Государственная правовая подготовка конспекты

Обновлено: 17.04.2024

Формы и методы работы по выявлению военнослужащих, склонных к суицидальному поведению. Система работы должностных лиц по предупреждению самоубийств

1. Формы и методы работы по выявлению военнослужащих, склонных к суицидальному поведению.
2. Система работы должностных лиц по предупреждению самоубийств.

Установка правил взаимоотношений между военнослужащими – важнейшее условие сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива

1. Уставные взаимоотношения как формальное выражение служебных взаимоотноше-ний военнослужащих по контракту.
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. Соблюдение уставных требований — обязанность военнослужащего.

Управление морально-психологическим климатом воинского коллектива. Пути предупреждения и разрешения конфликтов

1. Морально психологический климат воинского коллектива и методы его изучения.
2. Предупреждение и разрешение конфликтов между военнослужащими.

Сталинградская битва и ее историческое значение

1. Оборона Сталинграда.
2. Победа под Сталинградом и ее значение.

Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Место и роль системы воспитания военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.
2. Содержание системы воспитания военнослужащих.

Развитие видов Вооруженных Сил и родов войск

1. Развитие Вооруженных Сил СССР.
2. Строительство Вооруженных Сил Российской Федерации.

Психологические состояния военнослужащих в условиях ведения боевых действий. Способы саморегулирования и повышения психического состояния военнослужащих

1.Положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих в бою.
2.Приемы психологической саморегуляции, направленные на поддержание положительных психических состояний воинов во время боевых действий.

Прохождение военной службы солдатами и матросами Вооруженных Сил Российской Федерации.

1. Законодательство Российской Федерации о порядке прохождения солдатами и матросами военной службы по призыву.
2. Условия и порядок прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов.

1. Взаимоотношения в воинском коллективе.
2. Разрешение конфликтов между военнослужащими.

Организация информационно-воспитательной работы в части (на корабле)

1. Сущность, цели и задачи информационно-воспитательной работы.
2. Основные формы и методы информационно-воспитательной работы в подразделении.

Изучить основные положения Конституции Российской Федерации 1993 года.


  1. Развивать и совершенствовать интеллектуальные качества и творческое мышление, прививать интерес к учебе.

  2. Воспитывать высокие морально- деловые качества, осознанное соблюдение дисциплины и законности.

Вид занятия: урок

Место проведения: аудитория

Материальное обеспечение: слайды


  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст.-М.:Юрайт, 2009

  2. Комментарии к Конституции Российской Федерации [Текст] / Научно-практический комментарий, под ред. Б.Н. Топорнина - М.: Юрист 2006

  3. А.И. Коваленко «Конституция Российской Федерации», 2006

  4. Основы Конституции Российской Федерации, методическое пособие, Рязань, 2005

  5. Обществознание, пособие для абитуриентов, Волгоградская академия МВД,2009

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 10 минут


  1. Доклад командира взвода о готовности группы к занятию.

  2. Проверка готовности слушателей и аудитории к проведению занятия.

  3. Проверка наличия личного состава на занятии.

  4. Объявление темы и целей занятия.

  1. Конституция Российской Федерации. Принципы работы и структура Конституции Российской Федерации.

  2. Основные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 65 минут.

Вопрос №1: Конституция Российской Федерации. Принципы работы и структура Конституции Российской Федерации (30 минут)

Конституция - это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

Термин «конституция» происходит от латинского «Constitutio», что означает «установление», « устройство».

Конституция – это нормативно – правовой акт, обладающий высшей юридической силой, регулирующий отношения, возникающие по поводу основ общественного и государственного строя, формы правления и государственного устройства, основ организации и деятельности органов власти и местного самоуправления, прав, свобод и обязанностей граждан.

Конституция юридически закрепляет волю народа относительно наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни. Поэтому конституции принимаются в особом порядке: на референдуме, специально созванном органом (конституционным собранием) или высшим органом законодательной власти по особой процедуре.

Конституции обычно имеют учредительный характер, так как принимаются или в процессе возникновения государства или при проведении значительных изменений в государстве.

Конституция является ядром правовой системы, поскольку ее принципы и нормы отражаются в текущем законодательстве. Конституция занимает высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов, т.е. обладает высшей юридической силой.

В федеративных государствах кроме федеральной конституции могут приниматься и конституции субъектов федерации. Абсолютное большинство современных государств являются конституционными, т.е. власть в таких государствах подчиняется тем нормам, которые установлены в правовых актах, называемых конституциями.

В отличие от обычных законов Конституция государства характеризуется стабильностью и долговечностью.


  1. В силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям.

  2. Жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.

Первая советская конституция была принята 10 июля 1918 года. Конституция 1918 года носила классовый характер, являлась средством закрепления диктатуры пролетариата, полновластия трудящихся, руководимых рабочим классом.

В 1922 году был образован Союз советских социалистических республик, его создание завершилось принятием конституции СССР в 1924 году. (В 1925 году на основе конституции СССР принята конституция РСФСР).

В 1936 году принята новая общесоюзная конституция, которая отражала факт победы социализма в стране. (1937 год – принятие новой конституции РСФСР).

В 1977 году принята новая конституция СССР, которая закрепила переход страны в период развитого социализма и превращение Советского государства в общенародное социалистическое государство.

(В 1978г принята конституция РСФСР, действовавшая до декабря 1993 года).

12 декабря 1993 года путем всенародного голосования была принята новая Конституция Российской Федерации, которая завершила очередной этап развития России и стала началом нового этапа конституционного развития страны.

Принципиально новым стало то, что по-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, которые сформулированы в главе первой «Основы конституционного строя».

Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.


  • равенство прав, свобод и обязанностей граждан, запрет на лишение гражданства (ст.6);

  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельность ветвей власти (ст.10);

  • признание идеологического и политического многообразия (плюрализма), многопартийности, запрет на установление государственной идеологии (ст.13).

Характеристика государства как социального предполагает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для этого проводятся определенные мероприятия в социальной сфере: охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7)

К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод является обязанностью государства.

Конституция Российской Федерации 1993 года не имеет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако эти вопросы нашли в ней свое отражение. В частности, конституционно закреплен институт частной собственности.

По сравнению с предшествующими конституциями, Конституция Российской Федерации 1993 года внесла значительные изменения в нормы прав и свобод человека и гражданина.

Действующая конституция содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти.

Закрепив принцип разделения властей, Конституция Российской Федерации выводит Президента РФ из системы исполнительной власти, и ставит его на особое, самостоятельное место в системе государственных органов.

Система разделения властей.

Единая политическая власть в государстве включает три особые самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную.

Это обусловлено тем, что в государстве необходимо осуществление трех таких функций, как принятие законов (общеобязательных правил поведения), их исполнение и осуществление правосудия – разрешение споров, связанных с применением законодательства, наказание нарушителей общеобязательных правил поведения.

Законодательная власть - представлена высшим представительным законодательным органом – Федеральным собранием, состоящим из двух палат : Верхней – Совет Федераций; Нижней – Государственная Дума.

Исполнительная власть – Правительство РФ, которое организуется и направляется главой государства – Президентом; федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы, комитеты и т.д.); в субъектах федерации – это президенты, правительства, министерства в республиках; администрации, мэрии, их органы управления, департаменты – в других субъектах.

Судебная власть – осуществляется независимыми судами различных уровней. Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ и т.д.

Важным изменением в конституционном закреплении системы государственных органов является прекращение деятельности местных органов государственной власти в лице Советов народных депутатов и введение системы местного самоуправления.

Структура Конституции Российской Федерации

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

1. Преамбула – это вступительная часть в виде короткого текста декларативного содержания. Она не содержит правовых норм, однако, имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и отдельных ее статей.

Преамбула констатирует, прежде всего, что данная конституция принята многонациональным народом Российской Федерации.

В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства, они отражают суть всей конституционной реформы в России.


  • утверждение прав и свобод человека;

  • утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации;

  • сохранение исторически сложившегося государственного единства

  • возрождение суверенной государственности России;

  • утверждение незыблемости демократических основ Российского государства;

  • обеспечение благополучия и процветания России.

  1. Основы конституционного строя(статьи с 1 по 16);

  2. Права и свободы человека и гражданина(статьи с 17 по 64);

  3. Федеративное устройство(статьи с 65 по 79);

  4. Президент Российской Федерации(статьи с 65 по 79);

  5. Федеральное собрание(статьи с 80 по 93);

  6. Правительство Российской Федерации(статьи с 110 по 117);

  7. Судебная власть(статьи с 118 по 129);

  8. Местное самоуправление(статьи с 130 по 133 );

  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции(статьи с 134 по 137).

Основные принципы и юридические свойства Конституции РФ 1993 года, которые раскрывают сущность самой Конституции.


  1. Демократизма (полновластия) народа (т.е. реальное участие граждан в управлении государством посредством прямой (референдум) либо представительной демократии – избирать или быть избранным).

  2. Законности.

  3. Равноправия и полноправия граждан. Гарантированность прав и свобод.

  4. Гуманизма.

  5. Государственного единства.

  6. Равноправия и самоопределения.

  7. Разделение властей.

  8. Идеологическое многообразие, многопартийность.

  1. Верховенство в системе законодательных актов.

  1. Прямое действие на всей территории.

  2. Особый порядок ее принятия или изменения.

  3. Правовая охрана обеспечивается с помощью конституционного суда.

Вопрос №2: Основные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации (35 минут)

Гражданин – понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством. Эта связь показывает, что государство закрепляет за гражданином максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности.

Помимо граждан, на территории государства, могут находиться и иностранные граждане и лица без гражданства. Их объем прав и обязанностей всегда меньше, чем у граждан.

Основные права и свободы по своему содержанию делятся на ряд групп: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные.

Конституционные права и свободы отображают типичное положение человека и гражданина в правовом государстве. Поэтому их содержание должно быть свободно от той специфики, которую придают конкретным правам и обязанностям соответствующие отрасли права.

Иначе говоря, конституционные права и свободы, обладая всеобщим содержанием, конкретизируются, специфицируются в правовом статусе граждан, закрепляются в отдельных законах. Под правовым положением (правовым статусом) человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей. Так, например, Закон «О милиции», Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ», Уголовно-исполнительный кодекс РФ – являются правовой основой деятельности каждого сотрудника правоохранительных органов Российской Федерации.


  1. Конституционные права, свободы и обязанности обладают верховенством.

  2. Конституционные права, свободы и обязанности служат юридической базой для всех других прав, свобод и обязанностей, устанавливаемых законодательством.

  3. Основные права, свободы и обязанности формулируются в общем виде.

  4. Только конституционные права, свободы и обязанности действуют на всей территории РФ, в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

  5. Для каждого гражданина одинаков круг прав, свобод и обязанностей.

  6. Конституционные права, свободы и обязанности имеют постоянно действующий, непрерывный характер.

  7. Конституционные права, свободы и обязанности имеют повышенную государственно-правовую защиту.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы.

Основные права и свободы человека неотчуждаемые и принадлежат каждому от рождения (статья 17).

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 5 минут.


  • Ответы на вопросы слушателей.

  • Подведение итогов занятия.

  • Задание на самоподготовку:

План - конспект разработал

старший преподаватель цикла ОП и СД УО

ФКОУ ДПО МУЦ УФСИН России

по Волгоградской области

подполковник внутренней службы А.К. Дайлид

План-конспект рассмотрен на заседании цикла ОП и СД УО ФКОУ ДПО МУЦ УФСИН России по Волгоградской области. Протокол от «___»____________ 2011 года, № ___.

Похожие:

Основной формой идейного воспитания солдат и сержантов является занятия по ГПП.

Основными руководящими документами определяющими организацию ГПП военнослужащих является: Постановление Президента Республики Казахстан №2341 от 27-го июня 1995 года «О мерах по организации правового всеобуча»; Директива Министра обороны Республики Казахстан №27 от 18 ноября 1995 года «О введении и организации государственно-правой подготовке В Вооруженных Силах».

Общее руководство ГПП возложена на командиров (начальников), а непосредственная организация – на органы ВиСПР.

Занятия с военнослужащими срочной службы проводятся два раза в неделю по два часа в утреннее время.

В спец. частях, базах хранения вооружения и техники и подразделениях обеспечения учебного процесса военно-учебных заведений, в штатных командах учебных центров и полигонов – один раз в неделю по три часа.

Заместитель командира подразделения по ВиСПР, как правило является руководителем группы государственно-правовой подготовки с офицерами или сержантами подразделения.

Командир руководитель ГПП он обязан:

-регулярно и правильно вести журнал учета ГПП в своей группе;

-посещать семинары с руководителями групп ГПП проводимые в масштабе части, внимательно следить и записывать все материалы и рекомендации, которые даются на этих семинарах;

-тщательно готовиться к каждому занятию и стремиться проводить их на высоком идейно-теоретическом и методическом уровне.

Занятия по ГПП проводится следующими методами:

Особенности метода рассказа заключается в следующем:

-рассказ проводит руководитель в своей группе; объединение нескольких групп для проведения рассказа не допускается;

-в рассказе основные вопросы излагается проще, доходчивее с меньшей теоретической глубиной, чем например в лекции;

-в ходе рассказа руководитель поддерживает более тесный контакт со слушателями может вводить в рассказ элементы беседы. Изложив один вопрос, руководитель может поинтересоваться, как слушатели его усвоили может сразу же ответить на неясные вопросы, а затем продолжить рассказ.

Особенности метода беседы заключается в следующим:

В ходе беседы узловые вопросы обычно разбиваются на под вопросы.

Руководитель принимает активное участие в их обсуждении вместе с его слушателями и подводит итоги по каждому под вопросу, а в конце беседы выступает с заключительным словом. В ходе беседы нельзя подменять обсуждение вопросов простым вопросно-ответным методом.

Важно организовывать свободное обсуждение основного материала данной темы.

Готовясь к проведению занятия по очередной теме, руководитель обязан:

-изучить свои записи по данной теме сделанные на инструкторско-методическом занятий с руководителями ГПП, при необходимости получить консультацию у заместителя командира батальона по ВиСПР;

-изучить рекомендательную литературу и глубоко усвоить данную тему;

-продумать и определить цель, методику проведения занятия, учебные вопросы, распределение времени между ними порядок проведения рассказа, организации самостоятельной работы и беседы;

-составить план-конспект занятия (приложение №23)

-дать задание помощнику и группе по подготовке к занятиям.

План-конспект руководителя группы ГПП должен включать в себе:

- Название темы занятия и время отведенное на ее изучение;

- Метод проведения занятия

- Количество времени на рассказ, самостоятельную работу и беседу;

- Учебные вопросы рассказа и распределение времени между ними;

- Конспект или развернутый план рассказа;

- План организации самостоятельной работы слушателей по теме;

- План проведения беседы;

- Список рекомендованной литературы и наглядных пособий;

-Заключительное слово руководителя при подведении итогов изучения темы.

Занятия по ГПП обычно состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Во вступительной части занятия руководитель дает следующие сведения:

- Называется тема и указывается отведенное на него время;

- Показывается связь данной темы с предыдущими темами;

- Раскрывается значение данной темы;

- Излагается цель занятия;

- Перечисляется и кратко характеризуется основная литература по данной теме.

По времени вступительная часть должна занимать 5-10 минут.

В основной части занятия последовательно, логично, аргументировано и убедительно излагается основные вопросы данной темы.

Основное внимание при изложении учебного материала уделяется наиболее важным, основным вопросам. Каждый вопрос излагается последовательно. В конце каждого вопроса руководитель делает краткие выводы.

В заключительной части занятия руководитель подводит итоги занятия:

- Напоминает тему занятия;

- Определяет степень достижения поставленных целей и задач;

- Отмечает положительные и отрицательные стороны данного занятия;

- Оценивает выступления слушателей с выставлением оценок в журнал;

-Определяет задание на самостоятельную подготовку по углублению записи по теме занятий.

Руководитель группы ГПП должен не только уметь проводить занятия, но и правильно оценивать знания своих подчиненных и группы в целом.

Каждый солдат и сержант получает индивидуальные оценки по ГПП за выступления на занятиях по четырех бальной системе.

Индивидуальная оценка обучаемым, оценки учебном группам по ГПП определяется на основе индивидуальных оценок с учетом уровня их боевой готовности, слаженности, готовности к выполнению учебно-боевых задач, морально-нравственного состояния и воинской дисциплины.

Группа ГПП оценивается следующим образом:

«Отлично»- если не менее 95% проверяемых слушателей получили положительные оценки, из них 60% - «отличные»;

«Хорошо»- если не менее 90% проверяемые слушателей получили положительные оценки, из них 60%- «отличные» и «хорошо»;

«Удовлетворительно» - если не менее 80% проверяемых слушателей получили положительные оценки.

1. Сущность, основные задачи государственно-правовой подготовки, её роль и место в системе обучения и воспитания военнослужащих.

2. Организация государственно-правовой подготовки.

3. Подготовка руководителей групп ГПП. Требования к руководителю группы, его функциональные обязанности.

4. Методика организации ГПП в подразделении и части. Основные формы и методы обучения.

5. Форма «Рассказ-беседа» как основная форма обучения личного состава срочной службы.

6. Оценочные показатели усвоения учебного материала личным составом.

7.Подбор и расстановка руководителей ГПП в подразделении. Подготовка руководителей ГПП.

Учебные и воспитательные цели:

1. Совершенствовать знания и навыки студентов в составлении плана-конспекта и проведении занятий с личным составом подразделений по государственной - правовой подготовке

2. Воспитать у студентов высокие профессиональные качества.

Метод:лекция

Время:2 часа (80 минут)

Место: учебная аудитория

Литература:

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК.,2011 г.

3.Постановление Президента Республики Казахстан от 22.06.1993 г. «Об утверждении Положения об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Сборник «Законодательство Республики Казахстан об органах обороны, правосудия, безопасности и правопорядка» (С изменениями и дополнениями на 1 мая 1996 г.) часть 1, Алматы, 1996 , стр. 129-131.

4. Директива Министра обороны Республики Казахстан Д-27 от 28.11.1995 г. «О введении и организации государственно-правовой подготовки в ВС РК»

5. Н.А. Назарбаев. Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. «Казахстанская правда», 11.10.97 г.

6. Постановление Президента Республики Казахстан № 2347 «О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан». «Казахстанская правда», 21.06.95 г.

7. Приказ Министра обороны Республики Казахстан № 156 «Об организации правового всеобуча в Вооруженных Силах Республики Казахстан», 1996 г.

8. Устав внутренней службы Вооруженных Сил, др.войск и воинских формировании Республики Казахстан, ст. 153, 154 2007 г.

Материальное обеспечение: интерактивное оборудование, конспект- лекция.

Уголовная ответственность за преступления против службы и методика их предупреждения в подразделениях

1. Прогнозирование воинских преступлений в Вооруженных Силах Российской Федерации.
2. Методика работы командира подразделения по предупреждению уклонений от военной службы.

Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах РФ

1. Воспитание военнослужащих на боевых традициях Вооруженных Сил РФ.
2. Воинские ритуалы и традиции.

Сталинградская битва и ее историческое значение

1. Общий ход Сталинградской битвы.
2. Историческое значение победы под Сталинградом.

Соблюдение прав человека в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Международные акты о правах человека, законодательство Российской Федерации как правовая основа соблюдения прав человека в Вооруженных Силах Российской Федерации.
2. Гарантии соблюдения прав человека в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Система военных угроз безопасности Российской Федерации и ее обеспечение

1. Военные угрозы безопасности России и их характеристика.
2. Роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении ее военной безопасности.

Пути формирования у военнослужащих чувства патриотизма и верности воинскому долгу

1. Роль государственного патриотизма в воспитательной работе Вооруженных Сил РФ.
2. Основные направления, средства, формы и методы государственно-патриотического воспитания военнослужащих.

Психологические основы взаимоотношений в воинском коллективе и пути их укрепления

1. Структура воинского коллектива и психологические основы взаимоотношений между военнослужащими.
2. Роль прапорщика (мичмана) в укреплении взаимоотношений в воинском коллективе.

Прохождение службы солдатами и матросами в Вооруженных Силах РФ

1. Правовые основы прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах РФ.
2. Порядок и особенности прохождения военной службы солдатами и матросами.

Правовые основы социальной защиты и материального обеспечения военнослужащих

1. Законодательство Российской Федерации о социальной защите граждан, проходящих военную службу по контракту.
2. Порядок и особенности материального обеспечения военнослужащих.

Последняя война Российской империи

1. Причины войны и ее противоборствующие военно-политические союзы.
2. Ход военных действий на Восточном фронте и их итоги.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: