Особенности мусульманского судопроизводства шариатские суды рассматривали

Обновлено: 25.04.2024

Организация и система судопроизводства, особенности института адвокатуры в Исламском праве. Правила и формы принятия присяги, обязательств и клятвенных обещаний. Отсутствие адвокатов как характерная черта судебного разбирательства первоначального Ислама.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.03.2018
Размер файла 19,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Система судопроизводства по шариату

Содержание

    1. Организация и система судопроизводства, институт адвокатуры в Исламском праве
  • 2. Правила и формы принятия присяги, обязательств и клятвенных обещаний
  • Литература

1. Организация и система судопроизводства, институт адвокатуры в Исламском праве

Первоначальный Ислам не имел стройной системы судопроизводства. Пророк Мухаммад - как глава мусульманской общины - лично решал судебные вопросы и выносил приговоры, временами поручая это своим сподвижникам. В Священной книге мусульман говорится об обязанности Божьего Посланника судить на основе Корана:

"106 (105). Мы ниспослали тебе писание в истине, чтобы ты смог судить среди людей так, как показал тебе Аллах. Не будь же ради изменников препирающимся (106). И проси у Аллаха прощения: ведь Аллах - прощающий, милостивый!"

(Коран, сура "Женщины" ("Нисо"), аят 106 (105)).

Известный арабский факих IX столетия Йахйа ибн Адам сообщает о случае, когда некий мусульманин убил человека из "Народа Священного писания" - Зимми.

Так вот, Пророк Мухаммад (САВ), узнав об убийстве немусульманина (Зимми), сам взялся за разбор этого дела. По его приговору убийца был предан смерти1.

Мухаммад выносил приговоры в присутствии конфликтующих сторон. Местом судебного разбирательства часто служила мечеть. Источники доносят до нас информацию о том, что в X веке фатимидский верховный судья-кади ал-кудат - разбирал судебные дела в мечети "Ал-Азхар".

Итак, право суда в мире Ислама принадлежало самому Пророку, а после его смерти - имаму-халифу. Имамы-халифы нередко выполняли лично функции судьи в своей резиденции. Обычно же как в резиденции, так и на периферии имам-халиф передоверял судебные функции специальным судьям, казиям-кади (араб. "кади" - "тот, кто решает"; мн. ч. кудат).

Первые упоминания о назначении кади относятся ко времени халифа Омара (Умара) I. Судьи назначались халифами (а после распада халифата - султанами и другими мусульманскими государями), посылавшими назначенному лицу особый диплом - маншур.

Согласно ал-Фикху выполнение обязанностей кади рассматривается как религиозный долг по отношению к мусульманской общине - умме. Требуется, чтобы судьей был мусульманин, получивший специальное духовное образование, изучавший предписания мусульманского права и искушенный в мнениях мусульманских правоведов по отдельным юридическим казусам. В первые столетия Ислама кади нередко бывали из муджтахидов, позднее - из мукаллидов, изучивших мусульманское право и судивших на основании решений муджтахидов той правовой школы, к которой принадлежали сами.

Считалось, что кадиями следует назначать людей обеспеченных и материально независимых. На практике мусульманские судьи обычно получали стипендии из казны - бейт ал-маль или пенсии из доходов вакфных имуществ.

Казий должен был вершить суд в определенные дни и в судебной камере - махкама (иногда в мечети), предварительно совершив каждый раз омовение и молитву в мечети. Во время судебного заседания казий (кади), согласно обычаю шафиитов и ханифитов, усаживался лицом в сторону Мекки, а по обычаю шиитов - спиною к Мекке.

Судья должен выказывать полное беспристрастие по отношению к обеим тяжущимся сторонам:

Истцу - муддаи и ответчику - муддаи алейхи, не проявляя никакой предвзятости и не высказывая своего мнения по поводу дела до конца судебного заседания. И истца, и ответчика кади должен пригласить сесть. Но если один из тяжущихся - мусульманин, а другой - зиммий, кади предлагает мусульманину сесть, а зиммия оставляет стоять.

Характерной чертой судебного разбирательства первоначального Ислама являлось отсутствие адвокатов. Кади непосредственно требовал личного присутствия истца и ответчика. Для мусульманского суда они именуются одинаково: "муддаи" - "потерпевшие". Лишь по окончании разбирательства дела, после вынесения приговора осужденный начинал именоваться виновным. Соблюдалась, таким образом, презумпция невиновности.

Другая отличительная черта раннего судебного разбирательства - принцип непрерывности судебного процесса и отсутствие письменного делопроизводства. Дело разбиралось устно, публично, без всяких формальностей, и окончательный его исход целиком зависел от кади.

Безусловно, с течением времени судопроизводство шариата расширилось. Уже в период первых халифов появились судебные органы во главе с кади ал-кудат.

Постепенное совершенствование мусульманского судопроизводства привело к созданию юридических институтов, в том числе института адвокатура. Дело, ведение которого стало поручаться другому, называется "вакалат", а его исполнитель, доверенное лицо - "вакил" (адвокат).

Адвокату могли поручить продажу дома, заключение брачного договора и другие дела. Вакил не имеет права передать дело другому адвокату без разрешения доверителя. Если дело поручено нескольким исполнителям, то в случае смерти или отказе одного из них начатое дело не прекращается. Если же в вакалате участвуют только двое - поручитель и исполнитель, то в случае смерти одного из них дело автоматически прекращается. В случае, если адвокат или защитник умрет или станет невменяемым, сделка утрачивает свою юридическую силу.

Вместе с адвокатами появились на судебном процессе и другие должностные лица:

мазакки, которые занимались проверкой личностей свидетелей;

касима - служители суда, которые знали все правила распределения имущества;

аваны, которые устанавливали порядок в суде, приводили в исполнение его решения, следили за явкой свидетелей;

амина ал-хукма - служители, ведавшие делами опеки.

Позже появились полицейские органы - шурта. Известный арабский историк Ибн Халдун сообщал что "вопросы, связанные с обеспечением безопасности людей, разбирала исключительно шурта (полиция) без вмешательства кади".

В распоряжении мусульманского суда находились также:

один или несколько писцов (катиб);

посыльный (расул), которому поручалось доставить в суд ответчика или свидетелей.

Решения кади должны быть основаны на религиозном праве, т.е. на Коране, хадисах, кийас и иджма, но не на местном обычном праве - урф, адат. Судья не может основываться на личном убеждении или на фактах, известных ему лично. Ал-Фикх признает три категории доказательств:

шухуд - показания свидетелей;

йамин - клятва (присяга).

Показания свидетелей имеют главное, чаще всего решающее значение для шариатского суда. Для большинства судебных дел, как гражданских, так и уголовных, требуются показания по крайней мере двух свидетелей. Свидетели могут быть мусульмане - мужчины, совершеннолетние, правоспособные.

Ал-Фикх придает большое значение моральным качествам свидетелей. От свидетелей не требуется присяги. Но свидетель должен начать показания со слов "свидетельствую" - ашхаду.

судопроизводство шариат исламское право адвокатура

2. Правила и формы принятия присяги, обязательств и клятвенных обещаний

Следует отметить, что обет, клятва, присяга не имеет прямого отношения к религии, а имеют, прежде всего, юридическое значение. Каким же образом светские правовые проблемы связаны с религией?

Исламское право отвечает на этот вопрос двояко:

1. понятие "обет", "клятва", "присяга" толкуются как религиозные, как связанные с высшим началом, с Аллахом, с ответственностью перед ним;

2. светские проблемы рассматриваются с позицией Корана и исламской юриспруденции. Например, у родителей тяжело болен единственный сын. Естественно их горячее желание, чтобы он как можно быстрее выздоровел. Религиозная традиция призывает родителей дать обет о пожертвовании мечети или милостыне беднякам в случае выздоровления сына.

Исламское право требует, чтобы человек давал обет не по принуждению, а добровольно. Давать обет поспешно, необдуманно, в нервозном состоянии так же запрещается, как и допускать расточительство в деле обета. Если человек дал обет раздать часть своего имущества бедным и сам при этом разорился, то такой обет считается недействительным (батил).

В семье не все обладают правом давать обет. Не имеют этого права жена и дети без разрешения мужа и отца. Если же они дали обет против воли мужа и отца, то такой обет считается недействительным. Сын, взявший на себя обязательство об обете без ведома отца, если последний не высказал своего возражения, должен выполнить этот обет.

Надо подчеркнуть, что всякий обет обязательно должен быть под силу давшему его и связан с делами, дозволенными исламским правом. Исламское право требует также соблюдения сроков его исполнения.

Родители малолетней дочери могут дать обет выдать ее замуж по достижении совершеннолетия за определенного человека. Но дочь, достигнув совершеннолетия, имеет право расторгнуть обет родителей.

Условия клятвы или присяги с точки зрения исламского права близки к обету. Дающий клятву или присягу должен быть совершеннолетним и в здравом уме. Клятвы детей, умалишенных, нетрезвых, клятвы по принуждению считаются недействительными.

Запрещается давать клятву в возбужденном состоянии. Недействительна с точки зрения Исламского права клятва, связанная с выполнением запретных или порицаемых дел. Нельзя давать клятву о совершении того, что считается ваджибатом и мустахибом, т.е. обязательным с точки зрения религии (например, нельзя дать клятву о совершении пятикратной молитвы, обязательной для мусульманина).

В тексте клятвы обязательно должно упоминаться имя Аллаха, поэтому неприемлемым считается клясться не вслух или писать клятву на бумаге. Исключение делается на немых, которые могут дать клятву, выражаясь знаками.

А главное, клятву можно давать лишь в случае, если ее выполнение под силу дающему ее. Клятву не могут давать женщины и дети, если на это нет разрешения отца или мужа. Если же такая клятва все же дана, муж или отец может ее расторгнуть.

Исламское право не допускает уклонение от выполнения клятвы. В противном случае необходимо искупление, им может стать, например, кормление десяти бедняков или обеспечение их одеждой. Если перечисленное не под силу нарушившему клятву, он должен хотя бы поститься в течение трех дней.

В отдельных случаях исламское право допускает ложную клятву, если мусульманин дает ее в целях освобождения себя или своего брата по вере. Но при этом он должен совершить тайную клятву (т.е. сказать про себя правду).

Положение о ложной клятве основательно разработано в шариате шиитского направления, что связано с гонениями, которым подвергались шииты в течение долгих столетий. В учении шиизма возникло понятие "такийи" - ложной клятвы для сокрытия своего истинного вероисповедания. При этом шииты дают про себя скрытую клятву о своей верности шиизму.

Литература

1. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М.: "Наука." Гл. ред. восточной литературы, 1986. - С.215-228.

2. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. - М.: Изд-во "Леном", 1999. - С.23-34.

3. Эшонова Ш.О. "Нормы шариата и их применение казийскими судами в Средней Азии". Дисс. на соис. ученой степени к. ю. н. - Т., 1995.

4. Петрушевский И.П. Ислам в Ираке в VII - XV веках. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. - С.164-198.

5. Шарль Р. Мусульманское право. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. - С.115-120.

6. Ислам: энциклопедический словарь. - М.: "Наука". Гл. ред. восточной литературы, 1991. - 315 с.

Подобные документы

Место судебного разбирательства в гражданском процессе. Понятие принципов гражданского судопроизводства, их теоретическое и практическое значение. Сущность и содержание принципа непосредственности, устности и непрерывности судебного разбирательства.

контрольная работа [20,8 K], добавлен 07.10.2010

Сущность, условия и этапы судебного разбирательства. Судебное разбирательство как центральная стадия уголовного судопроизводства. Пределы судебного разбирательства, его приостановление и полное прекращение. Особый порядок судебного разбирательства.

курсовая работа [59,5 K], добавлен 13.04.2010

Правовые положения, основные черты, характер и особенности уголовного судопроизводства. Иск как публично-правовой инструмент. Основание и условия для особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением.

реферат [52,0 K], добавлен 21.12.2012

Понятие и значение судебного разбирательства. Цели и задачи гражданского судопроизводства. Части судебного заседания и их характеристика. Характеристика судебного разбирательства как стадии процесса. Постановление и оглашение решения судебного заседания.

реферат [20,1 K], добавлен 19.01.2010

Источники права Московского государства. Изменения в уголовном праве и ужесточение системы наказаний. Формы судебного процесса: суд и розыск. Происхождение "Русской Правды". Установление единого порядка судопроизводства. Вынесение судебного решения.

кади - шариатский судья

Кадий или кади - судья в исламе, который судит по законам шариата.

Термин «Кади» в переводе с арабского языка означает мусульманский чиновник, судья, которого назначает правительство для того, чтобы он правильно судил и рассматривал иски, опираясь на законы шариата.

Термином «Шариатский суд» называют такой суд, который выносит свои решения и отвечает на иски в соответствие с шариатскими законами, лежащими в основе Шариата. Шариатский суд функционирует в ряде мусульманских стран. В мусульманских общинах Северного Кавказа в постреволюционный периода России также действовал шариатский суд.

Термин «кади» неразрывно связан с понятием шариатского суда, и судья в шариате – это тот, кто рассматривает иски и тяжбы и выносит решение, опираясь на религиозные законы и положения.

История

Впервые этот термин был введен в обиход во время правления Умара ибн аль-Хаттаба в таких городах, как Медина, Басра и Куфа. С этого момента кади начали назначать в самые крупные из городов, в областные центры. Шариатский судья также назначался в ряды войск, когда проходили военные походы. Назначать кади мог только правитель или халиф.

Верховный кади появился в Арабском государстве со второй половины восьмого века. Эта должность носила название «кади аль-кудат», и тот, кто занимал ее, должен был не только судить, но и назначать всех остальных кади в халифате от лица халифа, а также принимать от граждан апелляции, которые подавались на решения остальных кади.

Должность шариатского судьи существовала во многих государствах. Функции, которые выполняли кади в то время, были крайне разнообразны.

Конец XX века в некоторых мусульманских государствах ознаменовался тем, что шариат стал играть ведущую роль как основа законности, и в этот период снова начала возрастать роль кади и значение вынесенных ими решений.

Статус кади в исламе

Статус должности кади выше, чем статус имама мечети. Он возглавляет судопроизводство города или области, занимается рассмотрением вопросов и тяжб по семейным конфликтам или сделкам, преступлениям, касающихся личных прав, таких, как нанесение телесных повреждений или убийства, только если подал иск на это сам тот человек, чьи права были затронуты. Но рассмотрением прочих дел кади может заниматься как по собственной инициативе, так и по требованию любого лица.

Перед тем, как вынести решение по делу, судье необходимо выслушать все стороны процесса. Решение его не может быть пересмотрено. Это указывает на персональный характер мирового шариатского суда, где на авторитет самого суда влияет авторитет судьи, а также уровень образованности, религиозность и справедливость того, кто осуществляет судебное делопроизводство. На должность судьи в шариате в одних мусульманских государствах назначали правители, а в других избирали старейшины или шейхи.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Ассаляму Алейкум братья ! Я подписал договор с одной компанией по подготовке в топовые вузы. В договоре указано было что: 1) при несвоевременной выплате начисляется пеня, 2) договор находится под юрисдикцией Великобритании, 3) Любые расходы, издержки и юридические расходы, понесенные в результате обеспечения своих прав, указанных в настоящем Договоре, должны быть оплачены Клиентом, включая любые обоснованные адвокатские расходы и гонорары
коллекторских агентств. Насчёт пени мы договорились в устной форме что при не выплате только происходит стоп-сервис и пеня это просто формальность, а насчёт других моментов не знаю что делать. Стоит ли менять условие договора или оставить все как есть? Не хотелось бы лишний раз тревожить людей если все хорошо

шариатский суд

Шариатский суд - орган правосудия, является основным институтом, который применяет исламское право. В мусульманском государстве шариатский суд возглавляет кадий.

В правовых системах стран мусульманского мира до девятнадцатого века шариатские суды занимали основное место, но с середины девятнадцатого века эта роль стала ослабевать, и на их место стали приходить суды светские, оставив исламским судам лишь рассмотрение тех вопросов, которые касались частной жизни и личного статуса верующих мусульман, вопросы семьи и брака, опеки и наследства, попечительств и прочих моментов, связанных с частной жизнью мусульман.

Основные понятия

Регулирует организацию, правила и юрисдикцию шариатского суда фикх. Регулирование деятельности исламского суда осуществляется теми институтами фикха, которые касаются статуса кади, записи судебных дел, доказательств и свидетельских показаний.

Шариат

Шариат представляет собой понятие очень широкое, в котором объединяются как юридические, так и нравственные аспекты, также в него входят и такие предписания культа, как регламентация исламских религиозных праздников, молитв и поста, а также прочих обязанностей мусульман.

«Шариат» подразумевает под собой совокупность морально-этических, правовых и религиозных норм Ислама, которые распространяются на большую часть жизни верующего мусульманина. В основе Шариата лежат положения, которые содержатся в Священной Книге Коран и Сунне пророка Мухаммада ﷺ (его высказываний и поступков), Шариат охватывает элементы не только конституционного, уголовного или гражданского права, но и права административного, процессуального и семейного, охватывает и этические и моральные нормы, а также нормы поведения, которые установлены в исламском обществе.

Возможно вам будет интересно узнать о законах Шариата для женщин

Христиане воспринимают понятие шариатского суда с некоторым опасением, во многом потому, что не мусульмане имеют недостаточное представление о том, о судебной шариатской системе. Шариат - это законодательная система, ниспосланная людям Всевышним Аллахом посредством Корана и Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, в основе Шариата лежит соблюдение мусульманами исламских морально-этических норм по отношению к предписаниям Аллаха, семье, родственникам, соседям, окружающим людям не смотря на их конфессиональную принадлежность, выраженную в справедливом и беспристрасном отношении. Смотрите нижеприведенном видео отношение Шариата к правам человека и правам собственника земли.

Если рассматривать понятие «фикх», то догматы фикха формулируются как раз на основе положений шариата, и эти нормы регламентируют правоотношения в самых разных сферах как государства и его экономики, так и семьи. В основе фикха лежит не только Сунна и Коран, но также на мнении ученых мусульманской науки, если это мнение согласованно, в том числе и на мнении о рассматриваемом прецеденте известных мусульманских правоведов. За основу берутся школы четырех основных мазхабов: ханафитского имама Абу Ханифы, шафиитского имама аш-Шафии, маликитского имама Малика и ханбалитского имама Ахмада ибн Ханбаля.

В основе фикха могут лежать и элементы обычаев в правовой сфере, имеющих место в культуре разных народов. То есть в основе фикха лежит вся практика судопроизводства Ислама, и некоторые ее элементы порой могут шокировать обывателя из западных стран.

Шариатский судья - кади возглавляет шариатский суд как орган правосудия в мусульманском государстве. Кади назначает правитель исламской страны. Кади по своему статусу в должностной иерархии стоит выше, чем имам мечети. Назначает глава государства на должность шариатского судьи специалиста по праву, обладающего высшим религиозным образованием и большим опытом работы с людьми в решении религиозно-правовых вопросов, который должен быть ответственным и беспристрасным человеом, пользующимся авторитетом у народа. Судья в исламском суде представляет собой главу мусульман в округе или городе. Кади имеет полномочие принимать решение единолично в участковом шариатском суде первой инстанции по любому делу, которое рассматривается при нем.

Должность кади была главенствующая роль в таких системах мусульманских государств вплоть до девятнадцатого века, и только позже светские суды вытеснили исламскую судебную систему в большинстве стран Востока, когда ввели в практику применение судов по образцу европейских стран.

Задачи шариатского суда

Перед шариатским судом стоит основная задача: защитить человеческую жизнь, которая является бесценным даром, а также возможностью для мусульманина убедиться в мудрости Создателя, защитить религию и способы ее исповедания, осуществить контроль за тем, чтобы на протяжении всей своей жизни верующий от истинного понимания религии не отклонялся, защитить права человека, иметь свою точку зрения, защитить имущество человека, интеллектуальное и материальное, поскольку имущество обеспечивает для верующего его благосостояние и возможность служить своему ближнему. Еще одна задача состоит в том, чтобы защитить семью и семейные ценности, обеспечить преемственность поколений, поскольку только это дает возможность одному поколению передавать потомкам интеллектуальное наследие и священное знание.

Все эти задачи отражают пять целей религиозного закона Ислама, и если приверженцы Ислама будут следовать всем этим целям, то это будет лучшим способ с их стороны выразить перед Аллахом свое благоговение.

Система наказаний исламского суда

Шариатский суд как любая правовая система имеет четко выраженную систему наказаний, запретов и предписаний. Система Шариата включает в себя строго предписанные обязательные обязанности:

  • обязанности, которые близки к строго предписанным;
  • действия желательные;
  • действия, которые могут совершаться только изредка;
  • действия нейтральные;
  • действия нежелательные;
  • действия, которые нарушают важное действие или уже начатое религиозное;
  • действия строго запрещенные.

Действия, которые строго запрещены, составляют категорию под названием «харам». К этой категории относятся такие действия, как убийство невинного человека, употребление свинины и алкогольных напитков, воровство или непокорность мужу и родителям.

За разные действия относящихся к категории "харам" установлены разные наказания: от простого предупреждения до смертной казни. За употребление алкоголя (возможно предупреждение) и лжесвидетельство по нормам шариатского суда полагается наказание в виде восьмидесяти ударов плетью, за воровство – отсечение кисти руки (при ряде отягчающих условий), за вероотступничество шариатский суд приговаривает к смертной казни.

Применение шариатских норм в современных государствах

С самого начала установления мусульманского государства именно шариатский суд был тем основным институтом, которым применялось мусульманское право. В современном мире в некоторых мусульманских странах на смену шариатскому пришли суды общегражданские, но и исламские суды в ряде мусульманских государств все еще функционируют.

В современном мусульманском мире долгие годы главной судебной системой шариатский суд остается в Саудовской Аравии, в Иране, Иордании, Омане и Йемене, в Ливии. Используется шариат вместе с другими правовыми нормами в таких странах, как Пакистан, Малайзия, Афганистан, Ирак, Сирия, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бруней, Джибути, Бахрейн и Египет, а также в Ливии, Тунисе и Мавритании. Шариат практикуется в некоторых регионах Сомали, Судана, Нигерии и Бангладеш. В Марокко нормами шариата официально руководствуются на уровне отношений внутри семьи. Такая же ситуация с применением шариатского права сохраняется в последние годы на Филиппинах (Минданао), в Алжире и в Индонезии.

В современном Иране Особый духовный шариатский суд действует отдельно от всей судебной системы страны.

шариатский суд Пакистана

Здание Федерального Шариатского суда Пакистана

Йемен, испытывая влияние в некоторых отраслях европейских тенденций развития, оставил в качестве преобладающей именно мусульманско-правовую традицию.

В Афганистане в государственной судебной системе сочетается традиционное исламское право и некоторые нормы европейских систем права.

Основным органом правосудия шариатский суд остается в Пакистане и Саудовской Аравии: положения фикха как нормативно-правовой части шариата определяют юрисдикцию шариатского суда, его организацию, статус кади, составление протоколов судебных заседаний, слушание свидетельских показаний, порядок, по которому предъявляются доказательства, а также нормы поведения в обществе для мусульман.

В скором времени шариатский суд может стать основным органом правосудия в ведущих мусульманских государствах мира, даже в таких государствах, как Соединенные Штаты Америки, странах Европы и в России. На это указывают высказывания самых разных влиятельных должностных лиц и средств массовой информации перечисленных стран. В этих странах отмечается устойчивый рост количества мусульман на протяжении последних лет, и политики обсуждают вопросы о том, как возможно сочетать процессуальные правила светского и исламского мира всерьез.

Шариатские суды в Европе и США

Единственная страна Европы, где шариатский суд действовал долгое время в отношении мусульманской общины (в основном местных турков) была Греция.

В Европе шариатский суд уже не первый год применяется для рассмотрения судебных исков между мусульманами. При рассмотрении бракоразводных процессов или рассмотрения вопросов имущественного наследования применяется вместо шариатских норм гражданское международное право. Для граждан Саудовской Аравии или Ирана при рассмотрении судебных дел с их участием Шариатский суд Германии в Берлине учитывает и законодательство конкретно этих стран обращаясь к исламскому праву.

шариатские суды

В Великобритании шариатский суд выступает в роли третейских судов, когда возникают между двумя мусульманами имущественные споры – в таком случае граждане имеют право обратиться по обоюдному согласию не к судье светскому, а к имаму с целью рассмотрения их вопроса. Подобная практика имеет место в Великобритании не первый год и с судом иудейским.

Голландские судьи имеют право применять в своей практике исламско-правовые нормы, если они не вступают в противоречие с законами страны. В Бельгии первый шариатский суд открылся совсем недавно, и в первые годы своего существования он рассматривает только дела гражданского характера.

Американский штат Оклахома уже не первый год разрешает своим судьям применять нормы шариата при вынесении решений.

Шариатские суды в России

В регионах России, где преобладало мусульманское население, на Северном Кавказе действовали шариатские суды до самой революции 1917 года, но даже в те годы они применяли в своем судопроизводстве только те нормы, которые не вставали в противоречие действующему законодательству. После того, как свершилась революция 1917 года, в некоторых регионах Северного Кавказа шариатские суды были восстановлены, но большевики ликвидировали и их в течение ближайших трех лет.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Не отражены важные аспекты, которые очень волнуют любого, кто сталкивался с судами вообще. 1. Являются ли эти суды платными? 2. Есть ли у суда шариата адвокаты? 3. Есть ли в судах шариата экспертизы на научной основе? 4. Есть ли контроль над судьями, или они могут авторитарно судить так, как им вздумается? 5. есть ли кодекс законов, с которыми можно ознакомиться? 6. Одинаковы ли решения шариатского суда разных районов и стран на один и тот же вопрос?

женщина, побитая камнями за измену мужу в соответствии с предписанием шариата. Кадр хроники.

Шариатские суды, как органы правосудия в мусульманских государствах, скоро могут стать нормой законодательства ведущих стран мира, включая США, Европу и даже Россию. Именно об этом можно судить по многочисленным высказываниям различных должностных лиц и влиятельных СМИ этих стран. Количество мусульман во всех этих странах устойчиво растет из года в год, поэтому не случайно политики уже всерьез обсуждают вопрос о возможностях сочетания процессуальных правил мусульманского и светского мира.

Что такое шариатский суд? Где и когда его нормы и правила де факто уже применяется многие годы в странах ЕС и США? Как изменится мир, если они будут законодательно закреплены в Европе, Америке и России?

  • Что же такое шариат и почему это слово наводит ужас в преимущественно христианской Европе?

Шариат опирается на Коран и фикх, а также включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения, пояснили эксперты землячества Турции Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V:

■ шариат. Значение арабского слова "аш-шариа" переводится как "источник, фундаментальные основы веры". Это слово в значении «прямой путь» или «источник веры» встречается уже в первой суре священной книги Коран, которая носит название «аль-Фатиха». В более широком смысле, шариат - это совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина. Шариат основан на положениях, содержащихся в Коране и Сунне. Он включает в себя элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие нормы, установленные в исламском обществе;

■ фикх. На основе шариата формулируются конкретные нормы фикха, регламентирующие правоотношения в различных сферах – от семьи до государства и экономики. Он, помимо Корана и Сунны, может также основываться на согласованном мнении наиболее авторитетных мусульманских ученых, а также на суждении известных правоведов о прецеденте. Также он может в себя включать элементы традиционных правовых обычаев некоторых народов. Таким образом, фикх включает в себя всю практику исламского судопроизводства, которая так часто шокирует западного обывателя.

■ цели шариата. Главная задача шариата – это защита:

- человеческой жизни, как бесценного дара и уникальной возможности убедиться в божественной мудрости;

- религии и способов ее исповедания, контроль за тем, чтобы верующий на протяжении всей жизни не откланялся от истинного понимания своей религии;

- права человека на собственную точку зрения;

- имущества, как материального, так и интеллектуального, ибо только оно обеспечивает благосостояние верующего и возможность служения ближнему.

- семьи, семейных ценностей, преемственности поколений, которая позволяет передавать потомкам священное знание и интеллектуальное наследие.

Четкое следование приверженца ислама пяти целям религиозного закона означает лучший способ выразить свое благоговение перед Аллахом.

■ система запретов и наказаний. Как и любая правовая система шариат строится на предписаниях и запретах. Это:

- обязательные, строго предписанные обязанности;

- обязанности, очень близкие к строго предписанным;

- действия, которые совершаются лишь изредка;

- действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие;

- строго запрещённые действия.

Последнюю категорию называют «харам» и к ней относится: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям или мужу. Именно за такие действие полагается самое суровое наказание:

- 100 ударов плетью за прелюбодеяние для женщины (незамужней) или мужчины (неженатого);

- побиение камнями за прелюбодеяние для замужней женщины или женатого мужчины;

- 80 ударов плетью за употребление опьяняющих и одурманивающих веществ;

- 80 ударов плетью за ложное обвинение;

- отсечение руки за воровство;

- смертная казнь за вероотступничество.

  • Где в современном мире существует главенство шариатского суда?

До XIX в. шариатские суды занимали основное место в правовых системах мусульманских стран. С середины XIX в. в большинстве этих государств были образованы светские суды, которые начали применять законодательство европейского образца:

■ роль шариатского суда в жизни мусульманина. Постепенно роль шариатских судов начала уменьшаться и свелась исключительно к рассмотрению вопросов, касавшихся личного статуса мусульман - брака, семьи, наследования, опеки, попечительства и т.п. До революции 1917 года шариатские суды действовали и в мусульманских регионах Российской империи, но они могли применять только те нормы, которые не противоречили действующему законодательству. После 1917 года кое-где (например, на Северном Кавказе) были восстановлены шариатские суды, но в 1920 годах большевики их полностью ликвидировали;

■ шариатские суды в наши дни. Шариат является главной судебной нормой в таких странах, как: Саудовская Аравия, Иран, Иордания, Йемен, Оман и Ливия. В Малайзии, Пакистане, Афганистане, Ираке, Сирии, Ливане, ОАЭ, Кувейте, Катаре, Брунее, Бахрейне, Джибути, Египте, Тунисе, Ливии и Мавритании он используется наравне с другими правовыми нормами. В ряде регионов Бангладеш, Нигерии, Судана и Сомали также практикуется шариат. На уровне семейных отношений нормами исламского права вполне официально руководствуются в Марокко, Алжире, Индонезии и на Филиппинах.

  • Шариатские суды в Европе: резонансные высказывания, слухи, предположения

На практике в Европе уже многие годы рассматриваются многие судебные иски между гражданами мусульманского вероисповедания в соответствии с нормами шариата. В таких сферах гражданского права, как бракоразводные процессы и наследование имущества применяется так называемое международное гражданское право. И если речь идет о гражданах Ирана или Саудовской Аравии (где в ходу шариат), то суд в Германии учитывает в отношении их иранское или саудовское законодательство, прибегая, таким образом, к шариату.

■ Германия. Министр юстиции федеральной земли Рейнланд-Пфальц Йохен Хартлофф в интервью, данному агентству Berliner Zeitung, предложил разрешить в Германии суды шариата. Он считает, что можно применять исламские нормы в спорах, касающихся денежных и семейных отношений. Уголовные преступления он предложил исключить из ведения судов шариата. «Каменный век мы терпеть не будем. Побивание камнями противоречит правам человека» - пояснил свою позицию министр. Его высказывание сразу же вызвало широкую дискуссию в немецком политикуме. Министр юстиции федеральной земли Гессен Йорг-Уве Хан подчеркнул, что правосудием в Германии занимаются немецкие суды и дублировать их функции исламскими не имеет смысла. А один из высокопоставленных представителей блока христианских партий ХДС/ХСС высказался за то, что введение отдельных судов для мусульман поможет их интеграции в германское общество;

■ Великобритания. Фактически так же дело обстоит и в Объединенном Королевстве, где минимум с 1982 года местные суды вынуждены учитывать нормы шариата в имущественных спорах иммигрантов. В прошлом году духовный глава англиканской церкви епископ Кентерберийский Роуэн Уильямс предположил неизбежность введения в Великобритании некоторых норм шариата,в частности в бракоразводных процессах мусульман и решении финансовых споров.Епископ Кентерберийский объясняет свое высказывание тем, что мусульман Великобритании нужно избавить от выбора или быть лояльным своей стране, или своей вере;

■ в Англии шариатские суды, по сути, играют роль третейских судов. Так если между двумя мусульманами возникает имущественный спор, они могут по обоюдному согласию обратиться не к светскому судье, а к местному имаму. Точно так же уже более века в Британии действует иудейский суд, но пока никто не поднимал панику по поводу наступления еврейской культуры на старую-добрую Англию;

■ Нидерланды. В Голландии судьям разрешено применять нормы шариата, если они не вступают в противоречие с законами страны;

■ Бельгия. В Бельгии осенью прошлого года тоже открылся первый шариатский суд – пока он рассматривает лишь гражданские дела;

■ США. В американском штате Оклахома судам разрешили учитывать при вынесении решений нормы шариата;

■ Российская Федерация. 24 апреля 2012г. в интервью телеканалу РЕН ТВ адвокат Дагир Хасавов заявил о необходимости введения в России шариатских судов. Он сказал, что "мусульмане не хотят ввязываться в судебную систему", что они будут устанавливать свои правила, а "любые попытки это остановить обольются кровью". Высказывание юриста имело мощнейший резонанс, официальные мусульманские организации сразу же постарались дистанцироваться от него. Высокопоставленные духовные лица заявили, что в муллы и так помогают мусульманам разбираться в вопросах, связанных с религией, семьей и наследством, и что исламский суд уже представлен в России религиозными судьями (кадиями), решения которых носят чисто рекомендательный характер и не противоречат светскому суду. Сам же адвокат вынужден был объяснять свои слова, сказав, что его не так поняли.

Однако, вскоре в интервью «Русской службе новостей» председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин неожиданно сказал буквально следующее: «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы.

Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины». Его поддержал Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов, считающий, что шариатские суды вполне допустимы в России в качестве третейских судов. Естественно, все это привело к очень оживленной дискуссии.

Как видим, в Европе и России все происходит примерно по одному и тому же сценарию, когда значение вполне привычного и давно интегрированного в общественную жизнь явления вдруг многократно преувеличивается. Тут же возникает новый информационный повод, возможности для спекуляций и скандалов и, как следствие, для приобретения политических очков. Однако особую тревогу вызывает тот факт, что в данном случае затрагивается одна из самых болезненных и взрывоопасных тем – религиозная.

  • Шариатский суд: что можно, а что нельзя мусульманам трейдерам во всем мире?

Исходя из особенностей в каждой стране, и строят свою деятельность брокеры и диллинговые центры. Например, в Малайзии, небольшой восточноазиатской стране с населением всего в 30 млн. человек, Национальный совет по исламу обнародовал фетву (решение по вопросу соответствия каких-либо сторон жизни человека и общества канонам ислама), в которой торговля на международном валютном рынке (Форекс-рынке) объявлена противоречащей шариату. Глава совета доктор Абдул Шукор Хусин пояснил, что в самом механизме международного валютного рынка заложена возможность спекуляций, что противоречит законам ислама. Лично у доктора А. Хусина вызывают настороженность еще два факта, тесно связанные с Форекс-рынком: слишком много вариантов торговли, часть которых явно противоречат исламу, а другая часть просто сомнительна, а также то, что на валютном рынке торговля идет через Интернет (подробнее Ислам: в чем особенности брокерских услуг Forex в мусульманских странах?).

Форекс брокеры нашли выход из даной ситуации, предлагая своим трейдерам исламские счета Форекс, так называемые счета Swap-free, согласно которым проценты за перенос позиций не платятся. Так что, мусульмане могут торговать валютами легко и без всякого беспокойства относительно нарушения законов шариата. Как правило, эти счета предлагаются только для мусульман, чтобы свести к минимуму злоупотребления на замене счетов. Есть небольшой недостаток в том, что большинство брокеров берут плату за эту услугу, чтобы заменить доходы, которые они могут потерять при наличии замены бесплатных аккаунтов, объяснил представитель компании Manors Group Broker, которая входит в ведущий рейтинг брокеров форекс Академии Masterforex-V.

Редколлегия журнала «Биржевой Лидер» совместно с экспертами Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V проводит опрос на форуме трейдеров форекс: как вы думаете, существует ли реальная возможность учреждения шариатских судов за пределами исламского мира?

· да, ислам распространяется по миру, нужно уважать нормы и правила религиозных концессий;

· нет, введение шариатского суда за пределами стран ислама обострит межнациональные и межрелигиозные взаимоотношения граждан;


В настоящей статье в общем порядке затронуты вопросы об особенностях «мусульманского уголовного судопроизводства». Информация, представленная в данной статье, будет полезна не только специалистам-правоведам, но и достаточно широкому кругу читателей, интересующихся этим вопросом.

Ключевые слова: мусульманское уголовное судопроизводство, чиновник — кади, «шурта», «мухтасиб».

Приступая к непосредственному рассмотрению тематики настоящей статьи под названием — «особенности мусульманского уголовного судопроизводства», необходимо отметить следующее.

Мусульманское уголовное судопроизводство по факту возникло в двух сферах общественных отношений, где с одной стороны выступают отношения верующих с Аллахом, а с другой стороны, выступают отношения между людьми соответствующего сообщества [1.с.3].

Как это и следует из фактического существа настоящего вопроса — «мусульманское уголовное судопроизводство» возникло в процессе последовательного становления древнего мусульманского государства, которое получило свое название в виде — «Арабского Халифата».

Тем не менее, в период своего начального становления «мусульманское уголовное судопроизводство» по сути не существовало и вовсе, поскольку сам пророк Мухаммад и осуществлял суд.

Ввиду особой важности данного вопроса, пророк Мухаммад, постепенно делегировал полномочие осуществлять рассмотрение судебных дел своим халифам.

Которые уже в свою очередь «передоверяли» право осуществлять суд — профессиональным знатокам мусульманского права, которые со временем становились профессиональными судьями.

Уже в последующем, при правлении династии Аббасидов — «мусульманского Халифата», судьи выступали от имени халифа, который таким образом делегировал им часть своих полномочий, в данном случае — право отправлять правосудие.

В последующем непосредственное отправление правосудия в «мусульманском Халифате» было полностью возложено на назначаемых Великим Халифом, чиновникам — кади.

Как следует из фактического существа настоящего вопроса, кандидат в судьи (на должность «чиновника — кади») в обязательном порядке должен быть мусульманином, иметь безупречный образ жизни, а также иметь богословское образование и знать все основные предписания мусульманского права.

В качестве интересного дополнения рассматриваемого вопроса является тот факт, что назначение на должность «чиновника — кади» не предоставлялось мусульманскому обществу, а по факту перепоручалось — главе местной власти, соответственно [2.с.210].

И дополнительно ко всему, еще одной характерной чертой данного вопроса, являлся тот факт, что — то или иное лицо, обладающее всеми указанными выше качествами для непосредственного исполнения должности «чиновника — кади» или по иному «судьи — кади» ни при каких обстоятельствах не мог отказаться от назначения на эту должность.

Еще одной интересной особенностью «мусульманского уголовного судопроизводства», являлся тот факт, что — по отношению к «судье — кади», верховный правитель «мусульманского Халифата», выступал высшей судебной инстанцией.

Продолжая дальнейшее рассмотрение настоящего вопроса, также необходимо отметить следующее, а именно — в соответствии с исламом, «судья — кади» являлся не просто лицом, назначенным на отправление правосудия, но и является доверенным лицом Бога.

Именно поэтому, все итоговые решения «судьи — кади» имеют под собой не только силу авторитета, но и самым прямым образом воплощают в себе — «принцип авторитета мусульманского права».

Сказанное выше утверждение, позволяет сделать вывод о том, что одним из основополагающих мусульманских правовых принципов является коранический по своему происхождению и выражению принцип кади, с чем в данном случае нельзя не согласиться, в силу причин объективного характера и содержания [3.с.619].

На основании всего вышесказанного, необходимо отметить следующее, а именно — «мусульманское уголовное судопроизводство» обладает следующими «характерными особенностями», а именно:

1) Согласно и в соответствии с нормами исламского шариата, «судья — кади» самостоятельно проводит всю досудебную подготовку в виде — «предварительного расследования».

Таким образом, для «мусульманского уголовного судопроизводства» предварительное расследование, является «исключительной обязанностью» «судьи — кади».

И при этом, такого понятия как «Прокуратура» для «мусульманского уголовного судопроизводства» не существует вообще, причем ни в российском, ни в западном понимании этого слова.

Тем не менее, справедливости ради необходимо отметить и то, что вопросами «досудебного производства» мог заниматься не только «судья — кади», но и «шурта» — полиция общественной безопасности и соответственно «мухтасиб» — религиозная полиция.

2) Согласно мусульманской доктрине — «мусульманский уголовный процесс», должен быть скорым и справедливым, без лишних проволочек и иного рода «искусственных задержек».

Естественно, при обязательном соблюдении условия о том, что — это не будет сказываться на справедливости правосудия и подрывать доверие к «судье — кади» [4.с.26].

3) Фактическое признание подсудимым своей вины, в «мусульманском уголовном судопроизводстве» по факту означает следующее, а именно — перед таким лицом, открывается доступ к правосудию или по иному — «формальный допуск к судье».

4) «Мусульманский уголовный процесс» в принципе не приемлет такого механизма как — «уголовно — правовой компромисс».

Поскольку, те или иные наказания, установленные в Коране и Сунне, представляют собой жестко определенные санкции и, следовательно, не могут быть изменены, даже «судьей — кади».

5) Для исламского права характерна зависимость роли в инициировании и прекращении уголовного дела потерпевших, обвиняемых и правительства от характера нарушенных прав и производного от них характера преступления и уголовного преследования, в безусловном порядке настоящего вопроса.

6) Исламский уголовный процесс предполагает защиту прав обвиняемых в совершении преступлений.

Действительно, шариат не только провозглашает такую защиту, но и гарантирует соблюдение достаточно многочисленных основных прав обвиняемых в «мусульманском уголовном процессе».

7) Потерпевший в исламском уголовном процессе играет важную и активную роль.

В особенности процессуальная активность потерпевшего заметна в производстве по делам о преступлениях, посягающих на права верующих.

8) Одним из основных способов доказывания судом виновности обвиняемого является состязательный допрос свидетелей.

9) Судебное разбирательство в отсутствие обвиняемого, как правило, не допускается.

10) Как только постановление суда вынесено, оно становится окончательным и не может быть обжаловано или пересмотрено.

Иначе говоря, согласно мусульманскому праву нет необходимости в апелляционных судах.

На основании всего вышесказанного необходимо резюмировать следующее, а именно — особенности «мусульманского уголовного судопроизводства», представляют собой достаточно понятное и разумное содержание.

  1. Н. Г. Стойко, П. А. Гусенова. «Особенности исламского порядка уголовного судопроизводства» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
  2. Хрестоматия по истории государства и права: История государства и права зарубежных стран. Т.1: Древний Восток. Античный мир. Средние века / сост.Ю. А. Иванов [и др.]. Воронеж, 2014. С.210.
  3. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв.ред.А. Я. Сухарев М., 2015. С.619.
  4. Кибальник А. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права // Уголовное право. 2017. № 1 С.26.

Основные термины (генерируются автоматически): кади, судья, мусульманское уголовное судопроизводство, исламский уголовный процесс, особенность, факт, фактическое существо настоящего.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: