Особенности происхождения государства и права

Обновлено: 25.04.2024

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то по Его воле созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225–1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла.

Т. Джефферсон, американский политический деятель

Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

Органическая теория изложена в трудах Платона (428 или 427–348 или 347 до н. э.), Аристотеля, Г. Спенсера (1820–1903) и других мыслителей. Структура и функции государства уподобляются соответствующим признакам живого организма. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как существование рук и ног, отделенных от тела. Спенсер сравнивал людей, живущих в государстве, с клетками, образующими живой организм. Государства, как и органические существа, развиваются, эволюционируют, стареют. Когда больны какие-то клетки, страдает весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят от душевного и физического здоровья граждан.

Психологическая теория существует с середины XIX в. Ее представители – Л. И. Петражицкий (1867–1931), З. Фрейд (1856–1939) и др. Она объясняет государственные и правовые механизмы особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Одним людям, полагают сторонники этой теории, свойственно властвовать, а другим – подчиняться выдающимся личностям. В государстве и законах они видят средства усмирения с рождения присущих индивидам агрессивных влечений.

Расовая теория исходит из ложного деления людей на «высшую (хозяев) и низшую (рабов) расы». Качества, определяющие их «статус», являются якобы прирожденными. Один из основателей расовой теории, Ж. Гобино (1816–1882), считал представителями высшей расы арийцев (к ним он причислял народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности). Нацисты относили к арийцам германские народы, «наследников древних римлян». «Низшей расой» они называли славян, евреев, арабов и другие народы. История, образование и рост государств представлены в трудах сторонников этой антинаучной теории результатом «борьбы арийцев с низшими расами».

В нашей стране долгие годы господствовала материалистическая (марксистская) теория. Ее создатели – К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895), В. И. Ленин (1870–1924) и др. Главные причины возникновения государства и права они видели в сфере экономических отношений.

По мере хозяйственного развития человечество переходило от родо-племенных отношений к государственным, от обычаев как единственной формы регулирования общественной жизни к законам. Расслоение общества на богатых и бедных привело его к разделению на властвующую элиту и массу зависимых людей. Общество раскололось на классы, что в конце концов потребовало появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов, эксплуататоров. Государство, утверждают последователи марксистских взглядов, есть результат непримиримости классовых противоречий. После ликвидации эксплуататорских классов (помещиков, капиталистов и др.), считают они, необходимость в государстве исчезнет.

Как же появились право и государство? Мнений много, они различны. Одно можно сказать с уверенностью: процесс их формирования занял не одно столетие. При первобытно-общинном строе производительность труда была низкой, собственность – общественной, а труд – коллективным. Общественные отношения регулировал, стабилизировал обычай. В государстве и праве необходимости не было.

Лучшие законы рождаются из обычаев.

Потребность в государстве и праве возникла в связи с развитием, усложнением общественной жизни. Сначала понадобилось регулировать семейные отношения: уже потому, что род и племя состояли не только из родичей, но и из людей пришлых, не связанных с другими кровнородственными отношениями. Усложнение общественной жизни привело к появлению «третьей силы», способной рассудить конфликты и споры противоборствующих сторон. Такой силой стало государство. Оно заменило родовую организацию, писаные законы сначала дополнили обычаи, а затем приобрели первостепенное значение. В основе государственного устройства лежал уже не кровнородственный, а территориальный признак.

Появилась особая группа людей, которая профессионально занималась управлением, используя для подчинения своей, а для народа – чужой воле тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, регулярное войско. Население начало платить налоги на содержание государственного аппарата. Выдающиеся представители правящей группы вырабатывали законы, нередко объясняя их появление божественной волей.

Вопросы для самоконтроля

1. Как связаны государство и право?

2. Какие теории происхождения государства и права вам известны?

3. В чем сущность теологической и патриархальной теорий?

4. Каково содержание теории общественного договора?

5. Как объясняет появление государства и права материалистическая теория?

6. Охарактеризуйте важнейшие элементы процесса появления государства и права.

А. М. Винавер (известный правовед. —А. Н.) читал лекции по римскому частному праву. Лекции Александра Марковича были неброскими, какими-то засушенными, даже нудными (таково, увы, первое впечатление всех людей от знакомства с реальной юридической материей)… Но от лекции к лекции, шаг за шагом, перед нами, желторотыми первокурсниками… открывались картины из другой галактики – то законченно-стройные, то утонченно-ажурные юридические построения со своей неумолимой логикой, строгой точностью, завершенностью. По сути дела, как я понял потом, Александр Маркович говорил об основных правовых ценностях – изначальных источниках правовой культуры (С. Алексеев, правовед).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

He быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя (Г. Гейне, немецкий поэт).

Одно только прямое предписание закона не может повлиять на совесть разумных существ, счастье или несчастье которых зависит от их собственных действий и от сознания заслуги или проступка (У. Аллен, английский писатель).

Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защитить его (Т. Маколей, английский историк).

Строгость, непререкаемость обычаев, их общая обязательность – это такие свойства, которые потом, когда созрели необходимые социальные условия, «пригодились» при формировании права. Санкционированные обычаи оказались той готовой социальной формой, при помощи которой определенные правила были возведены в закон. Первые исторические памятники правовых систем – это везде и всюду сборники по большей части обычаев, приспособленных для выполнения общественных задач и санкционированных государством. Отдельные разновидности и социальные формы обычаев явились прямыми предвестниками юридических норм. Особо в этом отношении следует выделить систему «табу» – строжайших запретов, имеющих биологические, стихийно-природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые основания. При помощи табу обычаи первобытно-общинного строя получили необыкновенную силу и непререкаемость (С. Алексеев).

Темы для проектов и рефератов

1. Обычай и закон: общее и различия. Примеры из истории.

2. Символы права: смысл и значение. (Речь идет, например, о богине Фемиде, мече, весах, параграфе и других символах права.)

1. Что появилось раньше – государство или право? Аргументируйте свое мнение, используя Интернет и свои знания по истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

58. Воззрения Т. Гоббса на происхождение государства

58. Воззрения Т. Гоббса на происхождение государства Т. Гоббс считается основоположником механистического материализма. Математический (геометрический) метод он считал универсальным для всего научного познания. Механистические воззрения Т. Гоббс перенес и на природу

Глава 1. Происхождение государства и права

Глава 1. Происхождение государства и права Государство и право появились на определенной ступени развития человечества и с тех пор непрерывно развиваются. Первые государственные образования в истории человечества возникли около 5 тыс. лет назад. Понятию "государство" в

§ 1.5. Происхождение права

§ 1.5. Происхождение права Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

9. Происхождение права, взаимосвязь права с государством

9. Происхождение права, взаимосвязь права с государством Вопросы о происхождении права является спорным.Существует ряд теорий, связанных с указанными проблемами, а именно:1. Теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два

§ 2. Происхождение государства

§ 2. Происхождение государства Многочисленные теории, посвященные вопросу о происхождении государства, могут быть разделены на две группы. Одни действительно исследуют происхождение государства, другие же заняты не столько происхождением, сколько обоснованием

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает

Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Первобытное общество. Власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления. Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая революция») как фактор социального расслоения общества, появления

Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА

Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА Социальные нормы первобытного общества. Регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов. Переход от мононорм присваивающей экономики к правовым и моральным нормам производящей экономики. Закономерности возникновения права. Его признаки.

Глава 5. Происхождение государства и права

Глава 5. Происхождение государства и права § 1. Причины и условия возникновения государства и права Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат

Происхождение права наследства и периоды его развития

Происхождение права наследства и периоды его развития Историческим основанием права наследства служат союзы лиц, устраиваемых самой природой – семьи и роды. Первоначально все права имущественные (как мы видели) принадлежат всем членам семьи или рода в совокупности.

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2.1 Социальная организация первобытного общества В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:1) формирование государства у разных народов

Раздел I. Происхождение государства

Раздел I. Происхождение государства Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия. А.

Раздел II. Происхождение права

Раздел II. Происхождение права Цель, которую себе ставят люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц. Т.

§ 1. Происхождение государства и права

§ 1. Происхождение государства и права Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его


Учебное пособие призвано оказать помощь студентам бакалавриата, специалитета, магистратуры, изучающим теорию государства и права, проблемы теории государства и права при подготовке к практическим занятиям, зачету или экзамену по этим дисциплинам. Автор выражает благодарность авторам использованных монографий, научных статей, учебников и учебных пособий и рекомендует эти работы для более глубокого изучения курса теории государства и права. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Сущность государства

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Краткий курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 2. Происхождение государства и права

Общая характеристика органов власти и социального регулирования в первобытном обществе

Первобытное общество, предшествовавшее возникновению государства и права, существовало в течение десятков тысяч лет. В первобытном обществе социальная организация строилась на кровнородственных связях. Люди объединялись в родовые общины, фратрии (братства), племена, позже появляются союзы племен. Человек не мыслил себя вне первобытного коллектива, поэтому об индивидуальной свободе, субъективных правах в эпоху первобытного общества не могло идти речи.

Социальная власть в первобытном обществе обладала специальными признаками:

— распространялась в рамках рода и основывалась на кровнородственных связях;

— являлась общественной, т. е. совпадала с населением (совпадали субъект власти и объект властного воздействия);

— специфичностью органов власти. Ими являлись общие собрания взрослых членов рода, советы старейшин, племенные вожди.

Специфическим было в первобытном обществе и социальное регулирование. Главное назначение социальных норм состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.

В литературе выделяется ряд специфических особенностей социальных норм первобытного общества:

— социальная жизнь регулировалась в первую очередь обычаями, т. е. исторически сложившимися правилами поведения, которые в результате длительного и многократного применения вошли в привычку;

— социальные нормы носили неписаный характер, существовали лишь в сознании людей и изустно передавались из поколения в поколение;

— санкции за нарушение многих социальных предписаний носили сакральный характер, т. е. предполагалась кара божественных сил за нарушение этих норм;

— ведущим способом социального регулирования выступал запрет, который именовался «табу».

Существенное влияние на возникновение государственности оказала так называемая «неолитическая революция» (от неолит — новокаменный век). Сущность неолитической революции состояла в переходе от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (земледелие и др.). Неолитическая революция вызвала ряд последствий, которые, как считают некоторые авторы, и привели в конечном счете к появлению государства:

— резкий рост численности населения, поскольку земледелие создавало возможность для выживания большего количества соплеменников;

— переход к оседлости и появление первых городов (поэтому неолитическую революцию иногда называют городской революцией);

— неолитическая революция явилась толчком к трем крупным разделениям общественного труда (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, выделение торговли);

— рост производительности труда и появление излишков продуктов, ставших прообразом частной собственности;

— необходимость регламентации земледельческого труда привела к разрастанию и возвышению родоплеменной верхушки, которая постепенно становится наследственной, а также к появлению агрокалендарей, которые считаются некоторыми авторами первыми сборниками норм права.

У ряда народов переходной ступенью от догосударственного состояния к государству выступала так называемая военная демократия. В условиях военной демократии власть вождей еще была выборной, нередко вождей выбирали на время войн, однако постепенно военные вожди оттеснили от власти советы старейшин, их дружины превратились в постоянное войско, а приближенные — в советников и наместников. Так появляется публичная власть, не совпадающая с населением и располагающая аппаратом управления и принуждения.

Закономерности и формы возникновения государства

Возникновение каждого государства имело свои специфические особенности, т. е. было в определенной мере уникальным. Однако имелись и общие черты, тенденции, которые были характерны для возникновения любого государства, в любом регионе. Они и получили наименование закономерностей возникновения государства.

Наряду с социальными факторами (общественное разделение труда, появление частной собственности, классовое разделение, рост социальных конфликтов) на процесс возникновения государства повлияли демографические, психологические, антропологические, геополитические (угроза извне) факторы. Природный эгоизм и агрессивность соседствовали в человеке с пониманием необходимости жить в большом коллективе со своими органами управления.

В литературе выделяется целый ряд закономерностей возникновения государства. К ним относятся следующие.

1. Возникновение государства — это не одномоментный акт, а достаточно длительный, постепенный исторический процесс.

2. Возникновение государства является объективным процессом, не зависит от желания и усмотрения конкретных лиц. Другими словами, конкретное лицо не может без наличия соответствующих условий создать или разрушить государственность в обществе.

3. Государство возникает в том случае, если усложнившаяся социальная структура не может управляться, а общественные противоречия — разрешаться в рамках родовой организации общества.

4. Государство является результатом внутреннего развития общества, а не силой, навязанной ему извне.

5. Однажды возникнув у определенного народа, государство, как правило, уже не исчезает. Это означает, что, создав государство, соответствующее общество уже не возвращается впоследствии в первобытное, безгосударственное состояние.

При наличии указанных закономерностей процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием. Классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам возникновения государства: афинской, римской и германской.

Афинская форма считалась классической, «чистой», так как процесс возникновения государства в Древних Афинах не осложнялся внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство здесь возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы.

В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнялся борьбой внутри господствующего класса — между патрициями и плебеями.

У германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев в собрание знати, а власти вождей — в королевскую власть.

Определенными особенностями обладало возникновение государства на Древнем Востоке. На образование государства здесь не оказали влияния ни частная собственность, ни классовое разделение. Наоборот, само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка — в государственный аппарат. Кроме того, на процесс возникновения государства на Древнем Востоке оказала влияние необходимость проведения крупных общественных работ, например строительства сети ирригационных сооружений. Государство явилось органом, организовывавшим эти работы, например строительство плотин, каналов и т. п.

Основные теории происхождения государства

Вопрос о причинах и условиях возникновения государства является, как известно, одним из наиболее дискуссионных в мировой науке. На протяжении столетий различные авторы, философские и религиозные школы выдвигали свои гипотезы на этот счет. Как правило, в них делался акцент на один главный фактор возникновения государства, например экономический, внешнеполитический, психологический и т. д. В этих условиях критика многих из них связана с недооценкой или игнорированием других факторов.

Рассмотрим лишь некоторые наиболее значимые из них.

Марксистская теория происхождения государства. В литературе данная теория также называется материалистической. Основы данной теории были изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опиравшегося на труд Л. Моргана «Древнее общество», а затем развиты в работах В. И. Ленина.

Ф. Энгельс указывал, что государство существовало не всегда. На определенном этапе экономического развития общества оно распадается на классы. Появляется частная собственность, имущественные излишки скапливаются у экономически господствующего класса. Государство становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства. Государственная власть сосредоточивается у экономически господствующего класса. Таким образом, государство присуще лишь классовому обществу.

Родоплеменная организация управления обществом оказалась не в состоянии осуществлять регулирование в условиях имущественного и социального расслоения, в условиях усиления социальных противоречий, поэтому должна была уступить место государству.

Марксистская теория происхождения государства подвергается критике в современной литературе за то, что классиками марксизма не были учтены особенности возникновения государства на Востоке, а также в странах Африки и Латинской Америки. Справедливости ради следует оговориться, что на ранних этапах своего творчества Энгельс исторически первым типом государственности на Древнем Востоке считал «государство азиатского способа производства», все же признавая специфику Востока, но впоследствии отнес древневосточные государства к рабовладельческим.

В то же время, несмотря на игнорирование других факторов, следует признать, что экономический фактор является одним из важнейших в формировании и развитии государственности.

Патриархальная теория происхождения государства. Патриархальная теория имеет давнюю историю. Так, еще Аристотель указывал на то, что государство возникает из разрастания и объединения патриархальных семей. Люди, являясь существами политическими, объединяются в семьи, патриархальные семьи, селения и города-государства. Поэтому государственная власть вырастает из семейной власти, из власти отца над женой, детьми и рабами. Аналогично древнекитайский мыслитель Конфуций уподоблял государство семье, считая императора отцом подданных.

Более поздними представителями патриархальной теории являлись Р. Фильмер и Н. Михайловский. Например, Р. Фильмер считал, что Бог вручил Адаму не только семейную власть, но и государственную, которую Адам впоследствии передал по наследству своим детям. Таким образом, монарх здесь также является отцом подданных, поэтому патриархальная теория исходит из необходимости подчинения государственной власти.

В современной науке положения патриархальной теории подвергаются критике. С одной стороны, признается тот факт, что в некоторых странах государственные структуры формировались по аналогии с семейными (например, в некоторых государствах до сих пор существуют советы старейшин как государственные органы). Кроме того, теория способствовала воспитанию уважения к государственной власти, хотя в свое время в трактовке Р. Фильмера и обосновывала неограниченную власть английских королей. В то же время отмечается, что нет ни одного исторического примера подобного способа возникновения государства. Наоборот, установлено, что патриархальная семья возникает вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Кроме того, функции государства отнюдь не совпадают с функциями семьи, а кардинально от них отличаются.

Теологические теории происхождения государства. Теологические теории происхождения государства зародились в глубокой древности. Основным постулатом этих теорий был тезис о происхождении государства из божественной воли. Эта мысль была отражена, в частности, в Законах Хаммурапи, Послании Апостола Павла к Римлянам и других юридических и религиозных памятниках. Развитие христианства и ислама послужило толчком к развитию данных концепций. Например, христианские мыслители (Августин, Фома Аквинский) не только провозглашали государственную власть божественным установлением, но и выводили из этого тезис о необходимости подчинения имеющейся власти, в том числе церковной. Разновидностью теологических теорий в Средние века явилась так называемая «теория двух мечей», согласно которой Бог дал церкви два меча, один из которых она положила в ножны и оставила у себя, а другой отдала светским государям для управления мирскими делами. Тем самым утверждалась производность власти монархов от церковной власти.

В исламской доктрине получила распространение концепция халифата, по которой деятельность правителя есть продолжение пророческой миссии. С этим связана теократичность власти во многих исламских государствах, наличие специальных органов, контролирующих соответствие государственной деятельности религиозным предписаниям.

Критики теологических теорий указывали на то, что провозглашение государственной власти, имеющей божественное происхождение, делает монарха непогрешимым, открывает дорогу для произвола главы государства. Однако сторонники данной теории разграничивали саму власть как божественный институт и ее осуществление конкретными правителями и указывали на то, что плохие правители могут являться божественным наказанием народу за безнравственное поведение. Положительным моментом данной теории является воспитание уважения к государственной власти, обоснование общественного порядка.

Данная теория имеет и сторонников в современной науке (Ж. Маритен и др.). Закреплена эта теория и в законодательстве ряда мусульманских государств.

Психологическая теория происхождения государства. Представителями психологической теории происхождения государства являлись Л. И. Петражицкий, Э. Фромм, З. Фрейд, Г. Тард и др. Возникновение государства связывалось сторонниками данной теории со следующими причинами психологического характера:

1. Наличие в психике людей потребности в подчинении. Каждому человеку свойственно стремление к подражанию, а также либо к подчинению власти, либо к её приобретению.

2. Наделение вождей и шаманов в первобытном обществе сверхъестественными качествами, что возвышало их над остальными общинниками.

3. Наличие у некоторых индивидов ярко выраженных агрессивных устремлений, для обуздания которых и возникает государство.

Таким образом, по мнению сторонников указанной теории, государство является продуктом психологических противоречий в первобытном обществе и призвано эти противоречия разрешать либо смягчать.

Недостатком психологической теории происхождения государства в литературе считается недооценка других факторов возникновения государства.

Договорная теория происхождения государства. Зачатки договорной теории происхождения государства встречаются еще у древнекитайского философа Мо-цзы. Мо-цзы указывал, что раньше у каждого было свое представление о справедливости, что приводило к социальным конфликтам, поэтому люди нашли самого мудрого человека и наделили его правом создавать единый образец справедливости, т. е. заключили своеобразный договор, по которому передали часть своих прав представителям возникшего государства.

Автором термина «общественный договор» считается Августин, а основными разработчиками теории общественного договора — Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо. Серьезное внимание они уделяли проблеме так называемого «естественного состояния», предшествовавшего подписанию общественного договора. Трактовки «естественного состояния» различны у данных авторов, например, Гоббс рассматривал его как «войну всех против всех». Именно несовершенство общественной жизни в «естественном состоянии» привело к заключению общественного договора. При этом Локк указывал, что народ имеет право на расторжение договора с тем правительством, которое не выполняет его условия.

Руссо критиковал заключенный общественный договор как несправедливый и призывал к его пересмотру.

В России представителем теории общественного договора являлся Радищев. В качестве разновидности договорной теории происхождения государства можно рассматривать легенду о призвании варяжских князей на Русь.

Договорная теория происхождения государства имела глубокое демократическое содержание, в том числе и в том, что она обосновывала естественное право народа на свержение той власти, которая не выполняет условия общественного договора. Данная теория в свое время стала противовесом сословному неравенству и социальному произволу.

Несмотря на свою демократичность, данная теория страдает схематизмом и идеализмом. Возникновение государства рассматривается как одномоментный акт. Договорная теория преувеличивает роль субъективных факторов в возникновении государства и недооценивает роль объективных, например экономических. Кроме того, фактически неизвестны никакие дошедшие до нас памятники таких общественных договоров.

Теория насилия о происхождении государства. Теория насилия в своем завершенном виде сформировалась в XIX веке в трудах Евгения Дюринга, Людвига Гумпловича, Карла Каутского, хотя зачатки этой теории присутствуют еще в концепциях софистов. В частности, некоторые софисты рассматривали государство как учреждение, которое существует исключительно для блага сильного.

Главную причину возникновения государства представители данной теории усматривали в завоевании одних племен другими. Государство появляется как инструмент поддержания господства над завоеванными народами. Таким образом, государство возникает прежде всего как аппарат принуждения. Победившие племена образуют правящий класс, а побежденные — «класс рабочих и служащих».

По мере развития общественной жизни племена перерождаются в касты, сословия и классы. Из орудия господствующего племени государство превращается в орудие господствующего класса.

Войны, завоевания рассматриваются и в качестве основных причин рабства. Именно рабство, по мнению сторонников данной теории, и ведет к появлению частной собственности.

Сторонники теории насилия верно отметили роль военно-политических факторов в развитии ряда государств, например у германских племен. В то же время государство, согласно данной теории, выступает лишь как выражение грубой силы, а его деятельность сводится лишь к принуждению. Кроме того, из теории насилия следует, что государство является не итогом развития общества, а инородной силой, навязываемой ему извне.

В науке получил разработку и целый ряд других теорий происхождения государства: органическая, ирригационная, патримониальная и др.

3) позволяет четче определить свойственные государству и праву функции и их роль в жизни общества и политической системе.

Теологическая теория . Данная теория выдвигает следующие положения:

1) государство – продукт божественной воли;

2) государственная власть вечна и незыблема;

3) государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, "посредников" между богом и государственной властью;

4) социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей;

5) необходимость смирения и неоказание сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти – это непослушание всевышнему.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– поднимает престиж государства, наделяя его и правителей ореолом святости;

– способствует утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что теологическая теория:

– не признает влияние социально-экономических и иных отношений на государство;

– не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство;

– в принципе недоказуема, ибо построена на вере;

– не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли.

Патриархальная теория . Данная теория выдвигает следующие положения:

1) государство – это результат развития и разрастания семьи;

2) власть государства, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье;

3) власть государя, отца неограниченна;

4) власть "патриарха" имеет божественное происхождение;

5) сопротивление такой власти недопустимо;

6) лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни;

7) глава государства (патриарх/монарх) не выбирается, не назнача­ется и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– создает ореол святости, уважения государственной власти;

– утверждает единство народа, "родственность" всех в единой стране.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что патриархальная теория:

– упрощает процесс происхождения государства, по сути дела ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории "отец", "члены семьи" с категориями "государь", "подданные";

– не учитывает того, что семья (как социальный институт), по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:

1) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия;

2) основанием права могут служить только договоры и соглашения;

3) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происхождение власти отвергается;

4) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое;

5) народ передает власть государству. Такое соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами;

6) во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти;

7) народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки;

– признавала приоритет естественного права над позитивным;

– была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти;

– имеет глубоко демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что договорная теория:

– дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями;

– недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения государства (прежде всего социально-экономи­ческие, военно-политические и пр.), и преувеличивает субъективные.

Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:

1) государство возникает и развивается по законам биологии, так как человек – часть природы;

2) государство возникает одновременно с людьми и существует, пока есть люди;

3) государство – это господство целого над своими составными частями – людьми;

4) граждане государства – клетки организма, и им несвойственна борьба.

Достоинства органической теории состоят в том, что она:

– исходит из обусловленности законов социальной жизни законами естественными. Гибель, исчезновение человека как биологического вида будет означать и гибель общества, государства;

– вводит в понятие государства системный признак – государство и общество – сложный организм;

– обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Разделение труда ведет к дифференциации общества на классы, слои, а необходимость удовлетворения потребностей и защиты интересов – к интеграции.

Недостатки органической теории. Слабые стороны заключаются в том, что она:

– переносит законы развития природы на общественную жизнь, игнорируя социальные законы, особенности общества, его закономерности;

– отрицает революционные переходы от одного качества к другому.

Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:

1) врожденной потребностью жить вместе;

2) осознанием массой своей зависимости от власти;

3) деятельностью той или иной "сильной" личности;

4) агрессивными и другими импульсами, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т. е. государства.

Достоинства психологической теории.

Положительное в данной теории состоит в том, что она показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права и государства. Действительно, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность.

Недостатки психологической теории:

– она считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права;

– не учитывает того, что сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. А они играют главную роль.

Теория насилия утверждает, что государство возникло путем:

1) насилия одних членов общества над другими внутри одной социальной общности;

2) насилия одних обществ, государств над другими (завоевание, порабощение, колонизация);

3) насильственного присвоения материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия).

Достоинства теории. Положительное в данной теории:

– государство – это организация, применяющая насилие (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил и т. д.);

– многие государства были созданы путем насилия (преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы в период Ивана III и Ивана IV).

Недостатки теории. Они проявляются в том, что теория насилия:

– доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства;

– никак не объясняет возникновение самого насилия;

– оправдывает агрессию, войны, расизм;

– провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное.

Материалистическая теория . Основные положения данной теории:

1) государство возникает как результат развития экономики, усложнения общественных отношений, требующих специального аппарата для их регулирования;

2) возникновение государства обусловлено расколом общества на два класса с противоположными интересами и непримиримой классовой борьбой;

3) государство – это орган насилия, политического господства, управления в интересах экономически сильного господствую­щего класса, диктатура этого класса.

Достоинства теории. Данная теория имеет ряд рациональных положений:

– признание обусловленности государства материальными условиями жизни общества, взаимодействие государства и экономики;

– признание в обществе групп с различными (или противоположными) интересами – классов;

– появление государства лишь на определенной стадии развития общества.

Недостатки теории – увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

1. Восточный путь возникновения государства (Древний Восток, Африка, Америка). Этот путь характеризуется тем, что земельная община и коллективная собственность, как атрибуты родового строя, сосредоточившиеся в руках родоплеменной знати (жрецы, военачальники и др.) сохранились и при разложении родового строя. При этом общественные структуры управления превратились в государственные органы, а родоплеменная знать в чиновничий аппарат, земля же из общественной стала государственной.

2. Европейский путь развития государства. Для этого пути характерно было активное разложение первобытнообщинного строя, появление частной собственности, появление классов. По европейскому пути развития последовали Рим, Афины. Например, в Риме большое влияние на появление государства оказала борьба плебса и патрициев, в результате которой плебс добился демократических уступок.

Несмотря на разные пути возникновения государства, все они были обусловлены одним фактором – разложением родового строя и необходимостью организованной государственной власти.

Возникновение права также не носило одинаковый характер, в каждом государстве на его развитие оказывали влияние разные факторы. Существует два пути развития права:

1. Восточный путь возникновения права (Древний Восток). Здесь на право оказывали сильное влияние традиции, поэтому до сих пор в некоторых странах в качестве главного источника права используются нормы религии.

2. Европейский путь возникновения права (Англия). В этих странах кроме обычного права, также развивается формализованное законодательство и прецендентное право.

Однако общим фактором, обусловившим необходимость возникновения права, была необходимость урегулировать возникшие разного года общественные отношения, которые не вмещались в рамки норм обычаев.

В настоящее время существует плюрализм в определении государства. Некоторыми учеными государство по-прежнему трактуется как продукт классовой непримиримости, другими – как средство урегулирования конфликтов между различными слоями общества. Этим определяется сущность государства: в первом случае – так называемая “полицейская” сущность государства, во втором – посредническая. В целом же государство определяется как политическая организация публичной власти, действующая на определенной территории, на определенный круг лиц, издающая общеобязательные нормативно-правовые акты на своей территории и обладающая аппаратом насилия для обеспечения соблюдения этих актов.

Можно сказать иначе, что государство - это особый аппарат публично-политической власти, главной задачей которого является управление обществом, обеспечение порядка в обществе, защита прав и свобод граждан.

Соотношение государства и общества выражается в том, что государство напрямую зависит от общества; любые изменения в обществе отражаются на государстве, на его структуре, организационных формах и методах осуществления государственной власти.

Социальным назначением государства является урегулирование любых противоречий в обществе, реакция на все происходящие в нем изменения, например, путем принятия новых законов. Если попытаться дать определение общества, то его можно было бы определить так: общество – это продукт взаимодействия людей, определенный порядок их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (культурных, правовых и иных) связях между людьми, их объединениями и общностями. Общество обладает социальной властью, часть которой делегирует созданному им государству. Социальная власть – это способность той или иной группы общества подчинять своей воле людей, используя при этом различные методы.

Существует два метода социальной власти:

1. Неполитическая;

2. Политическая (государственная).

Отличие государственной власти от неполитической власти заключается в том, что государственная власть общеобязательна и распространяется на весь круг индивидов в государстве, неполитическая (общественная)власть распространяется, как правило, лишь на тех индивидов, которые состоят в той или иной общественной группе.

Социальная власть – необходимый признак общества и государства, ее наличие позволяет им активно воздействовать на индивидов, направляя их в нужном направлении.

Понятие государства более широко раскрывается, когда раскрыты все его признаки, которые дают нам более углубленное представление о нем.

Признаки государства:

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Любое государство имеет определенную территорию, закрепленную границами и определенный круг людей, проживающих на этой территории (население). При этом государственная власть распространяется лишь на территорию государства, если иное не предусмотрено международными соглашениями.

2.Наличие публичной (государственной) власти. Публичной эта власть называется, потому что она распространяется на все население государства, выступая от его имени. К публично-политической власти относятся органы власти и управления, а также специальный аппарат принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.

3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государства, как во внутренних, так и во внешних делах Суверенитет государственной власти заключается в следующем:

а) верховенство власти, которое выражается в том, что государственная власть является единственной властью, распространяющейся на всю территорию государства и его населения. Государственная власть может отменить и признать вне закона любую другую власть. Она должна обладать средствами и методами принуждения;

б) единство государственной власти, которое выражается в том, что существует единая система государственных органов;

в) независимость власти, которая выражается в исключительном праве государственной власти решать свои дела самостоятельно.

4. Наличие права, законов. Неразрывная связь государства и права. Любое государство проводит свою государственную политику, для претворения в жизнь которой необходимо закрепить ее в нормативно-правовом акте. Право при этом узаконивает не только само государство, но и его политику. Таким образом, формируется демократическое правовое государство.

5.Наличие налогов и налоговой системы. Налоги и сборы – это часть доходов населения, которая безвозмездно удерживается государством и расходуется на содержание публично-политической власти, государственного аппарата и на нужды всего общества в целом. При этом существует обратная связь между количеством налогов и количеством государственных органов. Чем больше государственный аппарат, тем больше налогов, – чем меньше государственный аппарат, тем меньше налогов.

Современные демократические государства постоянно стремятся к уменьшению количества государственных служащих, а налоги стремятся расходовать прежде всего на социальные нужды общества.

Например, в ст.1 Конституции РК закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Тем самым наше государство признает в качестве первоочередной задачи обеспечение социальных нужд всего общества.

Рассмотрев данные признаки, можно дать следующее определение государства. Государство – это политическая организация суверенной публичной власти, издающая общеобязательные законы и иные акты, управляющая обществом на определенной территории, выполняющая общественно полезные функции и обладающая аппаратом принуждения для обеспечения исполнения государственной политики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: