Обзор судебной практики по применению законодательства регулирующего назначение и проведение

Обновлено: 25.04.2024

Верховный Суд РФ совместно с верховными судами субъектов РФ подготовил Обзор судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам (далее — Обзор). Обзор по большей части носит описательный характер, в нем обобщаются практика применения положений процессуального законодательства об экспертизе и возникающие при этом трудности.

В Обзоре указывается на то, что одним из важных источников установления наличия или отсутствия обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданских дел, является заключение экспертов (ст. 55 ГПК РФ). При этом отмечается, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов частного и публичного права (ст. 2 ГПК РФ).

Проблемы, которые возникают у судов при назначении экспертиз, согласно выводам, содержащимся в Обзоре, должны устраняться путем строгого выполнения судьями требований процессуального законодательства в части определения обстоятельств, имеющих значение для дела (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ), назначения и проведения экспертиз (ст. ст. 79 — 87 ГПК РФ), соблюдения сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел (ст. 154 ГПК РФ), а также повышения уровня организации деятельности судов и профессиональной квалификации судей.

Схожие вопросы уже не в первый раз рассматриваются судами общей юрисдикции (см., к примеру, Обобщение Московского областного суда от 03.09.2009 «Обобщение судебной практики по гражданским делам, находящимся в производстве судов общей юрисдикции Московской области свыше одного года по причине проведения экспертиз»).

В Обзоре приводятся статистические данные в отношении 74 529 экспертиз. Период, за который взяты эти данные, а также какими судами назначены указанные экспертизы, в Обзоре не поясняется.

22,2 процента от общего числа экспертиз были назначены при невозможности вынесения правильного решения без их проведения, включая случаи, прямо предусмотренные законом (ст. 283, ч. 2 ст. 286 ГПК РФ). Результаты этих экспертиз легли в основу выносимых судебных решений, поскольку иным образом нельзя было установить какой-либо факт, имеющий значение для разрешения дела, и (или) отсутствовали иные доказательства, с достоверностью подтверждающие или опровергающие данный факт.

В Обзоре отмечается, что большая часть экспертиз (72,7 процента) проводится государственными судебно-экспертными учреждениями. Чаще всего это следующие виды судебных экспертиз:

Чаще всего экспертиза по гражданскому делу назначается в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.

В Обзоре констатируется, что судебные определения о назначении экспертизы в основном соответствуют требованиям процессуального законодательства. Различные нарушения чаще всего заключаются в отсутствии в таком определении какой-либо необходимой информации (ч. 1 и 2 ст. 80, ст. 225 ГПК РФ). В Обзоре обращается внимание на то, что в определении о назначении судебной экспертизы должны содержаться, в частности, следующие сведения:

— сведения о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Особо отмечается, что недопустимо указывать в определении о назначении судебной экспертизы не ее наименование, а ожидаемые результаты ее проведения. В качестве примера такого указания в Обзоре приводится следующая выдержка из судебного определения: «судебная экспертиза по определению рыночной стоимости заложенного недвижимого имущества».

В Обзоре поясняется, что неверное наименование экспертизы в определении о ее назначении является следствием плохой осведомленности судей о классификации судебных экспертиз.

Возможны и нарушения территориального принципа при выборе государственного судебно-экспертного учреждения для проведения экспертизы. Определение суда о назначении экспертизы в этом случае также будет возвращено без исполнения.

В Обзоре отмечается, что суды должны учитывать, возможно ли проведение конкретного вида экспертизы в выбранной экспертной организации. Определение суда о назначении экспертизы в случае невозможности ее проведения будет возвращено без исполнения. В качестве примеров этого рода Верховный Суд РФ указывает на то, что землеустроительная экспертиза в судебно-экспертных учреждениях Минюста России не проводится.

Для предотвращения подобных ситуаций, влекущих увеличение сроков рассмотрения дела, судам рекомендуется заранее запрашивать необходимую информацию о возможности проведения конкретной экспертизы в выбранной экспертной организации.

В проведении экспертизы может быть отказано также и по причине неверного выбора экспертной организации. К примеру, суд может назначить проведение почерковедческой экспертизы по гражданскому делу экспертно-криминалистическому центру МВД, который в силу Приказа МВД России от 29.06.2005 N 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД Российской Федерации» вправе проводить экспертизу лишь по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Также в Обзоре отмечаются недостатки в составлении протоколов судебных заседаний, связанные с назначением экспертизы (ч. 2 ст. 229 ГПК РФ). В частности, в протоколе не указываются:

— сведения о разъяснении участвующим в деле лицам прав, связанных с назначением экспертизы (ч. 2 ст. 79 ГПК РФ), а также последствий уклонения стороны от экспертизы (ч. 3 ст. ! 79 ГПК РФ);

— данные о представлении участвующими в деле лицами вопросов, отклонении судом вопросов, обсуждении выбора экспертного учреждения или эксперта, о заявлении отвода эксперту.

Недопустимо также не составлять протокол судебных заседаний при совершении процессуальных действий, связанных с назначением экспертизы.

В Обзоре указывается, что суд при назначении экспертизы должен разъяснить лицам, участвующим в деле, их право представить суду вопросы, которые подлежат разрешению при проведении экспертиз (ст. 35 и ч. 2 ст. 79 ГПК РФ).

Окончательный круг вопросов эксперту определяет суд, который согласно ч. 2 ст. 79 ГПК РФ обязан мотивировать отказ в принятии предложенного вопроса (см., к примеру, Определения Московского городского суда от 30.11.2010 по делу N 33-34162/2010, Пермского краевого суда от 13.07.2010 по делу N 33-6016, Новосибирского областного суда от 04.06.2009 N 33-2405/2009). В качестве примера обоснования отказа в принятии вопроса для эксперта в Обзоре указывается на выдвинутое стороной по делу возражение о том, что при выяснении вопроса, предложенного другой стороной, документ, передаваемый на экспертизу, может быть частично уничтожен.

В судебной практике встречаются случаи немотивированного отклонения судом вопросов, предложенных сторонами (Определение Московского городского суда от 26.09.2011 по делу N 33-30776).

Верховный Суд РФ негативно оценивает практику представления сторонами по делу вопросов эксперту после назначения экспертизы. В Обзоре отмечается, что это сказывается на сроках ее проведения и нарушает ч. 2 ст. 79 ГПК РФ.

Отдельно указывается на недопустимость постановки перед экспертом вопросов правового характера, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть предметом исследования экспертных организаций, а являются неотъемлемой компетенцией суда. Аналогичные разъяснения уже давались высшей судебной инстанцией в п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству».

В Обзоре отмечается, что чаще всего такие ошибки совершаются при назначении экспертизы по делам, связанным с возмещением вреда в результате дорожно-транспортного происшествия. В качестве примера данной ошибки приводится поставленный перед экспертом вопрос о том, какие нормы Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» были нарушены стороной по делу, если эти нарушения имели место.

В Обзоре также отмечается, что судам следует различать даты проведения экспертизы и даты, не позднее которых результаты экспертизы должны быть представлены суду (ч. 1 ст. 80 ГПК РФ). Верховный Суд РФ в таких ситуациях рекомендует обращаться к Методическим рекомендациям по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (утв. Приказом Минюста России от 20.12.2002 N 346) или указывать конкретные даты в определении о назначении экспертизы после предварительной договоренности с экспертными организациями.

Верховный Суд РФ отрицательно оценивает ситуации, когда в определениях о назначении экспертиз сроки их проведения, а также сроки подготовки и направления экспертного заключения в суд не установлены или же даны лишь ориентировочные сроки их выполнения. В Обзоре указывается, что отсутствие определенности в этом вопросе затягивает процесс, поскольку требует временных затрат на переписку с экспертной организацией и участниками процесса. Специально отмечается, что загруженность либо отсутствие экспертов в ! необходимой области знаний, значительный объем представленных на экспертизу материалов, большой перечень поставленных перед экспертами вопросов не могут служить достаточным обоснованием для допущения таких нарушений.

Отсутствие конкретных сроков проведения экспертизы в определении о ее назначении нарушает положения ст. 80 ГПК РФ, а также отрицательно сказывается на соблюдении процессуальных сроков, установленных ст. 154 ГПК РФ (см., к примеру, Определения Московского городского суда от 04.08.2011 по делу N 33-24417, от 04.07.2011 по ! делу N 33-20570/2011 г.). Однако в практике встречается, что суды высказывают точку зрения, согласно к! оторой отсутствие дат в определении о назначении экспертизы влечет отмену таких определений (см., к примеру, Определение Санкт-Петерб ургского городского суда от 15.12.2009 N 16271).

В отсутствие указаний о сроках проведения экспертизы (или в случае их неопределенности) эксперт не может быть привлечен к ответственности за невыполнение требования суда о направлении заключения в установленный срок (абз. 4 ч. 1 ст. 85 ГПК РФ), что может отрицательно сказываться на мотивации эксперта к добросовестному исполнению своих обязанностей.

Если суду необходимо проведение исследований в различных областях знаний, он может назначить проведение комплексной экспертизы (ст. 82 ГПК РФ, ст. 23 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»). Также комплексная экспертиза может быть назначена, если требуется использование различных научных направлений в пределах одной области знаний.

Заключение эксперта – один из источников сведений, на основании которых суд устанавливает факты, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Как и любое другое доказательство, оно будет иметь юридическую силу при условии, что получено с соблюдением закона. В этой колонке я рассмотрю ошибки, которые допускаются судом при назначении экспертизы в гражданском процессе и возможности их предупреждения во избежание затягивания сроков для рассмотрения дела, признания заключения эксперта недопустимым доказательством, а также увеличения расходов по делу.

Порядок назначения экспертизы

Процедура назначения экспертизы в гражданском процессе регламентируется ст. 79-80 Гражданского процессуального кодекса.

Назначение судебной экспертизы осуществляется судом по собственной инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в процессе. В ряде дел, таких как дела о признании гражданина недееспособным, проведение экспертизы является обязательным процессуальным действием (ст. 283 ГПК РФ).

Экспертиза может быть назначена как на стадии подготовки к судебному разбирательству, так в и процессе самого судебного разбирательства.

Поводом для проведения экспертизы является возникновение в деле вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, и для разрешения которых недостаточно опросить в судебном заседании специалиста. Назначение экспертизы должно быть обоснованным.

Перед вынесением определения о назначении экспертизы суд:

  • устанавливает факты, для подтверждения которых необходимо проведение экспертизы;
  • определяется с видом экспертизы;
  • выбирает судебно-экспертное учреждение или эксперта (экспертов);
  • рассматривает ходатайства об отводе экспертов, если таковые имеются;
  • формулирует круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта;
  • обозначает дату назначения экспертизы и дату, не позднее которой заключение должно быть составлено и направлено экспертом в суд;
  • решает вопрос о предоставлении эксперту материалов и документов для сравнительного исследования, особые условия обращения с ними, если это необходимо;
  • определяет за чей счет должна быть проведена экспертиза.

Выбор эксперта и определение круга вопросов осуществляются судом с учетом мнения участников процесса. Отклоняя вопросы, предложенные стороной по делу, суд обязан мотивировать свое решение.

Содержание определения о назначении экспертизы должно соответствовать требованиям ст. 80, ст. 225 ГПК РФ.

Эксперт предупреждается судом или руководителем судебно-экспертного учреждения об ответственности, предусмотренной ст. 307 Уголовного кодекса.

Далее, суд имеет право воспользоваться правом, представленным ст. 216 ГПК РФ, и приостановить производство по делу.

Ошибки в судебной практике

Анализ правоприменительной практики в этом вопросе приведен в Обзоре судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 декабря 2011 года (далее – Обзор). Изучение обобщений, проведенных на уровне верховных судов субъектов РФ, показывает, что Обзор сохраняет актуальность и в настоящий момент. Приведем типичные ошибки судов при назначении экспертизы.

Не указано наименование вида экспертизы. В отдельных случаях вместо названия экспертизы суды указывали ожидаемые от исследования результаты. Так, в одном определении экспертиза была названа: "судебная экспертиза по определению рыночной стоимости заложенного имущества". Назначаются несуществующие виды экспертиз. Перечень возможных видов судебных экспертиз содержится в Приказе Минюста России от 27 декабря 2012 г. № 237 "Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России".

Неверно определен вид экспертизы. Судом на разрешение эксперта поставлены вопросы, на которые не могли быть получены ответы в результате указанного в определении вида экспертизы.

Неверно указан тип экспертизы (повторная или дополнительная). Повторная экспертиза согласно ст. 87 ГПК РФ, ст. 20 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" назначается судом, когда есть основания сомневаться в объективности и обоснованности заключения эксперта. Дополнительная экспертиза, как правило, имеет место быть при выявлении неясности, неточности, неполноте выводов эксперта. Эта ошибка может повлечь неверное решение вопроса о том, возможно ли поручение этой же экспертизы тому же эксперту.

Не определены даты проведения экспертизы и даты предоставления суду заключения эксперта. При определении сроков судьи руководствуются Методическими рекомендациями по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской федерации, утв. приказом Минюста России от 20 декабря 2002 года № 346, а также сложившейся практикой по срокам проведенных ранее экспертиз. Отсутствие конкретной даты в определении о назначении экспертизы также приводит к неопределенности, и как следствие затягиванию процесса во времени.

Ошибочный выбор экспертного учреждения или эксперта. Не всегда предварительно выяснялась возможность конкретного экспертного учреждения провести необходимые вид экспертизы, наличие соответствующей материально-технической базы или условий для проведения экспертизы.

Не составлялся протокол судебного заседания или составлялся с нарушением ст. 228 ГПК РФ. Обязанность суда – составлять протокол при проведении каждого отдельного процессуального действия. Применительно к назначению экспертизы в протоколе подлежат обязательному отражению: лицо, ходатайствующее о назначении экспертизы, сведения о разъяснении прав участникам процесса и последствий уклонения от экспертизы, данные о представление сторонами вопросов для исследования, обсуждений выбора эксперта, заявления отводу эксперта.

На разрешение экспертам ставились вопросы правового характера. Например, разрешение такие вопросов, как: "Соответствовали ли действия истца и ответчика перед столкновением ПДД, и если нет, то какие пункты ПДД были нарушены?" или "Нуждается ли данный гражданин в установлении опеки?" относится к компетенции суда, и ставить их перед экспертом считается недопустимым.

В большинстве из перечисленных нарушений определение о назначении судебной экспертизы и материалы для ее проведения возвращаются из экспертного учреждения без исполнения обратно в суд для уточнения соответствующих пунктов. Данное обстоятельство приводит к затягиванию сроков разрешения дела по существу.

Возможности участников процесса

Ошибкой со стороны участников процесса является пассивное поведение в процессе и предоставление решений всех вопросов, касающихся назначения экспертизы, на откуп суду и другой стороне по делу.

Важно ясно представлять возможности того или иного вида экспертизы и результаты, которые она может дать. В ходатайстве о назначении экспертизы необходимо обосновать ее назначение и указать конкретный факт, для установления которого требуется специальные знания. Предложенные на разрешение эксперта вопросы должны быть конкретны, понятны, корректно сформулированы и последовательны. Для этого можно воспользоваться специальной литературой или проконсультироваться со специалистом. Предлагая суду эксперта, желательно предварительно провести мониторинг уже проведенных ранее аналогичных судебных экспертиз и экспертов, работающих в нужной сфере, и предоставить суду информацию об экспертном учреждении или данные эксперта (экспертов) с указанием сведений об их компетентности, стаже эксперта, сроков, за которые он проведет экспертизу, и стоимость его услуг.

При назначении экспертизы по инициативе суда также важно активно пользоваться предоставленными сторонам процессуальными правами, контролировать внесение соответствующих замечаний в протокол судебного заседания и знакомиться с вынесенным определением о назначении экспертизы.

Последнее приобретает особое значение в связи с тем, что формально законодатель дает возможность принесения частной жалобы на определение суда о назначении экспертизы только в отношении вопросов, связанных с судебными расходами (ст. 104 ГПК РФ), а также приостановлении производства по делу (ст. 218 ГПК РФ).

Это мотивируется тем, что определение суда о назначении экспертизы само по себе не исключает возможность дальнейшего движения дела и в соответствии со ст. 331 ГПК РФ частные жалобы на определения суда такого рода не подаются. Возможность обжалования определения отсутствует и в ст. 80 ГПК РФ, касающейся непосредственно определения суда о назначении экспертизы.

Право оспорить выбор суда в отношении эксперта и круга вопросов процессуальное законодательство не предоставляет. В случае вынесения неблагоприятного решения возможно включить свои доводы в аппеляционную жалобу, воспользовавшись правом, указанным в п. 3 ст. 331 ГПК РФ.

Верховный суд России усилил роль прецедентов: своих позиций по принципиальным вопросам, высказанных в конкретных делах. Нижестоящие суды больше не вправе игнорировать официальное мнение высокой инстанции.

REUTERS

Сегодня "Российская газета" публикует два постановления пленума Верховного суда, которые юристы уже назвали прорывными. По сути у нас закрепляются элементы прецедентного права.

Документы разъясняют тонкости рассмотрения дел в апелляционных и кассационных инстанциях. В постановлении, касающемся кассационных судов, дано четкое указание: проверять выводы первой и апелляционной инстанции на предмет соответствия правовым позициям Верховного суда России. Если нижестоящие инстанции рассудили как-то по-своему, вынесенные решения надо отменить.

Судебная практика должна быть единой по всей стране. Не может быть каких-то особенных - рязанских или уральских - трактовок закона. Мы должны понимать, что по типовому делу сюрпризов не будет, судьи решат, как положено, а не как им заблагорассудится.

Иногда на практике, действительно, возникают спорные вопросы и поначалу единого подхода нет. Например, в одном из регионов налоговая инспекция стала требовать с граждан так называемые налоги с покупок. Допустим, купил фермер дорогой автомобиль. А налоговая выставила счет: мол, мы не видели, как вы заработали эти деньги, но раз откуда-то они у вас появились, вы должны заплатить с них налог. Машина стоила миллион? Прекрасно, говорила налоговая, вы должны заплатить в казну 130 тысяч рублей. Все честно.

Некоторые суды соглашались с такой логикой, некоторые нет. Все ждали, когда первое такое дело дойдет до Верховного суда России.

Судебная практика должна быть единой по всей стране. Не может быть каких-то особенных - рязанских или уральских - трактовок закона

Высокая инстанция четко сказала: нет, такой налог незаконен. Права граждан были защищены отныне и впредь. Как только Верховный суд высказался и отменил "налог с покупки" по конкретному делу, все остальные подобные дела решились сами собой. Где налоговая сняла сама претензии, где суды отклонили ее требования. Само же прецедентное решение было включено в обзор судебной практики Верховного суда России. Если у кого-то возникнут проблемы, можно будет сослаться на этот документ. Но проблемы не возникнут, налоговая инспеция действуют законопослушно: раз нельзя, так не делается. Именно так все и работает. Однако, как рассказывает адвокат Вячеслав Голенев, на практике иногда суды делают вид, что не замечают правовых позиций высокой инстанции.

Поэтому принятые постановления он назвал существенным шагом вперед. Публикуемые в сегодняшнем номере "РГ" постановления пленума дают разъяснения арбитражным судам. Однако, по мнению экспертов, аналогичные подходы могут и должны быть закреплены в отношении кассационных судов общей юрисдикции - как по делам, рассматриваемым по ГПК, так и рассматриваемым по Кодексу административного судопроизводства.

"Кассационная практика арбитражных кассационных судов нарабатывалась почти 30 лет, - говорит Вячеслав Голенев. - Нормы ГПК и Кодекса административного судопроизводства по "новой кассации" во многом заимствованы из положений АПК РФ об арбитражном кассационном судопроизводстве".

Так что суды общей юрисдикции тоже не вправе игнорировать правовые позиции Верховного суда страны.

"Поэтому обоснованным является распространение положительного опыта арбитражных кассационных судов и в кассационных судах общей юрисдикции, - говорит адвокат Вячеслав Голенев. - Но крайне важно, что принятые постановления сейчас позволят усовершенствовать практику именно в арбитражных судах".

Он привел пример из своей практики. Бывает, крупная компания искусственно дробится на несколько мелких организаций, чтобы каждая из них платила налог по упрощенной системе. В принципе это нарушение, так как является типичной схемой ухода от налогов. Когда налоговая инспекция ловит предпринимателей на этом, то предъявляет обоснованные претензии. Но возникает вопрос, по какой формуле рассчитывать НДС в данном случае. Есть два варианта, в одном случае выходит больше, в другом - меньше.

По словам адвоката, Верховный суд России не раз высказывал позицию, что в таких делах применяться должна гуманная формула. Но некоторые арбитражные суды продолжают выносить решения, противоречащие правовым подходам высокой инстанции. Теперь же они будут обязаны принять во внимание обзор судебной практики Верховного суда России и определения по конкретным делам. И объяснить, почему они не подходят в данном случае, если, по мнению суда, случай совершенно иной.

В свою очередь адвокат Алексей Сикайло обратил внимание, что оба постановления интересны в первую очередь в части уточнения такой категории жалобщиков, как "иные лица, о правах и обязанностях которых принят оспариваемый судебный акт". Проще говоря, тех, кто не участвовал в ходе разбирательства дела в первой инстанции, не являлся стороной процесса, но все-таки не может оставаться в стороне. "Предлагается толковать эту категорию лиц достаточно широко", - подчеркивает адвокат.

Прецедентное право берет свое начало в Британии и лежит в основе судебных систем многих бывших колоний британской империи. В США во время судебных процессов разворачиваются настоящие баталии между защитниками и обвинителями, каждая сторона приводит свои примеры того, как поступали во время рассмотрения схожих дел. Дело в том, что еще в колониальный период судьи использовали английские сборники судебных отчетов, чтобы вынести вердикт по тому или иному спору, учитывая при этом и местные обычаи. Примечательно, что нижестоящие суды должны следовать решениям вышестоящих (вплоть до Верховного), однако могут и не руководствоваться ранее вынесенным вердиктом, создав новый прецедент. Сложность системы заключается еще в том, что в каждом американском штате действует своя правовая система со своими прецедентами.

Во Франции на практике все более значимую роль играют прецеденты, и этому есть вполне логичное объяснение. Дело в том, что при толковании законов то и дело возникают пробелы, а обязанность заполнять их на основе имеющихся прецедентов закреплена за Кассационным судом, что обозначено в статье 4 Гражданского кодекса Франции. Причем решения по этим вопросам публикуются в особых сборниках, что позволяет судьям знакомиться с новыми прецедентами, и применять их в схожих случаях. Более того, судебные прецеденты широко используются в административной юстиции, где высшей судебной инстанцией является Государственный совет. Именно отталкиваясь от прецедентов, он выносит многие свои вердикты. Тем не менее строгой обязанности нижестоящих судебных инстанций равняться на прецедентные решения вышестоящих во Франции нет.

Судебные решения Верховного Кассационного суда Италии являются обязательными лишь для каждого отдельного представленного случая, но при этом не всегда являются прецедентом в отношении других будущих случаев. Тем не менее судебное решение, пройдя кассационную фазу, может восприниматься другими судами в качестве прецедента. "При подготовке к любому процессу мы в обязательном порядке изучаем прецедентные вердикты, вынесенные кассационной инстанцией. Тем не менее решение остается за конкретным судом первой инстанции или апелляционным судом, который может принять к сведению вердикт Кассационного суда", - рассказала "РГ" магистр международного и европейского права, юрист-международник "Адвокатского бюро Грассо" Наталия Грассо.

Помощь адвоката. Юридическая консультация.

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛКИ!

Юридические УСЛУГИ / Юридическая КОНСУЛЬТАЦИЯ в Самаре!

ЗВОНИТЕ НАМ!

Юридические услуги в Самаре!

Главная | Обзоры / Вопросы | Юр. вопросы | "Обзор судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2011)

Верховный Суд РФ обобщил практику назначения и проведения судебной экспертизы по гражданским делам

В обзоре приведены положительные и негативные примеры выполнения судами требований норм ГПК РФ и Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности", устанавливающих:

порядок назначения судебных экспертиз (содержание соответствующего определения суда, в частности, правильная классификация видов экспертиз, а также наличие и содержание протоколов судебных заседаний, в которых заявлялись ходатайства о назначении экспертизы);

порядок определения дат и сроков проведения экспертиз;

основания для назначения комплексных, комиссионных, дополнительных и повторных экспертиз;

возможность назначения экспертизы по заявлениям о подложности имеющихся в деле доказательств (рассмотрены примеры назначения почерковедческой экспертизы);

обязанность разъяснения сторонам и другим участвующим в деле лицам права представлять суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертиз;

последствия уклонения от проведения экспертизы (в частности, по делам об установлении отцовства);

порядок приостановления производства по делу в связи с назначением экспертизы;

порядок, в т.ч. основания, выбора конкретного экспертного учреждения или эксперта;

порядок распределения судебных расходов (его оформления в судебном решении), касающихся оплаты проведенной по делу экспертизы.

В обзоре приведены также выводы Европейского Суда по правам человека о причинах задержки судебных разбирательств в связи с проведением экспертизы, сделанные, в том числе, на основании материалов дел по искам граждан Российской Федерации.

Верховный Суд РФ совместно с верховными судами субъектов РФ подготовил Обзор судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам (далее — Обзор). Обзор по большей части носит описательный характер, в нем обобщаются практика применения положений процессуального законодательства об экспертизе и возникающие при этом трудности.

В Обзоре указывается на то, что одним из важных источников установления наличия или отсутствия обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданских дел, является заключение экспертов (ст. 55 ГПК РФ). При этом отмечается, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов частного и публичного права (ст. 2 ГПК РФ).

Проблемы, которые возникают у судов при назначении экспертиз, согласно выводам, содержащимся в Обзоре, должны устраняться путем строгого выполнения судьями требований процессуального законодательства в части определения обстоятельств, имеющих значение для дела (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ), назначения и проведения экспертиз (ст. ст. 79 — 87 ГПК РФ), соблюдения сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел (ст. 154 ГПК РФ), а также повышения уровня организации деятельности судов и профессиональной квалификации судей.

Схожие вопросы уже не в первый раз рассматриваются судами общей юрисдикции (см., к примеру, Обобщение Московского областного суда от 03.09.2009 «Обобщение судебной практики по гражданским делам, находящимся в производстве судов общей юрисдикции Московской области свыше одного года по причине проведения экспертиз»).

В Обзоре приводятся статистические данные в отношении 74 529 экспертиз. Период, за который взяты эти данные, а также какими судами назначены указанные экспертизы, в Обзоре не поясняется.

22,2 процента от общего числа экспертиз были назначены при невозможности вынесения правильного решения без их проведения, включая случаи, прямо предусмотренные законом (ст. 283, ч. 2 ст. 286 ГПК РФ). Результаты этих экспертиз легли в основу выносимых судебных решений, поскольку иным образом нельзя было установить какой-либо факт, имеющий значение для разрешения дела, и (или) отсутствовали иные доказательства, с достоверностью подтверждающие или опровергающие данный факт.

В Обзоре отмечается, что большая часть экспертиз (72,7 процента) проводится государственными судебно-экспертными учреждениями. Чаще всего это следующие виды судебных экспертиз:

Чаще всего экспертиза по гражданскому делу назначается в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.

В Обзоре констатируется, что судебные определения о назначении экспертизы в основном соответствуют требованиям процессуального законодательства. Различные нарушения чаще всего заключаются в отсутствии в таком определении какой-либо необходимой информации (ч. 1 и 2 ст. 80, ст. 225 ГПК РФ). В Обзоре обращается внимание на то, что в определении о назначении судебной экспертизы должны содержаться, в частности, следующие сведения:

— сведения о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Особо отмечается, что недопустимо указывать в определении о назначении судебной экспертизы не ее наименование, а ожидаемые результаты ее проведения. В качестве примера такого указания в Обзоре приводится следующая выдержка из судебного определения: «судебная экспертиза по определению рыночной стоимости заложенного недвижимого имущества».

В Обзоре поясняется, что неверное наименование экспертизы в определении о ее назначении является следствием плохой осведомленности судей о классификации судебных экспертиз.

Возможны и нарушения территориального принципа при выборе государственного судебно-экспертного учреждения для проведения экспертизы. Определение суда о назначении экспертизы в этом случае также будет возвращено без исполнения.

В Обзоре отмечается, что суды должны учитывать, возможно ли проведение конкретного вида экспертизы в выбранной экспертной организации. Определение суда о назначении экспертизы в случае невозможности ее проведения будет возвращено без исполнения. В качестве примеров этого рода Верховный Суд РФ указывает на то, что землеустроительная экспертиза в судебно-экспертных учреждениях Минюста России не проводится.

Для предотвращения подобных ситуаций, влекущих увеличение сроков рассмотрения дела, судам рекомендуется заранее запрашивать необходимую информацию о возможности проведения конкретной экспертизы в выбранной экспертной организации.

В проведении экспертизы может быть отказано также и по причине неверного выбора экспертной организации. К примеру, суд может назначить проведение почерковедческой экспертизы по гражданскому делу экспертно-криминалистическому центру МВД, который в силу Приказа МВД России от 29.06.2005 N 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД Российской Федерации» вправе проводить экспертизу лишь по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Также в Обзоре отмечаются недостатки в составлении протоколов судебных заседаний, связанные с назначением экспертизы (ч. 2 ст. 229 ГПК РФ). В частности, в протоколе не указываются:

— сведения о разъяснении участвующим в деле лицам прав, связанных с назначением экспертизы (ч. 2 ст. 79 ГПК РФ), а также последствий уклонения стороны от экспертизы (ч. 3 ст. ! 79 ГПК РФ);

— данные о представлении участвующими в деле лицами вопросов, отклонении судом вопросов, обсуждении выбора экспертного учреждения или эксперта, о заявлении отвода эксперту.

Недопустимо также не составлять протокол судебных заседаний при совершении процессуальных действий, связанных с назначением экспертизы.

В Обзоре указывается, что суд при назначении экспертизы должен разъяснить лицам, участвующим в деле, их право представить суду вопросы, которые подлежат разрешению при проведении экспертиз (ст. 35 и ч. 2 ст. 79 ГПК РФ).

Окончательный круг вопросов эксперту определяет суд, который согласно ч. 2 ст. 79 ГПК РФ обязан мотивировать отказ в принятии предложенного вопроса (см., к примеру, Определения Московского городского суда от 30.11.2010 по делу N 33-34162/2010, Пермского краевого суда от 13.07.2010 по делу N 33-6016, Новосибирского областного суда от 04.06.2009 N 33-2405/2009). В качестве примера обоснования отказа в принятии вопроса для эксперта в Обзоре указывается на выдвинутое стороной по делу возражение о том, что при выяснении вопроса, предложенного другой стороной, документ, передаваемый на экспертизу, может быть частично уничтожен.

В судебной практике встречаются случаи немотивированного отклонения судом вопросов, предложенных сторонами (Определение Московского городского суда от 26.09.2011 по делу N 33-30776).

Верховный Суд РФ негативно оценивает практику представления сторонами по делу вопросов эксперту после назначения экспертизы. В Обзоре отмечается, что это сказывается на сроках ее проведения и нарушает ч. 2 ст. 79 ГПК РФ.

Отдельно указывается на недопустимость постановки перед экспертом вопросов правового характера, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть предметом исследования экспертных организаций, а являются неотъемлемой компетенцией суда. Аналогичные разъяснения уже давались высшей судебной инстанцией в п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству».

В Обзоре отмечается, что чаще всего такие ошибки совершаются при назначении экспертизы по делам, связанным с возмещением вреда в результате дорожно-транспортного происшествия. В качестве примера данной ошибки приводится поставленный перед экспертом вопрос о том, какие нормы Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» были нарушены стороной по делу, если эти нарушения имели место.

В Обзоре также отмечается, что судам следует различать даты проведения экспертизы и даты, не позднее которых результаты экспертизы должны быть представлены суду (ч. 1 ст. 80 ГПК РФ). Верховный Суд РФ в таких ситуациях рекомендует обращаться к Методическим рекомендациям по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (утв. Приказом Минюста России от 20.12.2002 N 346) или указывать конкретные даты в определении о назначении экспертизы после предварительной договоренности с экспертными организациями.

Верховный Суд РФ отрицательно оценивает ситуации, когда в определениях о назначении экспертиз сроки их проведения, а также сроки подготовки и направления экспертного заключения в суд не установлены или же даны лишь ориентировочные сроки их выполнения. В Обзоре указывается, что отсутствие определенности в этом вопросе затягивает процесс, поскольку требует временных затрат на переписку с экспертной организацией и участниками процесса. Специально отмечается, что загруженность либо отсутствие экспертов в ! необходимой области знаний, значительный объем представленных на экспертизу материалов, большой перечень поставленных перед экспертами вопросов не могут служить достаточным обоснованием для допущения таких нарушений.

Отсутствие конкретных сроков проведения экспертизы в определении о ее назначении нарушает положения ст. 80 ГПК РФ, а также отрицательно сказывается на соблюдении процессуальных сроков, установленных ст. 154 ГПК РФ (см., к примеру, Определения Московского городского суда от 04.08.2011 по делу N 33-24417, от 04.07.2011 по ! делу N 33-20570/2011 г.). Однако в практике встречается, что суды высказывают точку зрения, согласно к! оторой отсутствие дат в определении о назначении экспертизы влечет отмену таких определений (см., к примеру, Определение Санкт-Петерб ургского городского суда от 15.12.2009 N 16271).

В отсутствие указаний о сроках проведения экспертизы (или в случае их неопределенности) эксперт не может быть привлечен к ответственности за невыполнение требования суда о направлении заключения в установленный срок (абз. 4 ч. 1 ст. 85 ГПК РФ), что может отрицательно сказываться на мотивации эксперта к добросовестному исполнению своих обязанностей.

Если суду необходимо проведение исследований в различных областях знаний, он может назначить проведение комплексной экспертизы (ст. 82 ГПК РФ, ст. 23 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»). Также комплексная экспертиза может быть назначена, если требуется использование различных научных направлений в пределах одной области знаний.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: