Особенности движения и стоянки судов по судоходным путям северо западного бассейна

Обновлено: 02.05.2024

Для командного состава судов, работников служб безопасности судовождения и штурманского обеспечения пароходств, судоходных инспекций информационные материалы о путевых условиях выпускают в виде путевых листков, радиобюлетений, извещений судоводителям по ЕГС и информационных бюлетений. Помимо этого на водохранилищах и крупных озерах они получают прогноз метеорологической обстановки.

ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Границы и протяженность реки Невы

Нева — река, протекающая по территории Санкт-Петербурга, соединяющая Ладожское озеро с Невской губой Финского залива Балтийского моря.Длина 74 км, площадь собственного бассейна 5 тыс. км². Нева — это единственная река, вытекающая из Ладожского озера.

2) Габариты р. Невы

3) Скорости течения реки Невы.

Скорость течения Невы на разных ее участках неодинакова. В среднем она равна 0,9-1,2 метра в секунду, то есть 3,2-4,3 километра в час (а на Ивановских порогах, у мыса Святки, до углубления дна реки, скорость течения достигала 12-14 километров в час). Нева ежесекундно выбрасывает в море в среднем 2540 кубических метров воды, в час — 9 миллионов кубических метров, за год — 80 миллиардов кубических метров, или 80 кубических километров воды. В течение года водность реки колеблется, так как она находится в прямой зависимости от уровня Ладожского озера.

4) Колебания уровней воды

Колебания уровня воды в реках теснейшим образом связаны с режимом стока, вместе с тем, в отличие от последнего, на уровенный режим водотоков большое влияние оказывают морфологические особенности строения русла (характер и размеры поперечного профиля, уклоны и др.).

5) Количество колен и их счет в кошкинскомфарватере

В 1908—1908 гг. для улучшения судоходных условий через отмель было сделано искусственное углубление, названное Кошкинским фарватером. В пределах губы фарватер, длиной 8 км, состоит из 6 колен.

6) Мосты на реке Нева и их последовательность

1 Благовещенский мост (бывший Благовещенский мост, Николаевский мост, мост Лейтенанта Шмидта до 2007 г)

2 Дворцовый мост (бывший Республиканский мост)

3 Троицкий мост (бывший Кировский мост, мост Равенства)

4 Литейный мост (бывший мост Императора Александра II)

5 Большеохтинский мост (бывший Петра Великого)

6 Мост Александра Невского

7 Финляндский железнодорожный мост

9 Большой Обуховский мост

10 Кузьминский мост

11 Ладожский мост

7) Перечислить все луды на Ивановских порогах:

Большепорожская луда, Ивановская луда, Верхнепорожская луда, Малопорожская луда, Деревенская луда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении проделанной работы можно сказать что, мне удалось совместить теоретические задания с практическими. После летней практики не было точного представления географического расположения «окна в Европу», не было представления с какими трудностями сталкиваются судоводители при проводке судов по реке Неве.

Работа с картами не даёт полного представления о виде берегов, каких-то наглядных ориентиров. Но эта работа помогла мне сопоставить практические знания с теоретическими и получить наиболее полное представление об участке «Волго Балтийского канала реке Неве».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 «Лоция единой глубоководной системы» Р.Д. Фролов, Г.М. Шмелев

2 «Особенности движения и стоянки судов по судоходным путям» «Северо-Западного» бассейна» 2006г.

Общие положения движения и стоянки судов по судоходным путям Северо-западного бассейна

1. «Особенности движения и стоянки судов по судоходным путям Северо-Западного бассейна» далее «Особенности» изданы в дополнение к «Правилам плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» утвержденными Приказом № 129 от 14 октября 2002 года.
Настоящие Правила распространяются на экипажи судов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях, связанных с эксплуатацией и использованием плавучих объектов, содержанием судоходных водных путей и гидротехнических сооружений при плавании по судоходным путям Северо-Западного бассейна (Приложение № 1).

2. Лоцманская проводка на трассе Санкт-Петербург — Череповец обязательна:

  • для судов и составов, перевозящих взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества и боеприпасы;
  • судов, осуществляющих буксировку и толкание спецобъектов;
  • для шлюзующихся судов, имеющих размеры, уменьшающие габаритные запасы камер шлюзов, указанные в пункте 5 Правил пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей РФ;
  • для судов со сверхгабаритными грузами;
  • иностранных судов;
  • для судов и составов длиной более 140 метров, как не отвечающих по своим габаритам габаритам пути и не включенных в «Типовые схемы формирования составов в границах ВБВП», допускаемых к передвижению по водным путям бассейна по особому разрешению ГБУ «Волго-Балт», согласованному с Северо-Западным БУГН на внутреннем водном транспорте.

Лоцманская проводка по реке Нева от пункта Шлиссельбург до рейда Невский Лесопарк обязательна:
— для судов и составов грузоподъемностью 1000 тонн и более без двойных бортов и двойного дна, следующих с грузом нефтепродуктов или другими наливными опасными грузами.
Судоводители всех других судов, не прошедшие проверку знаний специальной лоции района плавания, обязаны осуществлять проводку судна с помощью лоцмана.
Лоцманская проводка в разводку Санкт-Петербургских мостов обязательна для всех судов и составов в связи с постройкой моста-дублера моста Лейтенанта Шмита. При прохождении комплекса моста Лейтенанта Шмита руководствоваться рекомендациями ГБУ «Волго-Балт» по безопасной проводке судов.

3. При движении по судоходным путям Северо-Западного бассейна каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем, чтобы оно могло предпринять надлежащие и эффективные действия для обеспечения безопасности плавания при существующих условиях и обстоятельствах.

4. Морским судам , буксируемым и толкаемым составам, не включенным в «Типовые схемы формирования составов в границах ВБВП» разрешается проходить по отдельно разработанным мероприятиям.

5. При подходе к зонам повышенной опасности для судоходства (пассажирские и грузовые переправы) необходимо усилить наблюдение и согласовать свои действия с судном, работающим на переправе.

6. Управление судами (составами) осуществляется капитанами (сменными капитанами, капитанами-дублерами) на следующих участках:

  • вниз и вверх в разводку Санкт-Петербургских мостов;
  • вниз и вверх в наведенные разводные пролеты мостов (п. 27 настоящих Особенностей);
  • вниз на участке Лобаново — Пирогово.
  • вниз в Нижнесвирский шлюз и движении (по течению) в его нижнем бьефе от шлюза до луды Семеновщина.
  • вверх (по условному течению) на участке от входа в верхний подходной канал шлюза № 5 до шлюза № 4 включительно при проводке судов грузоподъемностью 2700 тонн и более, составов и 4-дечных пассажирских теплоходов.
  • река Матросовка — вниз и вверх от истока до п. Мостовое;
  • река Шешупа — от п. Лесное до устья при движении вниз в темное время суток;
  • стрелка рек Дейма и Преголя — от Гвардейского шоссейного моста до нижней границы городского пляжа.

7. Предупреждения, указания и наставления, изложенные в томе № 3 Атласа ЕГС ЕЧ РФ и в лоцийных описаниях к картам других судоходных путей Северо-Западного бассейна, должны выполняться всеми судоводителями, работниками пути и эксплуатации флота.

8. При плавании судов в границах городов Санкт-Петербург, Череповец, Великий Новгород, Псков и Калининград звуковые сигналы не подаются, за исключением сигналов для предотвращения аварийной ситуации и сигналов бедствия.

9. Плавание самоходных судов класса «Р» Российского Речного Регистра в озерах Белое, Ильмень, Псковское, Теплое, Чудское и Куршском заливе допускается при наличии УКВ радиостанции и путевого компаса. Для выхода в озеро капитан судна (состава) обязан иметь разрешение Российского Речного Регистра и прогноз погоды на переход.

10. При подходе к мостам и воздушным переходам судоводители должны заблаговременно уточнить их высотные габариты с учетом фактических уровней воды.
Запас по высоте под мостами должен быть не менее 30 см (на реке Свирь — не менее 50 см).

11. В период белых ночей (с 1 июня по 15 июля) несение сигнальных огней на плотах необязательно.

12. Земснаряды, не производящие дноуглубительных работ, когда мимо них разрешается движение судов (составов), в светлое время суток поднимают на мачте черный шар.

13. Спортивные и культурно-массовые мероприятия на судоходных путях Северо-Западного бассейна и порядок движения задействованных при этом судов до отведенной акватории и обратно должны быть согласованы с органами, регулирующими судоходство (районами водных путей и судоходства или районами гидросооружений и судоходства ГБУ «Волго-Балт», а также линейными отделами Северо-Западного БУГН на внутреннем водном транспорте).

14. При подходе судов (составов) к рейдам, указанным в томе № 3 Атласа ЕГС ЕЧ РФ и описаниях к картам других судоходных путей, судоводители заблаговременно должны получить по УКВ радиосвязи указание о месте стоянки от диспетчера движения ГБУ «Волго-Балт» или другого лица, ответственного за движение и расстановку флота.

15. Стоянка маломерных и парусных судов в городах и других населенных пунктах допускается только на специальных базах - стоянках маломерного флота. На других участках пути стоянка этих плавсредств осуществляется за пределами судового хода или на берегу.

16. Суда, оказавшиеся по каким-либо причинам с отданными якорями в зоне подводных переходов, могут поднимать якоря только после водолазного обследования и в присутствии владельца перехода с составлением соответствующего акта.

17. В местах погрузки (выгрузки) древесины, на плотовых и грузовых рейдах и причалах их владельцы обязаны:

  • обеспечивать установленные паспортные глубины для акватории данного рейда (причала);
  • устанавливать защитные приспособления с сетками, препятствующими выносу леса на судовой ход, постоянно поддерживать их в исправном техническом состоянии;
  • не реже двух раз в навигацию проводить тральные работы;
  • систематически производить уборку древесины (плавающей, затонувшей и с урезов берегов) на своей акватории, а также в примыкающей к ней трехкилометровой зоне;
  • при производстве грузовых операций с рейдов (берегов), примыкающих к судовому ходу, обеспечивать ширину фарватера, установленную в Атласе том 3, часть 2 ЕГС на странице 6.

Ответственность за возникновение аварийных случаев с судами (составами) по причине невыполнения перечисленных требований несут владельцы причалов, рейдов и мест погрузки (выгрузки) древесины.

18. Скорость движения плотовых составов по озерам и водохранилищам должна быть не менее 3 км/ч.

19. В соответствии с приказом директора Департамента речного транспорта № 33 от 31 мая 1995 года и телеграммы зам. Министра Минтранса России № НС-29-759 от 20.04.1998 г. капитаны морских судов, независимо от их принадлежности, форм собственности и флага, для перехода по внутренним судоходным путям обязаны получить разрешение линейного отдела Северо-Западного БУГН на внутреннем водном транспорте.

20. Суда, находящиеся в границах Северо-Западного бассейна, могут быть осмотрены работниками Северо-Западного БУГН на внутреннем водном транспорте на готовность их безопасного плавания в границах Северо-Западного бассейна, независимо от срока проверки их в других бассейнах.

21. Владельцы береговых сооружений обязаны оградить защитными козырьками со стороны судового хода яркие огни, ослепляющие судоводителей.

22. Запрещается движение судов и составов при ограниченной видимости менее 1 км (в т.ч. и с использованием РЛС) на следующих участках:

Движение судов / Ладожское озеро

32. Выход в Ладожское озеро судов (составов), независимо от их принадлежности и форм собственности, осуществляется с разрешения диспетчера Службы регулирования движения ГБУ «Волго-Балт» после доклада капитана судна (состава) о готовности к переходу озером на условиях, изложенных в Атласе единой глубоководной системы Европейской части РФ, том № 3, часть I. За достоверность доклада ответственность несет капитан судна.

33. Суда, при плавании Ладожским озером от истока р. Нева до устья р. Свирь, должны следовать по системе разделения движения судов.
Указания для плавания по системе разделения движения помещены в лоцийных сведениях к листам 32-34 Атласа ЕГС Европейской части - РФ том 3, часть I.

34. Термины и определения системы разделения движения судов :

  • «Система разделения движения» — разделение встречных потоков движения судов посредством установления зон и (или) линий разделения и полос движения на участках с кардинальной системой навигационного оборудования;
  • «Зона разделения движения», «Линия разделения движения» — зона и или линия, разделяющая полосы движения, в которых суда следуют в противоположных или почти в противоположных направлениях;
  • «Полоса движения» — определенный район, в пределах которого установлено одностороннее движение;
  • «Район кругового движения» — определенный район, включающий в себя центр или круговую зону разделения движения и кольцевую полосу движения. Плавание в районе кругового движения осуществляется против часовой стрелки вокруг центра или круговой зоны.
  • выход всех судов (составов) в озеро без прогноза погоды и соответствующего разрешения;
  • расхождение и обгон судов (составов), кроме одиночных судов длиной 50 м и менее и скоростных, на Кошкинском фарватере. Пропуск их регулируется по УКВ радиосвязи диспетчером Службы регулирования движения судов ГБУ «Волго-Балт», п. Шлиссельбург;
  • расхождение и обгон судов (составов), а также движение судов грузоподъемностью 2000 тонн и более при ветрах свыше 11 м/с и в темное время суток в устье реки Вуокса;
  • плавание нефтеналивных судов без лоцмана на борту в заливе Найсмери;
  • буксировка судов под бортом и способом толкания в Ладожском озере;
  • расхождение и обгон всех составов, сухогрузных судов грузоподъемностью 5000 тонн и более, танкеров грузоподъемностью 2000 тонн и более, а также четырехдечных пассажирских теплоходов между собой и с другими судами на Свирском баре. Пропуск их регулируется по УКВ радиосвязи диспетчером движения ГБУ «Волго-Балт», п. Свирица.

36. На Свирском баре при ветрах северных направлений свыше 11 м/с движение всех судов (составов), кроме скоростных, а также одиночных длиной 50 м и менее — одностороннее.

  • Приложение. Типовые схемы формирования составов
  • Приложение. Правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации
    • Приложение. Типовые схемы формирования составов

    Приказ Министерства транспорта РФ от 10 июля 2013 г. N 235
    "Об утверждении Правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    24 марта 2017 г., 1 июля 2019 г., 18 мая 2020 г.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2003, N 14, ст. 1256; N 27 (ч. I) ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554, 5557; N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 30; N 18 (ч. I), ст. 2141; N 29, ст. 3625; N 52 (ч. I), ст. 6450; 2011, N 15, ст. 2020; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4294; N 30 (ч. I), ст. 4577, 4590, 4591, 4594, 4596; N 45, ст. 6333, 6335; 2012, N 18, ст. 2128; N 25, ст. 3268; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320) приказываю:

    Утвердить прилагаемые Правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации.

    Регистрационный N 29961

    Утверждены правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей России.

    Движение судов габаритной длиной менее 20 м, спортивных парусных и прогулочных судов вблизи пляжей, районов массового отдыха населения на воде разрешается со скоростью не более 12 км/час. В акваториях речных портов, на искусственных каналах, в пределах границ населенных пунктов, рейдов, в районах стоянок судов - не более 15 км/час.

    Толкаемые и буксируемые составы должны перемещаться в соответствии с типовыми схемами (приведены в приложении). Движение иных составов, а также одиночных судов габаритной длиной более 140 м допускается по согласованию с администрацией бассейна.

    Разрешенная скорость судов (составов) при следовании по рекам Преголя и Старая Преголя от двухъярусного моста до Октябрьского шоссейного (Берлинского) моста - до 12 км/ч, по Приморскому и Озерковскому каналам, реке Шешупе - не более 10 км/ч, по Полесскому и Черняховскому каналам - до 6 км/ч.

    Запас по высоте при проходе судна под мостом должен быть не менее 30 см, на реке Свирь - не менее 50 см.

    Установлен ряд запретов. Так, нельзя буксировать плоты во время проводки судов в разводные пролеты Калининградских мостов. Не допускается стоянка судов (составов) и плотов на всем протяжении Сиверсова канала.

    Приказ Министерства транспорта РФ от 10 июля 2013 г. N 235 "Об утверждении Правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации"

    Регистрационный N 29961

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 21 октября 2013 г. N 42 (без Приложений к Правилам)

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Приказ Министерства транспорта РФ от 18 мая 2020 г. N 171

    Изменения вступают в силу с 4 июля 2020 г.

    Приказ Министерства транспорта РФ от 1 июля 2019 г. N 210

    Изменения вступают в силу с 12 августа 2019 г.

    Приказ Минтранса России от 24 марта 2017 г. N 112

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Движение судов и составов в разводные пролёты Санкт-Петербургских мостов в период их разводки осуществляется в соответствии с правилами пропуска судов при разводке Санкт-Петербургских мостов, утверждёнными комитетом по управлению городским хозяйством Мэрии города Санкт-Петербурга.

    Очерёдность пропуска судов и составов, независимо от принадлежности, в разводку мостов устанавливается капитанами рейда по указанию диспетчера движения Невского района судоходства Государственного бассейнового управления «Волго-Балт» .Их расположения, касающиеся флота, обязательны для выполнения всеми судоводителями.

    Движение судов и составов в разводку Санкт-Петербургских мостов осуществляется в кильватер с соблюдением интервалов не менее 500м при следовании сверху и менее 20м-снизу.

    Разводные пролёты мостов имеют двухцветные светофоры, регулирующие движение судов в период разводки. Суда и составы, идущие сверху и снизу, встречаются выше и ниже Охтинского моста. Дальнейшее движение их продолжается после включения соответствующих разрешительных огней светофоров на разводных пролётах мостов Литейного, Охотского и Александра Невского.

    Об изменениях режима движения судна (состава) капитан обязан немедленно оповестить по УКВ радиосвязи, идущие судна(составы), а о выходе из кильватерной колонны, кроме того, сообщить диспетчеру движения Невского района судоходства Государственного бассейнового управления «Волго-Балт» или капитану рейда, принимая все меры по безопасности плавания.

    С промежуточных пунктов суда (составы) входят в кильватерную колонну с разрешения диспетчера движения Невского района судоходства Государственного бассейнового управления «Волго-Балт».

    Судам и составом, в случае невозможности прохода по своим не снижаемым высотным габаритам в спусковые (взводные) пролёты, разрешается движение в наведённые разводные пролёты мостов Лейтенанта Шмидта, Дворцового, Тучкова, Биржевого, Гренадёрского, Сампсониевского.

    Суда грузоподъёмностью более 1000 тонн проводятся в эти мосты капитанами с помощью лоцмана или самостоятельно при наличии справки, выдаваемой ГБУ «Волго-Балт».

    При одновременном подходе судов сверху и снизу к выше перечисленным мостам, первыми проходят суда, идущие в разводные пролёты этих мостов сверху.

    Данное требование настоящего правила распространяется и на скоростные суда. Расхождение и пропуск судов выше и ниже мостов осуществляется на безопасном от мостов расстоянии.

    Суда (составы), следующие в судоходные не разводные пролёты мостов, не должны мешать движению судов (составов), идущих в разводку мостов.

    Все суда, осуществляющие плавание по рекам и каналам Санкт-Петербург, при выходе из них и продолжении движения по рекам Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка и Малая Невка должны соблюдать Правила плавания по внутренним водным путям РФ и «Особенности движения и стоянки судов по судоходным путям Северо-Западного бассейна».

    При закрытии судоходного пролёта моста для движения судов днём по центру пролёта вывешивается красный флаг, ночью створные и габаритные огни выключаются.

    - маневрирование пассажирских судов (подход, отход) в районе речного вокзала в период движения флота в разводку Володарского моста;

    - расхождение пассажирских, грузовых судов и составов на участках Лобаново – Холм Славы (1334,0-1345,0км), на участке Лобаново - Пирогово(1334.0- 1349,0 км) плодовых и большегабаритных (нетиповых) судовых составов между собой, а также с другими судами, за исключением судов длиной 50м и менее и скоростных. Пропуск их регулируется по УКВ радиосвязи, канал 5, диспетчером движения пункта мыс Святки и информационно-операторским пунктом Лобанова;

    -обгон судов и составов на участке Холм Славы – Кузьминский мост (1336.5-345.0км), за исключением судов длиной 50м и менее и скоростных;

    -движение всех судов и составов ( в том числе пассажирских), не требующих разводки, на участке между мостами Лейтенанта Шмидта и дворцовых в период их разводке;

    - движение судов и составов в разводку Кузьминского и Ладожского мостов без разрешения диспетчера движения Невского района судоходства Государственного бассейнового управления «Волго-Балт»;

    - одновременный выход судов и составов в реку Нева из Ладожского озера и Новоладожского канала. Пропуск их регулируется по УКВ радиосвязи диспетчером движения Государственного бассейнового управления «Волго-Балт», п. Шлиссельбург:

    - стоянка судов в два корпуса и более с внешней дамбы слипа Невского ССЗ;

    - передача лоцманов с судов на участке Володарский мост – 5 ТЭЦ;

    - движение всех судов, не оборудованных УКВ радиостанциями с соответствующими рабочими каналами, на участке6 мосты Лейтенанта Шмидта, Тучков-5 ТЭЦ в период разводки мостов; - движение судов и составов, независимо от их принадлежности, форм собственности по реке Нева с грузомнефтепродуктов, без осмотра в районе п. Шлиссельбург (1318.0-1320.0км) системы управления и автоматики, винторулевого комплекса и персонала.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: