Особенности государства и права средневекового китая

Обновлено: 27.04.2024

В первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи, получила развитие система надельного землевладения на государственных землях.

Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в. на короткое время объединением страны под властью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничтожена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами.

На юге Китая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317 - 420 гг.), а на севере к IV в. утвердилась власть династии Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

В этот период получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время "системой равных полей", стало расширяться церковное (буддийское) землевладение.

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая объединила Север и Юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.

В социальной структуре Китая выделялись три сословно-классовые группы:

· Благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые – и от налогов.

· Добрые люди - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей.

· Подлые люди - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные.

Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права.

При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.

Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.

В провинции действовали три управленческие службы (административная, военная, надзорно-контрольная), деятельность которых способствовала централизации государственного аппарата.

В средневековом Китае судебные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции.

На высшей ступени судебной лестницы стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей - выборный старейшина.

Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам.

В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением.

Право средневекового Китая

Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла церковная собственность.

Китайское право отличало от договора займа договор ссуды - передачу в пользование конкретно-определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность.

Договор купли-продажи занимал особое место в китайском обязательственном праве. Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Несоставление купчей наказывалось битьем палками.

Семейное право в Китае (а также гражданское и другие отрасли частного права) базировалось на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианизация законов привела к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде.

Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обязательно предусматривавшее согласие отца. Возраст брачного совершеннолетия не закреплялся, но обычно он составлял 15-16 лет для мужчин и 14 - 15 лет для женщин. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей.

Запрещались браки свободных с рабами. Запрещалась полигамия, второй брак при жизни первой жены признавался недействительным.

Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - китайский брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях бесплодия жены, распутства, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к воровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к аморальному поведению.

Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сыном. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев. Отец не имел права лишить сына наследства.

В области средневекового уголовного права Китая идеология конфуцианства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом: конфуцианцы утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять над законом. Конфуцианство проявилось также в вере китайцев в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм и жестких правовых норм.

Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие сформулированного в законе этого правового понятия препятствовали разграничению в праве форм вины, и поэтому при вынесении наказаний использовались такие категории, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка.

Законодательство не знало института необходимой обороны, но освобождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий.

Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности основывалась на концепции "десяти зол":

· Первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягательства против императора - заговор о мятеже против государя, непокорство и измена.

· Четвертой - преступления против близких родственников, убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа.

· Пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью.

· Шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых запретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора.

· Седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка.

Судебный процесс носил инквизиционный характер. Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных. До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавали на поруки в дом мужа. Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным.

•На какие этапы подразделяется византийская государственность?

• Что обозначает слово «Василевс» применительно к государственному строю Византии?

• На какие группы подразделялось византийское крестьянство?

• Перечислите источники права Византии.

В Китае, начиная с первых веков н. э. окончательно утвердились и стали господству­ющими феодальные отношения. Крупная фео­дальная собственность на землю с правом купли-продажи укрепила свое положение, окрепло круп­ное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в. на короткое время объединением страны под влас­тью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничто­жена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Ки­тая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317-420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сянь­бийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

В этот период получила развитие система надельного землевладения, на­зывавшаяся в то время "системой равных полей"; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение. Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой ди­настии стремились к установлению единодержавия. Усиление централь­ной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и уве­личение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и со­здать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорско­го двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача ко­торых и получение ученой степени открывали доступ к государствен­ной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюро­кратический аппарат управления.

Ученые выделяют в социальной структуре Китая три основных сословия:

1. Так назывемые благородные люди, т.е. светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были наиболее привилегированные лица, которые освобож­дались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Вось­ми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - - "Ба и", наделив­ший чиновничество особым статусом и официально поставивший бю­рократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в. Богатые купцы, ростовщики, крупные земле­владельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почет­ных званий и ученых степеней;

2. Во вторую категорию входил добрый народ, или добрые люди, - - простонародье, по преимуществу мел­кие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

3. Низшую категорию составлял дешевый народ, или подлые люди, - - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батра­ками, стражниками, слугами и т. д. (сх. 13).


Характерно, что каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, они должны были строго соблюдать определенные правила поведения, опреде­ленный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близле­жащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

Главой государства был император - - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верхов­ным жрецом) и имел неограни­ченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные са­новники. Совет возглавляли два канцлера - - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государствен­ные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств).

Первому канцлеру подчинялись:

1. "ведомство чинов", занимавшееся назначением и увольнением чиновни­ков;

2. "ведомство обрядов", наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;

3. "ведомство финансов", осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.

Соответственно, второму канцлеру были подчинены:

1. "военное ведомство", занимавшееся организацией военного дела в импе­рии;

2. "ведомство наказаний", которому подчинялись суды и тюрьмы;

3. "ведомство общественных работ", осуществлявшее организацию трудо­вой повинности податных сословий.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата ру­ководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торже­ственные церемонии.

Управление на местах было основано на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, ко­торые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из цен­тра, причем в провинциях действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

1. административная, в обязанности которой входили учет людей и зе­мель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;

3. надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении - - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борь­бу с коррупцией и со злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство производилось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV- -XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, а на низшей - - старейшина деревни, избираемый жителями.

Судебные дела в основном решались в уездных управах - - ямынях. В слу­чае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими пре­ступлениями - убийством, крупным хищением и т.д. В том случае, когда дело не было окончательно решено в области или провинции - - оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где реше­ния выносились от имени самого императора.

Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла цер­ковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским мона­стырям) (сх. 14).


В китайском обязатель­ственном праве Договор купли-продажи занимал особое место. Главным условием его действительности являлось со­глашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления письменной купчей. Отсутствие купчей наказыва­лось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельст­во, что продаваемый человек с рождения был лично свободен.

Гражданское и семейное право в Китае (а также другие отрасли частного права) базировались главным образом на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианство привело к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде (сх. 15).


Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было по­явление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обяза­тельно предусматривавшее согласие отца.

Характерно, что развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - - китайс­кий брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях: 1) бесплодие жены, 2) распутство, 3) проявление непочтения к мужу и его родителям, 4) болтливость, 5) склонность к во­ровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к амо­ральному поведению.

Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопро­вождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наслед­ству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственни­кам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сы­ном. Замужние дочери не имели права на наследство; незамужние получали половину доли братьев. Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.

В уголовном праве средневекового Китая идеология конфуци­анства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом. Конфуцианцы утверждали, что наслед­ственная аристократия и администрация должны стоять выше закона. Конфуцианство проявилось также и в вере в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм и жестких правовых норм. Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие сформули­рованного в законе этого понятия препятствовали разгра­ничению в праве форм вины, и поэтому при вынесении наказаний ис­пользовались такие категории, как неведение, неумышленность, не­брежность, забывчивость, ошибка.

Законодательство не знало института необходимой обороны, но оно осво­бождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения своих отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.

Классификация преступлений в зависимости от их общественной опас­ности основывалась на концепции так называемых "10-ти зол":

§ первой, второй и третьей формами зла считались преступные посяга­тельства на императора, а также заговор о мятеже против государя, непо­корство и измена;

§ четвертой - - преступления против близких родственников: убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;

§ пятой - - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью; сюда были отнесе­ны убийства в одной семье трех и более человек, совершение преступления с особой жестокостью, колдовские магические действия, приго­товление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;

§ шестой - - преступления, связанные с нарушением особо значимых зап­ретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;

§ седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защи­той нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве ос­новы социального порядка.

Средневековый Китайский судебный процесс откровенно носил инквизиционный характер. Обычно дело начиналось с письменной или устной жалобы потерпев­шего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специаль­ные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, то чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных.

До суда преступника держали в тюрьме (женщин отдавали на поруки в дом мужа). Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи ис­ходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, оч­ные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть приме­нены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть при­знано сомнительным.

Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах также были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.

Имущественные отношения. В Китае существовали государственная и частная собственность. Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности.

В обязательственных правоотношениях особую роль играл договор купли-продажи. Он был действительным при наличии соглашения сторон. Купля - продажа вещей, рабов, скота, требовала составления купчей. Несоставление купчей наказывалось битьем палками.

Семейные правоотношения основывались на нормах конфуцианской морали. Брак являлся долгом, выполнение которого должно было служить интересам семьи, соблюдению обычая культа предков. Перед браком было необходимо получение согласия отцов жениха и невесты. Брачный возраст для мужчин составлял 15-16, для женщин - 14-15 лет.

Были запрещены браки свободных с рабами, с лицом, носящим ту же фамилию, многоженство. Развод допускался по взаимному согласию супругов.

В наследовании действовал принцип общего правопреемства, так как наследники несли ответственность за долги умершего. Передача чина, должности осуществлялась по нисходящей родственникам по мужской линии. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев.

В уголовном праве господствовала идеология конфуцианства. Неопределенность границ моральной нормы препятствовала разграничению форм вины.

Классификация преступлений основывалась на концепции «десяти зол»: 1) заговор о мятеже против императора; 2) неподчинение; 3) измена; 4) преступления против близких родственников; 5) особо жестокие преступления, колдовство, магия; 6) кража культовых предметов, злословие в адрес императора и т. п.; остальные четыре формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье.

Судебный процесс основывался на инквизиционных началах. Дело возбуждалось по жалобе потерпевшего в суд. До суда преступник держался в тюрьме. Главной целью процесса являлось признание вины обвиняемого. Применялись пытки. Если после троекратного допроса под пытками обвиняемый не признавался в вине, то пытки применялись к самому обвинителю для признания лжесвидетельства.

История Китая берет свое начало в периоде неолита, который был семь тысяч лет назад. Третья часть истории Китая сейчас именуется эпохой древнекитайской цивилизации, это одна из самых древних цивилизаций из существующих. Данная эпоха датируется III–II веком до нашей эры, в те времена жители Китая селились в долинах реки Хуанхэ по нижнему и среднему течению.

Название реки Хуанхэ переводится, как «желтая», ее назвали так из-за цвета воды.

На этом месте появились первые не укрепленные поселения. Кроме возделывания земель жители Древнего Китая занимались охотой и рыбалкой, собирали ягоды и травы. Численность населения была мала, несмотря на богатый природными ресурсами край. Население не увеличивалось из-за междоусобиц с соседними поселениями.

История гласит, что изначально на берегу реки Хуанхэ появилось племя Ся, оно смогло подчинить себе близлежащие племена. Последний правитель племени Ся оказался очень жестоким, благодаря чему вожди подчиненных племен были настроены враждебно. Вождь племени Тан поднял восстание против деспота. Ему удалось свергнуть его с трона и объединить Древний Китай. Новая династия Шан началась с Чэн-Тана. Позднее ее переименовали в династию Инь. Племя переселилось в лощину Хуанхэ.

Политическая древнекитайская история начинается с образования новой страны Шань-Инь.

Геополитические и социально-экономические аспекты сыграли важную роль в возникновении Древнего Китая. Первое, что нужно было сделать – это организовать систему полива, объединить работу множества людей. Не имея государства, сложно освоить незнакомые почвы, которые находятся далеко от воды, построить каналы, поливать почву, уберечь от разрушительного исхода природных стихий, половодья.

Второе – это необходимость примирения людей с разными интересами. Важно было управлять государством и поддерживать порядок среди неравного населения. В Иньских племенах произошло разложение родоплеменных отношений. Общество разделилось на управляющую верхушку и обычных работников: земледельцев, скотоводов, ремесленников.

Третье – это защита государством населенных племенами земель.

Периоды развития

История развития государства Древнего Китая делится на четыре периода.

Древнекитайское государство развивалось в 4 этапа.

Первый период

Начиналось все с рабовладельческого городка Шан (Инь) (II–I тыс. до нашей эры)

Государство было не централизованным. Соседние племена подчинялись царю и платили дань. Уже в 1027 году до нашей эры государство Шан было завоевано западными племенами, которые правили царством Чжоу.

Второй период

Во втором периоде появляется государство Чжоу (XI–III вв до нашей эры). Это государство, не имеющее точных границ. Государства, которые были покорены признавали власть правящей династии. Государство было названо Поднебесной империей, а его правитель – Сыном Неба. Власть появилась у него благодаря воле Неба и ему не было дела до коалиции, которая боролась за власть. Тем временем не прекращающаяся война за власть приводит к тому, что период царствования династии Чжоу делится на 2 периода.

Период с II–I тыс. до нашей эры – 770 г. до нашей эры). К нему же относятся этапы Чуньцю и Чжаньго. В середине первого тысячелетия китайская политическая карта очень изменилась, из двух сотен городов, осталось меньше 30.

Третий период

В третьем периоде появляется империя Цинь(221-202 гг. до нашей эры), которая была создана благодаря объединению 7 государств.

Четвертый период

В четвертом периоде появляется империя Хань (202-г. до нашей эры- 220 г. нашей эры). В этот период расцветает рабовладельческий строй. Империя входит в эпоху раннего феодализма.

Право Древнего Китая

Право Древнего Китая отличалось развитием от государства. Оно развивалось в 3 этапа. Данные периоды связаны механизмами социального урегулирования и его отношения с остальными соц нормами. Конфуцианство и легизм описывает различное отношение к праву. Эти идеи общества Древнего Китая сформировали правосознание в разных этапах политической истории.

Первый этап

Первый этап – это права государств Шан и Чжоу (VI–V вв до нашей эры). На этом этапе выступают законы права, обычаи, ритуалы и эстетичные правила. В VI веке до нашей эры появилось ортодоксальное конфуцианство. Оно стало сознательной концепцией политической и правовой древнекитайской социальной системы. Появился механизм социального регулирования. Людские счастье и гармония становятся главным условием порядка, такие учения проповедовал Конфуций (ок. 551-479 г. до нашей эры). Это приносило гражданам гармонию с природой, легкие отношения друг с другом. Все эти принципы строились на правилах морали и этики. Появились такие понятия как человеколюбие, единство и умеренность.

Конфуций считал, что для того,чтобы поддерживать порядок нужен не закон, а следование традициям и обычаям, моральным порядкам. Выполнение этих норм вело к тому, что человек шел на уступки, примирение. Из учений Конфуция следует, что если соблюдать требования и следовать ритуалам, то проще предопределить роль права и закона (фа).

Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится.

Второй этап

Второй этап – государство и право Древнего Китая периода Чжаньго и Цинь(V–III вв до нашей эры). В V–III вв до нашей эры возросла роль права. Объяснение теории о том, что необходимо управлять народом, через законы и жестокие порицания, принадлежит законоведам (Шан Ян, Хань Фэй-цзы). Чжаньго переводится как «воюющее царство».

В период «воюющих царств» происходит замена правовой схемы. Повелитель маленького государства Цинь Ин Чжэн в 258 году до нашей эры, решил провозгласить себя «первым императором» (Цинь Ши-хуанди) и создать империю Цинь. Для этого он покорил все соседние княжества. Его жесткое царствование желало не учений Конфуция, а усмирительной силы права. Основатель школы «законников» Шан Ян, подчеркнул, что настоящее благородство «ведет свое происхождение от наказания». Он настаивал на безграничной власти правителя и считал, что для достижения добродетели необходимы смертные казни и смиренность перед насилием. В империи Цинь в Древнем Китае Шан Ян запустил реформу, благодаря которой легизм стал государственным принципом. Когда легисты пришли к власти, они воплотили в жизнь свои идеи и правовые взгляды. Посредством наказаний и насилия, легисты пытались выбить учения Конфуция из умов людей. Последователей учений Конфуция преследовали, сжигали книги с его учениями.

Легенда гласит, циньский император Шихуанди в 213 году до нашей эры казнил более четырех сотен приверженцев Конфуция и сжег множество книг.

Третий этап

В третьем этапе в империи Хань (III в. до нашей эры. – III в. нашей эры) право было основано на комбинировании легизма и учений Конфуция, при этом учения Конфуция преобладали.

Идеей государства Хань становится ортодоксальное конфуцианство. Оно использовалось для упрочнения жесткой власти императора, которое было обосновано поддержкой политической дисциплины. Главным положением ортодоксального конфуцианства становится учение Конфуция. Это отражается на том, что людское неравенство вполне справедливо и оно зависит от сословия, ранга, пола и возраста, а также положения в семье. Устойчивостью этого неравенства служила полной регламентацией действий горожан в обществе и семье, это был официальный ритуал, который поддерживался с помощью жестких мер. Учение Конфуция поддерживало закон о строгих наказаниях и предлагало взаимодействовать морали и праву, строгости и снисхождению. Нравственность давала модель поведения в человеческой среде, а право поддерживало его выполнение с помощью наказания. Если нарушались нормы морального поведения, то нарушителей ждало жестокое наказание. Порядок поддерживался благодаря закону фа.

Формулы для регулировки механизма соц регулирования:

  1. если недостаточно закона ли, применяется закон фа;
  2. закон ли не дозволит того, за что может наказать закон фа;
  3. закон ли может позволить то, за что закон фа может наказать.

Специфика древнекитайской политики

Политика и право на Древнем Востоке отличалось от политического права Древнего Китая.

  • Насилие в Древнем Китае играло немаловажную роль. Оно ставилось в один ряд с социальными и экономическими фактами. Империя Шан-Инь образовалась благодаря захвату соседних племен. Начала формироваться бюрократия и возникло классовое общество. Самые почтенные и взрослые жители племен становились единственными правителями, которые провозглашали себя «сыновьями неба» и считали, что власть им дана свыше, по воле богов.
  • Форма древнекитайской власти была восточной тиранией. Она была не похожа на ближневосточную тиранию и абсолютную власть в Европе. Важнейшее отличие заключалось в прагматическом подходе к управлению народом. Считалось, что если народ доволен, то царство процветало. Бюрократизм стал идеальной культурой, показателем нравственности и интеллекта.

В железном веке произошло резкое похолодание и это только усугубило древнекитайский прагматический деспотизм. После того, как произошло резкое похолодание, леса начали пустеть. Животные и растения начали исчезать. Жители вынуждены были плотно заняться возделыванием земли, выращивать зерно и рис. Именно он стал главной культурой страны. Чтобы пережить кризис в первом тысячелетии нашей эры, нужно было создать централизованное стабильное государство. Эпоха Ранней Хань (206 г. до нашей эры. – 23 г. нашей эры.) устойчиво и стабильно развивалась в течении двух тысяч лет.

Данная эпоха стояла на «3х китах»:

    • стабильность территории;
    • не меняющее количество жителей (в определенный период времени);
    • основные правила не менялись, т.е. стабильные экономика, политика, соц. отношения, идеи государства и ценности.

    Отсюда следует, что уже в первом тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае была стабильность. Главной ценностью для китайцев были соблюдения законов, порядка, традиций и почтение к предкам. В течении длительного времени, до двадцатого века, Китай оставался неизменным. В связи с этим китайцы жили на много лучше, чем европейское общество, вплоть до восемнадцатого века. Китайцы освоили поливные работы и поэтому за год собирали по два и даже три урожая риса и овощей с одного поля.

    Право средневекового Китая в своем развитии было феодальным, на него влияли философско-этические концепции, в том числе конфуцианство, легизм, даосизм и буддизм, которые в разные временные периоды выступали в качестве идеологии государства. Это отразилось на процессах китайского правообразования, в которых основная проблема заключалась в соотношении между ритуалом, моралью и правом.

    Источники права в средневековом Китае

    Средневековый Китай переходит от обычного права к формам кодифицированного законодательства. Вне зависимости от того, что сохраняет свою роль обычное право как источник (его нормы используются на уровне общин и уездов), доминирующим источником стали законы, кодексы и указа императора.

    Примером можно считать Свод законов династии Тан (VII век), «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов», принятых династией Сун (X век), «Свод законов из девятисот статей» (XI век), «Свод законов династии Мин» (XIV век) и др.

    На уровне законов общественные отношения постепенно стали регулироваться все больше. Законы вытесняют нормы и институты обычного права. Так, принцип талиона, заключающийся в кровной мести, постепенно заменили на откуп (композицию). Кодифицированное законодательство стало приобретать более четко обозначенную внутреннюю структуру. Нормы и законы становятся специализированными с позиции предмета правового регулирования и их юридической силы.

    Законодательство Тан

    Законодательство, присущее для империи Тан, дает возможность рассмотреть несколько видов законов и норм, которые в соответствии с юридической силой и предметом правового регулирования включены в состав понятия «фа» (право, закон):

    • законы «люй» (включают уголовно-правовые нормы, квалифицирующие преступления и определяющие точные наказания);
    • законы «лип» (дополняют законы «люй» и содержат меры административного и властного воздействия при нарушении предписаний и образцов хорошего поведения при осуществлении взаимоотношений между «благородными» и «простолюдинами»);
    • законы «кэ» и «ши» (в виде ведомственных административных предписаний, которые можно отнести к соблюдению внутреннего распорядка в учреждении, они включали меры поощрения и порицания в рамках ведомства).

    В процессе централизации императорской власти особое значение в качестве источника права стали приобретать сборники императорских указов («чи»), которые не отменяли действия закона, но нормы «указного права» были верховными в отношении кодексов в процессе разрешения конкретного дела.

    Самостоятельным источником права в средневековье выступают в Китае правила ритуала («ли»). Основной законодательного регулирования разных областей жизнедеятельности традиционного китайского общества являлось ортодоксальное конфуцианство. Оно представляло собой основную мировоззренческую и законоведческую доктрину, которая исходила из необходимости взаимодействия, возникающего между моральными устоями и нормами ритуала (ли), а также жесткими предписаниями закона (фа).

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: