Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц арбитражными судами
Обновлено: 28.04.2024
1. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными настоящей главой, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
2. Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные настоящим Кодексом.
3. В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом в Российской Федерации, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора не более чем на шесть месяцев.
Комментарии к ст. 253 АПК РФ
1. Процессуальные особенности, предусмотренные гл. 33 АПК, относятся к рассмотрению дел с участием иностранных лиц, а не к иностранным лицам как таковым.
Законодательно закреплен режим полного процессуального равноправия между российскими и иностранными лицами независимо от рода занятий и места жительства последних, поэтому те и другие действуют в едином национальном режиме. Такое регулирование называется правовым режимом наибольшего благоприятствования.
Применение норм международного права предусматривает полную осведомленность обо всех применимых международных конвенциях, иных многосторонних и двусторонних договорах.
Судебные ошибки чаще всего связаны с тем, что действующие нормы международного права судом не применяются либо имеют место отсылки к документам, которые Российской Федерацией не подписаны либо вовсе не являются международными договорами.
2. Если иностранные лица, их органы управления, филиалы (представительства) или их представители находятся (проживают) на территории Российской Федерации, то вопросы, связанные с их надлежащим уведомлением о принятии иска (заявления) к рассмотрению, возбуждении производства по делу и назначении дела к слушанию, рассылкой иных определений, решаются в общем порядке, поэтому применяются общеустановленные процессуальные сроки.
Во многих странах (например, Великобритании, США, Франции и др.) определение способности иностранного лица являться лицом, участвующим в деле, отнесено к компетенции суда. Нередко решение этого вопроса зависит от наличия или отсутствия возможности вручить иностранному лицу повестку в судебное учреждение.
Поэтому нахождение иностранного лица, его филиала (представительства) или уполномоченного представителя на территории Российской Федерации не создает дополнительных сложностей, требующих иных, в сравнении с общепринятыми, сроков рассмотрения дел.
3. Если иностранное лицо, участвующее в деле, находится (проживает) за рубежом, то оно извещается о слушании дела путем направления уведомления (определения) в учреждение юстиции или иной компетентный орган иностранного государства. Этот орган и производит надлежащее уведомление иностранного лица в соответствии с установленным в стране его пребывания порядком.
Наличие иностранного элемента в спорных правоотношениях, заявленных суду в том или ином государстве, является основной причиной обращения с судебными поручениями к иностранным судам. Это может быть связано, в частности, с необходимостью вручения судебных извещений лицам, участвующим в деле, проживающим вне зоны национальной судебной юрисдикции.
Поручения о вручении судебных извещений могут быть переданы иностранным судам в порядке, предусмотренном федеральным законом или международным договором.
Вручение извещений по гражданским и торговым делам может происходить несколькими способами.
Во-первых, судебные документы могут быть направлены непосредственно зарубежным адресатам через учреждения связи (ст. 5 Киевского соглашения от 20 марта 1992 г. правительств государств - членов СНГ "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности"). Этот способ широко распространен в странах общего права и не используется в странах континентальной системы права. Поэтому названный способ вручения судебных документов может и не быть реализованным, если государство по месту нахождения адресата заявит возражения относительно его использования.
Во-вторых, через так называемый центральный орган (в Российской Федерации таковым является Министерство юстиции РФ, в других странах может быть аналогичное министерство, судебное учреждение высшей инстанции или даже внешнеполитическое ведомство), который аккумулирует их, а затем осуществляет распорядительные действия в отношении запросов и уведомлений, поступающих от компетентных органов и должностных лиц.
В-третьих, судебные документы и уведомления об их вручении могут передаваться через консульские учреждения, что не является традиционным способом установления международных контактов данного вида.
В-четвертых, судебные документы и уведомления могут быть вручены, как исключение, через дипломатические учреждения.
Названный перечень не является исчерпывающим и закрытым. Участники достигнутых договоренностей могут устанавливать в локальных соглашениях и более упрощенные правила вручения судебных документов, особенно на приграничных (сопредельных) территориях с большой миграцией населения.
С другой стороны, следует помнить о том, что несоблюдение установленного порядка извещения иностранных лиц, не имеющих на территории Российской Федерации филиалов и представительств, использование иного способа уведомления, не согласованного в международном договоре, влекут признание иностранного лица не извещенным о времени и месте судебного разбирательства, что является безусловным основанием для отмены состоявшегося судебного решения.
Многие судебные поручения направляются российскими судами на стадии подготовки дела к слушанию. В связи с указанными выше процедурами необходимо иметь в виду длительный период, необходимый для оформления, пересылки и исполнения судебных поручений иностранным судом. Поэтому при планировании судебного заседания необходимо ожидать ответ на судебное поручение с интервалом в несколько месяцев (около полугода), если стороны не имеют возможности прибегнуть к упрощенному порядку направления судебных извещений.
С этими обстоятельствами связаны установленные в арбитражном процессуальном законе правила о продлении срока рассмотрения дела до шести месяцев, если иной срок не установлен международным договором с участием Российской Федерации.
Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам АПК РФ и иных федеральных законов. К иным федеральным законам следует отнести, в частности, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», в ст. 1 которого указано, что к регулируемым настоящим Законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Закона, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Другим нормативным актом, определяющим отдельные вопросы судопроизводства с участием иностранных лиц, является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В соответствии со ст. 10 указанного Закона спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами в зависимости от общего статуса, в суде или в арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде). В соответствии с п. 5 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды рассматривают споры организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Глава 22. Производство по делам с участием иностранных лиц
Таким образом, дела с участием иностранных лиц рассматриваются в арбитражном суде Российской Федерации по правилам подведомственности, подсудности, порядка обращения в суд, осуществления процессуальных прав и исполнения процессуальных обязанностей в ходе разбирательства дела, установленных АПК РФ и иными федеральными законами для защиты нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 3 АПК РФ).
Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные действующим АПК РФ.
Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц предусмотрены АПК РФ. Так, иностранные лица, находящиеся или проживающие на территории Российской Федерации, извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания или о проведении отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия (ч. 5 ст. 121 АПК РФ). В случаях, не терпящих отлагательств, арбитражный суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом Российской Федерации, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора — не более чем на шесть месяцев.
Некоторые особенности имеются в оформлении письменных документов иностранного происхождения. В соответствии со ст. 255 АПК РФ документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного
§ 4. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
права в отношении российских организаций и граждан или иностранных лиц, принимаются арбитражными судами в Российской Федерации при наличии легализации указанных документов или проставления апостиля, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Легализация представляет собой придание юридической силы иностранному документу, имеющему доказательственное значение.
Предназначенные для использования на территории России иностранные документы могут быть легализованы как в соответствующем иностранном государстве, так и в Российской Федерации. В первом случае действия по легализации осуществляются работниками консульских учреждений России. Согласно ст. 55 Консульского устава СССР, утвержденного Законом СССР от 29 октября 1976 г. 1 , «консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей». На территории Российской Федерации консульская легализация производится Консульским управлением МИД РФ.
Акт консульской легализации имеет два основных последствия. Во-первых, он представляет собой установление и засвидетельствование подлинности подписей иностранных должностных лиц на документе или акте. Во-вторых, легализуя документ или акт, консул устанавливает или свидетельствует его соответствие законам соответствующего иностранного государства.
Консульская легализация заключается в совершении на документе специальной надписи. Хотя во многих случаях такой акт уже несет на себе различные удостоверительные надписи, совершение властями иностранного государства, однако при рассмотрении российскими властями, в том числе арбитражными судами, вопроса о принятии иностранного документа принимается во внимание только легализа-ционная подпись российского консула.
Международные договоры стали предусматривать отмену легализации иностранных документов. Так, в соответствии с Гаагской конвенцией от 5 октября 1961 г. 2 государства, подписавшие Конвенцию, обязались освобождать друг друга на взаимных началах от легализации документов, поступающих от судебных и иных органов соответствующего государства (ст. 1, 2 Конвенции). Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ,
1 Ведомости Верховного Совета СССР (далее - Ведомости ВС СССР). 1976. № 27.
2 Вестник ВАС РФ. 1996. № 12.
Глава 22. Производство по делам с участием иностранных лиц
и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен (ст. 3).
В Российской Федерации право проставления апостиля предоставлено, в частности, органам юстиции, архивной службы, записи актов гражданского состояния, а также Министерству образования в отношении официальных документов об образовании, выдаваемых в России. Подпись, печать или штамп, проставленные в органах юстиции, загса и других на апостиле, не требуют дальнейшего заверения или легализации.
Проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими Договаривающимися Государствами, отменяют или упрощают эту процедуру, или освобождают от легализации (ч. 2 ст. 3 Конвенции 1961 г.).
В частности, в соответствии со ст. 6 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанного правительствами государств — участников СНГ 9 октября 1992 г., документы, выданные или засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скрепленные печатью на территории одного из государств — участников СНГ, принимаются на территории других государств — участников СНГ без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одного из государств — участников СНГ рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других государств — участников СНГ доказательной силой официальных документов. Аналогичные нормы (ст. 13) содержатся также в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной между государствами — участниками СНГ 22 июня 1993 г. и в большинстве двусторонних договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи с другими государствами — участниками СНГ.
Согласно ч. 2 ст. 255 АПК РФ документы, составленные на иностранном языке, при предоставлении в арбитражный суд в Российской Федерации должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
При рассмотрении экономических споров с иностранным элементом в арбитражных судах нередко возникает необходимость совершить те или иные процессуальные действия за пределами Российской Федерации, например вручить судебную повестку ответчику, прожи-
§ 4. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
вающему за границей, допросить свидетеля, провести за границей судебную экспертизу, получить письменные доказательства, провести осмотр на месте и т.д. Такие действия не могут быть совершены российским судом, так как его власть ограничена пределами территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 256 АПК РФ арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий. В свою очередь арбитражный суд РФ исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий.
Согласно ч. 3 ст. 256 АПК РФ исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном ст. 73,74 АПК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Поручения исполняются российскими судами на началах «международной вежливости», т.е. независимо от того, заключен ли с соответствующим государством международный договор об исполнении таких поручений.
Глава 22. Производство по делам с участием иностранных лиц
между высшими органами компетентных судов государств — участников СНГ.
Так, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве и взаимодействии арбитражных судов Республики Казахстан и Российской Федерации от 7 марта 1992 г. (ст. 4) арбитражные суды двух государств исполняют поручения об оказании правовой помощи, включая выполнение различных процессуальных действий по просьбе суда, в производстве которого находится дело. При исполнении поручения либо совершении процессуального действия применяется законодательство государства по месту выполнения судебного поручения. В Соглашении также установлено, что допустимы изготовленные или засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме на территории одного из государств документы, которые принимаются арбитражными судами на территории другого государства без какого-либо специального подтверждения.
По общему правилу поручения исполняются арбитражным судом субъекта Российской Федерации, в районе деятельности которого находится или проживает лицо, которому должна быть вручена копия искового заявления, судебная повестка, и т.д. При обращении об оказании правовой помощи прилагаемые документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке (ст. 5 Соглашения). Соглашение не предусматривает перевод или составление процессуальных документов на языке запрашиваемого государства, вручение документов ответчику в переводе на язык запрашиваемого государства. Думается, положения Конвенции об оказании правовой помощи 1993 г., в соответствии с которыми документы по поручениям вручаются в порядке, установленном законодательством РФ, если они изложены на русском языке или снабжены заверенным переводом на русский язык, а подлежащие вручению документы, изложенные на языке запрашивающего государства без перевода, передаются получателю, если он соглашается добровольно их принять, имеют силу также для арбитражных судов.
Кроме того, положение (ст. 8) Конвенции 1993 г. о возможности при исполнении поручения иностранного суда применения по просьбе запрашивающего суда процессуальных норм его государства в случае их непротиворечия законодательству государства, на территории которого исполняется поручение, также применимы при исполнении поручений иностранных судов арбитражным судом Российской Федерации.
В исполнении поручений иностранного суда должно быть отказано (ст. 255 АПК РФ): 1) если исполнение поручения нарушает ос-
§ 4. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
новополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации; 2) если исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда; 3) если не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий в Российской Федерации.
В соответствии с Конвенцией о правовой помощи 1993 г. просьба об исполнении судебного поручения также не подлежит удовлетворению, если она противоречит законодательству государства, на территории которого оно должно быть исполнено (ст. 19 Конвенции).
Об отказе выполнения поручения иностранного суда арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано.
Наиболее существенное значение в регулировании процессуальных отношений в арбитражном судопроизводстве с участием иностранных лиц имеют международные договоры, которые могут предусматривать другие правила, чем в АПК РФ. Одним из таких договоров является многостороннее Соглашение от 20 марта 1992 г., подписанное правительствами государств — участников СНГ, которое регулирует вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных или иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения решений по ним. Под хозяйствующими субъектами в Соглашении понимаются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане, обладающие статусом предпринимателя в соответствии с законодательством, действующим на территории других государств — участников СНГ и их объединения.
Хозяйствующие субъекты каждого из государств — участников СНГ пользуются на территории другого государства — участника СНГ правовой и судебной защитой своих имущественных и законных интересов, равной с хозяйствующими субъектами данного государства. Хозяйствующие субъекты каждого государства — участника СНГ имеют на территории других государств — участников СНГ право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел, указанных в ст. 1 Соглашения (в дальнейшем — компетентные суды), могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия (ст. 3 Соглашения).
Следующим актом международного характера является Соглашение государств — участников СНГ от 24 декабря 1993 г. «О размере
Глава 22. Производство по делам с участием иностранных лиц
государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств» 1 .
Отдельные вопросы арбитражного судопроизводства с участием иностранных лиц затрагиваются в Конвенции государств — участников СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.
Кроме того, Российская Федерация является участницей многочисленных двусторонних международных договоров и соглашений по оказанию правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, а также по хозяйственным вопросам. Письмом ВАС РФ от 16 августа 1995 г. № ОМ-230 2 всем арбитражным судам был сообщен перечень международных договоров и соглашений, в исполнении которых участвуют арбитражные суды России.
Высшие судебные органы государств — участников СНГ также практикуют заключение двусторонних соглашений о сотрудничестве. Так, Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии арбитражных судов Республики Казахстан и Российской Федерации от 27 марта 1992 г., Соглашение о сотрудничестве хозяйственных, арбитражных судов республики Беларусь, Российской Федерации и Украины от 21 декабря 1991 г. 3 содержат положения о компетенции судов этих государств, об оказании взаимной правовой помощи, о признании и исполнении решений судов и т.д. Хотя эти соглашения имеют межведомственный характер, не устанавливают новые процессуальные нормы, однако их практическое значение в деятельности судов по применению норм арбитражного процесса при рассмотрении споров с участием хозяйствующих субъектов, подписавших соглашения, очень велико.
При рассмотрении дел по экономическим спорам существенное практическое значение имеют такие документы, например, как письмо ВАС РФ от 4 декабря 1992 г. «Об организации и деятельности органов, рассматривающих хозяйственные споры в государствах — участниках СНГ, Прибалтики, Грузии» 4 , в котором арбитражные суды информируются о законодательстве, применяемом судами семи государств и о процессуальном порядке рассмотрения судами этих государств дел, возникающих из экономических отношений. Аналогичный характер
1 Вестник ВАС РФ. 1994. № 3. См. также: информационное письмо Президиума
ВАС РФ от 29 мая 2007 г. № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими
и иностранными лицами через представителей» // Вестник ВАС РФ. 1997. № 7.
2 Вестник ВАС РФ. 1995. №11.
3 Вестник ВАС РФ. 1993. № 2.
4 Вестник ВАС РФ. 1993. № 1.
§ 5. Признание решений иностранных судов
имеет информационное письмо ВАС РФ от 28 января 1993 г. «О порядке рассмотрения споров в Эстонской Республике» 1 . Информационным письмом от 19 декабря 1994 г. ВАС РФ разъяснил порядок взыскания государственной пошлины арбитражными судами Российской Федерации при рассмотрении хозяйственных споров с участием хозяйствующих субъектов других государств.
В соответствии со ст. 253 АПК дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам АПК с особенностями, предусмотренными гл. 33 АПК, если международным договором РФ не предусмотрено иное. При этом дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории РФ, рассматриваются в сроки, установленные АПК. В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом, находятся или проживают вне пределов России, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях рассмотрение дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора - не более чем на 6 месяцев.
Как видно, разбирательство дел с участием иностранных лиц в арбитражных судах ведется преимущественно в соответствии с национальным процессуальным законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ, то применяются правила международного договора.
Поэтому возникает необходимость анализа правил судопроизводства с точки зрения, во-первых, особенностей правового регулирования рассмотрения дел с иностранным элементом с точки зрения национального законодательства и, во-вторых, применения и в целом реализации положений международного и иностранного процессуального законодательства.
Согласно ч. 5 ст. 121 АПК иностранные лица извещаются арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 12 АПК, если иное не предусмотрено АПК или международным договором РФ. Данный вопрос имеет существенное практическое значение. В зависимости от избранного способа извещения ответчика о времени и месте судебного заседания зависит скорость судебного производства, эффективность судебной защиты, а также результативность процесса исполнения, поскольку в качестве одного из основных возражений ответчика при рассмотрении ходатайства о принудительном исполнении может быть неизвещение либо ненадлежащее извещение о судебном процессе в другом государстве.
Такой иной порядок, о котором говорит ч. 5 ст. 121 АПК, установлен в ч. 3 ст. 253 АПК, в Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам (1965 г.) и других международных договорах.
В соответствии с Регламентом Европейского союза о вручении за границей судебных документов по гражданским и торговым делам от 29.05.2000 г. № 1348/2000, который вступил в силу с 31.05.2001 г., судебные документы доставляются в странах-членах Европейского союза непосредственно по почте.
В-третьих, РФ 12.02.2001 г. ратифицировала Гаагскую конвенцию 1965 г. Данная конвенция исключает действие Конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. в части порядка вручения судебных документов, значительно его упрощая. Гаагская конвенция 1965 г. была подготовлена с целью создания условий для того, чтобы судебные или внесудебные документы, которые должны быть вручены или доведены до сведения за рубежом, достигали адресата в оптимальное время. Таким образом, целью разработки была забота об улучшении для этого судебной взаимопомощи путем упрощения и ускорения процедур.
Согласно ст. 1 Гаагской конвенции 1965 г. она применима к гражданским или коммерческим делам во всех случаях, когда судебный или внесудебный документ должен быть направлен за рубеж для вручения или для уведомления о нем. Гаагская конвенция 1965 г. не применяется, когда адрес получателя документа неизвестен.
Каждое Договаривающееся государство назначает центральный компетентный орган, который несет ответственность в соответствии со ст. 3 и ст. 6 за прием запросов о вручении или уведомлении, поступающих из других государств-участников Гаагской конвенции 1965 г., и дает им дальнейший ход. Для России центральным органом является Министерство юстиции РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 24.08.2004 г. № 1101 «О центральном органе РФ по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам» Органы, уполномоченные на обращение с запросом о правовой помощи, например федеральные суды, обращаются к центральному компетентному органу запрашиваемого государства с запросом, составленным в соответствии с образцами, прилагаемыми к Гаагской конвенции 1965 г., без легализации документов и без других равнозначных процедур.
При возникновении арбитражного производства иностранные участники процесса должны представить доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. В отступление от общих правил ст. ст. 65 и 66 АПК РФ арбитражный суд вправе истребовать такие доказательства по своей инициативе. Как правило, юридический статус иностранного лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения или иного документа в соответствии с законодательством страны места нахождения, гражданства или постоянного места жительства иностранного лица.
Все документы, составленные на иностранном языке, которые представляются в арбитражный суд, должны быть переведены на русский язык и надлежащим образом заверены. Если документы выданы, составлены или удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного права, они принимаются судом при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не установлено международным договором РФ (ст. 255 АПК РФ).
1. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными настоящей главой, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
2. Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные настоящим Кодексом.
3. В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом в Российской Федерации, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора не более чем на год.
Судебная практика и законодательство — АПК РФ. Статья 253. Порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на рассмотрение дела в отсутствие надлежащего извещения лица о времени и месте судебного заседания, указывая на то, что доказательства надлежащего извещения третьего лица Шпундета А.Н. о времени и месте судебного заседания в суде первой инстанции в порядке, установленном статьей 253 АПК РФ, в деле отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными главой 33 Кодекса, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
1. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными настоящей главой, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
2. Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные настоящим Кодексом.
3. В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом в Российской Федерации, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора не более чем на год.
Комментарий к ст. 253 АПК РФ
1. Согласно ч. 1 ст. 253 АПК рассмотрение дел с участием иностранных лиц в арбитражных судах ведется в соответствии с национальным процессуальным законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Поэтому возникает необходимость анализа правил судопроизводства, во-первых, в отношении особенностей правового регулирования рассмотрения дел с участием иностранных лиц национальным законодательством и, во-вторых, в отношении применения и в целом реализации положений международного и иностранного процессуального законодательства.
2. В ч. 2 ст. 253 АПК устанавливаются сроки рассмотрения дел с участием иностранных лиц, имеющих местонахождение в той либо иной форме на территории РФ, аналогичные срокам рассмотрения дел с российскими лицами.
3. Согласно ч. 5 ст. 121 АПК иностранные лица извещаются арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 12 Кодекса, если иное не предусмотрено АПК или международным договором РФ. Данный вопрос имеет существенное практическое значение, поскольку от избранного способа извещения ответчика о времени и месте судебного заседания зависят скорость судебного производства, эффективность судебной защиты, а также результативность процесса исполнения, поскольку в качестве одного из основных возражений ответчика при рассмотрении ходатайства о принудительном исполнении может быть неизвещение либо ненадлежащее извещение о судебном процессе в другом государстве. Такой иной порядок, к которому отсылает ч. 5 ст. 121 АПК, установлен в ч. 3 комментируемой статьи, в Гаагской конвенции 1965 г. и других международных договорах.
4. При наличии специального порядка извещения в соответствии с международным договором насколько на иностранных участников процесса распространяется обязанность получения информации о движении дела по правилам ч. 6 ст. 121 АПК?
В п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 23 разъяснено, что "применительно к положениям части 6 статьи 121 АПК при наличии в материалах дела доказательств, подтверждающих вручение иностранному лицу копии первого судебного акта по рассматриваемому делу в установленном частью 3 статьи 253 АПК порядке, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанций, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК.
В этом случае иностранные лица, как и участвующие в деле российские организации, граждане РФ, осуществляющие предпринимательскую деятельность, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи".
При применении данного разъяснения важно учитывать положения международных договоров, к которым прямо отсылает ч. 5 ст. 121 АПК, с учетом возможности возникновения самых разных ситуаций. Так, на территории РФ может находиться представитель иностранного лица, уполномоченный на получение извещения о судебном разбирательстве и иных судебных документов, тогда последние направляются по адресу такого представителя в общем порядке (ст. ст. 121, 123 АПК) и направления судебных документов по адресу стороны в иностранном государстве не требуется. Однако иностранный участник может не иметь на территории РФ каких-либо уполномоченных лиц и органов для получения судебных документов. Соответственно, извещение в такой ситуации должно происходить с учетом положений международного договора.
Кроме того, в отношении российских лиц - участников судебных процессов за рубежом есть известное решение, которое основано как раз на таком подходе. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 N 3366/13 по делу N А40-88300/11-141-741 указано, что для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда в отношении ответчика, находящегося на территории РФ, требуется его официальное извещение о судебном процессе в соответствии с Гаагской конвенцией от 15.11.1965 (за исключением случаев, когда подлежит применению иной международный договор РФ, предусматривающий специальные правила). Извещения о судебном процессе, направленные с нарушением норм международного договора РФ, обеспечивающих государственные гарантии защиты находящимся под ее юрисдикцией на ее территории лицам, не могут считаться надлежащими.
В-третьих, Российская Федерация 12.02.2001 ратифицировала Гаагскую конвенцию 1965 г. Данная Конвенция исключает действие Гаагской конвенции 1954 г. в части порядка вручения судебных документов, значительно его упрощая.
Гаагская конвенция 1965 г. была подготовлена с целью создания условий для того, чтобы судебные или внесудебные документы, которые должны быть вручены или доведены до сведения за рубежом, достигали адресата в оптимальное время. Таким образом, целью ее разработки была забота об улучшении для этого судебной взаимопомощи путем упрощения и ускорения процедур .
Более подробно о вручении документов как форме правовой помощи см. комментарий к ст. 256 АПК. Кроме того, см.: Практическое руководство по применению Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов / Отв. ред. А.Н. Жильцов. 3-е изд. М., 2007; Norros M. Judicial Cooperation in Civil Matters with Russia and Methods of Evaluation. Kikimora Publication, 2010.
Согласно ст. 1 Гаагской конвенции 1965 г. она применима к гражданским или коммерческим делам во всех случаях, когда судебный или внесудебный документ должен быть направлен за рубеж для вручения или для уведомления о нем. Гаагская конвенция 1965 г. не применяется, когда адрес получателя документа неизвестен.
Следует иметь в виду различие в понимании гражданских и коммерческих дел в РФ и ряде других государств, поскольку в нашей стране арбитражным судам подведомственны и споры из публично-правовых отношений экономического характера (налоговые, таможенные и т.д.).
Каждое договаривающееся государство назначает центральный компетентный орган, который несет ответственность в соответствии со ст. ст. 3 и 6 Конвенции за прием запросов о вручении или уведомлении, поступающих из других государств - участников Гаагской конвенции 1965 г. Для России центральным органом является Министерство юстиции РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 24.08.2004 N 1101 "О центральном органе Российской Федерации по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам".
Органы, уполномоченные на обращение с запросом о правовой помощи, в том числе арбитражные суды, обращаются к центральному компетентному органу запрашиваемого государства с запросом, составленным в соответствии с образцами, прилагаемыми к Гаагской конвенции 1965 г., без легализации документов и без других равнозначных процедур .
Наряду с указанным путем через центральный орган Конвенция предусматривает еще ряд вариантов вручения, которые могут использоваться. В частности, согласно ст. 8 Конвенции каждое договаривающееся государство вправе осуществлять с помощью своих дипломатических или консульских агентов вручение, без применения мер принуждения, судебных документов лицам, находящимся за границей. Однако в соответствии со ст. V Заявлений РФ по Гаагской конвенции 1965 г. дипломатические и консульские агенты иностранных государств не вправе осуществлять вручение документов на территории РФ согласно ст. 8 Конвенции, за исключением случаев, когда документ должен быть вручен гражданину запрашивающего государства.
Кроме того, согласно ст. 10 настоящая Конвенция не препятствует:
a) возможности непосредственно посылать по почте судебные документы лицам, находящимся за границей;
b) возможности судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашивающего государства осуществлять вручение судебных документов, прибегая непосредственно к услугам судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашиваемого государства;
c) возможности любого лица, участвующего в судебном разбирательстве, осуществлять вручение судебного документа, непосредственно прибегая к услугам судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашиваемого государства.
Однако в соответствии со ст. VI Заявлений РФ вручение документов способами, предусмотренными в ст. 10 Гаагской конвенции 1965 г., в Российской Федерации не допускается, что не исключает возможности использования этих способов российскими судами в том случае, если запрашиваемое государство таких оговорок не сделало.
6. На период извещения о судебном разбирательстве иностранных лиц, находящихся вне пределов РФ, согласно ч. 3 ст. 253 АПК время рассмотрения дела продлевается на срок в соответствии с договором о правовой помощи, но не более чем на один год.
7. Если соответствующее государство не сделало каких-либо оговорок для применения Конвенции, то арбитражный суд РФ вправе использовать самые разные способы извещения иностранных участников процесса, в том числе и путем использования почты по ст. 10 Конвенции (подп. "a"). В частности, в Постановлении Десятого ААС от 26.08.2009 по делу N 10АП-2968/2009 отмечено следующее. Пунктом "a" ст. 10 Гаагской конвенции 1965 г. установлено, что если запрашиваемое государство не заявляет возражений, настоящая Конвенция не препятствует возможности непосредственно посылать по почте судебные документы лицам, находящимся за границей. Для США Конвенция вступила в силу 10.02.1969 без каких-либо оговорок, предусмотренных ст. 10 Конвенции.
Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"
АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В., 2020. Издательство "СТАТУТ"
Судебная практика по статье 253 АПК РФ:
Кроме того, заявитель не был лишен возможности участвовать в процессе через своего представителя. Ссылка заявителя на статью 253 АПК РФ, устанавливающую порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц и порядок извещения о судебном разбирательстве таких лиц, не состоятельна ввиду отсутствия в материалах дела сведений об уведомлении судов о нахождении или проживании заявителя вне пределов Российской Федерации. Согласно статье 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Научно-производственное объединение (ответчик по делу) является нерезидентом Российской Федерации. Часть 3 статьи 253 АПК РФ предусматривает, что в случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом в Российской Федерации, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства.
Поэтому часть 2 статьи 253 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в упомянутых случаях дела с участием иностранных лиц рассматриваются в сроки, установленные Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Автор статьи
Читайте также:
- Обязанности перед государством являются основой стратификации в выберите системе
- Тед банди сколько лет длился суд
- На лекции по с к судебная медицина между двумя студентами 8 ряда завязалась драка
- Адвокат как судебный представитель в гражданском и арбитражном процессах диплом
- Какие функции осуществлял государственный совет при александре 1