Особенности применения электронной подписи в автоматизированных системах органов судебной власти

Обновлено: 01.05.2024

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127; 2007, N 46, ст. 5554), а также в целях совершенствования обмена электронными документами между Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, субъектами естественных монополий, для обеспечения оперативности подготовки, проверки, принятия тарифных и ценовых решений, относящихся к полномочиям ФСТ России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, приказываю:

1. Утвердить Порядок использования электронной цифровой подписи в Единой информационно-аналитической системе "ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования" (далее - Порядок) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Начальникам структурных подразделений ФСТ России обеспечить реализацию прилагаемого Порядка.

3. Управлению информационного развития и технологий ФСТ России (Бибиков А.Д.) провести мероприятия по созданию сети доверенных удостоверяющих центров Единой информационно-аналитической системы "ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Руководителя Федеральной службы по тарифам Д.А. Салькова.

5. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.

Руководитель С. Новиков

Порядок использования электронной цифровой подписи в Единой информационно аналитической системе "ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования"

I. Общие положения

1. Порядок использования электронной цифровой подписи в Единой информационно-аналитической системе "ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования" (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от

10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127; 2007, N 46, ст. 5554) (далее - Федеральный закон N 1-ФЗ).

2. Настоящий Порядок определяет правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) и предназначен для использования участниками информационной корпоративной системы при осуществлении информационного обмена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - представление информации в электронном виде) в рамках Единой информационно-аналитической системы "ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования" (далее - ЕИАС ФСТ России).

3. Действие настоящего Порядка распространяется на:

- ФСТ России, как федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;

- коммерческие и некоммерческие организации, деятельность которых подлежит государственному регулированию (далее - организации, представляющие отчетность).

4. Правовое регулирование отношений в области использования ЭЦП осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 1-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (часть 1), ст. 3448), Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от

18 августа 2008 г. N 620 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 34, ст. 3929).

II. Термины и определения

5. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:

Электронный документ (далее - ЭД) - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Владелец сертификата ключа подписи - физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы).

Средства электронной цифровой подписи (далее - средство ЭЦП) - аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций - создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей.

Сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.

Закрытый ключ ЭЦП - уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи.

Открытый ключ ЭЦП - уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе.

Удостоверяющим центром, выдающим сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, должно быть юридическое лицо, выполняющее функции, предусмотренные Федеральным законом N 1-ФЗ.

III. Использование ЭЦП

6. Информационный обмен происходит с участием организаций, осуществляющих передачу информации в электронном виде по каналам связи от организаций, представляющих отчетность в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и ФСТ России. Данные организации предоставляют в ФСТ России следующие документы:

- лицензии уполномоченного федерального органа исполнительной власти на телематические услуги связи;

- лицензии уполномоченного федерального органа исполнительной власти на право предоставления услуг в области шифрования информации;

- сертификаты программного обеспечения, позволяющего обеспечить передачу статистической отчетности в электронном виде и выдачу участникам информационного обмена соответствующих подтверждений;

- подтверждающие наличие телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление заявленного перечня услуг и техническую возможность их предоставления (средства предоставления услуг должны иметь соответствующие сертификаты уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области связи и массовых коммуникаций);

- подтверждающие наличие штатного подразделения, обеспечивающего эффективную эксплуатацию телекоммуникационной инфраструктуры;

- подтверждающие наличие технологических и кадровых возможностей поддержки заявленного количества абонентов в системе.

7. Сбор информации от организаций, представляющих отчетность в электронном виде, осуществляется через систему ЕИАС ФСТ России.

8. Представление информации в электронном виде осуществляется по инициативе организации, представляющей отчетность, и при наличии у нее и органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки.

9. При представлении информации в электронном виде в соответствии с настоящим Порядком использования ЭЦП организации, представляющие отчетность, не обязаны представлять ее в ФСТ России или орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на бумажном носителе.

10. При представлении информации в электронном виде, в соответствии с Порядком, участники информационной системы обеспечивают хранение ее в электронном виде.

11. При представлении организациями, представляющими отчетность, информации в электронном виде ФСТ России или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимают статистическую информацию в электронном виде после проверки корректности ЭЦП вышеуказанных организаций и подтверждают принятие отчета о получении информации.

IV. Требования к организациям, предоставляющим услуги УЦ ЭЦП

12. Деятельность УЦ, предоставляющего организациям, представляющим отчетность, услуги по изготовлению электронной цифровой подписи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФСТ России, регламентирующими деятельность в области электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи.

13. УЦ должен располагать средствами для выдачи ЭЦП, совместимых с ЕИАС ФСТ России.

14. По решению ФСТ России УЦ присоединяется к Сети доверенных удостоверяющих центров ЕИАС ФСТ России.

15. Построение Сети доверенных УЦ направлено на создание единого пространства доверия сертификатов ключей подписей, изданных УЦ, в целях обеспечения требуемого уровня качества и надежности, а также для расширения функциональности сервисов, предоставляемых субъектам регулирования в системе юридически значимого электронного документооборота (обмена информацией) между ФСТ России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и организациями, представляющими отчетность.

16. В Сеть доверенных УЦ могут входить действующие УЦ органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также коммерческие УЦ, при условии выполнения ими требований настоящего Порядка.

17. УЦ, входящие в Сеть доверенных удостоверяющих центров ЕИАС ФСТ России, регистрируются в Реестре доверенных удостоверяющих центров ЕИАС ФСТ России. Реестр доверенных удостоверяющих центров обновляется по мере регистрации в нем УЦ и публикуется на сайте ЕИАС ФСТ России.

IV. Правила использования средств ЭЦП

18. Представление информации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти средств ЭЦП, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в информации в электронном виде.

19. Идентификация сертификата ключа подписи осуществляется по значению объектного идентификатора (OID) с областью допустимых применений, соответствующих областям применения системы ЕИАС ФСТ России. При этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи*.

20. Распространение, учет и хранение средств ЭЦП в УЦ осуществляется в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 1-ФЗ, а также требованиями технической документации организаций - разработчиков средств ЭЦП.

21. Применение организациями, представляющими отчетность, средств ЭЦП в рамках системы ЕИАС ФСТ России в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не требует получения специальной лицензии.

22. С целью защиты информации, содержащейся в статистической отчетности, при передаче ее по каналам связи участниками обмена информацией применяются средства криптографической защиты информации, сертифицированные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

23. Использование, учет, распространение и техническое обслуживание средства криптографической защиты информации и средств ЭЦП при представлении информации в электронном виде осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона N 1-ФЗ.

V. Взаимодействие участников информационной системы при представлении информации в электронном виде

24. Представление информации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется при подключении организаций, представляющих отчетность, к общедоступным системам связи, наличии необходимых аппаратных средств, а также соответствующего программного обеспечения, которое осуществляет:

- формирование информации в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, принятыми для ЕИАС ФСТ России, для их последующей передачи в виде электронных документов по телекоммуникационным каналам связи;

- формирование электронной цифровой подписи и заверение ею отчетных данных;

- шифрование информации, передаваемой по телекоммуникационным каналам связи;

- проверку электронной цифровой подписи под получаемыми документами.

25. Организации, представляющие отчетность, представляют статистическую информацию в электронном виде в ФСТ России и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов соответствующего субъекта Российской Федерации.

26. Датой представления информации в электронном виде является дата ее получения ФСТ России или органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

27. Электронный документ считается исходящим от участника информационной системы, если он подписан действующей ЭЦП, принадлежащей уполномоченному лицу данного участника.

29. Участники информационной системы обеспечивают соблюдение правил безопасности информации на рабочем месте абонента.

30. Открытый ключ ЭЦП считается действующим, если до момента получения адресатом электронного документа, подписанного ЭЦП, соблюдаются следующие условия:

- наступил момент времени начала действия закрытого ключа;

- срок действия закрытого ключа не истек;

- сертификат ключа подписи, соответствующий данному закрытому ключу, не аннулирован (отозван) и действие его не приостановлено.

31. Участники информационной системы обеспечивают сохранность открытых ключей ЭЦП и их сертификатов в течение всего периода хранения электронных документов в хранилище.

32. При представлении информации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи организации, представляющие отчетность, и ФСТ России руководствуются электронным документооборотом, предусмотренным в приложении 1 к настоящему Порядку.

33. Информация считается представленной в ФСТ России, если организации, представляющие отчетность, получили подтверждение ЕИАС ФСТ России о принятии указанной информации.

34. Отчет, содержащий информацию в электронном виде, считается принятым, если организации, представляющие отчетность, не получают дополнительных уведомлений, кроме подтверждения ЕИАС ФСТ России о принятии указанной информации.

* Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127; 2007, N46, ст. 5554).

Приложение N 1 к Порядку

Электронный документооборот при представлении информации в электронном виде

1. Работники организации, прошедшей регистрацию в ЕИАС ФСТ России, заполняют отчет с использованием программного обеспечения, совместимого с ЕИАС ФСТ России. Открытый ключ ЭЦП организации размещается в репозитории открытых ключей ФСТ России или РЭК с функционирующей полной версией регионального сегмента ЕИАС ФСТ России.

2. Заполненный электронный отчет подписывается ЭЦП организации. Отчеты, не заверенные ЭЦП, не являются электронным документом и рассматриваются исключительно как техническая копия бумажного отчета.

3. Проверка ЭЦП проводится в автоматическом режиме. При проверке ЭЦП используется открытый ключ ЭЦП организации, хранящийся в репозитории открытых ключей.

5. В случае корректности ЭЦП отчет получает статус "Документ успешно доставлен в регулирующий орган". Экземпляр уведомления о приеме информации и сведения о присвоении статуса отчету в электронном виде сохраняются в хранилище ЕИАС ФСТ России.

Электронная подпись работников судебной системы

В продолжение темы об использовании электронной подписи нотариусами, адвокатами и юрисконсультами, обратим внимание на электронную подпись для судей и судебных приставов.


В продолжение темы об использовании электронной подписи нотариусами, адвокатами и юрисконсультами, начатую в первой и второй статьях, обратим внимание на электронную подпись для судей и судебных приставов.

Для начала отметим, что автоматизация судопроизводства в России началась более 15 лет назад. Именно тогда были предприняты одни из первых попыток по внедрению в судебную систему элементов электронного документооборота.

Известно, что в 2000 году Архангельский областной суд начал публиковать судебные документы в электронном виде, а в 2005-ом арбитражный суд Калужской области провел работы по внедрению системы автоматизации судопроизводства. Подчеркнем, что все эти мероприятия проводились в экспериментальном режиме, так как нормативных актов, регулирующих или обязывающих использовать информационные технологии в суде, на тот момент еще не было.

Сегодня ситуация другая. Техническое оснащение судов стало на порядок выше, однако о 100%-ном внедрении информационных технологий в работу судов говорить пока рано. Тем не менее, на «электронно-судебном» поприще происходят существенные подвижки. И в большинстве своем они продиктованы благоприятными переменами в законодательстве.

Рассмотрим, как с учетом происшедших новшеств изменилась работа судей и приставов, особенное внимание уделим использованию электронной подписи (ЭП).

Электронная подпись судьи

С развитием системы электронного правосудия судьи получили возможность переводить некоторые аспекты своей деятельности в электронное поле. Например, принимать к рассмотрению наравне с бумажными документами так называемые электронные доказательства, к числу которых относятся документы, созданные в электронном виде и подписанные электронной подписью. Кстати, возможность использования ЭП существенно расширила полномочия судей и позволила оформлять ряд исполнительных документов в электронном виде.

Электронные судебные решения в арбитражном судопроизводстве

Судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением (Арбитражный процессуальный кодекс РФ, статья 15).

Мы привыкли, что судебные решения изготавливаются в бумажном виде. Но благодаря появлению у служителей Фемиды такого инструмента, как электронная подпись, решения сегодня могут изготавливаться в электронном виде. Подписывая документ усиленной квалифицированной электронной подписью, судья наделяет его юридической силой.

Для чего нужны электронные судебные решения? Рассмотрим выгоду их использования на примере арбитражного судопроизводства. Судебные решения, вынесенные арбитражным судьей, оформленные в виде электронного документа и заверенные ЭП судьи, можно опубликовать в Банке решений арбитражных судов. В таком виде они становятся доступны всем заинтересованным лицам в любое время суток и в любой точке мира.


Другая положительная сторона электронных судебных решений, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, заключается в том, что по ходатайству любой стороны, участвовавшей в споре, электронный документ с текстом решения может быть выслан по электронной почте.

В отношении приказов, содержащих государственную тайну, нововведение не действует. Такие решения по-прежнему выносятся на бумаге, не отправляются по e-mail и нигде не публикуются.

Электронные исполнительные листы в арбитражном судопроизводстве

Исполнительный лист, который составляется после вступления судебного решения в законную силу и выдается взыскателю или исполнителю, сегодня также может быть оформлен в электронном виде и заверен усиленной квалифицированной ЭП судьи. Данная возможность была введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 41, внесшим ряд поправок в Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее – АПК РФ) – см. статью 3, а также в отдельные законодательные акты, в том числе в Федеральный закон от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» N 229-ФЗ – см. статью 12.

Исполнительный лист может направляться судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 319 пункт 3 АПК РФ).

Электронная подпись и служба судебных приставов

Отдельно стоит вынести тему использования электронной подписи должностными лицами Федеральной службы судебных приставов. Рассмотрим на примере арбитражного судопроизводства.

Мы помним, что помимо обеспечения безопасности судей во время процессуальных действий, поддержания общественного порядка в зале суда и прочих обязанностей, в компетенцию судебных приставов входит контроль за исполнением судебных решений. Учитывая тот факт, что исполнительные листы могут к ним поступать в форме электронных документов, подписанных ЭП судьи, пристав должен располагать необходимыми техническими средствами для работы с юридически значимыми электронными документами – персональным компьютером, программным обеспечением для просмотра электронных документов, средствами криптографии для распознавания подлинности ЭП.

Кроме того, судебные приставы и сами могут создавать документы, подписывая их электронной подписью. Данная возможность закреплена на законодательном уровне. В соответствии с поправками к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (статья 14, пункт 2.1) судебные приставы-исполнители или иные должностные лица службы судебных приставов могут выносить постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

И это еще не все. В публикации «Электронная подпись нотариуса» мы говорили о том, что нотариус может переводить бумажные документы в электронные копии, сохраняя при этом юридическую силу последних. Судебные приставы уполномочены проводить данную операцию с точностью до наоборот, то есть из электронного исполнительного листа они могут изготовить бумажную копию.

В случае необходимости направления или использования на бумажном носителе исполнительного документа, вынесенного и (или) направленного для исполнения в форме электронного документа, судебный пристав-исполнитель изготавливает его копию путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе (статья 12 часть 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В скором времени в работе судебных приставов может появиться еще одно новшество, связанное с использованием электронной подписи. В мае 2015 года Министерство юстиции подготовило законопроект о порядке подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа. Проект описывает порядок подачи названных документов судебным приставам и предусматривает заверение документов электронной подписью. Подать заявление можно через «Личный кабинет стороны исполнительного производства».


Формат исполнительных документов в электронном виде

Возвращаясь к исполнительным документам, о которых мы писали выше, хочется поделиться важной новостью. 20 октября 2015 года были утверждены требования к форматам исполнительных документов в электронной форме. Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.10.2015 N 1121, к исполнительным документам, вынесенным и (или) направленным для исполнения в форме электронного документа, предъявляются особые требования. Среди них – соответствие документов формату .XML, наличие одной или нескольких усиленных квалифицированных ЭП должностных лиц.

Со схемой исполнительного документа можно ознакомиться на сайте Федеральной службы судебных приставов. Он будет размещен в формате XSD. Более подробно ознакомиться с требованиями можно, прочитав текст соответствующего постановления.

Использование в суде электронных документов, заверенных электронной подписью, не означает отказ от бумаги и, скорее всего, не имеет своей целью полный переход к безбумажному документообороту. По крайней мере, на данном этапе развития системы электронного правосудия. Причины просты и понятны – подавляющему числу граждан привычнее получать судебные решения и прочие документы в бумажном виде. Перечисленные «электронные новации» связаны больше с потребностью ускорить некоторые процессы в рамках внутренних коммуникаций между судьями и приставами.

Электронные документы в судах: важные изменения в процессуальном законодательстве

Теперь в суд можно обратиться с исковым заявлением в электронной форме. Заявления, ходатайства могут быть поданы аналогично. Более того, теперь суд может и даже обязан изготавливать судебные решения в электронной форме.

Ульяна Коровкина, аналитик Synerdocs


В июле 2016 года был опубликован Федеральный закон № 220-ФЗ, внесший изменения в законодательство РФ о судопроизводстве, а именно в части применения электронных документов (ЭД) в деятельности судебных органов.

История данного закона началась давно. Еще в конце 2014 года законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ. На протяжении 2015 года его рассмотрение постоянно переносилось, и только 7 июня года он был принят в третьем чтении и направлен в Совет Федерации РФ.

Итак, Федеральным законом от 23.06.2016 года №220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» были внесены изменения в:

● Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

● Гражданский процессуальный кодекс РФ;

● Арбитражный процессуальный кодекс РФ;

● Кодекс административного судопроизводства РФ;

● Федеральный закон «Об электронной подписи»;

● иные законодательные акты.

Изменения кодексов аналогичны и направлены на принципиальные изменения в восприятии электронных документов и их возможного применения судами в своей деятельности.

Как отразился закон на деятельности судов?

Теперь в суд можно обратиться с исковым заявлением в электронной форм. Причем это будет не отсканированный бумажный экземпляр, а электронный документ, подписанный электронной подписью заявителя. Заявления, ходатайства также могут быть поданы в электронной форме. Сделать это можно будет, заполнив специальную форму, размещенную на официальном сайте суда.

Примечание. Порядок заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», устанавливается Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах своих полномочий.

Более того, теперь суд может и даже обязан изготавливать судебные решения в электронной форме, подписывая их усиленной квалифицированной электронной подписью судьи (или судей в случае коллегиального рассмотрения дела). Иные процессуальные документы также могут быть изготовлены в электронной форме.

Отдельно нужно выделить, что решение суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте в режиме ограниченного доступа. Однако стороны могут ходатайствовать о направлении им копии решения суда на бумажном носителе почтовым отправлением или при личном вручении копии под расписку.

Размещение решений суда или других процессуальных документов в сети «Интернет», несомненно, очень удобно и суду, и участникам дел. Становится удобнее доступ к важной информации (ведь иногда почтовые уведомления так и не доходят до адресата, что приводит к затягиванию судебного разбирательства, а иногда и к последствиям посерьезнее), уменьшаются затраты аппарата суда на почтовую рассылку. Позволю себе отступление: думаю, те, кто имел опыт взаимодействия с судами, помнят, насколько плачевной может быть ситуация с нехваткой, например, почтовых марок (особенно в мировых судах).

Некоторые особенности внесенных изменений

Наиболее готовыми к изменениям на данный момент являются арбитражные суды, так как:

1. Участники судебных процессов в этом случае – субъекты предпринимательской деятельности, которые по объективным обстоятельствам уже используют электронные документы и электронные подписи в работе.

2. Сайты арбитражных судов отчасти готовы к тем изменениям, которые устанавливает Закон (заполнение специальных форм на сайте суда, режим ограниченного доступа аналогичен Личному кабинету в системе «Мой арбитр»).

3. Судьи арбитражных судов чаще сталкиваются с электронными документами и подписями, поэтому при переходе к работе с ЭД вопросов у них возникнет меньше.


Если обратить внимание на различия внесенных изменений, то стоит отметить, что арбитражные суды должны выносить решение в форме электронного документа (за исключением случаев, когда суд по техническим причинам не может этого сделать), тогда как суды общей юрисдикции могут выносить решения в электронной форме.

Интересным является тот факт, что в случае изготовления судебного решения в электронной форме дополнительно к делу приобщается экземпляр на бумажном носителе. Все-таки вопрос хранения большого массива значимых электронных документов пока не решен, поэтому законодатель «подстраховывается» бумагой.

По ходатайству участников судебного процесса и при наличии технической возможности суд общей юрисдикции может выслать решение в электронной форме путем его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» (в ограниченном доступе).

Стоит сделать оговорку, что если участниками судебного процесса являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, то извещать их о времени и месте судебного заседания суд (общей юрисдикции) может только посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети «Интернет». При этом, если суд располагает сведениями об информировании такого участника судебного разбирательства о начавшемся процессе, то он (участник) несет риск наступления неблагоприятных последствий в случае невыполнения действий для получения информации.

Электронные документы как доказательства в суде

Отдельное внимание стоит уделить поправкам, призванным изменить отношение к электронным документам в качестве доказательств. Так, Закон предусматривает, что письменными доказательствами могут являться документы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием сети «Интернет», документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Это поправка позволяет рассчитывать на то, что теперь в случае судебного разбирательства сторонам будет проще объяснить отсутствие графической подписи на документе, обладающем юридической силой.

Подведем итог. Долгожданные поправки, наконец-то, приняты. Однако, ложкой дегтя остается то, что положения УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ в редакции Закона могут применяться только при наличии технической возможности в суде. И это очень важное уточнение, так как в судах общей юрисдикции (особенно в мировых судах) техническая оснащенность оставляет желать лучшего.

Будем надеяться, что в дальнейшем проблемы технического оснащения судов будут разрешены, ведь в этом заинтересованы все стороны процессуальных правоотношений.

вопросы

Сфера применения электронного документооборота всё время расширяется. Сейчас ЭДО используется не только в бизнесе или кадровом делопроизводстве, но и при взаимодействии с судом. Подробнее об ЭДО с российской судебной системой — в нашей статье.

ЭДО и суд

Сокращение бумажного документооборота — один из важнейших факторов в судебном делопроизводстве. Организация электронного документооборота в суде не только способствует упрощению процедур подачи исковых заявлений и письменных доказательств, но и позволяет снизить затраты на логистику, а также минимизировать риски утраты документов. Подача электронных документов в суд стала возможной ещё в 2016 году, однако более-менее полноценно система начала работать только в 2017 году.

Примеры реализации электронного документооборота в судах:

  • подача исков в электронном виде и электронная регистрация заявлений,
  • представление отзывов на иски через заполнение специальной формы на официальном сайте арбитражного суда и др.

Организация электронного документооборота в арбитражных судах, помимо уже перечисленных возможностей, позволяет быстро получить информацию о судебных делах, узнать о принятых решениях в режиме реального времени, а также ознакомиться текстами решений арбитражного суда.

Какие документы можно подавать в суд через интернет

В суд через интернет можно подавать процессуальные документы, в том числе иски и возражения на них, заявления о выдаче судебного приказа, письменные ходатайства, жалобы и др.

Кроме того, в электронном виде в суд можно передавать приложения к процессуальным документам (переписку сторон, документы об уплате госпошлины и тому подобное), а также копии документов, являющихся письменными доказательствами, если суд не потребовал представления их подлинников.

Электронные документы, предназначенные для подачи в суд, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой вид электронной подписи гарантирует юридическую значимость электронных документов, делая их равнозначными бумажным документам, подписанным рукописной подписью.

Если необходимо подать документы в арбитражный суд, используется информационная система «Мой арбитр». Электронный документооборот в судах общей юрисдикции реализуется через ГАС «Правосудие». Кроме того, данная система используется для обращения в судебный участок мирового судьи.

Требования к электронным документам, подаваемым в суд

Особенности взаимодействия с судом при электронном документообороте включают в себя определённые требования к электронным документам, которые заявитель подаёт в суд:

  • документы должны подаваться в разрешённых форматах: pdf, docx, doc, rtf, xls, xlsx или odt, а также jpeg (jpg), png или tiff, если файл — графический;
  • размер файла не должен превышать 30 мегабайт;
  • документ должен отправляться в том формате, в каком он был на момент его подписания;
  • имя файла должно содержать наименование документа и количество листов в нём — это необходимо для его идентификации;
  • не допускается использование средств защиты от копирования и печати.

Для обращения в суд посредством ЭДО формируется соответствующий процессуальный документ. Предусмотрено два способа: с применением специальных инфосистем и отдельно (вне систем).

В первом случае электронный документ формируется в системе «Мой арбитр» или ГАС «Правосудие». При этом его обязательно подписывают квалифицированной электронной подписью.

Если заявитель готовит обращение вне системы, то создаётся скан бумажного документа, который затем передаётся в суд через интернет. Скан также должен быть подписан с применением КЭП.

Преимущества подачи документов в электронном виде

В первую очередь подача электронных документов удобна тем, что позволяет сэкономить средства и время, ведь на передачу подготовленного документа не нужно тратить деньги и ждать, пока письмо будет доставлено. Помимо очевидных преимуществ, существуют и другие плюсы применения судебных информационных систем:

  1. Передача и получение файлов с документами происходят без задержек. Это крайне важно, поскольку в случае нарушения установленных сроков подачи документов заявление вернут без рассмотрения.
  2. Переданные документы сохраняются в системе. Это позволяет обращаться к ним в любое время, а также следить за историей ведения дела.
  3. В отличие от судебной канцелярии сервисы работают круглосуточно. Вы можете передать суду подготовленный документ в любой момент.
  4. Функции инфосистем позволяют в режиме реального времени следить за ходом судебного разбирательства. При необходимости можно отправлять дополнительные документы, которые могут потребоваться для дела.

Если электронный документооборот вам необходим для работы с контрагентами, налаживания кадрового делопроизводства в электронном виде, а также взаимодействия с госорганами, организуйте ЭДО с помощью наших систем: Астрал.ЭДО или 1С-ЭДО. Сервис Астрал.ЭДО позволяет вести одновременно несколько компаний в одном в личном кабинете и будет удобен, если вы работаете с продукцией, подлежащей обязательной маркировке. Пользователям 1С подойдёт 1С-ЭДО — работа с ним будет проходить в привычном интерфейсе, а устанавливать дополнительное ПО не потребуется, поскольку модуль ЭДО уже встроен в систему.

Подавать документы в электронном виде, пропуская этапы распечатывания -> подписывания (и проставления печати) -> сканирования -- это замечательно и волшебно.

Более того, подписать электронной подписью можно несравненно быстрее, буквально в несколько кликов (или консольных команд), достаточно только разобраться с ужасным интерфейсом этих программных комплексов, найти актуальную документацию по ним (камень в огород КриптоПро) и установить на свой ПК.

Правда, проблемы кроются не только и не столько в техническом аспекте на стороне пользователя, сколько в отношении Тех, Кто Проверяет (с большой буквы) к таким инновациям.

Сейчас у меня высшую степень непонимания вызывает ситуация, произошедшая буквально несколько часов назад.

Не далее, чем вчера, возникла необходимость уведомить суд о невозможности обеспечения явки к благородным судьям в судебное заседание. В связи с чем максимально уважительно и с благоговением, был подготовлен соответствующий документ в электронном виде, подписан квалифицированной электронной подписью (КЭП) и подан через сервис "Мой Арбитр". Отправка произошла чудесно, сервис подтвердил корректность цифровых подписей на документах, что не могло не порадовать - вот же будущее, модернизация, нано-технологии.

Ничто не предвещало беды, да и уже ранее документы успешно принимались региональными арбитражными судами, а тут документы отправлялись не абы куда, а в Суд по интеллектуальным правам, где по определению с прогрессом и пониманием новых (для судов) технологий всё должно быть в порядке.

"Направленные вами документы не могут быть признаны поступившими в арбитражный суд в связи с несоблюдением условий, содержащихся в "Порядке подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде."

Причина отказа:
Электронный образ обращения в суд не содержит графической подписи лица, обратившегося в суд"

Минуточку, но как же так, какой электронный образ, ведь я направлял ходатайство в формате электронного документа, подписанного КЭП, а не в виде электронного образа (т.е. скана)?

Если речь об электронном документе - при чём тут графическая подпись?

Не веря в происходящее, чрезвычайно удивлённый, я полез проверять и перепроверять, всё ли я правильно сделал, и честно говоря, признаков ошибок со своей стороны не обнаружил - ходатайство в виде документа, текст выделяется и копируется.

Согласно условиям подачи документов в электронном виде, документ подаётся:

  • либо в виде электронного образа, создаваемого с помощью средств сканирования - т.е. распечатка с "живой" подписью сканируется, пакуется в PDF,
  • либо же в виде электронного документа, созданного в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе (по сути путём экспорта в PDF), к которому прилагается файл цифровой подписи.

Исходя из вышеизложенного, требовать для электронного документа с ЭЦП графической подписи - не только противоречит названным Правилам, но и абсурдно по самой своей сути.

Говорят, что у настоящих учёных с доказательствами всё всегда в порядке. Я хоть не учёный, но доказательства уважаемым читателям предоставить готов.


Как можно увидеть на скриншоте "черновика" выше, документы были подписаны с помощью цифровой подписи, корректность которой была проверена сервисом, но при этом в левом верхнем углу - причина отказа.

У меня, конечно, оставались сомнения, но я перепроверил исходное обращение - все "электронные документы" (в количестве двух штук) были подписаны КЭП в соответствии с требованиями, и были действительно документами, а не образами, в связи с чем первоначальный отказ мне абсолютно непонятен.

Но так как выбирать не приходится, да и время поджимало, пришлось экстренно и смиренно делать по-старинке: печатать документ, подписывать, сканировать и прикреплять электронный образ - скан.

Через 5 минут обращение было успешно принято судом. О причине моей печали напоминало лишь вот такое безобразией на главное странице сервиса:


Предварительный вывод печален:

документы, поданные через "Мой Арбитр" с ЭЦП могут не принять по надуманным основаниям, не соответствующим реальности, что есть дополнительный фактор риска в случае, если нужно не пропустить процессуальный срок или успеть до судебного заседания.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: