Основные задачи права и обязанности метрологических служб государственных органов управления

Обновлено: 26.04.2024

1. Государственные органы управления Российской Федерации, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.

При выполнении работ в сферах, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, создание метрологических служб или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.

Права и обязанности метрологических служб определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями государственных органов управления Российской Федерации или юридических лиц в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 100

2. Метрологический контроль и надзор осуществляются метрологическими службами юридических лиц путем:

надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Метрологическая служба государственных органов управления организуется приказом руководителя государственного органа управления.

Метрологическая служба государственных органов управления содержит:

− отдел (службу) главного метролога в центральном аппарате государственного органа;
− головные и базовые организации метрологической службы в отраслях и подотраслях;
− метрологические службы предприятия, организации и учреждений.

Головные и базовые организации метрологической службы образуются государственным органом управления из числа ведущих научно-производственных (производственных) объединений, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций.
Метрологические службы юридических лиц организуются в виде самостоятельных структурных подразделений для решения вопросов по обеспечению единства и требуемой точности измерений при проведении исследований, разработок, испытаний, в производстве и эксплуатации продукции. В состав метрологической службы входят калибровочные лаборатории, а также структурные подразделения по ремонту СИ.
Структура, основные задачи, права и обязанности метрологических служб содержатся в Положении о метрологической службе, разработанной в соответствии с правилом по метрологии ПР50-732-93 «Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления РФ и юридических лиц».
Положение о метрологической службе государственных органов управления подписывается его руководителем.
В моментах, когда деятельность государственных органов управления РФ производится в сферах действия государственного метрологического контроля и надзора, Положения о метрологических службах государственных органов управления РФ должны согласовываться с Госстандартом России.

К основным задачам метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц относятся:

− организация единства и требуемой точности измерений, увеличение уровня и совершенствование техники измерений в объединениях, на предприятиях;
− обозначение основных направлений действий и производство работ по метрологическому обеспечению исследований, разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции;
− использование современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов, эталонов, используемых для калибровки СИ;
− проведение метрологического контроля проиводством калибровки средств измерений, проводя проверку представления средств измерения на испытания в целях утверждения типа во время, а также на проведение поверки;
− проведение надзора за состоянием и использованием СИ, аттестованными МВИ, выполнением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Права и обязанности службы главного метролога в центральном аппарате государственных органов управления

Служба главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления имеет право:

− производить метрологический надзор за состоянием и использованием СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, используемыми для калибровки СИ, выполнением метрологических норм и правил, НД по обеспечению единства измерений;
− вручать метрологическим службам подчиненных предприятий предписания обязательные для выполнения, направляющие на предостережение, останавливание или прекращение нарушений метрологических норм и правил;
− подавать руководству государственного органа управления представления о назначении головных и базовых организаций метрологической службы и производить контроль за их деятельностью;
− выполнять аккредитацию головных и базовых организаций метрологической службы;
− подавать предложения руководству государственного органа управления об замене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, не соответствующих действующему законодательству, метрологическим правилам и нормам; подавать заключения по проектам НД по теме метрология;
− подавать предложения руководству государственного органа управления о вовлечении независимых экспертов к производству метрологической экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации, экспертизы долгосрочных и среднесрочных программ метрологического обеспечения отрасли, к участию к аккредитации головных и базовых организаций метрологической службы;
− требовать от подвергаемых контролю метрологических служб юридических лиц материалы, нужные для проведения проверок;
− участвовать в аттестации испытательных подразделений, аналитических лабораторий, метрологических служб.

Служба главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления выполняет следующие работы:

− производит одинаковую техническую политику и производит руководство работами по обеспечению единства и необходимой точности измерений, проведению метрологического контроля и надзора в отрасли или в закрепленных областях деятельности;
− осуществляет взаимодействие с Госстандартом России, органами ГМС по вопросам обеспечения единства измерений;
− разрабатывает проект Положения о МС государственного органа управления, готовит предложения руководству о назначении головных и базовых организаций метрологической службы и проводит согласование проекта Положения с Госстандартом России;
− координирует деятельность головных и базовых организаций метрологической службы и осуществляет контроль за их деятельностью;
− определяет основные направления дальнейшего развития метрологического обеспечения отрасли, для чего периодически организовывает и координирует работы по анализу состояния измерений, контроля и испытаний в отрасли или в закрепленных областях деятельности;
− организует разработку и выполнение планов организационно-технических мероприятий по дальнейшему повышению эффективности производства или иных видов деятельности на основе совершенствования метрологического обеспечения, контролирует результаты выполнения;
− готовит предложения к проектам планов государственной стандартизации и разрабатывает планы работ по совершенствованию (актуализации) отраслевой нормативной базы по метрологическому обеспечению, заключения по проектам основополагающих НД по вопросам метрологии;
− организовывает и проводит работы по аккредитации головных и базовых организаций метрологической службы;
− участвует в аккредитации испытательных подразделений и аналитических лабораторий;
− участвует в проведении испытаний средств измерений, контроля и испытаний, разрабатываемых по заказам отрасли;
− координирует в отрасли работы по международному сотрудничеству в области метрологии;
− готовит предложения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области метрологии;
− организовывает отраслевые совещания, семинары, конференции, выставки по вопросам метрологического обеспечения.

Права и обязанности метрологических служб юридических лиц

Метрологические службы юридических лиц имеют право:

− выдавать структурным подразделениям юридического лица обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических норм и правил;
− вносить предложения руководителям предприятий, объединений, организаций, учреждений об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, противоречащих действующему законодательству, метрологическим правилам и нормам;
− вносить предложения руководителям предприятий, объединений, организаций, учреждений о заключении договоров об аренде уникальных средств измерений и испытательного оборудования для проведения калибровки и других метрологических работ, а также договоров о привлечении специалистов к проведению метрологической экспертизы документации и метрологической аттестации методик выполнения измерений;
− получать от подвергаемых контролю структурных подразделений материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления метрологического контроля и надзора.

Основными видами деятельности метрологических служб юридических лиц в соответствии с главными задачами являются:

− проведение систематического анализа состояния измерений, контроля и испытаний на всех стадиях разработки, производства и эксплуатации отдельных видов продукции с целью правильного определения приоритетов в решении отдельных задач метрологического обеспечения, а также решения проблем удовлетворения требований потребителя в части функциональных характеристик продукции, условий ее эксплуатации, внедрения системы бездефектного изготовления продукции, обеспечение прибыльности ее изготовления;
− разработка планов организационно-технических мероприятий по дальнейшему повышению эффективности производства или иных видов деятельности на основе совершенствования метрологического обеспечения;
− изучение потребности в средствах измерений, контроля и испытаний, эталонов для калибровки средств измерений, стандартных образцах состава и свойства веществ и материалов, подготовка предложений по их разработке и приобретению, согласование и формирование заявок на приобретение средств измерений;
− разработка предложений к проектам планов государственной стандартизации;− участие в разработке средств и методов измерений и их внедрение;
− участие в определении исходных технических требований на разработку средств измерений, в проведении испытаний средств измерений, работ по определению межповерочных интервалов средств измерений;
− участие в создании эталонов, других средств калибровки, необходимых для метрологического обслуживания создаваемых и выпускаемых средств измерений, согласование предложений по их разработке и выпуску с заинтересованными предприятиями;
− разработка (участие в разработке) и организация выпуска стандартных образцов состава и свойства веществ и материалов, изготовляемых предприятиями, а в необходимых случаях также стандартных образцов веществ и материалов для метрологического обеспечения производства выпускаемой продукции;
− участие в аттестации средств испытаний и контроля, в разработке программ и методик их аттестации;
− проведение работ по унификации, стандартизации и аттестации методик выполнения измерений;
− участие в установлении рациональной номенклатуры измеряемых параметров, оптимальных норм точности измерений при контроле показателей качества продукции и параметров технологических процессов;
− проведение работ по установлению соответствия номенклатуры измеряемых параметров, норм точности измерений, методик выполнения измерений, применяемых средств измерений требованиям и нормам точности измерений показателей качества готовой продукции, сырья, материалов и характеристик производительности и точности технологического оборудования, минимальной трудоемкости и заданной достоверности контроля;
− участие в разработке новых видов продукции и технологических процессов, в аттестации технологических процессов, в проверке технологического оборудования на соответствие установленным нормам точности; проведение работ по метрологическому обеспечению подготовки производства;
− участие в подготовке к аттестации производств и сертификации систем качества;
− проведение работ по метрологическому обеспечению испытаний и сертификации продукции, участие в аттестации испытательных подразделений и аналитических лабораторий;
− учет основных показателей, характеризующих состояние метрологической службы и ее деятельность;
− оценка экономической эффективности работ в области метрологического обеспечения, определения влияния этих работ на технико-экономические показатели производственной деятельности;
− контроль за своевременным представлением средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений;
− подготовка материалов и участие в согласовании заявок на импорт средств измерений, необходимых для повышения метрологического обслуживания предприятия;
− организация и проведение работ по калибровке средств измерений, обеспечение своевременного представления средств измерений на поверку;
− организация и проведение ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации;
− осуществление проката средств измерений;
− выполнение особо точных измерений;
− хранение и поддержание на должном уровне эталонов для воспроизведения единиц величин, других средств поверки и калибровки средств измерений;
− разработка и внедрение нормативных документов,регламентирующих вопросы метрологического обеспечения, участие в работах по совершенствованию (актуализации) нормативной базы по метрологическому обеспечению;
− проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;
− осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами,
применяемыми для калибровки средств измерений, за соблюдением метрологических норм и правил, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
− осуществление взаимодействия с Госстандартом России, органами Государственной метрологической службы по вопросам обеспечения единства измерений,
оказание содействия органам Госстандарта России при осуществлении ими государственного метрологического контроля и надзора;
− осуществление взаимодействия с головными и базовыми организациями Государственной службы стандартных образцов состава и свойства веществ и материалов (ГССО), Государственной службы времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), центрами данных Государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД), участие в проведении аттестации стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов;
− участие в работах по международному сотрудничеству в области метрологии, в том числе во внедрении и соблюдении рекомендации МОЗМ, Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК), региональной международной организации стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ), Международной конференции по измерительной технике и приборостроению (ИМЕКО) и других международных организаций;
− организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров в области метрологии;
− участие в проведении анализа претензии к качеству продукции с точки зрения недостатков в метрологическом обеспечении;
− проведение совещаний, семинаров, конференций, выставок, конкурсов по вопросам метрологического обеспечения, деятельности метрологической службы, в том числе об оказываемых метрологических услугах;
− осуществление контроля за устранением недостатков в обеспечении единства измерений, выявленных органами Государственной метрологической службы.

1.1. В Положении о метрологической службе (далее – МС) содержится следующая информация: структура МС, основные задачи, обязанности, права, взаимодействие с другими структурными подразделениями и ответственность.
1.2. Положение о МС разработано на основании следующих документов:
- Закона Российской Федерации « Об обеспечении единства измерений»;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»;
- ПР 50-732-93 «ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц»;
- Устава ОАО «N-й машиностроительный завод»;
- Руководства по качеству ОАО «N-й машиностроительный завод».

2. Общие положения

2.1. Открытое Акционерное Общество «N-й машиностроительный завод» (далее - ОАО «NМЗ») является юридическим лицом. Вид деятельности - выпуск электропоездов.
2.2. МС создана для выполнения задач по обеспечению единства и требуемой точности измерений в производстве вышеуказанной продукции, осуществления метрологического контроля и надзора, повышение эффективности производства и качества продукции.
2.3. МС осуществляет комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению технологических процессов, выполняемых на предприятии и направленных на обеспечение единства и точности измерений, повышения эффективности производства и улучшение качества выпускаемой продукции.
2.4. В своей работе МС руководствуется действующим законодательством, в том числе Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», стандартами Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), правилами по метрологии, инструкциями и другими нормативными документами Росстандарта, определяющими организацию и методику проведения работ по оценке и обеспечению точности измерений, а также стандартами предприятий по обеспечению качества, Уставом ОАО «NМЗ» и настоящим Положением.
2.5. Государственный метрологический контроль и надзор за состоянием и применением средств измерений (далее - СИ), аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для поверки СИ, соблюдением метрологических правил и норм, а также за работой МС ОАО «NМЗ» осуществляют органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта).

3 Структура МС

3.1. Метрологическая служба является самостоятельным структурным подразделением и возглавляется Начальником управления - Главным метрологом – Руководителем ИЦ (далее - Главный метролог), подчиняется Заместителю Генерального директора по управлению качеством. Структура МС представлена в Приложении 1.
3.2. МС осуществляет свою деятельность через лаборатории, которые административно подчиняются Главному метрологу:
-Поверочная лаборатория (группа линейно-угловых измерений; группа теплотехнических измерений; группа электротехнических измерений; группа механических измерений и испытательной техники).
-Физико-химическая лаборатория (группа механических и металлографических испытаний; группа химических анализов; группа анализов красок и нефтепродуктов).
3.3. Количество и состав исполнителей определены штатным расписанием, которое может быть изменено с изменением возложенных обязанностей.
3.4. Главный метролог осуществляет методическое руководство в части метрологического обеспечения подразделений завода, через ответственных лиц за состояние и применение СИ в этих подразделениях.

4.Основные задачи МС

4.1. Обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня метрологического обеспечения предприятия.
4.2. Внедрение современных методов измерений, эталонов, применяемых для поверки СИ.
4.3. Проведение метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативно-технических документов.
4.4. Проведение лабораторного контроля соответствия качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции действующим стандартам, техническим условиям, стандартным образцам.
4.5. Проверка качества сварных соединений и металла методами ультразвукового, вихретокового и магнитопорошкового контроля.
4.6. Организация работы испытательного центра (далее - ИЦ) ОАО «NМЗ» по проведению сертификационных испытаний тягового состава железнодорожного транспорта (далее - ТСЖТ).
4.7.Организация и проведение поверки СИ, находящихся в эксплуатации.
4.8. Составление и соблюдение графиков поверки СИ.
4.9. Составление своевременного уточнения перечня СИ, подлежащих поверке.

5. Обязанности МС

5.1. Осуществление метрологического контроля путём поверки СИ, проверки своевременности представления контрольного комплекта СИ на поверку.
5.2. Осуществление метрологического контроля за состоянием и применением СИ, аттестованными методиками измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для поверки СИ, соблюдение метрологических правил и норм, нормативных документов (далее - НД) по обеспечению единства измерений.
5.3. Организация и проведение испытаний и контроля качества поступающих на завод материалов и комплектующих изделий.
5.4. Проведение химических анализов, физических, спектрографических, металлографических испытаний металлов и сплавов.
5.5. Организация и проведение ультразвукового, вихретокового и магнитопорошкового контроля продукции завода.
5.6. Оформление и оперативный учёт результатов испытаний и контроля.
5.7. Составление графиков поверки СИ ОАО «NМЗ» и контроль их выполнения цехами и подразделениями завода.
5.8. Организация и проведение ремонта СИ, находящихся в эксплуатации.
5.9. Хранение и поддержание на должном уровне эталонов для воспроизведения единиц величин, других средств поверки СИ.
5.10. Проведение метрологической экспертизы разрабатываемых на заводе технических условий, конструкторской и технологической документации.
5.11. Проведение анализа состояния измерений, контроля и испытаний на всех стадиях жизненного цикла продукции с целью правильного определения приоритетов в решении задач метрологического обеспечения.
5.12. Изучение потребности в СИ, контроля и испытаний, эталонов по поверке СИ, стандартных образцов состава и свойств веществ материалов, подготовка предложений по их приобретению.
5.13. Участие во внедрении новых средств и методов измерений.
5.14. Участие в изготовлении стандартных образцов и других средств поверки, необходимых для настройки и проверки работоспособности используемых СИ.
5.15. Участие в разработке методик по выполнению измерений (далее - МВИ), МВИ по поверке СИ, других документов по метрологическому обеспечению.
5.16. Участие в работе ИЦ ОАО «NМЗ» по проведению сертификационных испытаний ТСЖТ.
5.17. Организация работы по обучению, повышению квалификации и аттестации кадров в области метрологии.
5.18. Ведение учета и паспортизация СИ.
5.19.Осуществление взаимодействия с органами государственных региональных центров метрологии (далее - ГРЦМ), по вопросам обеспечения единства измерений, оказания содействия органам Росстандарта при осуществлении ими государственного метрологического контроля и надзора.
5.20. Осуществление контроля за устранением недостатков в обеспечении единства измерений, выявленных органами Росстандарта.

6. Права МС

6.1. Выдавать структурным подразделениям обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, изъятия из обращения непригодных к эксплуатации, не прошедших поверку или калибровку СИ.
6.2. Вносить предложения руководству завода о заключении договоров с органами ГРЦМ на проведение поверки СИ.
6.3. Требовать от руководителей структурных подразделений ОАО «NМЗ» материалы и сведения, необходимые для выполнения задач и обязанностей МС предприятия.
6.4. Контролировать соблюдение государственных, отраслевых, заводских стандартов и технических условий на меры и СИ в подразделениях ОАО «NМЗ».
6.5. Контролировать своевременность ремонта и поверки (калибровки) СИ подразделений ОАО «NМЗ».
6.6. Оказывать содействие органам Росстандарта при осуществлении ими государственного метрологического контроля и надзора.
6.7. Контролировать правильность выбора СИ, пределов и класса их точности.

7. Взаимоотношения метрологической службы с другими структурными подразделениями завода

7.1. Цехами и подразделениями – по вопросам:
- проведения испытаний и результатов контроля;
- ежемесячных цеховых графиков предоставления СИ на поверку;
- извещений о несоответствующей продукции в случае признания предъявленного СИ непригодным к эксплуатации;
- поверенных СИ по графику;
- предписаний, в случае нарушения цехами метрологических правил и норм.
7.2. Учебным центром (далее – УЦ), входящим в состав Дирекции по управлению персоналом, социальной и региональной политике (далее – ДУПСиРП) – по вопросам подготовки и повышение квалификации работников управления.
7.3. Отделом по охране труда (далее – ООТ), входящим в состав Технической дирекции (далее – ТД) – по вопросам условий и охраны труда, пожарной безопасности, промышленной санитарии.
7.4. Управлением главного технолога (далее – УГТ), Управлением главного конструктора (далее – УГК), входящих в состав ТД – по вопросам замечаний и заключений по технической документации, направленной на метрологическую экспертизу.
7.5. Коммерческой дирекцией (далее – КД) – по вопросам приобретения запасных частей для ремонта СИ, новых СИ на замену вышедших из строя, новой оргоснастки, обеспечение химическими реактивами, материалами, по вопросам выделения транспорта.
7.6. Дирекцией по экономике и финансам (далее – ДЭиФ) – по вопросам:
- проведения оплаты поверки СИ, закупки запчастей для ремонта СИ и новых СИ на замену вышедших из строя;
- реестра платежей на очередной месяц.
7.7. Бухгалтерией по вопросам:
- оплаты счетов по поверке эталонов и иных СИ в органах Росстандарта и иных аккредитованных на право поверки организациях, оплаты работы персонала МС, командировочных расходов, учебы и аттестации поверителей, списанию устаревшего оборудования и СИ и т.д.
7.8. Заместителем Генерального директора по управлению качеством – по вопросам:
- плана работ на очередной месяц;
- отчёта о выполнении плана работ за прошедший месяц.
7.9. Канцелярией – по вопросам согласования и хранения договоров со сторонними организациями.
7.10. Отделом менеджмента качества (далее – ОМК), входящим в состав Дирекции по управлению качеством (далее – ДУК) – по вопросам системы менеджмента качества.
7.11. Отделом организации труда и заработной платы (далее – ООТиЗ) – по вопросам организационной документации.
7.12. Отделом сертификации продукции (далее – ОСП), входящим в состав ДУК – по вопросам сертификации продукции.

8. Ответственность

    1. . Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение МС обязанностей, предусмотренных настоящим положением, несет Главный метролог.
    2. . Ответственность работников МС устанавливается соответствующими должностными инструкциями.

    Разработчик –
    Главный метролог

    Согласовано

    Нормоконтроль -
    Ведущий специалист по
    менеджменту качества СМК

    Статья 21. Федеральные органы исполнительной власти, государственные научные метрологические институты, государственные региональные центры метрологии, метрологические службы, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению единства измерений

    1. Деятельность по обеспечению единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется:

    1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому контролю (надзору);

    (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии;

    3) Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;

    4) метрологическими службами, а также аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

    (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому контролю (надзору), являются:

    (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;

    2) организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;

    3) реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;

    4) координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;

    5) осуществление федерального государственного метрологического контроля (надзора) и координация деятельности по его осуществлению;

    (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6) межведомственная координация деятельности по разработке и производству измерительной техники в Российской Федерации;

    (п. 6 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 496-ФЗ)

    7) организация мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества.

    (п. 7 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 496-ФЗ)

    3. Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому контролю (надзору), осуществляет Правительство Российской Федерации.

    (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются:

    1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;

    2) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;

    3) передача единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин;

    4) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;

    5) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;

    6) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;

    7) участие в международном сотрудничестве в области метрологии.

    5. Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

    5.1. Государственные региональные центры метрологии создаются в форме федеральных бюджетных учреждений или федеральных автономных учреждений для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на территории Российской Федерации.

    (часть 5.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

    6. Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:

    1) совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости;

    2) участие в оказании государственных услуг по обеспечению единства измерений в соответствии с областью аккредитации;

    3) проведение поверки средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, а также других средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации;

    4) передача единиц величин от государственных эталонов единиц величин.

    (часть 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7. Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

    8. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности государства в эталонных сигналах времени и частоты, в информации о параметрах вращения Земли и точном значении московского времени и календарной дате.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

    10. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных справочных данных, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

    11. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

    ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

    ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
    О МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
    УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

    Дата введения 1994-01-01

    РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

    ИСПОЛНИТЕЛИ Е.А.Заец (руководитель темы), И.П.Канаева, Т.А.Иванова, Х.О.Маликова, Ю.И.Яжборовская

    ВНЕСЕНЫ Главным управлением технической политики в области метрологии и Главным управлением региональной политики и государственного надзора

    УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 295

    Настоящее Типовое положение распространяется на метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц независимо от форм собственности, осуществляющих выполнение работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, метрологическому контролю и надзору в Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" и устанавливает их основные задачи, права и обязанности.

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Государственные органы управления Российской Федерации, а также предприятия, организации, учреждения (далее - предприятия), наделенные правами юридического лица, в соответствии со статьями 11 и 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.

    При выполнении работ в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", создание метрологических служб или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.

    1.2. Метрологическая служба государственного органа управления представляет собой систему, образуемую приказом руководителя государственного органа управления, которая может включать:

    структурные подразделения (службу) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления;

    головные и базовые организации метрологической службы в отраслях и подотраслях, назначаемые государственным органом управления;

    метрологические службы предприятий, объединений, организаций и учреждений.

    В целесообразных случаях допускается возложение обязанностей по выполнению работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений приказом руководителя государственного органа управления на ответственных должностных лиц центрального аппарата.

    В составе концернов, акционерных обществ, ассоциаций, межотраслевых объединений (далее по тексту - объединений юридических лиц) по решению руководящих органов объединения может создаваться аналогичная структура метрологической службы, включающая службу главного метролога объединения, головные и базовые организации метрологической службы, выполняющие свои функции на основании договоров с предприятиями, метрологические службы предприятий (организаций), возглавляемые главными метрологами.

    1.2.1. Головные и базовые организации метрологической службы определяются из числа ведущих научно-производственных (производственных) объединений, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, независимо от форм собственности, для выработки технической политики и координации работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерений в отрасли (подотрасли) или иных областях деятельности, закрепленных за государственным органом управления или юридическим лицом.

    1.2.2. Метрологические службы юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений) независимо от их подчиненности и форм собственности образуются, как правило, в виде самостоятельных структурных подразделений для выполнения задач по обеспечению единства и требуемой точности измерений при проведении исследований, разработок, испытаний, в производстве и (или) эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за юридическим лицом, а также для осуществления метрологического контроля и надзора, и возглавляются главными метрологами.

    В состав метрологических служб могут входить самостоятельные калибровочные лаборатории, а также структурные подразделения по ремонту средств измерений.

    Допускается возложение отдельных функций метрологической службы на иные структурные подразделения юридических лиц.

    1.3. Права и обязанности структурных подразделений метрологической службы или иных организационных структур по обеспечению единства и требуемой точности измерений в центральном аппарате государственных органов управления Российской Федерации, головных и базовых организаций метрологической службы, а также на предприятиях, объединениях, организациях и учреждениях, пользующихся правами юридического лица, определяются Положением о метрологической службе государственного органа управления или юридического лица, разрабатываемым на основе настоящего Типового положения.

    1.4. Положение о метрологической службе государственного органа управления должно содержать также информационные данные о государственном органе управления, структуре метрологической службы и ее звеньях, головных и базовых организациях метрологической службы, их основные задачи, обязанности и права. В Положении закрепляется распределение обязанностей между службой главного метролога в центральном аппарате, головными и базовыми организациями метрологической службы, устанавливается порядок утверждения Положений о головных и базовых организациях, а также основные направления деятельности всех звеньев метрологической службы.

    1.4.1. Положение о метрологической службе государственного органа управления утверждается его руководителем.

    В случаях, когда деятельность государственных органов управления Российской Федерации осуществляется в сферах, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", Положения о метрологических службах государственных органов управления Российской Федерации подлежат согласованию с Госстандартом России.

    1.5. Положение о метрологической службе юридических лиц содержит информационные данные о юридическом лице и определяет структуру метрологической службы и ее звеньев, их задачи, обязанности и права.

    1.5.1. Структура и штаты метрологической службы определяются руководителем юридического лица, исходя из объемов работ и с учетом того, что работы по обеспечению единства измерений относятся к основным видам работ, а подразделения метрологической службы - к основным производственным, научно-исследовательским, конструкторским, проектно-конструкторским или технологическим подразделениям.

    1.6. В своей деятельности метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц руководствуются законодательством Российской Федерации, в том числе Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", законодательными актами республик в составе Российской Федерации, актами, принятыми администрацией автономной области, автономных округов, краев, областей и городов, стандартами и другими нормативными документами Государственной системы обеспечения единства измерений Российской Федерации, постановлениями Госстандарта России, другими нормативными документами, Положением о метрологической службе, приказами и руководящими документами государственных органов управления.

    2. ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

    2.1. К главным задачам метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц относятся:

    обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня и развитие техники измерений в объединениях, на предприятиях;

    определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности;

    внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов (далее - средств измерений), эталонов, применяемых для калибровки средств измерений;

    осуществление метрологического контроля путем калибровки средств измерений, проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку;

    осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

    3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖБЫ ГЛАВНОГО МЕТРОЛОГА В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

    3.1. Структурное подразделение (служба) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления имеет право:

    3.1.1. осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

    3.1.2. выдавать метрологическим службам подведомственных предприятий (организаций) обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

    3.1.3. готовить предложения руководству государственного органа управления о назначении головных и базовых организаций метрологической службы и осуществлять контроль за их деятельностью;

    3.1.4. проводить аккредитацию головных и базовых организаций метрологической службы;

    3.1.5. вносить предложения руководству государственного органа управления об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, противоречащих действующему законодательству, метрологическим правилам и нормам; готовить заключения по проектам нормативных документов по вопросам метрологии;

    3.1.6. готовить предложения руководству государственных органов управления о привлечении независимых экспертов к проведению метрологической экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации, к проведению экспертизы долгосрочных и среднесрочных программ метрологического обеспечения отрасли (подотрасли), к участию в аккредитации головных и базовых организаций метрологической службы и других метрологических работах;

    3.1.7. получать от подвергаемых контролю метрологических служб юридических лиц материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления метрологического надзора;

    3.1.8. принимать участие в аккредитации испытательных подразделений, аналитических лабораторий, метрологических служб.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: