Обязанности моториста на судне

Обновлено: 02.05.2024

Техническая эксплуатация судовых энергетических установок (далее - СЭУ), судовых систем, механизмов и технических средств морских судов и судов внутреннего плавания

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обеспечение на вспомогательном уровне бесперебойной работы главных и вспомогательных СЭУ и судовых технических средств

Механики и ремонтники летательных аппаратов, судов и железнодорожного подвижного состава

Отнесение к видам экономической деятельности:

Ремонт и техническое обслуживание прочих транспортных средств и оборудования

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Несение вахты в машинном отделении

Мониторинг работы СЭУ и судовых технических средств при несении машинной вахты

Несение вахты в котельном отделении

Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт СЭУ, судовых систем, механизмов и технических средств на

Техническая эксплуатация судового оборудования и механизмов на вспомогательном уровне

Техническое обслуживание и ремонт СЭУ, судовых систем, механизмов и технических средств на вспомогательном уровне

Проведение операций по заправке топливом (бункеровке) и перекачке топлива на вспомогательном уровне

Выполнение операций по осушению танков и балластировке судна на вспомогательном уровне

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция:

Несение вахты в машинном отделении

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Требования к образованию и обучению

Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки рабочих, программы повышения квалификации рабочих

среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих

Требования к опыту практической работы

Одобренный стаж работы на судне не менее двух месяцев

Особые условия допуска к работе

Лица не моложе 18 лет

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований)

Прохождение инструктажа по охране труда и проверка знаний требований охраны труда

Наличие квалификационного свидетельства

Наличие свидетельств о прохождении специальных подготовок, выданных учебно-тренажерным центром (далее - УТЦ)

Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Механики и ремонтники летательных аппаратов, судов и железнодорожного подвижного состава

3.1.1. Трудовая функция

Мониторинг работы СЭУ и судовых технических средств при несении машинной вахты

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Несение, передача машинной вахты в соответствии с принятыми на практике принципами и процедурами

Периодическая проверка СЭУ и судовых технических средств в соответствии с принятыми принципами и процедурами

Выполнение всех операций по изменению режимов работы СЭУ в соответствии с полученным распоряжением

Проведение внешнего осмотра СЭУ и судовых технических средств на предмет выявления отклонения параметров от норм

Снятие показаний приборов, регулировка и контроль рабочих параметров судовых технических средств в машинном отделении

Выявление небезопасных состояний и потенциальных опасностей в машинном помещении

Поддержание чистоты и порядка в машинном помещении

Выполнение действий при получении информации об аварии или нештатной ситуации в машинном помещении

Выполнять все переключения механизмов

Пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приборами

Пользоваться системами и оборудованием машинного помещения

Обслуживать СЭУ и судовые технические средства

Проводить осмотр машинного помещения на предмет наличия посторонних лиц и предметов

Использовать соответствующие системы внутрисудовой связи

Применять технические средства обеспечения транспортной безопасности

Выполнять мероприятия согласно расписанию по тревогам при актах незаконного вмешательства

Подавать сигналы бедствия различными средствами

Различать аварийно-предупредительные сигналы

Действовать при проведении различных видов тревог, в аварийных ситуациях и выполнять процедуры при чрезвычайных ситуациях

Применять средства борьбы за живучесть судна

Пользоваться аварийным снабжением судна, заводить пластырь, устанавливать "цементный ящик", осуществлять подкрепление водонепроницаемых переборок и заделку повреждений трубопроводов

Пользоваться противопожарным оборудованием в машинных помещениях

Применять индивидуальные и коллективные спасательные средства

Спускать и поднимать спасательные средства, дежурные шлюпки и спасательные плоты и управлять ими

Оказывать помощь людям, оказавшимся в воде

Оказывать первую помощь

Порядок несения вахты в машинном отделении

Команды по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты

Терминология, применяемая в машинном отделении, и названия механизмов и оборудования

Инструкции по обслуживанию СЭУ и судовых технических средств

Порядок контроля давления, температуры и уровней главной двигательной установки и вспомогательных механизмов

Периодичность и объем проверок главной двигательной установки и вспомогательных механизмов

Разновидности и причины появления неисправностей в работе главных и вспомогательных энергетических установок и механизмов машинного помещения и палубных механизмов, рулевого устройства, систем дистанционного управления и средств автоматизации механизмов машинного помещения, способы их предупреждения и устранения

Нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки

Функции и режимы работы главной двигательной установки и вспомогательных механизмов

Виды маркировки шпангоутов, дверей, люков, крышек и горловин

Требования охраны труда при работе в машинном отделении

Действия, направленные на защиту окружающей среды

Опасные и вредные производственные факторы, основные средства индивидуальной защиты, способы профилактики профессиональных заболеваний

Требования охраны труда на судах, при эксплуатации СЭУ и судовых технических средств

Сигналы тревог; пути и места сбора, обязанности и действия по тревогам

Виды и способы подачи сигналов бедствия

Системы аварийной сигнализации в машинном отделении и умение различать их сигналы

Мероприятия по борьбе за живучесть судна

Действия при поступлении забортной воды в корпус судна

Действия при тушении пожара

Порядок действий в случае незаконного проникновения на судно посторонних лиц (пиратов, нелегальных пассажиров)

Перечень устройств, предметов и веществ, присутствие которых на борту судна запрещено или ограничено

Расположение противопожарного оборудования в машинных помещениях

Законодательство Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности

Перечень потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства, порядок объявления (установления) уровней безопасности (уровней охраны)

Порядок проведения наблюдения в целях обеспечения транспортной безопасности

Требования безопасности плавания

Виды и химическая природа пожара

Средства и системы пожаротушения на судне

Типы применяемых на судне переносных и стационарных огнетушителей, их выбор для различных случаев возгорания

Тактика тушения пожара. Особенности борьбы с пожарами на различных типах судов

Автономные дыхательные аппараты на сжатом воздухе и аварийные дыхательные устройства

Основные виды судовых аварийных систем, аварийного имущества и инструмента по борьбе с водой

Основные приемы и способы заделки пробоин, подкрепления водонепроницаемых переборок, применения аварийного инвентаря и материала

Средства индивидуальной защиты, классификация и назначение

Аварийное спасательное оборудование и инструмент, их расположение на судне

Виды, снабжение, маркировку коллективных спасательных средств и средств индивидуальной защиты

Правило III/1
Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных механиков судов с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением

1. Каждый вахтенный механик морского судна с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более должен иметь профессиональный диплом.

2. Каждый кандидат на получение диплома должен:

  • .1 быть не моложе 18 лет;
  • .2 пройти общую практическую профессиональную подготовку и иметь одобренный стаж работы на судне не менее 12 месяцев как часть одобренной программы подготовки, включающей подготовку на судне, которая отвечает требованиям раздела А-III/1 Кодекса ПДНВ и документально подтверждена в одобренной книжке регистрации подготовки, или же пройти общую практическую профессиональную подготовку и иметь одобренный стаж работы на судне не менее 36 месяцев, из которых не менее 30 месяцев являются стажем работы на судне в составе машинной команды;
  • .3 в ходе требуемого стажа работы на судне выполнять обязанности по несению вахты в машинном отделении под руководством старшего механика или квалифицированного механика в течение периода не менее шести месяцев;
  • .4 пройти одобренные обучение и подготовку и отвечать стандартам компетентности, указанным в разделе А-III/1 Кодекса ПДНВ; и
  • .5 отвечать стандартам компетентности, указанным в пункте 2 раздела А-VI/1, пунктах 1−4 раздела А-VI/2, пунктах 1−4 раздела А-VI/3 и пунктах 1−3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ.

Правило III/2
Обязательные минимальные требования для дипломирования старших механиков и вторых механиков судов с главной двигательной установкой мощностью 3 000 кВт или более

1. Каждый старший механик и второй механик морского судна с главной двигательной установкой мощностью 3 000 кВт или более должен иметь профессиональный диплом.

2. Каждый кандидат на получение диплома должен:

  • .1 отвечать требованиям, предъявляемым к дипломированию вахтенного механика морского судна с главной двигательной установкой мощностью750 кВт или более и иметь одобренный стаж работы на судне в этой должности:
    • .1.1 для получения диплома второго механика − не менее 12 месяцев в должности квалифицированного механика, и
    • .1.2 для получения диплома старшего механика − не менее 36 месяцев; однако этот срок может быть сокращен не менее чем до 24 месяцев, если кандидат имеет стаж работы на судне в должности второго механика не менее 12 месяцев; и
    • .2 пройти одобренные обучение и подготовку и отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе А-III/2 Кодекса ПДНВ.

    Правило III/3
    Обязательные минимальные требования для дипломирования старших механиков и вторых механиков судов с главной двигательной установкой мощностью от 750 до 3 000 кВт

    1. Каждый старший механик и второй механик морского судна с главной двигательной установкой мощностью от 750 до 3 000 кВт должен иметь профессиональный диплом.

    2. Каждый кандидат на получение диплома должен:

    • .1 отвечать требованиям, предъявляемым к дипломированию вахтенного механика, и:
      • .1.1 для получения диплома второго механика иметь одобренный стаж работы на судне не менее 12 месяцев в должности механика-стажера или механика, и
      • .1.2 для получения диплома старшего механика иметь одобренный стаж работы на судне не менее 24 месяцев, из которых не менее 12 месяцев − при наличии квалификации, требуемой для работы в должности второго механика; и

      3. Каждый механик, имеющий квалификацию, требуемую для работы в должности второго механика судов с главной двигательной установкой мощностью 3 000 кВт или более, может работать в должности старшего механика судов с главной двигательной установкой мощностью менее 3 000 кВт, при условии соответственно подтвержденного диплома.

      Правило III/4
      Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава машинной вахты на судах с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением

      1. Каждое лицо рядового состава, входящее в состав машинной вахты на морском судне с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более, не являющееся лицом рядового состава, проходящим подготовку, и лицом рядового состава, чьи обязанности не требуют квалификации, должно быть надлежащим образом дипломировано для выполнения таких обязанностей.

      2. Каждый кандидат на получение диплома должен:

      • .1 быть не моложе 16 лет;
      • .2 пройти:
        • .2.1 одобренный стаж работы на судне, включая подготовку и приобретение опыта в течение не менее шести месяцев, или
        • .2.2 специальную подготовку либо на берегу, либо на судне, включая одобренный стаж работы на судне не менее двух месяцев; и

        3. Стаж работы на судне, подготовка и опыт, требуемые подпунктами 2.2.1 и 2.2.2, должны быть связаны с функциями по несению машинной вахты и включать выполнение обязанностей под непосредственным руководством квалифицированного механика или квалифицированного лица рядового состава.

        Правило III/5
        Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава в качестве моториста первого класса на судах с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением

        1. Каждый моторист первого класса морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более должен быть надлежащим образом дипломирован.

        2. Каждый кандидат на получение диплома должен:

        • .1 быть не моложе 18 лет;
        • .2 отвечать требованиям к дипломированию лица рядового состава машинной вахты на судне с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением;
        • .3 при наличии квалификации, требуемой для работы в качестве лица рядового состава машинной вахты, иметь одобренный стаж работы на судне в составе машинной команды:
          • .3.1 не менее 12 месяцев, или
          • .3.2 не менее 6 месяцев и пройти одобренную подготовку; и

          3. Каждая Сторона должна сравнивать требования к компетентности, которые она предъявляет к лицам рядового состава машинной команды для получения дипломов, выдаваемых до 1 января 2012 года, с теми, которые указаны в разделе А-III/5 Кодекса ПДНВ для получения диплома, и определять необходимость требовать от этих членов персонала повышения квалификации.

          4. Сторона может считать, что моряки отвечают требованиям настоящего правила, если они проработали в соответствующей должности в составе машинной команды не менее 12 месяцев из последних 60 месяцев, предшествующих вступлению настоящего правила в силу для этой Стороны.

          Правило III/6
          Обязательные минимальные требования для дипломирования электромехаников

          1. Каждый электромеханик морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более должен иметь профессиональный диплом.

          2. Каждый кандидат на получение диплома должен:

          • .1 быть не моложе 18 лет;
          • .2 пройти общую практическую профессиональную подготовку и иметь одобренный стаж работы на судне не менее 12 месяцев, из которых не менее 6 месяцев являются стажем работы на судне как часть одобренной программы подготовки, которая отвечает требованиям раздела А-III/6 Кодекса ПДНВ и документально подтверждена в одобренной книжке регистрации подготовки, или же пройти общую практическую профессиональную подготовку и иметь одобренный стаж работы на судне не менее 36 месяцев, из которых не менее 30 месяцев являются стажем работы на судне в составе машинной команды;
          • .3 пройти одобренные обучение и подготовку и отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе А-III/6 Кодекса ПДНВ; и
          • .4 отвечать стандартам компетентности, указанным в пункте 2 раздела A-VI/1, пунктах 1−4 раздела A-VI/2, пунктах 1−4 раздела A-VI/3 и пунктах 1−3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ.

          3. Каждая Сторона должна сравнивать стандарты компетентности, которые она предъявляет к электромеханикам для получения дипломов, выдаваемых до 1 января 2012 года, с теми, которые указаны в разделе А-III/6 Кодекса ПДНВ для получения диплома, и определять необходимость требовать от этих членов персонала повышения квалификации.

          4. Сторона может считать, что моряки отвечают требованиям настоящего правила, если они проработали в соответствующей должности на судне не менее 12 месяцев из последних 60 месяцев, предшествующих вступлению настоящего правила в силу для этой Стороны, и отвечают стандарту компетентности, указанному в разделе А-III/6 Кодекса ПДНВ.

          5. Несмотря на вышеупомянутые требования пунктов 1−4, Сторона может считать, что надлежащим образом квалифицированное лицо способно выполнять определенные функции, указанные в разделе А-III/6.

          Правило III/7
          Обязательные минимальные требования для дипломирования электриков

          1. Каждый электрик морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более должен быть надлежащим образом дипломирован.

          2. Каждый кандидат на получение диплома должен:

          • .1 быть не моложе 18 лет;
          • .2 пройти:
            • .2.1 одобренный стаж работы на судне, включая подготовку и приобретение опыта в течение не менее 12 месяцев, или
            • .2.2 одобренную подготовку, включая одобренный стаж работы на судне, составляющий не менее 6 месяцев, или
            • .2.3 иметь квалификацию, отвечающую компетентности в технических вопросах, указанной в таблице А-III/7, и одобренный стаж работы на судне, который составляет не менее 3 месяцев; и

            3. Каждая Сторона должна сравнивать стандарты компетентности, которые она предъявляет к электрикам для получения дипломов, выдаваемых до 1 января 2012 года, с теми, которые указаны в разделе А-III/7 Кодекса ПДНВ для получения диплома, и определять необходимость требовать от этих членов персонала повышения квалификации.

            4. Сторона может считать, что моряки отвечают требованиям настоящего правила, если они проработали в соответствующей должности на судне не менее 12 месяцев из последних 60 месяцев, предшествующих вступлению настоящего правила в силу для этой Стороны, и отвечают стандарту компетентности, указанному в разделе А-III/7 Кодекса ПДНВ.

            5. Несмотря на вышеупомянутые требования пунктов 1−4, Сторона может считать, что надлежащим образом квалифицированное лицо способно выполнять определенные функции, указанные в разделе А-III/7.

            Литература

            ПДНВ (STCW) с Манильскими поправками - ИМО, CPI Books Limited [2013]

            К обслуживанию судовых дизелей и вспомогательных механизмов допускаются лица, окончившие специальные учебные заведения и имеющие специальные аттестаты, а также лица, прошедшие ученическую подготовку, сдавшие экзамен квалификационной комиссии и имеющие специальные свидетельства.

            Моторист, направленный на судно, проходит подробный инструктаж об особенностях энергетической установки судна и своих обязанностях у непосредственного начальника (вахтенного механика), а затем проходит проверку знаний у старшего механика. И только после этого допускается к обслуживанию судовой установки. Во время работы на судне моторист обязан изучить и знать техническую характеристику, конструкцию, инструкции по эксплуатации и уметь управлять главным дизелем и вспомогательными механизмами машинного отделения, знать расположение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими.

            Моторист обязан изучать и применять на практике передовые методы эксплуатации и ремонта судовых механизмов, экономить топливо и смазочные материалы, поддерживать в исправном техническом состсянии механизмы, закрепленные за ним согласно заведованию.

            Моторист, заступающий на вахту, обязан явиться в машинное отделение за 15 мин до начала вахты, обратить внимание на общий фон шума от работы главного дизеля и вспомогательных механизмов.

            При приеме вахты необходимо проверить:

            • частоту вращения дизеля, вспомогательного двигателя, газотурбонагнетателя;
            • уровень топлива в расходных цистернах;
            • уровень масла в напорных баках, сточных цистернах, в картере главного и вспомогательных двигателей;
            • уровень воды в расширительных цистернах системы охлаждения главного и вспомогательных двигателей;
            • уровень воды (масла) в системе охлаждения поршней, уровень воды (масла, топлива) в системе охлаждения форсунок;
            • наличие воздуха в пусковых баллонах и масла в лубрикаторах.

            Далее, по контрольно-измерительным приборам необходимо установить:

            • давление — масла в системе смазки до и после фильтра; топлива до и после фильтра; воды в замкнутом и проточном контурах системы охлаждения; продувочного воздуха до и после воздухоохладителя; воды (масла) в системе охлаждения поршней; воды (масла, топлива) в системе охлаждения форсунок; воды в системе охлаждения газотурбонагнетателя;
            • температуру — отходящих газов по цилиндрам; охлаждающей воды в замкнутом контуре на входе и на выходе (из отдельных цилиндров); забортной воды до и после охладителя; топлива до сепаратора и перед форсунками; охлаждающей воды на выходе из турбонагнетателя; охлаждающей воды (масла) в системе охлаждения поршней; воды (топлива, масла) в системе охлаждения форсунок.

            На дизеле проверяются:

            • температура — мотылевых подшипников (по температуре крышек картерных люков); пусковых клапанов; форсуночных трубок; упорного подшипника, опорных подшипников валопровода, дейдвудного сальника;
            • работа форсунок — при помощи контрольных щупов или по гидравлическим ударам в форсуночных трубках.

            Далее проверяется работа механизмов, обслуживающих главный дизель: насосов охлаждения; масляных насосов; лубрикаторов, газотурбонагнетателя; топливных насосов; топливоподкачивающего насоса; сепараторов топлива и масла; подогревателей топлива.

            Проверяется работа вспомогательных механизмов и устройств: рулевой машины; вспомогательных двигателей; вспомогательного котла; компрессора сжатого воздуха; установки кондиционирования воздуха; гидрофоров санитарной и мытьевой воды.

            Обо всех замеченных неисправностях принимающий вахту моторист докладывает «своему» механику.

            (Работу рулевой машины целесообразно проверять до приема вахты в машинном отделении.)

            Вахтенный моторист во время вахты не имеет права без разрешения вахтенного механика покидать машинное отделение. При нормальной работе дизеля и других механизмов вахтенный моторист обязан находиться на своем рабочем месте согласно расписанию по заведованию и несению вахты. Через каждые полчаса вахтенный моторист проверяет работу главного дизеля и вспомогательных механизмов по контрольно-измерительным приборам и на ощупь, обращает особое внимание на работу системы топливоподготовки, на работу топливоподкачивающего насоса, топливных насосов и форсунок, работу газотурбонагнетателя, работу системы смазки и системы охлаждения, производит подачу смазки к объектам, смазываемым вручную.

            Согласно инструкции завода-строителя, через установленное время по заданию вахтенного механика переключает запасные топливные и масляные фильтры, чистит рабочие фильтры, запускает резервные сепараторы топлива (масла) и чистит рабочие или включает систему очистки на самоочищающихся сепараторах. Проверяет температуру и состояние дейдвудного сальника и в случае его нагрева докладывает вахтенному механику.

            Следит за цветом и температурой отходящих газов. В случае превышения допустимой разницы температуры газов между отдельными цилиндрами (10—20° С) докладывает вахтенному механику. Следит за показаниями тахометров главного и вспомогательных двигателей. Принимает участие в снятии индикаторных диаграмм.

            В случае возникновения аварийной ситуации в работе главного дизеля или вспомогательных механизмов немедленно докладывает вахтенному механику, а если авария может разрушить работающие механизмы и создать угрозу человеческой жизни, — останавливает аварийный агрегат. Принимает активное участие в профилактических и ремонтных работах.

            Перед сдачей вахты вахтенный моторист спускает отстой из запасной топливной цистерны и переключает топливную систему на прием топлива из нее, включает топливоперекачивающий насос и заполняет пустую цистерну. Далее пополняет запасы масла: в циркуляционной системе смазки главного дизеля, лубрикаторах, вспомогательных двигателях, газотурбонагнетателях, в упорном подшипнике, опорных подшипниках промежуточных валов, в ручных масленках. Дополняет водой до требуемого уровня расширительные цистерны системы охлаждения главного дизеля, вспомогательных механизмов, поршней и форсунок. Обтирает насухо снаружи двигатель и другие механизмы, строго соблюдая при этом правила техники безопасности, наводит порядок в машинном отделении.

            После того как принимающий вахту механик сделает запись в вахтенном машинном журнале о приеме вахты, вахта считается принятой, и прежняя вахта имеет право покинуть машинное отделение.


            Необходимость в рулевом появилась в момент создания первого корабля. Немногим позже изобрели двигатель внутреннего сгорания и внедрили его в конструкцию судна, таким образом рулевой стал выполнять обязанности моториста. А чтобы должность отражала все основные функции, профессия стала называться моторист-рулевой.

            Непосредственные обязанности

            Молодой человек за штурвалом

            На работе моторист-рулевой должен придерживаться выполнения ряда задач:

            1. Первостепенно специалист должен владеть техникой управления судном при любых погодных условиях, мгновенно выполнять приказы вышестоящего руководства.
            2. Обязан знать конструкцию абсолютно всех двигателей судна, сопутствующих механизмов, особенности эксплуатации и правила обслуживания.
            3. В соответствии с должностной инструкцией моторист-рулевой должен принимать участие в ремонте судов и отслеживать их исправность.
            4. Обязан владеть информацией по расположению трубопровода на судне, для чего предназначены вентили и клапаны, как действует якорный механизм и методы швартовки корабля.
            5. Должен уметь управлять шлюпкой, на практике изучить приемы спасения утопающих и оказание доврачебной помощи пострадавшим.
            6. Обязан мастерски владеть должностными инструкциями корабельного матроса, умением вязать морские узлы и выполнять малярную работу.
            7. Владеть чтением и пониманием значений показаний всех приборов на судне.

            Типичное описание вакансии моториста-рулевого

            Элемент конструкции судна

            На работу принимаются граждане, достигшие возраста 18 лет и прошедшие медицинский осмотр на соответствие должности, а также прошедшие теоретическую и практическую подготовку в специализированных образовательных учреждениях.

            Имеющие свидетельство на право работать в должности моториста-рулевого, принимаются и увольняются непосредственным руководителем согласно действующему законодательству РФ.

            В соответствии с Уставом организации на сотрудника распространяются все права, обязанности и льготы в полном объеме.

            Качества потенциального соискателя

            Рабочее место помощника корабля

            Моторист-рулевой обязан иметь высокую дисциплинированность, чтобы точно и в короткий срок выполнять приказы вышестоящего руководства. Очень важно обладать пространственным мышлением, которое необходимо для ориентирования в пространстве на воде. Кроме того, должен запоминать места, в которых уже был.

            Уметь вести наблюдение за окружающей местностью, для того чтобы своевременно выявить угрозы, препятствующие свободному прохождению корабля. Зрение не должно снижаться в плохих погодных условиях – дождя, тумана, темноты. При помощи отличного глазомера рулевой в миг и правильно определит точное расстояние от судна до появившихся очертаний местности.

            Закат в море

            Отличный слух пригодится мотористу для выявления правильной работы двигателя корабля по характерным звукам, поможет вовремя устранить его неисправность.

            Должен обладать хорошим вестибулярным аппаратом, уметь плавать как на воде, так и под, и не быть подверженным морской болезни. А выполнение необходимых работ на судне потребуют начальных навыков слесаря и определенной физической силы.

            Продолжительные вахты только для терпеливых и выносливых людей, а постоянный коллектив должен вызывать только дружелюбные эмоции, отсутствие конфликтов и взаимопомощь окружающим.

            Права и обязанности профессии

            Каюта рулевого-моториста

            Должностная инструкция рулевого-моториста регулируется Уставом компании, в которой служит сотрудник. Там же и прописаны его права и основные обязанности. Но стоит помнить, что руководитель может поставить задачу, которая там не прописана, но это не дает право не выполнять приказ начальства.

            Необходимое образование

            Чтобы соответствовать вакансии рулевого-моториста на судно, необходимо овладеть профильным образованием в среднем специальном учреждении по любому из направлений:

            • матрос;
            • моторист-машинист;
            • технология кораблестроения и водного транспорта;
            • механик судна;
            • судоводитель или помощник механика судна.

            Все эти направления позволяют получить необходимые знания и навыки, чтобы работать с корабельными двигателями и управлять водным транспортом.

            Судоходный корабль

            Уровни квалификации

            В специальности существует два уровня специалиста – это 5 и 6. Однако должностные обязанности рулевого-моториста никак не влияют на уровень выполняемых задач. Разница заключается лишь в мощности двигателя корабля, к управлению которым рулевой имеет допуск.

            Так, например, рабочий пятого разряда может управлять судном с мощностью двигателя до 850 кВт, шестого такого ограничения не имеет.

            Возможный карьерный рост

            Образованные специалисты смогут работать в любых флотах и на любом судне. Со временем, приобретя необходимый опыт и пройдя необходимое повышение квалификации, вполне возможно благополучно стать капитаном судна.

            Сколько зарабатывает специалист

            Рулевой-моторист

            Уровень заработной платы рулевого-моториста зависит от региона проживания сотрудника и мощности двигателя судна, которым он управляет. В дальних уголках страны заработная плата такого специалиста 6,5–15 тысяч рублей.

            Живущие в центральном регионе смогут зарабатывать 25–30 тысяч рублей в месяц.

            Как видно не густо. Но не стоит забывать, что в вахтовый период компания полностью обеспечивает работников форменной одеждой и необходимым питанием. Кроме того, имеются все социальные гарантии, оплачиваемый отпуск и премии по результатам работы.

            Преимущества и недостатки профессии

            Проверка двигателя на исправность

            К плюсам должности рулевого-моториста можно отнести:

            • профессия достаточно востребована и актуальна на бирже труда;
            • возможность карьерного роста до капитана корабля;
            • полный социальный пакет от организации.

            К недостаткам относятся:

            • низкий уровень заработной платы;
            • обязательное наличие соответствующего свидетельства об образовании;
            • график работы – вахта.

            Грузовое судно

            Есть контингент людей, которым нравится бороздить просторы моря, они хотят познать настоящую мужественную морскую дружбу, увидеть дальние края, побывать в любом уголке мира. Это все кажется таким романтичным, что на флот идут служить не только мужчины, но и девушки. Однако для настоящего специалиста в этой должности – это первостепенно тяжелый труд. В любых погодных условиях и обстоятельствах корабли призваны перевозить грузы, пассажиров. Также с помощью судопроизводства добывается рыба и исследуются пространства Мирового океана.

            На небольших буксирных катерах уровень ответственности рулевого-моториста возрастает в разы, ведь управление судном происходит без ценных указаний капитана, а всю ответственность на себя возлагает специалист за штурвалом. Поэтому здесь нужно быть особенно внимательным, уметь по характеру звука определить неисправность в двигателе, четко ориентироваться по приборам и быстро принимать важные решения в условиях опасности.

            Обязанности вахтенного матроса

            Прежде чем принять вахту на руле, матрос обязан получить разрешение вахтенного помощника: «Разрешите стать на руль!». Получив подтверждение: «Становитесь!», сдающий вахту рапортует вахтенному помощнику: «Курс по гиро (рис. 2.3) и магнитному (рис. 2.4) компасу . градусов сдал!», а ставший к штурвалу матрос повторяет этот же рапорт со словом «принял». Принявший вахту дополнительно осведомляется о том, как судно слушается руля и в какую сторону больше рыскает.

            Не разрешается производить смену вахты на руле непосредственно перед изменением и в момент изменения курса. Нельзя также менять рулевых при расхождении с судами и обгоне их.

            В тех случаях, когда судно следует на автоматическом управлении, сдающий и принимающий вахту матросы передают курс авторулевого, проверяя, правильно ли он установлен на приборе, а также курс по магнитному компасу. Заданный курс должен быть выставлен на специальном табло, которое расположено перед рулевым постом.

            Картушка гирокомпаса и Картушка магнитного компаса, наблюдаемая через оптическую систему

            Во время вахты на руле матрос обязан точно удерживать судно на заданном курсе, периодически сличая показания гиро и магнитного компасов. Он должен внимательно следить за исправной работой курсоуказателей и рулевого устройства. О всех замеченных отклонениях в работе компасов, как, например, застой картушки, внезапное изменение курса, ухудшение освещения курсоуказателей, а также о неисправном действии рулевого устройства вахтенный матрос должен немедленно доложить вахтенному помощнику.

            Вахтенному рулевому необходимо ясно представлять свои действия по всем командам рулевому, принятым при маневрировании, особенно когда ему не указывается конкретный угол поворота руля или курс. Так, например, по команде «Отводить!», которая подается обычно после команды «Право (лево) на борт!», означает, что надо уменьшить скорость поворота судна, т. е. уменьшить угол перекладки руля. При изменении курса рулевой матрос должен избегать резких и чрезмерно больших перекладок руля. Во время поворота необходимо внимательно следить за изменением угловой скорости судна, регулируя ее перекладкой руля таким образом, чтобы к моменту выхода на новый курс судно могло быть вовремя задержано.

            Во всех случаях, когда величина угла перекладки руля задается командой помощника, например, «Десять градусов право руля!» или «Лево на борт» и т. д., вахтенный матрос не имеет права самовольно изменять положение руля без последующей команды того же или старшего по положению командира.

            Если рулевой, критически оценивая конкретную обстановку, решит, что штурман, видимо, забыл подать новую команду, то в таком случае он должен один или несколько раз подряд громко напомнить о положении руля, например: «Руль лево на борту», или обратить внимание капитана либо его помощника на то, как ведет себя судно, например: «Судно быстро катится влево!» или «Судно влево не идет!» и т. п.

            Индикатор аксиометра -прибора, указывающего положение пера руля относительно ДП судна

            Вахтенный рулевой матрос должен обладать элементарными знаниями правил управления судном при различных обстоятельствах плавания:

            • ведя судно по створам, управлять им так, чтобы оба знака (днем) или оба огня (ночью) были постоянно в створе, по носу судна, причем в момент прихода на створ обязательно заметить курс и доложить о нем вахтенному помощнику;
            • ведя судно по фарватеру, обставленному знаками плавучего ограждения, рулевой следит за тем, чтобы эти знаки судно оставляло на расстоянии, исключающем возможность навала на них, особенно в местах поворотов;
            • при плавании на акватории, примыкающей непосредственно к берегам, вести судно (если не будет указано иначе) по береговым ориентирам, выбирая для этого в момент команды «Так держать!» какой-нибудь наиболее заметный и достаточно удаленный предмет, проектирующийся на горизонте в диаметральной плоскости судна, и одновременно замечая курс по компасу, который докладывать штурману или капитану;
            • при следовании с буксиром всячески избегать резких поворотов; совершая их постепенно и плавно, даже в тех случаях, когда в силу каких-то причин судно значительно рыскнуло в сторону и его нужно привести на курс;
            • при следовании на буксире удерживать судно в кильватер буксирующему судну, внимательно следя за всеми его поворотами для того, чтобы своевременно повторить их; совершать эти повороты надо по возможности более плавно, не давая своему судну переходить за линию нового курса;
            • при плавании во льду всячески оберегать корпус судна, его винты и руль от ударов, при этом особое внимание надо обращать на предохранение от повреждений скуловых частей корпуса, которые являются наиболее уязвимыми;
            • при невозможности вывернуться так, чтобы вообще не коснуться льда, надо брать льдины на форштевень, ни в коем случае не задевая их скулами судна;
            • чтобы не повредить руль при движении судна кормой, после дачи заднего хода немедленно ставить руль в прямое положение, не дожидаясь на этот счет особой команды, и доложить штурману либо капитану: «Руль прямо!»;
            • при изменении хода с заднего на передний перекладка руля из прямого положения допускается только при наличии у судна движения вперед, видимого на глаз.

            Рулевой матрос обязан хорошо знать все команды как на русском, так и на английском языке. Ему следует твердо усвоить, что каждая полученная команда громко и отчетливо репетуется. После выполнения команды обязательно громко доложить об этом.

            Команды на руль (Wheel Orders)

            Команды на руль для матроса

            Команды на руль для матроса

            Команды на руль для матроса

            Команды на руль для матроса

            Правило 5 Международных правил предупреждения столкновений судов (МППСС - 72) гласит: «Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения».

            Вахтенный матрос, выполняющий постоянное визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой, называется впередсмотрящим, т.е. он является «глазами и ушами» судна. При выполнении своих обязанностей впередсмотрящий ведет тщательное визуальное наблюдение за горизонтом, водной поверхностью и другими судами.

            При визуальном наблюдении впередсмотрящий должен постоянно осматривать весь горизонт. Всё замеченное невооруженным глазом следует немедленно рассмотреть в бинокль. В ночное время впередсмотрящий не должен заходить в освещенную зону мостика, т.к. после этого ему понадобиться не менее 5 минут, чтобы глаза вновь привыкли к темноте.

            При слуховом наблюдении необходимо учитывать, что по звуковым сигналам нельзя точно определить положение источника звука относительно судна, особенно в условиях ограниченной видимости. Также нельзя по силе звука судить о расстоянии до его источника.

            При обнаружении какого-либо объекта или предмета впередсмотрящий немедленно докладывает вахтенному помощнику. Доклады должны быть четкими и ясными, например: «Справа . градусов вижу судно, расстояние . миль» или «Слева . градусов слышу гудки, шум прибоя у берега и т. п.». На каждый доклад впередсмотрящий должен получить от вахтенного помощника подтверждение. Доклад, на который не последовало подтверждения, необходимо повторить. Получение подтверждения не освобождает от дальнейшего наблюдения за этим объектом. Он должен дополнительно докладывать об опасном развитии ситуации сближения с этим объектом.

            Смена впередсмотрящих производится обязательно с докладом вахтенному помощнику. Рапортуют поочередно оба, сдающий и принимающий вахту по следующей форме: «Вахту наблюдения сдал (принял) такой-то!».

            При особых условиях плавания впередсмотрящего дополнительно могут выставлять на баке судна. Вахта на баке необходима для возможно более раннего обнаружения всякого рода опасностей: берега, скал, рифов, льда, встречных судов, сооружений на воде, различных плавающих предметов, в том числе средств плавучего ограждения, плавающих мин, огней, сигналов и т. п. К несению вахты на баке привлекают квалифицированного матроса. Перед заступлением на вахту впередсмотрящего тщательно инструктируют, о чем делается соответствующая запись в судовом журнале.

            Матрос, выполняющий обязанности рулевого, не является впередсмотрящим.

            Вахта у трапа

            Во время стоянки судна у причала вахтенный матрос должен постоянно находиться у трапа.

            Обязанности вахтенного матроса:

            • должен быть одет согласно установленной форме и иметь нарукавную повязку или бэйджик;
            • должен убедиться в наличии у верхней площадки трапа спасательного круга с линем и закрепленной под трапом спасательной сетки. Если трап нельзя положить на причал, то с нижней площадки подается сходня, при этом необходимо проверить надежность ее крепления. При минусовых температурах и наличии осадков трап должен быть освобожден от снега и льда и при необходимости посыпан песком;
            • категорически запрещается уходить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо работ или поручений без разрешения вахтенного помощника. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтенный матрос должен вызвать вахтенного помощника и спросить у него на это разрешение. Вызов помощника осуществляется двумя звонками или по радиостанции. На время отсутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник, либо он поручает этот пост другому матросу;
            • должен знать о персональном составе суточной вахты по всем основным службам. Кроме того, важно всегда быть осведомленным, кто именно из лиц командного состава отсутствует, а кто в данный момент находится на борту. Для этого у трапа устанавливается «Доска вахтенной службы». Вахтенный матрос обязан отмечать присутствие лиц командного состава на борту судна;
            • в течение всей вахты матрос наблюдает за окружающей обстановкой на судне и около судна, в районе поста. Обо всех случаях, которые могут отразиться на безопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос немедленно докладывает вахтенному помощнику и затем действует по его указанию;
            • при выносе с судна вещей или каких-либо предметов вахтенный у трапа проверяет у их владельца должным образом оформленный пропуск. При отсутствии такового задерживает человека и вызывает вахтенного помощника;
            • при сходе капитана с борта и возвращении его на судно подается три звонка. По этому сигналу вахтенный помощник немедленно выходит к трапу;
            • вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения помощника, пропускать на борт посторонних лиц. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает помощника, который проверяет у прибывшего документы и выясняет у него цель посещения судна.

            Документ, удостоверяющий личность прибывшего, хранится у помощника или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна. Вахтенный помощник обязан сопровождать прибывшего от трапа до каюты, куда направляется посетитель. Обратное сопровождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо помощник. Если постороннее лицо при оставлении судна никто не сопровождал, то вахтенный матрос обязан доложить об этом помощнику;

            В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных происшествиях вахтенный матрос немедленно объявляет по судну тревогу, используя для этого звонки громкого боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на берегу.

            При тревогах вахтенный матрос у трапа остается на своем посту, не допуская на судно посторонних лиц. Он может покинуть пост лишь по указанию капитана, старшего или вахтенного помощника.

            Пожарная вахта

            Во время стоянки судна в порту ежесуточно формируется пожарная вахта, которая должна постоянно пребывать на судне. При отсутствии на борту капитана или старшего помощника общее руководство борьбой за живучесть судна и действиями по ликвидации последствий аварии осуществляет вахтенный помощник. Работу технических средств тушения пожара обеспечивает вахтенный механик, который должен выполнять все распоряжения вахтенного помощника.

            Список членов экипажа, назначаемых для несения пожарной вахты, составляет старший помощник. Вахтенный помощник инструктирует состав пожарной вахты, в течение суточного дежурства периодически проверяет наличие на борту всего состава пожарной вахты и контролирует готовность к немедленным действиям по тревоге.

            Лица, включенные в состав пожарной вахты, не имеют права отлучаться с судна. По разрешению вахтенного помощника пожарный может сойти с борта, но тогда вместо него временно назначается другой человек из числа находящихся на судне свободных членов экипажа.

            Члены экипажа, назначенные в состав пожарной вахты, привлекаются поочередно к выполнению функций ночного патрулирования судна с целью обхода и осмотра всех его помещений.

            Лица судового экипажа, не включенные в состав пожарной вахты, но находящиеся на борту судна, обязаны по сигналу тревоги сразу прибыть в распоряжение вахтенного помощника и при тушении пожара действовать по его указанию.

            Автор статьи

            Куприянов Денис Юрьевич

            Куприянов Денис Юрьевич

            Юрист частного права

            Страница автора

            Читайте также: