Особенности государства как субъекта гражданского права рк

Обновлено: 05.05.2024

Понятие территориальной определенности государства, осуществление государственной власти с помощью специального аппарата принуждения и управления. Свойства государства как участника гражданских правоотношений, возникающих на основе административных актов.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 29.02.2012
Размер файла 10,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

На тему: «Государство как субъект гражданского права»

Содержание

Государство как субъект гражданского права

Гражданская правоспособность государства

Список использованной литературы

Введение

Гражданское право Казахстана в прошлые века регулировало все подробности гражданской жизни, как общественной, так и частной. В сущности, оно было частным правом, и выражало природу и бытие феодально-патриархальных отношений.

Источниками гражданского права были: обычное право, мусульманское право (шариат) и законодательство царской России.

Понятие гражданского правоотношения охватывало все аспекты гражданско-правовых действий, совершаемых в обществе. В качестве субъекта гражданских правоотношений выступали физические лица (граждане), содержание правоспособности которых в силу классовых отношений было различным.

Гражданское право Республики Казахстан в полной мере опирается на основные принципы частного права, хотя и отличается своими особенностями, отражающими современное общественное и экономическое состояние страны, ее исторический опыт и национальные традиции.

В существующей правовой системе (совокупности всех юридических норм) Республики Казахстан гражданское право - одно из основных и ведущих звеньев, именуемых отраслями права.

Как и другие отрасли, гражданское право опирается на Конституцию Республики Казахстан, статья 1 которой провозглашает, что высшими ценностями нашего государства являются человек, его жизнь, права и свободы. Защита этих ценностей составляет главную задачу Казахстана.

Значение гражданского права в системе всех отраслей права Республики определяется, во-первых, ключевой ролью тех отношений, которые являются предметом его регулирования; во-вторых, - широкой сферой его применения; в-третьих, - его неразрывной связью с защитой имущественных и неимущественных прав и интересов личности.

Государство как субъект гражданского права

государство власть гражданский административный

а) Определение Государства.

Государство - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим распоряжениям обязательную силу для населения всей страны.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков. В первую очередь скажем что государство имеет свою территорию. Она может изменяться, но совсем без территории государство не существует. На его территории проживает население, а также действуют различные законы этого государства. Кром того, на территории государств возникают административно-территориальные единицы. Государство имеет свое естественное право защищать свою территорию от какого-либо внешнего вторжения со стороны других государств и в некоторых случаях также частных лиц.

Государственная власть осуществляется с помощью специального аппарата принуждения и управления, он состоит из людей, организованных для выполнения данных функций профессионально, располагают кроме всего прочего для этого материальными средствами. Ни одно государство не может существовать в принципе без сбора определенных обязательных платежей в бюджет - налогов. Налоги платят организации и физические лица, имеющие доходы которые они получают на территории данного государства. Налоги необходимы государству для осуществления государственных функций и содержания госаппарата.

Важнейшим признаком государства является суверенитет. Суверенитет это верховенство государственной власти по отношению к лицам и организациям в обществе, а также и ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет характеризуется двумя сторонами - независимостью и верховенством. Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене.

Верховенство - это способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.

б) Общие положения государства как субъекта гражданского права.

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы. Государство выступает как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра).

Правовое положение государства составляет важную часть учения о субъектах гражданского права, в которой тесно переплетены частно- и публично-правовые элементы. От того, как государство рассматривается в рамках права публичного, зависит и его положение как субъекта гражданского права.

Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с иными субъектами - гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота. Поэтому ряд гражданских правоотношений с участием государства возникает на основе административных актов, что несвойственно для граждан и юридических лиц.

Будучи одним из субъектов гражданских правоотношений государство обладает правоспособностью и дееспособностью. В отношении правоспособности государства высказаны различные мнения. Однако, учитывая сложившуюся практику использования терминологии, с целью определения отличительных особенностей, правоспособность государства можно именовать универсальной, в отличие от общей правоспособности граждан и специальной (по общему правилу) юридических лиц.

Государство как носитель суверенитета едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории). Соответственно государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект.

Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе правосубъектности государства. Но она важна не всегда. Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых принципах. Имеются, однако, и различия. Республика Казахстан выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.

От имени Республики Казахстан могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти и управления Республики Казахстан в рамках их компетенции, установленной законодательными актами, положениями или иными актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению Республики Казахстан от ее имени могут выступать иные государственные органы, юридические лица и граждане.

Гражданско-правовые споры с участием Республики Казахстан разрешаются судами.

Гражданская правоспособность государства

Правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то - уже. Рад возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, ибо природа государства не позволяет ему приобретать рад прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом. Государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности.

Правоспособность государства можно назвать целевой - она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению. Оно не может, к примеру, наживаться на своих гражданах, неосновательно освобождать себя от ответственности и т. д. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Ряд обязанностей государства, касающихся его участия в гражданском обороте, вытекают и из других норм Конституции.

Государство неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют государственные органы, являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государству как субъекту права.

В своей работе я подробно рассмотрела государство как субъект гражданского права. Роль и функции государства, а так же правоспособность государства и общие положения государства как субъекта гражданских правоотношений. Целью работы являлось рассмотрение государства как субъекта гражданского права.

Республика Казахстан может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства. Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

Республика Казахстан может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства Республики.

Список использованной литературы

1. Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 27.12.1994 г. с изменениями и дополнениями на 2009 г.

2. Диденко А.Г. Гражданское право РК - Алматы, 2003 г.

3. Гражданское право / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К.

4. Википедия (свободная энциклопедия, 2010 г.)

Подобные документы

Соотношение административного и гражданского права. Особенности государства как субъекта права. Реализация полномочий Российской Федерации как собственника акций. Применение норм гражданского права к административным актам о государственной регистрации.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 12.02.2011

Объектом изучения выступает государство, как субъект гражданских прав. Понятие и виды субъектов гражданских прав. Правовые особенности гражданских правоотношений регулируются Конституцией Украины и нормами национального гражданского законодательства.

курсовая работа [35,4 K], добавлен 15.01.2009

Развитие понятия о государстве в ходе истории. Анализ основных признаков государства. Понятие, основы и система государственной власти, ее субъекты. Проблема соотношения государственной власти, права и государственного управления. Функции государства.

реферат [51,8 K], добавлен 25.01.2009

Понятие гражданской правосубъектности и дееспособности государства. Определение их характера и особенности реализации. Опосредованное и непосредственное участие государства в гражданских правоотношениях. Участие государства во внешнеторговом обороте.

курсовая работа [54,2 K], добавлен 18.11.2009

Суверенитет государства как основание формирования особого статуса государства - участника отношений в международном частном праве. Концепции о видах иммунитета государства. Понятие иммунитета государства в законодательстве Российской Федерации.

курсовая работа [29,0 K], добавлен 23.01.2007

Соотношение государства, государственности и гражданского общества. Структурные элементы государственной власти России: средства государственного принуждения, коммуникации и правотворчества, суверенитет и легитимность. Подходы к типологии государства.

курсовая работа [43,0 K], добавлен 18.01.2015

Особенности правового положения государства как участника частных правоотношений, осложненных иностранным элементом. Рассмотрение понятия иммунитета собственности государства. Характеристика доктрин абсолютного, функционального и ограниченного иммунитета.

иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами;

2) имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами.

Помимо изложенного, в ст. 192 ГК видами государственной собственности признаются республиканская и коммунальная собственность и разграничивается состав такого имущества. Деление собственности на государственную и частную вытекает из п. 1 ст. 6 Конституции РК, которая предусматривает, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. При этом Конституция РК не использует применительно к указанным категориям понятия «форма» или «вид» собственности. Из изложенной конституционной нормы следует, что, помимо государственной и частной собственности, другой собственности в Республике Казахстан не может быть.

В научной литературе чаще всего деление собственности на государственную и частную рассматривается как разграничение двух форм собственности. В этой связи закономерно возникает вопрос о том, что является основанием для разграничения форм собственности. Наиболее распространенной является точка зрения, высказанная многими исследователями о единстве права собственности и разграничении субъектов права собственности. В этой связи обосновывалось, что собственность одна и едина по своему экономическому и юридическому содержанию. С экономической точки зрения любая собственность - это присвоение, с юридической - любое право собственности означает право владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению и в своих интересах. Разделение собственности на виды производится по субъектам права собственности [5] . Из подобного понимания форм собственности исходят ряд российских авторов [6] . Наряду с изложенным существует точка зрения о том, что классификация форм собственности по субъектному признаку не является единственно возможной. Так, по утверждению Ю.К. Толстого, различие форм права собственности не сводится к различию в субъектах [7] . В казахстанской литературе иные классификационные признаки, например, применены в отношении такой формы собственности, как кондоминиум [8] . Применительно к кондоминиуму применение иных классификационных признаков обоснованно, поскольку в указанной форме собственности сочетается раздельная (индивидуальная) собственность на отдельные жилые и нежилые помещения с общей собственностью на общее имущество.

Вместе с тем мы полагаем, что деление на государственную и частную собственность в Конституции РК связано с субъектами права собственности. Государственная собственность указывает на принадлежность имущества государству, каковым в соответствии со ст.ст. 1 и 2 Конституции РК является Республика Казахстан. Из изложенного может быть сделан вывод о том, что единственным субъектом права государственной собственности является Республика Казахстан. Вместе с тем анализ ст.ст. 111-114 , 192 ГК РК показывает, что Республика Казахстан является субъектом республиканской собственности. Что касается коммунальной собственности, ее субъектом является административно-территориальная единица.

Между тем анализ норм Конституции РК показывает, что она не содержит норм о республиканской собственности. В ст.ст. 6 , 66 речь идет о государственной собственности. В этой связи возникает вопрос о том, в какой мере обоснованно деление государственной собственности на республиканскую и коммунальную и, соответственно, выделение двух субъектов гражданских правоотношений, Республики Казахстан и административно-территориальной единицы.

Тема: Государство и административно-территориальные единицы как субъекты
гражданского права.

2. Гражданская правоспособность гоcударcтва.

3. Гражданская правоспособность административно-территориальных единиц.

4. Форма участия государства в гражданском обороте.

6. Список литературы.

Именно субъективная обособленность власти государстваот общества в
целом лежит в основе понятия гражданского общества и государства, где
гражданское общество рассматривается отдельно от государства, и гражданское
общество -это не государство.
Итак, власть государства с одной стороны является общественной властью
и государство унаследовало власть от общества в целом, и для осуществления
власти над обществом все равно требуется то или иное признание обществом
этой власти. С другой стороны, государство фактически обособлено от
общества. Это противоречие проявляется и в закономерностях связи
государства и гражданского общества. Государство стремится, со своей точки
зрения, выполнять функции общественной власти и, потому поглотить
гражданское общество. Гражданское общество также, со своей точки зрения,
стремится наделить государство функциями общественной власти и определить
для государства общественный интерес, который оно должно реализовать.
Поэтому, гражданское общество стремится сохраниться, не поддавшись
стремлению государства, и сократить, в этом смысле, произвол
государственной власти.

2. Гражданская правоспособность гос-ва.

Правовое положение государства и муниципальных образований составляет
важную часть учения о субъектах гражданского права, в которой тесно
переплетены частно и публично-правовые элементы. От того, как государство
рассматривается в рамках права публичного, зависит и его положение как
субъекта гражданского права. Государство, как носитель суверенитета, едино
и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же
территории) Соответственно государство в гражданском обороте может
рассматриваться как единый и единственный субъект.
Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в
гражданско-правовых отношениях. И в этом смысле оно обладает
правоспособностью. Однако его правоспособность обладает рядом особенностей,
связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного
права, носителем власти. Эти особенности концентрированно выражают свойство
суверенности, присущее государству.
Государство осуществляет власть. Но функция властвования свойственна и
другим субъектам. Властвует работодатель над своими работниками, родители
над своими детьми, сообщества над своими членами. Однако среди них
государство выделяется как единственная власть, обладающая суверенитетом.
На определенной территории повеления государства преобладают над всеми
иными властными велениями. Это преобладание воплощается в независимости
государства от кого бы то ни было и составляет главный признак его
суверенитета.
Суверенитет имеет как внутреннее, так и внешнее проявление. В пределах
своей территории государство олицетворяет наивысшую власть. Никто не может
вмешиваться во внутренние дела государства,
если только иное не вытекает из общих принципов международного права. Вовне
суверенитет проявляется как независимость данного государства от других
государств и иных субъектов международного права. Государство как суверен
обладает свойствами, которые превращают его в особого субъекта гражданского
права, а именно:
- государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все
остальные субъекты гражданского права;
- государство может принимать административные акты, из которых возникают
гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;
- государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в
построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;
- государство пользуется иммунитетом.
Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как
участника гражданско-правовых отношений. Однако даже то, что названо,
позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве.
Государство является особым лицом в гражданских правоотношениях. В этом
качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права. При
этом для современного правопонимания характерно отрицание заимствования
частно-правовых конструкций для характеристики публично-правовых феноменов
и наоборот. То, что государство является субъектом публично-правовых
отношений, особых сомнений не вызывает. В данных отношениях оно действует
не как частно-правовой субъект, и потому нельзя заимствовать какие-либо
гражданско-правовые характеристики для описания государства как
субъекта публичного права. В рамках этих отношений государство выступает
как носитель публичной власти.
В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает
властными полномочиями. Здесь оно подчинено общим принципам гражданского
права. И тем не менее, властная (публично-правовая) сущность государства
дает о себе знать и в гражданском праве. Она выражается в особом характере
государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи
организацией, не признается тем не менее юридическим лицом. Подчеркивая
особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят
из общего ряда субъектов.
Гражданская правоспособность государства. Правоспособность государства не
может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических
лиц. В чем-то она шире, а в чем-то - уже. Ряд возможностей может
принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не
имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. В то же
время некоторые возможности, например, передавать имущество по наследству,
иметь свое имя, ему недоступны. Однако это только количественные различия.
Но есть и различия качественные.
Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а
в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели
предопределяют и сущность правоспособности государства. Она не может быть
общей, ибо природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав и
возлагать на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться и
специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо
перечислены законом. Государство, принимая законы, само может установить
более широкий объем правоспособности. Конечно, исходя из концепции
правового государства, трактовка правосубъектности государства как
специальной выглядит привлекательно. Но разве специальный характер
правоспособности когда-либо мешал государству ее расширять? Совсем нет.
Главную преграду такому расширению образует гражданское общество, которое
вводит государство в определенные рамки, указывая на цели, достижению
которых оно должно служить.
Поэтому правоспособность государства можно назвать целевой - она вытекает
из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего
общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая в
гражданский оборот, должно следовать своему предназначению. Оно не может, к
примеру, наживаться на своих гражданах, неосновательно освобождать себя от
ответственности и т.д.
Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и
осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять
обязанности. От его имени всегда действуют государственные органы, как
являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках
которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют
действовать государству как субъекту права.

3. Гражданская правоспособность административно-территориальных
единиц.

Государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а
как совокупность субъектов разных уровней (разной степени охвата
территории, общности и т.п.). Все эти субъекты независимы друг от друга и
выступают как самостоятельные участники гражданско- правовых отношений.
Они отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве
собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за
юридическими лицами или может находиться только в государственной или в
муниципальной собственности. Любой из этих субъектов не отвечает по
обязательствам другого, если только он не дал гарантию (поручительство) в
отношении такого обязательства. В законе могут быть установлены случаи,
когда такая ответственность наступает и при отсутствии гарантии
(поручительства). Особыми участниками гражданского оборота выступают
муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются
городское, сельское . продолжение


Вы можете абсолютно на бесплатной основе полностью просмотреть эту работу через наше приложение.

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений).

Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

Государство участвует как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Государство участвует в следующих обязательственных правоотношениях:

1) отношениях займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных или муниципальных нужд;

3) в отношениях подряда для государственных или муниципальных нужд;

4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

Понятие, формы и виды сделок

Понятие сделки

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Формы сделок. Устная форма - это выражение сделки в словесной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Виды сделок. Виды сделок: реальные и консенсуальные; срочные и бессрочные; возмездные и безвозмездные; односторонние и двух- и многосторонние; условные и безусловные; биржевые и трастовые; абстрактные и каузальные и т.д. Каждый из видов сделок необходимо охарактеризовать. В частности, деление сделок на односторонние и двух- и многосторонние зависит от количества участвующих в сделке лиц. Односторонние - это сделки, заключение которых зависит от воли одного лица и не требует согласования с кем-либо (завещание, прощение долга, принятие наследства, публичное обещание награды, объявление конкурса и т.д.). Например, после смерти наследодателя выяснилось, что он при жизни написал завещание, по которому все свое имущество завещал одному из своих трех совершеннолетних детей. Старшая дочь умершего считала завещание незаконным, так как, по ее мнению, отец при составлении завещания должен был посоветоваться с ней и не имел права в одностороннем порядке решать судьбу наследственного имущества, а тем более завещать его только одному из трех детей. Своевременная консультация юриста помогла ей избежать излишней траты времени, здоровья и денег на судебные процедуры.

Двух- и многосторонние сделки именуются договорами, их заключение зависит от наличия согласованной воли двух и более лиц. Основная масса сделок является договорами. При отсутствии соглашения участников сделки по существенным условиям договоры считаются незаключенными.

Недействительные сделки

2. Сделка признается недействительной при нарушении требований, предъявляемых к форме, содержанию и участникам сделки, а также к свободе их волеизъявления по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законодательными актами.

3. Требование о признании сделки недействительной может быть предъявлено заинтересованными лицами, надлежащим государственным органом либо прокурором.

Общие положения о последствиях недействительности сделки

2. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, законодательными актами Республики Казахстан или не вытекает из существа или содержания сделки.

3. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а при невозможности возврата в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить стоимость подлежащего возврату имущества, стоимость пользования имуществом, выполненных работ или оказанных услуг в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены настоящим Кодексом или иными законодательными актами Республики Казахстан.

4. Суд может взыскать со стороны, виновной в совершении действий, вызвавших недействительность сделки, в пользу другой стороны понесенные последней убытки, связанные с признанием сделки недействительной.

5. Если сделка направлена на достижение преступной цели, противоправность которой установлена приговором (постановлением) суда, то при наличии умысла у обеих сторон все, полученное ими по сделке или предназначенное к получению, по решению или приговору суда подлежит конфискации. В случае исполнения такой сделки одной стороной у другой стороны подлежит конфискации все, полученное ею, и все, причитающееся с нее по сделке первой стороне. Если ни одна из сторон не приступила к исполнению, конфискации подлежит все, предусмотренное сделкой к исполнению.

6. При наличии умысла на достижение преступной цели, противоправность которой установлена приговором (постановлением) суда, лишь у одной из сторон все, полученное ею по сделке, подлежит возвращению другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей по сделке подлежит конфискации.

7. С учетом конкретных обстоятельств суд вправе не применять частично либо полностью последствий, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, в части конфискации имущества, полученного либо подлежащего получению по недействительной сделке. В этой части наступают последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи.

8. Признавая сделку недействительной, суд вправе с учетом конкретных обстоятельств ограничиться запретом ее дальнейшего исполнения.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

РБ, административно-территориальные единицы отличаются от граждан и юр.лиц тем, что по своей правовой природе обладают властными полномочиями, что накладывает несомненный отпечаток на правовой режим их участия в гражданском обороте и позволяет характеризовать их как особые субъекты гражданского права.

Государственные органы издают акты законодательства, которыми должны руководствоваться все субъекты, и административные акты, могущие быть основаниями возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых отношений, иначе говоря, государство в нормативном порядке регулирует имущественные и иные гражданско-правовые отношения, определяет правосубъектность участников гражданского оборота (в том числе и в отношении себя). Властными полномочиями обладают также и административно-территориальные единицы, что вытекает из ст. 120-122 Конституции РБ.

Правосубъектность государства, как и иных субъектов гражданского права, определяется право- и дееспособностью.

Сущность правоспособности РБ и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в публичных интересах, интересах народа.
Органы, через которые государство и административно-территориальные единицы реализуют свою гражданскую правоспособность, весьма разнообразны. Большинство из них являются юр.лицами, а поэтому могут выступать в гражданском обороте как от имени РБ или административно-территориальных единиц, так и от своего собственного имени, приобретая тем самым гражданские права и обязанности для себя, а не для государства или административно-территориальных единиц соответственно. Другие органы (в частности, Совет Министров) юр.лицами не являются и способны участвовать в гражданских правоотношениях только от имени РБ или административно-территориальной единицы.

Обладая признаками, общими для коллективных гражданско-правовых субъектов, РБ и административно-территориальные единицы обладают индивидуальными, только им присущими признаками, поэтому и правовой режим, законодательно установленный для них, в одних случаях отражает черты, общие для коллективных субъектов гражданского права, а в других — специфические черты исследуемых субъектов. Многие нормы, определяющие правосубъектность юр.лиц, неприменимы к таким субъектам как РБ и административно-территориальные единицы, в частности, нормы о порядке образования и прекращения юр.лиц, об имущественной ответственности юр.лиц по своим обязательствам и др.

Непосредственное участие государства во внутреннем хозяйственном обороте осуществляется путем вступления в оборот государственных органов, действующих при этом не как обособленные юр.лица, а как особые представители государства. Это вытекает из ст.125 ГК, согласно которой в отношениях, регулируемых гражданским законодательством от имени РБ и административно-территориальных единиц, могут выступать государственные органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На республиканском уровне от имени государства могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде как представительные, так и исполнительные органы РБ: Национальное собрание, Президент, Правительство, министерства, государственные комитеты и др. От имени административно-территориальных единиц своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного управления и самоуправления, действующие в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус соответствующих органов.

Государство может считаться непосредственно участвующим в гражданском обороте лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от его имени.
РБ и административно-территориальные единицы непосредственно участвуют в гражданском обороте реже, чем созданные ими государственные юр.лица, осуществляющие хозяйственную деятельность. Однако это не исключает значительного разнообразия общественных правоотношений, в которых принимает участие непосредственно государство. Среди отношений, участниками которых является РБ и административно-территориальные единицы, важнейшее место занимают отношения собственности. Государственная собственность является основой участия государства и административно-территориальных единиц как субъектов гражданского права в имущественном обороте.

Как собственники своего имущества, государственные образования — РБ и административно-территориальные единицы — обособлены и независимы друг от друга и самостоятельно выступают в гражданском обороте. В этом смысле они обособлены и от созданных ими государственных юр.лиц, самостоятельно выступающих в гражданском обороте от своего имени. РБ и административно-территориальные единицы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются только своей казной, из состава которой исключено имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

РБ и административно-территориальные единицы выступают в качестве субъектов права и в обязательственных отношениях.

Названные субъекты выступают стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы. В первую очередь речь идет о сделках, совершаемых при реализации полномочия распоряжения государственной собственностью (приватизация объектов государственной собственности).
Поскольку государство и административно-территориальные единицы обладают вещными правами на определенное имущество, они могут использовать предусмотренные законом средства для защиты этих прав при их нарушении. Примером может служить предъявление финансовыми органами от имени государства исков, адресованных лицам, которые повредили или уничтожили имущество, находившееся в республиканской или коммунальной собственности.

РБ и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам государства, а последнее не несет ответственности по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением тех случаев, когда РБ приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы либо она приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РБ. По общему правилу государство не отвечает по обязательствам созданных им юр.лиц. Однако на РБ, административно-территориальные единицы как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юр.лиц указаний учредителей, собственников. Точно так же на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в их распоряжении денежных средств. РБ, кроме того, несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: