Основной способ транспортировки нефти в россии по железной дороге по трубопроводам в судах танкерах

Обновлено: 28.04.2024

История развития способов транспорта энергоносителей. Транспортирование нефти, нефтепродуктов и газа трубопроводным, железнодорожным, водным, автомобильным и авиационным транспортом. Слабое развитие транспортной инфраструктуры экспорта углеводородов.

Рубрика Транспорт
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.03.2014
Размер файла 1,5 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт природных ресурсов

Специальность Экономика и управление на предприятии (в нефтяной и газовой промышленности)

Кафедра Экономики природных ресурсов

«Способы транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа»

Выполнили студенты гр. 2Э11 Фам Ву Ань

Проверил преподаватель Е.М. Вершкова

1. Краткая история развития способов транспорта энергоносителей

2. Современные способы транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа

2.1 Трубопроводный транспорт

2.2 Водный транспорт

2.3 Железнодорожный транспорт

2.4 Автомобильный транспорт

2.5 Авиационный транспорт

3. Область применения различных видов транспорта

4. Современные проблемы в данной сфере

5. Инновации в рассматриваемой сфере

Список использованной литературы

Наша страна - родина первого промышленного способа переработки нефти. Уже в 1823 году в Моздоке был построен первый в мире нефтеперегонный завод. В 1885-1886 годах изобрели первые машины на тяге двигателя внутреннего сгорания. С этого момента человечество попало в жесткую зависимость от энергоносителей. Внедрение ДВС во все сферы человеческой жизни - от промышленного производства до персонального транспорта и домашних электрогенераторов - с каждым годом повышает потребность в топливе.

Несмотря на постоянное ужесточение норм безопасности, перевозка нефтепродуктов остается губительной для окружающей среды. Представители международных экологоохранных организаций считают, что мер, принятых на сегодняшний день для охраны природы от нефтяных загрязнений, недостаточно. Особенно опасны морские и речные танкеры. Потому необходимы такие меры как вывод из эксплуатации устаревших и однокорпусных судов, выработка четкого плана по ликвидации нефтяных загрязнений.

Высокие требования к безопасности заставляют предприятия-нефтеперевозчиков модернизировать материально-техническую базу. Введение новых современных образцов цистерн, контейнеров, емкостей, оборудованных системами контроля давления, температуры, влажности и других параметров требует больших материальных вложений. Именно поэтому в условиях рынка конкурентоспособными оказываются крупные компании, работающие, как правило, по полному циклу. Это значит, что предприятие само добывает, перерабатывает, хранит и транспортирует нефтепродукты.

Нефте-газовая отрасль быстро становится крайне высокотехнологичным производством. И хотя выделяется целая группа стран, о соблюдении экологических норм в которых часто забывают, в целом производство и транспортировка нефтепродуктов становятся безопаснее. Темпы роста объемов потребления, открытие новых месторождений нефти и газа напрямую ведут к усовершенствованию имеющихся и созданию новых видов транспорта.

Транзит нефти и таких нефтепродуктов как мазут, дизельное топливо и бензин в современном мире представляет собой сложную комплексную систему, формирование которой происходило и происходит под влиянием многих факторов. Среди них наиболее значительными следует признать геополитические, экономические и экологические. Конкретизация этих факторов приведет нас к таким понятиям как энергетическая безопасность страны, политические и экономические отношения со странами транзита, оптимизация маршрутов и стратегия внутреннего развития страны, а также социо-экологические ограничения. Все они в той или иной степени формировали тенденции изменений условий транзита нефтепродуктов. Сейчас можно выделить следующие способы транспортировки нефти и нефтепродуктов: трубопровод, танкеры, железнодорожный и автотранспорт. В России основные перевозки нефти приходятся на долю трубопроводного транспорта, а нефтепродуктов - на долю железнодорожного. За пределы России нефтепродукты попадают через самую большую в мире систему трубопроводов, а также через морские порты.

К общим условиям транзита относятся направление и дальность транзитных маршрутов, метод транспортировки и ценовая политика участников транзита. Метод транзита оценивается при сравнении рентабельности. И здесь первенство удерживают системы трубопроводов, так как цена перевозки нефтепродуктов по железной дороге составляет более 30% от конечной цены, в то время как стоимость транспортировки по трубопроводу - 10-15%. Однако разветвленность железнодорожных магистралей на фоне жесткой привязки системы нефтепродуктопроводов к нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) обеспечивает доминирующее положение железнодорожного транспорта на рынке внутренних транзитных услуг.

Несомненно, что некоторые страны, через территорию которых проходят транзитные маршруты, умело пользуются своим географическим положением при согласовании транзитных цен. Поэтому формирование цен, а тем более несанкционированный забор нефтепродуктов, как это было недавно в случае с Белоруссией, серьезно сказываются на условиях и, прежде всего, интенсивности транзита.

Направления транзитных маршрутов олицетворяют собой смесь экономической рентабельности и политической стратегии. На данный момент традиционным является центрально-европейское направление: нефтепродукты транспортируются по двум маршрутам: северному - в Польшу и Германию, и южному - на нефтеперерабатывающие заводы Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии и Югославии. Также активно используются черноморские порты: Туапсе и Новороссийск. К этому направлению (каспийско-черноморско-средиземноморскому) относится и транзит нефтепродуктов уже через территорию России из Азербайджана, Туркмении и Казахстана. Северное направление нефтепровода "Дружба" выходит на страны Балтии и рассматривается как сфера совместного использования Россией - для транспортировки своих нефтепродуктов, странами СНГ - для возможного увеличения транзита через территорию России.

Целью нашей работы является рассмотрение вопросов о видах транспортировки нефти к местам потребления.

Нефть для России — одна из важнейших статей экспорта и практически национальная идея: о «чёрном золоте» и добывающих его компаниях не слышал разве что тот, кто провёл последние полвека в бункере, ничем не интересуясь.

Однако добыча — ещё далеко не всё, ведь изъятую из недр нефть нужно ещё доставить до места, то есть к потенциальному потребителю или на нефтеперерабатывающий завод.

Сегодня говорим именно о транспортировке нефти. Тем более что интересного в этом процессе немало: для перевозки сырья разрабатываются и создаются сложнейшие и современнейшие сооружения, задействуют разные виды транспорта, а сама история процесса уходит так далеко, что даже не верится.

Несколько слов об истории транспортировки нефти

Археологи говорят, что первыми нефтетранспортёрами стали танкеры, и появились они больше 8 тысяч лет назад. Это было в Египте: добытая на берегу одной из местных рек нефть доставлялась к ближайшему городу в специальных кораблях-сосудах грузоподъёмностью около 5 т.

Однако практика просуществовала недолго, с течением времени древние танкеры уступили место обыкновенным бочкам (или амфорам), которые грузили на обыкновенные суда. Именно такой способ стал для древних египтян самым рациональным, но когда объёмы добычи нефти выросли, миру пришлось вернуться к, казалось бы, забытой идее.

Первый «новый» танкер создали во второй половине XIX века. Астраханские купцы переоборудовали шхуну для того, чтобы с её помощью поставлять нефть из родного города в Баку. О результативности их мероприятия говорят цифры: если до переоборудования за год удавалось перевезти около 10 млн пудов, то декаду спустя ежегодные объёмы транспортировки нефти достигли 50 млн. Если перевести показатель в более привычные единицы измерения, это чуть больше 800 тысяч т.

С течением времени менялась конфигурация танкеров, причём многие технологические решения актуальны до сих пор: в конце 70-х годов XIX века построили «Зороастр», грузовые трюмы которого от машинного отделения впервые отгородили отсеком, заполненным водой, а чуть позже в российском нефтяном пароходе «Спаситель» машинное отделение и вовсе вынесли на корму. Так делают до сих пор.

Росла и грузоподъёмность танкеров. В настоящий момент самым вместительным нефтяным кораблём на планете считается японский, способный за раз перевести 657 тысяч т.

Такие суда используются для долгих перевозок, конечные пункты которых находятся в разных странах. Одним из основных маршрутов считается путь через мыс Доброй Надежды из Европы в Азию, другой пролегает из Средиземного моря и Африки через Гибралтар. А для того, чтобы доставить нефть до портов (или для транспортировки сырья внутри одной страны или, например, из России в Европу), используются в основном нефтепроводы.

Идея использовать трубопроводы для транспортировки нефти принадлежит Дмитрию Менделееву. Но несмотря на то, что предложение исходило от русского учёного, первыми мечту в жизнь воплотили американцы. Первый в мире нефтепровод (его длина составляла 6 км) построили в Пенсильвании в 1865 году.

До России же технология добралась на 14 лет позже: в 1879 году 12-километровый нефтепровод соединил Балаханское месторождение и Баку. Из Баку же пролёг и первый магистральный нефтепровод в стране — трубопровод из столицы современного Азербайджана до грузинского Батуми протянулся на более чем 800 км. В современном мире длина магистральных нефтепроводов исчисляется тысячами км.

Как выглядит перекачка нефти по нефтепроводам?

Современный нефтепровод — не просто труба, а самое настоящее сооружение из эпохи высоких технологий. Управление перекачкой нефти осуществляется с компьютера, сам трубопровод выполнен из высокопрочных материалов и оснащён множеством датчиков, а изнутри его очищают роботизированные машины.

Для того, чтобы нефтепроводы медленнее изнашивались, а сама транспортировка и дальнейшая переработка сырья проходили легче и проще, перед началом процесса нефть требует определённой очистки. Очищают нефть как от механических примесей, например, фрагментов породы, так и от минеральных солей: в предварительную подготовку к транспортировке нефти по трубопроводам входит обезвоживание и обессоливание сырья, а также его разгазирование (частичное или полное).

укладка трубопровода

Не магистральной транспортировкой нефти единой…

Разумеется, танкеры и нефтепроводы — не единственные способы транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Используют для этой цели и другие виды транспорта — например, автомобильный или железнодорожный. С помощью автомобилей нефть обычно транспортируют с удалённых месторождений на пункты сбора во время опытно-промышленной эксплуатации, а железнодорожные ветки незаменимы там, где трубопроводы пока ещё не построены и даже не планируются. При этом трудозатраты, необходимые для перевозки нефти по железной дороге, превышают аналогичные при перекачке по трубопроводам в 10 раз.

А вот для нефтепродуктов автомобили и поезда идеальны. В транспортировке сжиженного газа, бензина или дизельного топлива на дальние расстояния хорошо проявляет себя железнодорожный транспорт, а маршруты в 300–400 км рентабельней всего преодолевать при помощи автоцистерн.


Перевозки бывают и смешанными. В таком случае часть пути нефть преодолевает одним способом, например, с месторождения морем с помощью танкера, а дальше движется другим или даже другими: на барже по речной сети до распределительного пункта, оттуда трубопроводами до небольших нефтебаз, из них — железной дорогой и автоцистернами до конечного потребителя.

По информации «Энциклопедии технологий» от компании «Транснефть», являющейся главным перевозчиком нефти в России, чаще всего встречается сочетание нефтепроводов с ж/д-транспортом — этим способом пользуются в 80% случаев.

«Транснефть» в 2021 году, или транспортировка нефти в цифрах

Официальные итоги 2021 года пока ещё не подведены, однако уже сейчас можно говорить об объёмах транспортировки нефти в период с января по ноябрь.

По информации центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса России, за прошедшие 11 месяцев страна экспортировала за рубеж больше 195 млн т нефти — и это на 3,5% ниже аналогичного показателя 2020 года. С поправкой на високосный год среднесуточный экспорт при этом составил около 4,28 млн баррелей.

Основным транспортёром нефти по России и из неё считается компания «Транснефть». За 11 месяцев по системе трубопроводов компании в дальнее зарубежье экспортировали порядка 158,33 млн т отечественного нефтяного сырья.

Основным пользователем этой транспортной сети оказалась НК «Роснефть», экспортировавшая с помощью «Транснефти» за указанный период почти 88 млн т «чёрного золота» (из них 8,6 млн т в ноябре), на втором месте — «Сургутнефтегаз» с показателем в 24,7 млн т нефти в целом и 2,35 млн т в ноябре. Сразу за ним — «ЛУКОЙЛ», отправивший за рубеж около 16 млн т, 1,6 из которых пришлись на 11-й месяц года.

Пятёрку замыкают «Газпром нефть» (чуть больше 7 млн т за период с января по ноябрь и около 806 тысяч т за ноябрь) и «Татнефть с результатом в 6,75 млн т (265,5 тысяч т).


По российским нефтепроводам течёт не только российская нефть. За 11 месяцев уходящего года по трубам «Транснефти» около 12 млн т перекачал Казахстан, почти 1,6 млн т — Беларусь, транзит из Азербайджана составил 922,7 тысяч т.

Информационное агентство «ТАСС» сообщило, что всего за ноябрь 2021 года «Транснефть» перекачала почти 40 млн т нефти (на 8,7% больше данных прошлого ноября), из них больше 17 млн т — на экспорт.

Почти 3 млн т из ноябрьского объёма пришлись на долю магистрального нефтепровода «Дружба». Эта крупнейшая в мире система нефтепроводов (8900 км) проходит по территории сразу нескольких стран (России, Беларуси, Украины, Польши, Латвии, Литвы, Германии, Словакии, Чехии, Хорватии и Венгрии).

В декабре «Транснефть», по словам представителей компании, планирует передать больше 40 млн т нефти, из которых почти 39 млн т — российской. Бо́льшая часть (21,69 млн т) направится на нефтеперерабатывающие заводы внутри страны, остальные уйдут на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье.

«Транснефть» испытывает проблемы?

Результаты 11 месяцев демонстрируют снижение объёмов перекачки нефти по трубам системы «Транснефть» по отношению к аналогичному периоду 2020 года. А прошлый год, в свою очередь, был хуже 2019-го: по сведениям издания «КоммерсантЪ», за три квартала 2020 года транспортировка упала почти на 8%.

Причиной тому во многом стало соглашение ОПЕК+ на ограничение добычи «чёрного золота» для стабилизации цен на мировом рынке. В июле 2021 года соглашение, кстати, продлили до следующего декабря, и это значит, что объёмы, скорее всего, продолжат сокращаться.

Как дела с транспортировкой у «Газпром нефти»?

Один из главных российских гигантов в сфере добычи нефти и газа, «Газпром нефть», в этом году запустила систему транспортировки нефти с Чаяндинского месторождения (Якутия) в магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан».

Компания также активно занимается цифровизацией процесса. Для транспортировки морем в «Газпром нефти» придумали логистическую систему под названием «Капитан», которую внедрили и уже используют на арктических проектах.

Идея цифрового управления появилась ещё в 2016 году, и в настоящий момент «Капитан» способен выполнять множество функций: он не только мониторит состояние погоды или ледовую обстановку, но и простраивает маршрут с их учётом. Теперь компания задумалась о создании подобной электронной системы и для наземных перевозок.


Любая отрасль, подразумевающая под собой применение сложных технологий и большие объёмы человеческого труда, время от времени сталкивается с трудностями. В транспортировке нефти то и дело возникают как локальные, физические проблемы (например, высокая изношенность трубопроводов или постоянная необходимость в модернизации), так и проблемы политического характера, среди которых — стремление европейских стран снизить уровень своей «нефтяной зависимости» от России.

Отдельной проблемой, причём характерной для всего мира, можно назвать незаконную перекачку «чёрного золота» и постоянно случающиеся самовольные врезки в нефтепроводы. И, конечно, важнейшим вопросом является безопасность транспортировки, ведь от возможных аварий страдают не только владельцы и адресаты нефти и нефтепродуктов, но и окружающая среда.

Как транспортируют нефть?

Топливно-энергетический комплекс — основа экономики России. Бесперебойная работа предприятий во многом зависит от регулярных поставок сырья. По этой причине нефть нуждается в правильной транспортировке. Каким бы методом ни производилась перевозка, цель остается одна — минимизировать затраты и сроки поставок.

Подготовка к транспортировке

Нефть никогда не залегает в земле в чистом виде. Она представляет собой сложную смесь на основе различных жидкостей и газов. Кроме этого, в составе смеси могут присутствовать глинистые частицы или растворенные соли.

Каждое месторождение содержит в себе пластовые воды, которые различаются между собой по химическому составу. В связи с этим требуется технологическая оснастка, позволяющая очищать нефть и подготавливать ее к перевозке.

Первым делом нефтепродукт освобождают от ненужных примесей путем сепарации. Для этого используют центробежные либо гравитационные устройства. В результате из нефтяной жидкости отделяется вода.

Следующий этап — дегазация. Из очищенной нефти выделяют растворенные в ней газы, только потом производят обезвоживание. В конечном итоге остается провести обессоливание — удаление из нефти лишних солей путем отстаивания.

Иными словами, подготовка нефти к транспортировке — это процесс удаления из сырья всех ненужных компонентов, которые могут затруднить его переработку и перевозку. Качественно обработанное сырье не оказывает негативного влияния на оборудование.

Нефтепродукты подразделяются на виды, для каждого из которых предусмотрены свои условия хранения и перевозки.

Для транспортировки бензина, а также печного и дизельного топлива используют специальные цистерны. Они должны иметь систему контроля давления, воздушные клапаны и устройства нижнего слива и залива. Перевозка топлива в малых объемах допускается в полимерных бочках и канистрах.

Транспортировка густого топлива осуществляется в цистернах, а также в металлических и полимерных баках. Для обеспечения безопасности емкость должна герметично закрываться.

Что касается перевозки смазочных материалов, то здесь допускается использование полимерных упаковок, автомобильных цистерн, бочек и канистр. Тару подготавливают в зависимости от степени вязкости жидкости.

Для транспортировки битумов допускается применение автомобильных и железнодорожных бункерных емкостей. Некоторые виды твердых нефтепродуктов перевозят в неспециализированной таре. Например, в бумажных барабанах или картонных ящиках.

Перед подготовкой к транспортировке важно соблюсти требования по заполнению тары. Жидкие нефтепродукты разрешено заполнять на 95% объема, а густое топливо — на 100%.

Требования к водителям

Водители, осуществляющие транспортировку нефтепродуктов, должны в обязательном порядке пройти специализированный курс обучения. Далее им выдается удостоверение, разрешающее перевозить опасные грузы.

Помимо общего инструктажа, перед каждым выездом проводится дополнительный (по ТБ). Все сотрудники, выходя в рейс, должны знать, как вести себя в той или иной нештатной ситуации.

Кроме этого, на каждом этапе погрузки и разгрузки сырья водителям следует соблюдать правила технической и пожарной безопасности. Особое внимание обращают на использование индивидуальных защитных средств.

Документы

Главным документом, необходимым при перевозке, служит наличие договора перевозчика и грузоотправителя. Также нужна накладная, отечественная или зарубежная, и полный пакет сопроводительных документов.

В пакет входят следующие виды документов:

  • путевой лист с соответственной маркировкой;
  • Европейское соглашение ДОПОГ;
  • водительское удостоверение о допуске к транспортировке опасного груза;
  • маршрут передвижения;
  • письменные инструкции;
  • информационный лист с указанием телефонов ответственных лиц;
  • копия договора с грузоотправителем.

Транспортировка груза — опасная и ответственная работа, требующая от водителя внимательности и дисциплинированности.

Основные способы

Транспортировка — это доставка сырой нефти от места производства до пункта потребления. На сегодняшний день перевозка осуществляется посредством автомобильного, железнодорожного, морского транспорта. Способ доставки определяется на основе объема и типа продуктов.

Автомобильные перевозки

Сегодня автомобильная транспортировка нефти — достаточно популярный метод. Для осуществления правильной доставки водитель должен соблюдать меры предосторожности.

Перевозка осуществляется с помощью автомобилей, оснащенных специальным оборудованием. Такой транспорт по-другому называют специальным подвижным составом (СПС).

Выделяют следующие типы СПС:

  • Бензовоз — сюда относят автомобильные цистерны, которые осуществляют перемещение жидких масел, моторного горючего и растворителей.
  • Битумовоз — необходим для перевозки горячего битума. Конструкция оснащена специальным устройством для подогрева НП.
  • Топливозаправщики — оборудованная машина, оснащенная насосом для принудительного слива горючего.

Иногда для транспортировки используют обычные грузовые машины. В таких автомобилях разрешено перевозить до 1000 л дизельного топлива и до 33 л бензина.

Перевозить нефтепродукты транспортом удобно, когда необходимо доставить небольшое количество топлива. Главное, чтобы маршрут следования не пролегал около густонаселенных городов, заповедников, лечебных заведений, школ и т. д.

Трубопроводная транспортировка

Осуществляется с помощью трубопроводов от места производства до точки потребления. Движение нефтепродуктов по трубам происходит при помощи насосных станций. Главным преимуществом данного метода является дешевая эксплуатация и отсутствие нужды в большом количестве работников.

Сегодня Россия — один из самых крупных поставщиков нефти. С помощью трубопроводов есть возможность поставлять сырье практически в любом направлении. Работа не останавливается ни при каких условиях, на перевозку не влияют климат, время года и географическое положение.

К особенностям трубопроводного транспорта относят:

  • сроки постройки не занимают много времени;
  • в процессе перекачки не происходит существенных потерь НП;
  • есть возможность перекачивать сразу несколько видов продукции.

К числу недостатков относят невозможность изменить маршрут перевозки. После прокладки трубопровода скорректировать направление доставки уже будет невозможно.

Жидкие и газообразные НП доставляют к потребителю через магистральные трубопроводы. Это позволяет своевременно провозить сырье на сотни километров.

Как транспортируют нефть?

Железнодорожные перевозки

Способ перевозки нефти по железной дороге существует более 150 лет. За этот период увеличилась грузоподъемность и мощность локомотивов, а также возросла безопасность. Однако данный метод имеет свои преимущества и недостатки.

К плюсам относят:

  • Возможность совершения грузоперевозок в любое время года. Доставка нефтепродуктов осуществляется одинаково быстро и летом, и зимой.
  • Скорость. Железнодорожный транспорт выигрывает у водного, а иногда и у грузовых машин.
  • География. Железная дорога располагается практически на всей территории страны. Это позволяет осуществлять доставку на дальние расстояния.
  • Объем. Ж/д состав имеет возможность тянуть за собой огромное количество цистерн с сырьем.

Что касается недостатков, то у железнодорожного транспорта нередко случаются утечки сырья из цистерн. Такое явление считается нормальным, поэтому расчеты НП всегда производятся с учетом возможных потерь.

При невозможности осуществить доставку по железной дороге прибегают к другим методам транспортировки. Иногда в качестве альтернативного решения предлагают совместить два вида транспорта. Иными словами, осуществляют мультимодальную транспортировку.

Водным транспортом

Сегодня одним из методов перевозки нефтепродуктов является доставка водным транспортом.

Нефтеналивные суда подразделяются на самоходные и несамоходные. К первым относят речные и морские танкеры, а ко вторым — морские баржи или лихтеры.

Основными преимуществами перевозки водным транспортом являются:

  • Возможность доставлять сырье на дальние расстояния и в больших объемах.
  • Разрешено перевозить нефтепродукты в любом агрегатном состоянии и без ограничений.
  • Транспортировка может осуществляться не только по большим водоемам. Доставку также производят по рекам и озерам.
  • Благодаря системе подогрева в процессе перевозки высоковязкой нефти есть возможность поддерживать правильную температуру сырья.

К недостаткам водного транспорта относят сезонность работы водоемов. В зимнее время вода замерзает, а значит доставка НП невозможна. Кроме этого, существует риск возникновения кораблекрушения. Разлив нефти в водоем представляет собой экологическую катастрофу, которая вызывает загрязнение большого количества пресной воды.

Требования по безопасной транспортировке нефти

Определены требования транспортировки нефтепродуктов каждого вида НП, они имеют свои правила безопасности:

  • Нефтепродукты разных марок перевозятся отдельно друг от друга.
  • Сырье допускается к транспортировке при условии, что оно упаковано надлежащим образом, имеет маркировку и сопроводительные документы.
  • Перед наливом топлива необходимо провести тщательный осмотр автомобильных и железнодорожных цистерн. При обнаружении в таре посторонних примесей или воды перевозку отменяют.
  • Высоковязкие и высокозастывающие НП рекомендуется перевозить в судах, оборудованных устройствами для подогрева.

Транспортировка нефти должна осуществляться автомобильным, железнодорожным, речным и трубопроводным транспортом, а иногда воздушным в соответствии с требованиями, установленным ФЗ.

Россия является одним из лидеров нефтяного рынка (по итогам 2015 года добыча составила 534 млн тонн). Крупные, средние и малые месторождения расположены по всей территории страны, их эксплуатация невозможна без решения вопроса о способе транспортировки. Выбранный вид транспорта должен обеспечить постоянность поставок, независимо от сезонных и прочих факторов, поскольку добычу на многих месторождениях, например, расположенных в условиях Крайнего Севера, просто невозможно остановить.

Виды транспортировки нефти

Существует четыре основных вида транспортировки: железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный. Выбор в пользу той или иной формы зависит от того, насколько она сможет обеспечить регулярность, и от себестоимости, которая связана с расположением нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и другими факторами.

Например, все регионы страны охватывает сеть автомобильных дорог. Однако из-за ограничения грузоподъемности автомобилей у этой формы транспорта очень высокая себестоимость. Поэтому автомобильные перевозки используются лишь на короткие расстояния и преимущественно для нефтепродуктов.


Значительно ниже себестоимость водного транспорта, который делится на морские и речные перевозки. Однако и у него есть несколько важных ограничений. Во-первых, он доступен далеко не везде — многие месторождения и НПЗ расположены в глубине континента. Во-вторых, из-за сезонности и особенностей климатических условий навигация по некоторым маршрутам доступна лишь в летний период.

Этих недостатков лишены железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, использование которых доступно практически в любых погодных условиях и на любые расстояния. В железнодорожных перевозках применяются специальные цистерны. Состав из таких вагонов формирует наливной маршрут. Себестоимость перевозки вагонов обратно пропорциональна их количеству. Однако железнодорожный транспорт также имеет существенные недостатки. Ключевые из них — большие капитальные вложения при строительстве и реконструкции путей, относительно высокие эксплуатационные расходы.

Единственный вид транспорта нефти, для которого характерны низкие операционные издержки — трубопроводный. Он может использоваться как для перекачки нефти (нефтепроводы), так и для перекачки различных нефтепродуктов (нефтепродуктопроводы). Сейчас по трубопроводам проходит более 90% добываемой в стране нефти. Длина магистральных трубопроводов, находящихся под управлением ОАО «АК «Транснефть», превышает 70 тыс км.

В отдельных случаях нефтепродукты доставляют потребителям авиатранспортом, например, для срочной переброски горючего в небольших количествах или в малодоступные места, при невозможности использовать другие виды транспорта.

Смешанные транспортировки

Очень часто конечный потребитель расположен достаточно далеко от мест добычи и транспортировки. Как правило, в таких случаях не удается организовать «прямые поставки» и приходится передавать нефтяные грузы с одного вида транспорта на другой. Перемещение грузов несколькими видами транспорта называется смешанными перевозками.

Например, нефтепродукты с нефтеперерабатывающего завода могут перевозиться морем с помощью танкеров. Затем в устье реки их перекачивают в баржу, плывущую на головную станцию нефтепродуктопровода, по которому транспортируются на распределительные нефтебазы. Оттуда через железные дороги они будут распределены по мелким нефтебазам, которые с помощью бензовозов переправят их конечным потребителям. Чаще всего встречается сочетание трубопроводного с железнодорожным транспортом, на долю которых приходится более 80% перевозок.

К сожалению, нефть редко залегает поблизости от нефтеперегонных заводов и конечных потребителей, поэтому задача транспортировки встала еще на заре ее промышленной добычи. Поначалу нефть разливали в любую подходящую тару: в деревянные бочки, как в США, или в бурдюки, как делали на бакинских нефтепромыслах в Азербайджане.

Бочки и бурдюки не требовали особой технической оснастки для их транспортировки, однако стоимость такой перевозки была очень велика, да и объемы перевалки по понятным причинам крайне ограничены. После примитивной переработки далее уже распространялся готовый продукт — керосин.

Если потребителю было удобно приобретать готовый продукт в мелкой расфасовке, то нефтепереработчикам доставка сырья бочками была невыгодна, и потери росли по мере роста объемов производства.

Решения

Появление железнодорожных цистерн стало большим шагом вперед, однако и железнодорожные пути не было возможности прокладывать там, где удобно загружать нефть. В 1863 году вопросом доставки нефти занялся российский ученый Дмитрий Менделеев, который предложил перекачивать нефть от месторождений к перегонным заводам по трубам, что было абсолютной новинкой в те времена. Однако идея не нашла поддержки в России, и пальма первенства досталась американским инженерам, которые спустя несколько лет построили первый трубопровод от месторождений к железнодорожному терминалу.

В России, на бакинских промыслах, инженер Владимир Шухов построил первый трубопровод в 1878 году. Но он шел не только к перегонному заводу, но и к морскому терминалу, у которого швартовался первый в мире самоходный танкер «Зороастръ», построенный в Швеции по заказу нефтедобывающей компании братьев Нобель. Теперь готовый продукт — керосин — везли танкером по Каспию и Волге к потребителям, где уже и фасовали по бочкам либо продавали в розлив.

Танкерная перевозка нефти и ее продуктов по Каспию показала огромные перспективы этого вида транспорта. Пионером дальних морских перевозок стала англо-голландская компания Shell, которая в 1892 году начала возить нефть из порта Батуми на Черном море танкером в Сингапур. Чтобы обеспечить регулярные поставки нефти к месту загрузки танкеров в 1907 году, В. Шухов строит нефтепровод из Баку в Батуми.

В начале ХХ века окончательно формируется тройка способов транспортировки нефти. Прежде всего это трубопроводы на месторождениях либо трубопроводы к месту погрузки нефти на танкеры или на железнодорожные цистерны, если, разумеется, там нет нефтеперегонного завода. Танкеры везут нефть через моря и океаны, трубопроводы прокладываются в направлениях регулярной поставки нефти, а железнодорожные цистерны идут туда, куда ведет железная дорога.

Если с танкерами конкурировать на дальних морских трассах крайне сложно, то на суше развернулась активная конкурентная борьба между железнодорожными перевозками и поставками трубопроводным транспортом. Во второй половине ХХ века, с открытием месторождений в Западной Сибири, СССР начал строительство грандиозных трубопроводов, непосредственно от месторождений до потребителей в Западной Европе.

Сегодня самый длинный нефтепровод в мире — система «Восточная Сибирь — Тихий океан» длиной 4740 км — начинается западнее Иркутска, в городе Тайшет, и заканчивается в нефтеналивном порту в заливе Находка, около Владивостока.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: