Теория разделения властей как принцип правового государства

Обновлено: 19.04.2024

Принцип разделения властей – это основополагающий принцип организации публичной власти, суть которого состоит в разделении ее на три относительно независимые, но подконтрольные друг другу ветви в лице законодательной, исполнительной и судебной власти.

Сущность принципа разделения властей

Принцип разделения властей – это основополагающая политическая теория и правовая доктрина, подразумевающая выделение таких ветвей власти, как законодательная, исполнительная и судебная.

Принцип разделения властей ориентирован на достижение следующей цели: предотвратить узурпацию и монополизацию власти в рамках одного органа государственного управления. Отказ от принципа разделения властей неизбежно ведет к возникновению деспотии, нарушению свобод и прав человека и гражданина.

Принцип разделения властей обеспечивает равновесие власти в отдельных ее ветвях за счет применения специальных мер, именуемых системой сдержек и противовесов. Эти меры призваны обеспечить взаимное ограничение и взаимодействие полномочий органов различных ветвей власти. При этом эта система гарантирует независимость ветвей власти друг от друга в границах их полномочий. Компетенция каждой ветви власти носит самостоятельный характер и находится в подчинении только у законодательства. Разделение властей и не предусматривает их противостояния. Не допускается присвоение одной ветвью власти функций другой ветви власти, при этом ветви власти не обособлены друг от друга полностью, выступают в качестве взаимного дополнения, сохраняя согласованность и связь.

Каждая ветвь власти наделена определенной компетенцией. Законодательная власть призвана обеспечивать правовые основы, правовую организацию формы функционирования исполнительной власти.

Исполнительная власть обеспечивает реализацию норм права, функционирует в рамках закона. На органы исполнительной власти возложена ответственность перед законодательной ветвью власти, каждый гражданин наделен правом обжалования действий исполнительных органов власти в судебном порядке.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебная ветвь власти обеспечивает охрану права, правовых устоев государства за счет осуществления правосудия. Правосудие является функцией, реализуемой только судебными органами, независимыми от других органов власти и действующими в соответствии с законодательством. Судебная ветвь власти не может присвоить себе функции исполнительной и законодательной власти, но реализует в их отношении правовой контроль. Судебная власть является сдерживающим фактором, призванным предотвращать нарушения законодательства исполнительными и представительными органами власти.

Специфика реализации принципа разделения властей в российском государстве

В российской правовой системе принцип разделения властей закреплен в статье 10 российской Конституции, принятой в 1993 году. Данный принцип формирует основы конституционного строя Российской Федерации. Советский период существования российского государства характеризуется критикой в отношении принципа разделения властей, однако современное российское государство ориентировано на применение данного принципа в качестве конституционной основы государственной власти.

Реализация принципа разделения властей на территории российского государства имеет свою специфику, обусловлена история развития государства, спецификой отношения населения к власти и так далее.

Принцип разделения властей на уровне Конституции Российской Федерации проявляется в следующих основных положениях:

  • во-первых, в качестве единственного источника власти рассматривается многонациональный российский народ;
  • во-вторых, основы государственного суверенитета составляет народный суверенитет;
  • в-третьих, органы законодательной, исполнительной и судебной власти формируют самостоятельность, единство, взаимодействие и взаимосвязь;
  • в-четвертых, система органов различных ветвей власти учитывает федеративное устройство российского государства;
  • в-пятых, полномочия и функции органов исполнительной и законодательной власти основаны на определенных Конституцией предметах ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов.

Правовую основу реализации принципа разделения властей также формируют положения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данный закон обеспечивает сбалансированность полномочий органов государственной власти на уровне регионов.

Реализация принципа разделения властей в России существенно отклоняется от традиционного понимания данного принципа, что обусловлено усиленной позицией Президента в системе государственного управления. Формально российский Президент признается главой исполнительной власти, однако он наделен правом вето в отношении законов, принимаемых законодательной ветвью власти.

При формировании законодательной ветви власти верхняя палата Парламента составляется представителями исполнительной власти в лице глав субъектов Российской Федерации.

Судебная власть в России находится под влиянием Президента, который утверждает кандидатуры судей.

Еще одним особенным аспектом является формирование законопроектов органами исполнительной власти, которые после принятия этих законов представительными органами власти, будут обеспечивать их реализацию.

Российский принцип разделения властей полон аналогичными коллизиями, постепенно приводящими к утрате его сущности в рамках российской государственности. Российская власть характеризуется смешением полномочий и функций, хотя основной закон страны предусматривает четкое разделение ветвей власти. На сегодняшний день не существует объективных предпосылок, призванных обеспечить полноценную реализацию принципа разделения властей на территории России.

Разделение властей утверждает в государстве систему сдержек и противовесов. Она является гарантией от узурпации власти одним органом или одним человеком. Это имеет огромное значение для развития демократии и разделения властей. Как правило, выделяют три ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Иногда выделяют контрольно-надзорную, но можно возразить, что орган законодательной власти не может разве осуществлять контроль? Что правительство не осуществляет контрольных функций? Что суд не осуществляет этих функций? По сути, контроль это функция, которая осуществляется всеми органами государственной власти. Самостоятельно выделить такую конторольно-надзорную власть невозможно. Хотя конституция Южной Америки, выделяет такую четвёртую власть. СМИ также заявляют, что они 4 власть, но это же образно. Какой властью обладает газета, только властью воздействия на сознание людей, у неё нет властных полномочий. Только три власти реальными полномочиями обладают.

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. В современной российской Конституции этот принцип закреплён. Главные требования этого принципа сформулированы еще Локком и Шарлем Монтескье

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом:

· государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга;

· устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Причем, каждая из этих «властей», являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.

Органы исполнительной государственной власти РФ – Правительство, Министерства, ведомства.

В парламентской республике парламент формирует Правительство для исполнения законов, которые будет принимать этот орган законодательной власти.

Это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.

Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики. Единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации является - Федеральный парламент. Он является политически устойчивым, постоянно действующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете представлены как все граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный парламент определяет на основе конституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.

Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную власть является утверждение и контрольза исполнением бюджета, участие в назначении главы и членов правительства, а в необходимых случаях - и смещение отдельных членов правительства; контроль за деятельностью специальных служб и внешней разведки.

В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства. Без этого механизм разделения властей будет несовершенным. Президент осуществляет общее руководство, назначенным им с согласия Федерального парламента, Правительством, которое одновременно находится под контролем парламента. Президент возглавляет исполнительную власть и представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях. Под руководством Президента, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику РФ, действует правительство РФ. Структура, состав и компетенция правительства определяется федеральным законом. Без надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя законодательную и судебную. Поэтому против нее нужны особые гарантии.Исполнительная власть формируется представительными органами, подконтрольна и подотчетна им, действует на основе и во исполнение законов.

Судебная система правосудия - третья необходимая ветвь власти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. В правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом - важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда.

В этой связи самым главным является обеспечение реальной независимости суда от различного рода органов и лиц, которые диктовали бы ему свою волю и фактически узурпировали судебную власть. Выражением равенства граждан перед законом является подсудность общему суду, недопустимость расширения юрисдикции специальных судов. Систему общих судов возглавляет Верховный Суд Федерации - высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он может осуществлять надзор за судебной деятельностью высших судов республик, краев, областей, окружных судов. Полномочия, организация и порядок деятельности Верховного Суда РФ устанавливается федеральным законом.

В суде целесообразно рассматривать также хозяйственные споры предприятий, организаций и учреждений, поскольку судебная процедура дает спорящим сторонам больше законных возможностей для вынесения обоснованного и справедливого решения.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Разделение властей как принцип правового государства.

Разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Согласно принципу разделения властей, чтобы предотвратить возникновение авторитарной, абсолютной власти, не связанной правом, эта власть должна быть разграничена на обособленные ветви.

Разделение единой государственной власти натри относительно самостоятельные, независимые отрасли не допускает возможных злоупотреблений властью и возникновения тоталитарного управления государством, не связанного правом. Согласно концепции разделения властей каждая из них имеет свои функции и наделена соответствующей компетенцией. Между ними нет противоречий. Власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий. Они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно они также не в состоянии.

Власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм», функционирующий для блага народа. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он обставляется системой «сдержек и противовесов», устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной властью и обеспечивает нормальное функционирование органов государства. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовое начало государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет (в конечном счете) правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства и общественной жизни. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлении со стороны как законодательных, так и исполнительных органов власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

Ростовский (г. Ростов-на-Дону)

юридический институт

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Конституционное право.

на тему: «Принцип разделения властей и его реализация в Российской Федерации».

студентка 2 учебной группы

1 курса заочной формы обучения (ВПО)

(срок обучения – 3 года)

Рачеева Лилия Анатольевна

(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель:

доцент, кандидат юридических наук

Щетинин Алексей Алексеевич

(должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество)

Подпись научного руководителя

Глава I . История развития теории разделения властей

1.1. Теории разделения властей в России ..………….…………………5-9 стр.

1.2. Краткая характеристика властей……………………………….10-12 стр.

1.3. Точка зрения ученых на принцип разделения властей в современной научной литературе. 13-14 стр.

Глава II . Система ОГВ РФ в свете принципа разделения властей

Библиографический список ………………………………………… 30 стр.

Данное исследование курсовой работы посвящено рассмотрению истории возникновения и специфики принципа разделения властей и его реализация в Российской Федерации.

Актуальность работы обусловливается следующими факторами: В настоящее время принцип разделения властей является весьма актуальной темой на современном этапе для Российского государства. Это связано, прежде всего, с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того «господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов»[12]. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года . Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашен Декларацией о государственном суверенитете РСФСР , а также закреплен в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР .

Объект исследования: организация и осуществление государственной власти в Российской Федерации.

Предмет исследования: реализация принципа разделения властей в организации и функционировании системы органов государственной власти Российской Федерации.

Цель и задачи курсовой работы во многом определялись потребностями современного развития российской государственности.

Цель данной работы: Исследовать принцип разделения властей на его современном этапе развития.

1) Проанализировать принцип разделения властей для выявления в нем недостатков;

2) Рассмотреть проблемы становления «разделения властей» и «системы сдержек и противовесов» через призму российской правовой действительности.

Методы исследования:

2) Исследование нормативно-правовой литературы;

Объем и структура курсовой работы определяются поставленными в ней целями и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, также курсовая работа состоит из заключения, списка литературы. Главы делятся на параграфы, соответствующие характеру исследуемых вопросов.

Глава I

Для более детального рассмотрения вопроса - истории принципа становления и разделения властей, как предмета анализа, нам следует ознакомиться с термином - власть - «возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению»[4]. Таким образом, на основе данного определения мы более точно можем выявить следующие функции власти: формирование политической системы, организация политической жизни и политических отношений, управление делами общества и государства, руководство политическими процессами, создание определенного типа правления.

По своей сути, разделение власти - «политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной , исполнительной и судебной »[12].

Прежде чем перейти к рассмотрению принципа разделения властей в России. Следует заметить, уточнив следующий факт, что сама теория изначально была упомянута в виде идеи, высказанной еще Аристотелем в книге своего трактата «Политика», где он сформулировал идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган. Но более основательную разработку этого принципа осуществил в XVII веке иностранный просветитель - Дж. Локк , который в своем сочинении «Два трактата о государственном управлении» предложил разделить власть на три правовые ветви: законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции). У другого просветителя Шарля-Луи де Монтескье была другая трактовка разделения власти в работе «О духе законов»: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Но наиболее последовательно принцип разделения властей был проведен в Конституции США 1787 года следующими представителями правовой диаспоры (А.Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей), дополнив классическую модель власти - моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная так называемая система «сдержек и противовесов» (с английского языка - checks and balances ).

Такова краткая предыстория зарубежной трактовки разделения власти, на объеме таком и остановимся, так как целью нашего исследования - является рассмотрение разделения властей в России. В России сторонниками разделения властей были М. М. Сперанский, А. П. Куницин (проф. СПб университета в 1817-1819 гг.), декабрист П.И. Пестель.

Итак, в России же идея разделения властей впервые в наиболее ясной форме была выражена благодаря М.М. Сперанскому (1772-1839гг.) в «Проектах и Записках», где он «мечтал» о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе» [7].

Так, в плане М.М. Сперанского все три власти рассматривались как проявление единой «державной власти». Он говорил, целесообразен тот образ правления, в котором сочетаются «правильное разделение дел» с единством управления и надлежащим подбором администраторов. При этом М.М. Сперанский сторонник сохранения сильной царской власти: император, по его мнению, есть «верховный законодатель, без коего никакой закон совершиться не может», «верховный отправитель правосудия», «верховное начало силы исполнительной».

В свою очередь, А.П. Куницин различает власти «законодательную, исполнительную и блюстительную», но ничего не говорит об их независимости друг от друга.

Что касается русских государствоведов конца XIX и начала XX вв., то некоторые из них стали обращать внимание на уязвимые места в теории разделения властей Монтескье. Так, русский юрист А. А. Жилин отмечал: мы все время говорим о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, т. е. трехзвенную систему. Науке, однако, известна также - теория четырех властей: законодательная, исполнительная, судебная и власть короля, как власть уравновешивающая. Эта теория выдвигалась Бенжамином Констаном (Констан де Ребек Бенжамен Анри - 1767-1830 гг.) - французским писателем и политическим деятелем. Его идеи были целиком воплощены в португальской конституции 1826 г. что реализация теории разделения властей на практике не может обеспечить единство властей, их согласованную деятельность. К тому же, говорил А. А. Жилин, распределение отдельных функций между различными государственными органами вовсе не означает деление самой государственной власти на обособленные ветви. Другой русский юрист проф. П.И. Коркунов предложил заменить учение о разделении властей учением о совместном властвовании, о распределении функций между самостоятельными органами, отправление одних и тех же функций несколькими органами и выполнение одним органом различных функций.

Далее у другого виднейшего деятеля-декабриста Н.М. Муравьева была представлена им «Конституция», составлявшаяся с 1822-1825гг. Официально «Конституция» не была принята обществом как программный документ, однако была широко известна и отражала настроения большинства членов общества. «Проект Конституции Муравьева предусматривал конституционную монархию, федеративное устройство, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, двухпалатный парламент»[10] .

Император . Александр II провел судебную, городскую и земскую реформы, были созданы единая судебная система и местное самоуправление. Кроме того, конституционный проект М.Т.Лорис-Меликова предполагал учреждение представительного законосовещательного органа. В 1905-1906 годах, после учреждения Государственной Думы и установления конституционной, дуалистической монархии принцип разделения властей получил определенное закрепление. Согласно Манифесту от 17 октября 1905 года и Основным государственным законам 1906 года верховная власть принадлежала императору, но она уже не была неограниченной. Законодательная власть принадлежала императору в единении с Государственной Думой и Государственным Советом, «власть управления» (исполнительная власть) - императору, судебная власть - судам, установленным законом (осуществлялась ими от имени императора). Совет министров из совещательного органа при императоре преобразован в самостоятельное правительство. Конституционная монархия просуществовала более 10 лет, и в 1917 году, после отречения Императора Николая II от престола, имело место не разделение властей, а двоевластие Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов.

В Советском государстве принцип разделения властей, как и многие другие правовые принципы, отрицался как неприемлемый и «буржуазный». Ситуация стала меняться только в годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года , принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашен Декларацией о государственном суверенитете РСФСР , а также закреплен в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР . Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооруженному разгону парламента России .

Характерным признаком принципа разделения властей является также то, что здесь в отношении между отдельными властями создается система «взаимных тормозов», которые должны помешать злоупотреблению власти. В действительности этот принцип способствовал усилению исполнительной власти и ее фактической безответственности. Хотя разделение властей было воспринято многими странами, конкретные формы его реализации оказались весьма разнообразными. Как в теории, так и на практике не было и нет единообразного понимания сути принципа разделения властей [2].

Интересным является высказывание по вопросу о разделении властей русского правоведа Н. Ворошилова. Он писал: «Государство представляет собой единство всей жизни народа; дробление этого единства ведет к уничтожению самого государства. Поэтому и государственная власть как выражение этого единства должна быть одна; несколько властей, одинаково самостоятельных и равных друг другу, ведут к постоянным столкновениям, борьбе между ними и, следовательно, к уничтожению государства» [5].

Практика разграничения компетенции и полномочий между органами и должностными лицами государства известна еще с античных времен. Однако в качестве цельной и практически применимой доктрины данная идея оформилась только в эпоху Просвещения. Сама концепция разделения властей была предложена английским философом Джоном Локком, название же ей дал французский философ Шарль Монтескье (от фр. séparation des pouvoirs).

Разделение властей – правовая концепция и вытекающий из нее принцип организации государственной власти, в соответствии с которым власть должна осуществляться тремя ветвями, независимыми друг от друга, – законодательной, исполнительной и судебной.

Нередко под разделением властей понимается и реальное воплощение соответствующей концепции и принципа государственной деятельности. Первым законодательным актом, в котором был закреплен данный принцип, стала Конституция США 1787 года. Впоследствии разделение властей было закреплено в основных законах большинства государств мира. Указан данный принцип и в Конституции РФ (ст. 10).

Реальное применение принципа разделения властей породило систему сдержек и противовесов – установленных законом мер, направленных на обеспечение реальной независимости ветвей власти друг от друга.

Элементы концепции разделения властей

Целью разделения властей, которую видели перед собой создатели концепции, было недопущение узурпации одной ветвью власти (например, монархом) полномочий другой ветви власти.

В дальнейшем, когда компетенция ветвей власти и относящихся к ним органов была разграничена, реальное обеспечение разделения властей столкнулось с проблемой фактической, а не теоретической независимости ветвей власти друг от друга, в первую очередь финансовой.

Готовые работы на аналогичную тему

К примеру, назначение судей в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее Президентом некоторыми исследователями рассматривается как проявление зависимости судебной системы от главы государства, которому судьи должны быть лояльны.

Еще одной проблемой стало усложнение структуры органов государственной власти: в настоящее время некоторые публично-правовые образования (счетные палаты, избирательные комиссии, прокуратура) не могут быть однозначно отнесены к какой-либо ветви власти. По этой причине стали предлагаться четырёх- и пятизвенные модели данной концепции.

Сущность теории разделения властей состоит в том, что полномочия по принятию законов, их исполнению и разрешению юридических споров не должны сосредотачиваться в одних руках. Другими словами, органы государственной власти должны иметь свою «специализацию» и сферу ответственности.

С другой стороны, ветви власти в отношении друг друга должны иметь набор инструментов, позволяющих не допустить выход какого-либо органа государственной власти за пределы его компетенции. Этой цели посвящены, например, институты импичмента, отставки президента или правительства.

Значение разделения властей для концепции правового государства

Несложно заметить, что и теория разделения властей, и концепция правового государства по сути преследуют одну цель – ограничить государственный произвол и поместить государство в заранее определенные правовые рамки. Главная цель таких мероприятий – обеспечение стабильности и порядка в обществе, недопущение расправы «без суда и следствия».

Именно поэтому в концепции правового государства важное место отводится разделению властей, которое обеспечивает:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: