Основные виды зимовок судов

Обновлено: 06.05.2024

Главный критерий классификации судов — их назначение, т.е. род выполняемой работы или вид перевозок.

По назначению речные суда подразделяют на:

- транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые);

- технические (землечерпательные и землесосные снаряды, суда для обслуживания навигационного оборудования, ремонтные);

- вспомогательные (плавучие доки, санитарные и очистительные стан­ции, плавучие краны, дебаркадеры, топливозаправщики);

- специально­го назначения (ледоколы, паромы, пожарные, плавучие магазины, разъездные).

Классификация судов также по разным другим признакам:

- способ и принцип движения по воде,

- число гребных валов,

способ выполнения грузовых операций.

По районам плавания Российский Речной Регистр подразделя­ет все суда на 5 классов:

«М-СП» — для смешанного — «река-море» плавания при шторме не более 8 баллов, высоте волн до 3,5 м, максимальном удалении от портов-убежищ 50 миль;

«М» — для плавания на внутренних водных путях при высоте волн до 3 м (в условиях больших рек, озер, морских заливов);

«О» — для плавания на внутренних водных путях при высоте волн до 2 м (на крупных водохранилищах и низовьях крупных рек);

«Р» — для плавания на средних и нижних плесах крупных рек, на каналах и спокойных озерах при высоте волн до 1,2 м;

«Л» — для плавания по рекам при высоте волн до 0,6 м (малые реки и верховья крупных рек).

Судам «река-море» плавания также присваивают классы: I, II, IIСП и III.

Эти классы ограничивают морские районы плавания указанных судов, т.е. границы их максимального удаления от пор­тов-убежищ.

У российских судовладельцев суда плава­ния класса «река-море» представлены в основном судами класса IIСП Российского Морского Регистра Судоходства.

Для таких судов разрешено плавание при максимальной высо­те волны 6 м с удалением от места убежища не более 50 миль в открытых морях при допустимом расстоянии между местами убежищ не более 100 миль; в закрытых морях — не более 100 миль от места убежища и с допустимым расстоянием между местами убежищ не более 200 миль

Для судов I класса разрешается плавание в морских районах с максимальной высотой волны 8,5 м при удалении от мест убе­жищ не более 200 миль и расстоянии между ними не более 400 миль.

Суда смешанного плавания «река-море» играют все более за­метную роль в объеме российских внешнеторговых перевозок и успешно конкурируют с морскими судами.

По способу движения по воде все суда подразделяются на:

- само­ходные, т.е. с собственным механическим двигателем и

- несамоход­ные, т.е. приводимые в движение источником энергии, находящимся вне судна — толкачами, буксирами, энергией ветра (парусные).

Тех­ническому надзору Российского Речного Регистра подлежат все самоходные суда с энергетическими установками мощностью 55 кВт и более, а также несамоходные суда валовой вместимостью 80 т и более.

По принципу движения суда подразделяют на:

- водоизмещающие (т.е. плавающие на поверхности воды),

- глиссирующие (т.е. скользящие по этой поверхности), а также

- суда на подводных крыльях, воздушной подушке и экранопланы (передвигающиеся над поверхностью воды).

По числу гребных винтов суда бывают:

По способу выполнения грузовых операций их подразделяют на суда:

- с вертикальной загрузкой-разгрузкой через гру­зовые люки;

- с горизонтальной загрузкой-разгрузкой через бортовые порты или по специальным помостам (аппарелям);

- методом притапливания (докования) судна;

- способом перекачки по трубопроводам жид­ких и пылевидных грузов.

Пассажирские и грузопассажирские суда внутреннего плава­ния по назначению и продолжительности рейса (в одном направ­лении) подразделяют на 4 группы:

— транзитные дальнего следования с длительностью рейса более 24 ч;

— местные с длительностью рейса менее 24 ч;

В 1999 г. на учете в Российском Речном Регистре находилось 34,3 тыс. судов различного назначения общей грузоподъемнос­тью 13,1 млн. т. Средний возраст судов 23 года. Почти 13% этих судов оценивают как ограниченно годные или негодные к эксплу­атации. Около 12 тыс. судов общей грузоподъемностью 12 млн. т и пассажировместимостью 163 тыс. мест принадлежат пароходствам и портам, которые выполняют 90% всей транспортной работы на внутренних водных путях.

Структурный состав этих судов следующий:

- пассажирские и грузопассажирские — 9%,

- остальные — вспо­могательного, технического и специального назначения.

В общей структуре грузовых судов:

- 23% приходится на самоходные сухо­грузные,

- 11% — на самоходные наливные (танкеры),

- остальные на несамоходные сухогрузные суда.

Сложившаяся структура судов, ис­пользуемых на внутреннем водном транспорте, не оптимальна. Она не соответствует сложившимся характеристикам грузопото­ков и судоходным условиям перевозок.

Грузовые суда вынужде­ны работать с неполной нагрузкой из-за малых глубин судовых ходов. Количество несамоходных судов не соответствует количе­ству потребных буксиров-толкачей. Испытывается дефицит су­дов для палубной перевозки грузов. Многие суда устарели (мо­рально и физически) и требуют списания.

Согласно программе «Возрождение торгового флота России», принятой в 1992 г., надлежало списать по срокам службы 48% всех транспортных судов, в том числе 232 судна, работающих на загранперевозках. За 8 лет (1993-2000 гг.) было намечено построить и модернизировать 1810 судов, в том числе 516 для доставки внеш­неторговых грузов. За 6 лет с начала 1993г. было построено и модернизировано 380 судов, в том числе 272 судна смешанного плавания « река-море». Строительство вы­полнялось в основном на зарубежных верфях преимущественно за счет средств судовладельцев, кредиторов иностранных банков.

Общая потребность России в судах класса «река-море» увеличи­вается с каждым годом. Сегодня на перевозках российских внешне­торговых грузов занято более 700 таких судов, принадлежащих различным судовладельцам. Эти суда обеспечивают транспортныесвязи с иностранными портами 45 стран.

Порты.

На внутренних водных путях функционируют:

- порты общего пользования;

- порты, принадлежащие промышленным предприятиям, и

- причалы, арендуемые клиентурой.

По назначению порты подразделяют на:

Грузовые порты осуществляют пере­валку грузов с водного на смежные виды транспорта и обратно. Их подразделяют на универсальные и специализиро­ванные. Универсальные порты служат для перевалки самых разнооб­разных грузов, а специализированные предназначены для перевалки грузов определенных видов.

По объему и характеру работы порты и портопункты в зави­симости от грузооборота и объема отправления пассажиров клас­сифицируют на четыре категории.

Общий объем перевалки грузов в портах внутреннего водного транспорта составил в 1999 г. 134,4 млн. т, в том числе экспорт­но-импортных грузов 9 млн. т. В этих портах функционируют 835 грузовых и грузопассажирских причалов общей протяженностью 100 км. В парке перегрузочных средств, используемых на грузовых причалах портов, насчитывается 4,2 тыс. единиц техники. Степень ее изношенности достигает 80%. Поэтому эксплуатируемый парк портовых перегрузочных средств нуждается в активном обновле­нии и пополнении.

Все работы на яхте, связанные с ее ремонтом, спуском на воду, вооружением и содержанием в чистоте и порядке в течение навигации, уборкой на зимнее хранение, называют судовыми.

В межнавигационный период яхты вытаскивают на берег и хранят, в зависимости от климатических условий и степени оборудования яхт-клуба, в эллингах, под навесами или просто под открытым небом. Безусловно, самое рациональное-хранить суда в эллингах. Это дает возможность яхтам в течение осени, зимы и весны просохнуть, полностью защищает их от вредного воздействия солнца, дождя и снега, позволяет выполнять зимой некоторые ремонтные работы. Весенний ремонт рекомендуется начинать гораздо раньше, чем на открытом воздухе.

Однако эллинг — сооружение довольно дорогое. А поскольку многие яхт-клубы имеют весьма значительное количество судов, часть которых, особенно крейсерские яхты, по габаритам и тоннажу неудобны для хранения в эллингах, то, естественно, большое количество яхт приходится хранить под открытым небом или, в лучшем случае, под навесами. Навес защищает судно от осадков, но не спасает от пыли, поэтому его нужно тщательно зачехлить. В зимнее время и ранней весной ремонт под навесом не проведешь, хотя начать его можно раньше, чем на яхте, стоящей под открытым небом.

Если судно должно зимовать под открытым небом, надо укрыть его сверху так, чтобы внутрь не попадали ни дождь, ни снег. Можно закрыть его брезентовым чехлом, но тогда под него нужно сделать двухскатный каркас из реек или досок, чтобы чехол не провисал и не собирал дождевую воду или снег. Делают его так, чтобы чехол не лежал на ватервейсе и несколько отходил от борта. Это создаст условия для лучшей вентиляции. Если чехла на весь корпус нет, то на палубе делают двухскатную крышу из досок, которую затем покрывают толем. Пробка в трюме должна быть на зиму открыта, чтобы в случае попадания в яхту вода вытекала сразу.

Когда яхта зимует под открытым небом, нужно периодически счищать с нее снег, убирать из трюма попадающий туда снег или воду.

На берегу яхты могут стоять в санях — кильблоках, на подпорках или в своих тележках. Швертботы хранят уложенными вверх днищем на козлах, а иногда тоже в санях или на тележках. Укладывая швертбот, нужно следить, чтобы он не лег на комингсы кокпита; шверт и руль нужно предварительно снять.

Готовясь к следующей спортивной навигации, зимой можно отремонтировать, а если нужно, то и перешить паруса, заменить и отремонтировать стоячий и бегучий такелаж. В эллинге или в другом подходящем помещении можно полностью подготовить рангоут отциклевать, проолифить и отлакировать его; разобрать лебедки стаксель-шкотов, чтобы перебрать или заменить износившиеся детали, смазать и установить снова на место. Многие экипажи зимой занимаются модернизацией своих судов, изготовляя и устанавливая новые типы оковок и дельных вещей.

На яхтах, стоящих в эллингах, можно провести подготовку к малярному ремонту, сделать часть столярных и шлюпочных работ, чтобы как только потеплеет, быстро закончить работы с корпусом. В отапливаемых эллингах весь ремонт корпуса можно сделать в зимнее время.

Это даст возможность гораздо раньше спустить яхту на воду, а значит, и раньше начать тренировки и учебные плавания.

Навигация теплоходов осуществляется весной, летом и часть осени, а как наступают сильные холода – они отправляются на «зимовку» словно медведи, которые «впадают в спячку» в этот же период. Все мы знаем с детства, что медведи зимуют в берлоге, а вот где это делают теплоходы, мало кто знает. Сегодня мы раскроем эту тайну и ответим на все ваши вопросы о том, где, как и сколько зимуют теплоходы компании «ВодоходЪ»!

Места зимовки теплоходов

По окончании навигации, которая напрямую зависит от природно-климатических условий, пассажирские теплоходы отправляют в пункты межнавигационного отстоя. Где же они находятся?

Теплоходы компании «ВодоходЪ» зимуют в 5-ти разных локациях:

  1. Северный речной порт в Москве.
  2. Причал «Уткина заводь» в Санкт-Петербурге.
  3. Затон им. 40-й годовщины Октября в поселке Октябрьский Борского района Нижегородской области.
  4. АО «Волжский судостроительно-судоремонтный завод» в городе Волжский Волгоградской области.
  5. Красноярский судоремонтный центр АО «Енисейской речное пароходство» в Красноярске.

Место межнавигационного отстоя теплохода определяется руководством компании. После того, как места распределены, суда прибывают к местам отстоя и их размещают у причальных сооружений согласно схеме расстановки судов.


Фото: теплоходы «ВодоходЪ» в затоне им. 40-й годовщины Октября, куда более 160 лет приходят суда на зимовку.

Как же красиво стоят теплоходы зимой, когда река замерзает и выпадает снег! Они как будто тихо «ждут» весенней оттепели и новой навигации, чтобы вновь показать туристам красОты нашей Родины.

Комплекс мероприятий по разоружению и ремонту судов

По прибытии судов в базы отстоя, компетентными службами по техническому обслуживанию флота определяется круг производственных вопросов и их решение. После чего экипажи судов, совместно со сторонними организациями по механической части, могут приступать к работе.

В установленные сроки экипажами судов производится комплекс мероприятий по разоружению судна и приведению его в «зимовочное» состояние:

  • осушение судовых систем;
  • зачистка судовых цистерн и танков;
  • консервация судовых механизмов и оборудования.

Комиссия подтверждает готовность судна к межнавигационному отстою, требования по подготовке к которому предписаны действующими правилами технической эксплуатации и пожарной безопасности, судовой технической документацией и другими нормативными документами.

Шторы, постельное белье, скатерти, салфетки сдаются в прачечную и приводятся в порядок. Если что-то необходимо обновить, то в этом случае закупаются новые комплекты к началу навигации.

Далее разрабатываются и утверждаются планы и инструкции по обеспечению безопасного отстоя теплоходов. Организуется круглосуточная береговая караванная дежурная служба для обеспечения выполнения требований противопожарной безопасности, а также предотвращения водотечности теплоходов в отстое.

Как правило, без экипажа суда находятся в отстое с декабря по март. В этот период каюты и двери внешнего периметра заперты, доступ к помещениям на теплоходах ограничен для всех, кроме ответственных дежурных за безопасный отстой.

Ввод теплоходов в навигацию

По возвращении экипажей судов из плановых отпусков, как правило, в начале весны, возобновляются работы по обслуживанию и предъявлению судовых технических средств, осуществляется сборка механизмов, пуско-наладочные работы и ввод оборудования в работу.

При подготовке к навигации на теплоходах проводятся плановые периодические проверки и освидетельствование аварийно-спасательного и противопожарного имущества. Теплоходы приводят в рабочее эксплуатационное состояние. По готовности судна компетентные комиссии производят испытания судовых систем и механизмов на предмет их работоспособности, о чем составляются соответствующие акты и протоколы.

После выполнения всех указанных мероприятий суда готовы к эксплуатации. Как видите, подготовка и ввод теплохода в эксплуатацию – это совокупность достаточно сложных последовательных мероприятий, результаты которых официально фиксируются в документах. Поэтому, когда пассажиры отправляются в свой первый рейс нового сезона навигации, они могут быть уверены в том, что теплоход готов к работе, а безопасность на борту во время круиза им будет обеспечена.

Все работы на яхте, связанные с ее ремонтом, спуском на воду, вооружением и содержанием в чистоте и порядке в течение навигации, уборкой на зимнее хранение, называют судовыми.

В межнавигационный период яхты вытаскивают на берег и хранят, в зависимости от климатических условий и степени оборудования яхт-клуба, в эллингах, под навесами или просто под открытым небом. Безусловно, самое рациональное—хранить суда в эллингах. Это дает возможность яхтам в течение осени, зимы и весны просохнуть, полностью защищает их от вредного воздействия солнца, дождя и снега, позволяет выполнять зимой некоторые ремонтные работы. Весенний ремонт рекомендуется начинать гораздо раньше, чем на открытом воздухе.

Однако эллинг — сооружение довольно дорогое. А поскольку многие яхт-клубы имеют весьма значительное количество судов, часть которых, особенно крейсерские яхты, по габаритам и тоннажу неудобны для хранения в эллингах, то, естественно, большое количество яхт приходится хранить под открытым небом или, в лучшем случае, под навесами. Навес защищает судно от осадков, но не спасает от пыли, поэтому его нужно тщательно зачехлить. В зимнее время и ранней весной ремонт под навесом не проведешь, хотя начать его можно раньше, чем на яхте, стоящей под открытым небом.

Если судно должно зимовать под открытым небом, надо укрыть его сверху так, чтобы внутрь не попадали ни дождь, ни снег. Можно закрыть его брезентовым чехлом, но тогда под него нужно сделать двухскатный каркас из реек или досок, чтобы чехол не провисал и не собирал дождевую воду или снег. Делают его так, чтобы чехол не лежал на ватервейсе и несколько отходил от борта. Это создаст условия для лучшей вентиляции. Если чехла на весь корпус нет, то на палубе делают двухскатную крышу из досок, которую затем покрывают толем. Пробка в трюме должна быть на зиму открыта, чтобы в случае попадания в яхту вода вытекала сразу.

Когда яхта зимует под открытым небом, нужно периодически счищать с нее снег, убирать из трюма попадающий туда снег или воду.

На берегу яхты могут стоять в санях — кильблоках, на подпорках или в своих тележках. Швертботы хранят уложенными вверх днищем на козлах, а иногда тоже в санях или на тележках. Укладывая швертбот, нужно следить, чтобы он не лег на комингсы кокпита; шверт и руль нужно предварительно снять.

Готовясь к следующей спортивной навигации, зимой можно отремонтировать, а если нужно, то и перешить паруса, заменить и отремонтировать стоячий и бегучий такелаж. В эллинге или в другом подходящем помещении можно полностью подготовить рангоут отциклевать, проолифить и отлакировать его; разобрать лебедки стаксель-шкотов, чтобы перебрать или заменить износившиеся детали, смазать и установить снова на место. Многие экипажи зимой занимаются модернизацией своих судов, изготовляя и устанавливая новые типы оковок и дельных вещей.

На яхтах, стоящих в эллингах, можно провести подготовку к малярному ремонту, сделать часть столярных и шлюпочных работ, чтобы как только потеплеет, быстро закончить работы с корпусом. В отапливаемых эллингах весь ремонт корпуса можно сделать в зимнее время.

Это даст возможность гораздо раньше спустить яхту на воду, а значит, и раньше начать тренировки и учебные плавания.



В России 146 тысяч километров водных путей, то есть рек и озер, по которым могут ходить суда и чаще всего это теплоходы - самый распространенный вид речного транспорта, пришедший на смену пароходам. Небольшое судно с мощностью двигателя чуть более 800 л.с. может преодолевать довольно внушительное расстояние и расходовать при этом в шесть раз меньше топлива, чем поезд. Однако с наступлением зимы речные теплоходы впадают в спячку - в прямом смысле этого слова. Так, где же они зимуют?


Оказывается, речные теплоходы зимуют прямо во льду. Прежде чем река замерзнет, теплоход прибывает на место зимовки, и проходит тщательную подготовку к холодным условиям. Из рабочих систем сливается вся жидкость, чтобы замерзшая вода в машинном отделении не повредила двигатели, дизельные генераторы, насосы и различные трубопроводы. Также перед зимовкой верхние палубы и трюмы речных теплоходов максимально разгружаются, чтобы судно стало как можно легче и приподнялось над уровнем реки. Дело в том, что чем меньшая площадь теплохода будет погружена в воду, тем меньше повредится обшивка судна, если вдруг ударят сорокаградусные морозы и на реке образуется слишком толстый лед. На этот случай корпусы теплоходов оставленных зимовать в местах, где течение рек слабое, фиксируются с помощью деревянных балок на расстоянии 3 метров от пирса. Если этого не сделать, то весной ледяные глыбы начнут свое движение, и вытолкнут речное судно на берег или повредят корпус.



К зиме готовят не только суда, но и сам водоем. В любом водохранилище в холодное время года искусственно понижается уровень воды. Система шлюзов работает так, что часть воды просто спускается, ведь зимой речное судоходство приостановлено и корабли стоят на приколе. Если к зиме не понизить уровень воды ледяная толща может вытолкнуть теплоход наверх.




Замерзшая вода либо вытолкнет судно, либо просто раздавит его, как это произошло с печально известным пароходом «Челюскин», скованным льдами в Чукотском море. А как такое могло случиться - задаю я себе вопрос - элементарно. Известно, что вода в замерзшем состоянии расширяется, соответственно толща льда увеличивается и начинает двигаться, а чем больше льда, тем сильнее движение.



парусный корабль с корпусом в виде яйца


Раньше когда парусные корабли, ходившие в северных морях, делались из дерева, конструкция их корпуса напоминала яйцо. Когда парусник вмерзал в лед, замерзшая вода не сжимала его, а плавно выталкивала на поверхность, после чего невредимое парусное судно спокойно заваливалось на бок.



К сожалению, мореходные качества такого корпуса невысоки, поэтому современные судостроители проектируют иные обводы корпуса. Если судно вмерзло в реку, мощности его двигателей не будет достаточно, чтобы расколоть лед и сдвинуть судно с места, если конечно это не ледокол, способный проломить даже арктический лед.



ледокольная яхта «Фердинанд» компании «Radisson Cruises»


В средней полосе лед на реках совсем не похож на арктический. Например, в центре Москвы река вообще не замерзает. В морозы можно увидеть, как прогулочные яхты компании «Radisson Cruises» спокойно осуществляют речные прогулки по реке. Лед на Москве-реке не встает из-за сильного течения и так называемого теплового загрязнения. Производственные предприятия и ТЕЦ, находящиеся на берегу сливают в реку отработанную теплую воду, тем самым регулярно повышая температуру водоема. Особая форма носа и мощные двигатели этих яхт вполне позволяют проломить тонкий слой льда, который образуется на реке в самые лютые холода. И пока одни теплоходы зимую у причалов, ожидая весны, другие круглый год курсируют по реке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: