Описание идеального государства где царит порядок и установлена коллективная собственность утопия

Обновлено: 25.04.2024

Родоначальником утопического социализма нового времени считается великий английский гуманист Томас Мор. Он происхо­дил из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона. Отец Т. Мора был известным юристом, королевским судьей, удостоившимся дворян­ского титула. Первоначальное образование Мор получил в грам­матической школе Св. Антония. Затем последовало около двух лет учебы в Оксфордском университете, откуда по воле отца Т. Мор перешел в одну из юридических школ Лондона и по ее окончании стал адвокатом. Он пользовался исключительным авторитетом как юрист. Томас Мор выполнял важные дипломатические поручения короля. Он избирался членом парламента и спикером палаты общин. В 1525-1532 гг. он занимал высокий пост лорда-канцлера Англии, смело выступая против чрезмерных требований короля об утверждении новых налогов.

20-30-е годы XVI в. были временем наступления Реформации в Англии. Мор отказался поддержать Генриха VIII, стремившего­ся возглавить реформационное движение и таким образом упро­чить абсолютистские порядки. Он отчетливо сознавал социальные последствия королевской реформации. Секуляризация церковных земель означала новые огораживания, рост нищеты крестьянства и обогащение хищных представителей буржуазии и нового дво­рянства. Чувство социальной справедливости руководило Мором, ставшим в оппозицию к монарху. И он поплатился за это жизнью. 6 июля 1535 г. Томас Мор был казнен по обвинению в «госу­дарственной измене».

Гуманистическое мировоззрение Томаса Мора формировалось уже в студенческие годы в кружке видных оксфордских ученых. Знание древнегреческого языка дало возможность Мору познакомиться с произведениями античных философов, историков, писателей — Платона, Аристоте­ля, Плутарха, Лукиана. Среди довольно обширного творческого наследия Т. Мора главным творением, обессмертившим своего создателя, стала его «Весьма по­лезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Название «Утопия» (в переводе с греческого - несуществующее место) вошло в определение самостоятельного течения социали­стической мысли.

Книга родилась из наблюдений и осмысления Мором окружав­шей его действительности, полной глубоких социальных конфлик­тов. По мнению И.Н. Осиновского, именно английская действительность XVI в. определила формирование взглядов Мора, что дает основание рассматривать «Утопию» в самой тесной связи с его практической и писательской деятельностью. В то же время как произведение общественной мысли «Уто­пия» создавалась не на пустом месте. В ней прослеживается влияние «Государства» Платона и в особенности идеи уничтоже­ния частной собственности и общности имущества.

Основное содержание первой книги «Утопии» составляет кри­тика социальных и политических порядков, господствовавших в современных Мору европейских странах, и в первую очередь в Англии. Вторая книга его сочинения посвящена описанию идеального государства Утопии.

Талантливый юрист, хорошо разбиравшийся в хитросплетени­ях имущественных отношений феодального общества, искусный дипломат, Т. Мор благодаря гуманистическим убеждениям не стал правоверным защитником феодального строя. Он обличал наибо­лее кричащие пороки европейских монархий. Контраст между богатством немногих и массовой нищетой, вскрытый Мором, не соответствовал, по его убеждению, разумным законам человече­ской природы. Он указывал на конкретные причины, порождав­шие социальную несправедливость. При этом Мор обнаруживал глубокое для своего времени понимание материальных основ общественных противоречий.

Мор восстал не только против «произвола богачей», но и про­тив «чрезмерной власти королей», которые за мзду раздавали должности. Он обвинял их в разорительных для народа последствиях феодальных усобиц и внешних завоеватель­ных войн.

Он не ограничивался анализом отдельных причин, порож­давших социальные бедствия, Он указал па главную и общую причину — господство частной собственности. Размышляя над платоновскими идеями о равенстве во всем как гарантии общес­твенного благополучия, Мор высказывал сомнения в осуществимо­сти такого равенства «…там, где у каждого своя собственность»: «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо». Английский гуманист отказывался признавать «удачным» порядок, при котором «все распределяется между совсем немногими», в то время как остальные «вовсе несчастны». В итоге Мор решительно высказался за уничтожение частной собственности. Это и состави­ло существенную черту его утопического идеала коммунистическо­го общества.

Основанный на общественной собственности строй Утопии с необходимостью возлагал на всех людей обязанность трудиться. Ликвидация паразитизма и привлечение всех членов общества к производитель­ному труду делали возможным достижение изобилия и полное удовлетворение их материальных нужд. Осуждая нормы английского трудового законодательства того времени, Мор подчеркивал, что в Утопии люди работают лишь шесть часов в сутки, а остальное время они посвящают изучению наук, занятиям музыкой и другими искусствами или развлекают себя беседами и играми. Т. Мор считал подобный порядок вещей возможным и разумным, т.к. в Утопии нет частной соб­ственности и отношения между городом и сельской округой основаны на взаимной трудовой поддержке. Таким образом он пытался решить проблему преодоления противоположности меж­ду городом и деревней, между физическим и умственным трудом.

Денежное обращение в силу сложившейся ситуации станет ненужным. Мор предсказывал, что в будущем «из золота и серебра не только в общих дворцах, но и в частных домах будут делать ночные горшки и всякие сосуды для нечистот». Основная хозяйственная единица Утопии — семья. Однако семья утопийцев необычная: она формируется как по принципу родства, так и в соответствии с профессиональной принадлежно­стью ее членов. «По большей части каждого выучивают ремеслу старших, ибо к этому чаще влекутся они от природы. Если же кого-либо привлекает к себе иное занятие, то его принимает другое семейство.

Принципам равенства и справедливости, провозглашенным Мором, противоречит существование в Утопии рабства. Рабы нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от тяжелого и грязно­го труда. К таким видам труда относятся обслуживание при общественных трапезах, убой и свежевание скота, ремонт дорог, очистка рвов, рубка деревьев, перевозка дров и т.д. Наряду с рабами в Утопии имеются свободные граждане, которые берут на себя неприятные работы из религиозных мотивов, как особый вид служения обществу. Удельный вес рабов в общественном производстве Утопии незначителен. Основными производителями являются полноправ­ные граждане. Рабство, по утопическому плану Мора, должно решить проблему «неприятного труда». Оно служит также мерой наказания за уголовные преступления и средством трудового перевоспитания».

Опираясь на идеи Аристотеля, Т. Мор предло­жил оригинальную модель политической системы общества. Уто­пия представляет собой федерацию пятидесяти четырех городов. Во главе каждого города стоят правитель и сенат. Федеральный сенат находится в столице — Амауроте. Граждане ежегодно изби­рают и присылают в амауротский сенат по три представителя. Это старые и умудренные опытом граждане, призванные обсуждать общие дела острова.

Принцип централизма сочетается в утопийском государстве с демократическими началами. Все важные вопросы предвари­тельно обсуждаются в каждой семье. Затем особые должностные лица — сифогранцы, ежегодно избираемые по одному от 30 се­мейств (хозяйств), обсудив дело с гражданами, совещаются друг с другом и объявляют свое решение сенату. Таким образом народ через своих представителей контролирует деятельность сената.

Народ сам выдвигает кандидатов в правители городов, а сифогранты путем тайного голосования выбирают из них наиболее пригодного. Помимо сифогрантов, представляющих категорию низших должностных лиц, граждане избирают высших магистра­тов — траниборов. Они являются ближайшими советниками пра­вителя. Высшие должностные лица и сам прави­тель в Утопии избираются из числа ученых. Мор ссылается при этом на авторитет Платона, утверждавшего, что «государства только тогда будут счастливы, когда царствовать станут филосо­фы».

Утопийская демократия предполагает упрощение законода­тельства. Государством, указывает Мор, весьма успешно управля­ют с помощью малочисленных законов, отличающихся ясностью, простотой и справедливостью. Поэтому в Утопии в законах разби­рается каждый и нет нужды в особом сословии юристов.

Анализируя представления Т. Мора о политическом устройстве общества, исследователи подчеркивают, что утопийская демокра­тия резко контрастирует с системой правления феодальных абсо­лютистских государств, основанной на назначении чиновников сверху и засилье бюрократии.

Т. Мор считал строй Утопии наилучшим с точки зрения земных интересов людей. Он стремился дать рационалистическое обосно­вание своего общественного идеала. Религия, сохраняющаяся в Утопии, очищена от всего, что противоречит разуму: от суеве­рий, вымыслов и «басен». Мор бросил вызов господствовавшей католической церкви, введя в утопийском госу­дарстве систему выборности священников.

В рационализме английского гуманиста проявляется идеалистический характер. Мор считал, что уничтожение частной собственности и переход к обществу справедливости возможны посредством разумных реформ, проводимых просвещенными пра­вителями. Так, объясняя происхождение Утопии, Мор поведал о легендарном основателе государства, мудром правителе Утопе, который привел грубый и дикий народ к просвещению.

Противоречия в социально-политическом учении Т. Мора в ко­нечном счете были обусловлены своеобразием исторических усло­вий, в которых жил и творил английский мыслитель. В его время отсутствовали предпосылки для тех кардинальных общественных преобразований, которые вели бы к устранению эксплуатации и социального неравенства.

При всем том «Утопия» сразу же стала выдающим­ся явлением общественно-политической мысли. Многие гуманисты придерживались мнения, что Т. Мор превзошел античных мыслителей, на которых они равнялись.

Томас Мор и идеальное государство

Томас Мор

С давних времен люди стали искать способ эффективно организовать жизнь человеческого общества. Человечество всегда стремилось найти способ оптимально обустроить своё государство разными путями. Даже сейчас нельзя с точностью сказать, какие модели устройства государства правильные, какие нет, но то, что люди пытались и пытаются, по сей день отыскать идеальную модель, идеальное государство – остается неоспоримым фактом.

Мечта об идеальном месте, мире, где нет вражды, где все равны, так засела и укоренилась в головах и сердцах людей. Можно вспомнить времена Моисея, когда он со своим народом искал землю «хорошую, просторную, где течёт молоко и мёд». Но они мечтали не только о природных богатствах, они также искали наилучший способ управления своим государством.

Так, например, двенадцать судей были заменены на царя. Также можно вспомнить Платона с его диалогом «Государство», в котором он также стремился искоренить вражду, тиранию. Платон изложил свои мысли об идеальном государстве, в котором была общность имущества, не было частной собственности, а неравенство между людьми не наследовалось. Можно сказать, что его идеальное государство поспособствовало развитию у некоторых мыслителей эпохи Возрождения, а в дальнейшем и более поздних философов утопических произведений.

Утопия

Само по себе слово «Утопия» давно уже является нарицательным, и можно смело сказать, что оно пережило своего автора. «Topia» — означает место, приставка «у» — отрицание, то есть место, которого нет, место идеальное, хоть и не существующее. Сегодня многие знают, что такое «Утопия», но не все помнят, что автором является Томас Мор, который назвал так своё произведение о безупречном государстве.

Утопия Томаса Мора

Утопия Томаса Мора

Несмотря на то, что мысли о безупречном мире и его поиски появились у человечества достаточно давно, но всё-таки одним из первых представителей утопического произведения считается Томас Мор.

Биография Томаса Мора

Вскоре он перевел его в Лондонскую юридическую школу. Но четырнадцатилетний Томас успел познать тайны древних языков, прочесть труды античных философов и прогрессивных писателей-гуманистов. И уже в 24 года Мор занялся адвокатской практикой, хотя его душа больше лежала к филологии, он достиг потрясающих результатов в юриспруденции. По словам современников, он был самым бескорыстным и всегда стремился дать ценный совет.

Защищая интересы простых граждан, которые были недовольны введением новых налогов, он осмелился выступить против самого короля Генриха седьмого. Мор был весьма красноречив и благодаря этому парламент смог одержать победу. За это Томас поплатился. Он был вынужден уйти из парламента и скрываться в монастыре. За эти шесть лет затворничества, Мор изучил труды Платона и Аристотеля, усовершенствовал свои знания. Но вскоре король умер, и это способствовало возвращению Томаса в парламент. В дальнейшем он стал занимать пост лондонского шерифа.

Мор очень долго поддерживал переписку с писателями-гуманистами, это привело к тому, что он стал себя пробовать в литературе. Томас стал писать стихи, романы, эпиграммы. Также он написал повествование о том, что правитель не должен быть злодеем и тираном, адресовано это произведение было к Ричарду третьему.

Идеи Томаса Мора

Томас Мор всегда был справедливым человеком, и его очень угнетал тот факт, что простых людей выгоняли с обжитых земель, ради развития, выгодных в то время овцеводческих ферм. Эта несправедливость к простым людям способствовала тому, что Томас Мор воплотил свои мечты об идеальном государстве, где нет несправедливости и все равны в книге, которую написал в 1516 году «Утопия», благодаря которой вошел в историю человечества.

Утопия – место, которого нет. Остров, затерявшийся в Атлантике, на котором царит равенство и справедливость. Необходимо заметить, что Томас Мор всегда был реалистом и не питал иллюзий по поводу того, что такое место должно существовать, но говорил, что ему хотелось бы верить, что когда-нибудь появится государство в котором будет развиваться такое идеальное общество.

Взгляды Томаса Мора

При Генрихе восьмом, Томас весьма поднялся по карьерной лестнице и стал вторым лицом в государстве, занимая пост лорд-канцлера. Но он всегда оставался человеком справедливым и, в конечном счете, это сыграло с ним злую шутку.

Всю свою жизнь он обожал жену Маргарет, был порядочным семьянином и христианином. И, конечно же, он был возмущен поведением короля, который отправил свою жену на эшафот. Он хотел жениться на другой, от которой были внебрачные дети. Сначала просил одобрения развода у Папы, но так как Папа не увидел причин для расторжения брака, поступил таким образом.

Смерть Томаса Мора

Впоследствии решил создать новую религию – Англиканство, где ему бы всё одобряли. Этому безумию воспротивился Томас Мор, выразивший свой протест, потому что никогда не шел на сделку с совестью. За что и был объявлен предателем родины, изменником и приговорен к смертной казни в возрасте 56 лет, сохраняя до последних минут самообладание и чувства юмора.

Голова Мора висела несколько месяцев на улице города, внушая страх и ужас перед лицом короля и правосудием, но дочь выкупила его голову, чтобы похоронить. Спустя четыре века, после смерти Томаса Мора, его причислили к лику святых.

Томас Мор

Статуя сэра Томаса Мора в старой церкви Челси

Так, ушел из жизни выдающийся философ, публицист своего времени, оставив после себя величайшее наследие, книгу, которая стала недостигаемым идеалом, название которой стало нарицательным и вошло в историю, как обозначение нового жанра научной фантастики. Книгу, которая выразила мечту человечества об идеальном мире, где всегда царит справедливость и равенство.

О книге Утопия

Настоящее название книги весьма длинное, поэтому оно соответствует названию острова – «Утопия». Книга делится на две части, которые отличаются по содержанию, но логически из одной части вытекает другая.

В первой части он резко критикует сложившуюся ситуацию в стране, так как он до корней волос был справедливым человеком, и многое его возмущало: деспотизм, тирания, несправедливое отношение к простому народу, разбои и т.д.

Поэтому он предлагает свои способы борьбы, так как предложенные правительством ему не импонировали. В то время была развита проблема разбоев в стране, и ставила под угрозу нормальное существование Англии, так как добраться из пункта «А» в пункт «В» через лес было просто невозможно, везде поджидали разбойники.

Органы власти предлагали бороться железной рукой с разбоями, считали, что смертная казнь остановит преступников. Но Томас Мор писал, если ввести смертную казнь за разбои, то число их маловероятно уменьшится, а вот количество убийств возрастёт, уверял он. Ведь преступники будут убирать свидетелей, которые могут привести их на эшафот.

Что касается второй части книги, то там он описывает государственный строй на острове «Утопия», по его мнению, на острове царит справедливость и место это идеально. Описание происходит в форме рассказа о путешествии, вымышленным персонажем Гитлодеем.

Платон – это древнегреческий философ, учитель Аристотеля. Ему принадлежит учение об идеальном государстве. Платон считал, что мир идей можно перенести на реальность. А так как у людей есть возможность вообразить устройство идеального государства, то и это может стать действительностью.

Теме государственного устройства посвящены диалоги Платона под названием "Государство". В этой работе философ разграничивает типы государственного устройства от лучшего к худшему. Вот его иерархия:

  1. Аристократия и монархия. Справедливая власть образованной верхушки общества.
  2. Тимократия. Несправедливая власть верхов, люди пришли к управлению не по способностям, незаконно.
  3. Олигархия. Власть богатых людей над бедными.
  4. Демократия. Равноправие большинства, при котором личные качества не важны.
  5. Тирания. Управление одного человека остальным народом.

Платон отдавал предпочтение аристократии как примеру идеального госустройства.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Устройство государства: три сословия, их функции

Философ подразделял население на три сословия , носителей трех начал или трех душ государственности:

  • философы-правители – разумное начало;
  • воины-стражники – чувствительное начало;
  • ремесленников и земледельцев – вожделеющее начало.

Платон делил общество на сословия по принципу справедливости, который заключался в том, чтобы каждый из этих социальных слоев исполнял свои функции и не мешал выполнять их другим.

Высшими сословиями Платон почитал философов и воинов, так как они охраняли государство и управляли им. Правителей и стражников он почти приравнивал друг к другу, потому что философами становились выделившиеся своими качествами воины. Платон называл первых совершенными стражами, а вторых – помощниками правителей и проводниками их взглядов. Ремесленники и земледельцы выполняли функции, связанные с производством. То есть представителями низшего сословия люди становились по профессии, а представителями высших – по внутренним качествам.

Утопический социализм как великое достижение общественной мысли, явившийся одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязан Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия», дала название домарксистскому социализму.

Содержание

Введение
Характеристика модели идеального государства Т. Мора. (XVIв.).______3
Исторические предпосылки для создания УТОПИИ________________3
Концепция УТОПИИ__________________________________________5
Значение УТОПИИ для последующего развития социалистической политико-правовой идеологии._________________________________8
Заключение____________________________________________________9
Сравнительная таблица политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка__________________________________________________11
Список литературы_____________________________________________16

Работа содержит 1 файл

Контр раб ИППУ.doc

Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает его идеи с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и даже с реальным. Лейтмотив этих критиков - опасность утопий, их способность становиться явью и угроза, которую они несут свободному развитию человека. «Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, - писал Н. Бердяев - . и ныне мы стоим перед лицом проблемы мучительной в совершенно новом отношении: как мы можем избежать их действительной реализации ?»

2. Заключение.

Общественный идеал Т. Мора, несомненно, обладает чертами и качествами идей утопического социализма, и абсолютное большинство исследователей отвечает утвердительно на вопрос о том, является ли Мор основоположником этого направления политической мысли.

Некоторые авторы, однако, склонны относить появление утопическисоциалистических идей к более ранним периодам истории, вплоть до глубокой древности, полагая, что любые проекты и даже просто смутные мечты о ликвидации общественного неравенства и угнетения, о создании строя, где нет частной собственности, где все являются тружениками, следует считать утопически-социалистическими. Н.Е. Застенкер называет такие идеи, существовавшие в странах Древнего Востока, античных Греции и Риме и у других народов, «проблесками социалистической мысли», обнаруживаемыми им даже в древнегреческой легенде о «золотом веке» (общинно родовых отношениях, не знавших неравенства, эксплуатации и собственности).

Научные споры о времени возникновения утопического социализма неразрывно связаны с определением его главных черт, внутренних этапов развития, выявлением общего и особенного в учениях каждого из представителей.

Основным в решении этих вопросов должна быть характеристика самих идей, их анализ и сопоставление. Утопически-социалистическими и утопически-коммунистическими могут быть названы те политические учения, которые не только отвергали существующий эксплуататорский строй, но и выдвигали идеал, характеризовавшийся чертами, которые свойственны социализму и коммунизму как особым формациям.

Обрисованный в «Утопии» идеал пронизан мыслью, что люди созданы для нормального человеческого труда и что все это достигается только при условии ликвидации частной собственности.

Т. Мор не раскрыл в «Утопии» планов перехода к описанному им будущему строю. Он отверг путь реформ сверху, но не высказался и в пользу революционных преобразований. Его отношение к народным движениям было сложным. Нельзя сказать, как это чаще всего пишут о Море, что он боялся революционных выступлений народа. Наоборот, он называл в «Утопии» мятежный дух угнетенных благородным духом и наделял утопийское государство функцией помощи другим народам в свержении у них тирании.

Однако Т. Мор видел и то, что массы во время происходивших в ту эпоху восстаний и широких народных движений мало осознают свои интересы, легко становятся игрушкой ловких политиков, далеки от тех стремлений, которые могут привести к правильному преобразованию общественных и политических отношений. Таким образом, Мор не видел выхода из этой проблемы. В самой «Утопии» возникновение идеального государства объясняется мудрой деятельностью его мифического основателя Утопа, но это не более как литературный прием. Т.Мор очень хорошо понимал всю сложность ликвидации частной собственности в обществе его времени. Он показывал в «Утопии», как существование частной собственности ведет к тому, что стремление к ней делается всеобщим. Только утопийцам удалось истребить у себя «корни честолюбия и раздоров». Вопрос о том, как можно этого добиться в реальной действительности, Томас Мор оставляет открытым. В нерешенности проблемы перехода к социализму особенно сказывается утопизм социалистических взглядов Мора, тесно связанный с непониманием закономерностей исторического развития. Небольшая книжечка Т.Мора уже при его жизни переиздавалась трижды и была переведена на французский, немецкий, итальянский и фламандский языки. С тех пор она выдержала огромное количество изданий и переводов. На ее идеи опирались последующие социалисты-утописты. Ее сильные и слабые стороны старались учесть многие передовые мыслители не только 17-18вв., но и последующих столетий.

  1. Сравнительная таблица политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка

Учение о естественном состоянии "естественное состояние" общества как "войну всех против всех"

Люди рождаются абсолютно равными и свободными, и в

естественном состоянии каждый имеет право на всё. Поэтому естественное

состояние определяется как «война всех против всех».

договор между собой, люди отчуждают все свои естественные права в пользу

Суверен (один человек или собрание людей) никаким договором не связан и

никакой ответственности перед народом не несёт.

Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти

страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной

Путем взаимной договоренности между собой (каждый согла-

шается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдель-

ному человеку или собранию людей) верховную власть над со-

бой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и

общей защиты. Носитель такого лица — суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным .

По теории Локка единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа.

согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом.

Естественное право — право на частную собственность; право на действия, на свой труд и на его результаты.

решений суверена, осуждать его акции и т. п.

теории разделения властей

Власть суверена должна быть абсолютной

усматривал первоначальное право и источник как законодательной и исполнительной власти, а равно и самих правительств и обществ. Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную.

Принцип равенства заключается в том, что все люди равны как субъекты права.

имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому

и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства,

преступать которые ему невозможно.

тельной формой правления государства для обеспечения

безопасности людей, поскольку благо монарха тождественно благу государства.

считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве .

суверена относительно подданных чрезвычайно обширны. Власть суверена неограниченна. Установка Гоббса на водворение поистине железного порядка оказалась намного сильнее идеи последовательного проведения правовой организации самого государства.

тексте правительство есть синоним государства), вложив отдельные ее части в разные руки.

кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется управлять согласно установленным

Есть основание утверждать, что впервые идеи, предзнаменовавшие мечты утопистов о лучшей организации человеческого общества и его поселений, появились на территории Чехии. Именно здесь в 1421 г. бы­ла сделана первая попытка основать город равноправных жителей. Та­ким городом должен был стать гуситский Табор. Вспомним известные слова о том, что «в Городище, или в Таборе, нет ничего моего и твоего, а все вместе одинаково имеют: у всех все всегда должно быть общим и никто не должен иметь ничего отдельно, тот же, кто имеет отдельно, смертельно грешит» '.

Сходные мысли можно обнаружить и у анабаптистов — членов «Мюнстерской коммуны», поставивших перед собой в 1534 г. цель осно­вать идеальное поселение «Новый Иерусалим». За короткий период своей власти в трудных условиях осады и голода они ввели обществен­ную собственность, общественное питание, заботу о бедных и обучение взрослого населения. Представления о коллективной жизни и труде без частной собственности, можно усматривать в уставах монастырей, а также в народных повествованиях о сказочных странах справедливос­ти и изобилия, выразивших мечту о лучшей организации человеческих отношений.

Помимо мечты о создании идеального поселения в соответствии с библейскими представлениями в народных утопиях появляется также отрицание городов. Так, например, в одном из текстов народного сек-танства в Чехии высказывается мысль о том, что «до сотворения неба и земли не было никакого позора и никакого страха, ни денег, ни письма, ни короля, ни города, а все были одного языка и имели всего в обилии. и у всех была одинаковая одежда прекрасная, белая, полотняная» 2 . Уже здесь мы находим утопическое выражение двух основных тенден­ций— преобразование города и его отрицание, характерных для всего развития градостроительных теорий.

Первой классической утопией является произведение английского философа и государственного деятеля Томаса Мора, давшее также имя всему идейному направлению. В 1516 г. в Лувене на латинском языке

16. Томас Мор. Амауро-Tti.uстолица острова Утопии. Почти квадрат­ный город делится на че­тыре квартала (в каж­дом 1500 семей), а они, в свою очередь, делятся на более мелкие части (по 30 семей), причем в каждой части есть соб­ственные залы собраний

выходит его «Золотая книга, столь же полез­ная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» 3 .

й.
600 1000
2000 м

Ее основой служит обычный для утопи­стов выдуманный рас­сказ о морском путе­шествии и о пребыва­нии на неизвестном острове. Мнимая бесе­да Мора с мореплава­телем Рафаилом Гит-лодеем становится по­водом для критики то­гдашнего общества и для толкования иде­ального общественного устройства в Утопии. Она свидетельствует не только об образованности и широте кругозора своего автора, но и об его глубоких раздумьях над дальнейшим развитием человеческого об­щества.

Томас Мор в своей клиге поднимает ряд вопросов, актуальных еще и сегодня. Это вопросы оптимальных размеров городов и их равномер­ной сети, о значении общественного обслуживания и обобществления ряда функций. В настоящее время все это мы уже не считаем утопией. Другим выдающимся утопистом является образованный итальян­ский монах Джиан Доменико Кампанелла, известный под своим мо­настырским именем Томмазо. В тюрьме, в которую он за участие в под­готовке восстания против испанцев в Неаполе был брошен сроком на 26 лет, он написал в 1602 г. свой «Город солнца», (Civitas Solis; Idea Rei publicae Philosophiae), впервые изданный во Франкфурте в 1623 г. Кампанелла отталкивался от античных образцов и до сих пор неизвест­но, знал ли он «Утопию» Томаса Мора. В самой Италии его предшест­венником был флорентийский писатель Антонию Франческо Дони, на­рисовавший картину утопического государства в виде идеализирован­ного круглого в плане города со 100 радиальными улицами, с общественной организацией производства, но в то же время с господст­вом церковной иерархии.

В отличие от Мора Кампанелла считает работу обязанностью и делом чести всех граждан. Заслуживает внимания тот факт, что Кампанелла говорит о летающих транспортных средствах, а также судах, которые приводятся в движение без помо­щи ветра и весел. Его государство расположено в районе экватора в Индийском океа­не и сосредоточено в одном городе.

Идея его города обнаруживает очевидную связь с идеальными горо­дами теоретиков Возрождения и оказывается ближе всего к кругооб­разным городам, располагаемым на склонах. Такие города описывают­ся в трактате Франческо ди Джорджо Мартини во второй половине XV в. Теоретикам того времени было очень важно подчеркивание обо­ронительной системы, еще более мощной, чем в «Утопии» Мора, хотя оба рисуют картину идеальных государств, расположенных к тому же на островах среди океана 4 .

Наиболее характерная черта города Кампанеллы — это то, что «сте­ны там, внутренние и внешние, нижние и верхние, расписаны превос­ходнейшею живописью, в удивительно стройной последовательности отображающей все науки» 5 . Описанный им храм, свидетельствующий об увлеченности Кампанеллы астрологией и астрономией, напоминает

зз

Христианский город Андрее

скорее современный планетарий, музей или метеорологическую стан­цию, чем святилище. На отдельных круглых стенах изображены звезды,, математические фигуры и формулы, карты и дано описание всех стран. Изображены там реки, деревья, животные, а также рабочие инструмен­ты, портреты выдающихся исторических личностей, изобретателей и ученых.

Кампанелла подчеркивает значение такого способа распростране­ния знаний. Интересно, что А. В. Луначарский в своих воспоминаниях говорил о том, что В. И. Ленин при разработке плана монументальной пропаганды в первые годы после революции воодушевлялся именно этими идеями 6 .

Первым немецким утопическим произведением является описание республики Христианополис, автор которого — протестантский священ­ник, гуманист и педагог Иоган Валентин Андреа. Исследователи до сих пор спорят об оригинальности этого сочинения и указывают на много­численные совпадения с Кампанеллой и Мором. В частности, говорят о том, что Андреа переводил сонеты Кампанеллы, а в 1619 г. познакомил­ся с рукописью «Солнечного города» у его франкфуртского издателя Тобиаша Адами, который был другом Андреа. Справедливо и то, что приводятся существенные различия этих трех работ. Работа Андреа 7 , в отличие от произведений его предшественников, имеет форму письма, состоящего из 100 глав, его остров — Caphar Salama, т. е. «район мира», имеет треугольный план, и на нем расположен один город-государство, представляющий собой республику, которой управляет триумвират. Именно у Андреа впервые появляется мотив кораблекрушения у ост­рова, часто повторяемый в позднейших утопиях.

Описание города весьма подробно, рассматриваются отдельные до­ма и улицы, системы найма гражданами домов, общественные столо­вые, школы-интернаты и системы коллонад для пешеходов. В каждой квартире города Андреа есть то, чего пока еще нет в каждой квартире современных городов — три комнаты, ванна, спальня и кухня, балкон и небольшой садик. В городе есть сады; а также настенная роспись не только на внешних сторонах здания, но и в интерьерах.

Конечно, и Андреа отдает дань оборонительной лихорадке того вре­мени и в решении общей планировки оказывается близок к идеальному городу Дюрера. Но в то же время он вносит много новых элементов, ка­сающихся, в частности, жилья и системы благоустройства города.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: