Обзор судебной практики по делам связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания

Обновлено: 28.04.2024

Верховным Судом РФ проведено изучение судебной практики рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Изучение судебной практики показало, что в основном споры указанной категории возникают в связи с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством.

В связи с этим судами рассматривались дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, межведомственных комиссий по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания, определением сроков расселения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, о внеочередном предоставлении жилого помещения, о выселении, об обеспечении жилищных прав собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и другие споры.

Анализ судебной практики рассмотрения дел указанной категории свидетельствует о том, что суды в основном правильно определяют закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуются положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

I. Некоторые вопросы рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и межведомственных комиссий, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определением сроков расселения таких домов

1.1. Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

1.2. При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.

1.3. Удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.

1.4. Вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.

II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания

2.1. Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

2.2. Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

2.3. Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

2.4. Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

2.5. При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

2.6. Возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного пользования, действующим законодательством не предусмотрена.

2.7. При рассмотрении дела о предоставлении жилого помещения собственнику, утратившему пригодное для проживания жилье, необходимо принимать во внимание весь комплекс юридически значимых обстоятельств, в том числе характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат.

III. Обеспечение жилищных прав нанимателя по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания

3.1. При рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

3.2. Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

3.3. Если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

3.4. Площадь жилого помещения, находящегося в собственности нанимателя или члена его семьи, не подлежит учету при определении площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в связи с выселением из аварийного жилья.

3.5. Требования органа местного самоуправления о выселении нанимателя и членов его семьи из аварийного жилого помещения не могут быть удовлетворены, если будет установлено, что предлагаемое для переселения жилое помещение не отвечает уровню благоустроенности, достигнутому в данном населенном пункте, или может привести к ухудшению жилищных условий.

3.6. В случае, если ответчик, возражающий против переселения в конкретное жилое помещение, ссылается на его непригодность для проживания, то юридически значимым обстоятельством, которое входит в предмет доказывания и подлежит исследованию судом, является установление соответствия предлагаемого жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам.

3.7. Предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.

3.8. При оценке потребительских свойств жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, помимо обстоятельств, перечисленных в статье 89 ЖК РФ, необходимо учитывать и иные обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
* * *
Полный текст Обзора смотрите в прилагаемом файле.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком " "

Верховным Судом Российской Федерации проведено изучение судебной практики рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Изучение судебной практики показало, что в основном споры указанной категории возникают в связи с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством.

В связи с этим судами рассматривались дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, межведомственных комиссий по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания, определением сроков расселения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, о внеочередном предоставлении жилого помещения, о выселении, об обеспечении жилищных прав собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и другие споры.

Анализ судебной практики рассмотрения дел указанной категории свидетельствует о том, что суды в основном правильно определяют закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуются положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".

Верховным Судом Российской Федерации проведено изучение судебной практики рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Изучение судебной практики показало, что в основном споры указанной категории возникают в связи с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством.

В связи с этим судами рассматривались дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, межведомственных комиссий по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания, определением сроков расселения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, о внеочередном предоставлении жилого помещения, о выселении, об обеспечении жилищных прав собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и другие споры.

Анализ судебной практики рассмотрения дел указанной категории свидетельствует о том, что суды в основном правильно определяют закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуются положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации". >>>


Право на жилище является одним из самых важных социально-экономических прав, закрепленного Конституцией РФ. В процессе распоряжения этим государственно — установленным благом у граждан, как титульных владельцев, так и у иных лиц возникают различные сложности, борьба за разрешение которых и явилась темой публикаций настоящей подборки.


Публикации по теме:

Затопление квартиры

  • Возмещение вреда, причиненного затоплением
    Праворуб: Спасение ответчика от возмещения вреда, причиненного затоплением.
    Ключевые моменты — необходимость доказать принадлежность внутриквартирного имущества к общему имуществу собственников, причины затопления должны быть отражены в Акте о затоплении
  • Взыскание ущерба, причиненного затоплением
    Праворуб: Залив квартиры. Определение виновника и зоны ответственности .
    Ключевые моменты — установление виновных в причинении ущерба лиц по принципу делимости имущества на общеквартирное и собственное

Коммунальные платежи

Выселение из жилого помещения

  • Прекращение договора найма и выселение из коммунальной квартиры
    Праворуб: Прекращение договора найма жилого помещения и выселение квартирантов .
    Ключевые моменты — использование жилого помещения не по назначению — основание для расторжения договора найма и выселения, проживание посторонних лиц по возмездным сделкам влечет обязанность письменного согласия других собственников жилого помещения
  • Выселение из служебного помещения
    Праворуб: Значение своевременной подготовки к процессу о выселении из служебного .
    Ключевые моменты — статус малоимущих как преграда для выселения из служебного жилья, установление срока для добровольного выселения обязательно
  • Выселение бывших собственников из жилого помещения
    Праворуб: Иск о выселении из квартиры. Встречный иск о признании недействительным .
    Ключевые моменты — прекращение права пользования — не исполнение ипотечных обязательств, встречный иск о признании торгов недействительными как возможность вернуть право пользования жилым помещением
  • Отсутствие оснований для выселения собственника за долги: спор с УК
    Праворуб: Выселение собственника за долги и списание долга с истекшим сроком .
    Ключевые моменты — добровольный выезд из жилого помещения по причине опасного для здоровья состояния иных проживающих лиц, возникновения долга за оплату коммунальных услуг и как следствие препятствия со стороны УК для вселения в пригодное для жилья помещение

Утрата/ признание права пользования жилым помещением

Иные дела

  • Снятие с регистрационного учета несовершеннолетнего без согласия законных представителей
    Праворуб: Снять с регистрацонного учёта (выписать) несовершеннолетнего .
    Ключевые моменты — несовершеннолетний, равно как и его представители не только не проживают в квартире, но и не несут обязанности по его содержанию, в связи с чем он считается не приобретшим права пользования жилым помещением
  • Признание договора социального найма, приватизации, двух договоров купли-продажи недействительными в силу их ничтожности
    Праворуб: Два подложных решения суда, признание четырёх сделок недействительными, .
    Ключевые моменты — мошеннические действия по отношению к владельцу жилого помещения, что повлекло утрату права собственности и переход ее к иным лицам по цепочке сделок, позднее признанных недействительными.

Документы из публикаций


Публикация обновляется по наличию новых материалов данной тематики


Уже много лет я изучаю вопросы, связанные с правами владельцев аварийного жилья. На данном сайте я уже неоднократно публиковал статьи о правовом положении нанимателей и собственников. Сейчас же хотелось бы рассказать о совершенно нелепой судебной практике по аварийному жилью в Архангельске, исходящей от Архангельского областного суда, которая буквально лишила многих собственников аварийных жилых помещений возможности в разумные сроки получить денежное возмещение и восстановить свои жилищные права.

Судебная практика по правам собственников аварийного жилья: как было раньше

Подробности о том, как получить деньги за аварийное жилье собственникам, можно узнать ЗДЕСЬ. Кратко:

1) Дом признается аварийным;

2) Орган местного самоуправления направляет собственникам аварийных жилых помещений требование о сносе или реконструкции дома в разумный срок;

3) По истечении указанного срока орган местного самоуправления принимает решение об изъятии аварийного дома, помещений в нем, земельного участка под ним;

4) После получения распоряжения об изъятии собственник может сразу обратиться в суд и взыскать возмещение за изъятое имущество.

Правовая база – 32 ЖК РФ.

Такая схема работала много лет. Все изменилось летом 2019 года.

Почему собственник аварийного жилья в Архангельске не может получить денежное возмещение за изымаемое помещение

Архангельский областной суд неожиданно пришел к следующим выводам: если дом находится в программе переселения, то собственник аварийного помещения не может взыскать возмещение в судебном порядке, а должен ждать, когда Администрация МО «Город Архангельск» получит деньги на расселение его дома.

Наглядно: есть аварийный дом №1 и аварийный дом №2. Дом №1 не попал в программу переселения, а дом №2 попал. Распоряжения об изъятии приняты. Собственник помещения в аварийном доме №1 идет в суд и взыскивает денежное возмещение. А вот собственник помещения в доме №2 будет ждать, когда Администрация САМА решит выплатить ему деньги. Действующая программа переселения из аварийного жилья действует до 2025 года. В нее вошли дома, признанные аварийными за период с 2012 по 2017 годы.

По федеральному законодательству Администрация ОБЯЗАНА выплатить собственникам возмещение за счет собственных средств, но по какой причине (по мнению Архангельского областного суда) имеет право этого не делать, так как лет через 5-6 ей будут выделены средства на расселение из федерального или областного бюджета.

Такая практика не выгодна никому, кроме власть имущих.

Я был своевременно вовремя предупрежден об изменении судебной практики. В тот момент к производству было принято 4 исковых заявления моих клиентов, чьи дома попали в программу переселения. Для того чтобы они не потеряли пошлину и право на повторное обращение в случае нормализации практики, пришлось просить суд оставить исковые заявления без рассмотрения.

То есть по своим делам отказных решений, которые мог бы оспорить, я не имею. В документах привожу практику по городу Архангельску, но в тех делах я не участвовал.

Аварийное жилье: итоги

Самой удивительное, что даже судьи первой инстанции в шоке от такого рода судебной практики. Но, конечно же, перечить областному суду они не могут. В связи с изменением процессуального законодательства с 01 октября 2019 года появилась надежда на отмену нелепых решений в кассации.

Вопрос чисто риторический: попасть в программу переселения из аварийного жилья — это счастье или все же беда?

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком " "

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: