Публичный суд и казнь какой коронованной особы в 16 веке вызвала шок

Обновлено: 28.03.2024

Две королевы: Англии и Шотландии, Елизавета I Тюдор и Мария Стюарт, имели разные судьбы.

Елизавета, дочь английского короля Генриха VIII и его жены Анны Болейн, казненной по обвинению в супружеской неверности, постоянно встречала скрытые упреки, что она «незаконнорожденная» и не имеет права на престол. Елизавета стала королевой, но тревога за право обладания троном осталась. «Королева-девственница», постоянно испытывающая чувство одиночества, Елизавета все свои силы направила на возвышение Англии.

Мария Стюарт, дочь короля Шотландии Якова V, приходилась родственницей Елизавете. С пяти лет ее воспитывали при королевском дворе во Франции, так как ее готовили в жены наследнику французского престола Франциску. Мария была украшением французского двора: она знала несколько языков, писала стихи, всегда была в центре внимания мужчин. Франциск стал королем в 1559 году, и его жена Мария стала королевой Шотландии и Франции. Ей было тогда 17 лет.

Но удача изменила Марии: Франциск через год скончался, двор потерял к ней интерес и отправил в Шотландию, где ей тоже были не рады, и Марии пришлось бежать в Англию. Елизавета предоставила ей убежище.

Вероятно, королевы не стали бы врагами, если бы не столкнулись два лагеря недоброжелателей. Наверное, присутствовала и женская зависть: в отличие от Елизаветы, Мария трижды была замужем, родила сына Якова. Разводила их и разная религия: Елизавета принадлежала к англиканской (протестантской) церкви; Мария была католичкой.

Мария не претендовала на английский трон, но и не отказывалась от права на него. Противостояние длилось бы бесконечно долго: Елизавета не доверяла доносчикам, но ей предоставили тайную переписку Марии, доказывая, что она готовит заговор против Елизаветы. Елизавета решилась: Мария была арестована.

Суд обвинил Марию в государственной измене и приговорил к смерти. После долгих душевных терзаний, надеясь на раскаяние Марии, которого не последовало, Елизавета подписала приговор. Приговор был приведен в исполнение в замке Фотерингей. Марии было 44 года.

По иронии судьбы после смерти Елизаветы королем Англии стал сын Марии Яков Стюарт. Он распорядился снести замок Фотерингей и перенести останки Марии в Вестминстерское аббатство. Две королевы теперь находятся рядом.

Мария Стюарт правила Шотландией. На трон она взошла фактически в 1561 году и за шесть лет правления настолько настроила против себя лордов, что они обвинили ее в соучастии в убийстве ее второго мужа, лорда Дарниеля. Лорды вынудили ее отречься от престола. К тому же она потеряла ребенка, ее сводный брат выступил против нее с оружием в руках, близкие ее престолу дворяне бросили ее в тюрьму, парламент заклеймил ее именем убийцы.

В 1568 году она бежала в Англию, но там королева Елизавета заключила ее в тюрьму. Заточение ее было достаточно комфортным. Это позволило Марии с той минуты, как она преступила английскую границу, начать творить козни против спокойствия Елизаветы.

В Лондоне у Марии не было никаких прав, так же как их не было у нее уже в Эдинбурге. К тому же в Англии она, как иностранка, была лишена всяких прав на престол актом престолонаследия.

Но все эти законы ничего не значили в глазах шотландской королевы и ее духовного советника, епископа Росского.

Из всех лордов, посланных в Йорк по шотландскому делу, Мария избрала себе в жертвы неподкупного реформатора Томаса, четвертого герцога Норфолка и Томаса Перси.


Могила Марии Стюарт в Вестминстерском аббатстве

Норфолк вообразил, что может жениться на Марии и затем возвратить ее на престол с помощью испанского золота и английских пушек. Елизавета не стала медлить: Норфолк был арестован, жизни его грозила опасность, пока Епископ Росский и Мария не начали созывать соратников, чтобы действовать в его пользу с оружием в руках.

Восставшие графы решили продвигаться к Йорку, взбунтовать по дороге народ и затем идти в Дувр. Эссекс, Варвик и Клинтор напали на бунтовщиков, Невил бежал во Фландрию, Перси был взял в плен Мурреем, Норфолка освободили из Тауэра, Лесли написал книгу «Защита чести Марии Стюарт, королевы шотландской» – он рассчитывал, что Рим поддержит его, папа лишит Елизавету прав на престол, а его книга подготовит католиков к такому политическому перевороту. На деле вышло не так. Лорды не были готовы, как лондонские горожане, и, прочитав буллу, удалились со смехом, великий заговор окончился фарсом.

В продолжении двенадцати лет Елизавета ни разу не подписала смертного приговора, и до тех пор, пока не появилась в Англии Мария Стюарт и пока папа не издал своей буллы, она не допустила в английскую жизнь мрачного призрака палача и плахи.

Норфолк был казнен – на эшафоте он вспомнил, что он первый политический преступник, казнимый в царствование Елизаветы. Он умер, моля о прощении: «Я первый страдаю в царствование Ее Величества! – воскликнул он. – Дай Бог, чтобы я был и последним».

Установив причастие к заговору Мария Стюарт, суд также приговорил ее к смертной казни. Стефан Цвейг описал, как готовилась Мария Стюарт к казни:

«Великолепный, праздничный наряд выбирает она для своего последнего выхода, самое строгое и изысканное платье из темно-коричневого бархата, отделанное куньим мехом, со стоячим белым воротником и пышно ниспадающими рукавами. Черный шелковый плащ обрамляет это гордое великолепие, а тяжелый шлейф так длинен, что Мелвил, ее гофмейстер, должен почтительно его поддерживать. Снежно-белое вдовье покрывало овевает ее с головы до ног.

Королева сама вынула из заветного ларя носовой платок, которым ей завяжут глаза, – прозрачное облако тончайшего батиста, отделанное золотой каемкой, должно быть, ее собственной работы. В предвидении последней кровавой минуты Мария Стюарт надела исподнее платье пунцового шелка и приказала изготовить длинные, за локоть, огненного цвета перчатки, чтобы кровь, брызнувшая из-под топора, не так резко выделялась на ее платье».

За нею пришли в восемь часов утра, но бывшая королева сначала дочитала молитвы и только потом поднялась с колен.

«Поддерживаемая справа и слева слугами, – продолжает Цвейг, – идет она, с натугой переставляя пораженные ревматизмом ноги.

Втройне оградила она себя оружием веры от приступов внезапного страха: на шее у нее золотой крест, с пояса свисает связка отделанных дорогими каменьями четок, в руке меч благочестивых – распятие слоновой кости: пусть увидит мир, как умирает королева в католической вере и за католическую веру. Да забудет он, сколько прегрешений и безрассудств отягчает ее юность и что, как соучастница задуманного убийства, предстанет она пред палачом. На все времена хочет она показать, что терпит муки за дело католицизма, обреченная жертва недругов-еретиков.

Перед обитой черным колодой уже поставлена скамеечка с черной же подушкой, на нее королева преклонит колени, чтобы принять смертельный удар. Справа и слева почетные кресла дожидаются графов Шусбери и Кента как уполномоченных Елизаветы, в то время как у стены, словно два бронзовых изваяния, застыли одетые в черный бархат и скрывшиеся под черными масками две безликие фигуры – палач и его подручный.

Спокойно входит Мария Стюарт в зал. С гордо поднятой головой она всходит на обе ступеньки эшафота. Безучастно слушает она, как секретарь снова зачитывает приговор. Приветливо, почти радостно светится ее лицо.

Но ей еще предстоит жестокое испытание. Протестантским лордам важно не допустить, чтобы ее прощальный жест стал пламенным «верую» ревностной католички; еще и в последнюю минуту пытаются они мелкими злобными выходками умалить ее царственное достоинство.

Вместо духовника королевы у эшафота появился протестантский священник из Питерсбороу доктор Флетчер. Он начал долгую и скучную проповедь, которую королева то и дело прерывает. Три или четыре раза просит она доктора не утруждать себя, но он знай, бубнит свое, и тогда, не в силах прекратить это гнусное суесловие, Мария Стюарт прибегает к последнему средству: в одну руку, словно оружие, берет распятие, в другую – молитвенник и, пав на колени, громко молится по-латыни, чтобы священными словами заглушить елейное словоизвержение.

Еще раз целует она распятие, осеняет себя крестным знамением и говорит: «О милосердный Иисус, руки твои, простертые здесь на кресте, обращены ко всему живому, осени же и меня своей любящей дланью и отпусти мне мои прегрешения. Аминь».

Палач и его помощник склоняют колена перед Марией Стюарт и просят у нее прощения за то, что вынуждены уготовать ей смерть. И Мария Стюарт отвечает им:

«Прощаю вас от всего сердца, ибо в смерти я вижу разрешение всех моих земных мук. »

Королева обнимает прислужниц, просит их не причитать и не плакать навзрыд. И только тогда преклоняет она колена на подушку и громко, вслух читает псалом. А теперь ей осталось немногое: уронить голову на колоду, которую она обнимает руками, как возлюбленная своего загробного жениха.

До последней минуты Мария Стюарт сохраняла королевское величие. Ни в одном движении, ни в одном ее слове не проглядывал страх.

Дочь Тюдоров, Стюартов и Гизов достойно приготовилась умереть.

Сперва палач промахнулся, его первый удар пришелся не по шее, а глухо стукнул по затылку. Сдавленное хрипение, глухие стоны вырвались у страдалицы.

Второй удар глубоко рассек шею, фонтаном брызнула кровь. И только третий удар отделил голову от туловища. И еще одна страшная подробность: когда палач схватил голову за волосы, чтобы показать ее зрителям, рука его удержала только парик. Голова вывалилась и, вся в крови, с грохотом, точно кегельный шар, покатилась по деревянному настилу.

Эта казнь вызвала шок во всех царствующих домах Европы. Публичным судом и казнью коронованной особы Елизавета низвела в глазах всего мира королей до простых граждан и тем самым проторила дорогу другим королям на эшафот.

Мария Стюарт (1542–1587) была великой грешницей, но была и королевой, а королев нельзя наказывать наравне с простыми смертными. Стюарт правила Шотландией. На трон она взошла фактически в 1561 году и за шесть лет правления настолько настроила себя против лордов, что они обвинили ее в соучастии в убийстве ее второго мужа лорда Дарниеля. Она вышла замуж за убийцу супруга и лишилась короны. Лорды вынудили ее отречься от престола. К тому же она потеряла ребенка, ее сводный брат выступил против нее с оружием в руках, близкие ее престолу дворяне бросили ее в тюрьму парламент заклеймил ее именем убийцы. 1578 году она бежала в Англию, но там королева Елизавета бросает ее в тюрьму. Заточение ее было достаточно комфортным.

Это позволило Марии с той минуты, как она преступила английскую границу, начать творить козни против спокойствия Елизаветы. При этом она пользовалась советами и поддержкой Джона Лесли, епископа Росского.

В Лондоне у Марии не было никаких прав, так же как их не было уже у нее в Эдинбурге, ибо высшее судилище Шотландии торжественно лишило ее всех прав. К тому же в Англии она, как иностранка, была лишена всяких прав на престол актом престолонаследия.

Но все эти законы ничего не значили в глазах шотландской королевы и ее духовного советника, епископа Росского.

Из всех лордов, посланных в Йорк по шотландскому делу, Мария избрала себе в жертвы неподкупного реформатора Томаса, четвертого герцога Норфолка и Томаса Перси.

На некоторое время переход Норфолка и его партии на сторону Марии сильно повлиял на ее дела; началась переписка с брюссельскими и мадридскими дворами. В довершение всего Норфолк вообразил, что может жениться на Марии и затем возвратить ее на престол с помощью испанского золота и английских пушек. Елизавета не стала медлить: Норфолк был арестован, жизни его грозила опасность, пока Росс и Мария не начали созывать соратников, чтобы действовать в его пользу с оружием в руках.

Перси, граф Нортумберленд, восстал немедленно, к нему присоединился Чарльз Невил, граф Вестморленд. Восставшие графы решили продвигаться к Йорку, взбунтовать по дороге народ и затем идти в Дувр. Эссекс, Варвик и Клинтор напали на бунтовщиков, Невил бежал во Фландрию, Перси был взял в плен Мурреем, Норфолка освободили из Башни, Лесли написал книгу «Защита чести Марии Стюарт, королевы шотландской», — он рассчитывал, что Рим поддержит его, папа лишит Елизавету прав на престол, а его книга подготовит католиков к такому политическому перевороту. На деле вышло не так: слабое движение английских войск в западной Шотландии побудило Лесли к преждевременному обнародованию папской грамоты. Лорды не были готовы, как лондонские горожане, и, прочитав буллу, удалились со смехом, великий заговор окончился фарсом.

В продолжении двенадцати лет Елизавета ни разу не подписала смертного приговора и до тех пор, пока не появилась в Англии Мария Стюарт и пока папа не издал своей буллы, она не допустила в английскую жизнь мрачного призрака палача и плахи.

Норфолк был казнен — на эшафоте он вспомнил, что он первый политический преступник, казнимый в царствование Елизаветы. Он умер, моля о прощении: «Я первый страдаю в царствование ее Величества! — воскликнул он. — Дай Бог, чтобы я был и последним».

Несколько дней спустя и Перси взошел на плаху в Йорке.

Установив причастие к заговору Мария Стюарт, суд также приговорил ее к смертной казни. Жизнь и смерть королевы шотландской стали благодатным материалом для многих писателей, драматургов, поэтов и, конечно, не миновали пера Стефана Цвейга, питавшего особый интерес к смертям королев. Он описывает, с какой тщательностью готовилась Мария Стюарт к казни — отбирала одежду разборчивее, чем на коронацию.

«Великолепный, праздничный наряд выбирает она для своего последнего выхода, самое строгое и изысканное платье из темно-коричневого бархата, отделанное куньим мехом, со стоячим белым воротником и пышно ниспадающими рукавами. Черный шелковый плащ обрамляет это гордое великолепие, а тяжелый шлейф так длинен, что Мелвил, ее гофмейстер, должен почтительно его поддерживать. Снежно-белое вдовье покрывало овевает ее с головы до ног.

Омофоры искусной работы и драгоценные четки заменяют ей светские украшения, белые сафьяновые башмачки ступают так неслышно, что звук ее шагов не нарушит бездыханную тишину, когда она направится к эшафоту. Королева сама вынула из заветного ларя носовой платок, которым ей завяжут глаза, — прозрачное облако тончайшего батиста, отделанное золотой каемкой, должно быть, ее собственной работы. Каждая пряжка на ее платье выбрана с величайшим смыслом, каждая мелочь настроена на общее музыкальное звучание; предусмотрено и то, что ей придется на глазах у чужих мужчин скинуть перед плахой это темное великолепие. В предвидении последней кровавой минуты Мария Стюарт надела исподнее платье пунцового шелка и приказала изготовить длинные, за локоть, огненного цвета перчатки, чтобы кровь, брызнувшая из-под топора, не так резко выделялась на ее платье». За нею пришли в восемь часов утра, но бывшая королева сначала дочитала молитвы и только потом поднялась с колен.

«Поддерживаемая справа и слева слугами, — продолжает Цвейг, — идет она, с натугой переставляя пораженные ревматизмом ноги.

Втройне оградила она себя оружием веры от приступов внезапного страха: на шее у нее золотой крест, с пояса свисает связка отделанных дорогими каменьями четок, в руке меч благочестивых — распятие слоновой кости: пусть увидит мир, как умирает королева в католической вере и за католическую веру. Да забудет он, сколько прегрешений и безрассудств отягчает ее юность и что как соучастница задуманного убийства предстанет она пред палачом. На все времена хочет она показать, что терпит муки за дело католицизма, обреченная жертва недругов-еретиков.

Не дальше, чем до порога — как задумано и условлено — провожает и поддерживают ее преданные слуги. Ибо и виду не должно быть подано, будто они соучастники постыдного деяния, будто сами они ведут свою госпожу на эшафот… От двери до подножия лестницы ее сопровождают двое подчиненных Эмиаса Паулета: только ее враги, только ее злейшие противники могут, как пособники величайшего преступления, повести венчанную королеву на эшафот. Внизу, у последней ступеньки, перед входом в большой зал, где состоится казнь, ждет коленопреклоненный Эндру Мелвил, ее гофмейстер; шотландский дворянин, он должен будет сообщить Иакову VI (шотландскому королю, сыну Марии Стюарт) о свершившейся казни. Королева подняла его с колен и обняла. Ее радует присутствие этого верного свидетеля, он укрепит в ней спокойствие духа, которое она поклялась сохранить. И на слова Мелвила: „Мне выпала самая тяжкая в моей жизни обязанность сообщить о кончине моей августейшей госпожи“ — она отвечает: „Напротив, радуйся, что конец моих испытаний близок. Только сообщи там, что я умерла верная своей религии, истинной католичкой, истинной дочерью Шотландии, истинной дочерью королей. Да простит Бог тех, кто пожелал моей смерти. И передай моему сыну, что никогда я не сделала ничего, что могло бы повредить ему, никогда ни в чем не поступилась нашими державными правами“».

Затем Мария Стюарт выпросила у графов Шрусбери и Кента право присутствовать на ее казни четырем слугам и двум женщинам.

«Сопровождаемая своими избранными и верными, а также Эндрю Мелвилом, несущим за ней ее трон, в предшествии шерифа, Шрусбери и Кента входит она в парадный зал Фотерингейского замка.

Здесь всю ночь стучали топорами. Из помещения вынесены столы и стулья. В глубине его воздвигнут помост, покрытый черной холстиной, наподобие катафалка. Перед обитой черным колодой уже поставлена скамеечка с черной же подушкой, на нее королева преклонит колени, чтобы принять смертельный удар. Справа и слева почетные кресла дожидаются графов Шусбери и Кента как уполномоченных Елизаветы, в то время как у стены, словно два бронзовых изваяния, застыли одетые в черный бархат и скрывшиеся под черными масками две безликие фигуры — палач и его подручный…

Зрители теснятся в глубине зала. Охраняемый Паулетом и его солдатами, там воздвигнут барьер, за которым сгрудились человек двести дворян, сбежавшихся со всей округи…

Спокойно входит Мария Стюарт в зал… С гордо поднятой головой она всходит на обе ступеньки эшафота… Безучастно слушает она, как секретарь снова зачитывает приговор. Приветливо, почти радостно светится ее лицо — уж на что Уингфилд ее ненавидит, а и он в донесении Сесилу не может умолчать о том, что словам смертного приговора она внимала, как будто благой вести. Но ей еще предстоит жестокое испытание… Протестантским лордам важно не допустить, чтобы ее прощальный жест стал пламенным „верую“ ревностной католички; еще и в последнюю минуту пытаются они мелкими злобными выходками умалить ее царственное достоинство. Не раз на коротком пути из внутренних покоев к месту казни она оглядывалась, ища среди присутствующих своего духовника, в надежде, что он хотя бы знаком отпустит ее прегрешения и благословит ее». Вместо духовника королевы у эшафота появился протестантский священник из Питерсбороу доктор Флетчер. Он начал долгую и скучную проповедь, которую королева то и дело прерывает. «Три или четыре раза, — продолжает Цвейг, — просит она доктора не утруждать себя», но он «знай, бубнит свое, и тогда, не в силах прекратить это гнусное суесловие, Мария Стюарт прибегает к последнему средству: в одну руку, словно оружие, берет распятие, в другую — молитвенник и, пав на колени, громко молится по латыни, чтобы священными словами заглушить елейное словоизвержение».

Еще раз целует она распятие, осеняет себя крестным знамением и говорит: «О милосердный Иисус, руки твои, простертые здесь на кресте, обращены ко всему живому, осени же и меня своей любящей дланью и отпусти мне мои прегрешения Аминь».

По средневековому обычаю, палач и его помощник склоняют колена перед Марией Стюарт и просят у нее прощения за то, что вынуждены уготовать ей смерть. И Мария Стюарт отвечает им:

«Прощаю вас от всего сердца, ибо в смерти я вижу разрешение всех моих земных мук»…

Между тем обе женщины раздевают Марию Стюарт. Она сама помогает им снять с шеи цепь. При этом руки у нее не дрожат, и, по словам ее злейшего врага Сесила, она «так спешит, точно ей не терпится покинуть этот мир». Едва лишь черный плащ и темные одеяния падают с ее плеч, как под ними жарко вспыхивает пунцовое исподнее платье, а когда прислужницы натягивают ей на руки огненные перчатки, перед зрителями словно всполохнулось кроваво-красное пламя — великолепное, незабываемое зрелище. И вот начинается прощание. Королева обнимает прислужниц, просит их не причитать и не плакать навзрыд. И только тогда преклоняет она колена на подушку и громко, вслух читает псалом. А теперь ей осталось немногое уронить голову на колоду, которую она обнимает руками, как возлюбленная своего загробного жениха.

До последней минуты Мария Стюарт сохраняла королевское величие. Ни в одном движении, ни в одном ее слове не проглядывал страх. Дочь Тюдоров, Стюартов и Гизов достойно приготовилась умереть.

Сперва палач промахнулся, его первый удар пришелся не по шее, а глухо стукнул по затылку. Сдавленное хрипение, глухие стоны вырвались у страдалицы.

Второй удар глубоко рассек шею, фонтаном брызнула кровь. И только третий удар отделил голову от туловища. И еще одна страшная подробность: когда палач схватил голову за волосы, чтобы показать ее зрителям, рука его удержала только парик.

Голова вывалилась и, вся в крови, с грохотом, точно кегельный шар, покатилась по деревянному настилу. Когда же палач наклонился и высоко ее поднял, все оцепенели перед ними было призрачное видение — стриженая седая голова старой женщины.

Эта казнь вызвала шок во всех царствующих домах Европы. Публичным судом и казнью коронованной особы Елизавета низвела в глазах всего мира королей до простых граждан и тем самым проторила дорогу другим королям на эшафот.

МАРИЯ СТЮАРТ

МАРИЯ СТЮАРТ Что делает Историю? — Тела. Искусство? — Обезглавленное тело Иосиф Бродский. «12 сонетов к Марии Стюарт» Мария Стюарт (1542–1587) была великой грешницей, но была и королевой, а королев нельзя наказывать наравне с простыми смертными. Стюарт правила Шотландией. На

Шотландская королева Мария Стюарт

Шотландская королева Мария Стюарт Она была правнучкой английского короля Генриха VII, который выдал свою старшую дочь Маргарет замуж за шотландского правителя Якова IV, надеясь таким путем присоединить Шотландию к своему королевству. Сын Маргарет стал королем Яковом V, и

МАРИЯ СТЮАРТ

МАРИЯ СТЮАРТ Мария Стюарт правила Шотландией. На трон она взошла фактически в 1561 году и за шесть лет правления настолько настроила против себя лордов, что они обвинили ее в соучастии в убийстве ее второго мужа, лорда Дарниеля. Лорды вынудили ее отречься от престола. К тому

Мария Стюарт (Maria Stuart)

Мария Стюарт (Maria Stuart) Историческая драма (1830, опубл. 1832)Зал во дворце Holy Rood. Вбегает паж королевы. Он рассказывает, что в городе беспорядки. Какой-то незнакомый ему человек во главе толпы — ряженых, в масках, танцоров с бубенцами, людей в черных капюшонах — грозил,

Мария Стюарт (Maria Stuart)

Мария Стюарт (Maria Stuart) Трагедия (1801)Действие происходит в Англии, в конце 1586 — начале 1587 г. В замке Фотрингей заточена по приказу английской королевы Елизаветы ее сводная сестра Мария Стюарт, претендующая на английский престол. С ней ее кормилица Анна Кеннеди. Несмотря на

Мария Стюарт (Maria Stuart)

Мария Стюарт (Maria Stuart) Историческая драма (1830, опубл. 1832)Зал во дворце Holy Rood. Вбегает паж королевы. Он рассказывает, что в городе беспорядки. Какой-то незнакомый ему человек во главе толпы — ряженых, в масках, танцоров с бубенцами, людей в черных капюшонах — грозил,

Франциск II и Мария Стюарт

Франциск II и Мария Стюарт 1558 годКоролева Мария Шотландская была замужем трижды. Но если бы свадьба в её жизни была только одна, если бы юная Мария не овдовела, если бы она осталась королевой Франции, быть может, мы бы не обрели легенду, зато она была бы куда

МАРИЯ СТЮАРТ

МАРИЯ СТЮАРТ (Mary Stuart, 1542–1587), королева Шотландии в 1542–1567 гг. (фактически – с 1561 г.) 175 В моем конце – мое начало. Девиз на тронном балдахине Марии Стюарт, собственноручно вышитый ею (по-французски) в английском плену, после 1568 г. ? Palmer, p. 151.«Мой конец – мое начало» – загл.

МАРИЯ СТЮАРТ

МАРИЯ СТЮАРТ (Mary Stuart, 1542–1587),королева Шотландии в 1542–1567 гг. (фактически – с 1561 г.)49В моем конце – мое начало.Девиз на тронном балдахине Марии Стюарт, собственноручно вышитый ею (по-французски) в английском плену, после 1568 г. ? Palmer, p. 151.«Мой конец – мое начало» – загл. поэмы

МАРИЯ СТЮАРТ (1542–1587), королева Шотландии

МАРИЯ СТЮАРТ (1542–1587), королева Шотландии В моем конце – мое начало. Девиз Марии Стюарт * * * На предложение отречься от престола Мария Стюарт, узница английской королевы Елизаветы, ответила: – Я предпочту умереть, но и последние слова мои будут словами королевы

Узнав, что ей предстоит закончить свои дни на плахе, Мария готовилась к этому событию, как к последнему спектаклю.

По сути, она никогда не была королевой в полном смысле этого слова, за ней не стояло реальной власти и она не управляла государством. Она была королевой с рождения, но не была государыней. Теперь ей предстоял последний королевский выход.

Казнь была назначена на 8 февраля 1587г. В замке Фотерингей собрались представители английских властей и горстка тех, кто до последнего служил королеве Марии.

Мария попросила, чтобы ее слугам дозволили присутствовать при казни. Сперва граф Кент отказал, заявив, что не собирается потакать всяким предрассудкам, вроде окунания платочков в кровь погибшей. Однако, Мария не сдалась, она рыдала, падала в обморок и умоляла графа изменить решение. Тому ничего не оставалось, как дать разрешение. Он позволил остаться нескольким людям. Мария выбрала своих медиков и двух фрейлин. Выбор был очень продуманный – эти люди были иностранцами и им предстояло распространить по всей Европе слух о том, с каким королевским достоинством шла на казнь королева Шотландии.

В последние часы своей жизни, Мария Стюарт была спокойна и отстранена.

Она поднялась на эшафот и выслушала обвинения против нее. В зале было много людей, все желали посмотреть на казнь королевы.

После оглашения приговора, декан Флетчер начал читать проповедь. Королева несколько раз прерывала его, указывая, что она католичка и готовится пролить кровь ради Господа.

Декан Ричарда Флетчера опустился на колени и стал читать молитву о спасении ее души. В ответ, Мария тоже встала на колени и громко начала читать молитву на латыни. Фрейлины, рыдая, присоединились к ней.

После этого Мария, на английском, произнесла последние слова, где молила, чтобы ее сын смог занять трон Англии.

После необходимых церемоний, с королевы сняли верхние одежды и толпа ахнула. На Марии было алое нижнее платье, символ ее мученической смерти. В руках она держала распятие из слоновой кости.

На казни присутствовал граф Шрюсбери. Человек, в чьем доме Мария провела много лет своего заключения. Именно он со слезами на глазах подал знак палачу.

Глазами Мария искала меч, однако ей не была оказана эта честь. Палач держал в руках обыкновенный топор.

К тому же, бедняга был изрядно пьян, ведь не каждый день приходится лишать жизни королеву. Его рука дрогнула и первый удар топора пришелся на затылок. Она потеряла сознание, но все еще была жива. Второй удар не отсек голову до конца. И только после третьего удара все было кончено.

Палач поднял голову, чтобы показать ее толпе и выкрикнул: «Боже, спаси королеву!». Но, голова упала, а в руках у него остался лишь белоснежный чепец и парик.

После казни, тело Марии Стюарт было приказано забальзамировать. Его перенесли в специальную комнату, где, неожиданно, оно начало шевелиться. Из под нижней юбки королевы извлекли испуганную и взъерошенную собачку, любимицу Марии.

"В моем конце - мое начало" эти слова Шотландской королевы Марии Стюарт стали пророческими. Именно казнь этой легкомысленной и романтичной женщины превратила ее в героиню легенд и романов.

Подписывайтесь на мой канал об истории , чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!


Утром 8 февраля 1587 года в замке Фотерингей, что в графстве Нортгемптоншир в Центральной Англии, была казнена Мария Стюарт.

Значимость события заключалась в том, что казненная на тот момент являлась, пожалуй, самой родовитой и титулованной женщиной Европы и в то же время была первой в истории особой королевской крови, окончившей жизнь на эшафоте. И хотя как раз королевской крови в Марии было больше, чем у любого другого европейского монарха, над ее венценосной судьбой как будто висело проклятие — короны на голове приносили ей одни несчастья. На момент смерти Мария была бывшей королевой Шотландии, бывшей королевой Франции и несостоявшейся королевой Англии — последнее обстоятельство в итоге и привело ее на эшафот.

Первый раз стать королевой Марии пришлось в 1542 году сразу же после рождения. Её отец шотландский король Яков V умер через неделю после появления принцессы на свет, не оставив других наследников. Так что Мария стала королевой Шотландии девяти месяцев отроду при фактическом правлении своей матери Марии де Гиз. Благодаря родителям коронованная малышка оказалась в числе самых родовитых и знатных невест Европы — ее прадедом по отцу был сам основатель английской королевской династии Генрих VII Тюдор, а французскими предками по матери были как владельцы Лотарингского дома Гизы, так и потомки Людовика Святого Бурбоны. Так что борьба за ее руку началась еще до того, как девочка научилась говорить.

Поначалу при шотландском дворе главенствовала английская партия, и в женихах у Марии оказался принц Эдуард (знаменитый принц из романа «Принц и нищий»). Однако вскоре католики, сплотившиеся вокруг Марии де Гиз одержали верх, и французская ориентация стала главенствующей — шестилетняя Мария в 1548 году становится невестой дофина Франциска и отбывает во Францию. При французском дворе девочка получила блестящее образование, и в 14 лет состоялся ее первый брак — ее мужем стал французский принц. Уже через три года муж Марии становится королем Франциском II, а сама она — королевой Франции.

При этом девушка с двумя коронами на голове объявляется еще и королевой Англии — после смерти своего бывшего жениха Эдуарда VI и его старшей сестры Марии именно она оказывается первой в очереди к английскому трону, как правнучка Генриха VII. Однако английские лорды возводят на трон Елизавету, а в 1560 году Мария Стюарт становится сразу и сиротой и вдовой — умирает сначала ее муж Франциск II, а затем мать Мария де Гиз. Бывшей королеве больше нечего делать при французском дворе, и она возвращается в Шотландию.

Именно весь последующий период жизни королевы вплоть до ее смерти на эшафоте и стал источником нескончаемого вдохновения для менестрелей, романистов и киносценаристов. Несмотря на всю свою королевскую кровь, Мария в своем правлении руководствовалась не государственными соображениями, а лишь личными страстями. Два ее следующих брака, в которые она вступала исключительно по зову сердца, были крайне неудачны и привели в итоге к гражданской войне в Шотландии, которую Мария проиграла. Она была вынуждена отречься от престола в пользу своего сына Якова, а при попытке вернуть трон была вновь разбита армией регента Морея. Свергнутой королеве ничего не оставалось, как бежать в Англию и просить защиты Елизаветы I Английской.

Венценосную беженку поселили в Шеффилдский замок на севере Англии и установили за ней плотный контроль — незамужняя бездетная Елизавета отлично понимала, какую опасность для нее представляет Мария с ее правами на английский трон. Возможно, все бы и кончилось не так печально, если бы Елизавета поддержала Марию в ее попытках вернуть себе шотландскую корону. Однако английское правительство сделало ставку на Якова, в результате чего изгнанница решила побороться за корону Англии и вступила в заговор, который был в 1586 году раскрыт. В руках следствия оказались письма шотландской королевы, где она соглашалась на убийство Елизаветы и на свою последующую коронацию.

Суд приговорил Марию к смертной казни, однако Елизавета долго не решалась утвердить приговор — проницательная дочь казненной Анны Болейн чувствовала, какой ящик Пандоры открывает казнь королевы. На основании исторических свидетельств есть все основания утверждать, что венценосная заговорщица избежала бы казни, если бы лично попросила Елизавету о помиловании. Но английская королева этого так и не дождалась и в конце января 1587 года скрепя сердце подписала приговор.

Утром 8 февраля 1587 года в замке Фотерингей Мария Стюарт взошла на эшафот. Она прочла молитву, потом опустилась на колени и, обхватив руками плаху, сама положила на нее голову.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: