Основным принципом деятельности органов организующих работу судов является принцип

Обновлено: 27.04.2024

Комментарий к статье 6
1. В данной статье закреплены те отправные начала, которые законодатель посчитал главными в судебной деятельности арбитражных судов.
Названные в статье принципы являются принципами конституционными, т.е. закреплены на уровне Основного Закона РФ и находятся в тесной взаимосвязи между собой.
2. Принцип законности.
Содержание данного принципа отражено в ст. 6 АПК РФ, где под законностью понимается правильное применение судом норм материального и процессуального права.
Принцип законности в деятельности судов различных инстанций в общих чертах реализуется как путем правильного применения норм права, так и путем проверки судебных актов с точки зрения правильного применения норм права нижестоящими инстанциями.
Реализацию принципа законности в арбитражном процессе законодатель поставил в зависимость от принципа состязательности сторон, действие которого различно в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
Было бы заблуждением считать, что принцип законности относится только к деятельности суда. Так, в ч. 2 ст. 41 АПК РФ прямо сказано: "Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами". Другими словами, участники процесса должны соблюдать правила судопроизводства под страхом несения неблагоприятных последствий.
Как видим, принцип законности для лиц, участвующих в деле, имеет иное содержание, нежели для суда. В отличие от судебных органов участники процесса не несут обязанности соблюдения и правильного применения нормативных актов. Это и понятно. Поскольку судебный процесс строится на принципах состязательности и равноправия сторон, а принцип объективной истины в процессе уже не применяется, выигрывает та сторона, которая сможет убедить суд в своей правоте, ссылаясь на нормы материального права.
При этом на суде лежит обязанность оценить обоснованность применения тех или иных норм в каждом конкретном деле и правильность применения сторонами нормативных правовых актов.
Таким образом, на участников процесса не возложена обязанность соблюдения материальных норм. Соответственно неправильное применение той или иной материально-правовой нормы (не важно, заведомое либо ошибочное) влечет для лица только вероятность проигрыша дела в суде. В то же время сознательное либо несознательное нарушение правил судопроизводства влечет за собой для участвующих в деле лиц предусмотренные законом неблагоприятные последствия. В порядке ст. 111 АПК РФ это отнесение судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами.
Гарантиями соблюдения принципа законности являются принцип независимости судей и подчинение их только закону, предоставление широких прав участвующим в деле лицам.
3. Принципы состязательности и равноправия сторон.
Связь указанных принципов заключается в том, что равноправие является той основой, на которой может развиваться принцип состязательности. Только равноправные лица могут на законных основаниях состязаться в защите своей правовой позиции по делу.
Принцип равноправия сторон является частным случаем общего правила о равенстве всех перед законом и судом. Только данный принцип говорит о процессуальном равенстве, т.е. равенстве в правах и обязанностях лиц, участвующих в деле. Норма о равенстве всех перед законом и судом содержится в ст. 7 АПК РФ, принцип равноправия сторон закреплен в ст. 8 АПК РФ.
Обеспечивать равноправие сторон призван арбитражный суд, который не вправе оказывать предпочтение одной из сторон либо ограничивать права другой. Изъятие из принципа равноправия сторон устанавливаются законом. Так, в ст. 53 АПК РФ регламентировано право органов государственной власти (органов местного самоуправления и иных органов) обращаться в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов. Такие обращения государственных органов следует отличать от предъявляемых ими исков в защиту личных интересов. При обращении государственного органа в защиту публичных интересов его процессуальный статус меняется. В данном случае государственный орган не является истцом в материальном смысле, хотя на него, за некоторым исключением, возлагаются права и обязанности истца. Государственный орган не уплачивает государственную пошлину при обращении в суд, от него также не требуется доказывать нарушение своих прав и интересов. Он должен лишь указать, в чем заключается нарушение публичных интересов. Отказ органа от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.
Как сказано выше, только применительно к равноправным сторонам можно говорить о действии принципа состязательности. Названный в комментируемой статье принцип состязательности подробно регламентируется ст. 1 АПК РФ.
Когда мы говорим о состязательности, то подразумеваем, с одной стороны, характеристику самого процесса и роль суда в нем, а с другой стороны - порядок реализации прав сторон.
Современный арбитражный процесс носит состязательный характер, роль суда в котором в соответствии с ч. 3 ст. 9 АПК РФ определяется следующим образом. Суд предоставляет сторонам возможность всеми законными средствами доказывать правоту своей правовой позиции, сохраняя при этом беспристрастность, независимость и объективность.
До принятия АПК РФ 1995 г. процесс носил инквизиционный характер, прочно связанный с принципом объективной истины. Это означало, что суд своими действиями создавал условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, для чего обладал активной ролью в процессе по сбору доказательств. В то же время роль сторон в процессе минимизировалась и существенного значения для решающего исхода дела не имела.
В этой связи возникают вопросы, насколько принцип состязательности арбитражного процесса сочетается с принципом законности, а также является ли правильным отход от принципа объективной истины.
Нельзя не соглашаться с тем утверждением, что возможность нарушения принципа законности более вероятна при процессе состязательном, нежели инквизиционном. Действительно, инквизиционный процесс предполагает активную роль суда, который и следит за соблюдением законности правосудия. В состязательном же процессе обязанность по реализации принципа законности процесса возложена не только на суд, но и на лиц, участвующих в деле, которые в силу разных причин не всегда адекватно могут защищать свои интересы и соответственно достичь законного правосудия.
Поэтому состязательный процесс должен дополняться какими-либо чертами инквизиционного и наоборот.
Полагаем, что по своему характеру современный арбитражный процесс суть процесс состязательный с отдельными чертами инквизиционного. В данной ситуации очень важно найти тот баланс между принципом состязательности и принципом законности, при котором активная роль участников процесса при относительно пассивной роли суда не станет препятствием для вынесения законного судебного акта.
Принцип состязательности сторон в процессе нельзя противопоставлять принципу законности правосудия. Указанные принципы находятся в тесном взаимодействии и призваны взаимно дополнять друг друга. Полагаем, что главное в данном вопросе - избегать крайних позиций в оценке необходимости превалирования одного принципа над другим.
О том, как сочетаются принципы законности и состязательности в судебных инстанциях, будет изложено далее в комментариях к статьям, раскрывающим полномочия судебных инстанций.
4. Принцип равенства организаций и граждан перед законом и судом.
Принцип, названный в данной статье, подробно регламентирован в ст. 19 Конституции РФ, ст. 7 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" и включает в себя три взаимосвязанных правила. Во-первых, государство гарантирует равенство прав и свобод человека вне зависимости от имущественного, должностного положения, убеждений, расы, пола, языка и т.п. Во-вторых, любые изъятия из принципа равенства лиц допускаются только по основаниям, предусмотренным федеральным законом. К примеру, в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" арбитражный суд, исходя из имущественного положения сторон, может отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины или уменьшить ее размер. Указанное правило представляет собой законное изъятие из принципа равенства лиц перед законом и судом. В-третьих, равенство лиц перед законом и судом обеспечивает арбитражный суд. Это означает, что нормативно закрепленному праву лиц требовать равного отношения к своим правам корреспондирует обязанность суда создавать условия для реализации этого права путем предоставления лицам равной возможности осуществления их прав.
--------------------------------
СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
5. Принцип независимости судей.
Формулируя указанный принцип в ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 АПК РФ, законодатель обращает внимание не только на то, что судебная власть осуществляется независимо от иных органов, организаций и физических лиц, но и на то, что единственным ограничением независимости судей является связанность их деятельности законом. Совокупность указанных правил и образует сущность принципа.
Принцип независимости судей отчасти берет свое начало в принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленном в ст. 10 Конституции РФ.
Реализация данного принципа основана на системе соответствующих гарантий, закрепленных в Конституции РФ и в федеральных законах, таких как Федеральный закон от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в РФ" , Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" .
--------------------------------
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
Гарантии независимости судей принято делить на политические, экономические и юридические. Когда мы говорим о политических гарантиях независимости судей, то имеем в виду действие принципа разделения властей, а также то, что судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Экономические гарантии независимости судьи основаны на достойном материальном и социальном обеспечении судьи за счет государства, наличии органов судейского сообщества.
Однако наиболее важными представляются гарантии юридические, среди которых следует отметить: установление законом процедуры осуществления правосудия; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; регламентацию особого порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи.
Среди судебных выделяются процессуальные гарантии, т.е. те правила судопроизводства, которые способствуют соблюдению принципа независимости судей. К таковым относятся предусмотренные в АПК РФ права лиц, участвующих в деле: отвести судью в случаях, предусмотренных законом (ст. 21 АПК РФ), обжаловать судебный акт арбитражного суда в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях (ст. ст. 257, 273, 292 АПК РФ).
К другим процессуальным гарантиям следует отнести установление в ст. ст. 289, 306 АПК РФ пределов обязательных указаний суда вышестоящей инстанции суду нижестоящей инстанции. Однако сам по себе факт неисполнения указаний суда вышестоящей инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта. Он лишь рассматривается как причина, повлекшая возникновение того или иного основания для отмены судебного акта из предусмотренных в АПК РФ.
Разумеется, сказанное не относится к соблюдению указаний ВАС РФ, изложенных в постановлениях Пленума ВАС РФ, обязательных в силу ч. 2 ст. 13 настоящего Закона.
В статье 167 АПК РФ установлен особый порядок совещания судей при вынесении судебного акта, что также способствует невмешательству иных лиц в отправление правосудия.
6. Принцип гласности разбирательства дела.
Указанный принцип означает, что разбирательство дела во всех судах является открытым, обеспечивающим доступ любого лица в заседание суда, а также что все присутствующие в заседании имеют право вести звукозапись, а с разрешения суда - кино- и фотосъемку.
Реализация данного принципа обеспечивается установлением в ст. 11 АПК РФ четкого перечня случаев, когда дело слушается в закрытом судебном заседании (в целях сохранения государственной, коммерческой, служебной тайны и в иных предусмотренных законом случаях).
Гласность судебного разбирательства обеспечивается также и тем, что в соответствии со ст. 307 АПК РФ постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда подлежат опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ". В этой связи возникает вопрос о допустимости опубликования, в том числе и в правовых базах, судебных актов арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций. С одной стороны, решения арбитражных судов в течение двух месяцев с момента их принятия не имеют юридической силы, поскольку не истек срок на их обжалование. Кроме того, судебные акты всех трех указанных инстанций могут быть отменены постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. С другой стороны, поскольку принцип гласности подразумевает публичное объявление судебного акта, не могут считаться незаконными и другие способы доведения содержания такого судебного акта до сведения широкой общественности - путем размещения в Интернете, в правовых базах, печатных изданиях.
Гласность судебного разбирательства должна также обеспечиваться возможностью допуска любого лица в зал судебного заседания и наличием у суда помещений для осуществления судебной деятельности, пригодных для нормальной работы суда и размещения публики. На практике в здание суда может попасть только лицо, тем или иным образом связанное с рассматриваемым судом делом.
К примеру, в соответствии с п. п. 3.1, 3.2 Инструкции об организации дежурства и контрольно-пропускного режима в административном здании Арбитражного суда Волгоградской области (утв. председателем суда) посетители могут быть допущены в здание суда при предъявлении определения суда и удостоверения личности, а если посетители прибыли в суд для подачи документов в канцелярию суда - только при предъявлении удостоверения личности. При проходе в здание суда посетители обязаны предъявлять документы судебному приставу. Как видим, данные правила не сочетаются с действием принципа гласности судебного разбирательства.

Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.

3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

8. Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

4. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

5. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

6. Все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

7. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

8. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

9. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

10. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

11. Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

1, Организационное обеспечение деятельности судов - это создание всех не­обходимых условий для нормального функционирования судов, обес­печение их кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.

2 Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

• создание условий для полного и независимого осуществления правосудия;

^ невмешательство в осуществление судами правосудия и строгое следо­вание принципу независимости судей, народных, присяжных и арбит­ражных заседателей;

при рассмотрении конкретных дел органы, осуществляющие организа­ционное обеспечение деятельности судов, не вправе давать судам ка­кие-либо указания, а суды не обязаны (да и не вправе) исполнять эти указания, если они вес же были даны,

организационное обеспечение деятельности судов осуществляется только в рамках, установленных законом и в определенном им порядке.

Основные направления организационного обеспечения деятельности судов.

разработка и внесение в соответствующие органы проектов законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам организации судов, ус­тановления штатной численности судей,

подбор кандидатов в судьи, проверка их профессиональной квалифика­ции и нравственных качеств; создание и обеспечение деятельности ко­миссий по проведению квалификационных экзаменов кандидатов в су­дьи, дача заключений о возможности назначения кандидата на должность судьи;

дача заключений по вопросам, подведомственным квалификационным коллегиям судей (приостановление и прекращение полномочий судей, их аттестация, привлечение судей к ответственности);

организация выборов и назначения народных заседателей; отбор при­сяжных заседателей и составление их списков; составление списков ар­битражных заседателей;

организация работы по повышению профессиональной квалификации судей и работников аппарата судов, улучшению правовых знаний на­родных и арбитражных заседателей;

оказание судам помощи по вопросам исполнения судебных решений;

материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельно­сти судов и органов судейского сообщества (финансирование, обеспе­чение зданиями, мебелью, канцелярскими принадлежностями, сред­ствами связи, охрана, поддержание порядка в судебных заседаниях и т. п.);

организация ведения судебной статистики;

обеспечение судов различной информацией правового характера (законы, иные нормативные акты, судебные решения, специальная литература);

организация делопроизводства в судах;

изучение и обобщение практики работы судов в рамках отдельного ре­гиона или всей страны; организация научных исследований по вопро­сам организации и деятельности судов;

изучение международного опыта по вопросам организационного обес­печения деятельности судов; разработка международных договоров по вопросам правовой помощи и иным вопросам, связанным с деятельно­стью судов.

Судебная власть является одной из трех ветвей власти, предусмотренные принципом разделения властей. Осуществление судебной власти и правосудия на территории Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее производится при помощи целого ряда государственных органов, которые именуются судебной системой. Проще говоря, судебная система представляет собой упорядоченную законодательством совокупность судов различных уровней, имеющая целью осуществление правосудия.

Конституционные основы деятельности судебной власти в России

  • от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе",
  • от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах",
  • от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации",
  • от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации",
  • от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации",
  • от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционный суд Российской Федерации подробнее "

Принципы организации судебной системы Российской Федерации

Так как судебная система является динамической по своему характеру, необходимо обеспечивать ее стабильность и единство. Для этих целей законодательством установлен ряд принципов, на которых базируется деятельность судов в России. Ученые подразделяют эти принципы на три самостоятельные группы в зависимости от сферы влияния:

Готовые работы на аналогичную тему

1) принципы, регулирующие отношения между судом и индивидом;

2) принципы, регулирующие непосредственно организацию судебной системы;

3)принципы, касающиеся функционирования судебной системы.

Принципы организации судебной системы и их характеристика

1. Самостоятельность судов и независимость судей

Судебная власть осуществляется судами самостоятельно и обособленно, подчиняясь в своей деятельности только закону. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и федеральным законом.

2. Обязательность судебных постановлений

Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

3. Равенство всех перед законом и судом

Все равны перед законом и судом.

Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Участие граждан в осуществлении правосудия

Граждане Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Гражданство Российской Федерации подробнее имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

5. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Структура судебной системы в РФ

1. Федеральные суды

Конституционный суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд РФ подробнее

  • Верховный суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее
  • Верховный суды субъектов РФ
  • Суды городов федерального значения
  • Суды автономных областей и автономных округов
  • Районные суды
  • Военные и специализированные суды
  • Арбитражные суда округов
  • Арбитражные апелляционные суды
  • Арбитражные суды субъектов РФ
  • Специализированные арбитражные суды

2. Суды субъектов РФ

1) Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2) Конституционные (уставные) суды субъектов

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 11.03.2016

Анна Михайловна Самсонова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: