Роль налогового администрирования в создании благоприятного налогового климата государства

Обновлено: 24.04.2024

Данные для цитирования: . НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ, ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Эффективность функционирования системы налогов зависит от качества управления ею. Управление налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития общества. В современной экономической литературе понятие «управление налоговой системой», тождественно понятию «налоговое администрирование». Налоговое администрирование следует рассмотреть как органическую часть управления налоговой системой. В основу утверждения может быть также положено первоначальное значение термина «администрирование». «Администрация» происходит от латинского слова, означающего служба, управление. Под администрацией понимают совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления. Основными элементами налогового администрирования выступает:

— контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов);

— контроль за реализацией и исполнением налогового законодательства налоговыми органами;

— организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

Центральным элементом налогового администрирования выступает контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. Обязательность уплаты налогов объективно предопределяет неотвратимость наказания за налоговые нарушения, и без соответствующего контроля вряд ли может быть достижима. Осознание важности налогового контроля проявилось как в законодательном определении налогового контроля, так и в разработке многих процедурных аспектов его проведения. Важнейшими формами контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов выступают камеральная и выездная налоговые проверки. Динамика количества проведенных налоговых проверок в РФ представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика количества проведенных налоговых проверок в РФ

Показатели

Темп роста, %

На 01.01.2012

2014

Из данных таблицы 1 следует, что темп роста количества проведенных камеральных налоговых проверок на 01.01.2013 года снижается на 4,1%, на 01.01.2014 снижение составляет 29,4%. Количество выявивших нарушения камеральных налоговых проверок снижается еще более быстрыми темпами и составляет на 01.01.2013 года — 89,2%, на 01.01.2014 – 59,6%, такая ситуация свидетельствует об улучшении налоговой дисциплины, повышении ответственности налогоплательщиков. Количество выездных налоговых проверок за анализируемый период времени также снижается и практически каждая выездная налоговая проверка выявляет нарушения допущенные налогоплательщиками, так на одну выездную проверку на 01.01.2014г приходилось 0,99 нарушений. Темп роста выездных налоговых проверок на 01.01.2013 года снизился на 13,8%, на 01.01.2014 – 59,4%. Темп роста нарушений в общем количестве проведенных выездных и камеральных проверок к концу анализируемого периода снизился на 18,4%, что является следствием повышения ответственности и ростом профессионального уровня налогоплательщиков.

Особое внимание в сфере налогового администрирования следует уделять внутриведомственному контролю, который имеет место в рамках проведения повторных проверок налогоплательщиков, а также налоговый аудит, как форма последующего налогового контроля за результатами деятельности налоговых органов и досудебного разрешения налоговых споров налогоплательщиков с налоговыми органами. В свою очередь налоговый аудит благодаря общению с налогоплательщиками позволяет систематизировать информацию о разногласиях, выделяя случаи, причиной которых стало несовершенство налогового законодательства. Выполнение контрольных действий налоговыми органами невозможно без организационного, методологического и методического обеспечения их деятельности. Формами организационного и методического обеспечения деятельности выступают:

— определение структуры и функциональных обязанностей (иерархия) различных уровней налоговых органов;

— разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам;

— процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков;

— порядок регулирования налоговых платежей (предоставление налогового кредита) и применения налоговых санкций;

— планирование и прогнозирование налоговых платежей.

Суммы дополнительно начисленных налогов и пеней по результатам налоговых проверок поступают в доходы государственного бюджета, их динамика по Российской Федерации представлена в таблице 2

Таблица 2

Динамика начисленных платежей по результатам проведенных налоговых проверок в РФ

Показатели

Темп роста, %

Налоговое администрирование должно быть направлено на соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков. Динамика начисленных платежей по результатам проведенных налоговых проверок в РФ свидетельствует об их снижении. Сумма дополнительно начисленных платежей по камеральным налоговым проверкам снижается к концу анализируемого периода на 12,1%. Доля начисленных сумм по камеральным налоговым проверкам в структуре полученных дополнительных платежей на 01.01.2012 составляла — 13,4%; на 01.01.2013 — 12,3%; 01.01.2014 — 13,6%. В целом наблюдается рост доли дополнительно начисленных платежей по камеральным налоговым проверкам на 101,5%.

Сумма дополнительно начисленных платежей по выездным налоговым проверкам снижается к концу анализируемого периода на 14,9%. Доля доначисленных налоговых платежей по выездным налоговым проверкам организаций и физических лиц за анализируемый период также уменьшается и их темп роста на 01.01.2012 составляет — 72,4%; на 01.01.2013 — 73,8%; на 01.01.2014 — 71,8%.

Из данной ситуации можно сделать вывод, что налогоплательщики своевременно погашают свои обязательства, следует отметить, что налоговое законодательство обязаны исполнять и сами налоговые органы, в том числе при проведении контрольных мероприятий, а также в части реализации процедурных и процессуальных норм налогового законодательства. Доля пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции имеют тенденцию к росту, на 01.01.2014 года составляет 14,6%, темп роста 102,8%, что свидетельствует о нарушениях налоговой дисциплины, нарушении налогового законодательства, наличии затруднений у налогоплательщиков своевременно выполнять налоговые обязательства о наличии других факторов.

В современной российской практике, исходя из сложившейся функциональной структуры органов исполнительной власти и для обеспечения полноты поступления налоговых платежей в бюджет ФНС России, выполняет две дополнительные функции: государственная регистрация налогоплательщиков (организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) и инициирование процедуры банкротства организаций. Процедурные вопросы этих функций не являются предметом Налогового кодекса РФ. Соответственно с теоретической точки зрения они не входят в понятие управление налоговой системой. Однако причиной вовлечения ФНС России в выполнение государством перечисленных регулирующих функций выступает их значимость для обеспечения полноты поступления налоговых платежей в бюджетную систему страны. Соответственно реализацию этих возложенных на налоговые органы полномочий правомерно включить в содержание налогового администрирования как деятельность уполномоченных органов управления по обеспечению выполнения контрольной функции налоговых органов[7].

Налоговое администрирование базируется на реализации принципа эффективности построения налоговой системы, а именно обеспечения максимального поступления налогов и сборов в бюджет при минимальных издержках взимания и налогового контроля. Одним из показателей эффективности налогового администрирования является минимизация административных расходов по сбору налогов и соблюдению налогового законодательства, в том числе на содержание налогового аппарата. Учитывая компетенцию исполнительных органов, содержательную наполняемость налогового администрирования на разных уровнях управления выделяются два уровня налогового администрирования. Субъектами первого уровня выступают Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба России. Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

— проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

— производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

— организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;

— осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

— анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции[3].

Роль налогового администрирования на этом уровне заключается также в разработке мер по повышению собираемости налогов, в том числе на основе совершенствования налогового законодательства, составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет, учитывая анализ текущих платежей, и т. д. Субъектами второго уровня выступают территориальные налоговые органы и отдельные подразделения ФНС РФ. Содержание налогового администрирования на этом уровне составляют мероприятия по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и нижестоящими налоговыми органами, предоставлением отсрочек и привлечением к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что налоговое администрирование как деятельность уполномоченных органов управления охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации, в том числе по практике исполнения процедур налоговых проверок, и разработку мер по реформированию механизма исчисления налогов, процедуры и методики налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять факты несовершенства налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам минимизировать свои налоговые платежи или уклоняться от их уплаты, и принимать предупреждающие меры по их устранению. Права налоговых органов достаточно широки. В свою очередь должностные лица налоговых органов обязаны:

— действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами;

— реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

— корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям, иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.


Налоговое администрирование, или налоговое управление, — процесс, без которого не может нормально существовать ни одно государство. Источником средств для реализации многих его функций служат налоговые поступления. Рассмотрим, как оно осуществляется в РФ.

Сущность налогового администрирования

Официального определения налогового администрирования не существует, но понятие налогового администрирования все шире используется в официальных документах, посвященных налоговой политике РФ. Это неудивительно: любому государству для его нормального функционирования нужны средства, которые собираются благодаря налоговым поступлениям. Чтобы налоговая система была эффективной и адекватно отзывалась на происходящие в стране изменения, ею надо управлять. Это управление, осуществляемое на государственном уровне, собственно и является налоговым администрированием.

Важно! Эффективная налоговая система должна отвечать потребностям государства и обеспечивать разумную нагрузку на налогоплательщиков, гарантируя при этом прозрачность порядка налогообложения и достаточный уровень контроля со стороны фискальных органов. Цель такой системы и, соответственно, налогового администрирования — сделать предпочтительной для налогоплательщика честную уплату всех налогов и оптимизировать работу контролирующих инстанций.

Налоговое администрирование предполагает не разработку законодательных актов в области налогообложения, а именно управление, т. е. организацию исполнения этих актов и выявление обстоятельств, которые мешают их эффективной работе.

Таким образом, данные, собранные в процессе налогового администрирования, могут не только способствовать эффективному сбору налогов, но и послужить причиной проведения налоговых реформ. Результатом постоянно ведущейся в РФ деятельности по совершенствованию налогового законодательства становятся регулярно вносимые в НК РФ изменения, и немалую роль в этом играет налоговое администрирование.

Функции налогового администрирования

Функции налогового администрирования осуществляются на 3 уровнях:

  • исполнительных органов власти (от Правительства РФ до администраций регионов), принимающих решения об основных направлениях налоговой политики, устанавливающих величину основных показателей для расчета ряда налогов (круг налогоплательщиков, ставки и льготы), анализирующих и прогнозирующих перспективы налоговых поступлений, вырабатывающих предложения для изменения НК РФ;
  • Минфина России, который разрабатывает конкретные процедуры в области налогообложения, методологию отчетности, консультирует налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства;
  • ФНС России, непосредственно взаимодействующей с плательщиками налогов и осуществляющей контроль за правильностью применения налогового законодательства.

Таким образом, налоговое администрирование подразумевает деятельность:

  • по определению направлений налоговой политики;
  • установлению значений показателей по расчету налогов;
  • организации учета налогоплательщиков;
  • разработке форм отчетности;
  • организации работы по сбору налогов;
  • контролю за исполнением налогового законодательства;
  • обработке информации по собираемым налогам;
  • прогнозированию и анализу объемов налоговых поступлений;
  • выявлению противоречивых или неэффективно работающих положений в налоговых законах;
  • выявлению схем уклонения от уплаты налогов;
  • установлению путей взаимодействия между различными структурами с целью получения дополнительной информации, необходимой для эффективного налогового контроля.

По ряду вопросов функции, реализуемые на различных уровнях налогового администрирования, пересекаются.

Формы налогового администрирования

Налоговое администрирование сводится:

  • на 1-м уровне — к обработке полученной информации, своевременному реагированию на нее путем разработки предложений по корректировке налогового законодательства и утверждению перспектив налоговой политики на очередной период;
  • на 2-м — к адекватному изменению методологии конкретных процедур в области налогообложения, выявлению несовершенства в законодательстве, разработке предложений по его изменению;
  • на 3-м — к изменению форм взаимодействия с налогоплательщиками, поиску эффективных мер контроля, выявлению схем нарушения налогового законодательства и возможностей их пересечения.

О том, что может сделать ИФНС при сомнениях в правомерности действий вашего контрагента, читайте в статье «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Важно! Таким образом, понятие налогового администрирования оказывается значительно шире понятия налогового контроля, хотя основу налогового администрирования составляет в первую очередь контроль как за налогоплательщиками, так и за работающими с ними налоговыми органами. Это предполагает разработку детальной методологии проверок как составной части налогового администрирования, в т. ч. порядка контрольных проверок нижестоящих налоговых органов вышестоящими.

Следствием контроля становится возможность привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение установленных правил, и это также составляет часть функций налогового администрирования.

Важную роль играет такая составляющая налогового администрирования, как методологическое обеспечение процесса начисления тех налогов, в отношении которых налоговое законодательство устанавливает только общие принципы их расчета.

Другой важнейшей функцией налогового администрирования является сбор информации и ее обработка. Сюда относятся данные как по начислению налогов, так и по процедуре их сбора, методологии проверок, выявленным ситуациям ухода от налогов.

Завершающим этапом налогового администрирования в конкретном налоговом периоде становится выработка предложений по изменению и дополнению налогового законодательства, корректировка направлений налоговой политики.

Исходя из функций, охватываемых налоговым администрированием, оно занимает промежуточное положение между налоговым контролем (шире, чем он) и общим управлением налоговой системой страны (уже, чем оно).

Методы налогового администрирования

Главным и важнейшим методом налогового администрирования является контроль за выполнением требований налогового законодательства. Исходя из него, налоговое администрирование на нижнем уровне сводится к:

  • учету налогоплательщиков;
  • исключению из числа налогоплательщиков фактически не действующих;
  • контролю обоснованности применения правил налогового законодательства;
  • проверке правильности исчисления налогов;
  • применению допустимых мер воздействия на налогоплательщиков;
  • проверке действий самих налоговых органов.

Самый большой объем среди методов налогового администрирования занимают налоговые проверки налогоплательщиков — камеральные и выездные. С целью сокращения расходов на налоговое администрирование, среди которых максимум приходится на содержание налоговых органов, ведется работа по оптимизации их взаимодействия с налогоплательщиками:

  • предоставление режима наибольшего благоприятствования добросовестным налогоплательщикам, вплоть до их освобождения от выездных проверок;
  • налаживание электронного взаимодействия при представлении документов на проверку;

О том, какие документы уже можно сдавать в ИФНС электронным способом, читайте в статье «ФНС рассказала, как сдавать в инспекцию сканы документов».

  • отработка технологий получения информации из иных источников, не требующих больших трудозатрат;
  • организация оптимальной системы хранения полученных документов, облегчающей их поиск и обработку;
  • повышение профессионального уровня работников проверяющих органов, стандартизация и автоматизация их функций.

Налоговое администрирование ставит своей целью побуждение налогоплательщика к добросовестным действиям в части начисления и уплаты налогов под влиянием неотвратимости наказания за уклонение от них. Для этого налоговое администрирование использует:

  • наказание (штрафы, пени, закрытие счетов, арест имущества);
  • предоставление возможности выбора налогоплательщиком наиболее оптимальной для него системы налогообложения;
  • постепенность перехода к более высоким налоговым нагрузкам;
  • налоговое консультирование.

Внутри самих налоговых органов налоговое администрирование осуществляется в форме проверок (ревизий), обмена информацией и опытом работы.

На уровне исполнительных органов власти методы налогового администрирования заключаются в обработке данных и выработке оптимальных предложений по корректировке налогового законодательства и направлений налоговой политики с учетом прогнозных расчетов.

Итоги

Налоговое администрирование — понятие, важное для понимания целей налоговой политики РФ и происходящих в налоговом законодательстве изменений. Оно решает важнейшие финансовые задачи, необходимые для полноценного функционирования государства.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2022 и плановые 2023-2024 годы можно посмотреть в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 01.10.2021.

Ознакомиться с основными направлениями бюджетно-налоговой политики на 2022-2024 годы вы можете в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

В проекте этого документа декларируется:

Основные направления налоговой политики на 2022 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Новый налоговый режим. Подробности см. здесь.
  3. Создания кодекса неналоговых платежей.
  4. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  5. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
  6. Предельную стоимость рекламных материалов для освобождения от НДС предлагают увеличить со 100 до 300 руб.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакарова Рабият Шамсудиновна

В статье рассматривается содержание налогового администрирования , перечислены направления его повышения и взаимосвязь с налоговой безопасностью . Указаны причины роста административных издержек налоговых инспекций.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абакарова Рабият Шамсудиновна

ROLE OF TAX ADMINISTRATION IN TAX SECURITY PROTECTION

The article examines the content of the tax administration and its correlation with the tax security . The author specifies areas of the tax administration improvement. The reasons of the increasing administrative costs of the tax inspections are defined.

Текст научной работы на тему «Роль налогового администрирования в обеспечении налоговой безопасности»

Абакарова Рабият Шамсудиновна

Abakarova Rabiyat Shamsudinovna

преподаватель кафедры налогов и налогообложения Дагестанского государственного института народного хозяйства

Lecturer of the Taxes and Taxation Department, Dagestan State Institute of National Economy

РОЛЬ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ROLE OF TAX ADMINISTRATION IN TAX SECURITY PROTECTION

В статье рассматривается содержание налогового администрирования, перечислены направления его повышения и взаимосвязь с налоговой безопасностью. Указаны причины роста административных издержек налоговых инспекций.

The article examines the content of the tax administration and its correlation with the tax security. The author specifies areas of the tax administration improvement. The reasons of the increasing administrative costs of the tax inspections are defined.

налоговое администрирование, налоговая безопасность, налоговая система, налоговые органы.

tax administration, tax security, tax system, tax authorities.

Много веков вопросы повышения доходности бюджетов, а именно, рост налоговых поступлений за счет совершенствования налогообложения являются актуальными.

С процессом управления налогообложением неразрывно связана налоговая безопасность, то есть, чем выше уровень эффективности налогового администрирования, тем ниже у государства угроз в связи с недополучением финансовых ресурсов.

Налоговую безопасность государства принято рассматривать и оценивать через призму качества налогового администрирования, которое является индикатором состояния налоговой системы, ее эффективности. Важно отметить, что меры экономической безопасности страны занимают ведущее место в налоговом администрировании.

Органы исполнительной власти, осуществляющие налоговое администрирование, служат субъектами обеспечения налоговой безопасности страны, которая находится под угрозой, если допускается непрофессиональный подход, отсутствие применения должной правовой процедуры в налоговых правоотношениях. Это снижает стабильное развитие экономики и улучшения благосостояния населения. Осуществляется налоговое администрирование налоговыми и таможенными органами.

В обеспечении налоговой безопасности важная роль отводится налоговым органам. Их деятельность в ходе налогового администрирования является одновременно использованием методов предупреждения и выявления рисков налоговой безопасности [1].

Налоговое администрирование можно рассматривать в следующих вариантах: как приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствие с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования; также, как совокупность процедур, обеспечивающих государственное управление в области налогообложения, направленную на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Имеющиеся недостатки налогового администрирования снижают поступления налогов в бюджет; вероятность налоговых правонарушений увеличивается, что нарушает баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, как следствие, нагнетает социальную напряженность в обществе [2].

В России приоритетное значение имеет повышение благосостояния граждан и обеспечение устойчивого роста экономического развития. Повышение активности налогового администрирования - проведение предупредительной работы, позволяющей добросовестным налогоплательщикам профессионально и грамотно исполнять налоговые обязательства.

По нашему мнению, в ходе контрольной работы следует обращать внимание на сделки, совершенные фирмами-однодневками.

Большое внимание следует обращать на результаты камеральных налоговых проверок. Их анализ сигнализирует о проблемах налогоплательщиков. Акцент следует делать на совершение сделок между взаимозависимыми лицами. Налоговые проверки должны быть результативными.

Большое количество небольших налоговых инспекций, осуществляют контроль за незначительными суммами налоговых доходов бюджета; увеличивающиеся расходы государства на содержание территориальных налоговых органов снижают эффективность налогового администрирования.

В настоящее время уделяется внимание повышению налоговой грамотности налогоплательщиков. Созданные в налоговых органах отделы по работе с ними намного повышают эффективность налогового администрирования. Налогоплательщики могут получить не только информацию о действующем законодательстве, о налогах и сборах, но и разъяснения в отношении определения налоговой базы и исчисления налогов.

Большое значение имеет сдача отчетности по электронным каналам связи.

Для эффективной организации процесса налогового администрирования имеет значение предоставления всей необходимой информации налогоплательщикам с учетом опыта прошлых лет.

Основной целью налоговой политики является решение социально-экономических задач.

Налоговое регулирование происходящих процессов, а именно, выравнивание социального положения граждан, поддержка предприятий, осваивающих новые технологии, достигнет высоких результатов при эффективности налогового администрирования.

Главные направления любой налоговой политики и налогового администрирования должны отталкиваться не только от центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов, с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь, служащих удовлетворению жизненных потребностей населения и уже на той основе - пополнению государственной казны.

На данном этапе развития российского общества государство не может обеспечить свое существование без устойчивой налоговой системы. При отсутствии определенных ресурсов налоговая система не может в полной мере выполнять возложенные на нее функции.

Всестороннее развитие государства предполагает объективную необходимость в существовании и развитии налогов, выступающих главной составляющей в эволюции человечества. Роль, сущность и функции налогов однозначно определены задачами государства.

О важности развития налоговой системы и говорить не стоит. В современном обществе государство берет на себя обязанность осуществлять комплекс многосторонних мер, которые направлены на достижение максимального уровня государственных финансов. Налоговая политика здесь является одним из инструментов, который подлежит исполнению по средствам налогового администрирования, целями которого являются стабильные налоговые поступления в бюджетную систему страны.

Сегодня к проблемам в направлении налогового администрирования относят:

1. Распределение рабочей нагрузки на основной состав Федеральной налоговой службы.

2. Разнообразные схемы минимизации налогообложения и значительные объемы теневого сектора экономики.

3. Малоэффективное нормативно-правовое регулирование налогообложения.

Законодательное обеспечение налоговой политики является одной из главных проблем

налогового администрирования в Российской Федерации. Налоговый кодекс РФ объемен и труден для использования, что существенно усложняет и без того запутанные отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Быстрые темпы развития рыночной экономики требуют создания соответствующей системы налогового администрирования, дающей возможность успешно бороться с теневой экономикой, коррупцией, экономическими и налоговыми правонарушениями, обеспечивающей при этом эффективную реализацию функций налогов.

2. Мишенина М.С., Максимова Л.В. Налоговая безопасность и налоговое администрирование в системе мер обеспечения экономической безопасности // Академический вестник. № 2. 2012. С. 239-241.

Правительством РФ 07 июля 2011 года одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

1.5. Создание благоприятных условий налогового администрирования

В предыдущие годы особое внимание уделялось повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также обеспечению эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов с тем, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой - сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.

Совершенствование налогового администрирования не исчерпывается изменениями законодательства, но и требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, появлении реальной ответственности налоговых органов за принимаемые решения. Даже при самом передовом законодательстве налоговое администрирование будет далеко от эффективного, если основной задачей налогового органа будет пополнение бюджета любой ценой, при том, что ответственность за окончательное решение вопросов о правомерности доначисления налогов по результатам проверок перекладывается на судебную систему, а издержки налогоплательщиков, связанные с таким администрированием, не принимаются во внимание.

Создание благоприятных условий налогового администрирования имеет особое значение для инновационных компаний. С учетом высокой мобильности капитала в этой сфере, в первую очередь, важно обеспечить конкурентоспособность российской налоговой системы в отношении инновационных компаний (хотя повышение качества налогового администрирования является актуальной задачей для всех налогоплательщиков). Это предполагает внедрение как новых инструментов налогового администрирования (создание специальных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, единое окно постановки на учет и подачи деклараций по всем налогам), так и использование неформальных инструментов и регламентов (особый отбор сотрудников, добросовестное исполнение обязанностей по информированию налогоплательщиков о способах исполнения законодательства о налогах и сборах, отсутствие очередей, удобные часы работы инспекций и т.д.).

Как и некоторые другие перечисленные меры, реализация указанного подхода для инновационных организаций требует создания эффективного механизма их идентификации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: