Основания отказа в выдаче лицензии на занятие адвокатской деятельностью

Обновлено: 02.05.2024

В соответствии с пунктом 3 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004, N 35, ст. 3607, N 52 (ч. 1), ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011, N 50, ст. 6233; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6727; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 29 (ч. 1), ст. 4394; 2016, N 23, ст. 3284) и Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452; N 38, ст. 3975, N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. 2), ст. 909, N 29 (ч. 1), ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, ст. 2930, N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990, N 18, ст. 2166, N 22, ст. 2759, N 38, ст. 5070, N 47, ст. 6459, N 53 (ч. 2), ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314, N 49 (ч. 7), ст. 6396, N 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, N 26 (ч. 2), ст. 3515, N 50, ст. 7054; 2015, N 14, ст. 2108, N 19, ст. 2806, N 37, ст. 5130; 2016; N 1 (ч. 2), ст. 207, ст. 211, N 19, ст. 2672), приказываю:

Утвердить прилагаемые требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса.

Требования
к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса
(утв. приказом Министерства юстиции РФ от 14 декабря 2016 г. N 288)

С изменениями и дополнениями от:

30 ноября 2020 г.

I. Общие положения

1. Настоящие требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (далее - Требования) определяют форму, порядок оформления и направления адвокатского запроса в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004, N 35, ст. 3607, N 52 (ч. 1), ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011, N 50, ст. 6233; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6727; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 29 (ч. 1), ст. 4394; 2016, N 23, ст. 3284) (далее - Федеральный закон).

II. Порядок оформления адвокатского запроса

2. Адвокатский запрос оформляется на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Рекомендуемый образец адвокатского запроса содержится в приложении N 1 к Требованиям.

3. Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть выполнен от руки, машинописным способом или распечатан посредством электронных печатающих устройств.

4. При оформлении адвокатского запроса в электронной форме он должен отвечать требованиям, предъявляемым к электронному документообороту с использованием квалифицированной электронной подписи.

5. Адвокатский запрос должен содержать:

1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;

4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации;

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N АКПИ17-103, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N АПЛ17-387, подпункт 5 пункта 5 настоящих Требований признан не противоречащим действующему законодательству

5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);

6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;

Информация об изменениях:

Подпункт 7 изменен с 15 декабря 2020 г. - Приказ Минюста России от 30 ноября 2020 г. N 295

7) почтовый адрес; при наличии - адрес электронной почты и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;

8) наименование документа (адвокатский запрос);

9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;

10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);

Информация об изменениях:

Подпункт 11 изменен с 15 декабря 2020 г. - Приказ Минюста России от 30 ноября 2020 г. N 295

11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица (в случае его согласия на указание этих данных, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о персональных данных) или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние - при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);

Информация об изменениях:

Подпункт 12 изменен с 15 декабря 2020 г. - Приказ Минюста России от 30 ноября 2020 г. N 295

12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах;

Информация об изменениях:

Подпункт 13 изменен с 15 декабря 2020 г. - Приказ Минюста России от 30 ноября 2020 г. N 295

13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на адрес электронной почты, на руки);

14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);

16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

6. Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.

III. Порядок направления адвокатского запроса

7. Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен почтовым отправлением, факсимильной связью, а также доставлен лично или через представителя.

8. Адвокатский запрос в электронной форме может быть направлен в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в общественные объединения и иные организации - при наличии у них организационной и технической возможности для рассмотрения запроса в электронной форме.

9. Адвокатский запрос регистрируется в журнале регистрации адвокатских запросов, который ведется адвокатским образованием. Рекомендуемый образец журнала регистрации адвокатских запросов содержится в приложении N 2 к Требованиям.

Информация об изменениях:

Приложение 1 изменено с 15 декабря 2020 г. - Приказ Минюста России от 30 ноября 2020 г. N 295

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Word

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к требованиям к форме, порядку
оформления и направления
адвокатского запроса
(с изменениями от 30 ноября 2020 г.)

1 Статья 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2016, N 23, ст. 3284).

Приложение N 2
к требованиям к форме, порядку
оформления и направления
адвокатского запроса

Журнал
регистрации адвокатских запросов

Рег. N адвокатского запроса

Дата регистрации адвокатского запроса

Наименование адресата - органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения и (или) иной организации

Статья 9. Приобретение статуса адвоката

1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения.

(абзац введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:

1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

3. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее - квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также - претендент), квалификационного экзамена.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

1) в качестве судьи;

2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;

3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;

4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;

5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;

7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;

8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и научных организациях;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) в качестве адвоката;

10) в качестве помощника адвоката;

11) в качестве нотариуса.

5. Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.

6. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством защитнику обвиняемого (подозреваемого) предоставлены некоторые права по собиранию доказательств. В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 53 УПК РФ защитнику предоставлено право собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке.

В части 3 статьи 86 УПК РФ дан перечень процессуальных действий, направленных на собирание доказательств в ходе оказания юридической помощи по уголовному делу, которые вправе проводить защитник. Они по существу отличаются от действий, которые осуществляют органы предварительного следствия и суд при собирании доказательств. Таковыми являются: получение предметов, документов и иных сведений (п. 1), опрос лиц с их согласия (п. 2) и истребование справок, характеристик и иных документов от различных органов, объединений и организаций (п. 3). Аналогичные права предоставлены адвокату п.п. 1-3 ч.3 ст. 6 Федерального закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

При разработке и принятии ныне действующего Уголовно-процессуального кодекса законодатель, закрепив указанные средства собирания доказательств по уголовному делу, не установил процессуальный порядок производства этих действий, что на практике вызывает споры и влечет необоснованные решения об отказе в приобщении собранных адвокатом доказательств к материалам дела со стороны дознавателей, следователей, прокуроров и судов, и оценке их в совокупности с другими собранными по делу доказательствами.

Вместе с тем, как показала практика адвокатской деятельности, рассматриваемые способы собирания доказательств используются адвокатами достаточно широко, в связи с чем возникла необходимость в даче настоящих методических рекомендаций.

В ходе собирания доказательств следует, прежде всего, учитывать требования ст. ст. 74 и 75 УПК РФ, закрепляющих понятие, свойства и виды доказательств. Кроме того, необходимо иметь в виду формы их процессуального закрепления. Поскольку действующим УПК РФ процессуальные документы, которыми бы фиксировались действия и решения адвоката в ходе собирания доказательств, не предусмотрены (постановление, протокол), то таковые должны по форме и содержанию соответствовать требованиям ст. 84 УПК РФ.

Рекомендуемый порядок фиксации действий адвоката по собиранию доказательств по уголовному делу и их результатов

1. Получение предметов, документов и иных сведений

Предметы, имеющие значение для дела, в уголовном судопроизводстве органы предварительного расследования получают путем производства выемки. Адвокату такого полномочия законодательством не предоставлено. Поэтому, в случае необходимости, получение таких предметов рекомендуется осуществлять только на добровольной основе и на основании согласия владельца.

Как представляется, с этой целью адвокату необходимо получить письменное заявление от владельца данного предмета. В заявлении рекомендуется отразить, помимо обязательных реквизитов, следующее: когда и при каких обстоятельствах был получен им данный предмет, его отличительные признаки, в связи с чем он желает передать его адвокату и для каких целей, сделана ли эта выдача добровольно и не применялись ли к нему какие-либо меры принуждения с целью получения предмета. При необходимости подпись лица, подавшего заявление, рекомендуется нотариально засвидетельствовать.

Процедура добровольной передачи предмета от владельца к адвокату может осуществляться в присутствии граждан в числе не менее двух, которые должны засвидетельствовать факт и результаты добровольной передачи предмета. При необходимости использования специальных познаний при получении или осмотре предмета для участия в данном процессуальном действии может быть приглашен специалист. Данное полномочие установлено п. 3 ч. 1 ст. 53 УПК РФ. Ход и результаты получения предмета могут фиксироваться с помощью фото-, аудио- и видеотехники. После получения предмета, адвокату в присутствии его владельца и свидетелей, при необходимости с участием специалиста, необходимо детально осмотреть предмет и выявить его характерные приметы и имеющиеся следы.

По окончании данного процессуального действия необходимо составить документ, в котором отразить основания, ход и результаты получения предмета. Представляется, что таким документом может быть «Протокол получения предмета». В акте рекомендуется указать следующие сведения: время и место получения предмета, кто проводил это действие, на основании чего был получен данный предмет, с участием каких лиц производилось получение предмета и его осмотр, какие технические средства применялись при этом, какой предмет был получен, результаты его осмотра, был ли упакован предмет и каким образом, как опечатан предмет. С актом должны быть ознакомлены все участники выдачи и получения предмета, после ознакомления все участникам разъясняется право сделать дополнения и замечания, после чего они подписывают акт. К акту должны быть приложены полученный предмет, аудио-, фото- и видеоматериалы, фиксирующие ход и результаты его проведения, о чем делается отметка в самом акте.

Рассматривая полномочия адвоката по получению документов и иных сведений, которые могут являться доказательствами по уголовному делу, очевидно, что в данном случае имеется в виду случаи их нахождения в ведении или владении граждан или коммерческих организаций, на которых законодательством не возложена обязанность предоставлять документы или их копии по требованию адвокатов в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 86 УПК РФ. Процессуальный порядок их получения должен быть таким же, как и получение предметов, о чем изложено выше.

2. Опрос лиц с их согласия

Следует отметить, что по этому вопросу в различных печатных изданиях имеется значительное количество публикаций.1

Отдельного внимание заслуживает вопрос о возможности совершения рассматриваемого действия после допроса этого же лица следователем в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого или подозреваемого. Как представляется, такой опрос возможен только в случае, если в ходе их допросов не были выяснены все вопросы, имеющие существенное значение для дела.

Ход и результаты опроса предлагается фиксировать в специальном документе, например, назвав его «Протокол опроса лица с его согласия». Не рекомендуется называть его протоколом, т.к. УПК РФ составление такого процессуального документа предусмотрено по результатам производства процессуальных действий, проводимых следственными органами. При составлении же акта, его можно отнести к иным документам, как виду доказательств, предусмотренных п. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ и отвечающих требованиям ст. 84 этого же Кодекса.

В акте должны найти отражение следующие данные: сведения об адвокате, проводившем опрос, с указанием адвокатского образования, адвокатской палаты субъекта РФ, в которых значится этот адвокат, его номер в соответствующем реестре и номер ордера, на основании которого он выполняет поручение по данному делу; фамилия, имя, отчество, дата и место рождения опрашиваемого лица, его место жительства, место работы, должность, домашний и рабочий телефоны, сведения о документах, удостоверяющих его личность, отношение к обвиняемому и потерпевшему; отметка о согласии на опрос. Акт опроса, как представляется, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к протоколу допроса свидетеля (ст.ст. 189-191 УПК РФ).

3. Истребование справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии

Рассматриваемая норма УПК РФ использовалась и ранее. Однако такое право вне участия в судопроизводстве по уголовному делу осуществлялось в виде направления ходатайства или запроса от имени коллегии адвокатов или юридической консультации, которые подписывались соответствующим руководителем.

Ныне действующим УПК РФ такое право предоставлено непосредственно адвокату. Реализацию этого права рекомендуется осуществлять путем направления в указанные в ст. 86 УПК РФ органы и организации запросов с целью получения, указанных в нем документов. При направлении запроса допустимо использование бланков адвокатского образования, установленного образца. При необходимости они могут быть удостоверены печатью соответствующего адвокатского образования. Запрос с требованием необходимых документов должны быть мотивированными. В нем также целесообразно указать сроки разрешения его со ссылкой на действующее законодательство о порядке разрешения обращений граждан.

Заслуживает внимания вопрос о порядке приобщения к материалам уголовного дела полученных в порядке п. 3 ч. 3 ст. 86 УПК РФ предметов, документов, справок и иных сведений.

В случае отказа в приеме ходатайства, следует иметь в виду, что оно в соответствии со ст. 120 УПК РФ в любом случае, даже и при отказе в его удовлетворении, подлежит приобщению к материалам уголовного дела, а поскольку полученный предмет, а также справки, документы и иные сведения являются приложением к ходатайству, то они подлежат приобщению к тем же материалам дела.

1При подготовке настоящих рекомендаций использованы:
- научно-практический комментарий Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» под ред. Д.Н.Козака, М., «Статут», 2003;
- комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», под ред. А.В.Гриненко, М., «Кодекс» 2003;
- Паршуткин В.В., «Опрос адвокатом лиц с их согласия», газета международного союза (содружества) адвокатов «Адвокат», № 11(148), М., 2003.

Вторую часть выступлений в рамках научно-практической конференции «20 лет Федеральному закону “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”: история и современность», прошедшей 20 мая, открыла вице-президент ФПА РФ Елена Авакян, которая рассказала о ходе внедрения Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР). Затем состоялась дискуссия о возможности и основаниях прекращения защиты по уголовному делу в случае прекращения выплаты доверителем вознаграждения адвокату.











Елена Авакян отметила, что на сегодняшней день КИС АР стала реальностью и уже встроена в систему электронной юстиции. Так, Минюст России, создавая свои реестровые программы, ориентируется на взаимодействие с КИС АР. Более того, ФНС России собирается пополнять свою базу данных информацией об адвокатах и адвокатских образованиях за счет КИС АР. «То, что государство начало с нами активно взаимодействовать, показывает, что Комплексную информационную систему начали воспринимать всерьез. Окончательно и бесповоротно ее воспримут после того, как упоминание о ней появится в законе», – подчеркнула Елена Авакян.

Праздник российской адвокатуры

Праздник российской адвокатуры

20 мая в отеле «Moscow Country Club» проведена научно-практическая конференция, посвященная юбилею Закона об адвокатуре

Резюмируя, она отметила, что две подсистемы КИС АР уже работают, несмотря не некоторые шероховатости внедрения, также решен ряд важнейших вопросов технического и организационного характера. По словам вице-президента ФПА РФ, в июне 2022 г. КИС АР пополнится третьей подсистемой, связанной с ведением электронных реестров. В работу его планируется запустить с 1 июля.

До конца года планируется ввести в эксплуатацию, помимо этих трех блоков, часть статистического блока, часть финансового блока, который позволит адвокатам учитывать все виды работы по назначению непосредственно в КИС АР, а также – при наличии правительственного решения о допуске к СМЭВ – первый этап интеграции с Министерством юстиции РФ всех электронных данных, связанных с кандидатами и адвокатами, прекратившими статус, в реестровые системы Минюста.

Елена Авакян выразила надежду, что в будущем году будет введена в действие система электронного документооборота в КИС АР. После формирования этого блока работа над архитектурой КИС АР в целом завершится.

«Сейчас мы стоим на том рубеже, когда можем уверенно сказать: КИС АР состоялась, – подытожила Елена Авакян. – Цифровая трансформация нашей деятельности оставит нам нашу свободу и в то же время научит правильному поведению в цифровом пространстве».

Далее выступил советник ФПА РФ, член Совета АП Ставропольского края Нвер Гаспарян, который поднял непростой вопрос, может ли адвокат отказаться от защиты в связи с прекращением оплаты. По его словам, этот вопрос активно обсуждается в адвокатском сообществе, причем существует точка зрения, что адвокат вправе прекратить оказание юридической помощи, если доверитель перестает ее оплачивать.

По мнению Нвера Гаспаряна, адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты. Аргументируя свою позицию, он предложил взглянуть на проблему с разных точек зрения – с позиций подзащитного, общественности и государства, которое заинтересовано в защите прав граждан, особенно в условиях сложной экономической ситуации.

«Наши предшественники, родоначальники присяжной адвокатуры, передали нам очень важные правила адвокатской профессии, которые составляют несущую опору адвокатской конструкции, – недопустимость отказа от защиты, адвокатская тайна и необходимость ее хранить, недопустимость занимать позицию вопреки воле доверителя и другие важные постулаты. Мы должны уважительно относиться к нашим предшественникам и к тому наследию, которое мы от них получили», – заключил он.

При этом, добавил спикер, запрет на отказ от защиты в случае неоплаты ее доверителем не может носить абсолютного характера: необходимо принимать во внимание конкретную ситуацию, в которой находится адвокат. В подтверждение Нвер Гаспарян привел примеры из дисциплинарной практики АП Ставропольского края, иллюстрирующие экстраординарные обстоятельства отказа от защиты.

Закон об адвокатской деятельности обеспечивает единство адвокатуры

Закон об адвокатской деятельности обеспечивает единство адвокатуры

Советник ФПА РФ, член Совета АП Белгородской области Борис Золотухин продолжил тему, начатую Нвером Гаспаряном, но не согласился с его точкой зрения, обратив внимание, что следует говорить не об отказе от защиты, а о возможности ее прекращения при расторжении соглашения доверителем в связи с неоплатой (если этот пункт прописан в соглашении).

По мнению Бориса Золотухина, адвокат, труд которого перестает оплачивать доверитель по соглашению, может продолжить участие в деле по назначению, если адвокат согласен на это, а доверитель не возражает. Но нельзя заставлять адвоката работать по принуждению, уверен Борис Золотухин. «Соглашение – это гражданско-правовой договор, и обе стороны должны выполнять его условия», – подчеркнул он, добавив, что в случае расторжения соглашения доверителем достаточно корпоративных актов, чтобы разрешить этот вопрос.

Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, доцент кафедры нотариата МГЮА Сергей Макаров обратил внимание коллег, что остается абсолютным положение о том, что адвокатская помощь по определению является оплачиваемой. Выплата вознаграждения – одно из существенных условий соглашения об оказании юридической помощи. И это вознаграждение должно выплачиваться, а в случае его невыплаты оказание юридической помощи должно приостанавливаться или даже прекращаться.

По его мнению, «отказ от принятой на себя защиты» может толковаться по-разному. Так, можно воспринимать его как произвольное нежелание работать (устал, надоело, утратил интерес, неблагоприятная обстановка вокруг дела), и тогда этот отказ от защиты произвольный, а можно воспринимать его более узко, как устранение оснований для работы. И если защита осуществляется на основании соглашения, то и положения ГК РФ должны быть сюда полностью применимы. Даже те нормы, которые сейчас приводятся, о недопустимости отказа от принятой на себя защиты со ссылками в том числе и на Кодекс профессиональной этики адвоката, говорят о том, что адвокат не может отказываться от линии защиты также на последующей стадии при отсутствии уважительных причин – значит, при уважительных причинах он может отказаться.

Поэтому, считает Сергей Макаров, необходимо толкование термина «отказ от принятой на себя защиты», которое даст сообщество. И если все-таки оно придет к выводу, что можно при неоплате вознаграждения, предусмотренного соглашением, подписанным доверителем, приостановить, прекратить оказание помощи, то сообщество должно дать всем адвокатам на федеральном уровне алгоритм действий. Таким образом, адвокаты будут чувствовать себя защищенными, а им эта защищенность очень нужна.

Спикер упомянул, что Адвокатская палата города Москвы такой порядок уже утвердила. Но все-таки хочется, чтобы адвокаты по всей стране чувствовали себя одинаково защищенными. «Никто из нас не собирается произвольно отказываться от работы. Ведение дел и получение гонораров нужно всем нам. Это наша работа, это наш заработок. Не надо этого стесняться. Однако адвокат в случае проявления доверителем циничного нежелания оплачивать его помощь не должен как раб или как крепостной продолжать ее оказывать бесплатно», – отметил Сергей Макаров.

По его словам, зная о сложных обстоятельствах доверителя, защитник будет согласен продолжать работу по делу и продолжит ее. Но если адвокат не готов защищать бесплатно, необходимо освободить его от дисциплинарной ответственности.

Золотой век российской адвокатуры

Золотой век российской адвокатуры

20 мая состоялась научно-практическая конференция «20 лет Федеральному закону “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”: история и современность»

В продолжение дискуссии советник ФПА РФ, вице-президент ПА Самарской области Дмитрий Тараборин высказал мнение, что, если адвокат, получив от доверителя значительную сумму в качестве вознаграждения по делу, затем откажется от защиты при прекращении оплаты, это будет неэтичным поступком.

Свое выступление он посвятил проблемам уголовного судопроизводства. Так сложилось, уточнил он, что «наиболее социальной и публично-значимой функцией адвокатской корпорации является осуществление адвокатами защиты по уголовным делам. Более того, именно в этой отрасли права адвокатура имеет фактическую монополию и потому несет повышенную ответственность за все, что в ней происходит».

По словам спикера, государство в лице в первую очередь судебной ветви власти поступательно превращает уголовное судопроизводство в услугу, которая оказывается по определенному алгоритму, не терпящему ни индивидуального подхода, ни отклонения от заданного вектора. И эту услугу оно оказывает себе.

Дмитрий Тараборин считает, что время «возвысить свой голос» пришло и, кроме адвокатуры, сделать это некому. «В сложившейся ситуации фактически единственный эффективный инструмент – наш профессионализм, используя который мы можем подготовить и донести до власти нашу позицию относительно видящихся нам опасных тенденций и наше предложение о том, как всем нам избежать окончательного низведения уголовного процесса до не имеющего практической ценности ритуала», – отметил он.

Именно поэтому, информировал советник ФПА РФ, в рамках видеопроекта «Поток» на площадке интернет-ресурса и журнала «Российский адвокат» будет проведено обсуждение вопросов уголовного судопроизводства с участием высококвалифицированных экспертов для выработки конкретных предложений, которые будут направлены в государственные органы. Дмитрий Тараборин призвал коллег присоединиться к этой работе, в том числе участвуя в проекте «Поток».

За заслуги перед корпорацией

За заслуги перед корпорацией

Выступая на конференции с докладом «Соглашение об оказании юридической помощи: актуальные проблемы» советник ФПА РФ, председатель АА МГКА «Власова и партнеры» Ольга Власова перечислила некоторые проблемы адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве. С момента принятия Закона об адвокатуре соглашение об оказании юридической помощи воспринималось как договор поручения или договор о возмездном оказании услуг. После внесения в Закон изменений в нем осталось упоминание о гражданско-правовом договоре, однако термины «доверитель», «поручение», «поверенный» никуда не делись. А в гражданском процессе положение адвоката ничем не отличается от положения любого представителя.

Ольга Власова затронула вопрос о прекращении защиты в случае прекращения оплаты и призвала отличать причину от следствия. Она выразила сожаление, что Закон об адвокатуре не содержит определения термина «юридическая помощь», а Гражданский кодекс РФ – терминов «юридическая помощь» и «помощь». Отсутствие дефиниции ряда терминов и новых институтов в отраслях права не позволяет строго определить их правовой характер (известно только определение медицинской помощи), полагает спикер. Поэтому соглашение адвоката с доверителем не может являться гражданско-правовым договором, так как в вопросах соблюдения прав граждан речь идет не только о частном, но и о публичном праве.

Ольга Власова поддержала коллег, которые считают, что заставлять адвоката работать безвозмездно достаточно сложно, и оснований для этого нет. «Мы вправе ожидать, что наша профессиональная деятельность будет оплачена», – резюмировала она. При этом спикер призвала определить, что такое юридическая помощь и оказывают ли адвокаты юридические услуги, а также более подробно регламентировать порядок расторжения соглашения адвоката с доверителем. Что касается оказания бесплатной юридической помощи – это публично-правовые отношения, и, если такое поручение принято, адвокат должен его исполнять.

Вопросы, касающиеся соглашения об оказании юридической помощи и отчетности адвоката по нему, затронул и член Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам, адвокат АП города Москвы Вячеслав Голенев (презентацию его выступления можно увидеть здесь). По его словам, при разрешении споров, касающихся выплаты вознаграждения адвокатам, суды исходят из того, что составление такого отчета или акта является обязательным. Особенно актуальным это стало в вопросах банкротства.

Вячеслав Голенев также привел судебную практику по обоснованности получения адвокатского гонорара и поставил вопрос, каким образом адвокат должен отчитываться перед доверителями о том, как были потрачены полученные денежные средства. По словам спикера, есть практические способы защиты адвоката в случае осуществления государством контроля за тем, как адвокат оказывает «услуги» (это термин Верховного Суда РФ) по уголовному делу, и отчетность здесь играет довольно важную роль. Он перечислил несколько специальных юридических приемов, позволяющих устранить расхождения в финансовых документах.

Завершая заседание, вице-президент ФПА РФ Генри Резник отметил: «Не надо стесняться договариваться об оплате. Адвокат живет в своей профессии, его помощь должна быть оплачена, и стыдиться этого не стоит». При этом, уверен он, о размере гонорара надо договариваться заранее, чтобы при потенциальном разбирательстве в адвокатской палате или в суде были зафиксированы все аспекты тех действий, которые должен совершить адвокат.

«Конференция продемонстрировала несколько замечательных моментов. Мы почувствовали, что принадлежим к замечательной профессии. Не все мы “дотягиваем” до Генри Марковича Резника, но все еще впереди. А лучше нашего Закона ничего в окружающей действительности не существует», – резюмировал первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко. Он также высказал пожелание, чтобы адвокаты чаще собирались и разговаривали, глядя друг другу в глаза, и были «соучастниками построения новой российской адвокатуры».

1. В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19.1 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 1.1 с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

1.1. Правительством Российской Федерации определяются лицензируемые виды деятельности и (или) работы, услуги в составе лицензируемых видов деятельности, в отношении которых срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии, указанный в части 1 настоящей статьи, может быть сокращен, а также устанавливаются сроки рассмотрения заявлений о предоставлении лицензий на осуществление указанных видов деятельности.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 1.2 с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

1.2. В случае, если по результатам оценки, указанной в части 1 настоящей статьи, выявлено несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям в отношении отдельных работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (в том числе отдельных работ, услуг, которые соискатель лицензии намерен выполнять, оказывать по одному или нескольким местам осуществления лицензируемого вида деятельности), лицензия указанному соискателю лицензии предоставляется по его просьбе на те виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (в том числе работы, услуги, которые соискатель лицензии намерен выполнять, оказывать по одному или нескольким местам осуществления лицензируемого вида деятельности), в отношении которых соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям было подтверждено в ходе указанной оценки.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 1.3 с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

1.3. Просьба, предусмотренная частью 1.2 настоящей статьи, указывается соискателем лицензии в заявлении о предоставлении лицензии или подается в лицензирующий орган по установленной им форме в период рассмотрения лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии до принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

2. Решение о предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом в форме приказа (распоряжения) и подписывается уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. В приказе (распоряжении) лицензирующего органа о предоставлении лицензии указываются сведения, предусмотренные пунктами 2 - 8 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. Решение о предоставлении лицензии может быть оформлено посредством подписания уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в информационной системе, в которой осуществляется ведение реестра лицензий, усиленной квалифицированной электронной подписью проекта вносимой в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

3. В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии запись о предоставлении лицензии вносится в реестр лицензий в день принятия такого решения.

4. Утратил силу с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

5. В течение одного рабочего дня после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий лицензирующий орган направляет лицензиату уведомление о предоставлении лицензии, содержащее ссылку на сведения о предоставлении лицензии из реестра лицензий, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанное уведомление о предоставлении лицензии может быть направлено лицензирующим органом на адрес электронной почты лицензиата, указанный в заявлении о предоставлении лицензии. В случае представления соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов (комплекта электронных документов) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о предоставлении лицензии направляется соискателю лицензии с использованием его личного кабинета на едином портале государственных и муниципальных услуг. Срок, указанный в настоящей части, положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть увеличен до трех рабочих дней в случае, если уведомление о предоставлении лицензии оформляется на бумажном носителе.

Информация об изменениях:

Часть 5.1 изменена с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

5.1. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомления о предоставлении лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

5.2. Утратила силу с 1 марта 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

6. Решение об отказе в предоставлении лицензии оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа, который подписывается уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 6.1 с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

6.1. В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения направляет соискателю лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе оценки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта оценки соискателя лицензии. В случае, предусмотренном частью 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, указанное уведомление лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении лицензии соискателю лицензии или направляет соискателю лицензии заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона направляет соискателю лицензии по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 6.2 с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

6.2. По просьбе соискателя лицензии, указанной в заявлении о предоставлении лицензии, уведомление об отказе в предоставлении лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, может быть направлено соискателю лицензии на адрес его электронной почты.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 6.3 с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

6.3. В случае представления соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов (комплекта электронных документов) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об отказе в предоставлении лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется соискателю лицензии с использованием его личного кабинета на едином портале государственных и муниципальных услуг.

7. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

2) установленное в ходе оценки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Часть 7 дополнена пунктом 4 с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

4) наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя, обратившихся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на конкретный лицензируемый вид деятельности, действующей лицензии на данный вид деятельности, предоставленной этим лицензирующим органом, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 7.1 с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

7.1. В приказе (распоряжении) лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии указываются сведения, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, и мотивированное обоснование причин отказа в предоставлении лицензии.

8. Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: