С помощью правовое государство организуется и функционирует правовым способом

Обновлено: 18.04.2024

Задание 3.1 Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «правовое государство».

1) гла­вен­ство права 2) однопартийность 3) раз­де­ле­ние властей 4) права человека

5) вза­им­ная от­вет­ствен­ность лич­но­сти и государства 6) пра­во­вой нигилизм

Задание 6 В стране Z принята новая конституция. Какие её положения подтверждают статус страны Z как правового государства? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Все равны перед законом и судом.

2) Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

3) Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

4) Каждый имеет право на жилище.

5) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

6) Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Задание 13.2 Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.

2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.

3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.

5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.

Задание 16 Согласно Конституции РФ‚ наша страна является правовым государством. Выберите в приведённом ниже списке черты, характеризующие правовое государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) верховенство закона 2) взаимная ответственность государства и граждан

3) обеспечение государственной поддержки семьи 4) укрепление обороноспособности страны

5) равноправие и равенство всех граждан перед законом

Задание 20.1

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

С по­мо­щью ________________(А) пра­во­вое государство ор­га­ни­зу­ет­ся и функ­ци­о­ни­ру­ет правовым способом: го­су­дар­ствен­ные органы дей­ству­ют в рам­ках своей _________________(Б), не под­ме­няя друг друга; уста­нав­ли­ва­ет­ся взаимный контроль, _________________(В), рав­но­ве­сие во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях государственных органов, осу­ществ­ля­ю­щих законодательную, ис­пол­ни­тель­ную и _________________(Г). Прин­цип разделения вла­стей на законодательную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную означает, что каж­дая из вла­стей действует са­мо­сто­я­тель­но и не вме­ши­ва­ет­ся в __________________(Д) другой. При его по­сле­до­ва­тель­ном проведении в жизнь ис­клю­ча­ет­ся всякая воз­мож­ность присвоения той или иной вла­стью полномочий другой. Прин­цип разделения вла­стей становится жизнеспособным, если он ещё и об­став­ля­ет­ся системой ____________________(Е) властей. По­доб­ная система устра­ня­ет всякую почву для узур­па­ции полномочий одной вла­сти другой и обес­пе­чи­ва­ет нормальное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние органов государства.

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

1) «сдержки и противовесы»

3) естественное право

4) разделение властей

6) судебная власть

9) суспензивное вето

Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правовое государство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о правовом государстве.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21—24 .

Уже давно выделяют три ветви государственной власти. Зачем необходимо данное разделение? Суть в том, что слишком большие полномочия не должны находиться в руках одних людей. В качестве примера можно назвать то, что один орган не должен создавать законы, при помощи которых в дальнейшем будет влиять на поведение людей. Ветви власти: виды, сущность, отличие, влияние друг на друга Законодательная власть практически во всех цивилизованных странах считается властью народной. Как это понять? Считается, что единственный источник власти – народ. Почему тогда новые НПА принимают конкретные люди и органы? Все дело в представительстве. Считается, что народ выбирает тех, кому доверяет создание новых законов.

Да, законодательная ветвь власти сильна, так как ей принадлежит исключительное право принятия законов. Законы, принятые в парламенте, могут быть не одобрены органами исполнительной власти, однако законодательная власть на исполнительную тоже определенное воздействие оказывать может. Здесь все строится на так называемой системе «сдержек и противовесов», благодаря которой ветви власти всегда находятся в равном положении и ни в коем случае не могут влиять на решения друг друга. Законодательная власть – это власть независимая. Законопроекты должны разрабатываться не с учетом интересов конкретных личностей, а именно с учетом интересов всех людей, проживающих в стране. Исполнительная власть, конечно же, не связана с разработкой законопроектов. Ее органы принимают непосредственное участие в управлении государством. Высший ее орган – Правительство. Какое отношение к исполнительной власти имеет Президент нашей страны? Данный вопрос не так-то прост. Дело в том, что Конституция не относит его к конкретной ветви власти, однако по логике вещей ему все-таки достается власть исполнительная. Правительством непосредственно управляет Премьер-министр (Россия – президентско-парламентская республика). Президент РФ имеет влияние на Правительство, однако о степени этого влияния ничего конкретного сказать нельзя. Многие знаменитые юристы уже давно ведут споры по этому поводу. Исполнительная ветвь власти действует на основании законов, принятых парламентом, органами местного самоуправления и так далее. Можно сказать, что она реализует эти законы. Также она обеспечивает их исполнение. Данная ветвь власти действует на всей территории страны, а действие ее является непрерывным. Да, она независима, но действия людей, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями, не должны выходить за рамки принятых законов. Незаконные действия не допустимы при любых обстоятельствах. Ветви власти три. Какая третья? Судебная. Многие известные юристы считают ее самой независимой. Она призвана охранять право и выступать в качестве арбитра в спорах, которые возникают по поводу него. Судебная власть находится в руках судей, то есть тех людей, которые, опираясь на закон, должны вершить правосудие. Судьи неприкосновенны, независимы, несменяемы, назначаемы, однако в своих решениях по конкретным делам они могут опираться только на действующее законодательство. Любые попытки хоть как-то повлиять на судебные решения жестоко пресекаются. Преступления против судей считаются очень серьезными. Разделение властей существует в мире уже достаточно давно. Что можно сказать относительно нашей страны? В первую очередь стоит отметить, что советские власти не признавали три ветви власти и считали, что все должно быть сосредоточено в одних руках. Разделение властей они считали плохой идеей, которая могла родиться только в умах буржуазных мыслителей других стран. СССР распался – появились три независимые ветви власти.

Во все времена важнейшими задачами государства являлись обеспечение внутренней безопасности, охрана общественного правопорядка, борьба с преступностью.

Конституция РФ провозглашает Росси демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценность. Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество.

В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решить стоящие перед обществом задачи, как то: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий; четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц; борьба с преступность, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом; обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане управленческого процесса; формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.

Задание 21 Опираясь на мнение автора приведенное в тексте, а также на знание курса обществоведения объясните как ветви власти могут влиять на поведение людей?

Задание 22 Почему так важно, чтобы государство следило за стабильным правопорядком и законностью?Опираясь на текст укажите не менее трех причин.

Задание 23 Укажите три важнейшие задачи государства, по мнению автора текста, Проиллюстрируйте примером выполнение одной из этих задач законодательной ветвью власти.

Задание 24 Опираясь на содержание текста, знания обществоведческого курса приведите три примера системы сдержек и противовесов между ветвями власти.

Проверочная работа по теме «Правовое государство» 2 вариант

Задание 3.2 Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением двух, являются принципами только правового государства.

1) верховенство права 2) незыблемость прав и свобод граждан

3) государственный контроль над обществом 4) разделение властей на три ветви

5) взаимная ответственность государства и личности 6) суверенитет

Задание 13.1 Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Пра­во­вое го­су­дар­ство — это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.

2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.

3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.

4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.

5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.

Задание 17. Прочитайте фрагменты из публицистических материалов. Выберите среди них примеры, характерные для функционирования правового государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Глава государства отдал приказ, чтобы верные ему войска открыли огонь против оппозиции и разогнали митинг».

2) «Племянник президента страны был задержан полицией за драку в баре и предстал перед судом».

3) «Парламент страны выступил с инициативой отставки правительства и проведения досрочных выборов».

4) «Конституционный суд принял на экспертизу на соответствие Конституции страны новый указ президента».

5) «По распоряжению главы государства оппозиционные силы и партии были исключены из предвыборных списков и не смогли участвовать в парламентских выборах».

Задания 20.2 Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

С по­мо­щью ________________(А) пра­во­вое государство ор­га­ни­зу­ет­ся и функ­ци­о­ни­ру­ет правовым способом: го­су­дар­ствен­ные органы дей­ству­ют в рам­ках своей _________________(Б), не под­ме­няя друг друга; уста­нав­ли­ва­ет­ся взаимный контроль, _________________(В), рав­но­ве­сие во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях государственных органов, осу­ществ­ля­ю­щих законодательную, ис­пол­ни­тель­ную и _________________(Г). Прин­цип разделения вла­стей на законодательную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную означает, что каж­дая из вла­стей действует са­мо­сто­я­тель­но и не вме­ши­ва­ет­ся в __________________(Д) другой. При его по­сле­до­ва­тель­ном проведении в жизнь ис­клю­ча­ет­ся всякая воз­мож­ность присвоения той или иной вла­стью полномочий другой. Прин­цип разделения вла­стей становится жизнеспособным, если он ещё и об­став­ля­ет­ся системой ____________________(Е) властей. По­доб­ная система устра­ня­ет всякую почву для узур­па­ции полномочий одной вла­сти другой и обес­пе­чи­ва­ет нормальное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние органов государства.

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

1) «сдержки и противовесы»

3) естественное право

4) разделение властей

6) судебная власть

9) суспензивное вето

Задание 27 Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, к чтобы так же тиранически их применять». Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <. >Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <. >Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <. >Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.

Задание 21 Что, по мнению автора, образует правовой статус гражданина? Какое положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм?

Задание 22 Автор пе­ре­чис­ля­ет про­цес­су­аль­ные права граждан. На­зо­ви­те три про­цес­су­аль­ных права.

Задание 23 Автор утверждает, что «государство за­креп­ля­ет права лич­но­сти не произвольно, оно юри­ди­че­ски оформляет есте­ствен­ные права человека, а также набор прав, для осу­ществ­ле­ния которых сфор­ми­ро­ва­лись социально-политические предпосылки, вы­те­ка­ю­щие из ре­аль­ных общественных отношений». Опи­ра­ясь на текст, зна­ние обществоведческого курса и знания, по­лу­чен­ные из дру­гих общественных дисциплин, на­зо­ви­те три социально-политические предпосылки, не­об­хо­ди­мые для юри­ди­че­ско­го оформления есте­ствен­ных прав человека.

Задание 24 Автор утверждает, что об­ще­ство и го­су­дар­ство за­ин­те­ре­со­ва­ны в ак­тив­но­сти индивида, которая «является важ­ным усло­ви­ем раз­ви­тия де­мо­кра­ти­че­ско­го общества». Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса и свой жиз­нен­ный опыт, при­ве­ди­те три аргумента, под­твер­жда­ю­щих право­ту автора.


Задания Д20 № 3617

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

С помощью ________________(А) правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей _________________(Б), не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, _________________(В), равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и _________________(Г). Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в __________________(Д) другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он ещё и обставляется системой ____________________(Е) властей. Подобная система устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) «сдержки и противовесы»2) компетенция3) естественное право
4) разделение властей5) импичмент6) судебная власть
7) полномочия8) сбалансированность9) суспензивное вето

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Характерными признаками правового государства являются: разделение властей; компетентность и сбалансированность государственных органов; наличие системы «сдержек и противовесов».

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной власти, не связанной правом, эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.

Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей, в ней законодательная и исполнительная власти действуют как две силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сенат наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему "импичмента", т.е. об отстранении от должности. "Возбуждает" же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный Суд США.

Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических государствах (таких, как США, Германия), наряду с классическим делением государственной власти на "три власти", федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.

Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации, рассмотрим принцип разделения властей в России.

Ст.10 Конституции Российской Федерации гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

К органам законодательной власти в Российской Федерации относятся: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума – две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся: Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации; высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными собраниями; Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ; районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации - является представительным (законодательным) органом Российской Федерации. Совет Федерации одобряет законы, принятые Государственной Думой. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо если в течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Государственная Дума принимает законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; представляет Государственной Думе предложение о назначении Председателя правительства; ставит перед Государственной Думой вопрос об отставке Правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении; формирует Правительство Российской Федерации путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей Председателя Правительства, федеральных министерств; представляет кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; формирует Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает ее руководителя; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточеность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них, например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной – во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная и исполнительная власти, действуют как две силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему "импичмента, т.е. об отстранении от должности. "Возбуждает" же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США.
В современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.
В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России. Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."

К органам и законодательной власти в Российской Федерации относятся:

- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;

- органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:

- Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;

- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;

- Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;

- районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

6. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений

Юридический факт - это закрепленное в гипотезах норм права конкретное жизненное обстоятельство, наступление которого влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Юридическими являются не все жизненные факты, а лишь предусмотренные нормативно. Юридические факты закрепляются и описываются в гипотезах правовых норм как определенные, потенциально возможные ситуации. В случае возникновения такой ситуации в реальной жизни наступают предусмотренные нормой правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Классификация юридических фактов.

По правовым последствиям:

· правообразующие юридические факты;

· правоизменяющие юридические факты;

· правопрекращающие юридические факты.

По волевому критерию.

Юридические факты-события и порождаемые ими последствия, которые не зависят от воли людей. Наиболее распространёнными юридическими фактами-событиями являются рождение или смерть человека, достижение определенного возраста, наступление установленной даты, истечение срока, стихийное бедствие и т.д.

Юридические факты-деяния, выражаемые в виде действия или бездействия, которые являются обстоятельствами, наступление которых определяется сознанием и волей людей. Деяния можно разделить на:

· правомерные действия - действия соответствующие праву: договоры, сделки, правомерные поступки;

· неправомерные действия - деликты или правонарушения.

Виды правомерных деяний:

Юридические поступки - это поступки, которые вызывают юридические последствия независимо от того, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение. Например, создание автором изобретения.

Юридические акты - это действия, непосредственно направленные на достижение юридических результатов.

Состояние - это длительно существующее юридическое свойство, выраженное в длящимся правоотношении. Например, гражданство, брак, судимость и т.д. Таким образом, некоторые правоотношения сами по себе способны выступать в виде юридических фактов.

Фактический состав правоотношения - это совокупность нескольких юридических фактов, порождающих определенное правоотношение. Для возникновения трудового правоотношения между работником и работодателем требуется достигнуть возраста трудовой правоспособности, написать заявление о приёме на работу, заключить трудовой договор, издать приказ о зачислении лица на работу.

6. Юридические факты как основание возникновения правоотношений

Правовое государство Учитель обществознания СПБ УОР-2 Ярославцева А.Г.Урок.

Мысли великих о правовом государстве
Государство возможно только там, где господствует справедливый закон; закон — владыка над правителями, а они — его рабы
Где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме
государственного строя
Право должно быть выше власти
Чтобы в государстве господствовало право, в нём должен верховенствовать гражданский закон, соответствующий
«вечному и всеобъемлющему закону природы»
Вся власть в государстве должна быть строго разделена на три вида: законодательную, исполнительную и судебную
Вся власть в государстве должна быть строго разделена на три вида: законодательную, исполнительную и судебную
Принцип правового государства ставит перед законодателем заповедь — уважение к правам личности





Верны ли следующие суждения о правовом государстве? А. Для правового госуда.

Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Для правового государства характерно наличие развитого гражданского общества.
Б. Главным отличием правового государства является разветвлённая система законодательства.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

К отличительным признакам правового государства относится: 1)наличие армии и.

К отличительным признакам правового государства относится:
1)наличие армии и полиции
2)разделение и независимость ветвей власти
3) деятельность по поддержанию общественного порядка
4) суверенитет государства

Целью правового государства является:
1) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию 2) создание вертикали власти
3) формирование правовой культуры общества 4) создание законодательной системы

Верны ли следующие суждения о государственной власти в РФ? А. Государственная.

Верны ли следующие суждения о государственной власти в РФ?
А. Государственная Дума РФ осуществляет судебную власть.
Б. Федеральные законы принимаются Президентом РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Что относится к полномочиям судебной власти в РФ?
1) разрешение различных споров между субъектами права
2) управление федеральной собственностью
3) назначение высшего командования Вооружённых Сил РФ
4) определение даты выборов Президента РФ

Используемые материалы:Учебник «Обществознание», 9 класс, Л.Н.Боголюбов, А.И.

Используемые материалы:
Учебник «Обществознание», 9 класс, Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеева, 2-е издание, М., «Просвещение», 2017
Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право/А.Ф. Никитин. - М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006

Краткое описание документа:

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Признаки правового государства:

  1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Взаимная ответственность личности и государства.
  4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
  5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
  6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:

  • преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
  • выработка высокой политико-правовой грамотности;
  • появление действенной способности противостоять произволу;
  • разграничение партийных и государственных функций;
  • установление парламентской системы управления государством;
  • торжество политико-правового плюрализма;
  • выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Вот другие определения термина "правовое государство":

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, само ценности человека.

Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: