.

3. В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом в Российской Федерации, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора не более чем на год.

Судебная практика и законодательство — АПК РФ. Статья 253. Порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц

Заявитель в кассационной жалобе ссылается на рассмотрение дела в отсутствие надлежащего извещения лица о времени и месте судебного заседания, указывая на то, что доказательства надлежащего извещения третьего лица Шпундета А.Н. о времени и месте судебного заседания в суде первой инстанции в порядке, установленном статьей 253 АПК РФ, в деле отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными главой 33 Кодекса, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

1. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными настоящей главой, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

2. Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные настоящим Кодексом.

3. В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом в Российской Федерации, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора не более чем на год.

Комментарий к ст. 253 АПК РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 253 АПК рассмотрение дел с участием иностранных лиц в арбитражных судах ведется в соответствии с национальным процессуальным законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Поэтому возникает необходимость анализа правил судопроизводства, во-первых, в отношении особенностей правового регулирования рассмотрения дел с участием иностранных лиц национальным законодательством и, во-вторых, в отношении применения и в целом реализации положений международного и иностранного процессуального законодательства.

2. В ч. 2 ст. 253 АПК устанавливаются сроки рассмотрения дел с участием иностранных лиц, имеющих местонахождение в той либо иной форме на территории РФ, аналогичные срокам рассмотрения дел с российскими лицами.

3. Согласно ч. 5 ст. 121 АПК иностранные лица извещаются арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 12 Кодекса, если иное не предусмотрено АПК или международным договором РФ. Данный вопрос имеет существенное практическое значение, поскольку от избранного способа извещения ответчика о времени и месте судебного заседания зависят скорость судебного производства, эффективность судебной защиты, а также результативность процесса исполнения, поскольку в качестве одного из основных возражений ответчика при рассмотрении ходатайства о принудительном исполнении может быть неизвещение либо ненадлежащее извещение о судебном процессе в другом государстве. Такой иной порядок, к которому отсылает ч. 5 ст. 121 АПК, установлен в ч. 3 комментируемой статьи, в Гаагской конвенции 1965 г. и других международных договорах.

4. При наличии специального порядка извещения в соответствии с международным договором насколько на иностранных участников процесса распространяется обязанность получения информации о движении дела по правилам ч. 6 ст. 121 АПК?

В п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 23 разъяснено, что "применительно к положениям части 6 статьи 121 АПК при наличии в материалах дела доказательств, подтверждающих вручение иностранному лицу копии первого судебного акта по рассматриваемому делу в установленном частью 3 статьи 253 АПК порядке, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанций, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК.

В этом случае иностранные лица, как и участвующие в деле российские организации, граждане РФ, осуществляющие предпринимательскую деятельность, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи".

При применении данного разъяснения важно учитывать положения международных договоров, к которым прямо отсылает ч. 5 ст. 121 АПК, с учетом возможности возникновения самых разных ситуаций. Так, на территории РФ может находиться представитель иностранного лица, уполномоченный на получение извещения о судебном разбирательстве и иных судебных документов, тогда последние направляются по адресу такого представителя в общем порядке (ст. ст. 121, 123 АПК) и направления судебных документов по адресу стороны в иностранном государстве не требуется. Однако иностранный участник может не иметь на территории РФ каких-либо уполномоченных лиц и органов для получения судебных документов. Соответственно, извещение в такой ситуации должно происходить с учетом положений международного договора.

Кроме того, в отношении российских лиц - участников судебных процессов за рубежом есть известное решение, которое основано как раз на таком подходе. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 N 3366/13 по делу N А40-88300/11-141-741 указано, что для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда в отношении ответчика, находящегося на территории РФ, требуется его официальное извещение о судебном процессе в соответствии с Гаагской конвенцией от 15.11.1965 (за исключением случаев, когда подлежит применению иной международный договор РФ, предусматривающий специальные правила). Извещения о судебном процессе, направленные с нарушением норм международного договора РФ, обеспечивающих государственные гарантии защиты находящимся под ее юрисдикцией на ее территории лицам, не могут считаться надлежащими.

В-третьих, Российская Федерация 12.02.2001 ратифицировала Гаагскую конвенцию 1965 г. Данная Конвенция исключает действие Гаагской конвенции 1954 г. в части порядка вручения судебных документов, значительно его упрощая.

Гаагская конвенция 1965 г. была подготовлена с целью создания условий для того, чтобы судебные или внесудебные документы, которые должны быть вручены или доведены до сведения за рубежом, достигали адресата в оптимальное время. Таким образом, целью ее разработки была забота об улучшении для этого судебной взаимопомощи путем упрощения и ускорения процедур .

Более подробно о вручении документов как форме правовой помощи см. комментарий к ст. 256 АПК. Кроме того, см.: Практическое руководство по применению Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов / Отв. ред. А.Н. Жильцов. 3-е изд. М., 2007; Norros M. Judicial Cooperation in Civil Matters with Russia and Methods of Evaluation. Kikimora Publication, 2010.

Согласно ст. 1 Гаагской конвенции 1965 г. она применима к гражданским или коммерческим делам во всех случаях, когда судебный или внесудебный документ должен быть направлен за рубеж для вручения или для уведомления о нем. Гаагская конвенция 1965 г. не применяется, когда адрес получателя документа неизвестен.

Следует иметь в виду различие в понимании гражданских и коммерческих дел в РФ и ряде других государств, поскольку в нашей стране арбитражным судам подведомственны и споры из публично-правовых отношений экономического характера (налоговые, таможенные и т.д.).

Каждое договаривающееся государство назначает центральный компетентный орган, который несет ответственность в соответствии со ст. ст. 3 и 6 Конвенции за прием запросов о вручении или уведомлении, поступающих из других государств - участников Гаагской конвенции 1965 г. Для России центральным органом является Министерство юстиции РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 24.08.2004 N 1101 "О центральном органе Российской Федерации по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам".

Органы, уполномоченные на обращение с запросом о правовой помощи, в том числе арбитражные суды, обращаются к центральному компетентному органу запрашиваемого государства с запросом, составленным в соответствии с образцами, прилагаемыми к Гаагской конвенции 1965 г., без легализации документов и без других равнозначных процедур .

Наряду с указанным путем через центральный орган Конвенция предусматривает еще ряд вариантов вручения, которые могут использоваться. В частности, согласно ст. 8 Конвенции каждое договаривающееся государство вправе осуществлять с помощью своих дипломатических или консульских агентов вручение, без применения мер принуждения, судебных документов лицам, находящимся за границей. Однако в соответствии со ст. V Заявлений РФ по Гаагской конвенции 1965 г. дипломатические и консульские агенты иностранных государств не вправе осуществлять вручение документов на территории РФ согласно ст. 8 Конвенции, за исключением случаев, когда документ должен быть вручен гражданину запрашивающего государства.

Кроме того, согласно ст. 10 настоящая Конвенция не препятствует:

a) возможности непосредственно посылать по почте судебные документы лицам, находящимся за границей;

b) возможности судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашивающего государства осуществлять вручение судебных документов, прибегая непосредственно к услугам судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашиваемого государства;

c) возможности любого лица, участвующего в судебном разбирательстве, осуществлять вручение судебного документа, непосредственно прибегая к услугам судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашиваемого государства.

Однако в соответствии со ст. VI Заявлений РФ вручение документов способами, предусмотренными в ст. 10 Гаагской конвенции 1965 г., в Российской Федерации не допускается, что не исключает возможности использования этих способов российскими судами в том случае, если запрашиваемое государство таких оговорок не сделало.

6. На период извещения о судебном разбирательстве иностранных лиц, находящихся вне пределов РФ, согласно ч. 3 ст. 253 АПК время рассмотрения дела продлевается на срок в соответствии с договором о правовой помощи, но не более чем на один год.

7. Если соответствующее государство не сделало каких-либо оговорок для применения Конвенции, то арбитражный суд РФ вправе использовать самые разные способы извещения иностранных участников процесса, в том числе и путем использования почты по ст. 10 Конвенции (подп. "a"). В частности, в Постановлении Десятого ААС от 26.08.2009 по делу N 10АП-2968/2009 отмечено следующее. Пунктом "a" ст. 10 Гаагской конвенции 1965 г. установлено, что если запрашиваемое государство не заявляет возражений, настоящая Конвенция не препятствует возможности непосредственно посылать по почте судебные документы лицам, находящимся за границей. Для США Конвенция вступила в силу 10.02.1969 без каких-либо оговорок, предусмотренных ст. 10 Конвенции.

Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В., 2020. Издательство "СТАТУТ"

Судебная практика по статье 253 АПК РФ:

Кроме того, заявитель не был лишен возможности участвовать в процессе через своего представителя. Ссылка заявителя на статью 253 АПК РФ, устанавливающую порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц и порядок извещения о судебном разбирательстве таких лиц, не состоятельна ввиду отсутствия в материалах дела сведений об уведомлении судов о нахождении или проживании заявителя вне пределов Российской Федерации. Согласно статье 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Научно-производственное объединение (ответчик по делу) является нерезидентом Российской Федерации. Часть 3 статьи 253 АПК РФ предусматривает, что в случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом в Российской Федерации, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства.

Поэтому часть 2 статьи 253 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в упомянутых случаях дела с участием иностранных лиц рассматриваются в сроки, установленные Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: