Особенности формирования дореволюционного государственного права россии

Обновлено: 27.04.2024

Термин «конституционное право» произошел от названия особого политико-правового документа - конституции. Конституция является наиболее важным и значимым правовым актом в национальном праве, основой правовой системы, определяющей пути формирования и развития правового государства, гражданского общества и права. Значение конституционного права заключается в том, что оно является одной из многочисленных отраслей права, которая в демократическом обществе играет ведущую роль в правовой системе страны. Оно представляет совокупность правовых норм, которые регулируют публичные отношения, определяют общественный строй, положение личности в обществе и взаимодействие ее с государством. Конституционно-правовые нормы отражены в Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее и в других важных нормативно-правовых актах. Как отрасль конституционное право говорит о существовании науки конституционного права и учебной дисциплины. Наука конституционного права является совокупностью знаний, теорий и учений о возникновении, развитии и функционировании отрасли конституционного права. Наука конституционного права считается фундаментальной основой для других наук, которые изучают различные отрасли права и политологии.

Основные этапы развития конституционного права в России

Конституционализм в России до октября 1917 г.

История российского конституционного права выделяет три периода развития конституционализма:

  1. Досоветский период (до октября 1917 г.).
  2. Советский период (с октября 1917г. до второй половины 1980-х гг.).
  3. Постсоветский (современный) период. Эти периоды очень продолжительны, поэтому делятся на ряд этапов (рис. 1).

Этапы конституционного развития России

Рисунок 1. Этапы конституционного развития России

Впервые конституционные идеи в России зародились еще в XVIII веке. Это были идеи дворянского конституционализма. В этот период были сделаны попытки урегулировать политические отношения в правящих кругах, упорядочить общественное мнение с целью повысить его роль в жизни страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Вторая половина XVIII века характеризуется возникновением нового течения общественно-политической мысли, которое было названо просветительством. Русские просветители предлагают ограничить власть монарха и главное место в механизме государственной власти отводят представителям народа.

В XIX веке конституционная мысль России развивается по двум направлениям:

дворянско- и буржуазно-либеральное направление.

Конституционное право России в советский период

Этот период характеризуется тем, что в России появилась Конституция.

Были изданы декреты первого советского государства: декреты о власти, о земле, о мире, о национализации банков, о рабочем контроле на предприятиях, а также Декларация прав трудящегося и мн. Др.

10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Конституция РФ подробнее .

В 1925 году второй Конституцией РСФСР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система России подробнее был закреплен новый статус России.

В 1937 г. третьей Конституцией РСФСР была провозглашена полная победа социализма и коммунистической партии.

Все эти конституции представляли собой традиционное понимание о конституционализме, были фиктивными, не соблюдались на практике, в стране господствовал тоталитарный режим.

Постсоветский конституционализм в России

Подлинный конституционализм в России начал устанавливаться во второй половине 1980-х гг.

После 1985 г. началась перестройка всех сфер жизни общества. Конституция 1978 г. много раз менялась, приобретая новые черты. И именно благодаря этим изменениям начался переход от тоталитарного режима к демократическому.

12 декабря 1993 г. в результате проведения референдума была принята новая Конституция. И именно с принятием новой Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее начался новый этап в развитии российского общества, правовой системы и конституционной модели государства.

Подготовку вопроса нужно начать с определения периодов формирования и развития конституционного права России как отрасли. Так, М.В. Баглай выделяет три этапа: дореволюционное конституционное (государственное) право; тоталитарное конституционное (государственное) право; демократическое конституционное право[22]. И.А. Конюхова выделяет четыре этапа: дореволюционное государственное право, дореволюционное конституционное право, советское социалистическое государственное (конституционное) право и современное конституционное право[23].

В рамках дореволюционного государственного права можно выделить последовательно сменяющие друг друга этапы российского государственного права: древнерусское патриархально-феодальное (9-15 вв.), соборно-сословное (15-17 вв.), имперское (конец 17-19 вв.), конституционно-монархическое и буржуазно-демократическое. Характер дореволюционного государственного права и его преобразование в конституционное право отражал переход России от абсолютной к конституционной монархии (1905-февраль 1917 г.), попытку преобразования в парламентскую республику (февраль–октябрь 1917 г.).

Развитие советского государственного права началось с учреждения Республики Советов. Первым документом, оформившим новый тип государственно-правовой системы в России, стал Декрет о власти, принятый П Всероссийским Съездом Советов. На этом же Съезде были приняты декреты о мире и о земле. Эти декреты явились первыми актами конституционного характера советского периода. На V Съезде была принята первая Конституция РСФСР, которая положила начало возникновению, функционированию и развитию советского государственного права России.

В декабре 1922 г. был образован СССР. На 1 Съезде Советов СССР были утверждены Декларация и Договор о создании СССР и принято решение о разработке Конституции СССР, которая была учреждена П Съездом Советов СССР в январе 1924 г., на основе и в соответствии с которой была принята Конституция РСФСР 1925 г., детально регламентирующая организацию советской власти, взаимоотношения органов государственной власти РСФСР и СССР, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Интенсивное развитие советское государственное право получило в период с середины 30-х до середины 80-х гг. В этот период были приняты общесоюзные Конституции 1936 г. и 1977 г. и соответственно Конституции РСФСР 1937 г. и 1978 г. с аналогичным содержанием.

Предпосылками формирования современного конституционного права начали проявляться во второй половине 80-х гг. Развитию и функционированию современной отрасли конституционного права предшествовал переходный период, в течение которого проходило динамичное реформирование нового конституционного законодательства.

Современное развитие отрасли конституционного права на современном этапе обусловило необходимость решения следующих задач: 1) принятие и обновление федеральных конституционных и федеральных законов; 2) создание эффективного механизма охраны и защиты Конституции РФ, обеспечения конституционной законности, реализации конституционно-правовых норм и установление ответственности за их нарушение; 3) создание правовых гарантий реализации прав и свобод личности; 4) поиск решения ряда противоречий в реализации принципа разделения властей; 5) стабилизация конституционно-правового регулирования; 6) устранение коллизий как внутри федерального законодательства, так и между федеральным и законодательством субъектов РФ; 7) создание реальных механизмов предотвращения и устранения коллизий и конфликтов между органами государственной власти России и ее субъектов; 8) совершенствование правовых основ местного самоуправления, формирование правовых гарантий, обеспечивающих функционирование местного самоуправления; 9) расширение интеграции России, дальнейшее сближение с Европейским и международным сообществом.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные функции конституционного права как отрасли.

2. В чем заключается различие публичного и частного права?

3. Почему конституционное право является ядром правовой системы государства?

4. Какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно, а какие опосредованно?

5. В научной литературе изложена концепция о совпадении пред­мета конституционного права Российской Федерации и предмета все­го российского права в целом. Выскажите свое мнение на этот счет.

6. Какова специфика общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права России?

7. Используя Конституцию РФ и другие ис­точники конституционного права, приведите примеры норм-дефи­ниций, норм-принципов, норм-целей, императивных и диспозитивных норм; материальных и процессуальных норм; управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм; конкретно-регулятивных и об­щерегулятивных норм.

8. Приведите примеры юридических фактов, являющихся осно­ванием возникновения, изменения, прекращения конституционных правоотношений.

9. Как между собой соотносятся «институт» и «подотрасль» права? Назовите институты и подотрасли конституционного права РФ.

10. Приведите примеры конституционно-правовых отношений, в которых одним из субъектов выступает: а) многонациональный народ РФ; б) Российская Федерация; в) субъекты РФ; г) органы местного самоуправления.

11. Что следует понимать под конституционной правосубъектностью?

12. В дореволюционный и советский периоды изучаемая отрасль права именовалась государственным правом, в настоящее время - конституционным. Чем обусловлено такое изменение? Как соотносят­ся между собой понятия «государственное» и «конституционное» право? Какие точки зрения на этот счет существуют в литературе?

13. Возможно ли выделение конституционного (уставного) права субъектов РФ в качестве самостоятельной отрасли российского права? Какие аргументы приводят сторонники выделения конституционного права субъектов РФ, какой смысл они вкладывают в это понятие? Как соотносится данное понятие с понятиями «конституционное (ус­тавное) законодательство субъектов РФ», «ре­гиональное право» и «региональное конституционное право»?

Тесты и задачи

1. Отрасль российского конституционного права - это: а) система представлений о конституционном праве РФ; б) система юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений; в) систематизированное изложение предмета в учебнике; г) совокупность законов парламента, указов Президента РФ, других нормативных актов.

2. Конституционное право – это: а) основная отрасль права; б) ведущая отрасль права; в) производная отрасль права; г) определяющая отрасль права.

3. Термины «конституционное право» и «государственное право» используются как: а) синонимы; б) исторически сложившиеся в разных странах для обозначения одной отрасли права; в) соответственно как частное и общее; г) как не сопоставимые по смыслу.

4. Особенностями конституционных норм являются: а) их особая важность и значимость; б) их высшая юридическая сила; в) обязательность их издания; г) закрепление их в тексте Конституции Российской Федерации; д) - необходимость их знания всеми гражданами

5. Императивными нормами в конституционном праве являются те, в которых: а) содержится запрет на совершение определенных действий; б) не допускается отступление от закрепленных в них предписаний.

6. Место и роль конституционного права в системе отраслей российского права: а) конституционное право занимает однопорядковое место с гражданским, финансовым и другими отраслями; б) занимает место вслед за гражданским, предпринимательским и другими; в) занимает центральное, ведущее место в системе отраслей российского права. 7. Конституционно-правовые отношения - это отношения между: а) гражданами и профсоюзными объединениями; б) государственными учреждениями и должностными лицами; в) судами; г) государством и гражданами по поводу приобретения государственной собственности; д) депутатами Государственной Думы и министрами; ж) Президентом, парламентом, Правительством; з) государством и гражданами по поводу осуществления государственной власти.

8. Конституционно-правовые отношения бывают: а) общие; б) конкретные; в) постоянные; г) временные; д) факультативные; е) активного типа; ж) пассивного типа.

9. Специфика конституционно-правовых норм состоит в том, что: а) регулируют самые важные в обществе отношения, субъектом которых может выступать народ в целом; б) выступают в качестве принципов для норм иных отраслей права; в)регулируют отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

10. Материальные нормы конституционного права: а) предусматривают содержание прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений; б) определяют формы осуществления прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений.

11. Диспозитивные нормы в конституционном праве – это: а) нормы, возникающие между субъектами федеративных отношений; б) нормы, допускающие возможность альтернативы, т.е. выбора того или иного варианта поведения в зависимости от конкретных обстоятельств; В не допускается отступление от закрепленных в них предписаниях.

12. Объекты конституционных правоотношений – это: а) материальные блага; б) нематериальные блага; в) территория дипломатических посольств за границей; г) континентальный шельф; д) граждане РФ; е) юридические лица. 13. К числу институтов конституционного права РФ относятся: а) институт законодательства и сравнительного правоведения; б) Институт государства и права РАН; в) Конституционный Суд РФ; г) институт конституционного контроля; д) институт президентства; е) институт референдума; ж) институт мэров городов.

14. Конституционно-правовой институт – это: а)совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородные отношения; б) совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с реализацией этих норм; в) совокупность норм, регулирующих общественные отношения.

15. Система конституционного права включает следующие правовые институты: а) президентской власти; б) избирательного права; в) права собственности политической партии; г) права наследования имущества общественной организации; д) совместного имущества супругов.

16. Конституционное право ведущей отраслью российского права, поскольку: а) основный источник Конституция РФ; б) регулирует базовые общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства; в) состоит из большего количества правовых норм, чем другие отрасли права; г) сформировалось раньше других отраслей российского права

Литература

1. Авакьян С.А. Государственно-правовые нормы и обычаи: Соотноше­ние в регулировании деятельности Советов // Сов. государство и право. -1978.- № 8.

2. Бабошин О.А. К вопросу о системе отрасли конституционного права Российской Федерации // Журнал российского права. - 2001. - № 2.

3. Бабошин О.А. Система отрасли конституционного права: Вопросы фор­мирования и структурного содержания // Росс. юридич журнал. - 2000. - № 3.

4. Белкин А.А. Наименование отрасли: государственное или конститу­ционное право // Правоведение. - 1997. - № 4.

5. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. - М., 2001.

6. Гущина Н.А. Система права и система законодательства: Соотноше­ние, перспективы развития // Правоведение. - 2003. - № 5.

7. Дмитриев Ю.А. К вопросу об определении предмета отрасли кон­ституционного права // Государство и право. - 2002. - № 7.

8. Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: Понятие, назначение и структура // Правоведение. - 1998. - № 1.

9. Конституционное право субъектов РФ / Отв. ред. В.А. Кряжков. - М., 2002.

10. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М., 2001.

11. Ломовский В.Д. О методе конституционного регулирования // Журнал российского права. - 1998. - № 4/5.

12. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. - М., 1997.

13. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: Материалы междунар. науч. конф. / Под ред. С.А. Авакьяна. - М., 2008.

14. Чиркин В.Е. Об объекте конституционного регулирования // Государство и право. - 2005. - № 4.

1. Основные этапы развития конституционного (государственного) права в России. Особенности государственно-правового развития России.

2. Дореволюционное конституционное (государственное) право. Русское государствоведение конца XIX – начала XX века.

3. Советское государственное право. Становление советского строя. Особенности советского строя. Особенности советского общественного строя и государственного устройства. Практика советского государственного строительства. Советская наука государственного права.

4. Современный этап конституционного развития России. Начало демократических реформ, развитие конституционного права, изменение Конституции 1978г. Распад СССР и превращение РФ в самостоятельное государство.

5. Особенности принятия Конституции 1993 г. Конституционное развитие после 1993 г.

6. Заключительные и переходные положения Конституции.

7. Используемая литература.



1. Основные этапы развития конституционного права в России.

Особенности государственно-правового развития России.

Конституция в любом государстве – это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.

Конституция – обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных.

Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы  социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.

Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.

Термин “конституция” происходит от латинского “constitutio” (установление, построение) и восходит к временам Римской империи. Конституциями назывались указы римских императоров. В средние века конституциями закреплялись привилегии и вольности феодалов. С течением времени понятие конституции эволюционировало.

В нынешнем понимании, как единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство, конституции появились в качестве противовеса монархии, абсолютизму в результате победы буржуазно-демократических революций на американском и европейских континентах. Прототипами европейских конституций стали конституционные хартии периода провозглашения независимости английских колоний в Америке. Французская революция восприняла американскую конституционную идею, а из Франции она распространилась на другие европейские государства.

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти. Всё сказанное характерно и для Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

На изменение конституции влияют многие факторы – интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на государство, право, их общественную роль.

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима.

Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.

Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов Х1Х (А.С Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии.

К числу первых конституционных проектов в России можно отнести “План государственного преобразования” графа М.М. Сперанского (1809) и “Государственную уставную грамоту Российской империи” Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон “определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой”.

Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 11, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.

Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов.

Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия(ст.20). В то же время, идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении избирательных прав непролетарских слоёв населения - представителей так называемого “эксплуататорского класса”, духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров.

Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единая взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной власти.

С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России, как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует Союзную.

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик”. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года , вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Четвертая Конституция – Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей – советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем – капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной идеологией (преамбула, ст.6). Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8 Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическом идеале; ст. ст. 45, 49 - о целях коммунистического строительства.

Дореволюционное конституционное (государственное) право.

Государственное право любого государства составляет основу правовой системы, закрепляя базис всех правоотношений, возникающих на уровне государства и определяя общий формат его функционирования.
Мировой опыт свидетельствует о том, что любое государственно-правовое явление может быть изучено полно и всесторонне только при глубоком изучении основных этапов его развития, анализе как положительных, так и отрицательных сторон прошлого, т.е. исторически. Большая часть вопросов, связанных с решением современных задач в нашем государстве, была в центре внимания дореволюционного государственного права. Многие полученные тогда результаты остаются актуальными, востребованными и в наши дни не только в теоретическом, но и в практическом плане. Всесторонний анализ состояния, развития, достижений русского государственного права в рассматриваемый период позволяет выделить все ценное, положительное, что имело место в прошлом и может быть с успехом использовано в наше время.
Актуальность темы исследования заключается в том, что обращение к историческому опыту носит положительный характер, так как позволяет на основе его изучения и осмысления глубже понять современную ситуацию.
Цель данной работы состоит в комплексном анализе исторических аспектов формирования и развития государственного права в России в дореволюционный период.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: проследить развитие государственного права и определить специфические особенности становления государственного права в России как отрасли права и как науки в дореволюционный период;
Объектом исследования выступает государственное право в России в дореволюционный период, предметом – исторические закономерности формирования и развития государственного права в России.
При написании данной работы использованы общенаучные методы дедукции, индукции, конкретно-исторический и историко-правовой методы.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Рассмотрим условия формирования государственного права применительно к дореволюционному периоду. Здесь мы сталкиваемся с проблемой невозможности назвать точную дату возникновения государственного права. Можно утверждать, что возникновение государственного права не одномоментное действие, а процесс, который растягивался на многие годы, охватывал жизнь и творческую деятельность не одного поколения юристов. В этом смысле нам представляется более корректно говорить не о возникновении, а о становлении государственного права, подчеркивая длящийся характер развития.
Становление государственного права в России в дореволюционный период является результатом взаимодействия объективных социально-исторических факторов развития правовой системы общества и субъективных научных факторов, характеризующих сферу правосознания.
Как утверждают исследователи, попытки осмысления отечественного государственного права предпринимались еще в XVII веке. В 1682 году царем Федором Алексеевичем учреждается Греко-славяно-латинская академия. В грамоте, связанной с ее созданием, предписывалось преподавать учение правосудия и духовного, и мирского. Однако на практике реализовать это не удалось вследствие скорой смерти царя Федора Алексеевича.
В 1724 году по замыслу Петра I была создана Академия Наук. Это было не только научное, но и учебное заведение. При Академии в период 1756-1766 годах функционировал Академический университет. В его уставе была кафедра правоведения, которая, по мнению ученых, положила начало науке русского правоведения.
Как считают некоторые исследователи, первая попытка проведения

развитие дореволюционного советского и демократического праваГБПОУ Колледж По.

Развитие дореволюционной российской конституционно-право­вой мысли, с одной стороны, опиралось на достижения западной, преж­де всего западноевропейской, науки конституционного права, а с дру­гой — отражало медленный и мучительный процесс перехода России в эти годы от абсолютной к конституционной монархии.
После Октября 1917 г. возможности для свободного развития науки конституционного права резко сужаются, что было связано с постепенным утверждением безраздельного господ­ства идеологии марксизма-ленинизма, с порога отвергавшей идеи и принципы естественного права, парламентаризма, разделения властей, приоритета нрава над государством, примата прав и свобод личности и др., как проявлений буржуазной идеологии, и признававшей единст­венно возможной и прогрессивной политическую систему диктатуры пролетариата.

Дореволюционное конституционное право. Со второй половины XIX в. (с начала.

Дореволюционное конституционное право.
Со второй половины XIX в. (с начала царствования Александ­ра II) начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарас­танием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями.
17 октября 1905 г. Николаем II был издан Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосно­венности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был ограниченный, но первый в истории России акт о граж­данских свободах. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Ма­нифест, объявив его ловушкой, пустым, формальным актом.
Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа - Государственной думы, ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 г., и рядом последующих пра­вовых актов. Этот акт положил начало конституционному разви­тию страны. Основные законы учредили двухпалатную парла­ментскую систему: Государственная дума и Государственный совет при сохранении сильной власти царя: без его утверждения закон не мог вступить в силу. Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царем и ответст­венный только перед ним. Монарх сохранил полный контроль за формированием политики правительства, и особенно в области внешней политики и военных дел. Для избрания Государствен­ной думы вводилось избирательное право, основанное на при­влечении к выборам широких слоев населения, хотя и на нерав­ных условиях. Государственной думе, которая должна была изби­раться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые могли приниматься и царем, но с одобрения обеих палат парламента. Депутаты не несли ответст­венности перед избирателями.

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905Гос дума при Николае II

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905
Гос дума при Николае II

Государственный совет имел те же права, что и Дума. Он рассматривала все за.

Государственный совет имел те же права, что и Дума. Он рассматривала все законопроекты, принятые первой палатой, и только в случае ее одобрения законопроект передавал­ся на утверждение царю. Состав Государственного совета напо­ловину назначался царем, а другая его половина избиралась от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли и промышленности.
Эти конституционные акты привели к легализации политиче­ских партий и обострению межпартийной борьбы. Государствен­ная дума первого созыва оказалась бесплодной и просуществовала 72 дня, второго созыва — 102 дня. Монарх активно пользовался своим правом издания указов законодательного характера «во вре­мя прекращения занятий Государственной думы», а также правом роспуска Думы. Между Думой и Советом постоянно возникали разногласия, Государственным советом был отклонен ряд важных законопроектов, принятых Думой. Происходили частые смены главы и состава правительства, акты исполнительной власти стали занимать все большее место среди источников конституционного права.
Развитие нового конституционного права происходило под влиянием ведущих политических партий, и особенно Партии конституционных демократов (кадетов). В программе этой пар­тии, утвержденной на учредительном съезде в октябре 1905 г., выдвигалось предложение создать двухпалатный парламент, в котором вторая палата формировалась бы из представителей орга­нов местного самоуправления. Парламенту предоставлялось право утверждать любой закон и принимать бюджет. Другая влиятельная партия центра «Союз 17 октября» также требовала принятия кон­ституции, представительной системы, основанной на всеобщем избирательном праве, хотя она не отвергала самодержавия, силь­ной власти. Ни в одной программе не было идеи федерализма; многими отвергалась даже автономия территорий.

В ходе Февральской революции (1917 г.) конституционная монархия была легитимн.

В ходе Февральской революции (1917 г.) конституционная монархия была легитимно свергнута. Император Николай II спе­циальным актом передал власть брату Михаилу, который, в свою очередь отрекшись от престола, предоставил решение вопроса о форме правления будущему Учредительному собранию. Депутаты Государственной думы сформировали Временное правительство, которое провело политическую амнистию, взяло под защиту гра­жданские права и свободы. Были упразднены жандармерия, по­лиция и цензура. Это правительство последовательно проводило курс на недопущение скатывания страны к диктатуре, на прове­дение Учредительного собрания.
1 сентября 1917 г. Временное правительство провозгласило Россию республикой. Правительство носило коалицион­ный характер, что было связано со стремлением объединить де­мократические силы страны. Оно приняло ряд прогрессивных за­конов, отказалось от применения чрезвычайных мер (аресты без суда и проч.). Специ­альным актом (август 1917 г.) были введены критерии использо­вания в новых условиях старых законов и постановлений.
Временное правительство при содействии общественности и созываемых им совещаний готовило конституционную реформу, которую было призвано осуществить Учредительное собрание. Главой государства и правительства должен был стать временный президент республики с широкими полномочиями, от имени ко­торого в Учредительное собрание должны были вноситься зако­нопроекты. Учредительное собрание тем самым превращалось в законодательный орган.
Реформы государственного строя, проводившиеся с начала XX в., были в значительной мере подготовлены предшествующим развитием науки государственного права.

Развитие советского права После Октябрьской революции, прежде всего, изменил.

Развитие советского права

После Октябрьской революции, прежде всего, изменился статус субъектов гражданских правоотношений, в особенности физических лиц. Были сняты всякого рода дореволюционные ограничения по половому, национальному, религиозному признакам. Переход экономических объектов в собственность государства породил новую отрасль юриспруденции, которую впоследствии стали называть хозяйственным правом. Национализация вывела из гражданского оборота множество хозяйственных объектов. Гражданский оборот сузился также и за счет введения довольно широкого круга монополий. Так, была введена монополия внешней торговли. В апреле 1918 г. издается Декрет «Об отмене наследования». Всякое имущество, оцениваемое на сумму свыше 10 тыс. руб., после смерти собственника переходило в доход государства.
В первые годы советской власти важнейшими источниками права являлись обращения, декреты, постановления, декларации, Конституция РСФСР 1918 г. Нормативные акты высшей юридической силы могли создавать Всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров.

 Правотворческую деятельность осуществляли и другие органы, в том числе нарко.

Правотворческую деятельность осуществляли и другие органы, в том числе наркоматы и местные Советы. К началу гражданской войны создаются основы советского права. Тем не менее, в нем имелись большие пробелы. Их приходилось восполнять использованием революционного правосознания в качестве непосредственного источника права. Осенью 1918 г. в РСФСР запрещаются ссылки на законы царской империи, Временного правительства. Во второй половине 1918 г. в РСФСР выходят два первых кодекса: Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и Кодекс законов о труде. В 20-е годы упрощалась правовая система страны, превращаясь в единое социалистическое право. Образование СССР привело к возникновению новой правовой системы — права союзного государства, тесно связанного с правовыми системами союзных республик. В истории советского права 1922—1923 гг. известны как годы активной кодификации.

В эти годы в Российской Федерации принято семь кодексов: Уголовный, Гражданск.

В эти годы в Российской Федерации принято семь кодексов: Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, Кодекс Законов о труде, Гражданско-процессуальный и Лесной. В 1924 г. принимается Исправительнотрудовой кодекс. С образованием СССР развертывается систематизация законодательства и в масштабе Союза. Так, в 1924 г. утверждаются Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В 1928 г. ЦИК СССР издал Общие начала землепользования и землеустройства. Таким образом, в 20-е гг. советское право оформляется в четкую систему кодексов. В 30-е в СССР появляется новый тип правового акта — Указ Президиума Верховного Совета, который по существу приравнивался закону. Партийные документы этого периода становятся нормативными актами, практически неотличимыми от законов. В это время право ужесточается. В годы Великой Отечественной войны вводится чрезвычайное законодательство. Гражданское и хозяйственное право.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: