Организационное обеспечение деятельности судов понятие и принципы рк

Обновлено: 28.04.2024

Осуществление независимого и беспристрастного правосудия, повышение его доступности, обеспечение самостоятельности судов находится в тесной связи с организационным и материально-техническим обеспечением судебной деятельности.

Обеспечение судов кадрами, финансами, транспортом, мебелью, средствами связи, оргтехникой и другими материально-техническими и иными ресурсами относится к гарантиям самостоятельности и независимости судебной власти в системе разделения властей. Это обеспечение, с одной стороны, должно исключать материальную зависимость судов от органов законодательной и исполнительной власти, а с другой - не должно отвлекать внимание судей на выполнение не свойственных правосудию функций.

Организационное обеспечение деятельности судов - деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим направлениям:

Формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей:

для федеральных судов → осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

для мировых судей → осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Организационно-правовое обеспечение: разработка и внесение в соответствующие органы предложений, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей; изучение и обобщение организации работы судов и разработка мер по её совершенствованию; внесение в Верховный Суд РФ предложений по созданию или упразднению судов; разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппарата судов; сбор, обработка и анализ судебной статистики; организационно-методическое обеспечение делопроизводства и работы судебных архивов;

- информатизация и информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, взаимодействие с органами судейского сообщества, с Советом судей РФ, его Президиумом, комиссиями судей, обеспечение безопасности судей и охрана зданий судов.

Мероприятия по кадровому обеспечению и государственной службе: определение потребностей судов в кадрах; осуществление работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, органов и учреждений Судебного департамента; обеспечение судов различной информацией правового характера (законами, иными нормативными правовыми актами, судебными решениями, специальной литературой и т.п.); методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности, психодиагностического опроса кандидатов на должность судей; создание нормативной базы прохождения государственной гражданской службы в системе Судебного департамента и в федеральных судах; контроль за исполнением законов и нормативных актов о государственной гражданской службе; аттестация государственных гражданских служащих и присвоение им классных чинов; мобилизационную работу в судах и системе Судебного департамента; работу по защите государственной тайны и секретного делопроизводства; обеспечение работы Центральной наградной комиссии, созданной приказом председателя Верховного Суда РФ.

Финансово-экономическое обеспечение: разработка и представление в Правительство РФ согласованных с Советом судей РФ предложений о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год; обеспечение судей и сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента денежным содержанием; реализацию финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов и других мероприятий); контроль за использованием средств федерального бюджета.

Материально-техническое обеспечение: мероприятия по обеспечению судов предметами снабжения и расходными материалами, в том числе: обеспечение судов транспортом, мебелью, средствами связи, предметами государственной символики, оргтехникой; разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства, а также информационного обеспечения судебной деятельности; организацию строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов;

Организационное и техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества: координация мероприятий по подготовке и проведению совместно с органами судейского сообщества, структурными подразделениями Судебного департамента пленарных заседаний Совета судей РФ, заседаний Президиума Совета судей РФ, заседаний Высшей квалификационной коллегий судей РФ, совещаний, семинаров и иных мероприятий с органами судейского сообщества; комплексный анализ информации о потребностях в области организации материально-технического обеспечения органов судейского сообщества субъектов РФ, о состоянии работы территориальных управлений Судебного департамента в субъектах РФ в части организационного и технического обеспечения деятельности органов судейского сообщества; контроль за выполнением структурными подразделениями Судебного департамента при Верховном Суде РФ поручений органов судейского сообщества;

Обеспечение социальных прав и гарантий судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов: защита социальных прав и гарантий судей и государственных служащих; принятие мер по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организация медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством; организация страхования имущества, жизни и здоровья судей;

Иные направления обеспечения деятельности судов: формирование общественного мнения о деятельности судов и органов судейского сообщества в целях повышения авторитета судебной власти и престижа профессии судьи; организация взаимодействия со средствами массовой информациипо вопросам судебной проблематики; взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности судов; обеспечение безопасности судей и работников суда внутри суда, безопасности судей и членов их семей вне суда; принудительное исполнение судебных решений; организация охраны и конвоирования лиц, находящихся под стражей; развитие международного сотрудничества в сфере правосудия и повышения его эффективности.

Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

· законность → обеспечение деятельности судов осуществляется только на основе закона, в рамках, установленных законами и в порядке, предусмотренном законами;

· невмешательство → органы и должностные лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, не вправе оказывать какое-либо воздействие на судей и принимаемые ими решения;

· создание условий для полного и независимого осуществления функций судебной власти;

· полное и всестороннее удовлетворение судов в кадровых, финансовых и иных ресурсах.

Понятие материально-технического обеспечения деятельности судов. Создание департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК и службы судебных приставов Функции, структура и задачи департамента. Права и обязанности судебного пристава.

Подобные документы

История образования Службы судебных приставов: в Древней Руси, период становления монархии, советский период. Структура, функции и задачи Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов, проблемы в исполнении судебных актов.

курсовая работа, добавлен 12.01.2010

Изучение правовой природы и конституционно-правовых принципов функционирования конституционных судов субъектов РФ. Анализ свойств и юридической силы решений уставных судов. Взаимоотношения конституционных судов с другими органами государственной власти.

автореферат, добавлен 08.09.2012

Исполнение судебных актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции как заключительная, обязательная стадия судебного процесса. Описание активных средств, имеющихся в распоряжении суда, которые обеспечивающие воздействие на исполнение судебных актов.

статья, добавлен 09.03.2021

Особенности системы и структуры арбитражных судов в Российской Федерации. Понятие, задачи, предмет, компетенция и источники (правовые акты) арбитражного процессуального права. Виды судебных производств. Задачи и основные полномочия арбитражных судов.

реферат, добавлен 09.10.2013

Особенности организации судебной системы зарубежных стран: общих судов, параллельного функционирования федеральных судов и судов штатов, административных судов. Анализ видов судебных органов для осуществления разных задач правосудия в зарубежных странах.

реферат, добавлен 08.01.2016

История развития и становления военного правосудия. Признаки и функции судебной власти. Особенности правового статуса и подсудность военных судов РФ. Основы деятельности военных судов РФ. Полномочия, система организации и комплектования военных судов.

контрольная работа, добавлен 13.10.2010

Понятие и общая характеристика судебного прецедента как источника права. Судебный прецедент в деятельности Конституционного Суда РФ. Судебные постановления как результат деятельности Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ. Виды судебных прецедентов.

курсовая работа, добавлен 14.04.2016

Определение значения судов в социально-правовой жизни Казахстана. Характеристика места ювенальных судов в системе ювенальной юстиции, как органов отправления правосудия по делам несовершеннолетних. Анализ процесса создания ювенальных судов Казахстана.

статья, добавлен 24.02.2018

Понятие, основные признаки и функции судебной власти Российской Федерации. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ. Изучение значения системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов в современном правовом демократическом государстве.

курсовая работа, добавлен 08.12.2014

Требования, предъявляемые к лицу, назначаемого на должность судебного пристава исполнителя. Порядок оформления их на должность. Организационная структура службы судебных приставов Министерства юстиции России. Управление их государственной службой.

Понятие материально-технического обеспечения деятельности судов. Создание департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК и службы судебных приставов Функции, структура и задачи департамента. Права и обязанности судебного пристава.

Подобные документы

Гарантии защиты права в равной мере гражданам-предпринимателям и предприятиям, организациям и учреждениям. Основные задачи судопроизводства в арбитражных судах. Принципы деятельности арбитражных судов. Структура и полномочия арбитражный судов РФ.

контрольная работа, добавлен 27.01.2014

Порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ. Порядок рассмотрения жалоб, подход и отношение должностных лиц службы судебных приставов к их рассмотрению.

реферат, добавлен 16.02.2011

Сущность и понятие третейских судов, история их становления. Подсудность третейских судов. Особенности рассмотрения дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

дипломная работа, добавлен 25.02.2019

Обеспечение правопорядка и законности. Функции правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих ее. Принятие решения о применении или неприменении юридических мер воздействия. Организационное обеспечение деятельности судов.

контрольная работа, добавлен 09.07.2013

Происхождение и развитие судов общей юрисдикции. Организационное обеспечение деятельности и состав Верховного Суда Российской Федерации. Этапы развития системы арбитражных судов в России. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда, их задачи и функции.

реферат, добавлен 19.09.2013

Понятие и функции судов, их типы и значение. История и основные этапы развития соответствующей системы на Руси. Полномочия судов на различных уровнях их организации. Содержание и историческое значение Судебника 1497 года, права церковных, светских судов.

реферат, добавлен 01.08.2017

История развития Службы судебных приставов и организация ее деятельности (федерального, территориального органа, отдела). Функции: розыск должников, имущества, дознание, административная практика. Права, обязанности и ответственность судебных приставов.

курсовая работа, добавлен 18.01.2011

Судебные исполнители СССР. Возрождение службы судебных приставов. Основные задачи Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России. Основные требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. Руководство ФССП России.

курсовая работа, добавлен 27.10.2013

Особенности рассмотрения гражданских дел третейским судом. Понятие и виды экономических споров. Содержание принципа непрерывности. Функции арбитражных судов и их задачи. Определение статуса судей арбитражных судов. Регламентация права на обращение в суд.

контрольная работа, добавлен 18.05.2015

Изучение работы судов районного уровня, их состав и функции. Задачи гражданского судопроизводства. Основные нормативные акты, регулирующие деятельность судов. Права и обязанности судей. Описание деятельности суда на примере Устиновского районного суда.

Организационное обеспечение деятельности судов — одна из основных функций (направлений) право охранительной деятельности, от которой в немалой степени и зависит институт независимости судебной системы. В наши дни под ней принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурс ному обеспечению. В состав организационного обеспечения входит осуществление следующих задач:

1) разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов;

2) разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

3) подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

4) обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

5) дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

6) организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей;

7) организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

8)дача заключений и представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей;

9) материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности;

10) содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;

11) организация и ведение судебной статистики;

12) оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности;

13) изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;

14) разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;

15) организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;

16) изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.

Выполнение названных и некоторых других задач, охватываемых функцией организационного обеспечения деятельности судов, в соответствии с недвусмысленными требованиями закона ни в коем случае не должно осуществляться в ущерб принципу самостоятельности судов, независимости и подчинения только закону судей и участвующих в отправлении правосудия представителей народа.

Органы обеспечения

В последние годы судебная система Российской Федерации значительно усложнилась. В ее составе появились подсистемы (ветви) судов, которых раньше не было – Конституционный Суд РФ, военные суды, арбитражные суды, начался процесс формирования судов субъектов Федерации. В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда других причин организационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов, а разным - в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь. Такой подход закреплен в Законе о судебной системе.

1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации”.

Именно на основе этих статей и следует рассматривать структуру нынешнего построения организационного обеспечения деятельности судов.

Организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, как отмечено в статье 7 Закона об этом Суде, является исключительно его “внутренним делом”. Как говорится в этой статье, данный суд “независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов”. Он “самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности”.

Непосредственно организационным обеспечением деятельности Конституционного Суда РФ призваны заниматься главным образом его Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь, работники Секретариата и других вспомогательных подразделений. При этом важную роль выполняют - рабочие совещания судей. О них в параграфе 60 Регламента Конституционного Суда РФ говорится:

1. Для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с Законом о Конституционном Суде в заседаниях Конституционного Суда, проводятся рабочие совещания судей.

2. Рабочие совещания созываются Председателем Конституционного Суда либо, по его поручению, заместителем Председателя или судьей-секретарем. Совещание может быть созвано по требованию любого из судей.

3. На рабочие совещания могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица.

4. Рабочее совещание судей правомочно принимать решение при наличии большинства от общего числа судей Конституционного Суда.

5. На рабочие совещания судей не распространяются положения пункта 8 части первой статьи 18, части пятой статьи 72 и части четвертой статьи 114 Закона о Конституционном Суде.

6. Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей.

7. На рабочих совещаниях судей может вестись протокол или стенограмма.

8. Решения рабочего совещания судей имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда и работников его аппарата”.

Вместе с тем реально некоторые важные функции, связанные с организационным обеспечением деятельности Конституционного Суда РФ, выполняются и другими государственными органами. Среди них в первую очередь можно прежде всего выделить Президента РФ, который своим указом закрепил основные принципы финансирования Конституционного Суда РФ. Указ от 7 февраля 2000 года № 306 предусматривает следующее:

“Объем расходов на содержание Конституционного Суда Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Председателем Конституционного Суда Российской Федерации. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации в пределах средств федерального бюджета, выделенных на его содержание, утверждается Председателем Конституционного Суда Российской Федерации”. Кроме этого, указ устанавливает систему огромного множества социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей: “социально - бытовое, медицинское и санаторно-курортное обслуживание членов семей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется в порядке и на условиях, определенных соответственно для членов семей Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей.

3. В случае смерти (гибели) судьи Конституционного Суда Российской Федерации или смерти (гибели) пребывающего в отставке судьи Конституционного Суда Российской Федерации каждому члену его семьи устанавливается ежемесячное денежное содержание в сумме, равной 165 процентам размера базовой части трудовой пенсии по старости, установленного пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Увеличение размера ежемесячного денежного содержания производится путем его умножения на индекс роста базовой части трудовой пенсии по старости в те же сроки, с которых производится изменение (индексация) указанной части трудовой пенсии на день смерти (гибели) судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Ежемесячное денежное содержание, установленное в связи со смертью (гибелью) судьи Конституционного Суда Российской Федерации его (ее) вдове (вдовцу), сохраняется до вступления их в новый брак.

4. Круг членов семьи, имеющих право на установление ежемесячного денежного содержания, предусмотренного пунктом 3 настоящего Указа, и сроки его выплаты определяются применительно к статье 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

5. Ежемесячное денежное содержание, установленное настоящим Указом для нетрудоспособных членов семьи умершего (погибшего) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, находившихся на его иждивении, выплачивается Конституционным Судом Российской Федерации в порядке, определенном для судей Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающих в отставке.

6. В случае смерти (гибели) судьи Конституционного Суда Российской Федерации или пребывающего в отставке судьи Конституционного Суда Российской Федерации его семье выплачивается единовременное пособие в размере его годового денежного вознаграждения.

7. Вдове (вдовцу), за исключением случаев, когда они вступили в новый брак, а также несовершеннолетним детям умершего (погибшего) судьи Конституционного Суда Российской Федерации сохраняется 50-процентная скидка при оплате жилой площади в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях, при оплате всех коммунальных услуг (электроэнергия, газ, отопление, водоснабжение и так далее), за пользование квартирным телефоном независимо от принадлежности жилых помещений”.

Участвует в организационном обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и Администрация Президента РФ. Пункт 8 того же указа предусматривает следующее:

8. Управлению делами Президента Российской Федерации:

а) обеспечивать медицинское, санаторно - курортное и социально - бытовое обслуживание:

Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, судей Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе пребывающих в отставке или на пенсии, и членов их семей, в том числе членов семей умерших (погибших) судей Конституционного Суда Российской Федерации, в порядке и на условиях, установленных соответственно для Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и членов их семей;

федеральных государственных служащих аппарата Конституционного Суда Российской Федерации и членов их семей в порядке и на условиях, установленных соответственно для федеральных государственных служащих Аппарата Правительства Российской Федерации и членов их семей;

б) обеспечить прикрепление комбината питания Конституционного Суда Российской Федерации к подсобным хозяйствам, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации.

Медицинское обслуживание членов семей умерших (погибших) судей Конституционного Суда Российской Федерации производится в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на обслуживании”.

Президентские указы касающиеся Конституционного Суда РФ, являются дополнительными гарантиями независимости судей Конституционного Суда РФ. Однако вместе с тем возникают и некоторые противоречия. Согласно статьи 93 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ участвует в процедуре отстранения от должности Президента РФ, что вызывает сомнения, качающиеся его полной независимости. Кроме президентских указов, имеются также постановления Правительства РФ в отношении социальных гарантий бывшим судьям Конституционного Суда РФ.

Почти в автономном режиме осуществляется также организационное обеспечение деятельности всей системы (подсистемы) арбитражных судов. Здесь решающая роль отведена Высшему Арбитражному Суду РФ, в частности, его Председателю, заместителям Председателя и аппарату этого Суда.

В соответствии с ч. 2. ст. 44 Закона об арбитражных судах Высший Арбитражный Суд РФ производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществляет финансирование арбитражных судов, обеспечивает контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам. Непосредственно такая деятельность – дело работников соответствующих специализированных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, которые действуют под общим руководством Председателя Суда либо по его поручению – заместителей Председателя. В соответствии с Регламентом арбитражных судов в них ведется учет законодательства и иных нормативно-правовых актов.

Решение некоторых важных вопросов организационного характера возложено на Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ. К примеру, он утверждает места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов. Кроме Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, от выполнения функции организационного обеспечения не отстранены руководители других арбитражных судов и существующие в них президиумы. Немалую роль в этом деле играет Совет председателей арбитражных судов – совещательный орган, уполномоченный давать рекомендации по вопросам “организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов”[8]. Для реализации решений, принятых Советом, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения. Контроль за их выполнением осуществляется Организационно-контрольным управлением Высшего Арбитражного Суда РФ. Участвуют в определенных рамках в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов и исполнительные органы, в том числе органы местной администрации субъектов Федерации.

Согласно Закону об арбитражных судах Федеральные органы исполнительной власти и исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны содействовать Высшему Арбитражному Суду РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Оказывать материально-техническое снабжение и обеспечение служебными помещениями и иную помощь. Несколько иначе построено организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Одно из наиболее бросающихся в глаза этих судов от арбитражных это их количество. Поэтому и задача по их надлежащему обеспечению в несколько раз сложнее. Ее успешное выполнение требует соответственно большего специализированного аппарата, который был бы в состоянии заниматься повседневно и в полном объеме работой по обеспечению нормальной деятельности судов. Возлагать всю такую работу в системе (подсистеме) судов, общей юрисдикции, по аналогии с арбитражными судами, на Верховный Суд РФ – значит идти на существенное расширение вспомогательного аппарата этого суда, а главное – на увеличение объема работы, свойственной не судебному учреждению, а учреждению исполнительной власти. Возложение на Верховный Суд РФ каких-то других трудоемких обязанностей способно лишь создать совершенно не нужные данному суду сложности и отвлечь его от основных задач. Это и ряд других обстоятельств – одна из причин того, что до недавнего времени (а в определенной мере и в наши дни) значительная часть работы по организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции выполнялась и отчасти выполняется Министерством юстиции РФ, его органами и учреждениями. Однако негативные факторы, сопутствовавшие сотрудничеству судов общей юрисдикции и органов юстиции, привели, как отмечено выше, к принятию в законодательном порядке решения о создании нового органа – Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Судебный Департамент

На Судебный департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства судов общей юрисдикции и соответствующих органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о судебной системе сам обеспечивает свои организационные потребности. Из сферы его деятельности почти полностью выведены и создаваемые мировые суды, хотя они отнесены к судам общей юрисдикции (ч.1 ст. 1 Закона о мировых судьях). Местные органы Судебного департамента должны лишь обеспечивать покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям (ч.1 ст. Закона о мировых судьях). Остальное же материально-техническое обеспечение этих судов – дело местных органов юстиции или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона о мировых судах). Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему. Основными органами, на которые он должен опираться в обеспечении выполнения функции по организационному обеспечению деятельности судов, являются управления (отделы) Судебного департамента, создаваемые во всех субъектах Федерации. На центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента возложены практически все функции, из которых слагается организационное руководство судами. В частности Статья 6 Закона о Судебном департаменте определяет обязанности и полномочия Судебного департамента.

1. Организационное обеспечение деятельности судов: понятие и принципы.

2. Департамент по обеспечению деятельности судов (аппарат Верховного Суда

3. Высший Судебный Совет.

Краткое содержание:Миссия, основные задачи, функции, права и обязанности Высшего Судебного Совета и Департамента (аппарат Верховного Суда).

Тема 11: Общая характеристика организации судебной власти в зарубежных государствах - 4 часа

1. Роль суда в современных зарубежных странах.

2. Особенности судебной системы Соединенных Штатов Америки.

3. Судебная система Франции.

4. Судебная система Российской Федерации.

5. Ювенальная юстиция (теория и практика).

6. Особенности использования опыта организации судебной системы зарубежных стран в

ходе проведения правовой реформы в Республике Казахстан.

Краткое содержание:Ознакомить студентов с организацией судебной системы зарубежных стран деятельностью судов зарубежных стран, а также с НПА по организации работы судов.

Семинарские занятия

Тема 1: Понятие и признаки судебной власти и правосудия -1час

1. Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями власти. Разделение

2. Признаки судебной власти.

3. Органы, осуществляющие судебную власть.Суд – орган судебной власти.

4. Правосудие и его отличительные свойства.

Краткое содержание:Формирование устойчивых знаний о судебной власти в правовом государстве. Раскрыть содержание и признаки судебной власти и правосудия. Ознакомиться с задачами судебной власти, органами, осуществляющими судебную власть.

Тема 2: Конституционные принципы организации и осуществления правосудия -

Часа

1. Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система.

2. Содержание и гарантии реализации принципов правосудия их юридическое значение.

- обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия;

- осуществление правосудия только судом;

- принцип независимости судей и подчинение их только Конституции и законам.

- открытое разбирательство дел во всех судах: гласность судопроизводства;

- принцип обеспечения каждому судебной защиты прав и свобод;

- обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту;

- принцип презумпции невиновности;

- принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

- принцип состязательности и равноправия сторон;

- принцип участия граждан в отправлении правосудия;

- национальный язык судопроизводства.

Краткое содержание:Изучить принципы организации и осуществления правосудия, установленные Конституцией РК.

Тема 3: Судебная система Республики Казахстан - 1 час

1. Судебная система РК: понятие и основы построения.

2. Судебное звено и судебные инстанции.

3. Основные этапы развития казахстанской судебной системы.

Краткое содержание:Формирование устойчивой системы знаний в области понятия судебной системы, судебной инстанции, об этапах развития казахстанской судебной системы.

Тема 4: Суды общей компетенции (юрисдикции) - 1 час

1. Общие вопросы.

2. Основное звено системы общих(гражданских) судов. Районный(городской) суд.

Краткое содержание:Знать место и роль судов общей юрисдикции, а также НПА по организации работы судов. Ознакомить с автоматизированной программой делопроизводства в районных и приравненных к ним судах.

Тема 5: Суды среднего звена общих (гражданских) судов -1 час

1. Областной и приравненные к нему суды.

Краткое содержание:Знать порядокобразования областных и приравненных к ним судов. Раскрыть правовой статус основные задачи, функции, права и обязанности областных и приравненных к ним судов.

Тема 6: Межрайонные суды – 1 час

1. Экономические суды.

2. Административные суды.

3. Ювенальные суды.

Краткое содержание:Знать понятие и виды межрайонных судов, их организацию и место в судебной системе в РК. Основные принципы деятельности и перспективы развития.

Виды судов, установленные Конституцией РК и законом «О судебной системе и статусе судей РК» от 25 декабря 2000 года.

4. Специализированный финансовый суд г. Алматы.

Тема 7: Военные суды – 1 час

1. Основное звено – гарнизонные суды, среднее звено – окружные военные суды, высшее

звено – военная коллегия Верховного Суда РК.

2. История становления и развития военного суда Семипалатинского гарнизона.

Краткое содержание:Знать понятие и виды военных судов, их организацию и место в судебной системе в РК. Основные принципы деятельности и перспективы развития.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: