Кто председатель конституционного суда республики беларусь

Обновлено: 23.04.2024

Конституционный суд Республики Беларусь существует с 1994 г. Состоит из 12 судей со сроком полномочий в 11 лет; половину (в том числе председателя — с согласия Совета Республики) назначает президент, половину избирает Совет Республики (статья 116 Конституции). Председатель суда — П. П. Миклашевич.

Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд Президент, Палата представителей или Совет Республики Национального собрания, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров (статья 6 закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

Содержание

Полномочия

Полномочия суда включают:

  • дачу заключений о соответствии различных актов вышестоящим нормативным актам.
  • дачу заключений о фактах систематического или грубого нарушения Палатой представителей или Советом Республики Конституции (статья 5 закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).
  • обязательный предварительный контроль конституционности всех законов (декрет президента от 26 июня 2008 г. №14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»)

История

Во время конституционного кризиса 1996 года суд счёл, что результаты референдума об изменении конституции не будут обязательными, затем признал неконституционным указ президента о снятии председателя ЦИК, [1] После референдума председатель КС В. Тихиня подал в отставку, мотивируя её невозможностью принимать присягу на новой Конституции и несогласием с политикой руководства страны. [2]

В 1997 году президент освободил от должности судью М. Пастухова, ссылаясь на истечение срока его полномочий в связи со вступлением в силу новой конституции. Суды отказались принимать к рассмотрению жалобу Пастухова. В 2003 году Комитет по правам человека ООН усмотрел в данном деле нарушение статьи 25 МПГПП в сочетании со статьями 14 и 2. [3]

Примечания

Внешние ссылки

Австрия • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия¹ • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция¹ • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в апреле 1994 года учрежден Конституционный Суд Республики Беларусь (далее – Конституционный Суд), который осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве посредством конституционного судопроизводства в целях защиты конституционного строя Республики Беларусь, гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь.

Правовую основу организации и деятельности Конституционного Суда составляют Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция), Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права. Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда избираются из числа судей Конституционного Суда.

Судьи Конституционного Суда избираются на 11 лет.

Конституционный Суд осуществляет следующие полномочия:

по предложениям Президента Республики Беларусь, Президиума Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о толковании Конституции;

о соответствии Конституции законов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, нормативных правовых актов других государственных органов;

по предложениям Президента Республики Беларусь дает заключения:

о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

о соответствии Конституции законов, принятых Парламентом Республики Беларусь, до их подписания Президентом Республики Беларусь;

о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум;

о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь;

в случаях, предусмотренных Конституцией, дает заключения:

по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции;

по предложению Президента Республики Беларусь о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Республики Беларусь Конституции;

по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания дает заключения о конституционности проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

в порядке, установленном законом, выносит решения:

по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;

по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел;

в порядке, установленном законом:

по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

принимает ежегодные послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.

В решениях и формулируемых в них правовых позициях Конституционный Суд, исходя из верховенства права, путем выявления конституционно-правового смысла норм законов и иных нормативных правовых актов способствует выработке правовых механизмов развития и защиты конституционных ценностей и достижения конституционно значимых целей, ориентирует законодателя и правоприменителей на неукоснительное соблюдение конституционных положений и их реальное обеспечение.

220016, г.Минск, ул. Красноармейская, 4. Тел.: +375 17 327 52 09. E-mail:ksrb@kc.gov.by
© 2009-2019 Конституционный Суд Республики Беларусь

Конституцио́нный су́д Респу́блики Белару́сь (белор. Канстытуцыйны суд Рэспублікі Беларусь ) — один из высших судов Белоруссии, осуществляющий конституционный контроль; существует с 1994 года.

Содержание

История

Во время конституционного кризиса 1996 года суд счёл, что результаты референдума об изменении конституции не будут обязательными. После отстранения В. Гончара с поста главы Центризбиркома Председатель Конституционного суда направил Президенту обращение с требованием отменить это решение [1] . После референдума председатель Конституционного суда Валерий Тихиня подал в отставку, мотивируя её невозможностью принимать присягу на новой Конституции и несогласием с политикой руководства страны [2]

В 1997 году Президент освободил от должности судью Михаила Пастухова, ссылаясь на истечение срока его полномочий в связи со вступлением в силу новой конституции. Суды отказались принимать к рассмотрению жалобу Пастухова. В 2003 году Комитет по правам человека ООН усмотрел в данном деле нарушение статьи 25 МПГПП в сочетании со статьями 14 и 2 [3] .

Состав

Конституционный суд состоит из 12 судей со сроком полномочий в 11 лет. Половину судей, в том числе председателя назначает Президент (председатель суда назначается с согласия Совета Республики), вторую половину избирает Совет Республики (статья 116 Конституции).

Председатели суда

  • Валерий Гурьевич Тихиня — 1994—1996 гг. — 1996 (и.о.)—1997 (председатель)—2008 гг.
  • Пётр Петрович Миклашевич — с 2008 года.

Полномочия

Конституционный суд в пределах своих полномочий осуществляет:

  • дачу заключений о соответствии различных актов Конституции и иным вышестоящим нормативным актам.
  • дачу заключений о фактах систематического или грубого нарушения Конституции Палатой представителей или Советом Республики (статья 5 закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).
  • обязательный предварительный контроль конституционности всех законов [4] .

Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный суд Президент, Палата представителей или Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров (статья 6 закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

Примечания

  1. Волчек О.Лукашенко – узурпатор и не имеет права участвовать в выборах
  2. ↑ .Лукашенко Александр Григорьевич. Дополнительные сведения
  3. ↑Mikhail Ivanovich Pastukhov v. Belarus, Communication No. 814/1998, U.N. Doc. CCPR/C/78/D/814/1998
  4. ↑ Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июня2008 г. №14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

Литература

Внешние ссылки

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

  • Конституционные суды
  • Государственное устройство Белоруссии
  • Право Белоруссии
  • Суды по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Конституционный суд Республики Беларусь" в других словарях:

Конституционный суд Белоруссии — Конституционный суд Республики Беларусь существует с 1994 г. Состоит из 12 судей со сроком полномочий в 11 лет; половину (в том числе председателя с согласия Совета Республики) назначает президент, половину избирает Совет Республики (статья 116… … Википедия

Верховный Совет Республики Беларусь — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ — решения Конституционного Суда, принятые на его заседании в соответствии с установленными правилами и процедурами. В ст. 3 ГК определено, что гражданское законодательство как система нормативных правовых актов включает в себя содержащие нормы… … Юридический словарь современного гражданского права

СУД — орган государства, призванный защищать от любых посягательств личные, государственные и общественные интересы путем осуществления правосудия. В соответствии со ст. 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, система… … Юридический словарь современного гражданского права

Беларусь, Республика Беларусь — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство в Восточной Европе. Территория 207,6 тыс. кв. км. Столица г.Минск.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

История Республики Казахстан (с 1991 года) — Новейшая история Республики Казахстан Флаг Республики Казахстан, 1992 … Википедия

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России — (МКАС) International Commercial Arbitration Court for Russian Chamber of Commerce (ICAC) проявление правового института международный коммерческий арбитраж и являет собою самостоятельное постоянно действующее арбитражное учреждение… … Википедия

Александр Лукашенко — (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора

Референдум в Белоруссии (1995) — У этого термина существуют и другие значения, см. Референдум в Белоруссии. Республиканский референдум 14 мая 1995 года «Согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?» … Википедия

Референдум в Белоруссии (1996) — У этого термина существуют и другие значения, см. Референдум в Белоруссии. Республиканский референдум 24 ноября 1996 года Электорат 7 346 397 Явка … Википедия

Конституционный Суд Республики Беларусь является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права.

Основные задачи

Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве посредством конституционного судопроизводства в целях защиты конституционного строя Республики Беларусь, гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории Республики Беларусь.

Полномочия Конституционного Суда

Конституционный Суд по предложениям Президента, Президиума Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Совета Министров дает заключения о толковании Конституции; о соответствии Конституции законов, указов Президента, постановлений Совета Министров, нормативных правовых актов других государственных органов.

Конституционный Суд по предложениям Президента дает заключения:

  • о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
  • о соответствии Конституции законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом;
  • о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум;
  • о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд в двухнедельный срок дает заключения:

  • по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции;
  • по предложению Президента о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Конституционный Суд по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания дает заключения о конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.

Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения:

  • по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;
  • по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

Заключения и решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией и законом.

Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан назначается на должность Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан назначаются на должность Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан, которое вносится с учетом мнения Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан. [1]

Конституция Республики Башкортостан

12 лет и до достижения возраста 65 лет [2]

Гумерова, Люция Шагибаловна

24 сентября 2009 г.

город Уфа улица Тукаева 46

Конституцио́нный Cуд Республики Башкортостан (башк. Башҡортостан Республикаһы Конституция Суды ) — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства действующий на основании ст. 106 Конституции Республики Башкортостан и Закона Республики Башкортостан от 27.10.1992 г. № ВС-13/7 (ред. от 13.07.2009 г.) «О Конституционном суде Республики Башкортостан».

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Республики Башкортостан определяются Конституцией Республики Башкортостан и законом Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан». Конституционный суд РБ состоит из 5 судей, назначаемыхГосударственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан.

Содержание

Структура

Главой Конституционного Суда является Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан. В соответствии со ст.12 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1992 г. № ВС-13/7 (ред. от 13.07.2009 г.) «О Конституционном суде Республики Башкортостан»: 1. Предложения о кандидатах на должность Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан могут вноситься Президенту Республики Башкортостан депутатами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, органами государственной власти Республики Башкортостан, представительными органами местного самоуправления, органами судейского сообщества Республики Башкортостан, юридическими научными и учебными заведениями из числа лиц с безупречной репутацией, обладающих признанной высокой квалификацией в области права. (в ред. Закона РБ от 07.11.2006 № 371-з)

2. Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан назначается на должность Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан. (в ред. Закона РБ от 07.11.2006 № 371-з) 3. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан назначаются на должность Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан, которое вносится с учетом мнения Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан. (в ред. Закона РБ от 07.11.2006 № 371-з)

4. Назначение кандидатов на должность Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан производится в порядке, установленном настоящим Законом и Регламентом Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан. (в ред. Закона РБ от 07.11.2006 № 371-з) 5. В случае прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан представление о назначении другого лица на вакантную должность вносится Президентом Республики Башкортостан в Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. (в ред. Закона РБ от 07.11.2006 № 371-з).

Полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан

Согласно ст.3 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном суде Республики Башкортостан»: Конституционный Суд Республики Башкортостан в целях защиты конституционного строя Республики Башкортостан, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения высшей юридической силы Конституции Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к ведению Республики Башкортостан: 1) разрешает дела о соответствии Конституции Республики Башкортостан:

  • законов Республики Башкортостан;
  • нормативных правовых актов Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан;
  • нормативных правовых актов Президента Республики Башкортостан;
  • нормативных правовых актов Правительства Республики Башкортостан и иных республиканских органов исполнительной власти;
  • нормативных правовых актов местных органов государственной власти Республики Башкортостан;
  • нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
  • по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность нормативного правового акта органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления;
  • дает толкование Конституции Республики Башкортостан;
  • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • рассматривает иные конституционно-правовые вопросы, отнесенные к его компетенции федеральным законом и законом Республики Башкортостан.

2. Конституционный Суд Республики Башкортостан может быть наделен другими полномочиями, если они не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве органа конституционного контроля, соответствуют пределам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан и не отнесены к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, иных судов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: