Для проведения процедуры финансового оздоровления арбитражный суд назначает

Обновлено: 03.05.2024

Суд признает компанию банкротом не сразу: сперва ее пытаются спасти. Есть четыре стадии до ликвидации бизнеса — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство.

В статье разберем второй этап процедуры банкротства. Если на этой стадии восстановят платежеспособность, компания продолжит работу без негативных последствий для репутации бизнеса.

Что такое финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление — часть процедуры банкротства. Цель — восстановить платежеспособность бизнеса и избежать ликвидации.

Финансовое оздоровление похоже на процедуру санации. Разница в том, что санацию применяют к бизнесу до суда, а финансовое оздоровление — после подачи иска о банкротстве.

Кажется, что банкротство всегда ведет к закрытию компании, но это не так. Есть четыре стадии процедуры, и ликвидация — последний этап, когда другие способы не помогли или нет шансов восстановить платежеспособность бизнеса.

Стадии банкротстваКак проходитСрок проведения
НаблюдениеПосле принятия иска суд назначает арбитражного управляющего, который анализирует финансовое положение компании, считает активы, составляет реестр требований кредиторов и проводит первое собрание кредиторовДо 7 месяцев
Финансовое оздоровлениеУчастники процесса принимают ​​план финансового оздоровления бизнеса либо ищут средства для обеспечения задолженности и разрабатывают график погашения долгов. Суд назначает административного управляющего, который следит за выполнением плана. Руководитель компании сохраняет свои полномочия и продолжает вести бизнесДо 2 лет
Внешнее управлениеРуководитель компании передает полномочия внешнему управляющему. Теперь он будет заниматься бизнесом и пытаться рассчитаться с долгами1,5 года, могут продлить еще на 6 месяцев
Конкурсное производствоС этого этапа компанию считают банкротом. Конкурсный управляющий продает имущество с торгов и рассчитывается по долгам с кредиторами. Все оставшиеся долги списывают. По итогу компанию ликвидируют6 месяцев, могут продлить еще на 6 месяцев

Компания может пройти через все четыре стадии по порядку, закончить процедуру на любой из них или перейти с первой стадии сразу на последнюю. Как действовать — решают административный управляющий, кредиторы, компания-должник и арбитражный суд.

Преимущества финансового оздоровления перед окончательным банкротством:

  • компания продолжит работу;
  • собственники смогут сохранить бизнес;
  • сотрудники смогут сохранить работу;
  • кредиторы всех очередей со временем вернут деньги.

А преимущество перед другими процедурами — руководство остается на местах и продолжает принимать решения с небольшими ограничениями по распоряжению имуществом.

Если же компанию признают банкротом и начнут конкурсное производство, бизнес перестанет существовать, сотрудники потеряют работу, а кредиторы последних очередей вряд ли вернут деньги.

К кому применяют финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление как этап банкротства применяют только к компаниям. Для ИП есть другие способы погашения долгов.

Также есть три условия, чтобы начать процедуру финансового оздоровления:

  1. Арбитражный суд принял заявление о банкротстве.
  2. На этапе наблюдения кредиторы провели собрание и выбрали финансовое оздоровление.
  3. Есть обеспечение погашения долга — имущество в залог, банковская гарантия, поручительство или финансовый план.

На практике финансовое оздоровление выбирают реже, чем внешнее управление или конкурсное производство. По данным портала «Федресурс», в 2021 году конкурсное производство открыли 10 000 раз, а финансовое оздоровление назначили всего 20 раз.

К кому применяют финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление состоит из трех этапов: начало процедуры, меры оздоровления и определение результатов.

Начало процедуры. Автоматически финансовое оздоровление начать нельзя. Прежде компании-должнику надо получить согласие кредиторов. Чтобы убедить их спасать бизнес, участники могут предоставить денежное обеспечение или подготовить финансовый план.

Арбитражный суд принимает решение собрания кредиторов и назначает административного управляющего. Он не будет руководить компанией вместо директора, но станет следить за ходом финансового оздоровления.

В период финансового оздоровления директор компании сохраняет практически все свои полномочия, но есть несколько ограничений. Например, без согласия собрания кредиторов нельзя:

  • совершать сделки, в которых у руководителя есть заинтересованность, например приобретать для себя служебный автомобиль;
  • без согласия собрания кредиторов принимать решение о реорганизации, например о слиянии с другой компанией.

Сделки с нарушениями ограничений суд может признать недействительными.

Применение мер финансового оздоровления. Метод финансового оздоровления выбирает должник совместно с кредиторами. Административный управляющий на этом этапе координирует действия сторон — он не принуждает должника к конкретным мерам, а лишь советует.

Есть два метода:

  1. С сохранением статуса юрлица. Компания находит деньги, чтобы погасить долги, — выпускает ценные бумаги, получает целевые займы или дотации из бюджета. При этом она сокращает расходы: уволить часть сотрудников, отказаться от рекламы, найти помещение с более низкой арендной платой. Грубо говоря, компания уменьшает затраты и находит новые источники финансирования.
  2. С преобразованием юрлица с разрешения кредиторов — компания с таким названием и формой бизнеса перестанет существовать. Прежнее название сохраняется в одном случае — при преобразовании. Реорганизацию можно спутать с ликвидацией. Но есть отличие — при реорганизации у компании будут правопреемники и кредиторы смогут вернуть деньги. А при ликвидации правопреемников нет — и долги ни к кому не переходят.

Есть четыре варианта реорганизации частных компаний — слияние, разделение, присоединение, преобразование.

Разберем виды реорганизации на примере ООО «Тотал».

Присоединение: компания «Тотал» входит в компанию «Сакура». Компании «Тотал» больше нет, а «Сакура» продолжает работу и должна обслуживать задолженность «Тотала».

Разделение: компанию «Тотал» делят на две компании — Одуванчик и Подорожник. Компании «Тотал» больше нет. По ее обязательствам отвечают оба правопреемника, распределяют долги по разделительному балансу.

Слияние: компания «Тотал» объединяется с другой компанией — «Ромашка». Теперь компаний «Тотал» и «Ромашка» — нет, вместо них новая компания — «Юнион», которая отвечает по долгам обоих обществ.

Преобразование: учредители решают, что ООО «Тотал» станет АО, акционерным обществом. Это та же компания, но с другой формой участия. За счет эмиссии акций можно попытаться привлечь финансирование и погасить долги.

Варианты преобразования компании во время финансового оздоровления

Есть четыре варианта, как могут преобразовать компании во время финансового оздоровления

Подведение итогов финансового оздоровления. Не позднее чем за месяц до конца процедуры финансового оздоровления должник предоставляет административному управляющему отчет о результатах, баланс компании, отчет о финансовых результатах и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Административный управляющий и кредиторы изучают эти документы и принимают решение, помогла ли компании процедура. С этим решением административный управляющий идет в суд. Судья изучит результаты и решит, как закончить финансовое оздоровление.

Чем может закончиться финансовое оздоровление

Есть три варианта. Судья изучает отчеты административного управляющего и мнение кредиторов и принимает решение:

  1. Прекратить процедуру банкротства — компания выбралась из кризиса и может продолжать работу в обычном режиме.
  2. Перейти к внешнему управлению — финансовое оздоровление не дало ожидаемых результатов, но компании может помочь смена руководства.
  3. Признать компанию банкротом — суд считает, что спасти бизнес не выйдет, и открывает конкурсное производство. Когда распродадут имущество должника, дело о банкротстве прекращают, компанию ликвидируют.

Максимальный срок, чтобы провести финансовое оздоровление, — 2 года. Если стороны не успеют, продлить срок нельзя, нужно переходить к следующему этапу банкротства.

Почему суд отказал компании в финансовом оздоровлении

Суть дела. Контрагент компании попросил суд признать ее банкротом, так как она не выплатила долг почти 4 млн рублей. Суд начал процедуру наблюдения.

В ответ генеральный директор подал ходатайство о применении к его компании финансового оздоровления, чтобы избежать банкротства.

Что решил суд. Суд отказал в финансовом оздоровлении.

Причина отказа. Чтобы начать процедуру финансового оздоровления, должник должен выполнить два условия:

  1. Подать ходатайство о введении финансового оздоровления.
  2. Показать, что есть деньги для выплаты долгов или финансовый план по их погашению.

Судья не увидел доказательств, что должник может выполнить второе условие. Одного лишь ходатайства недостаточно.

Главное

  1. Финансовое оздоровление компании — это этап банкротства, цель которого — помочь расплатиться с долгами и восстановить платежеспособность бизнеса.
  2. Меры финансового оздоровления могут помочь найти деньги для погашения долгов: с помощью обеспечения от участников, финансового плана или реорганизации.
  3. Максимальный срок финансового оздоровления — 2 года.
  4. Если финансовое оздоровление не принесет бизнесу улучшений, суд начнет стадию внешнего управления или конкурсное производство.

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Статья 88. Окончание финансового оздоровления

1. Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

2. К отчету должника прилагаются:

баланс должника на последнюю отчетную дату;

отчет о прибылях и об убытках должника;

документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

3. Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах проведения финансового оздоровления и составляет заключение о выполнении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов и о выполнении плана финансового оздоровления (при наличии такого плана), которое не позднее чем через десять дней с даты получения отчета должника о результатах проведения финансового оздоровления направляется кредиторам, требования которых включены в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника или указанный отчет не представлен административному управляющему в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять одно из решений:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления;

об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

5. После получения заключения административного управляющего или ходатайства собрания кредиторов арбитражный суд назначает дату заседания по рассмотрению результатов финансового оздоровления и жалоб кредиторов на действия должника и административного управляющего. О дате и месте судебного заседания арбитражный суд уведомляет лиц, участвующих в деле о банкротстве, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

6. По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Судебная практика и законодательство — 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)

1.2. Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и нормативными актами Банка России, регулирующими вопросы деятельности временных администраций финансовых организаций.

2.2. Процедура принятия решения о реализации акций (долей) банков, в случае поступления Предложения о покупке, включает следующие этапы: получение Предложения о покупке; подготовка заключения о соответствии такого Предложения Федеральному закону (в том числе о соответствии предложенной цены установленным требованиям); рассмотрение Предложения о покупке Правлением Агентства; информирование лица, направившего Предложение о покупке, об итогах его рассмотрения.

1) сведения о размере предлагаемых к передаче обязательств и их структуре с разбивкой по обязательствам перед кредиторами каждой из очередей в соответствии с Законом о банкротстве;

2) перечень имущества, которое может быть передано Приобретателю (Приобретателям), с указанием его балансовой и оценочной стоимости;

выполняет иные функции, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

1.6. В аккредитационное дело кандидата (аккредитованного лица) помещаются поступающие в Банк России документы кандидата (аккредитованного лица) и копии документов, направленных ему Банком России, по вопросам, связанным с аккредитацией, отказом в аккредитации, аннулированием аккредитации, продлением аккредитации, отказом в продлении аккредитации, выдачей свидетельства об аккредитации, а также документы, относящиеся к деятельности кандидата (аккредитованного лица) в качестве временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, финансового управляющего, ликвидатора.

Вместе с тем федеральными законами, регулирующими деятельность саморегулируемых организаций и особенности осуществления в отношении таких организаций государственного контроля (надзора) (Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве), Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об оценочной деятельности), Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"), установлен закрытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок. При этом указанными нормативными правовыми актами истечение срока исполнения предписания саморегулируемыми организациями ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований не отнесено к основаниям для проведения внеплановой проверки.

4.8. При наличии признаков банкротства, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", работодатель обязан уведомить работников и профсоюзную организацию о возможном банкротстве организации, а при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве должника-работодателя уведомить их также о проводимых процедурах (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и т.д.).

"В случаях, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"), полномочия единоличного исполнительного органа банка могут осуществляться обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора". При этом положения частей шестой и седьмой настоящей статьи не применяются.";

б) признания банкротом индивидуального предпринимателя - плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника;

Денежные взыскания с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде возмещения причиненных должнику убытков, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)

Финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (глава V Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Процедура финансового оздоровления

Инициатива по его проведению может исходить от:

  • участников (учредителей);
  • собственника имущества должника – унитарного предприятия;
  • третьего лица (третьих лиц).

Эти субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов
с соответствующим ходатайством.

Ходатайство о введении финансового оздоровления

К ходатайству о введении финансового оздоровления прилагаются:

  • план финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности;
  • протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия;
  • перечень учредителей должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов
    с ходатайством о введении финансового оздоровления;
  • сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств
    в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения);
  • иные документы.

Таким образом, финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения:

  • на основании решения первого собрания кредиторов;
  • без решения или вопреки решению первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство вышеназванных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности.

Способами обеспечения исполнения должником обязательств, в частности, являются:

  • залог (ипотека);
  • банковская гарантия;
  • государственная или муниципальная гарантия;
  • поручительство;
  • иные способы, непротиворечащие закону.

Не могут выступать в этом качестве удержание, задаток или неустойка.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

Порядок введения финансового оздоровления

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.

Для реализации финансового оздоровления необходимо разработать два документа: план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

Если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

Последствия введения процедуры финансового оздоровления:

  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только
    с соблюдением установленного порядка предъявления требований к должнику;
  • ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе
    по делу о банкротстве;
  • осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается;
  • удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая)
    в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускается;
  • изъятие собственником имущества должника – унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества не допускается;
  • прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом не допускается, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами;
  • неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются, за исключением текущих платежей.

Окончание финансового оздоровления

Основаниями для досрочного прекращения финансового оздоровления являются:

  • непредставление в арбитражный суд в установленные сроки соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;
  • неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

Не позднее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

К отчету должника прилагаются:

  • баланс должника на последнюю отчетную дату;
  • отчет о прибылях и об убытках должника;
  • документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Административный управляющий рассматривает отчет должника и составляет заключение
о выполнении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов
и о выполнении плана финансового оздоровления. Это заключение не позднее чем через десять дней с даты получения отчета должника должно быть направлено кредиторам, требования которых включены в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления арбитражный суд принимает один из судебных актов:

Финансовое оздоровление: что это и почему не работает в России

Ведущий юрист компании «Проспектаси» Константин Заутренников подготовил для «Русбанкрота» развернутый материал об особенностях финансового оздоровления. Когда оно вводится, какие меры необходимо принимать и почему эта процедура так редко встречается в России?

О понятии

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона о банкротстве). Финансовое оздоровление наряду с внешним управлением и мировым соглашением представляют собой реабилитационные процедуры банкротства, т.е. ситуации, в которых по завершении процедуры банкротства должник восстанавливает свою платежеспособность, рассчитывается с кредиторами и продолжает функционировать как хозяйственная единица.

Реабилитационным процедурам противопоставляются процедуры ликвидационные, когда процесс банкротства заканчивается ликвидацией должника как юридического лица – его имущество распродается с торгов в целях погашения требований кредиторов. В действующем российском законодательстве такой ликвидационной процедурой является конкурсное производство.

Когда вводится финансовое оздоровление

Введение финансового оздоровления возможно после стадии наблюдения, когда должник еще не признан судом несостоятельным, но у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность восстановлена. Отличительной чертой финансового оздоровления по сравнению с другими процедурами, применимыми в деле о банкротстве, является то обстоятельство, что полномочия органов управления юридического лица сохраняются при установлении ограничений по распоряжению имуществом юридического лица со стороны административного управляющего.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов (п.1 ст. 80 Закона о банкротстве). К первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вправе обратиться учредители должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия либо третьи лица.

Обязательства при финансовом оздоровлении

Согласно пункту 3 статьи 80 Закона о банкротстве в определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. Одновременно с введением финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

Согласно п. 79 Закона о банкротстве исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими настоящему Федеральному закону. В случае отсутствия обеспечения исполнения должником своих обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, разрабатывается план финансового оздоровления.

План финансового оздоровления

План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника (ст. 84 Закона о банкротстве).

Введение финансового оздоровления предусматривает ряд последствий для должника, а именно: снимаются аресты и иные ограничения на распоряжения имуществом должника, приостанавливается взыскание по исполнительным документам, начисление неустоек и штрафных санкций, требования к должнику (за исключением текущих платежей) могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением требований Закона о банкротстве и др. (ст.81 Закона о банкротстве).

Финансовое оздоровление или банкротство?

Несмотря на то, что в тексте Закона о банкротстве неоднократно подчеркивается важность осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) должника, восстановлению его платежеспособности, на практике в подавляющем большинстве случаев процедура банкротства заканчивается конкурсным производством и последующей ликвидацией должника.

Как следует из статистических данных с официального сайта Федеральных арбитражных судов Российской Федерации, за период с 2010 по 2013 гг. в арбитражные суды поступило 146 413 дел о банкротстве. Процедура финансового оздоровления проводилась 344 раза. При этом другая реабилитационная процедура – внешнее управление – проводилась гораздо чаще, а именно 3 619 раз.

Стоит отметить, что количество процедур финансового оздоровления, прекращенных в связи с погашением задолженности, не превышало 7,4% из всех случаев введения финансового оздоровления.

Почему финансовое оздоровление непопулярно?

На наш взгляд, основной причиной редкого применения процедуры финансового оздоровления и ее низкой результативности, прежде всего, является позднее обращение в суд о признании должника банкротом.

Как показывает опыт российской судебной арбитражной практики, заявление о признании должника банкротом подается только тогда, когда иные меры по взысканию задолженности исчерпаны, наиболее ликвидные активы выбыли из владения должника. Таким образом, к моменту возбуждения дела о банкротстве у должника как правило отсутствует имущество, позволяющее эффективно вести основную деятельность, совокупная сумма задолженности перед кредиторами существенно превышает стоимость самого бизнеса и, как следствие, восстановление платежеспособности должника невозможно и не нужно его собственникам и кредиторам.

К сожалению, несмотря не декларирование в Законе о банкротстве приоритета реабилитационных процедур, в российском правосознании господствует представление о том, что процедура банкротства — это фактическая ликвидация бизнеса, предприятие- должник априори является неплатежеспособным, а единственной задачей кредиторов и собственников бизнеса является максимально возможное удовлетворение своих требований.

Соответственно, участники гражданского оборота негативно относятся к перспективе банкротства и не рассматривают ее (в частности процедуру финансового оздоровления) как способ преодоления финансового кризиса, стремятся максимально оттянуть время открытия производства по делу о банкротстве, что делает невозможным последующее восстановление платежеспособности должника.

Тем не менее, прецеденты положительного применения практики финансового оздоровления в опыте российского судопроизводства имеются. Так, например, в рамках дела № А79-2849/2010, рассмотренного Арбитражным судом Чувашской Республики в отношении компании-застройщика было введено финансового оздоровление сроком на двадцать месяцев, утвержден график погашения задолженности.

В результате проведения процедуры финансового оздоровления удалось восстановить платежеспособность должника, погасить требования кредиторов. В ходе проведения процедуры банкротства компании удалось завершить строительство жилого комплекса и ввести его в эксплуатацию, а также передать квартиры участникам долевого строительства. После завершения процедуры банкротства компания продолжила свою деятельность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: