Решение суда о предоставлении земельного участка многодетной семье

Обновлено: 22.04.2024

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кравцова И.А. на решение Московского областного суда от 28 сентября 2016 года об отказе в удовлетворении его административного искового заявления об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Московской области от 11 марта 2016 года N 178/7 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи" и утвержденного им Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Кравцова И.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Московской области Колосовой Е.В., представителя Министерства социального развития Московской области Грачевой М.А., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

постановлением Правительства Московской области 11 марта 2016 года N 178/7 утверждены Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи и образец бланка "Удостоверение многодетной семьи".

В соответствии с пунктом 4 данного Постановления оно вступает в силу со дня его подписания.

Кравцов И.А. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных выше пункта 4 Постановления, пункта 2 Порядка - в части возможности выдачи удостоверения лишь одному лицу и в части указания, что многодетной семье выдается одно удостоверение, а также пункта 3 Порядка - в части возложения обязанности предоставления документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей.

По мнению административного истца, Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи в обжалуемой части, ставя право на получение статуса многодетной семьи в зависимость от регистрации по месту жительства и исключая тем самым предоставление документов о временном проживании граждан в Московской области, существенно ограничивает граждан в получении самого статуса многодетной семьи и получении льгот, связанных с таким статусом.

Дата вступления в силу оспариваемого постановления, по утверждению истца, значима для него. 14 марта 2016 года Ивантеевским городским судом Московской области было вынесено решение о признании незаконным отказа Ивантеевского управления социальной защиты в выдаче истцу удостоверения многодетного отца, впоследствии отмененное апелляционной инстанцией. В случае вступления в силу оспариваемого постановления после вынесения указанного решения суда отсутствовали бы основания для отмены этого решения.

Решением Московского областного суда от 28 сентября 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Московской области, Министерством социального развития Московской области и прокуратурой Московской области представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда не подлежащим отмене.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что правовое регулирование установлено по совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в рамках полномочий, предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации федеральным законодателем в области защиты семьи, оспариваемые положения не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, и права заявителя не нарушают.

Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предписано субъектам Российской Федерации определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца) (часть 4 *** данного закона).

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

Анализ оспариваемых положений позволяет сделать вывод, что Правительство Московской области, утверждая Порядок выдачи удостоверения семьи, действовало в рамках полномочий, предоставленных ему законодателем, и предъявляемых требований к порядку принятия, в том числе и опубликованию, нормативного правового акта.

Критерии, с которыми связывается выдача удостоверения многодетной семьи, не могут рассматриваться как снижающие уровень правовых гарантий для многодетной семьи, к чему фактически сводятся доводы административного истца, поскольку они не отменяют и не изменяют право многодетной семьи на получение мер социальной поддержки.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что, несмотря на то, что семья Кравцова И.А. как многодетная семья поставлена на учет в отделе социальной защиты населения в городе Москве, она пользуется федеральными льготами и в Московской области.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оснований, влекущих безусловную отмену решения, не установлено, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решение Московского областного суда от 28 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кравцова И.А. - без удовлетворения.

Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельных участков многодетным семьям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Предоставление земельных участков многодетным семьям

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 13 "Определение потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений" Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право") Обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками производится по основаниям и в порядке, которые установлены п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ. В данном случае нарушений жилищных прав истицы и ее семьи ответчиком не допущено, поскольку в настоящее время законодательством города не установлен порядок предоставления земельных участков многодетным семьям, а также порядок постановки их на очередь на получение садовых, огородных или дачных земельных участков в городе, в том числе по причине отсутствия у города таковых земельных участков.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 226 "Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" КАС РФ "Вместе с тем судами не учтено, что в силу положений части 8 статьи 226 КАС РФ являлась обязательной проверка судом правомерности каждого такого отказа, соответствия его действующему законодательству, в том числе установленному Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" порядку бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Предоставление земельных участков многодетным семьям

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Об НДФЛ при предоставлении многодетной семье земельного участка в собственность.
(Письмо Минфина России от 24.03.2020 N 03-04-05/22717) Вопрос: Об НДФЛ при предоставлении многодетной семье земельного участка в собственность.

Нормативные акты: Предоставление земельных участков многодетным семьям

Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О содействии развитию жилищного строительства"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) 7.4) предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части);

Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельного участка в собственность многодетной семье (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Предоставление земельного участка в собственность многодетной семье

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 226 "Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" КАС РФ "Вместе с тем судами не учтено, что в силу положений части 8 статьи 226 КАС РФ являлась обязательной проверка судом правомерности каждого такого отказа, соответствия его действующему законодательству, в том числе установленному Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" порядку бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 145 "Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей" СК РФ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований истицы к администрации города, управлению архитектуры и градостроительства администрации города об обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно как родителю или лицу, его заменяющему, воспитывающему трех и более детей. По мнению истицы, она имеет право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка, так как она назначена опекуном в отношении несовершеннолетней и является матерью двух несовершеннолетних детей, кроме того, истице было выдано удостоверение многодетной семьи. Суд указал, что согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Закон не относит к одной категории родителей (усыновителей) и опекунов. При этом удостоверение многодетной семьи предоставляет право на получение мер социальной поддержки, однако в данном случае предоставление земельного участка в собственность бесплатно законом субъекта не отнесено к мерам социальной поддержки, как ошибочно полагает истица.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Предоставление земельного участка в собственность многодетной семье

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Об НДФЛ при предоставлении многодетной семье земельного участка в собственность.
(Письмо Минфина России от 24.03.2020 N 03-04-05/22717) Вопрос: Об НДФЛ при предоставлении многодетной семье земельного участка в собственность.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как многодетной семье бесплатно получить земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков многодетным семьям устанавливается законами субъектов РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 2 ст. 39.19, пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ).

Нормативные акты: Предоставление земельного участка в собственность многодетной семье

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) Прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу приведенных законоположений в той мере, в какой они ограничивают право многодетного гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории закрытых административно-территориальных образований и города К.

Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение земельных участков для многодетных инженерной инфраструктурой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Обеспечение земельных участков для многодетных инженерной инфраструктурой

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.07.2020 N 88а-4467/2020
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении инженерной инфраструктурой земельного участка, обязании организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры.
Обстоятельства: Истец указал, что администрацией на стадии предоставления многодетным семьям земельных участков обязанность по организации инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения жизнедеятельности застраиваемой территории, не выполнена.
Решение: Удовлетворено. Ссылки в кассационной жалобе на то, что администрация г. Южно-Сахалинска принимает все необходимые меры для обеспечения земельного участка, предоставленного В., Р.Р., Р.Е. и Р.У., и других земельных участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной инфраструктурой путем принятия и утверждения муниципальных программ и подпрограмм по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры на 2015 - 2021 годы, проведения работ по внесению изменений в генеральный план городского округа, разработки проектов планировки и межевания , подведения к участкам линии электропередач, строительства пусковых комплексов сетей газоснабжения, не опровергают выводы судебных инстанций об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку указанные обстоятельства не подтверждают факт подведения инженерных сетей к земельному участку, предоставленному административным истцам. Напротив, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления не принял в разумный срок меры для обеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка, расположенного по адресу: , предоставленного многодетной семье для индивидуального жилищного строительства еще в 2017 году, что свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обеспечение земельных участков для многодетных инженерной инфраструктурой

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учебное пособие"
(2-е изд., перераб. и доп.)
(под ред. О.Н. Коршуновой)
("Юстиция", 2019) Прокурорами выявляются незаконные нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере, возлагающие на граждан обязанность по выполнению за свой счет кадастровых работ в отношении предоставляемых земельных участков , не определяющие орган, уполномоченный на рассмотрение заявлений граждан и ведение соответствующего учета многодетных семей . Органами местного самоуправления не формируются земельные участки для предоставления их многодетным семьям, не принимаются меры по обеспечению предоставляемых многодетным семьям земельных участков инженерной инфраструктурой, нарушаются сроки рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Предоставление земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2019, N 8) Судебная коллегия пояснила, что в системе действующего на уровне Российской Федерации законодательства не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки многодетных семей.

Нормативные акты: Обеспечение земельных участков для многодетных инженерной инфраструктурой

Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О содействии развитию жилищного строительства"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) 1.1. В случае передачи осуществления предусмотренных пунктами 7.4 и 7.5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, предоставление органом государственной власти субъекта Российской Федерации земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.11.2014 N 356-ФЗ
(ред. от 31.12.2017)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" "7.4) предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части);";

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области № 74 от 08.11.2011 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям» граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на однократное приобретение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на территории Белгородской области при одновременном соблюдении условий, одним из которых установлено, если ранее члены многодетной семьи не приобретали в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) у организации, учредителем (участником, акционером) которой является Белгородская область или муниципальное образование Белгородской области, а также в собственности членов многодетной семьи отсутствует земельный участок, приобретенный у такой организации для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) по договору купли-продажи на условиях частичной оплаты рыночной стоимости, строительство индивидуального жилого дома, на котором не завершено.

Прокурор Белгородской области обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права многодетных семей на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

Решением Белгородского областного суда от 24.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении апелляционного представления прокурора Белгородской области, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.

В соответствии с подпунктами «в», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (под. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы ст. 28 ЗК РФ, согласно п. 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и не противоречит положениям федерального законодательства и не содержит каких-либо ограничений в установлении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.

Поскольку в ЗК РФ отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

Довод апелляционного представления о том, что оспариваемая норма лишает возможности бесплатного получения участков тех граждан, кто ранее приобрел земельные участки у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование, и осуществляет строительство на данных участках и создает неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории, основан на произвольном толковании норм и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления (определение Верховного Суда РФ от 21.05.2014 № 57-АПГ14-1).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

9 июля 2014, 10:51

Определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям является прерогативой законодателя субъекта Российской Федерации

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области № 74 от 08.11.2011 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям» граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на однократное приобретение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на территории Белгородской области при одновременном соблюдении условий, одним из которых установлено, если ранее члены многодетной семьи не приобретали в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) у организации, учредителем (участником, акционером) которой является Белгородская область или муниципальное образование Белгородской области, а также в собственности членов многодетной семьи отсутствует земельный участок, приобретенный у такой организации для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) по договору купли-продажи на условиях частичной оплаты рыночной стоимости, строительство индивидуального жилого дома, на котором не завершено.

Прокурор Белгородской области обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права многодетных семей на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

Решением Белгородского областного суда от 24.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении апелляционного представления прокурора Белгородской области, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.

В соответствии с подпунктами «в», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (под. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы ст. 28 ЗК РФ, согласно п. 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и не противоречит положениям федерального законодательства и не содержит каких-либо ограничений в установлении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.

Поскольку в ЗК РФ отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

Довод апелляционного представления о том, что оспариваемая норма лишает возможности бесплатного получения участков тех граждан, кто ранее приобрел земельные участки у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование, и осуществляет строительство на данных участках и создает неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории, основан на произвольном толковании норм и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления (определение Верховного Суда РФ от 21.05.2014 № 57-АПГ14-1).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: