Основания и порядок обращения в конституционный суд рф презентация

Обновлено: 01.05.2024

Презентация на тему: " Конституционное судопроизводство. Конституционный суд РФ." — Транскрипт:

1 Конституционное судопроизводство. Конституционный суд РФ.

3 Конституционный суд решает исключительно вопросы права, т.е. он стоит вне политики, не является и не может быть ни участником политических процессов, ни арбитром в политических спорах. В каждом деле Конституционный Суд выделяет только правовую составляющую, дает оценку лишь нормам права. Конституционный суд решает исключительно вопросы права, т.е. он стоит вне политики, не является и не может быть ни участником политических процессов, ни арбитром в политических спорах. В каждом деле Конституционный Суд выделяет только правовую составляющую, дает оценку лишь нормам права.

4 Требования к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда. Возраст не менее 40 лет Возраст не менее 40 лет Высшее юридическое образование Высшее юридическое образование Безупречная репутация Безупречная репутация Российское гражданство Российское гражданство Успешная сдача квалификационного экзамена Успешная сдача квалификационного экзамена Стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет. Стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет.

5 Суд состоит из 19 судей. Делится на 2 палаты, состоящие соответственно из 10 и 9 судей. Состав определяется путем жеребьевки.

6 Председатель КС1 Палата КС (10 судей) Палата КС (9 судей) 11 Аппарат КС Секретариат КС 11 Отделы Секторы Группы Судебные приставы

7 Председатель Конституционного Суда РФ в настоящее время - Зорькин Валерий Дмитриевич

8 Принципы конституционного судопроизводства (Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации») Принципы конституционного судопроизводства (Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации») Статья 29. Независимость. В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Статья 29. Независимость. В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Статья 30. Коллегиальность Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Статья 30. Коллегиальность Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Статья 31. Гласность Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Статья 31. Гласность Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Статья 32. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. Статья 32. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. Статья 33. Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Статья 33. Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Статья 34. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Статья 34. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Статья 35. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. Статья 35. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

9 Компетенция и субъекты конституционного судопроизводства Прочитать текст на с и составить схему «Компетенция КС РФ» Прочитать текст на с и составить схему «Компетенция КС РФ» Кто является субъектом конституционного судопроизводства? Кто является субъектом конституционного судопроизводства? КС РФ 1234

10 СТАДИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА - относительно обособленная совокупность действий Конституционного Суда и участников конституционного судопроизводства, связанная с разрешением конкретной правовой ситуации - относительно обособленная совокупность действий Конституционного Суда и участников конституционного судопроизводства, связанная с разрешением конкретной правовой ситуации - совокупность последовательно сменяемых друг друга стадий собственно и составляет конституционное судопроизводство - совокупность последовательно сменяемых друг друга стадий собственно и составляет конституционное судопроизводство - выделяют несколько таких стадий: - выделяют несколько таких стадий: 1) внесение обращения в Конституционный Суд РФ; 1) внесение обращения в Конституционный Суд РФ; 2) предварительное рассмотрение обращения; 2) предварительное рассмотрение обращения; 3) принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение; 3) принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение; 4) подготовка к разбирательству; 4) подготовка к разбирательству; 5) непосредственно разбирательство; 5) непосредственно разбирательство; 6) принятие итогового решения; 6) принятие итогового решения; 7) опубликование и вступление в силу решения Конституционного Суда; 7) опубликование и вступление в силу решения Конституционного Суда; 8) исполнение решения Конституционного Суда.

11 На каждой из стадий разбирательство должно укладываться в процессуальные сроки. На каждой из стадий разбирательство должно укладываться в процессуальные сроки. Так, предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее двух месяцев со дня его регистрации. Так, предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее двух месяцев со дня его регистрации. Решение о принятии обращения к рассмотрению должно быть принято не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). Решение о принятии обращения к рассмотрению должно быть принято не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). Не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению принимается решение о назначении дела к слушанию. Не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению принимается решение о назначении дела к слушанию. Порядок исчисления сроков определяется Регламентом Конституционного Суда РФ. Порядок исчисления сроков определяется Регламентом Конституционного Суда РФ. На любой из стадий производство по делу может быть прекращено. Как правило, это происходит в случае отзыва обращения. Кроме того, Конституционный Суд вправе прекратить производство по делу, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. На любой из стадий производство по делу может быть прекращено. Как правило, это происходит в случае отзыва обращения. Кроме того, Конституционный Суд вправе прекратить производство по делу, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

12 Решения Конституционного Суда подразделяются На ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ, РЕШЕНИЯ.

13 АКТ ПРИЗНАННЫЙ НЕКОНСТИТУЦИОННЫМ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО, ПОДЛЕЖИТ ОТМЕНЕ, ЛИБО ВНЕСЕНИЮ ДОПОЛНЕНИЙ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЙ АКТ, ПРИЗНАННЫЙ НЕКОНСТИТУЦИОННЫМ В ОТДЕЛЬНОЙ ЕГО ЧАСТИ. АКТ ПРИЗНАННЫЙ НЕКОНСТИТУЦИОННЫМ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО, ПОДЛЕЖИТ ОТМЕНЕ, ЛИБО ВНЕСЕНИЮ ДОПОЛНЕНИЙ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЙ АКТ, ПРИЗНАННЫЙ НЕКОНСТИТУЦИОННЫМ В ОТДЕЛЬНОЙ ЕГО ЧАСТИ.

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных
актов субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ, договоров между органами
государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона,
подлежащего применению соответствующим судом в конкретном
деле;
3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти,
наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по
защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе
по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против РФ на
основании международного договора РФ, разрешает вопрос о
возможности исполнения решения межгосударственного органа по
защите прав и свобод человека;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления;
5.1) проверяет на соответствие Конституции РФ вопрос, выносимый на
референдум РФ в соответствии с ФКЗ;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего
ведения

7. Состав суда

Конституционный Суд Российской Федерации
состоит из девятнадцати судей, назначаемых на
должность Советом Федерации по
представлению Президента Российской
Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации
правомочен осуществлять свою деятельность при
наличии двух третей от общего числа судей.

8. Требования к кандидату на должность судьи КС РФ

1) гражданство Российской Федерации,
2) достижение ко дню назначения возраста не
менее сорока лет,
3) безупречная репутация,
4) высшее юридическое образование,
5) стаж работы по юридической профессии не
менее пятнадцати лет,
6) обладание признанной высокой
квалификацией в области права.

9. Председатель Конституционного Суда РФ

назначается на должность Советом Федерации
по представлению Президента Российской
Федерации сроком на шесть лет из числа судей
Конституционного Суда Российской Федерации

Вопросы для обсуждения
1
2
3
4
Требования статьи 96 ФКЗ о КС:
- Кто теперь может быть заявителем?
- Что сейчас можно оспаривать в КС?
Новые требования статьи 97 ФКЗ о КС к исчерпанию средств правовой
защиты: «три с половиной правила».
Перспективы дела в КС: какие типы вопросов КС может решать в сфере
уголовного права и процесса.
Три типичных ошибки при подготовке жалобы в КС.

Кто может обратиться с жалобой в КС
В защиту своих прав
Граждане
- Российские граждане
- Иностранные граждане
- ЛБГ
Юридические
лица
Муниципальные
образования
В лице органов МСУ
В защиту прав конкретного
лица или группы лиц
Омбудсмены
- УПЧ РФ, УПЧ в регионах
- Другие уполномоченные
на основании федеральных законов
Генеральный
прокурор
Ст. 35 Закона о прокуратуре
Общероссийские
организации
Ст. 8 Закона об общественных объединениях
Ст. 35 Закона об адвокатуре

Н/А Президента, СФ,
ГД, Правительства
РФ
Федеральные конституционные законы и
федеральные законы
Какие акты можно
обжаловать в КС?
НА субъектов по вопросам ведения
федерации и по вопросам
совместного ведения
Конституции/Уставы
субъектов России
Акты органов МСУ
Подзаконные акты
субъектов РФ
Ведомственные акты
Постановления
Пленума ВС
Какие акты нельзя
обжаловать в КС?

ТРЕБОВАНИЯ ДОПУСТИМОСТИ ЖАЛОБ В КС
01 Есть признаки
02 Это связано с
применением закона
в конкретном деле
нарушений прав
(по типологии дел в КС)
(суд решил вопрос о правах и
обязанностях на основании закона)
03 Исчерпаны все
04 Жалоба подана в
средства судебной
защиты
течение года с
момента исчерпания
(рассмотрим правила
исчерпания)
(связь с предыдущим пунктом)

Исчерпание средств правовой защиты
Правило № 1
Необходимо подать кассационную
жалобу в суд максимально высокой для
данной категории дел инстанции
(Верховный Суд).
Исключение: если судебные акты
подлежат обжалованию только в
надзорной инстанции – необходимо
подать надзорную жалобу.
Правило № 2
Жалоба должна касаться
применения нормативного
акта, который будет
предметом обращения в КС
(необходимо ставить
конституционно-правовой
вопрос с самых ранних стадий
рассмотрения дела).
Правило № 3
Срок для подачи жалобы:
1 год с момента принятия
судебного решения, которым
исчерпываются
внутригосударственные
средства судебной защиты.
Исключение: если в высшей
инстанции отказано в связи с
пропуском срока, год
отсчитывается от последнего
акта, в котором применён
обжалуемый закон.
До 09/05/2021
Достаточно любой
кассационной жалобы;
если вступившие в силу
судебные акты могут
обжаловаться только в
надзорном порядке,
достаточно их
вступления в силу.

«ПОЛОВИННОЕ ПРАВИЛО»: КС МОЖЕТ ПОСЧИТАТЬ
ССЗ ИСЧЕРПАННЫМИ, ЕСЛИ:
1
Сложившаяся практика
суда, решение которого
исчерпывает средства
судебной защиты по
определённой категории
дел (?);
ИЛИ 2
Официальное толкование в
разъяснениях по вопросам
судебной практики
(постановления ППВС,
Президиума ВС, обзоры
судебной практики)
3
Из практики или
толкования НПА
следует, что он
был применён
верно.
Необходимо ждать практику
КС по этому вопросу

ТИПОЛОГИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
В УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СФЕРЕ
NULLUM CRIMEN,
NULLA POENA SINE LEGE
РАВЕНСТВО ПЕРЕД
ЗАКОНОМ И СУДОМ
- Насколько обоснованно законодатель
вводит различия в правах лиц?
(Пример: суд присяжных для женщин и
детей)
C
Можно ли понять, что
запрещено законом?
B
D
NON BIS IN IDEM
Нельзя наказывать
дважды за одно
(редкость)
ЗАПРЕТ ОБРАТНОЙ СИЛЫ
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ
A
- Запреты
(Пример: нельзя допрашивать присяжных о давлении
на них)
- Соразмерность наказаний (Пример: можно ли
наказывать за мирный протест?)
ТИПЫ
ДЕЛ
E
В уголовном праве
обратная сила –
только в интересах
человека (редкость)

ИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЖАЛОБ В К
1
2
3
Обжалуется не закон, а действия госорганов
Если речь идёт о нарушении закона – не нужно идти в КС
Обжалуется не закон, а судебная ошибка
Если суд неверно оценил факты – не нужно идти в КС
По вопросу уже есть практика КС
Если КС последовательно отклоняет жалобы на норму – не нужно идти
в КС снова и снова. Поправки в ФКЗ о КС максимально сужают пространство
для использования КС «не по назначению»

• 1. Понятие «Конституционное
судопроизводство» (КС)
• 2. Цель Конституционного
судопроизводства
• 3. Судьи Конституционного Суда
• 4. Основные принципы Конституционного
Суда
• 5. Основные стадии Конституционного
судопроизводства

Конституционные суды в мире
насчитывают более чем 70летнюю историю.
Предназначение этих судов
состоит в том, чтобы защищать
основной закон - Конституцию,
другие законы, права граждан.
В России такой орган был
учрежден решением Съезда
народных депутатов РФ от
19.12.1990 г. Это стало началом
формирования
конституционной юстиции.
Власти Донецкой Народной
Республики работают над
формирование
Конституционного и
Апелляционного судов.

4. Цель: обеспечение Верховенства основного закона государства – Конституции.

6. КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

• Так называется судопроизводство в
Конституционном Суде (КС). В КС РФ оно ведется
на основании Конституции РФ, Конституционного
закона «О Конституционном Суде РФ» и
Регламента Конституционного Суда.
• Конституционное судопроизводство является
одним из видов судопроизводства. Согласно части
2 ст. 118 Конституции РФ 1993 г. «Судебная власть
осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного
судопроизводства».

7. Конституционный Суд Российской Федерации

• Состоит из 19 судей, назначаемых на
должность Советом Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации по
представлению Президента Российской Федерации.
• Конституционный Суд осуществляет деятельность
при наличии ¾ состава.
• Судьёй может быть: гражданин РФ с безупречной
репутацией; высшим юридическим образованием;
стажем работы в юриспруденции – не менее 15 лет.
• Назначение рассматривается в течении 2 недель.
• Подчиняются только Конституции РФ.

8. Конституционный Суд Российской Федерации

• Судья не может быть депутатом.
• Занимать государственные или общественные
должности.
• Иметь дополнительную юридическую практику.
• Разрешается преподавательская, научная,
творческая деятельность.
• Не могут принадлежать к политическим партиям и
движениям, вести агитацию.
• Возраст - от 40 до 70 лет, кроме председателя.
• Снимаются с должности решением
Конституционного Суда.

9. Принципы Конституционного судопроизводства:


независимость судей,
коллегиальность,
гласность,
устность разбирательства,
язык судопроизводства,
непрерывность судебного заседания,
состязательность и равноправие сторон.

10. Особенности Конституционного судопроизводства:

• Не вправе рассматривать дела по своей
инициативе.
• Суд решает вопросы права и не рассматривает
политические проблемы.
• Суд определяет конституционность акта
(соответствие по форме, процедуре принятия и
т.п.).

11. Право на обращение в Конституционный Суд имеют:

Высшие органы законодательной и
исполнительной власти РФ
Высшие органы законодательной власти
регионов
Суды и граждане для проверки
конституционности примененного закона

12. Стадии конституционного судопроизводства

1 Внесение
обращений
3 Принятие обращения
2 Предварительное
рассмотрение
обращений
5 Судебное
разбирательство
4 Подготовка к
судебному
разбирательству
7 Провозглашение,
опубликование и
вступление в
силу
решения
6 Совещание,
голосование и принятие
итогового решения
8
Исполнение
решения

1) Внесение обращений в Конституционный суд.
Обращения бывают в форме запроса, ходатайства или
жалобы, они должны отвечать требованиям
Федерального конституционного закона.
Основанием к рассмотрению дела является
обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,
соответствует ли закон Конституции РФ, или иной
нормативный акт, договор между органами
государственной власти, не вступивший в силу
международный договор, или обнаружившееся
противоречие в позициях сторон о принадлежности
полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся
неопределенность в понимании положений Конституции
РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения
Президент РФ в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления.
Обращение направляется в Конституционный Суд в
письменной форме и подписывается уполномоченным
лицом.
Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются
государственной пошлиной.

2) Предварительное рассмотрение обращений.
Обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ,
подлежат обязательной регистрации. Председатель
Конституционного Суда РФ в порядке, установленном
Конституционным Судом РФ, поручает одному или
нескольким судьям предварительное изучение
обращения, которое должно быть завершено не
позднее двух месяцев с момента регистрации
обращения. Предварительное изучение обращения
судьей является обязательной стадией производства
в Конституционному Суде РФ. Заключение судьи по
результатам предварительного изучения обращения
докладываются в пленарном заседании.

3) Принятие обращения Конституционным Судом либо его
отклонение.
Решение по вопросу о принятии обращения к
рассмотрению принимается в пленарном заседании не
позднее месяца с момента завершения
предварительного изучения обращения судьей. О
принятом решении уведомляются стороны.
Отклонение происходит в случаях, если:
- разрешение вопроса, поставленного в обращении, не
подведомственно Конституционному Суду РФ;
- обращение в соответствии с требованиями
Федерального закона не является допустимым;
- по предмету обращения было ранее вынесено
постановление, сохраняющее свою силу.

4) Подготовка к судебному разбирательству.
Для подготовки дела к слушанию, составления проекта
решения, а также изложения материалов в заседании
Конституционный Суд назначает одного или нескольких
судей-докладчиков. При изучении обращения и
подготовке дела к слушанию судья-докладчик в
соответствии с полномочиями Конституционного суда
РФ истребует необходимые документы и иные
материалы, поручает производство проверок,
исследований, экспертиз, пользуется консультациями
специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и
председательствующий в заседании определяют круг
лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание,
дают распоряжения об оповещении о месте и времени
заседания, а также о направлении участникам процесса
необходимых материалов.

6) совещание, голосование и принятие Конституционным
Судом РФ итогового решения.
Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается
Судом в закрытом совещании. В совещании участвуют
только судьи Конституционного Суда, которые
рассматривают данное дело.
Итоговое решение по существу любого из вопросов,
перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части первой статьи 3
Федерального конституционного закона, именуется
постановлением.
Постановления выносятся именем РФ. Итоговое решение
Конституционного Суда РФ по существу запроса о
соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
Президенту РФ в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления именуется заключением.
Все иные решения Конституционного Суда РФ принимаемые в
ходе осуществления конституционного судопроизводства,
именуются определениями.

7) Провозглашение, опубликование и вступление в силу
решений Конституционного Суда.
Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в
полном объёме в открытом заседании Конституционного
Суда немедленно после его подписания.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не
позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания
направляются:
- судьям Конституционного Суда РФ;
- сторонам;
- Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе,
Правительству, Уполномоченному по правам человека;
Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду,
Генеральному прокурору, министру юстиции;
- другим государственным органам и организациям,
общественным объединениям, должностным лицам и
гражданам.

8) Исполнение решений Конституционного Суда.
Решение Конституционного Суда РФ подлежит
исполнению немедленно после опубликования либо
вручения его официального текста, если иные сроки
специально не оговорены в нём.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо
воспрепятствование исполнению решения
Конституционного Суда РФ влечет ответственность,
установленную Федеральным конституционным
законом.

21. Примеры решений Конституционного Суда

• 1996 год — Конституционный Суд Российской
Федерации признал неконституционными
положения Устава Алтайского края, согласно
которым законодательное собрание края обладало
правом назначать на должность и освобождать от
должности губернатора
• 2005 год — Конституционный Суд Российской
Федерации подтвердил конституционность
принятого по инициативе Президента Российской
Федерации закона о новом порядке назначения
высших должностных лиц субъектов Российской
Федерации законодательными органами по
предложению Президента России

Конституционный Суд –
не только особый
судебный орган. Он,
учитывая возлагаемые
на него функции и
полномочия по
обеспечению
верховенства и прямого
действия Конституции,
баланса властей,
выступает
одновременно и как
высший
конституционный орган
одного уровня с
федеральными звеньями
президентской,
законодательной и
исполнительной
властей.

23. Домашнее задание

Написать эссе по
афоризму Марка Туллия
Цицерона «Мы должны
быть рабами закона,
чтобы стать
свободными»
или
по афоризму Марка
Порция Катона
Старшего «Нет закона,
который был бы всем
по душе»

Презентация на тему: " КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ." — Транскрипт:

1 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 ВИДЫ ОБРАЩЕНИЙ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ Запросы – обращения уполномоченных лиц и органов о проверке конституционности Запросы – обращения уполномоченных лиц и органов о проверке конституционности Федеральных законов, нормативный актов Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы Конституций республик, уставов, а также законом и иных нормативных актов субъектов РФ Договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ Запросы – обращения о разрешении споров о компетенции между органами государственной власти Запросы – обращения о разрешении споров о компетенции между органами государственной власти Запросы судов о проверке конституционности закона, нарушающего конституционные права и свободы и примененного или подлежащего применению в конкретном деле Запросы судов о проверке конституционности закона, нарушающего конституционные права и свободы и примененного или подлежащего применению в конкретном деле Жалобы – обращения граждан, их объединений, управомоченных органов и лиц о проверке конституционности закона, нарушающего конституционные права и свободы и примененного или подлежащего применению в конкретном деле судом, иным правоприменительным органом Жалобы – обращения граждан, их объединений, управомоченных органов и лиц о проверке конституционности закона, нарушающего конституционные права и свободы и примененного или подлежащего применению в конкретном деле судом, иным правоприменительным органом

3 СУБЪЕКТЫ ОБРАЩЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ Граждане Граждане Объединения граждан Объединения граждан Генеральный прокурор РФ Генеральный прокурор РФ Уполномоченный по правам человека РФ Уполномоченный по правам человека РФ Суд Суд

4 КРИТЕРИИ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ Нарушение конституционного права или свободы человека и гражданина Нарушение конституционного права или свободы человека и гражданина Нарушение права действующим законом, а не иным правовым актом Нарушение права действующим законом, а не иным правовым актом Закон, нарушающий конституционные права или свободы человека и гражданина, применен или подлежит применению в конкретном деле Закон, нарушающий конституционные права или свободы человека и гражданина, применен или подлежит применению в конкретном деле Закон применен или подлежит применению в конкретном деле Закон применен или подлежит применению в конкретном деле

5 ТИПИЧНЫЕ ПРИЧИНЫ ОТКАЗА В ПРИНЯТИИ ЖАЛОБЫ Оспаривается не закон, а иной нормативный акт Оспаривается не закон, а иной нормативный акт Нет связи с конкретным делом Нет связи с конкретным делом Прерогатива законодателя Прерогатива законодателя

6 ЖАЛОБА В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ Конституционный суд РФ , Москва, ул. Ильинка, 21 Ф.И.О. заявителя Адрес Наименование государственного органа, издавшего закон Адрес Точное название, номер, дата принятия, источник опубликования закона Основания для обращения в суд Обоснование неконституционности закона и указание на нарушение конкретных конституционных прав и свобод человека и гражданина Требования к Конституционному суду Перечень прилагаемых документов: Доверенность на представителя Текст закона Списки свидетелей Госпошлина Перевод на русский язык всех иностранных документов

7 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ Секретариат Конституционного суда РФ Секретариат Конституционного суда РФ Судья (судьи) Конституционного суда РФ Судья (судьи) Конституционного суда РФ Пленарное заседание Конституционного суда РФ Пленарное заседание Конституционного суда РФ Судебное заседание по рассмотрению жалобы гражданина Судебное заседание по рассмотрению жалобы гражданина Решение Конституционного суда Решение Конституционного суда 1. Проводит предварительную проверку жалобы на предмет ее соответствия требованиям закона 2. Возвращает жалобу гражданину в случае ее несоответствия требованиям закона 3. Уведомляет гражданина о принятии дела к производству суда Гражданин может заявить ходатайство на основании ст. 40 ФКЗ 1. Предварительное рассмотрение жалобы гражданина 2. Подготовка заключения о возможности рассмотрения жалобы гражданина в Конституционном суде РФ 1. Заслушивает заключение судьи (судей) о возможности рассмотрения жалобы гражданина в суде 2. Выносит определение об отказе в принятии жалобы гражданина к рассмотрению 1. Постановление о признании нормы закона не соответствующей Конституции РФ 2. Постановление об отказе в признании нормы закона не соответствующей Конституции РФ 3. Отказ в удовлетворении жалобы гражданина в форме определения 1. Окончательно, обжалованию не подлежит 2. Дело гражданина, в котором был применен закон, признанный неконституционным, подлежит пересмотру в порядке, определенном судом 3. Публикуется в официальном источнике опубликования правовых актов того госоргана, который принял закон, признанный судом неконституционным 4. Публикуется в «Вестнике Конституционного суда РФ»

8 ФАКТОРЫ, ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА Продолжительность рассмотрения дел Продолжительность рассмотрения дел Невозможность пересмотра решений Невозможность пересмотра решений Трудности с обеспечением выполнения решений Трудности с обеспечением выполнения решений Непридание обратной силы Непридание обратной силы

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: