Особенности формирования дореволюционного государственного права россии
Обновлено: 27.04.2024
Термин «конституционное право» произошел от названия особого политико-правового документа - конституции. Конституция является наиболее важным и значимым правовым актом в национальном праве, основой правовой системы, определяющей пути формирования и развития правового государства, гражданского общества и права. Значение конституционного права заключается в том, что оно является одной из многочисленных отраслей права, которая в демократическом обществе играет ведущую роль в правовой системе страны. Оно представляет совокупность правовых норм, которые регулируют публичные отношения, определяют общественный строй, положение личности в обществе и взаимодействие ее с государством. Конституционно-правовые нормы отражены в Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее и в других важных нормативно-правовых актах. Как отрасль конституционное право говорит о существовании науки конституционного права и учебной дисциплины. Наука конституционного права является совокупностью знаний, теорий и учений о возникновении, развитии и функционировании отрасли конституционного права. Наука конституционного права считается фундаментальной основой для других наук, которые изучают различные отрасли права и политологии.
Основные этапы развития конституционного права в России
Конституционализм в России до октября 1917 г.
История российского конституционного права выделяет три периода развития конституционализма:
- Досоветский период (до октября 1917 г.).
- Советский период (с октября 1917г. до второй половины 1980-х гг.).
- Постсоветский (современный) период. Эти периоды очень продолжительны, поэтому делятся на ряд этапов (рис. 1).
Рисунок 1. Этапы конституционного развития России
Впервые конституционные идеи в России зародились еще в XVIII веке. Это были идеи дворянского конституционализма. В этот период были сделаны попытки урегулировать политические отношения в правящих кругах, упорядочить общественное мнение с целью повысить его роль в жизни страны.
Готовые работы на аналогичную тему
Вторая половина XVIII века характеризуется возникновением нового течения общественно-политической мысли, которое было названо просветительством. Русские просветители предлагают ограничить власть монарха и главное место в механизме государственной власти отводят представителям народа.
В XIX веке конституционная мысль России развивается по двум направлениям:
дворянско- и буржуазно-либеральное направление.
Конституционное право России в советский период
Этот период характеризуется тем, что в России появилась Конституция.
Были изданы декреты первого советского государства: декреты о власти, о земле, о мире, о национализации банков, о рабочем контроле на предприятиях, а также Декларация прав трудящегося и мн. Др.
10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Конституция РФ подробнее .
В 1925 году второй Конституцией РСФСР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система России подробнее был закреплен новый статус России.
В 1937 г. третьей Конституцией РСФСР была провозглашена полная победа социализма и коммунистической партии.
Все эти конституции представляли собой традиционное понимание о конституционализме, были фиктивными, не соблюдались на практике, в стране господствовал тоталитарный режим.
Постсоветский конституционализм в России
Подлинный конституционализм в России начал устанавливаться во второй половине 1980-х гг.
После 1985 г. началась перестройка всех сфер жизни общества. Конституция 1978 г. много раз менялась, приобретая новые черты. И именно благодаря этим изменениям начался переход от тоталитарного режима к демократическому.
12 декабря 1993 г. в результате проведения референдума была принята новая Конституция. И именно с принятием новой Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее начался новый этап в развитии российского общества, правовой системы и конституционной модели государства.
Подготовку вопроса нужно начать с определения периодов формирования и развития конституционного права России как отрасли. Так, М.В. Баглай выделяет три этапа: дореволюционное конституционное (государственное) право; тоталитарное конституционное (государственное) право; демократическое конституционное право[22]. И.А. Конюхова выделяет четыре этапа: дореволюционное государственное право, дореволюционное конституционное право, советское социалистическое государственное (конституционное) право и современное конституционное право[23].
В рамках дореволюционного государственного права можно выделить последовательно сменяющие друг друга этапы российского государственного права: древнерусское патриархально-феодальное (9-15 вв.), соборно-сословное (15-17 вв.), имперское (конец 17-19 вв.), конституционно-монархическое и буржуазно-демократическое. Характер дореволюционного государственного права и его преобразование в конституционное право отражал переход России от абсолютной к конституционной монархии (1905-февраль 1917 г.), попытку преобразования в парламентскую республику (февраль–октябрь 1917 г.).
Развитие советского государственного права началось с учреждения Республики Советов. Первым документом, оформившим новый тип государственно-правовой системы в России, стал Декрет о власти, принятый П Всероссийским Съездом Советов. На этом же Съезде были приняты декреты о мире и о земле. Эти декреты явились первыми актами конституционного характера советского периода. На V Съезде была принята первая Конституция РСФСР, которая положила начало возникновению, функционированию и развитию советского государственного права России.
В декабре 1922 г. был образован СССР. На 1 Съезде Советов СССР были утверждены Декларация и Договор о создании СССР и принято решение о разработке Конституции СССР, которая была учреждена П Съездом Советов СССР в январе 1924 г., на основе и в соответствии с которой была принята Конституция РСФСР 1925 г., детально регламентирующая организацию советской власти, взаимоотношения органов государственной власти РСФСР и СССР, бюджетные права РСФСР, государственную символику.
Интенсивное развитие советское государственное право получило в период с середины 30-х до середины 80-х гг. В этот период были приняты общесоюзные Конституции 1936 г. и 1977 г. и соответственно Конституции РСФСР 1937 г. и 1978 г. с аналогичным содержанием.
Предпосылками формирования современного конституционного права начали проявляться во второй половине 80-х гг. Развитию и функционированию современной отрасли конституционного права предшествовал переходный период, в течение которого проходило динамичное реформирование нового конституционного законодательства.
Современное развитие отрасли конституционного права на современном этапе обусловило необходимость решения следующих задач: 1) принятие и обновление федеральных конституционных и федеральных законов; 2) создание эффективного механизма охраны и защиты Конституции РФ, обеспечения конституционной законности, реализации конституционно-правовых норм и установление ответственности за их нарушение; 3) создание правовых гарантий реализации прав и свобод личности; 4) поиск решения ряда противоречий в реализации принципа разделения властей; 5) стабилизация конституционно-правового регулирования; 6) устранение коллизий как внутри федерального законодательства, так и между федеральным и законодательством субъектов РФ; 7) создание реальных механизмов предотвращения и устранения коллизий и конфликтов между органами государственной власти России и ее субъектов; 8) совершенствование правовых основ местного самоуправления, формирование правовых гарантий, обеспечивающих функционирование местного самоуправления; 9) расширение интеграции России, дальнейшее сближение с Европейским и международным сообществом.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные функции конституционного права как отрасли.
2. В чем заключается различие публичного и частного права?
3. Почему конституционное право является ядром правовой системы государства?
4. Какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно, а какие опосредованно?
5. В научной литературе изложена концепция о совпадении предмета конституционного права Российской Федерации и предмета всего российского права в целом. Выскажите свое мнение на этот счет.
6. Какова специфика общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права России?
7. Используя Конституцию РФ и другие источники конституционного права, приведите примеры норм-дефиниций, норм-принципов, норм-целей, императивных и диспозитивных норм; материальных и процессуальных норм; управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм; конкретно-регулятивных и общерегулятивных норм.
8. Приведите примеры юридических фактов, являющихся основанием возникновения, изменения, прекращения конституционных правоотношений.
9. Как между собой соотносятся «институт» и «подотрасль» права? Назовите институты и подотрасли конституционного права РФ.
10. Приведите примеры конституционно-правовых отношений, в которых одним из субъектов выступает: а) многонациональный народ РФ; б) Российская Федерация; в) субъекты РФ; г) органы местного самоуправления.
11. Что следует понимать под конституционной правосубъектностью?
12. В дореволюционный и советский периоды изучаемая отрасль права именовалась государственным правом, в настоящее время - конституционным. Чем обусловлено такое изменение? Как соотносятся между собой понятия «государственное» и «конституционное» право? Какие точки зрения на этот счет существуют в литературе?
13. Возможно ли выделение конституционного (уставного) права субъектов РФ в качестве самостоятельной отрасли российского права? Какие аргументы приводят сторонники выделения конституционного права субъектов РФ, какой смысл они вкладывают в это понятие? Как соотносится данное понятие с понятиями «конституционное (уставное) законодательство субъектов РФ», «региональное право» и «региональное конституционное право»?
Тесты и задачи
1. Отрасль российского конституционного права - это: а) система представлений о конституционном праве РФ; б) система юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений; в) систематизированное изложение предмета в учебнике; г) совокупность законов парламента, указов Президента РФ, других нормативных актов.
2. Конституционное право – это: а) основная отрасль права; б) ведущая отрасль права; в) производная отрасль права; г) определяющая отрасль права.
3. Термины «конституционное право» и «государственное право» используются как: а) синонимы; б) исторически сложившиеся в разных странах для обозначения одной отрасли права; в) соответственно как частное и общее; г) как не сопоставимые по смыслу.
4. Особенностями конституционных норм являются: а) их особая важность и значимость; б) их высшая юридическая сила; в) обязательность их издания; г) закрепление их в тексте Конституции Российской Федерации; д) - необходимость их знания всеми гражданами
5. Императивными нормами в конституционном праве являются те, в которых: а) содержится запрет на совершение определенных действий; б) не допускается отступление от закрепленных в них предписаний.
6. Место и роль конституционного права в системе отраслей российского права: а) конституционное право занимает однопорядковое место с гражданским, финансовым и другими отраслями; б) занимает место вслед за гражданским, предпринимательским и другими; в) занимает центральное, ведущее место в системе отраслей российского права. 7. Конституционно-правовые отношения - это отношения между: а) гражданами и профсоюзными объединениями; б) государственными учреждениями и должностными лицами; в) судами; г) государством и гражданами по поводу приобретения государственной собственности; д) депутатами Государственной Думы и министрами; ж) Президентом, парламентом, Правительством; з) государством и гражданами по поводу осуществления государственной власти.
8. Конституционно-правовые отношения бывают: а) общие; б) конкретные; в) постоянные; г) временные; д) факультативные; е) активного типа; ж) пассивного типа.
9. Специфика конституционно-правовых норм состоит в том, что: а) регулируют самые важные в обществе отношения, субъектом которых может выступать народ в целом; б) выступают в качестве принципов для норм иных отраслей права; в)регулируют отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
10. Материальные нормы конституционного права: а) предусматривают содержание прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений; б) определяют формы осуществления прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений.
11. Диспозитивные нормы в конституционном праве – это: а) нормы, возникающие между субъектами федеративных отношений; б) нормы, допускающие возможность альтернативы, т.е. выбора того или иного варианта поведения в зависимости от конкретных обстоятельств; В не допускается отступление от закрепленных в них предписаниях.
12. Объекты конституционных правоотношений – это: а) материальные блага; б) нематериальные блага; в) территория дипломатических посольств за границей; г) континентальный шельф; д) граждане РФ; е) юридические лица. 13. К числу институтов конституционного права РФ относятся: а) институт законодательства и сравнительного правоведения; б) Институт государства и права РАН; в) Конституционный Суд РФ; г) институт конституционного контроля; д) институт президентства; е) институт референдума; ж) институт мэров городов.
14. Конституционно-правовой институт – это: а)совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородные отношения; б) совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с реализацией этих норм; в) совокупность норм, регулирующих общественные отношения.
15. Система конституционного права включает следующие правовые институты: а) президентской власти; б) избирательного права; в) права собственности политической партии; г) права наследования имущества общественной организации; д) совместного имущества супругов.
16. Конституционное право ведущей отраслью российского права, поскольку: а) основный источник – Конституция РФ; б) регулирует базовые общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства; в) состоит из большего количества правовых норм, чем другие отрасли права; г) сформировалось раньше других отраслей российского права
Литература
1. Авакьян С.А. Государственно-правовые нормы и обычаи: Соотношение в регулировании деятельности Советов // Сов. государство и право. -1978.- № 8.
2. Бабошин О.А. К вопросу о системе отрасли конституционного права Российской Федерации // Журнал российского права. - 2001. - № 2.
3. Бабошин О.А. Система отрасли конституционного права: Вопросы формирования и структурного содержания // Росс. юридич журнал. - 2000. - № 3.
4. Белкин А.А. Наименование отрасли: государственное или конституционное право // Правоведение. - 1997. - № 4.
5. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. - М., 2001.
6. Гущина Н.А. Система права и система законодательства: Соотношение, перспективы развития // Правоведение. - 2003. - № 5.
7. Дмитриев Ю.А. К вопросу об определении предмета отрасли конституционного права // Государство и право. - 2002. - № 7.
8. Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: Понятие, назначение и структура // Правоведение. - 1998. - № 1.
9. Конституционное право субъектов РФ / Отв. ред. В.А. Кряжков. - М., 2002.
10. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М., 2001.
11. Ломовский В.Д. О методе конституционного регулирования // Журнал российского права. - 1998. - № 4/5.
12. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. - М., 1997.
13. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: Материалы междунар. науч. конф. / Под ред. С.А. Авакьяна. - М., 2008.
14. Чиркин В.Е. Об объекте конституционного регулирования // Государство и право. - 2005. - № 4.
1. Основные этапы развития конституционного (государственного) права в России. Особенности государственно-правового развития России.
2. Дореволюционное конституционное (государственное) право. Русское государствоведение конца XIX – начала XX века.
3. Советское государственное право. Становление советского строя. Особенности советского строя. Особенности советского общественного строя и государственного устройства. Практика советского государственного строительства. Советская наука государственного права.
4. Современный этап конституционного развития России. Начало демократических реформ, развитие конституционного права, изменение Конституции 1978г. Распад СССР и превращение РФ в самостоятельное государство.
5. Особенности принятия Конституции 1993 г. Конституционное развитие после 1993 г.
6. Заключительные и переходные положения Конституции.
7. Используемая литература.
1. Основные этапы развития конституционного права в России.
Особенности государственно-правового развития России.
Конституция в любом государстве – это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.
Конституция – обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных.
Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.
Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.
Термин “конституция” происходит от латинского “constitutio” (установление, построение) и восходит к временам Римской империи. Конституциями назывались указы римских императоров. В средние века конституциями закреплялись привилегии и вольности феодалов. С течением времени понятие конституции эволюционировало.
В нынешнем понимании, как единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство, конституции появились в качестве противовеса монархии, абсолютизму в результате победы буржуазно-демократических революций на американском и европейских континентах. Прототипами европейских конституций стали конституционные хартии периода провозглашения независимости английских колоний в Америке. Французская революция восприняла американскую конституционную идею, а из Франции она распространилась на другие европейские государства.
Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти. Всё сказанное характерно и для Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
На изменение конституции влияют многие факторы – интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на государство, право, их общественную роль.
Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима.
Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.
Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов Х1Х (А.С Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии.
К числу первых конституционных проектов в России можно отнести “План государственного преобразования” графа М.М. Сперанского (1809) и “Государственную уставную грамоту Российской империи” Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон “определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой”.
Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 11, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.
Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров.
Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов.
Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия(ст.20). В то же время, идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении избирательных прав непролетарских слоёв населения - представителей так называемого “эксплуататорского класса”, духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров.
Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единая взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной власти.
С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России, как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует Союзную.
Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик”. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.
Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года , вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.
Четвертая Конституция – Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей – советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.
Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем – капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.
Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной идеологией (преамбула, ст.6). Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8 Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическом идеале; ст. ст. 45, 49 - о целях коммунистического строительства.
Дореволюционное конституционное (государственное) право.
Государственное право любого государства составляет основу правовой системы, закрепляя базис всех правоотношений, возникающих на уровне государства и определяя общий формат его функционирования.
Мировой опыт свидетельствует о том, что любое государственно-правовое явление может быть изучено полно и всесторонне только при глубоком изучении основных этапов его развития, анализе как положительных, так и отрицательных сторон прошлого, т.е. исторически. Большая часть вопросов, связанных с решением современных задач в нашем государстве, была в центре внимания дореволюционного государственного права. Многие полученные тогда результаты остаются актуальными, востребованными и в наши дни не только в теоретическом, но и в практическом плане. Всесторонний анализ состояния, развития, достижений русского государственного права в рассматриваемый период позволяет выделить все ценное, положительное, что имело место в прошлом и может быть с успехом использовано в наше время.
Актуальность темы исследования заключается в том, что обращение к историческому опыту носит положительный характер, так как позволяет на основе его изучения и осмысления глубже понять современную ситуацию.
Цель данной работы состоит в комплексном анализе исторических аспектов формирования и развития государственного права в России в дореволюционный период.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: проследить развитие государственного права и определить специфические особенности становления государственного права в России как отрасли права и как науки в дореволюционный период;
Объектом исследования выступает государственное право в России в дореволюционный период, предметом – исторические закономерности формирования и развития государственного права в России.
При написании данной работы использованы общенаучные методы дедукции, индукции, конкретно-исторический и историко-правовой методы.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Рассмотрим условия формирования государственного права применительно к дореволюционному периоду. Здесь мы сталкиваемся с проблемой невозможности назвать точную дату возникновения государственного права. Можно утверждать, что возникновение государственного права не одномоментное действие, а процесс, который растягивался на многие годы, охватывал жизнь и творческую деятельность не одного поколения юристов. В этом смысле нам представляется более корректно говорить не о возникновении, а о становлении государственного права, подчеркивая длящийся характер развития.
Становление государственного права в России в дореволюционный период является результатом взаимодействия объективных социально-исторических факторов развития правовой системы общества и субъективных научных факторов, характеризующих сферу правосознания.
Как утверждают исследователи, попытки осмысления отечественного государственного права предпринимались еще в XVII веке. В 1682 году царем Федором Алексеевичем учреждается Греко-славяно-латинская академия. В грамоте, связанной с ее созданием, предписывалось преподавать учение правосудия и духовного, и мирского. Однако на практике реализовать это не удалось вследствие скорой смерти царя Федора Алексеевича.
В 1724 году по замыслу Петра I была создана Академия Наук. Это было не только научное, но и учебное заведение. При Академии в период 1756-1766 годах функционировал Академический университет. В его уставе была кафедра правоведения, которая, по мнению ученых, положила начало науке русского правоведения.
Как считают некоторые исследователи, первая попытка проведения
Развитие дореволюционной российской конституционно-правовой мысли, с одной стороны, опиралось на достижения западной, прежде всего западноевропейской, науки конституционного права, а с другой — отражало медленный и мучительный процесс перехода России в эти годы от абсолютной к конституционной монархии.
После Октября 1917 г. возможности для свободного развития науки конституционного права резко сужаются, что было связано с постепенным утверждением безраздельного господства идеологии марксизма-ленинизма, с порога отвергавшей идеи и принципы естественного права, парламентаризма, разделения властей, приоритета нрава над государством, примата прав и свобод личности и др., как проявлений буржуазной идеологии, и признававшей единственно возможной и прогрессивной политическую систему диктатуры пролетариата.
Дореволюционное конституционное право.
Со второй половины XIX в. (с начала царствования Александра II) начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями.
17 октября 1905 г. Николаем II был издан Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был ограниченный, но первый в истории России акт о гражданских свободах. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Манифест, объявив его ловушкой, пустым, формальным актом.
Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа - Государственной думы, ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 г., и рядом последующих правовых актов. Этот акт положил начало конституционному развитию страны. Основные законы учредили двухпалатную парламентскую систему: Государственная дума и Государственный совет при сохранении сильной власти царя: без его утверждения закон не мог вступить в силу. Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царем и ответственный только перед ним. Монарх сохранил полный контроль за формированием политики правительства, и особенно в области внешней политики и военных дел. Для избрания Государственной думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Государственной думе, которая должна была избираться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые могли приниматься и царем, но с одобрения обеих палат парламента. Депутаты не несли ответственности перед избирателями.
МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905
Гос дума при Николае II
Государственный совет имел те же права, что и Дума. Он рассматривала все законопроекты, принятые первой палатой, и только в случае ее одобрения законопроект передавался на утверждение царю. Состав Государственного совета наполовину назначался царем, а другая его половина избиралась от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли и промышленности.
Эти конституционные акты привели к легализации политических партий и обострению межпартийной борьбы. Государственная дума первого созыва оказалась бесплодной и просуществовала 72 дня, второго созыва — 102 дня. Монарх активно пользовался своим правом издания указов законодательного характера «во время прекращения занятий Государственной думы», а также правом роспуска Думы. Между Думой и Советом постоянно возникали разногласия, Государственным советом был отклонен ряд важных законопроектов, принятых Думой. Происходили частые смены главы и состава правительства, акты исполнительной власти стали занимать все большее место среди источников конституционного права.
Развитие нового конституционного права происходило под влиянием ведущих политических партий, и особенно Партии конституционных демократов (кадетов). В программе этой партии, утвержденной на учредительном съезде в октябре 1905 г., выдвигалось предложение создать двухпалатный парламент, в котором вторая палата формировалась бы из представителей органов местного самоуправления. Парламенту предоставлялось право утверждать любой закон и принимать бюджет. Другая влиятельная партия центра «Союз 17 октября» также требовала принятия конституции, представительной системы, основанной на всеобщем избирательном праве, хотя она не отвергала самодержавия, сильной власти. Ни в одной программе не было идеи федерализма; многими отвергалась даже автономия территорий.
В ходе Февральской революции (1917 г.) конституционная монархия была легитимно свергнута. Император Николай II специальным актом передал власть брату Михаилу, который, в свою очередь отрекшись от престола, предоставил решение вопроса о форме правления будущему Учредительному собранию. Депутаты Государственной думы сформировали Временное правительство, которое провело политическую амнистию, взяло под защиту гражданские права и свободы. Были упразднены жандармерия, полиция и цензура. Это правительство последовательно проводило курс на недопущение скатывания страны к диктатуре, на проведение Учредительного собрания.
1 сентября 1917 г. Временное правительство провозгласило Россию республикой. Правительство носило коалиционный характер, что было связано со стремлением объединить демократические силы страны. Оно приняло ряд прогрессивных законов, отказалось от применения чрезвычайных мер (аресты без суда и проч.). Специальным актом (август 1917 г.) были введены критерии использования в новых условиях старых законов и постановлений.
Временное правительство при содействии общественности и созываемых им совещаний готовило конституционную реформу, которую было призвано осуществить Учредительное собрание. Главой государства и правительства должен был стать временный президент республики с широкими полномочиями, от имени которого в Учредительное собрание должны были вноситься законопроекты. Учредительное собрание тем самым превращалось в законодательный орган.
Реформы государственного строя, проводившиеся с начала XX в., были в значительной мере подготовлены предшествующим развитием науки государственного права.
Развитие советского права
После Октябрьской революции, прежде всего, изменился статус субъектов гражданских правоотношений, в особенности физических лиц. Были сняты всякого рода дореволюционные ограничения по половому, национальному, религиозному признакам. Переход экономических объектов в собственность государства породил новую отрасль юриспруденции, которую впоследствии стали называть хозяйственным правом. Национализация вывела из гражданского оборота множество хозяйственных объектов. Гражданский оборот сузился также и за счет введения довольно широкого круга монополий. Так, была введена монополия внешней торговли. В апреле 1918 г. издается Декрет «Об отмене наследования». Всякое имущество, оцениваемое на сумму свыше 10 тыс. руб., после смерти собственника переходило в доход государства.
В первые годы советской власти важнейшими источниками права являлись обращения, декреты, постановления, декларации, Конституция РСФСР 1918 г. Нормативные акты высшей юридической силы могли создавать Всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров.
Правотворческую деятельность осуществляли и другие органы, в том числе наркоматы и местные Советы. К началу гражданской войны создаются основы советского права. Тем не менее, в нем имелись большие пробелы. Их приходилось восполнять использованием революционного правосознания в качестве непосредственного источника права. Осенью 1918 г. в РСФСР запрещаются ссылки на законы царской империи, Временного правительства. Во второй половине 1918 г. в РСФСР выходят два первых кодекса: Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и Кодекс законов о труде. В 20-е годы упрощалась правовая система страны, превращаясь в единое социалистическое право. Образование СССР привело к возникновению новой правовой системы — права союзного государства, тесно связанного с правовыми системами союзных республик. В истории советского права 1922—1923 гг. известны как годы активной кодификации.
В эти годы в Российской Федерации принято семь кодексов: Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, Кодекс Законов о труде, Гражданско-процессуальный и Лесной. В 1924 г. принимается Исправительнотрудовой кодекс. С образованием СССР развертывается систематизация законодательства и в масштабе Союза. Так, в 1924 г. утверждаются Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В 1928 г. ЦИК СССР издал Общие начала землепользования и землеустройства. Таким образом, в 20-е гг. советское право оформляется в четкую систему кодексов. В 30-е в СССР появляется новый тип правового акта — Указ Президиума Верховного Совета, который по существу приравнивался закону. Партийные документы этого периода становятся нормативными актами, практически неотличимыми от законов. В это время право ужесточается. В годы Великой Отечественной войны вводится чрезвычайное законодательство. Гражданское и хозяйственное право.
Автор статьи
Читайте также:
- Право и судебное администрирование что изучают в колледже
- Особенности назначения судебных экспертиз по запаховым следам человека
- Следственное и судебное действие заключающееся в получении органом расследования или судом
- Можно ли подать в суд на автошколу за некачественное обучение
- Застосування судом принципу верховенства права