Как правило государственный комитет наделяется административно правовыми полномочиями органа
Обновлено: 19.04.2024
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:
1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;
4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
5) утратил силу. - Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;
6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;
7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
В соответствии со статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе, установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 данного Кодекса; создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 1 указанной статьи).
1. Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию (ст. 3.2 КоАП РФ) и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ) иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. При этом применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (ст. ст. 22.1 - 22.3, ст. 28.3 КоАП РФ).
Органам, должностным лицам, не уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, передать не рассмотренные до 1 июля 2002 года дела об административных правонарушениях судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Как следует из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф относится к числу основных административных наказаний, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений, предусмотренных данным Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, и применяться как к физическим, так и к юридическим лицам; полномочиями налагать административные штрафы наделены не только судьи (мировые судьи), но и административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностные лица органов и учреждений органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации органов и учреждений (статья 3.2, часть 1 статьи 3.3 и статья 22.1).
Министерстваигосударственные комитеты осуществляют регулирование и государственное управление в определённой отрасли или сфере деятельности и координирующие деятельность в данной отрасли других республиканских органов государственного управления. Все эти органы наделены специальной компетенцией. Они руководят порученными им отраслями или сферами управления. Они подчинены , как правило, Совету министров и действуют на основе законов, актов Президента и Совета министров. В Их образует, реорганизует и упраздняет Президент. Президент также единолично назначает на должности всех министров и председателей госкомитетов.
Однако между этими органами есть существенные различия:
Министерства | Государственные комитеты |
являются единоначальными органами и, как правило, отраслевыми | Председатели руководят, как правило, не отраслью, а сферой управления. |
Министр действует без доверенностей, от имени министерства представляет его интересы, распоряжается средствами и имуществом, открывает счета в банках, заключает договоры. В министерствах имеются совещательные органы, коллегии. Они, как правило, состоят из министра, его заместителей, других руководящих работников министерства. На коллегии рассматриваются наиболее важные или наиболее сложные вопросы деятельности министерства. Решение коллегии проводятся в жизнь приказами министров. | В их деятельности ярко проявляется сочетаниеколлегиальности и единоначалия, а именно: вопросы руководства подчинёнными сотрудниками, структурными подразделениями председатель государственного комитета решает единолично, но те вопросы, ради которых был создан государственный комитет, решаются только коллективно на заседаниях коллегии. |
Местные органы исполнительной власти
Ст. 117, 119, 120, 122 + Закон о местном управлении и самоуправлении.
Местные органы исполнительной власти действуют в пределах конкретных административно-территориальных единиц и образуют единую систему.
Высший уровень: областные и Минский городской исполкомы;
Второй уровень: городские исполкомы (кроме Минска), районные и местные администрации.
Третий уровень: сельские и поселковые исполкомы.
Тема 6. Государственные служащие как объекты административного права
Понятие государственной службы и государственного служащего.
Классификация государственных служащих
Комплектование должностей государственных служащих
Прохождение государственной службы
Прекращение государственной службы
Понятие государственной службы и государственного служащего.
Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемую в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и обеспечения выполнения функций госорганов.
Совокупность правовых норм, регулирующих ГС, включает в себя нормы различных отраслей права. Трудовое право содержит нормы о продолжительности рабочего дня, об отпусках. Финансовое право регулирует должностные оклады служащих. Однако наибольший удельный вес принадлежит нормам АП, которые имеют организационный характер. Они устанавливают порядок поступления на службу, перемещения, увольнения, должностные права и обязанности служащих, меры их поощрения и ответственности.
Понятие «госслужащий» существует в широком и узком смысле слова. В широком смысле под госслужащим понимают лицо, занимающее должность в любой госорганизации (де-факто, бюджетник). В узком смысле под госслужащими понимаются только чиновники госаппарата.
Действие закона о госслужбе распространяется на госслужащих, понимаемых именно в узком смысле слова. Данный закон распространяется на них в той мере, в какой их статус не урегулирован отдельными законодательными актами. К госслужащим не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование госаппарата. А-П статус госслужащих характеризуется комплексом их прав и обязанностей (по закону о госслужбе ст. 20, 21).
Классификация государственных служащих
В зависимости от характера полномочий госслужащие делятся на должностных лиц и оперативный состав.
Должностные лица– служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать действия, влекущие юридические последствия. К ним относятся также служащие, не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчинённых работников. Среди должностных лиц особый статус занимают представители А власти, коими являются должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования и применять меры А воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (сотрудники милиции, налоговых органов, санстанции, пожарные).
Оперативный состав (функциональные работники) – служащие, выполняющие работу, непосредственно возложенную на данный орган в качестве специалистов.
В правовом положении данных органов имеются общие и специфические черты. Общим является то, что:
а) они представляют собой в организационно-правовом отношении самостоятельные, обособленные звенья; пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, а также с Правительством РФ, между собой и с однопрофильными нижестоящими органами;
б) выполняют специализированные задачи и функции федерального значения в пределах компетенции, установленной нормативными правовыми актами;
в) в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, правовыми актами Президента и Правительства РФ. Права каждого из них индивидуализируются положением о данном органе, в концентрированном виде выражающем его задачи, функции, компетенцию, основы организации;
г) руководители федеральных органов (министерств и др.) обладают рядом однородных полномочий в решении определенных вопросов. Они утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата данного органа; в пределах предоставленной компетенции назначают и освобождают работников; утверждают положения о структурных подразделениях органа и решают другие вопросы.
Руководители этих органов несут персональную ответственность за выполнение возложенных на возглавляемые ими органы задач и осуществление ими своих функций;
д) имеется совпадение основных правовых форм их деятельности. Ими являются приказы, распоряжения, инструкции. В положениях о конкретных органах исполнительной власти называются также указания, положения, наставления, правила, уставы. Но такой подход не связан с тем или иным их видом.
Общее состоит также в том, что перечень видов указанных органов устанавливается Президентом РФ. В соответствии с данным перечнем создаются конкретные федеральные органы исполнительной власти.
Наряду с общими правовой статус федеральных органов исполнительной власти включает специфические черты, установленные применительно к их определенным организационно-правовым формам. Различия имеются в:
а) характере их деятельности.
Министерство Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, призванный осуществлять различные по своему характеру виды деятельности; проводить государственную политику в установленной сфере; осуществлять управление в со-
Раздел II. Субъекты административного права
Глава 6. Органы исполнительной власти
ответствующей области; координировать здесь деятельность иных федеральных органов исполнительной власти, но только в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.
Юридические особенности функций и полномочий федеральных министерств определяются, во-первых, прежде всего тем, является ли министерство органом отраслевого или межотраслевого управления; во-вторых, спецификой порученных ему сфер и отраслей. Министерства межотраслевой компетенции осуществляют преимущественно функции координации и регулирования, а также решают конкретные вопросы в порядке реализации данной функции.
Министерства отраслевой компетенции осуществляют разно-плановые функции, "привязанные" к функционированию и развитию соответствующей отрасли. Они участвуют в формировании государственной политики, а также обеспечивают ее проведение в отрасли; разрабатывают и реализуют федеральные целевые и отраслевые программы по развитию отрасли; выступают государственными заказчиками продукции, используемой в отрасли и т. д.
Вместе с тем каждое отраслевое министерство выполняет разнообразные задачи и функции соответствующего отраслевого профиля (см. Часть вторую учебника).
Государственный комитет Российской Федерации, федеральная комиссия — федеральные органы исполнительной власти, призванные осуществлять на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению; функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах.
Следует отметить, что в нормативных правовых актах не обозначены основания создания различных форм федеральных органов исполнительной власти, выполняющих однородную по своему характеру деятельность;
б) их подчинении. С этой точки зрения они подразделяются на две группы.
Характерным для правового положения большинства федеральных органов исполнительной власти является то, что они находятся в ведении Правительства РФ. К другой группе относятся органы, руководство которыми осуществляет Президент РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами.
К федеральным органам исполнительной власти, подведомственным Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ либо иными законодательными актами РФ, относятся, например, министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел,
федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, федеральная служба безопасности РФ, Федеральная пограничная служба РФ, Федеральная служба внешней разведки РФ и др.
Таким образом, Президенту РФ напрямую подчинены в основном органы, представляющие атрибуты государства как политической организации, обладающей аппаратом принуждения.
Однако характер конституционных полномочий Президента таков, что в силу необходимости их осуществления в сфере его влияния оказываются и другие федеральные органы исполнительной власти. Например, Президент РФ назначает и освобождает от должности федеральных министров независимо от того, какие министерства они возглавляют.
Очевидно, что прямое подчинение федеральных органов исполнительной власти Президенту РФ ограничивает полномочия Правительства РФ по руководству соответствующими органами, ослабляет его влияние на них и контроль за их деятельностью;
в) определении их правового статуса. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом, а о других федеральных органах исполнительной власти — Правительством РФ;
г) назначении и освобождении руководителей. Оно также осуществляется с учетом вышеназванных групп органов. Президентом РФ назначаются руководители подведомственных ему органов федеральной исполнительной власти, а руководители других — Правительством РФ;
д) правовом положении руководителей федеральных органов исполнительной власти. Кроме особенностей в подчинении, назначении на должность и освобождении от должности специфика их статуса выражается в том, что министерства возглавляют входящие в состав Правительства РФ федеральные министры. Осуществляя руководство возглавляемыми министерствами, министры одновременно участвуют в принятии правительственных актов с правом решающего голоса. Государственный комитет, федеральная комиссия возглавляется, соответственно, председателем Государственного комитета РФ, председателем федеральной комиссии России; федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство — генеральный директор российского агентства; федеральный надзор — начальник федерального надзора России. Их руководители не входят в состав Правительства по должности и не имеют права решающего голоса при решении им тех Или иных вопросов.
Кроме того, руководители некоторых федеральных органов исполнительной власти являются одновременно первыми заместителями или заместителями Председателя Правительства РФ. Соответствующие органы подчиняются, во-первых, Правительству РФ
Раздел П. Субъекты административного права
Глава 6. Органы исполнительной власти
как таковому, во-вторых, возглавляющим их первым заместителям либо заместителям в текущей деятельности;
е) способах организации и решении подведомственных вопросов. Министерства являются единоначальными органами. Министры руководят возглавляемыми министерствами на основе единоначалия, несут персональную ответственность за выполнение возложенных на соответствующие министерства задач и функций.
В федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также других руководящих работников системы министерства. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ.
Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности министерства и принимает соответствующие решения большинством ее членов в форме постановлений. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между коллегией и министром министр проводит в жизнь свое решение. Вместе с тем докладывает о разногласиях, в зависимости от формы подчинения министерства, Президенту и Правительству РФ либо лишь Правительству, если он находится только в его прямом подчинении. Члены коллегии вправе сообщить Президенту и Правительству свое особое мнение по принятому решению.
Государственные комитеты, федеральные комиссии по определению должны быть и некоторые из них действительно являются коллегиальными органами в юридическом смысле слова. Ими, как коллегиальными органами, образуются коллегии в составе председателя комитета (председатель коллегии), его заместителей, руководящих работников комитета и подведомственных ему организаций.
В положениях о такого рода государственных комитетах, действовавших ранее, дифференцировались компетенция комитета как коллегиального органа, его председателя, коллегии, в том числе и правовые формы их решений. Чаще всего комитеты принимали по вопросам своей компетенции постановления, а их председатели — приказы, инструкции, давали указания. Постановления являлись межведомственными актами, а акты председателя издавались по внутриведомственным вопросам.
Государственный комитет, федеральная комиссия как коллегиальные органы не равнозначны органам, осуществляющим деятельность на коллегиальной основе. Ведь на такой же основе действуют и единоначальные органы. Известно, что в этих целях в них создаются коллегии.
Государственные комитеты, являющиеся единоначальными органами, строятся обычно по модели министерств.
Правовое положение федеральных служб, российских агентств, федерального надзора во многом аналогично тому, которое зани-
мают государственные комитеты, федеральные комиссии. Это касается порядка их образования, назначения руководителей, подчиненности, утверждения положений о них. Особенности связаны с комбинированием их специальных функций, соотношением их удельного веса в деятельности конкретных органов этих видов. Хотя, строго говоря, возложенные на них "исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие. " функции в различном соотношении входят в сферу деятельности и других федеральных органов исполнительной власти. Для деятельности федеральных служб, агентств, надзора, как правило, характерна лишь их большая специализация.
В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы исполнительной власти могут быть сведены с известным допуском условности в следующие группы:
а) органы, осуществляющие руководство отраслями, либо их однородными комплексами;
б) органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию 1 ',
в) органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах предоставленной им компетенции специализированные функции вневедомственного значения;
г) органы по определенным общегосударственным социально-экономическим и иным проблемам',
д) иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции.
Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:
а) экономики. Это министерства: энергетики, экономического развития и торговли, сельского хозяйства и др.; государственные комитеты РФ: по рыболовству, по строительству и жилищно-ком-мунальному комплексу; федеральные комиссии: по рынку ценных бумаг, энергетическая комиссия; федеральные службы: земельного кадастра России, по финансовому оздоровлению и банкротству, агентства: по судостроению, по государственным резервам и т. д.;
б) социально-культурной деятельности. Министерства: образования, здравоохранения, культуры и Государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму;
в) административно-политической деятельности. Министерства: обороны, юстиции, внутренних дел, иностранных дел и др.; службы: Федеральная пограничная служба РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Федеральная служба охраны РФ, Федеральная служба безопасности и др.
1 К каждой из этих групп могут принадлежать органы различных организационных форм.
5 Административное право РФ |
Раздел И. Субъекты административного права
Функции отдельных органов запрограммированы на несколько сфер. Например, Министерство экономического развития и торговли.
В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали общие основы правового положения федеральных органов исполнительной власти.
Объем и характер их полномочий определяются особенностями порученных им отраслей и сфер деятельности.
Федеральные органы, действующие в экономической и социальной сферах, осуществляют общее руководство соответствующими отраслями.
Как правило, предприятия, учреждения и организации выведены из их прямого административного подчинения по вопросам их основной деятельности. В компетенцию федеральных органов исполнительной власти не входит всестороннее руководство этими объектами.
Главные функции федеральных органов — анализ состояния, прогнозирование и определение основных направлений развития профильных сфер и отраслей; создание более благоприятных условий для работы соответствующих предприятий, учреждений и организаций, в установленных случаях лицензирование их деятельности; получение и обработка информации по вопросам компетенции данного органа.
Федеральные, в том числе отраслевые, органы лишены права непосредственного распорядительства в отношении предприятий, учреждений и организаций. Свои функции они выполняют путем подготовки проектов решений, принимаемых Президентом или Правительством РФ, а также издания собственных нормативно-правовых актов. По строго определенным вопросам, требующим безотлагательного решения, отдельные министерства наделяются распорядительными полномочиями. Например, Министерство путей сообщения — по вопросам обеспечения безопасности движения; Министерство по атомной энергии — по вопросам, связанным с обеспечением эксплуатации соответствующих объектов, и др.
Однако распорядительство, по общему правилу, исключает вмешательство федеральных органов, действующих в экономической и социальной сферах, в производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, учреждений и организаций.
Министерства, государственные комитеты, службы, замкнутые на административно-политической деятельности, в большинстве своем наделены более широкими полномочиями в области оперативного распорядительства. Это объясняется тем, что их функционирование подчинено задаче обеспечения обороны страны, государственной и общественной безопасности, правоохранительной деятельности. Своеобразие функций Министерства иностранных дел, Министерства юстиции предопределило общий характер их дея-
Глава 6. Органы исполнительной власти
тельности. Оперативные связи Министерства иностранных дел РФ с учреждениями, находящимися за рубежом (посольствами, консульствами), не тождественны административному распорядительству, хотя и оно при этом не исключается.
Межотраслевые органы федеральной исполнительной власти имеют неодинаковый статус. Одни из них осуществляют функции нормативно-координационного характера, разрабатывают и часто самостоятельно принимают нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение исполнения законов, указов Президента и Правительства РФ. При этом они не обладают правом применения административных принудительных мер, связанных с осуществлением возложенных на них функций.
Другая группа органов, наряду с аналогичными полномочиями в области нормотворчества, наделена широкими административными полномочиями по применению мер административного принуждения. В большинстве своем это органы, на которые возложены контрольно-надзорные функции. К ним следует отнести прежде всего Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральный горный и промышленный надзор и др.
Следует иметь в виду, что федеральные органы исполнительной власти, ориентированные на осуществление общего руководства, могут быть наделены также полномочиями в области решения конкретных вопросов деятельности предприятий, учреждений и организаций. Это бывает связано со значимостью таких вопросов и спецификой функций того или иного органа. Например, Министерство юстиции РФ осуществляет регистрацию общественных объединений РФ, Министерство транспорта РФ выдает лицензии на внешние перевозки автотранспортом и т. д.
Основы правового статуса таких органов нередко определяются законами, указами Президента РФ, в соответствии с которыми утверждаются положения о каждом из них.
Все административные органы, действующие в настоящее время в нашей стране и осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность, могут быть классифицированы на виды по следующим основным критериям.
1. В зависимости от места в механизме публичной власти и особенностей организационно-правовой формы:
1) органы исполнительной власти, в том числе должностные лица, действующие от имени этих органов, например Правительство РФ, федеральные министерства и действующие от их имени федеральные министры и т.п.
2) органы государственного управления, непосредственно не входящие в систему органов исполнительной власти, в том числе должностные лица, действующие от имени этих органов, например органы военного управления (штабы округов и флотов, армий, дивизий и т.п.);
3) иные государственные органы, не входящие в систему органов исполнительной власти, но осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность, например органы прокуратуры, Счетная палата РФ, избирательные комиссии всех уровней;
4) государственные должностные лица, не представляющие какие-либо государственные органы, действующие непосредственно от имени государства (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) и самостоятельно осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность, например Президент РФ, Уполномоченный по правам человека РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы и главы администраций иных субъектов РФ;
5) государственные учреждения, наделенные полномочиями по осуществлению внешней административно-публичной деятельности, например учреждения Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственные регистры морских и речных судов, бассейновые управления по охране, воспроизводству водных биологических ресурсов и регулированию рыболовства, государственные администрации морских рыбных портов;
6) исполнительно-распорядительные и юрисдикционные органы местного самоуправления, в том числе должностные лица, действующие от имени этих органов, в частности, главы местных администраций, административные комиссии городов, районов и других муниципальных образований, районные и городские комиссии по делам несовершеннолетних;
7) должностные лица местного самоуправления не представляющие какие-либо органы местного самоуправления, действующие непосредственно от имени муниципальных образований и, самостоятельно осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность, в частности главы муниципальных образований;
8) должностные лица и иные работники как государственных, так и негосударственных организаций, уполномоченные действующим законодательством на осуществление административно-публичной деятельности в ограниченном объеме с предоставлением им отдельных административных полномочий, например командиры воздушных, речных и морских судов, капитаны морских и речных портов, начальники железнодорожных станций, контролеры-ревизоры пассажирских поездов.
2. В зависимости от выполняемых функций в механизме административно-публичной деятельности, то есть от видов этой деятельности:
1) административно-регулятивные органы — это органы, осуществляющие преимущественно внешнюю административно-регулятивную деятельность, например органы управления в различных сферах экономики, сельского хозяйства, транспорта
2) административно-наблюдательные (контролирующие, надзорные) органы — это органы, осуществляющие преимущественно функции административного наблюдения (административного контроля, надзора), например различн
3) административно-охранительные органы — это органы, осуществляющие преимущественно функции охраны общественного порядка, обеспечения государственной и общественной безопасности,
4) административно-арбитражные органы — это органы, осуществляющие преимущественно или в том числе функции разрешения в административном порядке споров и разногласий (ФСТ, согл комиссии палаты)
3. В зависимости от объема и содержания компетенции (круга подведомственных органу вопросов):
1) административные органы общей компетенции — это органы, определяющие основы государственной политики во всей административно-публичной сфере (пр-ва)
2) административные органы отраслевой компетенции — это органы, осуществляющие текущую административно-публичную деятельность в определенной части административно-публичной сферы
(отрасли) (минтр минобр МВД)
3) административные органы межотраслевой компетенции — это органы, осуществляющие текущую административно-публичную деятельность и координацию деятельности других субъектов по вопросам межотраслевого характера (Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы)
4) административные органы специальной компетенции — это органы, осуществляющие административно-публичную деятельность и координацию по специальным, в том числе временно возникающим в административно-публичной сфере , вопросам, которые не имеют сквозного, межотраслевого значения (Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по атомной энергии)
4. В зависимости от порядка разрешения подведомственных административным органам вопросов:
1) единоначальные органы — это административные органы, в которых подведомственные им вопросы рассматриваются и решаются единолично руководителями этих органов(федеральные министерства, федеральные службы, органы прокуратуры, управления и департаменты в субъектах РФ)
2) единоличные органы — это административные органы, состоящие из одного государственного должностного лица или должностного лица местного самоуправления, имеющего собственную компетенцию, действующего непосредственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и самостоятельно принимающего властные решения (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы (главы администраций) в других субъектах РФ, главы муниципальных образований)
3) коллегиальные органы — это административные органы, в которых подведомственные им вопросы рассматриваются и решаются коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов РФ, избирательные комиссии, административные комиссии)
5. В зависимости от территориальных границ, в пределах которых действуют административные органы:
1) федеральные административные органы — это органы, образуемые на федеральном уровне публичной власти (Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, органы военного управления)
2) административные органы субъектов РФ — это органы, образуемые на уровне публичной власти субъектов РФ
3) административные органы муниципальных образований — это органы, образуемые на уровне местной публичной власти (местного самоуправления)
6. В зависимости от временного периода (срока), в течение которого действуют административные органы:
1) административные органы, образуемые для решения постоянно существующих задач в административно-публичной сфере без ограничения срока их функционирования. К числу таких органов можно отнести Правительство РФ, федеральные министерства, органы прокуратуры;
2) административные органы, образуемые для решения временно возникающих задач в административно-публичной сфере и функционирующие только в соответствующий период до окончания решения этих задач.
Понятие и система органов
исполнительной власти в России
К сожалению, до настоящего времени не принят федеральный закон, регламентирующий общие правовые начала деятельности органов исполнительной власти. В связи с этим отсутствует легальное законодательное определение органа исполнительной власти, не определены виды этих органов и их организационно-правовые формы. Это обстоятельство существенно затрудняет правовое регулирование деятельности этих органов.
ст. 77 Конституции РФ употребляется термин органы исполнительной власти, в ст. 1 Федерального закона «О Правительстве РФ» Правительство РФ именуется высшим исполнительным органом государственной власти РФ. В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» понятия «орган исполнительной власти» и «исполнительный орган государственной власти» используются как равнозначные.
С нашей точки зрения, более приемлемым является термин «орган исполнительной власти», поскольку он закреплен основным законом России — Конституцией РФ
Анализ действующего законодательства, регулирующего организацию функционирования органов исполнительной власти, в частности указов Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. № 314 и «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008 г. № 724, с учетом внесенных в них изменений и дополнений свидетельствует о том, что перечень федеральных органов исполнительной власти определяется исчерпывающим образом и не может быть расширен за счет других государственных органов, выполняющих функции государственного управления и не включенных в этот перечень.
Таким образом, под органом исполнительной власти следует понимать входящую в систему органов исполнительной власти государственную организацию, специально созданную для осуществления от имени Российской Федерации или соответствующего субъекта Российской Федерации внешневластной административно-публичной деятельности в пределах определенной для нее компетенции и территории и с использованием предоставленных ей административных полномочий нормотворческого, регулятивного или охранительно-защитного характера.
Рассмотрим основные признаки органов исполнительной власти, по которым их можно отграничить от иных административных органов.
1. Любой орган исполнительной власти, являющейся одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, представляет собой государственную организацию, образуемую и финансируемую государством и действующую от его имени (ОМСУ неявл)
2.Любой орган исполнительной власти является административным органом, но в отличие от иных административных органов обязательно входит в установленную законодательством систему федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной властисубъектов РФ (Центральная избирательная комиссия и Счетная палата РФ, к органам исполнительной власти не относятся, поскольку не включены в их систему. Кроме того, как указал в определении от 03.02.2005 г. № ГКПИ04-1480 Верховный суд РФ, не является органом исполнительной власти и прокуратура РФ, которая не входит в систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Президентом РФ.
3. Любой орган исполнительной власти осуществляет в пределах предоставленной ему административной компетенции внешнюю административно-публичную деятельность, то есть деятельность, направленную на не подчиненных ему организационно индивидуальных субъектов и организаций
4. Любой орган исполнительной власти действует в пределах всей или определенной части территории Российской Федерации, на которую распространяется его административная компетенция и внешневластные административные полномочия
5. Любой орган исполнительной власти в целях реализации предоставленной ему компетенции наделяется необходимым объемом внешних административных полномочий, в частности правом издания нормативных и (или) индивидуальных правовых актов, правом совершения внешневластных юридически значимых действий(наделены такие органы, как Правительство РФ, федеральные министерства, правительства субъектов РФ.)
Правом издания внешних индивидуальных правовых актов и совершения внешних юридически значимых властных действий, в частности разрешительных, контрольно-надзорных, принудительных, в рамках своей компетенции наделены такие органы исполнительной власти, как органы внутренних дел, налоговые и таможенные органы, лицензирующие органы.
В то же время многие административные органы, не входящие в систему органов исполнительной власти, не вправе издавать не только нормативные, но и внешние индивидуальные правовые акты. К таким органам относятся, например, Администрация Президента РФ, Счетная палата РФ, органы, осуществляющие управление внутри государственных органов и учреждений.
Основные подходы к пониманию правового статуса координационных органов, образуемых в системе исполнительной власти, определены в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.02.2006 г. № 2-П.
До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.
Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
(см. текст в предыдущей редакции)
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.
5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
6. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:
1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;
2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;
5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;
7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
6.1. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:
1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;
2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.
(часть шестая.1 введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
7. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 187-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.
Автор статьи
Читайте также:
- Зк рф предоставление земельного участка в собственность на основании решения суда
- Филатов луг жк суды когда закончатся
- Какое определение конституционного суда рф определил что положение части второй статьи 182
- Особенности развития государства и права россии в 1990 е гг
- Рассмотрение дела завершено в арбитражном суде что это значит