Особенности правового регулирования труда государственных служащих рб

Обновлено: 25.04.2024

Отношения, связанные с государственной службой регулируются Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.

Государственная служба основывается на принципах:
- верховенства Конституции Республики Беларусь;
- служения народу Республики Беларусь;
- законности;
- приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;
- гуманизма и социальной справедливости;
- единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- гласности;
- профессионализма и компетентности государственных служащих;
- подконтрольности и подотчетности государственных служащих, - персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;
- добровольности поступления граждан на государственную службу;
- равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
- стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;
- экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.

Государственный служащий имеет право на:
- письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;
- принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;
- посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;
- получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;
- повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;
- повышение в должности, классе государственного служащего;
- заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом настоящим Законом, иными законодательными актами;
- участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности;
- публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства;
- ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;
- проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
- уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;
- отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;
- свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;
- здоровые и безопасные условия труда;
- отставку по основаниям, предусмотренным настоящим Законом;
- государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.
Государственный служащий имеет и иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Государственный служащий обязан:
- поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства;
- исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;
- соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами;
- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;
- исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;
- соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;
- не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;
- соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;
- в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;
- сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;
- не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
- поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей.

Законодательными актами могут быть установлены иные обязанности государственного служащего.

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Государственный служащий не вправе:
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;
- принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
- занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;
- принимать участие в забастовках;
- заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом;
- выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;
- использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;
- принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность;
- использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;
- иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;
- принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.

Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.

Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Государственный служащий, нарушивший требования пунктов 1 - 3 настоящей статьи, подлежит освобождению от занимаемой должности.

Основания для прекращения государственной службы установлены ст. 40 Закона Респуб­лики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе Республики Беларусь» с последующими изменениями (далее — Закон о государственной службе). Государственная служба прекращается в случаях:

  • достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе за исключением случая, предусмотренного п. 4 ст. 41 указанного Закона;
  • возникновения (установления) обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 33 Закона о государственной службе. В случае возникновения (установления) обстоятельства, предусмотренного подп. 1.6 п. 1 ст. 33 указанного Закона, государственная служба прекращается при невозможности перевода государственного служащего на должность, исключающую непосредственную подчиненность или подконтрольность государственных служащих, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, либо отказе государственного служащего от такого перевода;
  • истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной дол­ж­ности;
  • несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;
  • разглашения сведений, составляющих государственные секреты;
  • отказа от принесения присяги;
  • нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;
  • отставки;
  • грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;
  • прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;
  • неудовлетворительного результата предварительного испытания;
  • вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

Освобождение государственного служащего от занимаемой должности оформляется решением, приказом, распоряжением, иным актом руководителя соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Особенности прекращения государственной службы отдельными государственными служащими могут устанавливаться другими законодательными актами.

Одним из оснований прекращения государственной службы является достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе (65 лет). Как следует из ст. 41 Закона о государственной службе, государственный служащий, достигший предельного возраста пребывания на государственной службе, освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста, за исключением случая, когда государственные служащие, занимающие государственные должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, достигшие 65 лет — предельного возраста пребывания на государственной службе, с их согласия могут быть оставлены на государственной службе в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 367 «О некоторых вопросах прохождения государственной службы» установлено, что в целях усиления кад­рового потенциала государственных органов государственные служащие, занимающие государственные должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Респуб­лики Беларусь, достигшие 65 лет, с учетом востребованности государством их профессио­нальных знаний, умений и навыков, опыта практической работы с их согласия могут быть оставлены на государственной службе.

Решение об оставлении на государственной службе сверх предельного возраста принимается Президентом Республики Беларусь по представлению государственного органа (должностного лица), уполномоченного на внесение Главе государства в установленном законодательством порядке предложений о назначении на соответствующую должность (об освобождении от должности).

Следующим основанием прекращения государственной службы является отставка. Отставкой является прекращение государственной службы по предусмотренным ст. 42 Закона о государственной службе основаниям по инициативе государственного служащего.

Порядок и основания выхода государственного служащего в отставку регулируются Положением об отставке государственного служащего[1] (далее — Положение об отставке). Согласно ст. 42 Закона о государственной службе основаниями для отставки государственного служащего являются наличие стажа работы, предусмотренного ст. 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» с последующими изменениями (далее — Закон о пенсионном обеспечении), для мужчин не менее 30 лет, для женщин — не менее 25 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 20 лет; а также состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения). Государственные служащие, занимающие высшие государственные должности, их заместители, члены Правительства Республики Беларусь, председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов и их заместители, председатели областных, Минского городского Советов депутатов имеют право на отставку независимо от времени нахождения в должности.

Согласно п. 3 Положения об отставке при прекращении государственной службы в связи с отставкой государственный служащий предупреждает об этом государственный орган или должностное лицо, назначившее его на должность, письменным заявлением за один месяц.

В соответствии с п. 6 Положения об отставке отставка принимается государственным органом или должностным лицом, назначившим государственного служащего на эту должность. Решение о принятии отставки принимается в месячный срок со дня подачи государственным служащим письменного заявления. По соглашению сторон прекращение государственной службы возможно до истечения срока предупреждения.

Согласно п. 4 Положения об отставке по истечении срока предупреждения государственный служащий вправе прекратить государственную службу, а государственный орган (должностное лицо) обязан выдать трудовую книжку с записью о прекращении государственной службы в связи с отставкой и произвести расчет.

Как установлено п. 5 Положения об отставке, государственный служащий вправе до истечения срока предупреждения отозвать свое заявление, кроме тех случаев, когда на его место приглашен другой гражданин, которому в соответствии с законодательством Респуб­лики Беларусь не может быть отказано в занятии должности.

В соответствии с п. 9 Положения об отставке государственный служащий вправе прекратить государственную службу в связи с отставкой независимо от срока действия контракта (срочного трудового договора), а также от возможности прекращения государственной службы по иным основаниям.

Согласно п. 8 Положения об отставке, отставка государственного служащего оформляется постановлением (приказом, распоряжением) государственного органа или должностного лица, назначившего государственного служащего на должность.

При выходе в отставку государственному служащему согласно п. 11 Положения об отставке выплачивается выходное пособие в размере трех среднемесячных заработных плат.

[1] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2003 г. № 1270.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (156), январь 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Среди работающих граждан значительное количество составляют работники государственных органов — государственные служащие.

Государственные служащие являются особой категорией работников. Их особенность определяется спецификой деятельности государственных органов, в которых государственные служащие работают. Государственные служащие выполняют функции государственного органа, возложенные на этот орган государством, решают задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (законодательная, исполнительная и судебная, финансовая деятельность, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, защита прав и законных интересов граждан и др.). Все действия государственных служащих осуществляются ими от имени государства и по его поручению. Это влечет предъявление к государственным служащим повышенных требований и установление определенных ограничений, а также предоставление льгот и гарантий в качестве компенсации за особые требования и ограничения.

Государственные служащие как особая категория работников имеют специфические права и обязанности, на них распространяется особый порядок назначения на должность и освобождения от должности, для них предусмотрены дополнительные материальные и социальные гарантии.

Правовое положение государственных служащих определяется Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующими изменениями (далее — Закон о государственной службе). Закон о государственной службе устанавливает правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих, порядок прохождения государственной службы. Приняты и действуют другие нормативные правовые акты, которые регулируют отношения на государственной службе, например, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» с последующими изменениями, Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими[1] (далее — Положение) и др.

Перечисленные выше нормативные правовые акты — это специальные акты, регулиру­ющие отношения государственной службы. Однако на государственных служащих, которые поступают на работу и становятся работниками (служащими), распространяется также законодательство о труде.

Пункт 2 ст. 1 Закона о государственной службе предусматривает, что на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные указанным Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства.

Государственная служба — это вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе трудового договора (контракта), где работником является государственный служащий, а нанимателем — государственный орган.

[1] 1 Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2003 г. № 1271 с последующими изменениями.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (155), декабрь 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

ТК РФ Статья 349.6. Особенности регулирования труда работников государственных органов, органов местного самоуправления

(введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 109-ФЗ)

На работников государственных органов, органов местного самоуправления распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

Лица, имеющие на 01.07.2021 гражданство, право на постоянное проживание в иностранном государстве, обязаны сообщить об этом до 10.07.2021. Об условиях продолжения работы на занимаемых ими должностях см. ФЗ от 30.04.2021 N 109-ФЗ.

Лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, или граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Работник государственного органа или органа местного самоуправления, замещающий должность, предусмотренную частью третьей настоящей статьи, обязан сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Трудовой договор с работником государственного органа или органа местного самоуправления, который замещает должность, предусмотренную частью третьей настоящей статьи, и не имеет гражданства Российской Федерации или имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 настоящего Кодекса, в случае, если этого работника невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 настоящего Кодекса. Если указанный работник не сообщил в установленном порядке о том, что не имеет гражданства Российской Федерации или имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, при прекращении с ним трудового договора часть вторая статьи 83 настоящего Кодекса не применяется.

ТК РФ Статья 349.6. Особенности регулирования труда работников государственных органов, органов местного самоуправления

(введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 109-ФЗ)

На работников государственных органов, органов местного самоуправления распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

Лица, имеющие на 01.07.2021 гражданство, право на постоянное проживание в иностранном государстве, обязаны сообщить об этом до 10.07.2021. Об условиях продолжения работы на занимаемых ими должностях см. ФЗ от 30.04.2021 N 109-ФЗ.

Лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, или граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Работник государственного органа или органа местного самоуправления, замещающий должность, предусмотренную частью третьей настоящей статьи, обязан сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Трудовой договор с работником государственного органа или органа местного самоуправления, который замещает должность, предусмотренную частью третьей настоящей статьи, и не имеет гражданства Российской Федерации или имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 настоящего Кодекса, в случае, если этого работника невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 настоящего Кодекса. Если указанный работник не сообщил в установленном порядке о том, что не имеет гражданства Российской Федерации или имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, при прекращении с ним трудового договора часть вторая статьи 83 настоящего Кодекса не применяется.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: