Основные тенденции развития государства и права в современных условиях

Обновлено: 01.05.2024

В статье рассматривается круг вопросов, касающихся основных тенденций развития российского постсоветского государства и права. В статье анализируются также социально-экономические, политические и другие факторы, оказывающие влияние на процесс формирования тенденций развития современного российского государства и права с 1992 г. по настоящее время. В работе проводится классификация рассматриваемых тенденций на основе различных критериев.

Ключевые слова

Об авторе

Список литературы

1. Словарь русского языка. М., 1984. Т. 4. С. 352 ; Dictionary of Sociology and Related Sciences / H. Fairchild (ed.). N. Y., 2008. P. 324

2. Derluquian G. A Cyclical Theory of Russia»s Historical Chanqe // Russia: The Challenge of Change / C. Canales, L. Tanto, S. Plekhanov (eds.). Toronto, 2004. P. 58

3. Moscow News. 1995. 30 Yune - 6 Yuly. P. 2

4. Bowker M. Russian Foreiqn Policy and the End of the Cold War. Sydney, 1997. P. 180

5. Квинт В. Бродим впотьмах? // Аргументы и факты. 2015. № 41. С. 21

6. «Русскую душу» придумали французы // Время. 2005. № 8. С. 6

7. Vignon J. Shaping Actors, shaping factors in Russia and Development Capitalism, Civil society and the State. London, 2004

8. Зюганов Г. Вызовы времени. М., 2014. С. 14.

9. Указ. соч. С. 4-5.

10. Зюганов Г. Пока не поздно.. М., 2013. С. 130-131.

11. Зюганов Г. Пока не поздно. С. 142

12. Зюганов Г. Новое оружие глобалистов. М., 2015. С. 17-18

13. Тарасенко С. Не в деньгах счастье: бедность вышла за черту // Metro. 2015. 20 апр. С. 13

14. Зюганов Г. Время и рабочий класс. М., 2015. С. 22

15. Костиков В. Русский мордоворот. Как меняются новые русские? // Аргументы и факты. 2013. № 52

16. Миллионеры в законе // Там же. 2014. № 17

17. Зюганов Г. Пока не поздно. С. 24

18. Зюганов Г. Новое оружие глобалистов. С. 20-21

19. Веретенникова К. Ученье не тот свет : Министр образования постарался доказать, что ЕГЭ не приводит к самоубийствам // Время новостей. 2010. № 95

20. Россияне стали хуже относиться к ЕГЭ // Время новостей. 2010. № 95

21. Малыгин А. Рыночная наука - это отсутствие науки : Информация не продается, тем более с прибылью // НГ-Наука. 1998. № 9. С. 11

22. РакитовА. Без науки Россия никому не нужна даже в качестве колонии : Центральная задача нации // НГ-Наука. 1998. № 9. С. 11

23. Зюганов Г. Пока не поздно. С. 105

24. Андрей Зубов о том, как нам избавиться от «советскости» // Аргументы и факты. 2015. № 18. С. 16

25. Зюганов Г. Время и рабочий класс. С. 177-180

26. Указ. соч. С. 177.

27. Смолин О. Н. Политический процесс в современной России. М., 2004. С. 262-263.

28. Dictionary of Sociology and Related Sciences. P. 32

29. Смолин О. Н. Указ. соч. С. 262-264

30. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. С. 290

31. Кагарлицкий Б. Ненужная приватизация. Зачем нужна ускоренная передача государственной собственности в частные руки? // Московский комсомолец. 2012. 25 дек

33. Suny R. Forward a Social History of the October Revolution // The Structure of Soviet History : Essas and Documents / R. Suny (ed.). Oxford, 2013. P. 713-715

34. Buxton Ch. Russia and Development Capitalism, Civil Society and the State. London, 2014. P. 12-14

35. Holmes St. What Russia Theaches US Now : How weak States Treaten Freedom // The Structure of Soviet History. P. 714

36. Зюганов Г. Новое оружие глобалистов. С. 51

37. Карамзин Н. М. О любви к Отечеству и народной гордости // Избранные сочинения : в 2 т. М.-Л., 1964

38. Strayer R. Why did the Soviet Union Collapse? Understanding Historical Change. London, 1998. P. 79-82

39. Оf the Collapse of the USSR // Post-Soviet Aff airs. 1992. № 4 (8). P. 297

40. Strayer R. Op. cit. P. 83 ; Цепля-ев С. Рок перестройки // Аргументы и факты. 2015. № 18. С. 17

41. Strayer R. Op. cit. P. 78.

42. Strayer R. Op. cit. P. 78.

44. Зюганов Г. Время и рабочий класс. - М., 2015.

45. Зюганов Г. Вызовы времени. - М., 2014.

46. Зюганов Г. Новое оружие глобалистов. - М., 2015.

47. Зюганов Г. Пока не поздно. - М., 2014.

48. Исаев И. А. История государства и права России. - М., 2011.

49. Исцелиться от дурмана : Андрей Зубов о том, как нам избавиться от «советскости» // Аргументы и факты. - 2015. - № 18.

50. История государства и права России / под общ. ред. В. М. Сырых. - М., 2014. - Т. 2.

51. Исаев И. А. История государства и права России. М., 2011 ; История отечественного государства и права СССР / под ред. О. И. Чистякова. М., 2012

52. История государства и права России / под общ. ред. В. М. Сырых. М., 2014. Т. 2

53. Cohen St. Rethinking the Soviet Experience. N. Y., 1985 ; Strayer R. Op. cit

54. История отечественного государства и права СССР / под ред. О. И. Чистякова. - М., 2012.

55. Кагарлицкий Б. Ненужная приватизация. Зачем нужна ускоренная передача государственной собственности в частные руки? // Московский комсомолец. - 2012. - 25 дек.

56. Карамзин Н. М. О любви к Отечеству и народной гордости // Избранные сочинения : в 2 т. - М.-Л., 1964.

57. Квинт В. Бродим впотьмах? // Аргументы и факты. - 2015. - № 41.

58. Малыгин А. Рыночная наука - это отсутствие науки : Информация не продается, тем более с прибылью // НГ-Наука. - 1998. - № 9.

59. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 20.

60. Ракитов А. Без науки Россия никому не нужна даже в качестве колонии : Центральная задача нации // НГ-Наука. - 1998. - № 9.

61. «Русскую душу» придумали французы // Время. - 2005. - № 8.

62. Смолин О. Н. Политический процесс в современной России. - М., 2004.

63. Тарасенко С. Не в деньгах счастье: бедность вышла за черту // Metro. - 2015. 20 апр.

64. Цепляев С. Рок перестройки // Аргументы и факты. - 2015. - № 18.

65. Bowker M. Russian Foreign Policy and the End of the Cold War. - Sydney, 1997.

66. Buxton Ch. Russia and Development Capitalism, Civil Society and the State. - London, 2014.

67. Cohen St. Rethinking the Soviet Experience. - N. Y., 1985.

68. Derluquian G. A Cyclical Theory of Russia's Historical Chanqe // Russia: The Challenge of Change / C. Canales, L. Tanto, S. Plekhanov (eds.). - Toronto, 2004.

69. Dictionary of Sociology and Related Sciences / H. Fairchild (ed.). - N. Y., 2008.

70. Holmes St. What Russia Theaches US Now : How weak States Treaten Freedom // The Structure of Soviet History : Essas and Documents / R. Suny (ed.). - Oxford, 2013.

71. Оf the Collapse of the USSR // Post-Soviet Affairs. - 1992. - № 4 (8).

73. Strayer R. Why did the Soviet Union Collapse? Understanding Historical Change. - London, 1998.

74. Suny R. Forward a Social History of the October Revolution // The Structure of Soviet History : Essas and Documents / R. Suny (ed.). - Oxford, 2013.

75. Vignon J. Shaping Actors, shaping factors in Russia and Development Capitalism, Civil society and the State. - London, 2004.

В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций.

1. Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремле ние к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в кон ституциях многих европейских стран. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.

2. Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.

3 Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности в решениях.

4 Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденция к интеграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.

Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское Сообщество.

5 Важная тенденция в развитии современного государства – стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную функцию, когда не существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил.

6 Еще одна важная тенденция связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание. Государственные служащие-бюрократы имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.

22.Основные теории понимания права.

Правопонимание представляет собой отражение и оценку права в соответствии с конкретными социально-политическими и культурно-историческими явлениями и ценностями. Правопонимание является отношением субъекта познания к правовой действительности и одновременно научным направлением, теорией.

Основные типы понимания права разделяются на три вида: естественно-правовые, позитивистские и социологические .

Сторонники естественно-правовой теории именуют право естественным постольку, поскольку оно вытекает из природы человека, всеобщего, универсального порядка. Естественное право – результат развития общества. Естественные права возникают независимо от того, выражены ли они в юридических нормах или нет.Такие права выступают в виде идей, представлений, они выражаются в морали, нравственности, обычаях и в юридических нормах. Естественно-правовая традиция несет в себе мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Основатель естественно-правового подхода Гуго Гроций полагал, что одновременно с позитивным правом действует неизменное вечное естественное право, которое согласно с природой общества разумных существ. Это право не связано ни с временем, ни с местом, оно неизменно. Естественное право представляет собой идеальное право, обусловленное природой человека.И. Кант (1724–1804 гг.) развивал положение теории естественного права на основании теории практического разума.

Социологический подход к праву выражается в том, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой отрицает волюнтаризм законодателя. Данная теория исходит из того, что право создается в общественной жизни. Социологическая юриспруденция формировалась в трудах Е. Эрлиха, Т. Жени, К. Певеллина, Д. Фрэнка, О. Холмса и других. Сторонники этого подхода полагали, что закон, изданный государством, автоматически правом не становится. Он может стать правом, только воплотившись в конкретные правоотношения, реальные социальные действия. Нередко в данной теории преувеличивалась роль судов, т. е. только акты судов оценивались как реализация, как применение права. Среди всех форм права выделяется судебный (административный) прецедент. Сами же законы существуют только тогда, когда они воплощены в судебных решениях.

Достоинством данного подхода к пониманию права является соединение права с социальной средой.

Путь России к праву большей частью позитивистский. До Октябрьской революции Россия входила в романо-германскую правовую семью. Основные черты русской юриспруденции второй половины XIX века сформировались в позитивистском русле. Именно этатический позитивизм преподавался в университетах, им руководствовались судьи и чиновники. В начале XX века юридический позитивизм раскололся на ряд течений, оставивших существенный след в отечественной и мировой юридической мысли.

23. Сущность и признаки права.

Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:

1) государственно-волевой характер;

3) взаимозависимость права и государства;

5) формальная определенность;

6) системность и иерархичность;

7) регулирующее воздействие;

8) установление и обеспечение государством,

Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Процесс формирования современной российской правовой системы начался еще в период перестройки. Его характеризовали две основные тенденции. Первая заключалась в необходимости подготовки законодательных актов, обеспечивавших правовое регулирование новых общественных отношений, возникших в связи с кардинальными изменениями экономического и политического строя. Вторая тенденция была обусловлена необходимостью кодификация российского законодательства, в котором до середины 1990-х гг. действовали некоторые нормативные акты бывшего СССР и Российской Федерации, которые нередко содержали противоречия.

В 1990-е гг. изменения затронули практически все отрасли российского права. В этот период активно развивались конституционное, гражданское, трудовое и административное законодательство. Это было вызвано необходимостью обеспечить правовое регулирование развития рыночных отношений, деятельности высших органов государственной власти, статуса субъектов Федерации и органов местного самоуправления, прав и свобод граждан и т.д.

В связи с тем, что современное отечественное право подробно изучается в курсах, посвященных отдельным отраслям права, мы лишь кратко охарактеризуем некоторые из них.

Гражданское право. На первом этапе в суверенной России гражданско-правовые отношения регулировались следующими законодательными актами, принятыми еще в советский период: законом «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., законом «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. и др.

30 ноября 1994 г. была утверждена первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, которая положила начало третьей кодификации гражданского права в России. В первой части ГК РФ устанавливались основные принципы частного права и определялся правовой статус физических и юридических лиц. Кроме того, в ней регулировалось право собственности и иные вещные права, а также была представлена общая часть обязательственного права.

Во второй части ГК РФ, принятой 26 января 1996 г., главное внимание уделялось способам возникновения обязательств. Это касалось договоров, а также внедоговорных способов возникновения обязательств, к которым относятся, прежде всего причинение вреда (деликт) и неосновательное обогащение. К специфическому виду возникновения обязательств был отнесен публичный конкурс.

26 ноября 2001 г. была утверждена третья часть ГК РФ, в которой регулировались вопросы наследственного и международного частного права.

18 декабря 2006 г. была принята четвертая часть ГК РФ, в которой вместо термина «интеллектуальная собственность» применяется понятие «право на результаты интеллектуальной деятельности». Это вызвало большие споры у юристов.

Семейное право. 29 декабря 1995 г. был принят Семейный кодекс Российской Федерации, в котором подчеркивалось, что семейное законодательство находится в совместном ведении федерального центра и субъектов Федерации. Это положение способствует учету в семейной политике государства национальных и местных особенностей. В Семейном кодексе нашли отражение принципы добровольности союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения споров в семье по взаимному согласию, а также защиты прав детей и нетрудоспособных членов семьи.

Семейный кодекс устанавливал единый возраст в 18 лет для мужчин и женщин, не имевших препятствий к вступлению в брак. В нем указывается, что выявление у одного из супругов сокрытой венерической болезни или ВИЧ-инфекции может являться основанием для признания брака недействительным.

Кодекс предусматривает внесудебный порядок расторжения брака в органах ЗАГС при взаимном согласии и отсутствии несовершеннолетних детей. Брак может быть расторгнут также по заявлению одного из супругов в случае признания судом недееспособным, безвестно отсутствующим или осужденным на срок более 3 лет.

В Семейном кодексе уделяется большое внимание вопросам воспитания и образования детей, установления отцовства и имущественных отношений супругов.

Трудовое право. 30 декабря 2001 г. был принят Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором главной задачей провозглашалось создание правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений. В Кодексе определяется система источников трудового права и их соотношение, вводится новое понятие «трудовое правоотношение», а также указываются основания его возникновения и прекращения. Более четко сформулированы нормы, обеспечивающие защиту трудовых прав работников и введение дополнительных отпусков.

В нормах Трудового кодекса предусматриваются меры защиты прав работников и ответственности работодателей в случаях задержки выплаты заработной платы, а также компенсации морального вреда, причиненного неправомерным действием или бездействием работодателя. Кроме того, устанавливается ответственность работников за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

Уголовное право. 13 июня 1996 г. был принят Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), в соответствии с которым главной задачей являлась охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации, а также предупреждение преступлений.

В УК РФ устанавливаются основания и принципы уголовной ответственности, определяется какие деяния признаются преступлениями и указываются виды наказаний, а также иные меры за совершение преступлений. В статье 32 УК устанавливается норма об умышленном характере соучастия в преступлении.

8 декабря 2003 г. был утвержден закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», согласного которому из УК РФ исключался институт неоднократности преступлений. Вместо термина «неоднократность» законодатель предложил использовать термин «совокупность», что допускало возможность сложения наказаний и в целом увеличивало срок наказания.

29 февраля 2012 г. были также внесены изменения и дополнения в УК РФ, в соответствии с которыми усиливалась ответственность за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних и вводилась ответственность за использование несовершеннолетних для изготовления порнографических материалов.

Таким образом, становление и развитие суверенной российской государственности происходило в сложных международных условиях. После ликвидации организаций социалистического содружества (Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора) руководство СССР допустило непростительную ошибку, не добившись закрепления в соответствующих соглашениях устных обещаний руководителей США и других западных стран о том, что НАТО не будет расширяться на восток. Однако после распада СССР эти обещания были нарушены и военные базы Североатлантического блока стали продвигаться к границам России. В условиях невнятной внешней политики России в 1990-е гг. США удалось быстро распространить свое влияние на те регионы мира, которые до этого находились под контролем СССР. США навязали мировому сообществу однополярный порядок и стали навязывать всем странам и народам якобы демократические ценности. При этом они часто использовали вооруженные силы, полностью игнорируя нормы международного права и нарушая основополагающие принципы ООН. Последующие действия США в Сербии, Ираке, Афганистане и Сирии, а также их активное участие в так называемых «демократических» революциях в Грузии, в странах Северной Африки, на Украине подтвердили их стремление к тотальному доминированию в мире, не считаясь с огромными жертвами и разрушениями.

К сожалению, президент России Б.Н. Ельцин и его окружение в 1990-е гг. не только не смогли отстаивать интересы России, но и нередко поддерживали такую политику США, пользуясь рекомендациями американских советников, которых было немало при отдельных ведомствах правительства России. Второму президенту РФ В.В. Путину удалось постепенно избавиться от диктата США в международных делах. Однако США организовали государственный переворот на Украине и фактически способствовали развязыванию гражданской войны на ее территории. Кроме того, под руководством США НАТО стало распространять свое влияние не только на территории восточноевропейских государств и прибалтийских стран, но и непосредственно на территорию Украины, граничащей с Россией.

Тем не менее меры, принимаемые нынешним руководством страны в сфере обороны и национальной безопасности свидетельствуют о том, что ни экономические санкции, ни политическое давление со стороны США и западных стран не смогут поставить Россию на колени. Мобилизационный ресурс, заложенный в действующей системе органов государственной власти, а также практически всеобщая поддержка политики президента России В. В. Путина со стороны населения, несомненно, помогут преодолеть препятствия и трудности, искусственно созданные США и их союзниками.

Для данного периода были характерны общие тенденции развития права, обусловленные объективными факторами (изменение социально-политической и экономической систем), и субъективными обстоятельствами, связанными с формированием в стране тоталитарного режима. Коллективизация, форсированная индустриализация и культурная революция, а также нарастание угрозы возникновения войны в Европе оказали на развитие права большое влияние. Поэтому в 1930-е годы изменения в праве были обусловлены необходимостью укрепления всех государственных институтов с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень обороноспособности страны.

В сфере гражданского права первостепенное внимание уделялось необходимости укрепления и защиты социалистической собственности, а также создания условий для эффективной работы народного хозяйства СССР. В связи с этим большая роль отводилась народнохозяйственному плану. Это нашло отражение в Конституции СССР 1936 г. В Конституции получили юридическое закрепление два вида собственности: социалистическая и личная. Устанавливались также две формы социалистической собственности: государственная и кооперативно-колхозная. В статье 10 утверждалось, что «право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан — охраняются законом». При этом в статье 9 допускалось развитие мелкого частного хозяйства «единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда».

Развитие обязательственного права характеризовалось усилением роли договора в правовом регулировании деятельности государственных и кооперативных предприятий. В этот период широкое распространение получили генеральные, локальные и прямые договоры. Появились также новые виды договоров: 1) договор капитального строительства; 2) договор контрактации сельскохозяйственной продукции.

В середине 1930-х гг. стало очевидно, что генеральные договоры начали препятствовать развитию хозяйственной инициативы предприятий. Поэтому было принято решение перейти к системе прямых договоров, которые первоначально заключались на основе протокольных соглашений ведомств и учреждений. Однако в 1937 г. протокольные соглашения стали заменялись основными условиями поставки, утверждавшимися СНК СССР. Широкое распространение в стране капитального строительства существенно повысило роль договора подряда.

Развитие семейного права в данный период характеризовалось восстановлением института патроната и усыновления, усилением ответственности за уклонение отцов от уплаты алиментов, а также борьбой с детской беспризорностью. Основные усилия были направлены на укрепление семьи, защиту интересов детей и здоровья матери. В статье 122 Конституции СССР 1936 г. получило юридическое закрепление равноправие женщины и мужчины.

Особое внимание уделялось развитию института патроната. Дети, оставшиеся по различным причинам без родителей, могли передаваться на воспитание в другие семьи. Но при этом в обязательном порядке заключался договор между государственными органами (здравоохранения, народного образования или сельскими советами) с лицами, которые брали детей на воспитание.

Необходимость укрепления семьи и повышения рождаемости были вызваны урбанизацией и голодом 1933 г. 27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Оно было призвано решить возникшие демографические проблемы.

Расторжение брака производилось в присутствии супругов в ЗАГСе, где обычно предпринимались меры к их примирению. В паспортах разведенных обязательно ставилась отметка. Повышалась также стоимость развода. При этом последующий развод стоил в 2 раза дороже. Расширялся круг субъектов, имевших право подать заявление о взыскании алиментов. Кроме одного из супругов такое право получили прокурор, профсоюзная организация, ЗАГС, органы охраны материнства и детства. Размеры алиментов составляли 1/4 от заработной платы на одного ребенка, 1/3 — на двоих, 1/2 — на троих и более детей. В отношении уклонявшихся от уплаты алиментов усиливалась мера ответственности, достигавшая 2 лет лишение свободы.

Для развития трудового права было характерно расширение экономических прав граждан и вместе с этим усложнение условий расторжения трудового договора, а также увеличение рабочего времени. В главе X Конституции СССР 1936 г. гарантировалось право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, а также устанавливалась и обязанность трудиться.

В октябре 1930 г. было принято решение о прекращении выплат пособий по безработице, а в июне 1931 г. был издан закон, в соответствии с которым поощрялись рабочие, продолжительное время работавшие на одном предприятии, и усиливались наказания в отношении лиц, допускавших нарушения трудовой дисциплины. Кроме того, вводились разные нормы страхового обеспечения по болезни, которые непосредственно зависели от стажа работы на данном предприятии.

Для унификации политики государства в сфере трудовых отношений в соответствии с постановлением СНК СССР от 20 декабря 1938 г. были введены единые трудовые книжки.

С июля 1940 г. запрещалось самовольное увольнение рабочих и служащих с предприятий и учреждений, а руководство предприятий обязано было направлять дела о прогулах в суд. В октябре 1940 г. народные комиссары СССР получили право переводить специалистов и квалифицированных рабочих с одних предприятий на другие независимо от их желания.

В связи с возникшим дефицитом на предприятиях квалифицированных кадров 2 октября 1940 г. был издан Указ «О государственных трудовых резервах», в котором ставились задачи организации плановой подготовки кадров в ремесленных и железнодорожных училищах, а также в школах фабрично-заводского обучения.

В рамках возникшего в этот период колхозного права решались вопросы укрепления колхозов и их правового статуса. 1 марта 1930 г. был утвержден «Примерный устав сельскохозяйственной артели», применение которого в условиях первого этапа коллективизации привело к тяжелым последствиям. В 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников был принят новый «Примерный устав». Все колхозы должны были подготовить и утвердить на общем собрании артели свой устав.

Устав содержал раздел «О земле», в котором подчеркивалось, что земля является общенародной государственной собственностью, закрепляется за колхозом в бессрочное пользование. Устанавливались также размеры приусадебного участка, составлявшие от 1/4 до 1/2 га. В некоторых регионах они могли достигать 1 га.

В разделе «О членстве» указывалось, что членами артели не могли быть кулаки и лица, лишенные избирательных прав. Исключение из артели производилось только по решению общего собрания колхоза. В Уставе 1935 г. определялся также порядок распределения доходов колхозов, учитывавший соблюдение интересов государства, колхоза и колхозников.

В Конституции СССР 1936 г. получили юридическое закрепление объекты кооперативно-колхозной собственности и правовое положение колхозного двора. Тем не менее 28 мая 1939 г. в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» было предписано провести до 15 августа 1939 г. обмер всех приусадебных участков и изъять все излишки, которые необходимо было присоединить к колхозным землям. Кроме того, в постановлении устанавливался обязательный минимум трудодней в году. Он составлял от 60 до 100 для каждого трудоспособного колхозника и зависел от местных условий.

Для развития уголовного права было характерно совершенствование таких институтов, как проблема аналогии, вины, соучастия, ответственность несовершеннолетних и наказания, а также усиление внимания к контрреволюционным преступлениям и охраны социалистической собственности. Так, с февраля 1931 г. устанавливалась уголовная ответственность за порчу сельхозмашин. Причем меры наказания дифференцировались. Если порча сельхозмашин была допущена в результате халатного отношения, то виновник приговаривался к принудительным работам на срок до 6 месяцев. При совершении неоднократных поломок техники и нанесении крупного ущерба влекли за собой лишение свободы на срок до 3 лет.

В августе 1932 г. было принято постановление «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». В нем изобличенные в воровстве социалистической собственности приравнивались к врагам народа, к государственным преступлениям. Так как в постановлении не указывались размеры похищенного, в судебной практике решения по таким делам сопровождались, как правило, произволом.

В 1934 году в Уголовный кодекс была введена статья об измене Родине, применявшаяся за действия, совершенные гражданами СССР в ущерб его военной мощи, государственной независимости или неприкосновенности его территории. При наличии смягчающих обстоятельств осужденные приговаривались к лишению свободы на срок Шлете конфискацией имущества, а военнослужащие — к высшей мере наказания с конфискацией имущества.

В Конституции СССР 1936 г. и Законе о судоустройстве 1938 г. декларировались гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т.д. Однако в условиях массовых политических репрессий эти принципы применить было чрезвычайно сложно.

В соответствии с постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. за особо опасные государственные преступления (шпионаж, вредительство, и диверсия) увеличивался срок наказания с 10 до 25 лет лишения свободы.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве» от 10 августа 1940 г. за мелкие кражи срок наказания достигал одного год.

В целом уголовное право характеризовалось ужесточением мер воздействия, когда суровость предусмотренного наказания часто не соответствовала опасности совершенного преступления.

Таким образом, в 1930-е годы в СССР был установлен тоталитарный режим, характеризовавшийся партийно-государственной диктатурой с ярко выраженной авторитарной властью И.В. Сталина. Изменения, происходившие в этот период, были направлены на укрепление данного режима в условиях угрозы приближавшейся мировой войны. Коллективизация, форсированная индустриализация и культурная революция были направлены на дальнейшее укрепление этого партийно-государственного режима. Развитие права характеризовалось не только принятием декларативных демократических принципов и положений, нашедших отражение в Конституции СССР 1936 г. и других правовых актах, но и ужесточением наказаний в условиях массовых политических репрессий.

Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. Здесь можно выделить такие тенденции:

1) общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления;

2) тенденции развития структуры (системы) права;

3) тенденции совершенствования законодательства.

К общим тенденциям относятся следующие.

1. Постепенное изменение соотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и расширяется сфера действия частного права.

С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому – установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

2. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.

3. Интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства стран – участниц СНГ в экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.

В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать такие.

1. Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам – институтам, отраслям. Все более заметна тенденция к определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре и другим характеристикам, что позволяет расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).

2. Рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм. Это обусловлено комплексным характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.

3. Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по своему назначению и функциональной специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.

Тенденции совершенствования законодательства выглядят следующим образом.

1. Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В частности, Федеральный закон о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания от 14 июня 1994 г. признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской Федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с настоящим законом.

2. Формирование новых комплексных отраслей законодательства – о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.

3. Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Федерацией, республиками в составе РФ и другими субъектами Федерации. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 171. Умышленное повреждение системы водоснабжения и канализационной системы при производстве работ

Статья 171. Умышленное повреждение системы водоснабжения и канализационной системы при производстве работ Умышленное повреждение системы водоснабжения и канализационной системы при производстве работ влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 40 до 60

Статья 173. Несанкционированное отключение потребителей от системы водо- снабжения и канализационной системы

Статья 173. Несанкционированное отключение потребителей от системы водо- снабжения и канализационной системы Несанкционированное отключение потребителей от системы водоснабжения и канализационной системы влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 25

§ 2. Закономерности развития политической системы общества

§ 2. Закономерности развития политической системы общества Характеристика развития политической системы (включающая аспекты возникновения, функционирования, структуры и непосредственного развития) сквозь призму критериев означает начальный этап категориального

§ 2. Противоречия и закономерности развития правовой системы

§ 2. Противоречия и закономерности развития правовой системы Правовая система как сугубо социальное образование испытывает на себе в процессе становления и функционирования влияние различного рода общеполитических и общегражданских противоречий объективного и

§ 3. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества

§ 3. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества Здесь на первый план выходят следующие моменты.1. Социальное значение конкретной правовой системы зависит прежде всего от того, как разрешается ее главное противоречие между

6.1. Разновидности и тенденции развития

6.1. Разновидности и тенденции развития В современном обществе экстремизм – весьма распространенное явление. Он проявляется как в индивидуальном поведении людей различных социальных слоев, так и в деятельности групп, группировок, движений и партий.Характерными чертами

2.2. Тенденции развития государственного управления в XIX в.

2.2. Тенденции развития государственного управления в XIX в. В XIX в. Россия вступила как самодержавная империя, занимающая первое место в Европе по численности населения и военной мощи, но вместе с тем имеющая феодально-крепостническую систему хозяйства. Несмотря на то что в

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: