Особенности познавательной деятельности суда

Обновлено: 02.05.2024

Участие юристов в отправлении правосудия по уголов-ным и гражданским делам (прежде всего судей) в процессе су-допроизводства имеет ряд особенностей, требующих рассмот-рения этой проблемы отдельной темой. Если с юридической точки зрения судопроизводство – строгая процедура, регла-ментируемая законом, то с психологической точки зрения – это познавательная деятельность суда, ведущая к справедли-вому разрешению дела.

Для начала отметим, что материалы предварительного расследования всегда дают судьям уже готовую модель под-лежащего исследованию события, существенно облегчающую познание фактов и их всестороннее исследование. Найдут ли подтверждение в ходе судебного разбирательства выводы предварительного следствия или они будут отвергнуты – в любом случае суд не может пройти мимо них, и они должны стать предметом исследования. Однако познавательная дея-тельность суда не может быть точной копией познавательной деятельности следователя. Применительно к судебному по-знанию такая деятельность должна состоять в новом, само-стоятельном исследовании материалов дела и доказательств, дополнительно истребованных судом. При этом процесс опо-средованного познания фактов здесь занимает еще большее место, чем в деятельности следователя.

При рассмотрении в суде гражданских дел процесс по-знания истины представляется еще более сложным. Если в уго-ловном процессе материалы предварительного расследования, в особенности обвинительное заключение, содержат модель подлежащего исследованию преступления, то в гражданском процессе концептуальная модель фактов, подлежащих уста-новлению, создается самим судьей в ходе подготовки дела, ко-торый вносит в судебное заседание свои знания о деле, полу-ченные им во время подготовки судебного разбирательства.

Исходным моментом для познавательной деятельности суда при рассмотрении гражданско-правовых споров является исковое заявление истца с приложенными к нему материала-ми. Из них судья черпает первичную информацию по делу о сущности конфликта, о лицах, заинтересованных в его разре-шении, и представленных в суд доказательствах. Существен-ным дополнением служит информация, получаемая судьей во время опроса сторон, изучения их объяснений до начала су-дебного заседания. Судья получает не только исходный дока-зательственный материал, но и материал, позволяющий ему определить категорию дела, наметить меры процессуального обеспечения предстоящего судебного разбирательства, а так-же спрогнозировать поведение сторон в суде.

Важнейшей особенностью установления истины судом состоит в том, что процесс познания в форме судебного раз-бирательства, за редким исключением (охрана государствен-ной тайны или интимных сторон жизни людей), проводится открыто. Гласность, открытость судебного разбирательства являются важнейшими принципами судопроизводства, что не может не оказывать влияния на поведение участников про-цесса, на весь ход исследования, оценки доказательств в суде. Открытость судебного разбирательства делает исследуемую в суде доказательственную информацию по делу доступной обществу, средствам массовой информации, оказывающим то или иное влияние на формирование общественного мнения, которое в свою очередь возвращается в зал судебного заседа-ния. Другой чертой познавательного процесса в суде является

Психологические особенности судопроизводства

его состязательный характер с участием конфликтующих сто­рон, представителей обвинения и защиты доводы которых становятся тут же достоянием гласности для участников су­дебного разбирательства, всех заинтересованных лиц. Одной из отличительных особенностей процесса установления исти­ны в ходе судебного разбирательства является также коллеги­альное рассмотрение уголовных и гражданских дел (кроме слу­чаев, предусмотренных законом, когда специально оговорена возможность единоличного рассмотрения дел одним судьей) при полной независимости судей и подчинении их только за­кону в условиях, исключающих постороннее воздействие на них К перечисленным выше основополагающим принципам судопроизводства следует добавить непосредственность и не­прерывность судебного разбирательства, неизменность состава суда при рассмотрении одного дела.

Важное психологическое значение выше названных за­крепленных в законодательстве принципов, состоит в том, что они создают максимально благоприятные условия для судеб­ного разбирательства, ограничивая искажающее влияние раз­личных отрицательных факторов на психические познава­тельные процессы (восприятие, внимание, память, мышле­ние), в определенной мере нейтрализуют предубеждение судей в восприятии и оценке ими той или иной информации, относящейся к делу, к личности отдельных участников про­цесса, неблагоприятное воздействие на состав суда общест­венного мнения, поддерживая у судей на должном уровне со­стояние познавательной активности, решительности и на­стойчивости в исследовании доказательств.

На процесс познания и установления истины по делу су­дом положительное влияние должны оказывать обстановка в за­ле судебного заседания, сама процедура исследования доказа­тельств. Например, допрос свидетелей порознь и в отсутствие еще не допрошенных свидетелей, исследование, осмотр вещест­венных доказательств, документов с предъявлением их всем уча­стникам процесса, проведение дополнительной или повторной экспертизы по мотивированному определению суда и т. д.

Существенную помощь суду в объективном исследова-нии доказательств, различных обстоятельств дела оказывают судебные прения, активизирующие мыслительную деятельность членов суда, в ходе которых сторонами с различных точек зрения обращается внимание, насколько глубоко, полно и всесторонне исследованы обстоятельства, подлежащие дока-зыванию по уголовному делу, на любые фактические данные, которые должны быть установлены при разрешении любого гражданско-правового спора.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Общая характеристика психологической структуры судебной деятельности

Психологическая структура судебной деятельности включает следующие взаимосвязанные основные компоненты:

  1. конструктивную деятельность;
  2. познавательную деятельность;
  3. организационную деятельность;
  4. коммуникативную деятельность.

Для всех участников судебного процесса (суд, коллегия присяжных, адвокатура, прокуратура) выделенные составляющие являются общими, но в зависимости от выполняемых функций значимость каждой из них меняется, а их эффективность напрямую зависит от степени развитости тех или иных психических процессов, состояний, а также личностных свойств и качеств.

Конструктивная деятельность суда

Конструктивная деятельность суда заключается в принятии решения по возникшему судебному спору, вынесении правильного и справедливого вердикта коллегией присяжных заседателей и приговора судом.

Если на предварительном следствии основной является познавательная деятельность, то в суде определяющей становится конструктивная деятельность. Ведь именно суд призван решить дело по существу — это его основная и исключительная функция. Все остальные виды деятельности (познавательная, организационная и коммуникативная) подчинены этой основной задаче.

Содержание конструктивной деятельности суда составляют процесс выработки у судей и присяжных заседателей личного внутреннего убеждения о виновности или невиновности подсудимого и по другим решаемым ими вопросам, а также формирование коллективного убеждения коллегии профессиональных судей и коллегии присяжных заседателей по решаемым ими вопросам.

Термины «внутреннее убеждение» и «убеждение» означают одно и то же. Выражение «внутреннее убеждение» имеет целью подчеркнуть его самостоятельность, собственность и глубинность, ненавязанность, неповерхностный характер. Предпосылка убеждения — субъективная уверенность. По И. Канту, уверенность — это «. признание истинности из недостаточных оснований, относительно которых неизвестно, являются ли они только субъективными или также и объективными. »

При достаточности оснований в отношении объекта познания уверенность переходит в новое качество — убежденность: «. чтобы перейти от простой уверенности к убеждению, мы должны. сначала обдумать. и затем исследовать, т.е. проверить, являются ли основания достаточными».

Таким образом, субъективная уверенность может превратиться в подлинную внутреннюю убежденность только при появлении достаточных оснований в отношении объекта познания. В суде объектом познания является рассматриваемое деяние, содержащее признаки определенного преступления.

В психологическом аспекте личное внутреннее убеждение судьи и присяжного заседателя характеризуется также отсутствием сомнений в правильности и справедливости принимаемого решения, что способствует формированию у них нравственно-психологической готовности вынести такое решение. Разрешая дело на основании внутреннего убеждения, судья и присяжный заседатель руководствуются указаниями не только закона, но и совести. По оценке А.Ф. Кони, «судья, решая дело. должен говорить: я не могу иначе, не могу потому что логика вещей и внутреннее чувство, и житейская правда, и смысл закона твердо и неумолимо подсказывают мне мое решение, и против всякого другого говорит моя совесть как судьи и человека. Постановляя свой приговор, судья может ошибаться; но, если он хочет быть действительно судьею, а не представителем произвола в ту или другую строну, он должен основывать свое решение на том, что в данное время ему представляется логически неизбежным и нравственно-обязательным».

Личное внутреннее убеждение профессиональных судей и присяжных заседателей по решаемым ими вопросам, осознание ими логической неизбежности и нравственной обязательности определенного решения формируются постепенно с учетом результатов познавательной деятельности на следующих этапах:

  1. предварительное изучение председательствующим судьей материалов уголовного дела с целью решения вопроса о предании обвиняемого суду;
  2. планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий;
  3. проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве;
  4. судебные прения и сопоставление своих оценок с оценками обвинения и защиты;
  5. окончательное формирование личного внутреннего убеждения председательствующего судьи и присяжных заседателей, осуществляемое в совещательной комнате.

По делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей и коллегии профессиональных судей, на формирование личного внутреннего убеждения присяжных заседателей и профессиональных судей, а также коллективного убеждения коллегии по решаемым вопросам оказывает влияние процесс коллективного обсуждения этих вопросов в совещательной комнате.

По своей социально-психологической сущности обсуждение коллегией присяжных заседателей и коллегией профессиональных судей решаемых ими вопросов — это способ выработки коллективного решения путем групповой дискуссии, представляющий собой обсуждение какого-либо вопроса, в ходе которого происходит сопоставление информации, идей, мнений, точек зрений, предложений ее участников.

Групповая дискуссия позволяет принять качественное коллективное решение на основе глубокой и точной оценки ситуации с учетом различных точек зрения, обусловленных разнообразным жизненным опытом ее участников. Благотворное влияние групповой дискуссии на выработку качественного группового решения отмечал еще средневековый арабский философ Аль-Фараби: «Ведь достоверно известно, что нет более веских, полезных и сильных доводов, чем свидетельство различных знаний об одной и той же вещи и объединение многих мнений в одном, ибо интеллект у всех служит для доказательства. Когда же различные умы сойдутся после размышления, самопроверки, споров, прений, дебатов, рассмотрения с противоположных сторон, то тогда не будет ничего вернее того убеждения, к которому они придут, доказав его и единодушно согласившись с ним».

Познавательная деятельность суда

Познавательная деятельность суда направлена на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Особенность познавательной деятельности суда заключается прежде всего в том, что материалы предварительного следствия уже дают ему готовую модель события, подлежащего исследованию, что существенно облегчает суду познание фактов и обстоятельств дела.

Однако проверенные следователем версии, содержащиеся в обвинительном заключении и других материалах уголовного дела, а также выводы всегда должны восприниматься судом только как вероятностные, предположительные знания. В ходе судебного разбирательства эти вероятностные, предположительные знания должны быть преобразованы в достоверные знания путем выявления оснований их истинности.

Процессу преобразования вероятностных знаний в достоверные неизбежно сопутствуют сомнения, которые стимулируют тщательную проверку собранных доказательств и поиск новых. Это способствует в конечном счете отысканию истины, формированию у суда и присяжных заседателей правильного внутреннего убеждения о виновности или невиновности подсудимого и других обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Преобразование вероятностных знаний в достоверные как способ устранения возникающих в процессе познания сомнений и выявления оснований истинности или ошибочности вероятностных знаний происходит в процессе доказывания на этапах судебного следствия и прений сторон путем выдвижения и проверки различных версий об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Прежде всего проверяются версии обвинения и защиты, которые лежат в основе позиции государственного обвинителя и защитника.

Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления события преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления), виновности лица в совершении преступления, формы его вины, мотивов и других обстоятельств, подлежащих доказыванию, предусмотренных ст. 73 УПК РФ.

Собирание доказательств осуществляется судом и другими субъектами доказывания путем совершения предусмотренных УПК РФ действий, направленных на обнаружение, истребование, получение и закрепление в установленном законом порядке доказательств.

Проверка доказательств производится судом и другими субъектами доказывания путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а также установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство (ст. 87 УПК РФ). Краткость времени восприятия информации в суде приводит к необходимости особой дисциплины мыслительной деятельности при собирании, проверке и оценке доказательств.

Оценка доказательств познавательная, логическая деятельность суда и других субъектов доказывания, содержанием которой является определенный вывод, суждение об относимости, допустимости, достоверности, значении (силе) каждого доказательства и достаточности их совокупности для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания и разрешения уголовного дела (ст. 88 УПК РФ).

Психологическим критерием достаточности совокупности доказательств для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания и разрешения уголовного дела, является внутренняя убежденность судьи, присяжного заседателя в том, что совокупность всех исследованных в суде доказательств позволяет сделать однозначный, несомненный вывод о доказанности обстоятельств, входящих в предмет доказывания и разрешения уголовного дела.

Нели же сомнения в доказанности какого-либо обстоятельства остаются, его нельзя считать доказанным. Особенно строгие требования уголовно-процессуальный закон предъявляет к доказанности виновности подсудимого. В соответствии со сформулированным в ст. 14 УПК РФ принципом презумпции невиновности все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном данным Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях (ч. 3, 4 ст. 14 УПК РФ), т.е. на непроверенных, вероятностных знаниях, а также на доказательствах, достоверность которых сомнительна.

Российские и зарубежные процессуалисты неизменно придерживаются положения, согласно которому убеждение судьи, присяжного заседателя о доказанности вины обвиняемого должно быть однозначным, свободным от «разумных, практических сомнений», «не омраченным» такими сомнениями.

Для создания в уголовном судопроизводстве благоприятных процессуальных и социально-психологических условий, для честной борьбы с возникшими в процессе доказывания в суде сомнениями, формирования у судей и присяжных заседателей правильного внутреннего убеждения но вопросам, относящимся к их компетенции, особенно важное значение имеют следующие уголовно-процессуальные нормы:

1) принцип свободы оценки доказательств (ст. 17 УПК РФ), который состоит в том, что судья, присяжные заседатели а также прокурор и другие субъекты оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основываясь на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью: никакие доказательства не имеют заранее установленной силы;

2) торжественная процедура принятия присяжными заседателями присяги следующего содержания: «Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему- убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку'» (ч. 1 ст. 332 УПК РФ);

3) нормы УПК РФ , направленные на приведение уголовно-процессуальною законодательства в соответствие с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), освобождение суда от несвойственной ему функции обвинения, возложение всей ответственности за доказанность обвинения на поддерживающего государственное обвинение прокурора.

К этим нормам относятся прежде всего:

  1. положение ч. 2 ст. 14 УПК РФ о том, что бремя доказывания вины подсудимого и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на стороне обвинения, т.е. на предусмотренных гл. 6 УПК РФ участниках уголовного судопроизводства со стороны обвинения (прокуроре, следователе, начальнике следственного отдела, дознавателе, потерпевшем, частном обвинителе, гражданском истце, представителе и законном представителе потерпевшего, гражданском истце и его представителе, частном обвинителе);
  2. положения ст. 15 УПК РФ, в соответствии с которыми:

  • уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон,
  • функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо,
  • суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Его задача создавать необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав,
  • стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

В соответствии с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон по УПК РФ инициатива и активная роль в собирании и исследовании доказательств и обстоятельств дела с позиций обвинения и защиты принадлежит сторонам. В ходе судебного следствия председательствующий вправе задавать подсудимому, потерпевшему и свидетелю вопросы только после того, как они будут допрошены сторонами.

Возможность активного участия суда в процессе доказывания в УПК РФ существенным образом ограничена и тем, что в нем отсутствует предусматривавшееся в ч. 1 ст. 20 УПК РСФСР положение, которое обязывало не только прокурора, следователя и лицо, производящее дознание, но и суд принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих его ответственность обстоятельств. В ст. 29 УПК РФ, закрепляющей полномочия суда, ничего не говорится о полномочиях суда активно участвовать в процессе доказывания. В ней речь идет лишь о полномочиях суда, связанных с разрешением уголовного дела, и о решениях, которые принимает только суд как орган, осуществляющий судебную власть.

Следует отметить, что указанные нормы УПК РФ, направленные на приведение уголовно-процессуального законодательства в соответствие с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон, являются не самоцелью, а средством установления истины об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, формирования у судей и присяжных заседателей правильного внутреннего убеждения об обстоятельствах дела с учетом позиции не только обвинения, но и защиты.

О важном значении для правосудия освещения обстоятельств дела с позиций обвинения и защиты очень хорошо сказал известный адвокат В.Л. Россельс: «Судья с помощью прокурора и защитника воспринимает обстоятельства дела, подобно человеку, смотрящему в стереоскоп обоими глазами, из которых каждый видит предмет со своей «позиции», вследствие чего предмет этот виден не только в плоскостном изображении, но и как бы рельефно, пространственно и в глубину».

Реализация в уголовном судопроизводстве конституционного принципа состязательности и равноправия сторон способствует формированию благоприятных процессуальных и социально-психологических условий для осуществления не только познавательной, конструктивной, но и организационной, коммуникативной деятельности суда.

Организационная деятельность суда

Организационная деятельность суда заключается в управлении председательствующим судьей в рамках своих полномочий ходом судебного процесса в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона (УПК РФ). В организационной деятельности судьи присутствуют черты, которые отличают ее от руководящей деятельности в общепринятом смысле: участники процесса не находятся у судьи в подчинении, его руководство ограничено рамками процессуального регулирования и, как правило, имеет публичный характер.

7.2.1. Коммуникативная деятельность суда

Коммуникативная деятельность суда состоит в построении правильных взаимоотношений с участниками судебного разбирательства, аудиторией в рамках требований уголовно-процессуального закона. Эта деятельность суда отличается многообразием взаимоотношений, возникающих в ходе судебного разбирательства, целями которых являются установление доверительного контакта с субъектами судебного разбирательства; преодоление в них чувства скованности; выявление причин расхождения в оценке события теми или иными лицами и т.д.

Выделяют следующие виды взаимоотношений, возникающих в суде:

  1. взаимоотношения по вертикали: взаимоотношения судей и присяжных заседателей с участниками судебного разбирательства (государственным обвинителем, защитником, подсудимым, потерпевшими, свидетелями и другими участниками судебного разбирательства), а также отношения суда с присутствующими в зале судебного заседания гражданами, не являющимися участниками судебного разбирательства;
  2. взаимоотношения по горизонтали: взаимоотношения между председательствующим судьей и присяжными заседателями, взаимоотношения между членами коллегии присяжных заседателей, взаимоотношения между членами коллегии профессиональных судей;
  3. взаимоотношения между подсудимыми (если их несколько) и их защитниками.

Поскольку суд призван координировать действия сторон, уравновешивать их усилия, оказывать сторонам содействие в сборе необходимых доказательств, предоставлять сторонам равные доказательственные возможности, профессиональным участникам судопроизводства требуется значительная осведомленность о психологии профессионального общения, чтобы не допустить сползания процессуального состязания на уровень хаотичного препирательства сторон.

Судебные полномочия в судах РФ осуществляют судьи – лица, которые наделяются полномочиями в конституционном порядке и осуществляют свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи в РФ обладают единым статусом, но особенности правового положения некоторых работников этой категории определяются федеральными законами.

Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и руководствоваться в своей деятельности, кроме Конституции РФ, Закона о статусе судей и других законодательных актов, общепринятыми нормами морали, правилами поведения в профессиональной и внеслужебной деятельности, установленными Кодексом судейской этики. Он обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было, при исполнении своих обязанностей не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера, не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении обязанностей[4].

За нарушение норм Закона о статусе судей и Кодекса судейской этики на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи.

Если стоит вопрос о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка либо требуется дополнительная информация, то рассмотрение заявления судьи о прекращении его полномочий по другим основаниям приостанавливается до рассмотрения по существу указанного вопроса.

В связи со сложной и напряженной профессиональной деятельностью судьям предоставляется ряд гарантий и компенсаций. Одной из важнейших гарантий судей является их несменяемость. Прежде всего это означает, что судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия, не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленных Законом о статусе судей.

В случае упразднения или реорганизации суда судья может быть переведен в другой суд, но только с его согласия. За время, в течение которого оформляется перевод, за судьей сохраняется заработная плата. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему выплачивается компенсация в размере годовой заработной платы по последней должности (ст. 19 Закона о статусе судей). Кроме этого, судьям, переведенным в другую местность, полностью возмещаются расходы по их переезду и переезду членов их семей.

Судьи имеют право на удлиненный отпуск. В силу п. 2 ст. 19 Закона о статусе судей их ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 30 рабочих дней.

В силу принципа несменяемости после наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке длительность их действия в РФ не ограничена определенным сроком. При этом предельный возраст пребывания в должности судьи составляет 70 лет.

Рассматривая особенности познавательной деятельности судьи необходимо учитывать тесную взаимосвязь между судебной познавательной деятельностью и познавательной деятельностью сотрудников органов предварительного следствия и дознания. В процессе судебного разбирательства, полученные в ходе следствия данные, должны будут найти подтверждение либо опровержение, и во многом, это будет зависеть от деятельности судьи.

При этом очень важно, чтобы результаты предварительного расследования не оказали существенного влияния на позицию судьи по рассматриваемому им делу. Беспристрастность – качество, суть которого составляет требование непредвзятого и справедливого отношения к каждому субъекту уголовного судопроизводства. Она предполагает, что судья при рассмотрении материалов конкретного уголовного дела субъективно свободен от личных предубеждений или пристрастий в отношении участников процесса. Его действия должны исключать какие-либо обоснованные сомнения, то есть он должен быть объективно бесстрастным. Судья не должен иметь интересов, за исключением одного – правильного применения закона.

Объективность – качество, суть которого состоит в требовании, предопределяющем такое отношение к рассмотрению дела, которое позволяет выявить как уличающие, так и оправдывающие подсудимого обстоятельства, а также смягчающие и отягчающие его наказание, и в итоге постановить законный, обоснованный и справедливый приговор[5].

Следует учитывать, что познавательная деятельность судьи не совсем схожа с познавательной деятельностью следователя. Применительно к судебному познанию такая деятельность должна состоять в новом, самостоятельном, ничем не связанном с выводами следствия исследовании материалов дела, дополнительно истребованных судом доказательств.

Судья получает не только исходный доказательственный материал, но и материл, позволяющий ему определить категорию дела, наметить меры процессуального обеспечения предстоящего судебного разбирательства, а также спрогнозировать поведение сторон в суде.

Еще одной особенностью познавательной деятельности суда можно назвать гласность судебного процесса. Открытость судебного разбирательства делает исследуемую в суде доказательственную информацию по делу доступной обществу, средствам массовой информации, оказывающим то или иное влияние на формирование общественного мнения, которое в свою очередь возвращается в зал судебного заседания, с чем нельзя не считаться.

Другой чертой познавательного процесса в суде является его состязательный характер с участием конфликтующих сторон, представителей обвинения и защиты, доводы которых становятся тут же достоянием гласности для участников судебного разбирательства, всех заинтересованных лиц.

В целом можно выделить следующие психолого-правовые характеристики судебной деятельности:

- гласность судебного разбирательства;

- состязательный характер процесса познания истины по делу;

- коллегиальность рассмотрения дел;

- независимость судей с подчинением их только закону;

- непосредственность и непрерывность судебного разбирательства;

- неизменность состава суда при рассмотрении одного дела[6].

При этом необходимо создавать благоприятный психологический фон для работы судьи, ограничивая искажающее влияние различных отрицательных факторов на психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление), что, в определенной мере, нейтрализуют предубеждение судей в восприятии и оценке ими той или иной информации, относящейся к делу.

Должностное лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие, разрешающее дела в суде вынесением законного приговора на основе накопления, анализа и оценки необходимой юридически значимой информации.

Деятельности судьи присущи следующие психологические компоненты:

- познавательный – получение доказательного материала для вынесения приговора. Материалы предварительного следствия уже дают суду готовую модель исследуемого события. Однако эта версия должна восприниматься только как вероятная истина, подлежащая проверке и исследованию в каждом ее отдельном элементе. Познавательная деятельность судьи должна быть направлена на изучение не только доказательных фактов, но и источников их происхождения, что заставляет углубленно изучать личностные и поведенческо-психологические особенности подсудимых, свидетелей, потерпевших и других лиц[1]. Эта деятельность постоянно усложняется необходимостью принятия частных решений по той или иной совокупности фактов. Краткость времени восприятия информации в суде приводит к необходимости особой дисциплины мыслительной деятельности;

- поисковый – истребование новых документов, вызов ранее не допрошенных свидетелей на предварительном следствии и т.д. Только подвергнув сомнению версию предварительного следствия, испытав ее на прочность и достоверность, суд может установить истину. Наличие исходной модели события в материалах предварительного расследования создает возможность осуществления поисковой деятельности суда по четкому, заранее определенному плану. Путем изучения уже собранных данных вновь планируется порядок анализа и синтеза отдельных элементов фактов, выдвигаются и разрабатываются возможные версии, другие возможные модели того же события, действия. Обязательно построение версий о личности подсудимых, об их участии в событии, о причинах определенного поведения, об условиях поведения, действий и т. д.;

- коммуникативный – построение правильных взаимоотношений с участниками судебного разбирательства, аудиторией, которые необходимо строго регулировать, направлять в единое русло, в целях установления истины. Судье необходимо внушать к себе уважение, создавать убеждение в своей правоте, решать сложные дела и судьбы людей. Главное в его коммуникативной деятельности – умение своим видом показать желание досконально разобраться во всех обстоятельствах данного дела. Именно это внушает уважение к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно, подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов;

- воспитательный – исправление, перевоспитание преступников, воспитание граждан в духе уважения к самому процессу осуществления правосудия, соблюдения законов и нравственных норм поведения[2]. Залогом воспитательного воздействия норм уголовного закона и конкретных актов его применения является справедливость;

- конструктивный – принятие решений по возникающим спорным вопросам, вынесение приговора, определение меры наказания виновному, решение вопросов, связанных с порядком отбывания наказания. Особенность данной деятельности заключается в том, что суд может принять окончательное решение с учетом фактов, обстоятельств, не закрепляемых удостоверительной деятельностью (принятие во внимание поведения подсудимого в судебном зале, глубины и искренности раскаяния в содеянном). Для успешного осуществления конструктивной деятельности судом создаются специальные условия. К ним А.В. Дулов относит: коллегиальное принятие решения; обеспечение невмешательства в принятие решения; законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащего в основе каждого принятого решения; требование непрерывности рассмотрения дела;

- удостоверительный – приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, определение, решение и др. Преодолению субъективизма судейского убеждения при вынесении приговора и исследовании материалов дела способствуют такие факторы, как участие народных заседателей в отправлении правосудия, коллегиальное вынесение приговора, принцип состязательности[3].

В целом следует констатировать, что успешное выполнение перечисленных видов деятельности зависит от личностных качеств судьи.

Судебный процесс, как одно из направлений профессиональной деятельности юриста, подразумевает разделение всей работы на следующие составляющие: познавательная, воспитательная, коммуникативная, организационная и удостоверительная. Познавательная характерна для предварительного расследования, тогда как основной деятельностью судебного процесса является воспитательная и конструктивная. Познавательная деятельность носит вторичный характер и применяется для сбора и хранения информации, которая пригодится для осуществления конструктивной деятельности.

Навыки в психологии активно применяются в уголовной деятельности. Это обуславливается необходимостью вынесения приговора о виновности подозреваемого, поиска и привлечения преступников к ответственности. Гражданская деятельность практически не включает в себя работу с элементами, опасными для общества. Но это вовсе не означает, что знания и навыки психологии здесь не применяются.

Судья, как особый вид профессиональной юридической деятельности, несет большую ответственность, нежели обычный адвокат либо дознаватель, так как в его обязанности входит самостоятельное осуществление акта правосудия с учетом требований гласности и устности.

Психология судебной деятельности имеет следующие цели:

  • подготовка квалифицированных юридических специалистов;
  • оценивание уровня профессиональной пригодности конкретных кадров;
  • обучение необходимым навыкам, их контроль;
  • воспитание положительных личностных качеств специалиста;
  • выявление и устранение негативных качеств судебного работника;
  • обучение навыку объективной оценки ситуации для вынесения справедливого приговора.

Для решения задач, связанных с проведением аттестаций, отбором кандидатов на вакантные места и других вопросов, относящихся к профессиональной деятельности судей, существуют квалификационные коллегии. Они применяют в своей работы методы психологии, применяют консультации экспертов, чтобы результат был максимально объективным.

Важно осознавать, что степень объективности в суде может только приближаться к оптимальной отметке, но она никогда не будет лишена влияния социальных склонностей судьи. Негативные личностные качества специалиста (самолюбие, тщеславие, обидчивость и т.д.) необратимо сказываются на итоговом приговоре, нанося вред как судебной системе в целом, так и обществу, и конкретным его индивидуумам в частности.

Познавательная деятельность в суде

Судебный процесс имеет множество тонкостей, из-за чего условия познавательной деятельности несколько затруднительны. К примеру, момент принятия судом фактов для познания существенно отдален от процесса совершения преступления. Это ведет к тому, что на предварительном следствии должны быть установлены и закреплены все необходимые доказательства, чтобы впоследствии улучшить их восприятие, анализ и увеличить степень объективности процесса. Стоит отметить, что влияние личностных мотивов на познавательный процесс недопустимо и должно быть своевременно пресечено.

Все полученные материалы предварительного расследования следует воспринимать как возможное, а не точное доказательство вины подозреваемого. Закрепить за ними статус доказательства необходимо в ходе судебного процесса, опираясь на иные источники информации (подкрепление другими данными, показаниями свидетелей и т.д.).

Познавательный процесс работников суда должен быть независимым. Судья, при получении данных, должен провести их исследование и анализ заново, постепенно формируя картину преступления у себя в голове, основанную на имеющейся информации и личном опыте специалиста.

Специальность судебного работника предполагает независимость, ответственность, формализм.

Принимая самостоятельные решение, судья несет ответственность за них. Его личная деятельность (познавательная, конструктивная) должна четко следовать закону, быть ответственной. Для этого существуют советники в составе суда. Работники суда ни при каких обстоятельствах не должны идти на поводу заинтересованных в определенном исходе лиц.

Судейство значительно затрудняется из-за формализма данной профессии. Все направления судейской деятельности (уголовная, гражданская, арбитражная) имеют крайне сложные процедуры, которые нелегко не только применять в работе, но и просто осваивать. Проблема упрощения работы судьи стоит на повестке дня уже длительное время. Актуальным предложением является введение института мировых судей. Также обсуждению подлежит проблема медиации в гражданском процессе. Медиация — это применение медиаторов — независимых посредников, которые помогают при решение какого-либо спора.

Познавательная деятельность при судебном процессе ведется в условиях полной открытости, гласности, коллегиальности, непрерывности и непосредственности.

При проведении судебного разбирательства, модель поведения каждого участника значительно искажается вследствие стрессовой обстановки. Судья осуществляет практически всю познавательную деятельность, ориентируясь на сравнении созданной им картине убийства (анализ полученных доказательств) и определенного закона.

Судебный работник имеет независимость при анализе информации, полученной в ходе судебного разбирательства, материалов дела и конкретных законов, определяющих нарушение подозреваемого. Процесс сравнения модели преступления и полученных доказательств происходит в течении всего разбирательства, вплоть до итогового решения в совещательной комнате. Основные факторы, оказывающие воздействие на степень эффективности познавательной деятельности при судебном разбирательстве, в юридической психологии определены следующие:

  • полнота и тщательность сбора всей информации на предварительном следствии;
  • полнота изучения материалов предварительного следствия и наличие плана их проверки в суде (выдвижение судебных версий, объясняющих преступное событие, сомнения, предположения и т.д.);
  • внутренние условия познавательной деятельности (т.е. внутренняя готовность судьи воспринимать, анализировать, сопоставлять информацию, поступающую в суд);
  • внешние условия познавательной деятельности (психологическое состояние всех находящихся в зале судебного заседания, а также участников судебного разбирательства);
  • полнота и правильность использования источников фактов (тщательное изучение в судебном заседании не только фактов, но и их источников: личности свидетеля, обвиняемого, потерпевшего и пр.);
  • полнота и правильность использования судом познавательной деятельности всех участников судебного разбирательства (прокурора, адвоката, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика и др.);
  • полнота использования коллегиальности (обмен судей мнениями – обязательное условие объективного и всестороннего исследования доказательств по делу);
  • стадийность (последовательность) познавательной деятельности (процесс познания истины осуществляется путем прохождения строго определенных этапов).

Взаимоотношения и общая обстановка в зале в значительной мере сказываются на познавательную деятельность и степень объективности итогового решения. Положительно на процесс проведения судебного разбирательства влияют публичные споры сторон, обсуждая всю информацию, поступающую судье, активизируя мыслительную деятельность.

В судебном разбирательстве каждому этапу соответствует определенные психологические особенности, связанные с познавательной деятельностью над предоставленными следственными материалами, активизацией мыслительную деятельность. В данной профессии крайне важно иметь возможность представить полную картину преступления, сопоставить всю доказательную базу и судейский опыт в данного рода делах. Большая часть информации в судебном процессе поступает при показаниях потерпевших и следователей в устной форме. Чтобы добиться высокой эффективности познавательной деятельности, следует заблаговременно сменить негативную и стрессовую обстановку на более благоприятную, чтобы она в меньшей мере сказывалась на деятельность лиц, участвующих в процессе.

Существенное влияние на судебный процесс оказывает общественное мнение. Его формирование начинается задолго до начала судебного разбирательства (особенное внимание приковывается к делам с тяжкими нарушениями) и доходит до судейского состава. Оно заключается в выражении взглядов различных социальных институтов, оценки деятельности отдельных личностей или организации (полиции, прокуратуры и т.д.). Общественное мнение способствует своевременному обнаружению судейских ошибок, улучшению деятельности судебной структуры и правоохранительных учреждений. Большой ошибкой является игнорирование данного мнения, неумение или нежелание грамотно подойти к его формированию.

Организаторская деятельность

Внутренние особенности, влияющие на судебное заседание, – это психическое состояние членов суда, взаимоотношения в суде и др.

Благодаря организаторской деятельности, работники суда могут коммуницировать с участниками процесса для разрешения дела; вести подготовку документации; реагировать на жалобы; анализировать данные и т.д. Все это необходимо для вынесения объективного приговора и решения всех возможных попутных споров.

Для проведения судебного разбирательства необходимо надлежащим образом подготовить помещение, чтобы участники судебного разбирательства не испытывали в нем негативных эмоций, отвлекающих от дела. Места участникам также оговариваются для более эффективной коммуникации.

Профессиональная деятельность

Судебный процесс в силу своей быстротечности крайне трудно в полной мере ознакомиться со всем возможным перечнем документов, предоставленным следствием, объективно их проанализировать и отбросить ненужное, оставив лишь относящиеся к делу материалы. Это требует грамотного распределения своих физических и психологических усилий.

Регламент судебного процесса, составляемый судьей, служит для облегчения психологического состояния участников разбирательства. Именно для этого делаются перерывы во время крайней степени утомляемости присутствующих.

Судья имеет высокий социальный статус и положения в силу своей деятельности внутри судебного процесса. Им может быть не каждый, необходимо иметь целым перечнем качеств: вежливость, сдержанность, стрессоустойчивость, беспристрастность, тактичность и т.д.

Коммуникативная деятельность

Во время судебного разбирательства крайне важно грамотно установить коммуникационные связи со всеми участниками процесса. Допрашиваемые, как правило, стараются в точности повторить то, что уже отвечали во время следствия, однако, высокое психологическое напряжение может исказить их слова, придав несколько иной смысл. Важно вести допрос свидетеля спокойно, без пристрастия и выражения личного недовольства, без смеха и злорадства. Если видны изменения показания, стоит уточнить их причину и сделать объективные выводы.

Представляется, что развитие коммуникативных связей на стадии предварительной деятельности судьи затрудняет познание им материалов уголовного дела.

Важным элементом проведения процесса также является сохранение порядка в зале. Этим занимается председательствующий. Он обязан следить за поведением адвоката, обвинителя, подсудимого, свидетелей, потерпевших и прочих участников разбирательства. При возникновении беспорядка, необходимо суметь воздействовать на них воспитательными мерами.

Также на суде важным элементом являются прения сторон обвинителя и защиты. Речь каждая сторона должна быть внятной, открытой и понятной всем участникам, содержать смысловую нагрузку и нести правовую оценку события.

Коммуникативная деятельность осуществляется и в стадии вынесения приговора или решения, так как эти действия являются результатом коллективного мышления.

Процесс вынесения приговора подозреваемому строго определен порядком проведения различных видов деятельности в совещательной комнате. Учеными выделены закономерности, позволяющие эффективно провести данный процесс:

  1. осуществление деятельности в совещательной комнате согласно четкому плану;
  2. возбуждение взаимной заинтересованности всех членов коллегии в решении вопросов; обеспечение активности участия в этом каждого члена коллегии;
  3. коллегиальное завершение познавательной деятельности;
  4. четкая последовательность в решении вопроса о соотношении результатов познания моделей события, действий с конкретной нормой закона;
  5. вынесение обоснованного заключения о виновности или невиновности подсудимого, определение ему меры наказания.

Роль профессиональных качеств каждого судьи в значительной мере возрастает во время принятия группового решения. Следуя закону (ст. 296–313 УПК РФ), решение принимается путем голосования большинства. Кроме этого, судья, имеющий собственный интерес в разбираемом деле, подлежит незамедлительному отводу.

Конструктивная деятельность

Судья проводят конструктивную деятельность, касательно разбираемого дела, самостоятельно, однако решение принимается строго коллегиально. Это способствует объективности. Конструктивная деятельность суда предполагает серию взаимосвязанных действий:

  • внимательное и тщательное изучение всех фактов, которые отражают истинное положение дел;
  • ответственная работа каждого судьи при принятии конструктивного решения;
  • анализ решений членов суда;
  • анализ всех мнений, высказанных членами коллегии судей и вынесение приговора или решения суда.

Регламентация проведения судебного процесса, то есть конструктивная деятельность, направлена в первую очередь на улучшение восприимчивости всей полученной информации. Судья имеет развернутый план проведения разбирательства, следуя которому данные могут быть всесторонне рассмотрены составом суда.

Воспитательная деятельность

Заседание суда производит сильное воспитательное воздействие на каждого участника разбирательства, особенно на подсудимого. Можно считать воспитательную деятельность важнейшим элементом проведения суда. Ее эффективность зависит от степени объективности рассмотрения всех материалов дела. Именно от степени корректности судейского состава, его стремлению к справедливости, зависит воспитательная мера.

Вынесение приговора — важнейшая часть процесса. В ней недопустимы расплывчатые формулировки, недосказанности и слова без смысловой нагрузки. Он должен быть максимально четким и объективным, отвечать требованиям закона.

Воспитательное воздействие суда осуществляется и в процессе собирания, анализа и направления в исправительно-трудовое учреждение сведений о личности осужденного.

Удостоверительная деятельность

Удостоверительная деятельность в суде связана прежде всего с оформлением всевозможной документации.

Все этапы судебного производства имеют уникальные особенности. Так или иначе, коммуникативные связи мешают анализировать данные и делать из них объективные выводы. Именно поэтому закон их сужает на стадии предания суду.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: