Суд и воздаяние это

Обновлено: 02.05.2024

Воздая́ние – 1) суд Божьей Правды; дей­ствие Божье, направ­лен­ное на кон­крет­ное лицо или группу лиц как реак­ция или ответ на их мысли, поступки, дей­ствия, пове­де­ние, под­ра­зу­ме­ва­ю­щие нрав­ствен­ную оценку, нрав­ствен­ную ответ­ствен­ность; 2) резуль­тат этого дей­ствия; Боже­ствен­ная кара или награда; 3) вечная, окон­ча­тель­ная участь разумно-сво­бод­ных существ, име­ю­щая быть опре­де­лен­ной на Страш­ном Суде.

“Нужно пом­нить, что всё, что чело­век делает, у Бога взве­шено и сочтено. Поэтому, если чело­век в земном смысле здесь не полу­чает достатка по своему труду, какого-то нет воз­да­я­ния, заслу­жен­ного отно­ше­ния, то он полу­чит это у Бога. Для веру­ю­щего чело­века и здесь всё равно пол­нота”.
прот. В. Кре­че­тов

Я есть испы­ту­ю­щий сердца и внут­рен­но­сти; и воздам каж­дому из вас по делам вашим ( Откр.2:23 ).

Не про­ти­во­ре­чит ли воз­да­я­ние Божье в отно­ше­нии без­за­кон­ни­ков Боже­ствен­ному мило­сер­дию?

Бог в любом Своем дей­ствии про­яв­ля­ется во всей пол­ноте Своих совер­шенств. Это отно­сится и к дей­ствию воз­да­я­ния (не в мень­шей сте­пени обна­ру­жи­ва­ю­щем Его мило­сер­дие, чем Его спра­вед­ли­вость, пра­вед­ный гнев).

Карая без­за­кон­ни­ков, Бог воз­даёт нака­за­нием не бес­цельно, не из жела­ния ото­мстить, как это слу­ча­ется у людей, иногда слиш­ком жестоко рас­прав­ля­ю­щихся со своими обид­чи­ками или вра­гами.

Карая без­за­кон­ника, Бог, прежде всего, стре­мится его вра­зу­мить, изба­вить от власти греха, очи­стить, спасти: «не хочу смерти греш­ника, но чтобы греш­ник обра­тился от пути своего и жив был» ( Иез.33:11 ).

Более того, Свя­щенно Писа­ние содер­жит немало при­ме­ров, сви­де­тель­ству­ю­щих, что Боже­ствен­ной каре может пред­ше­ство­вать Боже­ствен­ное пре­ду­пре­жде­ние. В случае, если греш­ник при­слу­ши­ва­ется и обра­ща­ется от греха, кара может его мино­вать. Именно так было с жите­лями Нине­вии ( Ион.3:10 ).

Опять же, нака­за­ние без­за­кон­ника часто служит нази­да­нием не только ему самому, но и его окру­же­нию.

Так, нака­зав Мариам за воз­му­ще­ние против вождя и зако­но­по­лож­ника Моисея страш­ной болез­нью (про­ка­зой), Гос­подь донёс до её созна­ния, что про­ти­во­дей­ствие испол­ни­те­лям Его воли — страш­ное пре­ступ­ле­ние ( Чис.12:10 ). Вра­зум­лен­ная столь неза­мед­ли­тель­ным дей­ствием Боже­ствен­ного пра­во­су­дия, Мариам тут же опом­ни­лась, после чего Бог, по молитве Моисея, про­стил её и исце­лил. Поскольку эта исто­рия про­изо­шла на глазах мно­го­чис­лен­ных сви­де­те­лей, постольку урок был вос­при­нят и ими.

Доста­точно часто воз­да­я­ние Божье в отно­ше­нии без­за­кон­ни­ков бывает обу­слов­лено не только тре­бо­ва­нием Его Правды, но и моль­бами людей, оскорб­лен­ных, обма­ну­тых, оби­жен­ных, ограб­лен­ных, окле­ве­тан­ных, обез­до­лен­ных, взы­ва­ю­щих к Нему о спра­вед­ли­во­сти.

Исто­рии обще­ния чело­века и Бога известны и такие случаи, когда молитвы к Богу по поводу воз­мез­дия обид­чи­кам соеди­ня­лось с прось­бой об отмще­нии. Причём, такие просьбы зву­чали даже из уст Божьих святых, пре­бы­ва­ю­щих на Небе­сах (ср.: «доколе, Вла­дыка Святый и Истин­ный, не судишь и не мстишь живу­щим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:10 )).

Конечно, когда подоб­ные сте­на­ния воз­но­сятся со сто­роны пра­вед­ни­ков, их нельзя объ­яс­нять жаждой отмще­ния (в грубом зна­че­нии этого слова) или зло­па­мят­ством. Таким обра­зом святые про­сили Бога не о мести, а о заступ­ни­че­стве.

Что же каса­ется отде­ле­ния греш­ни­ков от пра­вед­ни­ков в День Страш­ного Суда и лише­ния их пре­бы­ва­ния в Цар­стве святых, греш­ники будут отри­нуты Богом прежде всего потому, что сами ока­жутся недо­стой­ными столь высо­кой награды и, что не менее важно, ока­жутся неспо­соб­ными жить по зако­нам святых.

I. Православное учение о кончине мира, страшном суде и воздаянии

Вот что говорит св. И. Златоуст о неверующих в суд и воздаяние: «Неверующие в суд и воздаяние после сей жизни говорят: кто пришел после смерти и возвестил об этом? Если такие слова – и шутка, и то уже не хорошо; ибо о подобных вещах шутить не должно. Если же ты и в самом деле не думаешь, что будет что-либо после сей жизни, то почему называешь себя христианином? Для чего принимаешь ты купель? Для чего ты входишь в церковь? Вся наша надежда в будущем. Так для чего приступаешь, если не веришь Писаниям, если не веришь во Христа? А будучи таким, ты – не скажу, не христианин, ты – хуже язычника. Почему? Потому что, признавая Христа Богом, не веруешь в Бога. То нечестие по крайней мере последовательно; кто не думает, что Христос есть Бог, тот, разумеется, не верует в Него; а это даже не держится и последовательности,– признает Его Богом, и не почитает достоверным того, что Он сказал. Скажи мне, неужели мы ничем не отличаемся от свиней и ослов? Если нет ни суда, ни воздаяния, то для чего почтены мы таким даром – словом, и все имеем в подчинении? Для чего мы начальствуем. а то подначально? Смотри, как диавол теснит нас со всех сторон своими убеждениями, чтобы мы не знали дара Божия. Он смешивает рабов с господами; как продавец невольников и неблагодарный слуга, старается доброго человека привести в одинаковое ничтожество с оскорбителем. Повидимому он отвергает суд; а этим отвергается бытие Бога; ибо диавол всегда таков,–все предлагает с хитростью, а не прямо, чтобы мы не остерегались. Если нет суда, то Бог, судя по-человечески, несправедлив; а если Бог несправедлив, то Он и не Бог; когда же он не Бог,–все пошло просто: нет ни добродетели, ни порока. Но явно ничего такого не говорит он. Видишь ли помысл сатанинского духа, как из людей хочет он сделать бессловесных, или лучше – зверзй, а еще лучше – демонов. Итак, не будем верить ему. Есть суд, жалкий ты и несчастный человек! Знаю, откуда приходишь ты к этим словам. Много у тебя грехов, много сделано тобою обид, и нельзя тебе иметь открытой речи; ты думаешь, что за твоими словами последует и природа вещей. До времени я не буду, говоришь, огорчать душу ожиданием геенны. Хотя бы и была геенна, я постараюсь убеждать себя, что ее нет; а между тем погуляю. Для чего прилагаешь согрешения к согрешениям? Пусть согрешил ты сам; зачем же располагаешь ко греху других, говоря, что нет геенны? Зачем обманываешь простосердечных? Зачем надрываешь руки народа? По твоему, все должно быть навыворот: люди честные пусть будут не честные, а беззаботные; злые же пусть не отстают от зла. Настанет, непременно настанет суд и воскресение, и не отщетит Бог столь великих дел. С нашим мнением согласны и эллины, и варвары, стихотворцы и философы, и вообще весь род человеческий, хотя и не все в равной мере; ибо все допускают некоторого рода судилище во аде. Так, это для всех ясно и несомненно» 39 .

Без веры в загробную жизнь не может быть и речи о нравственности. Что заставило бы человека быть самоотверженным, ограничивать свои чувственные потребности, отказывать себе в удовольствии, бедствовать, мучиться, страдать? Таких оснований не было бы для него без веры в загробную жизнь. Без нее он не имел бы никакой точки опоры ни для своей мысли, ни для чувства. В основание для решения направления и характера своей деетельности он тогда мог бы класть все, что пожелает, или что покажется ему выгодным. Итак, если заставить нравственный взор человека замкнуться в этом ограниченном мире, отклонить от человека перспективу будущей загробной жизни, то в основание его деятельности ляжет земная, чувственная точка зрения, преследующая скоротечные интересы: пользу, удовольствие и т. п., точка зрения, не имеющая ничего общого с безусловной нравственной. В силу этого неправы те, которые думают, что вера в бессмертие души не только не поднимает идеала, но даже роняет его. При ней добро будто бы теряет свою безотносительную ценность и получает вид мотива чисто эгоистического. Нет, вера в бессмертие души осмысливает нравственную жизнь человека, вдохновляет его на пути борьбы с пороком и служит необходимым условием истинно нравственной жизни. Нравственное же совершенство отнюдь нельзя считать лишь средством к получению будущего блаженства. Нравственность сама по себе есть цель, достоинство доброго деяния вь нем самом, почему в каких бы то ни было внешних наградах оно по самому существу своему не нуждается.

II. Библейские изречения о кончине мира и страшном суде

а) Непреложность кончины мира и страшного суда

Страшный суд будет всеобщий. Пред ним предстанут «все народы»,начиная от сотворения мира до последнего дня.

Мк. 13:26 . Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.

27. И тогда Он пошлет Ангелов Своих, и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба

1Фес. 4:16 . Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде.

17.Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

Мф. 24:30 . Тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.

На нем раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные:

Откр. 20:12 . И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

Иуд 1:14 . О них (о мечтателях, которые оскверняют плоть, злословят высокие начальства) пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих–

15.Сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники.

1Кор. 4:5 Посему не судите никак прежде времени, пока не прийдет Господь, который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

Этот суд будет праведнейший; ибо Судиею будет Сам Господь «воздающий каждому по делам» без лицеприятия:

Откр. 20:13 . Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

Рим. 2:3 . Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела, и (сам) делая то же?

4.Или принебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

5.Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,

6. Который воздаст каждому по делам его.

7.Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную,

8.А тех, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев,

11.Ибо нет лицеприятия у Бога.

1Пет. 1:17 . И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего.

На Страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения:

Мф. 13:49 . Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых от среды праведных,

50. И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Мф. 25:32 . И соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов.

33. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую.

46. И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизиь вечную.

Ис. 43:13 . От начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это?

Последствия Страшного суда для благочестивых неописуемо утешительны:

Лк. 14:14 . И блажен будешь, что они (нищие) не могут воздать тебе; ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

Мф. 19:24 . Иисус же сказал им (ученикам): истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых.

29. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или землю, ради имени Моего, получит во сто крат, и наследует жизнь вечную.

Для грешников же последствия суда ужаснейшие:

Сир. 5:3 . И не говори: «кто властен в делах моих?» ибо Господь непременно отмстит за дерзость твою.

Откр. 21:8 . Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

Мф. 25:41 . Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.

Притч. 16:25 . Если он говорит и нежным голосом, не верь ему; потому что семь мерзостей в сердце его.

При воскресении, мертвые восстанут в тех же телесах, с которыми мы живем, умираем и полагаемся во гроб:

Ис. 26:19 . Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвыя тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя роса растений и земля извергает мертвецов.

Дан. 12:2 . И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.

Иез. 37:3 . И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.

12.Посему изреки пророчество, и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши, и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву.

13.И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы наши и выведу вас, народ мой, из гробов вашнх.

О том же свидетельства Нового Завета:

Ин. 5:28 . Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия.

29. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения.

Рим. 6:5 . Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его; то должны быть соединены и подобием воскресения.

8. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.

Рим. 8:11 . Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживотворит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

1Кор. 15:51 . Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся,

52.Вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся,

53.Ибо тленному сему надлежит облечься в бессмертие.

б) О времени кончины мира и страшного суда никому не открыто

Сектанты проводят ту мысль, что близок конец мира и наступление второго пришествия, в подтверждение чего ссылаются на 1–3 гл. Откр., но указываемыя Господом в приведенных ниже текстах; особенные ослабления нравственности теперь еще не вполне проявились:

Мф. 24:7 . Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры землетрясения по местам:

12. И по причине умножения беззакония, в многих охладеет любовь.

Мк. 13:8 . Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это начало болезней.

12. Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и возстанут дети на родителей, и умертвят их.

Древние культы Венеры и Вакха, развлечения в Колизее и рабство сравни с нынешними порядками, с нравственно-просветительными и благотворительными обществами. И притом особенных знамений во внешней природе мы не видим, как напр.:

Мф. 24:29 . И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

Скорби сильнейшей, чем в прежние времена, еще не было:

Мф. 24:21 . Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

Евангелие,хотя переведено на две сотни с половиною языков и наречий, однако еще не проповедано всем народам, как говорится в слове Божием:

Мф. 24:14 . И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Появления необычайного антихриста также еще не было, а только являются его предшественники, от которых нас слово Божие и предостерегает:

Мк. 13:22 . Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

Признаки же пришествия необычайного антихриста таковы:

2Фес. 2:3 . Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели.

4.Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

Все выше приведенное дает нам уверенность относительно того, что Своим долготерпением Господ пока отдаляет от нас время страшного Своего второго пришествия:

2Пет. 3:9 . Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

1Фес. 5:4 . Но вы. братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.

Пророчества о будущем страшном суде : а) Ветхого Завета: Быт.18:25 ; Ис. 3:13–14; 4:4 ; Иер. 25:30; 48:21 ; Ос.4:1 ; Мал. 3:5 и Пс. 1:5; 75:10 .

Только о дне и часе страшн. суда никому не известно, кроме Бога: Мк. 13:32–37 ; Мф. 25:14–30 ; 2Пет. 3:10 ; Откр. 3:3; 16:15; 22:20 и друг.

III. Для миссионерской полемики с сектантами о кончине мира b страшном суде

Св. Иоанн Златоуст. Бес. на посл. Колосс.

Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.


Как же не хочется думать о нем. И все же оно придет. Его хочется избежать, но бежать-то, собственно, некуда. Оно как маятник – чем сильней оттолкнешь, тем больнее вернется. Чем тяжелее нагрузишь, тем мощнее ударит. Оно и сейчас проявляет себя. Ибо никто не сокрушил свою совесть полностью. Но во всей полноте проявит себя несколько позже. – Воздаяние!

Вот какая удивительная история случилась с Юлией. Она прошла через клиническую смерть. И напрасно говорят, что «оттуда еще никто не возвращался». Возвращались! И еще как возвращались, помнили потом всю оставшуюся жизнь.

В свое время Юлия родила двух сестренок-близняшек. Девочки оказались с характером – не принимали мамино молоко. Но мама упорно пыталась их накормить, они отказывались, а она всё ждала и старалась обходиться без искусственного кормления. Вовремя не отследила, как у нее появился мастит, а затем образовались кисты, которые доставили немало беспокойств и переживаний.

15 лет наблюдалась она у специалиста, делала ежегодные снимки, всё это время отрицательной динамики не замечалось. Но вот в 2001-м году случилась трагедия – погиб в автокатастрофе муж. Стресс и переживания подломили здоровье Юлии. В том же году анализ показал злокачественное образование в груди, рядом с сердцем.

Сама она этим известием была окончательно выбита из колеи. Врачи говорили об операции. Юлия же настолько растерялась, что ничего не могла предпринять, и на операцию ее положили родственники.

Во время этой-то достаточно непростой операции Юлия и пережила клиническую смерть. То есть сердце ее остановилось, дыхание прекратилось – тело перестало жить. А душа покинула телесную храмину.

Смерть – событие далеко не новое для смертных людей. Уникальным событие становится, когда Промыслом Божиим дается кому-то вернуться обратно. Видимо, чтобы поделиться с нами, маловерными. Юлия вернулась. Причем с весьма светлым чувством, и, как и следовало ожидать, жизнь свою поменяла решительно – в центре всего стали храм и таинства. Для себя же лично сделала она три новых открытия.

Открытие первое – тот мир нематериален, невеществен, и мы не можем привести адекватных сравнений, ибо наш мир слишком груб. Вряд ли получится представить яркую красочную картину того, что же там. В основном рассказываются аллегории, символы мира духовного. А для всех нас служит обнадеживающим откровение Божие: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Открытие второе – по расставании с телом ты чувствуешь себя той же самой личностью. И мысль, и чувство, и ощущение себя – всё сохраняется. На тело же смотришь как на сложенное одеяние, изношенное за время скорбного земного пути.

В том мире невозможно утаить свое подлинное содержание, спрятать то, чем наполнена твоя душа

Третье же, самое главное открытие – в том мире невозможно схитрить и утаить свое подлинное содержание, невозможно спрятать то, чем наполнена твоя душа. Каков ты есть, таким и проявляешь себя. Ни притвориться, ни слукавить, ни надеть на себя личину праведности! Как же горько было осознать, что душа вся испорчена, покрыта грязью грехов. Юлия приводила сравнение: душа – словно заплеванное зеркало, мерзко и томно было это ощущать.

И всё же после увиденного, по возвращении, царила в душе отрада. Ведь теперь-то Юлия точно знала, чему посвящать свою жизнь. Теперь своих дочерей она учила, что нет иной задачи в жизни, как постоянно очищать свою душу, подобно тому как мы чистим зеркало.

Какое прекрасное сравнение: душа – словно зеркало.

Зеркалу в доме всегда отводится приличное место. Еще бы, ведь в зеркале ты сам отражаешься. Зеркало отражает твой лик, поэтому его всегда аккуратно хранят и чистят до блеска. Задача зеркала – отражать в себе чисто. И какой смысл в зеркале, если оно грязью залито, а еще хуже – треснуло?

Вот так и душа – как зеркало. В чистом сердце отражается Бог, как отражается Солнце в зеркале тихой, прозрачной воды. В чистом сердце сияет добро, истина, любовь – как лучи от Бога Добра, Истины и Любви. Чистота души – это свежесть, мир, вдохновение, радость. Ибо не может не радоваться тот, кто отражает в себе что-то Божие.

В чистом сердце отражается Бог, как отражается Солнце в зеркале тихой, прозрачной воды

Если, подойдя к зеркалу, ты вдруг увидел бы вместо своего лица облик зверя, как бы ты ужаснулся! Хищный как волк, хитрый как лиса, ядовитый словно змея – теряет в себе человеческое. И как же вступит в Рай волчье, лисье, змеиное? Как ощутит оно себя в Божием Царстве любви, смирения, правды? Телесная оболочка скрывает от других зверообразие нашей души. И только глаза, названные опять-таки зеркалом, порой приоткрывают наш подлинный лик.

Итак, воздаяние! Оно наступит, потому что невозможно скрыть – а кто же ты есть на самом деле, кто ты в сердцевине твоей души.

Дело не только в том, что Бог видит всё. Не в том вовсе дело, что Бог увидит и накажет за то, что мы носим в себе. «Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их» (Притч. 11, 3). То есть губит нас не Бог наказующий, а губит нас наше же собственное лукавство. Свое осуждение мы сами в себе несем. Всякий нераскаянный грех влечет за собой разоблачение. Безобразие наше пред всеми откроется.

И вот какая удивительная истина. Любой грех, в который мы впали, заведомо таит в себе муку. Ненавидящий мучается от своей ненависти, ревнивый терзается ревностью, завистливый съеживается от зависти. Всякий грех изъедает душу как червь, жжет как огонь, раздирает сердце, словно когтями железными.

Горделивый мучается от гордости, непомерно распирающей его изнутри. Обманщик – от своего обмана, теряя свою же цельность и подлинность. Блудник – от собственного нецеломудрия. Так, человеку, изменившему семье, тяжело находиться с теми, кого он предал. Предатель испытывает внутренний дискомфорт, ему хочется сбежать, грех внутренне угнетает его. Даже если какой-то грех вроде бы не проявляет своей мучительности, одурманивает наслаждением, все равно наступит момент, когда душа испытает муку пустоты и отчаяния.

Разве же это не очевидно? Пошлость делает тебя пошлым, наглость – наглым, блудные помыслы – блудным. Злоба, скрываемая внутри, делает тебя злым. И каков ты в сердце, внутри себя, таков и есть на самом деле. Как сказано в Писании, «скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим. 2, 9). От злого настроя всегда в душе тесно. «Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе» (Рим. 2, 10).

То есть человек наказывается не за грех, а наказывается самим грехом. Потому и бегать надо не наказания за грехи, а очищать себя от самих грехов и «больше всего хранимого хранить сердце свое» (Притч. 4, 23).

Человек наказывается не за грех, а наказывается самим грехом

Если ты предан какому-то греху, неудержимо влечешься к нему, то он точно не даст тебе покоя. Вот почему в Псалтири есть такие слова: «Любяй же неправду ненавидит свою душу» (Пс. 10), то есть любящий неправду ненавидит самого себя. Бесчестный и порочный становится сам для себя врагом, носит в самом себе наказание, мучается и терзается сердцем, тогда как добродетельный имеет благо в самой добродетели.

Говоря о воздаянии, мы почему-то сразу подразумеваем наказание. Но это не так. Воздаяние – не обязательно возмездие. Это может быть и вознаграждение. Конечно, слишком земное, приземленное слово – вознаграждение. Но мы имеем в виду воздаяние благое и доброе. Именно в этом смысле апостол Павел дерзновенно писал: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 8). Кто возлюбил Бога, Который есть Любовь, тот свой для Бога.

Или вот как Вооз сказал милосердной и чистосердечной Руфи: «Да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!» (Руфь, 2, 12).

Или как несчастный царь Саул пророчески произнес великодушному Давиду: «Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом; ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня. Кто, найдя врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня. И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей» (Цар. 24, 18–21).

Итак, воздаяние – вовсе не обязательно наказание.

Человек создан по образу Божию, призван к богоподобию. Подлинное счастье, блаженство человека как образа – лишь в связи с Первообразом. Чем больше он уклонится от Первообраза, тем ему будет хуже. Мучение греха – это мука несоответствия человека Богу, как подлинной Красоте, неизреченному Добру, чистой Истине. Уклонение от Бога есть безобразие, зло, ложь и, как следствие, мучение.

Премудрость Божия нам прямо говорит: «Кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» (Притч. 8, 32). Если уклоняться от Бога как Жизни, то что унаследовать, как не вечную смерть?

Напротив, всякая добродетель есть созвучие с Богом.

Бог есть Любовь, и потому бескорыстно и чисто любящий созвучен Богу, испытывает в сердце радость и мир.

Бог милосерден, и потому милостивый человек подобен Богу. Сказано: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36). Сердце милостивое и отзывчивое непременно несет в себе радость и мир.

Бог терпелив и смирен. Неужели не так? Разве Богу свойственна гордость? Бог смиреннее всех нас. Смирение – не малодушие, не уступчивость злу, а сияние добра и стремление привести к добру злодеев. Мы по гордости не терпим и малейшего оскорбления, а Бог терпит выходки своих падших созданий, ожидая раскаяния нашей души. И потому человек терпеливый, смиренный созвучен Богу.

Добродетельная душа есть душа здоровая, свободная от раздирающих нас недугов греха. Кротость, смирение, терпение, любовь, милосердие – это то, что несет радость, гармонию и мир нашей душе. Не имея этого, счастья не обрести.

Повторим, мучение греха – это мука несоответствия человека чему-то Божьему – подлинной Красоте, неизреченному Добру, чистой Истине. От самих себя мы только мучаемся. Будучи предоставлены самим себе, мы и терзаем сами себя. Лишь в общности с Богом душа приходит в гармонию. В Боге и обретает душа покой, радость, блаженство.

И как же не быть блаженными тем, кто нищ духом, то есть смирен, кто плачет о грехах, кто милостив, кроток, кто Бога зрит чистым сердцем? Блаженство, как причастие Благу, – в их собственных душах. В добродетельных – та самая мудрость, пути которой – «пути приятные, и все стези ее – мирные» (Притч. 3, 17).

Мы появились здесь, в мире земном, ненадолго – чтобы успеть послужить добру

В духовной жизни действует закон: нет ничего сокровенного, что не стало бы явным. И выйдем мы из тела своего, и увидим, на какие глупости израсходовали себя, во что превратили свои бессмертные души. И что осталось внутри? Мы появились здесь, в мире земном, ненадолго – чтобы успеть послужить добру. Мы вскоре уйдем в другой мир. Как же будет стыдно увидеть, что на земле для добра мы ничего не сделали.

Упомянутая нами Юлия, к слову, жизнь свою поменяла полностью. Прикосновение Божьей руки всегда меняет человека. О пережитом сама Юлия особо нигде не рассказывает, стараясь тихо созидать спасение своей души. Спасение всегда созидается тихо. Главный же вывод очевиден.

Душа человека – как зеркало. Но что отражаем в себе, пусть каждому подскажет совесть. Что бы мы ни делали за спиной у людей, мы делаем это пред взором Божиим. Всем нашим грехам предстоит быть открытыми. В каком-то смысле нам дается выбор: либо открыть свои грехи на таинстве Покаяния здесь, освободиться от них через Исповедь, либо они откроются там – и останутся с нами в вечности с нескончаемым для нас позором. Еще дана нам возможность очиститься. Боже, очисти нас грешных!


«Всё или ничего» – тезис этот кажется радикальным. Но и сейчас, до Страшного Суда, итогом жизни каждого человека становится либо Рай, либо ад. Третьего не дано. Рай – это всё, полнота всякого блага – мир и любовь, радость, гармония, счастье, блаженство. Потому что Рай есть общение с Богом, а Бог – это в буквальном смысле «всё», всё благое, что только может помыслить и о чем даже не может мечтать человек. Ад – «ничего», бездонная пустота, обнаженность от чего-либо благого и доброго, ад поглощает тех, кто без Бога, а быть без Бога значит всё потерять.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11: 23).

Либо путь единения с Богом, либо сползание, а затем и срыв в пропасть смерти, пустоты и муки.

Страшный Суд и воздаяние

Страшный Суд таков, что его и представить страшно. Точка невозврата. Вымолить душу из ада можно лишь до Страшного Суда. Сердце стонет от того, что нас всех ожидает. Мы и сейчас пред очами Всевидящего. Но на Суде откроется пред всеми, а кто же мы есть по отношению к Богу и ближним. Где мы окажемся после Суда? – мы не знаем. Евангельская же правда строга и недвусмысленна:

«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 46).

Может, евангельское слово о муках вечных – всего лишь педагогический прием, а самих вечных мук нет?

Но где же милосердие Божие? Где всепрощение? Где любовь Того, Кто Сам есть Любовь? Разве справедливо из-за каких-то семидесяти-восьмидесяти лет земной жизни, растраченных на грехи, терять целую вечность? Может, евангельское слово о муках вечных – всего лишь педагогический прием, а самих вечных мук нет?

Подобные мысли время от времени посещают всех нас, они приходят как искушение: мы боимся Суда и потому хотим, чтобы его как бы и не было. Искушение в иных случаях оформляется в развернутую теорию: «Бог есть Любовь и только Любовь, а значит, Он всех простит», как бы закроет Свои всевидящие очи на подлости, пакости, на все творимые безобразия и поместит святого и еретика, насильника и его жертву, подлеца и хранящего целомудрие в вечный Рай. Таким образом, доброе и злое смешаются в некий конгломерат, покрываемый Божиим всепрощением. Стало быть, не надо вовсе никакого Суда, не надо и покаяния, как-нибудь все и так спасутся. Так табуретка пытается учить плотника, горшок – горшечника, изделие – «сделавшего его» (Рим. 9: 20). А человек, ежедневно попирая правду, диктует Богу, какой должна быть правда небесная.

Разделение на блаженство и муки, вечность того и другого прямо открыты в Писании. О всеобщем воскресении сказано, что спящие в прахе пробудятся, «одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2). Спаситель говорит: «Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5: 29). Жизнь, даруемая в Царстве Божием, – вечная. Но и муки лишенных Царства – вечные (см.: Мф. 25: 46). Образно это описывается как «огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк. 9: 43 – 44) – вечность понимается как бесконечность, непрекращаемость. Святитель Иоанн Златоуст говорил об этом, нисколько не смягчая евангельской истины:

«Заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которого и описать невозможно. Если никакое слово не может выразить и тех лютых страданий, какие терпят люди, сжигаемые здесь, то тем более неизобразимы страдания мучимых там. Здесь, по крайней мере, все страдание оканчивается в несколько минут, а там палимый грешник вечно горит, но не сгорает».

Как же это понять? Как совместить любовь Божию и вечные муки?

Вечные муки – за сколько-то лет?

Нам говорят, что люди живут слишком мало, чтобы их так строго наказывать. За семьдесят лет греха – вечное осуждение! Но дело вовсе не в том, что земная жизнь несопоставима с вечностью. Дело вообще не в отведенных на жизнь годах. Допотопные люди жили по девятьсот лет и более, но загубили мир своими грехами, разбойник же, одесную распятый, не дожил до лет нашей старости, но, покаявшись, «во едином часе» Рая сподобился. Те столетиями питали страсти, превращаясь в исполинов греха, так что смывать эту грязь с земли пришлось волнам потопа. А этот каялся считанные минуты или часы и, будучи одесную распят, сподобился участи одесную Христа стоящих.

Как говорится, почувствуйте разницу. Допотопный исполин, живущий девятьсот лет в свое удовольствие, и благоразумный разбойник, исповедавший Господа считанные минуты или часы – и он же первый в объятиях Божиих вознесен в самый Рай. То есть шансы на Рай изначально не так уж малы – без привязки к количеству прожитых лет. Человек – хоть и блудный, но чаемый сын. Вернулся – и уже радость на Небесах, ибо нашелся пропавший, а мертвый ожил (см.: Лк. 15: 11–32).

Возлюбившим Бога достаточно и малого времени, чтобы наследовать Рай

Мало жили святые Пантелеимон-целитель и Георгий Победоносец, великомученицы Варвара, Екатерина и Параскева. Бесчисленный сонм святых прожил, по земным меркам, мало. Во цвете юных лет или молодости расставались с землей святые мученики. Но возлюбившим Бога достаточно и малого времени, чтобы наследовать Рай. Ненавидящим Бога и тысяча лет впрок не пойдет.

Таково правосудие Божие: оно не укладывается в рамки наших рациональных расчетов. Бог не подсчитывает годы, дни и часы, чтобы потом на калькуляторе сравнить, в минусе мы или в плюсе. А милосердие Божие таково, что и пришедшим в одиннадцатый час щедро даруется всё, словно они трудились весь день. «Или глаз твой завистлив от того, что Я добр» (Мф. 20: 15), – скажет Он несогласным. Господь смотрит не на наш календарь, часы или секундомер, а на сердце, ожидая решительной перемены души. От зла к добру, от развращения к покаянию, от диавола к Богу – вот что способно решить нашу вечную участь.

Из-за чего, собственно, муки?

«Кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8: 27). Изумление невольно рождалось, когда неподвластные людям стихии умиротворялись силой Христа. Повиновались Ему и болезни: «Коснулся его (прокаженного) и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы» (Мф. 8: 3). Самый, казалось, безнадежный недуг исчезал от слова из уст воплощенного Слова. Повиновалась Ему даже смерть – жалкая, она растворялась от одного лишь присутствия Жизни: «Подойдя, прикоснулся к одру… и сказал: юноша! тебе говорю, встань. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7: 14–15). Всё Ему всегда подчинялось, а вот наделенные разумом и свободой выбора существа подчинялись Ему не всегда.

Более того. Гармония воцарялась в стихиях, в окружающей нас природе, в физиологии жаждавших исцеления людей от того, что Бог рядом. А вот сами люди испытывали гармонию в присутствии Бога далеко не всегда и не все. Это невероятно, но кому-то от того, что Бог рядом, становилось откровенно плохо.

Очевидность подобного наглядно исповедали даже бесы, едва увидели Того, Кто спасал, исцелял, воскрешал. «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8: 29), – злобно цедили они, зная, что Он делает только добро. Бесов буквально корежило, переворачивало, терзало от того, что рядом находится Любовь воплощенная. Мучимые сами, они повергали одержимых на землю и с криком выскакивали, не вынося присутствия Того, Кто милосерд, благ, долготерпелив.

Для падшего, нераскаянного существа само присутствие Света, само явление Бога и Его благодати может оказаться мучением

И это значит, что для падшего, нераскаянного существа само присутствие Света, само явление Бога и Его благодати может оказаться мучением. Бог есть Любовь, но кому-то от этого плохо. И если всю свою жизнь ты тратил на то, чтобы по страстям своим уподобиться диаволу, то как же на Страшном Суде тебе не станет плохо от явления Бога?

Оказывается, можно быть совсем недалеко от Бога, но испытывать при этом нестерпимую муку. Потому что то, что в тебе, полностью противоположно тому, что у Бога. Если тебе инородны добро, мир, любовь, смирение, кротость, чистота и терпение, то само присутствие Того, Кто Добр, Мирен, Смиренен, Кроток, Чист, Терпелив, Кто есть Любовь – оно-то и станет самым страшным мучением.

У апостола Павла сказано, что после Страшного Суда «будет Бог всё во всем» (1 Кор. 15: 28). Вот это-то и есть подлинно катастрофа для диавола и тех, кто подобен ему. Иными словами, не Бог поджигает пламя адского огня, чтобы карать грешников. Это огонь собственных страстей и грехов нераскаянных.

Какими мы предстанем на Суд

Одна моя знакомая, Юлия, рассказывала, как она прошла через опыт клинической смерти. Сердце ее перестало биться во время операции, но каким-то чудом Божиим врачи смогли ее спасти. Как и следовало ожидать, жизнь ее решительно поменялась. Что же она видела там? Во-первых, по расставании с телом ты чувствуешь себя той же самой личностью: и мысль, и осознание себя – всё остается. Во-вторых, мир тот нематериален, невеществен, и подобрать адекватные слова к его описанию крайне нелегко. В-третьих, – и это самое главное, – в мире том невозможно схитрить, слукавить, потому что спадают все маски, личины. Каков ты есть по своей внутренней сути, по содержанию своей души, таким там и предстанешь. Как же горько, вспоминает Юлия, было осознать: душа вся испорчена, покрыта грязью грехов. Еще она приводит сравнение: душа – словно заплеванное зеркало, ощущать это мерзко и томно. Потому-то и смысл жизни в том, чтобы очищать свою душу, подобно тому как мы чистим зеркало.

На Страшном Суде люди предстанут не только душой, но и телом. Воскреснут все, но не все в одинаковом качестве. По словам преподобного Ефрема Сирина, «одни уподобятся свету, другие тьме». Маски спадут, обличье исчезнет. Откроется наглядно пред всеми, кто же на самом деле мы есть. Таково свойство мира духовного. Станет само собой очевидным, кто искренно творил добро, хотя бы о нем почти никто и не знал, а кто был служителем зла, хотя бы он и был известен как праведник.

Рано или поздно наша борьба завершится, и победит в нас что-то одно

На земле всё вперемешку. Сегодня он пьет, а завтра глубоко раскаивается. Сегодня кипит от злости, готовый крушить всё подряд, а завтра постигает тайну смирения. Так здесь. Но рано или поздно наша борьба завершится, и победит в нас что-то одно. Ибо нельзя в духовном мире расщепиться человеческой личности: наполовину наслаждаться в Раю, а наполовину гореть в преисподней. Здесь все мы грешим и раскаиваемся, утрачиваем чистоту и пытаемся ее вернуть. Но в конечном итоге возобладает в нас что-то одно. Вот почему святые отцы постоянно писали, что неразумно оставлять в себе хотя бы и малые плацдармы зла. Нет греховных страстей безобидных. Врата тесны, путь узок, но ты подвизайся войти.

Если Бог есть Любовь, Он всех простит?

Нам говорят: «Бог есть Любовь, и, значит, Он всех простит». Но Бог ни на кого и не держит зла. Зло копят в себе злолюбивые люди, а прежде них – виновники зла – падшие ангелы. В Боге нет зла, и даже самый отчаянный грешник, обращаясь к Богу, встречает неизреченную любовь и прощение.

Но вот представьте, что в какой-то очень доброй семье оступился сын и увлекся наркотиками. Как и при всяком соблазне, сначала заманчивое: «Я только попробую», а затем отчаянное: «Мне от этого плохо, но я без этого не могу». Родители любят сына, в нем не чают души и, обнаружив беду, готовы на всё, лишь бы спасти от зависимости. Но вот наступает ломка, жажда дозы, мучение. Что ему до любви папы и мамы, когда всё нутро просит адского зелья? Родители и не держат зла на него, они, конечно, простили, что он тратил их деньги на этот дурман, но их любовь и прощение не спасают его от мучения.

Пример этот – жесткий. Но вспомним себя в минуту сильного искушения какой-нибудь страстью. Да хотя бы вот блудного. Внутри всё горит, переворачивается, хочется лишь одного – насыщения страсти, а всё остальное становится второстепенным. И что тебе до Божией любви, когда жажда страсти переклинила всё, терзает, требует лишь своего. Страсть впивается в душу, как кровожадный хищник в свою жертву, а затем оборачивается бездонной пустотой и страданием. Разве же причина адского пламени в угасании Божией любви?

Мы все невольно склоняем голову перед истиной: «Бог есть Любовь». Из этой истины следует, что Царство Божие есть Царство Любви. Но что из этого следует далее?

Посмотрим полный контекст упомянутой истины.

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16).

Да, Бог, как Любовь, для нас сделал всё: «положил за нас душу Свою» (1 Ин. 3: 16), прощает грехи и дарует Райскую вечность. Но из среды людей «пребывает в Боге» лишь тот, кто «пребывает в любви» (1 Ин. 4: 16). Если всё твое нутро противоположно любви, то как ты войдешь в Его Царство? Как в Царстве Любви уживется тот, кто всю жизнь копил в себе злобу и ненависть? Как в Царстве Кроткого и Смиренного сможет жить тот, кто всю жизнь служил духу гордости? Преподобный Силуан Афонский в своих записях очень точно подметил: «Гордого если и силою посадить в Рай, он и там не найдет покоя, и будет недоволен и скажет: “Почему я не на первом месте?”» Как в Царстве Света уживется тот, чьим смыслом жизни было распутство, ложь и прочие дела тьмы? Гордый, надменный, распутный и злобный, как он со своими бесами в Рай попадет?

Любовь – не потакание беспределу

О Страшном Суде можно сказать и нечто более строгое. Без лишней патетики и попыток смягчить горькую правду.

Разве любовь – потакание беспределу? Разве любовь – всепрощение всевозможных форм зла? «Никому не заповедал Он поступать нечестиво, и никому не дал позволения грешить» (Сир. 15: 20). И кто сказал, что подлинная любовь должна оправдывать вседозволенность, цинизм, распутство? Кто сказал, что любовь должна беспредельно терпеть приумножающийся грех на земле?

«Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» (Мф. 13: 41). Страшный Суд для того и нужен, чтобы положить конец беспределу, коим наполнена наша земля. Всё, что собственно и приносит страдание, – злоба, лукавство, подлость, нечистота и обман – непременно потерпят поражение и будут изъяты из Божьего мира. В том и любовь, чтобы положить конец ненависти. В том и милосердие, чтобы прекратить жестокость.

«Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13: 49 – 50).

Земля – творение Божие – очистится, а на Небе злу по определению места нет.

Исключи Страшный Суд из Промысла Божия – исчезнет что-то кардинально важное. Ибо нельзя беспредельничать вечно

Исключи Страшный Суд из Промысла Божия – исчезнет что-то кардинально важное. Ибо нельзя беспредельничать вечно. Нельзя с похабностью и цинизмом, гордо вскинув главу, шагать по Богом созданной земле. Когда-то этому будет положен конец. Такой момент наступит. Зло, как активно действующее начало, прекратится.

Мы как-то не очень любим цитировать те строки Писания, где прямо сказано, что Бог не только Любовь, но и Судия (Иак. 4: 12; 2 Тим. 4: 8; Деян. 10: 42 и многие другие). Одно не противоречит другому. Ибо по любви Он дал нам жизнь, но за эту жизнь мы перед Ним в ответе. Именно в ответе, а не так, что Бог как бы обязан нам всё простить, потому что Он есть Любовь. Мы, люди, вообще, в своих суждениях, как правило, радикалы. Нам хочется, чтобы, если любовь, то пусть без правосудия. А если правосудие, то пусть без милости и снисхождения. Но у Бога не так. У него «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» (Пс. 84: 11). Вот она, та золотая середина, которой нам никогда не достичь.

У Бога – всё на своем месте, с нужной целью и в нужный час. Но поймем мы это, наверное, только потом. А сейчас вряд ли даже приблизимся к пониманию. Скажем лишь, что терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.

Как же спастись нам, страстным и немощным?

От мыслей о Страшном Суде становится страшно. Ибо все мы много грешим. Не хочется, ох как не хочется, идти в вечный огонь, стать жалкой добычей в клыкастой пасти вечной смерти. Но как же быть со страстями, с коими бьемся мы годами, десятилетиями и, кажется порой, всё без толку? Ждать от себя бесстрастия наивно. А жить по страстям – неразумно. Что же, это тупик?

Преподобный Силуан Афонский приводит сравнение: и на зеленеющем дереве могут найтись сухие ветви, главное, чтобы дерево приносило плод. Если человек подвизается, стараясь искоренять в себе худые помыслы, то

«хотя у него и есть некий порок, но это не мешает благодати жить в его душе, подобно тому, как зеленое дерево имеет некоторые ветви сухие, но это ему не вредит, и оно приносит плоды; или на поле много пшеницы, и хотя среди нее есть и плевелы, но это не мешает ей расти».

У подвизавшихся против страстей, после Всеобщего Воскресения, немощи отпадут, словно ветви сухие, а искушения отступят. Главное, чтобы за время земного пути был наработан хоть какой-то духовный плод.

Совсем не одно и то же: служит человек страстям как бы идолам или борется с ними как с непримиримым врагом. Пусть мы не победили, но ради победы вступили в борьбу. Пусть мы спотыкались и падали, но с покаянной молитвой подымались и шли. Закроются ли двери Царства идущим, и только лишь потому, что кто-то им ставил подножки, пытаясь сбить их с пути?

Кто-то из святых сказал, что на Страшном Суде Бог будет искать не то, за что осудить, а то, за что оправдать человека. За что осудить – этого у нас и так предостаточно. Но Господь ищет иного, того, ради чего нас еще можно спасти. Потому-то Он – наш Спаситель. Потому-то Он говорит:

«Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 35–36, 40).

Какой будет участь наша на Страшном Суде, мы не знаем. Но, повторим, надежда у нас всё-таки есть

И всё это сказано ради того, чтобы у нас оставалась надежда.

Кто жаждал Света, обретет Свет, хотя здесь не раз омрачался грехами.

Кто жаждал Истину, приобщится к Ней, хотя и обманывался на земле.

Жаждавший Жизни, пусть уязвлял его грех – «жало смерти» (1 Кор. 15: 56), – сподобится Жизни – только бы сейчас через покаяние воскресал.

Какой будет участь наша на Страшном Суде, мы не знаем. Но, повторим, надежда у нас всё-таки есть.


«Мы достигли мытарства, называемого мытарством неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые свой суд ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невинных; здесь истязаются те, кто не отдает должной платы наемникам или при торговле употребляет неправильную меру и тому подобное. Но мы, по благодати Божией, беспрепятственно миновали это мытарство, покрыв лишь немногими добрыми делами мои грехи этого рода», – продолжает свое свидетельство блаженная Феодора.

Хотя в законе Божием сказано: «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исх. 22: 28), но всегда существовал очень высокий спрос и с самих судей, возможные их преступления оговариваются в Библии. Сказано: «Не суди превратно тяжбы бедного твоего» (Исх. 23: 6) – имеется в виду в пользу богатого; «не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» (Лев. 19: 15). Но и сами богатые имели право на беспристрастное рассмотрение их дела. Сказано: «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему» (Лев. 19: 15). Лицеприятие к нищему – это милосердие, но, если нищий неправ, а прав богатый, судья не должен проявить свое субъективное предпочтение. Сказано: «и бедному не потворствуй в тяжбе его» (Исх. 23: 3).

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Сказано: Бедному не потворствуй в тяжбе его. Что это значит? Значит: будь тверд и несгибаем, если и нищий согрешит. Если же не должно потворствовать нищему, то тем более – богатому. Это говорю я не только судьям, но всем людям, чтобы они нигде не нарушали справедливости, но везде свято соблюдали ее» [1] . Подобно и блаженный Иероним Стридонский писал: «Не будь лицеприятен к нищему на суде – чтобы под предлогом милосердия не приняли мы несправедливого решения. Каждого из нас нужно судить, принимая во внимание значение не людей, но дел. Ни богатому не препятствует богатство, если он распоряжается им как следует, ни бедного бедность не делает более достойным похвалы, если среди нечистот и нужды он не остерегается греха» [2] .

Положено одинаково справедливо судить и пришельца, и туземца. Сказано: «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш» (Лев. 24: 22). Дополнение: «ибо Я Господь, Бог ваш» – представляется излишним, но смысл его такой: и пришельца, и туземца создал Господь Бог, значит, и тот, и другой имеют право на справедливость.

Читаем: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26). «Пределы их обитанию» – это нравственные и моральные предписания закона Божия, исполняя которые мы можем жить полноценной и счастливой жизнью. Ибо заповеди, уставы и постановления даются не для смерти, но для жизни. И как общеизвестно, нет более несчастного человека, нежели тот, кто не живет теми идеалами, которые он исповедует.

Взятки, подарки и что-либо подобное запрещено судье. Сказано: «Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Втор. 16: 18–19).

Цезарий Арльский, латинский автор VI века, писал: «Те, кто внемлет причинам, правильно судят и не принимают даров против невинного [3] , ибо дары ослепляют сердца мудрых и извращают слова праведных. Как бы им, пока будут обретать имущество, случайно не погубить свою душу. Ибо не наживает неправедную прибыль без праведного воздаяния: прибыль – в сундуке, воздаяние в совести» [4] .

В христианском понимании идеальные судьи – это святые

В новозаветном понимании: «суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2: 13). И в наших российских судах должно быть не изображение слепой языческой Фемиды, но икона святой Анастасии Узорешительницы или святителя Николая Мирликийского. В нашем христианском понимании идеальные судьи – это святые. Сказано: «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» (1 Кор. 6: 2–3).

Но коль скоро, например, православный верующий стал мирским судьей, это не освобождает его от исполнения библейских принципов ведения судопроизводства. Нарушение всех этих принципов со стороны судей светских или церковных приведет их к истязаниям на данном мытарстве.

С другой стороны, суд над другим человеком не может не ввергать самого судящего в трепет. Ибо суд, прежде всего, есть дело Божие!

Читаем: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). Итак, только Господь Бог Сердцеведец может брать к рассмотрению все обстоятельства содеянного преступления, только Ему Одному ведомы все истинные намерения и побуждения согрешившего – следовательно, только Его суд может быть безошибочным и непогрешимым, где ни на йоту, ни на черту Господь не отступит от принципов Небесного Правосудия. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2: 13).

Мытарство 9-е, неправды

Мытарство 9-е, неправды

Все мы, имеющие стать в будущем на Суд Божий, должны проявлять снисхождение к согрешающим братьям нашим. Сказано: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2: 25–26).

Обязанность Церкви – призывать людей к безгрешному образу жизни, но если они и впадут в некий грех, то они имеют Ходатаем за себя Самого Господа. Апостол любви Иоанн Богослов писал: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2: 1–2).

Преподобный авва Дорофей вспоминает об одном великом старце, который, узнав о грехе брата, сказал: «О, худо он сделал!» Тогда Ангел принес душу согрешившего и сказал старцу: «Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь ты поместить его: в царство или в муку?»

Подобным же образом преподобный Иоанн Савваит только произнес о согрешившем брате: «Горе ему!», как увидел себя стоящим пред Голгофой. И вот видит он Иисуса Христа между двумя разбойниками; преподобный устремился было поклониться Ходатаю мира, но едва успел приблизиться, как Господь повелел предстоящим Ангелам: «Изриньте его вон! Это антихрист, ибо осудил своего брата прежде Моего суда».

Вы спросите: почему осудивший брата как антихрист? Потому что своим человеческим судом дерзнул подменить Суд Христов!

Апостол Павел дает совет: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14: 10–13).

С другой стороны, в каждом осуждении, даже если человек говорит о том, что видел собственными глазами, присутствует элемент клеветы. Как мы выяснили выше, подлинные мотивы любого поступка известны только Богу, Который один учитывает все обстоятельства содеянного.

Клевета – в любой форме и любом виде – есть мерзость в глазах Бога. Клеветник согрешает трижды! Первый раз – против себя самого, допустив в своем сердце неправду на брата своего; второй раз он согрешает против всех тех людей, до которых его клевета дойдет; и третий раз он согрешает против того, на кого клевещет. Апостол Павел пишет: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4: 5).

Сам христианин не должен бояться человеческого осуждения и клеветы. Апостол Павел писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1 Кор. 4: 3). О святителе Иоанне Златоусте известно, что злые клирики из зависти стали распространять об архиепископе Иоанне худую молву, хулили того, который достоин был одних похвал. Святитель Иоанн знал о клевете, но как он к ней отнесся? Не обращал на нее никакого внимания, предоставив суд Богу. И вышло так: чем более хулили Иоанна Златоуста его враги, тем более разрасталась добрая слава о нем. До клеветы он был славен лишь в своем отечестве, а после прославился и в дальних странах, и многие люди из этих стран приходили в Царьград, чтобы видеть его и насладиться слушанием его высокого учения.

Мы должны учиться прощать и проявлять милость, потому что сами нуждаемся и в милости, и в прощении

Клевета и лживые осуждения могут нравственно охарактеризовать только самих клеветников. Воры будут говорить, что вы не чисты на руку; блудники будут говорить, что вы не целомудренны; клеветники будут говорить, что вы сплетник; пьющие будут говорить, что вы не ведете трезвый образ жизни. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Люди большею частью судят и о других по себе. Так, постоянно пьянствующий нелегко поверит, что есть люди, живущие трезво; привязанный к распутным женщинам считает распутными и тех, кто живет честно; похититель чужого нелегко поверит, что есть люди, которые раздают и свое» [5] . Слыша подобное, будем переживать не за себя, но за сказавших это о нас.

И все же мы вправе требовать светского суда (см.: Деян. 26: 32) и церковного разбирательства (см.: 1 Кор. 6: 1–7) и, если потребуется, учувствовать в нем.

Но при этом нельзя забывать, что «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2: 13). Ибо мы должны учиться прощать и проявлять милость, потому что сами нуждаемся и в милости, и в прощении.

5 декабря 2016 г.

[1] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на Евангелие от Иоанна.

[2] Иероним Стридонский, блаженный. Послания. 79. 1 // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Т. 3. «Герменевтика», 2010. С. 286.

[4] Цезарий Арльский, святитель. Проповеди. 13. 2 // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Т. 3. С. 490.

[5] Иоанн Златоуст, святитель. Три беседы о Давиде и Сауле. Беседа 2. 4.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: