Обязанности государственной гражданской службы в золотой орде исполняли лица

Обновлено: 28.04.2024

Государство Золотая Орда занимало огромную территорию от Дуная до Иртыша со столицей в городе Сарай на Волге. Оно состояло из полусамостоятельных улусов, объединенных под властью одного хана. Улусы управлялись, как правило, его родственниками. Расцвет Золотой Орды в период правления хана Узбека (1313–1342) был недолог. Непрочность государственного образования и связей между обширными территориями монгольской империи привели в XV в. к распаду Золотой Орды на несколько отдельных ханств: в 1438 г. выделилось Казанское ханство, в 1443 г. – Крымское, в середине XV в. – Астраханское, в конце XV в. – Сибирское.

Кочевники-монголы не смогли фактически включить в свое государство, названное Золотой Ордой, Русь, земледельческую страну, значительно превосходящую Орду по уровню экономического и политического развития. После упорного сопротивления попыткам татар насадить на Руси собственную администрацию русские земли оказались на особом положении среди других улусов Золотой Орды.

В русском государстве сложилась новая политическая система.

Верховным правителем для русских князей являлся хан Золотой Орды. Русские князья, попавшие в вассальную зависимость от хана, вынуждены были получать от него разрешение княжить – ярлык на княжение. Хан являлся для них и верховным судьей. Только в XIV в. право судить русских князей было передано старшему – великому князю московскому.

Главной формой зависимости стал «ордынский выход» – дань. Для сбора «выхода» татарами была проведена перепись населения («число») и назначены особые чиновники (баскаки) с вооруженной охраной. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Сильное сопротивление русских при проведении переписи и при последующем сборе дани, убийства баскаков вынудили хана передать сбор дани в руки русских князей.

Размер дани был весьма значителен: по подсчетам исследователей, ежегодный «выход» с домохозяйства приравнивался к годовому заработку ремесленника в городе (крестьянин в деревне столько заработать не мог). Выплачивать такую дань полностью было невозможно. Невыплата же дани нередко влекла за собой разорение от грабительских набегов татарских войск. От выплаты дани татары освободили только духовенство.

Тяжелая дань и постоянные ордынские набеги надолго затормозили экономическое развитие русских земель.

Монголо-татары старались открыто не посягать на православную веру, хотя и часто разрушали церкви во время набегов. В какой-то мере они были терпимы к любой вере, и у себя в Золотой Орде не мешали отправлению любых религиозных обрядов. Не без основания ордынцы нередко считали русское духовенство своим союзником.

Во-первых, русская церковь боролась против влияния католичества, а папа был врагом Золотой Орды.

Во-вторых, церковь на Руси в начальный период ига поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой.

Ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество. Духовенство освобождалось от повинностей, ограждалось от оскорблений и посягательств с чьей бы то ни было стороны.

Епископы и митрополиты были частыми гостями в столице Орды. Там их встречали с почетом и нередко не только принимали от них подарки, но и одаривали сами. Как правило, в спорах между князьями и епископами власти Орды были на стороне последних, ибо церковные деятели убеждали народ не противиться поработителям, покорно сносить их ярмо и платить любую дань и пошлины.

Итоги монголо-татарского нашествия

1. Западная Европа была спасена от монголо-татарского ига ценой героического сопротивления русских княжеств.

2. Резко сократилось население Руси. Много народу было убито или уведено в рабство. Из 74 древнерусских городов, известных археологам по раскопкам, более 30 были полностью разорены нашествиями.

3. Крестьянское население пострадало в меньшей степени, чем горожане, так как очагами сопротивления были в основном городские крепости. Гибель городских ремесленников привела к утере целых профессий и ремесел, например стеклоделия. Замедлилось экономическое развитие Руси.

4. Гибель князей и дружинников – профессиональных воинов – надолго замедлила социальное развитие. Светское феодальное землевладение начало восстанавливаться уже после нашествия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Призрак «Золотой орды»

Призрак «Золотой орды» Каждое настоящее располагает собственным прошлым. Р. Дж. Коллингвуд. «Идея истории» О том, что известно всем Классическая, то есть признанная современной наукой версия «монголо-татарского нашествия на Русь», «монголо-татарского ига» и

Призрак «Золотой Орды»

Призрак «Золотой Орды» Каждое настоящее располагает собственным прошлым. Р.Дж. Коллингвуд. «Идея истории» О том, что известно всем Классическая, то есть признанная современной наукой версия «монголо-татарского нашествия на Русь», «монголо-татарского ига» и

Крах Золотой Орды

Крах Золотой Орды Легендарная Золотая Орда, государство монголов, была основана сыном Джучи и внуком Чингисхана ханом Батыем (1237 – 1255) в 1243 году. Полный суверенитет Золотая Орда получила при Менгу-Тимуре в 1266-м, а в 1312 году стала исламским государством.Власть ханов Золотой

ПРИЛОЖЕНИЕ ХАНЫ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ [328]

ПРИЛОЖЕНИЕ ХАНЫ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ [328] Ханы Годы правления I. Династия Джучидов рода Батыя (Бату)1. Батый (Бату). 2-й сын Джучи 1236—13552. Сартак, сын Батыя 1255 (неск. недель)3. Улагджан (Улагчи), сын Сартака 1255 (неск. дней)4. Берке (Беркай), 3-й

Глава 1 (I–VII, X) Введение. — Миролюбивая система Антонинов. — Военная система. — Общее благосостояние. — Новые принципы управления. — Преторианская гвардия, ее бесчинства. — Тридцать тиранов. — Начало упадка империи

Глава 1 (I–VII, X) Введение. — Миролюбивая система Антонинов. — Военная система. — Общее благосостояние. — Новые принципы управления. — Преторианская гвардия, ее бесчинства. — Тридцать тиранов. — Начало упадка империи ВведениеВо втором столетии христианской эры

РАСПАД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

РАСПАД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В свою очередь, распалась и Золотая Орда. После похода Тимура в конце XIV в. в Орде началась новая смута. Властители отдельных частей Орды повели борьбу за власть. Победителем оказался Едигей — бывший военачальник Тимура, повелитель племен, кочевавших

Конец Золотой Орды

Конец Золотой Орды Мощь монголов не исчезла в одно мгновение. До того времени, когда, например, наступил окончательный реванш Чингизханидов над Тимуридами, эта мощь постепенно, периодами, возобновлялась, переживала резкие сотрясения, которые впечатляли современников и

Загадка Золотой орды

Загадка Золотой орды Рассмотрим традиционную версию.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, через 57 лет распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда, располагавшаяся от Иртыша до Днестра. Была она жестко централизована и

Загадка Золотой Орды

Загадка Золотой Орды Вернемся к традиционной истории.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, просуществовала 57 лет и распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда (иначе называемая Улусом Джучи), располагавшаяся от Иртыша до

Загадка Золотой Орды

Загадка Золотой Орды Рассмотрим традиционную версию.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, через 57 лет распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда, располагавшаяся от Иртыша до Днестра. Была она жестко централизована и

Очерк пятый Узбек, или "золотой век" золотой орды

Очерк пятый Узбек, или "золотой век" золотой орды (Хан,

Немного про устройство Золотой Орды

Немного про устройство Золотой Орды Кипчакские степи получил старший сын Чингисхана Джучи, который и стал основателем правившего семейства Джучидов. В соответствии с этим каждый из вступавших на престол ханов называл свое государство просто «улус», т. е. народ, данный в

ЕДИНСТВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

ЕДИНСТВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ После подавления мятежа в Москве Тохтамыш полностью восстановил свою власть над Северо-Восточной Русью. В 1382 году Тохтамыш до Литвы не дошел, но он наглядно продемонстрировал литовским князьям, что в любой момент может это сделать. Поэтому, хотя

ВОЙНА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ С ТАМЕРЛАНОМ

ВОЙНА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ С ТАМЕРЛАНОМ Возможно, Олегу Рязанскому не удалось бы победить в пограничной войне с татарами Тохтамыша, если бы не одно важное событие. В 1391 году хан Тохтамыш потерпел сокрушительное поражение от своего бывшего покровителя Тамерлана.Вспомним, что

Города Золотой Орды

Города Золотой Орды Одно из традиционных представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство без особых раздумий относят к чисто кочевническим. Видимо, такой точке зрения во многом способствует само понятие «орда» — что-то бесформенное, плохо управляемое,

Западные улусы Золотой Орды

Западные улусы Золотой Орды Выделение удела (улуса) Джучи курултаем 1229 г. по мере ослабления центральной власти в Монгольской империи привело к созданию на его территории самостоятельного государства. Название «Улус Джучи» так и сохранилось за ним. В мусульманских

В предыдущей статье мы рассмотрели особенности общественного строя золотоордынского государства. В части 3 обсудим основные черты государственного строя и военной организации Золотой Орды.

Государственный строй и военная организация

Государственный строй Золотой Орды был основан на диктатуре. Во главе государства стоял хан из рода чингисидов, обладавший сильной деспотичной властью. Как правило, власть переходила по старшинству – сыну предшествующего хана или к ближайшему родственнику. Военная структура, к которой было приспособлено административное устройство страны, пронизывала ее сверху донизу, способствовала укреплению власти хана. Монгольских правителей окружала верхушка кочевой аристократии, которая направляла и контролировала их деятельность.

Съезд татаро-монгольской знати – курултай – созывался для решения наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней политики. Это выбор хана, планирование походов, проведение охоты. Его созыв обычно намечался ко времени проведения религиозных праздников.

Являясь совещательным органом при верховном правителе, курултай принимал решения, угодные хану. Однако большинство вопросов решалось им либо самостоятельно, либо в узком кругу приближенной знати. Особо хотелось бы отметить роль женщины. Монгольские обычаи предписывали, чтобы женщины, сопутствующие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин в то время, как последние отлучились на битву. Монгольская женщина занимала положение, почти равное с мужчиной, и на верхах общества. Женщины (хатуни) – представительницы правящей верхушки – присутствовали на курултае и принимали активное участие в его работе.

Со временем в Золотой Орде сложилась система органов управления, позаимствованная на Востоке. Высший государственный аппарат состоял из главы государства (хана), придворной знати, управленческого аппарата, различных ведомств и суда. Органами центрального отраслевого управления были диваны (канцелярии) для ведения дел по различным отраслям, при этом четкого разграничения их компетенции не было. Работу диванов координировал визирь – номинальный глава правительства.

К числу высших должностных лиц относятся также четыре улусных эмира (управителя). Старший из них назывался беклярибек (главнокомандующий войсками) и считался вторым лицом в государстве после хана.

Высшие должностные лица в улусах – эмиры, в армии – бакоулы, ведавшие снабжением войска. Бакоулам подчинялись темники (командиры десятитысячных отрядов). Темникам подчинялись тысячники (командиры тысячных отрядов), а последним – сотники и десятники.

Органы управления на местах находились в руках монголо-татарской феодальной знати. Местными управителями являлись даруги и баскаки, в распоряжении которых имелись свои канцелярии со штатом чиновников. Баскак – один из высших государственных чинов, в переводе означающий «давитель». Суть их деятельности в полной мере отвечала хищническому характеру золотоордынского государства. Управление покоренными народами осуществлялось жестоко. Созданная на территории Руси баскакская организация, также основанная на десятичной системе, следила за порядком в стране, контролировала уплату дани и выполнение многочисленных повинностей, введенных завоевателями. Трижды (с 1245 по 1274 годы) монголы проводили перепись населения.

Одной из самых тяжелых форм гнета покоренных народов была обязанность поставлять в монгольскую армию воинов для участия в новых завоевательных походах. Русь была обязана давать одного рекрута из десяти мужчин, проживающих на данной территории.

При сборе налогов каждый район становился единицей измерения. Вся восточная и западная Русь была разделена на 43 «тьмы», причем в это исчисление включались только сельские районы, города облагались в особом порядке. В сельских районах дань исчислялась в форме поземельного налога на каждую сельскохозяйственную единицу («плуг»,«соха»). Купцы в городах платили налог с капитала или с оборота.

Исправность уплаты налогов контролировали чиновники, имевшие в своем распоряжении вооруженные карательные отряды, которые часто комплектовались из местного населения. Командовали ими монголо-татары. Контроль над русскими княжествами осуществляли жившие в них баскаки, которые подчинялись главному баскаку. Резиденция его находилась во Владимире. К управлению покоренными народами привлекались и представители местной знати.

Военная организация Золотой Орды заслуживает особой характеристики. Заложенная при Чингисхане, она определялась характером занятий монголов, прирожденных скотоводов-кочевников.

Основным родом войск и их ударной силой служила многочисленная высокоподвижная конница, которая делилась на легкую и тяжелую. Каждый всадник имел при себе несколько запасных лошадей, мог сутками не слазить с седла, питаясь кумысом и вяленым мясом.

Монгольские лошади отличались особой выносливостью и умением добывать себе корм в любых условиях. Стрела, пущенная из монгольского лука (саадака) на полном скаку, за 400 метров пробивала любые доспехи.

При осаде городов применялись тараны, катапульты, подвижные осадные башни, велись подкопы. Деревянные стены крепостей сжигались гранатами с нефтью. Каменные стены разбивались осадными машинами или взрывались порохом, которого еще не было в Западной Европе. В качестве инженерно-технических советников использовались мастера из Китая и Персии. Пехота, состоящая, как правило, из рекрутов покоренных народов, являлась вспомогательным родом войск и использовалась при осадах и в начале сражения. Роль «живого щита» играли пленники, в том числе старики и женщины, которых гнали впереди войска, обрекая на верную гибель.

Железная воинская дисциплина, хорошая организация и высокая мобильность конных отрядов, умело поставленная разведка и внезапность нападения, огромный боевой опыт и гибкая тактика – все это говорит о неоспоримых преимуществах монгольской армии на тот период. Как феодальное ополчение оседлых народов, так и тяжеловооруженная рыцарская конница проигрывали в схватках со степняками.

Кого заинтересовала тема, читайте продолжение в 4-й части о судебных учреждениях и источниках права Золотой Орды.

В предыдущей статье мы поговорили о государственном строе и военной организации Золотой Орды. В части 4 Вашему вниманию предлагается тема о судебных учреждениях и источниках права золотоордынского государства.

Судебные учреждения и источники права

Судебные учреждения Золотой Орды имели ярко выраженный сословный характер. Высшая судебная власть принадлежала хану. На местах правосудие вершили управители областей и войсковых частей.

В период монгольского владычества все русские князья были подсудны высшему суду Золотой Орды. Судебные иски и уголовные дела, сторонами в которых были русские и монголы, рассматривались только монгольскими судами на основании монгольского права, тяжбы между русскими разбирали русские княжеские суды, используя нормы Русской Правды.

Специальный орган монгольского суда – диван-яргу – возглавлялся главным судьей. Низшими инстанциями судебных учреждений были местные суды во главе с яргучи (судьей), которые рассматривали менее опасные дела. С принятием ислама суд стали вершить мусульманские судьи – кади на основе законов шариата, т.е., норм мусульманского права.

Основными источниками права Золотой Орды являлись:

1) свод монгольских законов и обычаев – Великая Яса Чингисхана;

2) обычное право монгольских племен;

3) грамоты, ярлыки, повеления золотоордынских ханов;

Основным источником права была Великая Яса, обычное право кочевых народов и позже нормы шариата. Правовые нормы не отделялись от норм нравственных, религиозных. Вещное и обязательственное право находилось в зачаточном состоянии: политическая власть и вассальные отношения отождествлялись с отношениями собственности. Семейные, брачные, наследственные отношения регулировались обычаем и традицией.

Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206г. в качестве назидания потомкам, состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала, в основном, правила организации монгольского войска и нормы уголовного права. Яса включала также крепостной устав, обязывающий все население империи к службе государству на определенных местах в войске и системе податей (впоследствии этот принцип будет заимствован московской властью).

Отдельные группы населения освобождались от общей крепостной и податной повинностей (церковь, ремесленники, врачи, юристы) на основе ханских ярлыков, которые возобновлялись при каждой новой смене власти в Золотой Орде.

Система преступлений по Ясе включала:

1) Религиозные преступления, совершенные против установленных обычаев и нравственности (притеснение церквей и духовенства, лжесвидетельство, неправильно совершенный убой скота, прелюбодеяние). Суровая кара грозила всякому, кто прыгал через огонь, стол, чашку, стирал одежду, возвращался по той дороге, по которой выезжал. Запрещалось под страхом смерти проходить по тому месту, где была ставка хана, опускать руку в текущую воду, заниматься колдовством.

2) Преступления против хана и государства (нарушение крепостного устава, закабаление свободного монгола, злоупотребление властью). Жестоко карались воинские преступления – измена, неповиновение хану и другим начальникам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, бегство с поля боя и неоказание помощи, сострадание пленнику и др.

3) Преступления против жизни и свободы (убийство, увод или принятие чужого раба, конокрадство и увод скота, злостное банкротство).

Законы Ясы были чрезвычайно жестоки. Неисполнение их, малейшее нарушение правил грозило смертной казнью, особенно воинские преступления. Смертная казнь производилась публично, способами, характерными для кочевого образа жизни – посредством удавливания веревкой, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми и разрывания на части. Знатных кочевников казнили путем переламывания спины.

Среди других мер наказания применялись тюремное заключение и ссылка, разжалование, телесные наказания, выкуп или пеня в пользу родичей потерпевшего. Так, за убийство мусульманина платили 40 золотых монет, за убийство китайца – цену осла.

Вор, укравший лошадь, должен был вернуть ее с прибавкой десяти таких же лошадей. За неимением лошади преступник расплачивался своими детьми, а при отсутствии детей Яса приказывала виновного зарезать «как барана». За более мелкие кражи, например одного барана, виновного подвергали телесному наказанию и возмещению стоимости украденного.

О судебном процессе Золотой Орды до нас дошли весьма скудные сведения. Наказание применялось к преступнику только в том случае, «если он будет уличен в деянии и сознается». Древнемонгольский процесс носил состязательный характер. Кроме свидетельских показаний и клятвы, применялись пытки, использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности. Допускались различные испытания и поединки.

Гражданское право составляли нормы наследственного и семейного права. Правила, регулирующие другие гражданско-правовые отношения, до нас не дошли. Имущественные отношения были весьма запутаны.

Отец был главой большой полигамной семьи. Он был собственником всего имущества, распоряжался судьбой членов семьи, за долги мог отдать своих детей в служение и даже продать в рабство.

При наследовании старший сын получал большую часть имущества, а юрта, утварь и остаток скота наследовались младшим сыном, который и женившись продолжал жить с родителями.

Яса допускала многоженство и содержание наложниц. Жену обычай требовал выкупить у ее родителей. Сумма выкупа была значительной и требовалось время, чтобы ее накопить. Поэтому девушки выходили замуж в зрелом возрасте. До совершеннолетия сыновей имуществом после смерти мужа управляла старшая (главная) жена.

Сын имел право жениться на женах умершего отца (кроме своей матери). Дети, рожденные от рабынь, приравнивались к законным детям. Хан не вмешивался в наследственные отношения.

Важными указами, дополнявшими Ясу, были указы, требовавшие возвращения беглого раба законному собственнику, регламентировавшие работу ямской (почтовой) службы, проведение переписи и т.п.

Суд и судопроизводство Яса отдавала на усмотрение местных старейшин, общин и наместников хана. Судебная власть не была отделена от административной. Яса не утратила своего значения и в процессе исламизации Орды, когда возникли шариатские суды, действовавшие на основе Корана. Они функционировали главным образом в городах и в местностях с оседлым населением. В целом для права Золотой Орды был характерен узаконенный произвол должностных лиц.

Яса Чингисхана не действовала на Руси. Какого-либо специального кодекса для Руси монголы не могли создать вследствие отсутствия достаточного для этого уровня правовой культуры. Псковская судная грамота представляла кодекс, превосходящий по своему уровню Ясу Чингисхана.

Исследователи не находят никаких следов монгольского влияния на русское гражданское право, в сфере же уголовного права просматривается усиление наказаний в Судебниках 1497 и 1550 гг. Это введение смертной казни, наказания кнутом, пыток – чего не было в «Русской правде» и почти не было в Псковской судной грамоте. Это могло быть вызвано общим огрублением нравов, жестокостью и всеобщим насилием, вызванными монголо-татарским нашествием.

После разгрома монголами русских княжеств в первой половине ХIII в. они попали в положение данников Орды. Княжества сохранили свою государственность, Церковь и администрацию, но вынуждены были выплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это закреплялось выдачей ханского ярлыка, который как бы давал право на титул великого князя, политическую и военную поддержку со стороны Орды.

Некоторые князья умело использовали эту ситуацию, чтобы усилить свое влияние на другие княжества, в борьбе за власть. Русские князья, попавшие в вассальную зависимость к монгольским ханам, получали ярлыки на правление вначале у самого великого хана в Монголии, позже – у хана Золотой Орды в Сарае. Первыми после завоевания поехали получать ярлыки князья восточной Руси, потом – западной.

Политическое отношение к Орде в разных русских княжествах было различным. Князь Даниил Галицкий решил просить католиков-крестоносцев помочь в борьбе с монголами. Римский Папа послал Даниилу корону, что означало переход последнего в лоно римской католической церкви. Однако православное духовенство не поддержало своего князя. В 1260 г. монголы разгромили Волынь и Галич, Даниил стал ханским вассалом.

Новгородский князь Александр Невский получил ярлык на великое княжение в Киеве от великого хана. В борьбе с агрессией литовских и шведских феодалов и рыцарей Тевтонского ордена на северо – западные земли Александр принял ханское покровительство. Первый натиск удалось остановить (победы в 1240г. на реке Неве и 1242г. на Чудском озере). Однако, война продолжалась, и, чтобы иметь союзников, Александр побратался с сыном Батыя, Сартаком. Взамен ему удалось получить в помощь монгольские войска для борьбы с немцами. Проводя сложную дипломатическую политику, единственно возможную в этих условиях, Александр подавлял стихийные выступления против монголов, помогал провести перепись населения и организовать сбор налогов. Этот союз сохранился и после смерти Александра Невского.

Ордынские ханы намеренно разжигали рознь между русскими князьями, пытаясь не допустить объединения русских земель. Бесспорно то, что там, где русские князья шли на вынужденный союз с монголами, и выросло великое Московское государство. Там, где князья отказывались от такого союза, а это Белая Русь, Галиция, Волынь, Киев и Чернигов, их княжества стали жертвой Литвы и Польши.

Кого заинтересовала тема, читайте заключение в 5-й части о закате империи Золотой Орды и том влиянии, которое она оказала на становление русской государственности.

Золотая Орда — государство, возникновение которого связано с завоевательными походами монгольского хана Темучина, или Чингисхана (ок. 1155—1227), и его потомков. Внук Чингисхана Батый (1208—1255) образовал огромное государство, которое в восточных источниках называлось Синей Ордой, а в русских летописях — Золотой Ордой. Батый построил город Сарай, который сделал столицей своего государства.

Основная масса кочевого населения в Золотой Орде состояла из кипчаков-половцев (тюрков). С течением времени монголы растворились в массе тюрков. Общепринятым языком стал тюркский.

Наряду с тюркизацией монголов в Золотой Орде с конца XIII в. началась исламизация ее населения. Решающим в деле распространения ислама было царствование Узбек-хана (1312—1340).

Огромная Золотоордынская империя подчинила себе раздробленную Русь. В 1243 г. русские князья поехали в Орду и признали власть хана Батыя над собой. Власть Золотой Орды признал и русский митрополит.

Русские княжества стали вассальными государствами Золотой Орды. Они были обязаны нести золотоордынским ханам военную службу и платить дань — «выход». В русских землях находились представители ханской администрации — баскаки, которые нередко чинили произвол в отношении русского населения.

Закономерным явлением стал процесс постепенного дробления и распада Золотой Орды. В середине XV в. из ее состава выделились Казанское и Крымское ханства, затем образовались Астраханское и Сибирское ханства.

Государственный строй. Золотая Орда являлась феодальной монархией. Ее политическое устройство повторяло устройство великой империи Чингисхана. Верховная власть принадлежала хану. Хотя его власть носила деспотический характер, он был окружен феодальной верхушкой, которая направляла и контролировала его деятельность. Хан был верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве (мог раздавать землю родичам и должностным лицам), возглавлял вооруженные силы, назначал и смещал всех высших должностных лиц, объявлял войну и заключал мир, являлся верховным судьей.

Для решения основных политических вопросов в Золотой Орле созывались съезды наиболее крупных феодалов — курултаи. Членами курултаев были царевичи и нойоны, занимавшие высшие военные должности. На курултаях выбирали нового хана, решались вопросы войны и мира, пересматривались границы улусов, рассматривались споры между крупными феодалами. Воля хана, его решение на курултае были окончательными.

Важным звеном центрального управления были диваны (канцелярии). В их ведении находились различные отрасли государственного управления. Диваны состояли из секретарей, называвшихся битакчи. Наиболее важным был диван, ведавший доходами и расходами. В этом диване находился особый документ с перечнем поступлений с отдельных областей и городов, называвшийся дедотаром.

Высшим должностным лицом в Золотой Орде был визирь. В его ведении находилась ханская казна и общее управление делами государства, которое он осуществлял от имени и по поручению хана.

Военное ведомство возглавлял бекляри-бек, который направлял деятельность эмиров, темников, тысячников. Он был старшим из эмиров, которых всего было четыре.

Еще одно влиятельное должностное лицо — букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием войска, учетом и доставкой военной добычи.

В центральном аппарате государства несли службу даруги и баскаки. Они занимались учетом населения, сбором податей, организацией военных походов. Главное назначение баскаков состояло в том, чтобы обеспечивать уплату дани и выполнение других повинностей в пользу Золотой Орды. Войско в Золотой Орде строилось по десятичной системе. Оно делилось на десятки тысяч во главе с темниками и на тысячи, делившиеся на сотни и десятки. Высший командный состав — темники и тысячники — состоял из царевичей и знатных нойонов.

Право. Основным источником права в Золотой Орде был составленный Чингисханом сборник правовых норм, получивший название Великой Ясы. Ее дошедшие до нас нормы в большей степени относятся к уголовному праву. Они свидетельствуют о крайней жестокости в отношении правонарушителей. Чаще всего упоминается смертная казнь и наказание палками.

За измену Яса Чингисхана предусматривала смертную казнь. К имущественным преступлениям относилось присвоение бежавшего раба, убежавшего пленника. Это каралось смертной казнью.

Кража лошадей предполагала возвращение не только украденной лошади, но добавление еще десяти лошадей. Если лошадей не было, виновный расплачивался своими детьми. Если детей не было, виновного могли «зарезать, как барана».

Смертная казнь предусматривалась за супружескую неверность, скотоложство и некоторые другие преступления и производилась, как правило, публично путем улавливания на веревке, подвешенной на шее верблюда или лошади, а также волочения лошадьми.

Наследование имущества происходило таким образом, что старший сын получал больше младших, меньший сын наследовал хозяйство отца.

Суд в Золотой Орде до принятия мусульманства действовал на основе монгольского обычного права — ясы. После введения ислама суд основывался на шариате. Судьями были кады (кадии), которые судили по шариату, а также яргучи. выносившие решения на основе Великий Ясы Чингисхана.

12.Государственной устройство Руси в условиях централизации.

Важной предпосылкой объединения русских земель было восстановление и развитие хозяйства, являвшегося экономической базой борьбы за объединение и независимость.

Номинально главой Северо-Восточной Руси считался великий князь владимирский, поэтому в борьбе именно за владимирский престол решался вопрос о том, какое княжество возглавит процесс объединения русских земель. С начала XIV в. происходит возвышение Московского (великого) княжества в этой роли.

Причины возвышения Москвы следующие.

1. Выгодное географическое и экономическое положение в верховьях Волги.

2. Москва долгое время развивалась как замкнутый социум, что обеспечило ей независимость во внешней политике, это (великое) княжество не тяготело ни к Литве, ни к Орде, что позволило ему стать центром национально-освободительной борьбы русского народа.

3. Москвичи привлекли на свою сторону крупнейшие русские города (Кострома, Ниж. Новгород и др.).

4. Москвичи сумели привлечь на свою сторону церковь.

5. Отсутствие вражды среди (великих) князей московского дома в результате удачного стечения обстоятельств при каждом престолонаследовании. Пока не было сил для борьбы с татарами. Иван Калита и его преемники сотрудничали с ними, в то время как тверичи готовили восстания, заканчивавшиеся поражениями. Однако как только в Орде начались распри, Дмитрий Донской наносит удар татарам на Куликовом поле (1380).

Производительные силы были развиты слабо, капиталистический уклад в экономике страны отсутствовал, города играли незначительную роль, классовая борьба проходила в ограниченных масштабах. Покорение удельных князей шло одновременно с освобождением от татарского ига, поэтому именно Москва сумела занять место центра государственного объединения.

На вершине пирамиды общественной иерархии находились феодалы(бояре) во главе с великим князем. Все бояре подчинялись великому князю и несли гос. службу, при этом наиболее родовитые и владетельные из них составляли главную оппозицию увеличивавшейся власти монарха.

Великий князьстарался опираться на служилое дворянство, которому жалует многочисленные поместья. Появляется лестница придворных чинов: «введенный боярин», окольничий, дворецкий, казначей, конюший, кравчий, ловчий, сокольничий, постельничий. Введенные бояре и окольничие составляли Боярскую думу.

Особую (прежде всего духовную и идеологическую) роль играло духовенство,период образования Русского централизованного государства был ознаменован быстрым ростом многочисленных православных монастырей, особенно в северных регионах страны.

Сельское население – крестьянство – подпадало под феодальную кабалу и постепенно было закрепощено.

Городская верхушка(купечество) имело свои корпоративные организации, в то время как городские низы в своем правовом статусе приближались к крестьянам.

Централизация Русского государства знаменуется резким усилением власти монарха – московского великого князя, а позже – царя. С княжения Ивана III (1440–1505) московские монархи подчеркивали свою преемственность от византийского православного императорского дома.

Отношения вассалитета сменились отношениями подданства подчиненных князей и боярства московскому великому князю. В руках монарха сосредоточивалась вся гражданская, судебная, административная и военная власть.

Укреплялось верховенство светской власти (власти московского монарха) над церковной.

Первоначально Боярская дума была консультативным боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской думы назначал только сам великий князь (царь), и собственно только ее члены могли называться боярами. В титулованных бояр (т. е. бояр с титулом князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранившие свои вотчины и получившие новые поместья (служилые князья).

Сам факт наличия Боярской думы позволяет некоторым исследователям говорить об ограниченности власти монарха в России в то время. В действительности бояре особо не мешали великокняжеской политике. Например, в начале каждого русского законодательного акта писали: «Царь (великий князь) указал, а бояре приговорили…» То есть принимал решения все равно именно великий князь (царь) а бояре лишь давали согласие.

Со временем в Боярской думе кроме бояр появился дополнительный думский чин – окольничий, а также начали работать профессиональные чиновники и клерки – дьяки и подьячие. У каждого боярина, как правило, был свой персональный секретарь, являвшийся думским дьяком.

Боярская дума выступала апелляционной судебной инстанцией.

Как бояре, так и думские дьяки обычно назначались послами в иностранные государства.

К началу XVI в. в России сформировалась приказная система центрального управления. Посольский приказ занимался иностранными делами, Разбойный приказ осуществлял карательные государственные функции, Поместный приказ ведал наделением государственной землей за службу, Казенный приказ следил за государственными финансами и т. д. Приказы формировались как по отраслевому, так и по территориальному признаку.

В результате финансово-денежной реформы 1535–1538 гг. была запрещена чеканка монеты частными лицами, единая денежная система сосредоточилась в руках государя.

Формирование отношений подданства привело к тому, что служба феодалов стала обязательной. Вместе с господами отбывали на войну значительные массы «боевых» холопов. В случае надобности к оружию призывалось население городов и сел.

Централизации местного управления в XIV–XV вв. способствовало развитие системы «кормления» – содержания должностных лиц за счет местного населения.

Судебник 1497.

Судебник Ивана III (1497) был принят для укрепления централизованной системы управления и представлял собой сборник законов Русского государства. Он отражал интересы феодалов-землевладельцев, поэтому в нем были регламентированы правила перехода крестьян в Юрьев день (переходить можно было в Юрьев день (26 ноября по старому стилю) и в течение недели до и после этого дня, заплатив «пожилое»), это был первый шаг к закрепощению крестьян.

Источники холопства по Судебнику 1497 г. те же, что и в Русской Правде, кроме городского ключничества. Помимо этого холоп автоматически получал освобождение при совершении побега из татарского плена.

В Судебнике 1497 г. под преступлением понимается не «обида», а «лихое дело».Вместе с тем есть точка зрения, что «лихие дела» – это не все преступления, а только тяжкие, существовали еще и другие преступления, не относившиеся к подсудности великого князя, а потому не включенные в этот Судебник.

По Судебнику 1497 г. увеличивается число составов преступлений, среди новых (по сравнению с Русской Правдой и Псковской судной грамотой): крамола (государственный уголовно-правовой состав) подым (видимо, антиправительственная агитация) и поджог (террористический акт) с целью причинения большого ущерба (новый государственный уголовно-правовой состав); головная татьба, т. е. кража холопов, или же кража людей вообще, или кража, приведшая к убийству.

Среди наказаний выделяются смертная казнь, торговая казнь (битье палками на торговой площади) очень редко применяется штраф.

Большинство норм Судебника 1497 г. было посвящено процессуальному праву.Наряду с исконными элементами состязательного процесса в российском судебном процессе появляются элементы инквизиционного процесса. В частности, прямо предусмотрены (предписаны) пытки по делам о татьбе. Прообразом суда присяжных в России был суд «лучших людей», которые входили в состав суда вместе с великокняжеским (царским) наместником.

За каждое действие суда истец должен был платить.

Сам процесс (судебные поединки и пр.) похож на процессуальные нормы Псковской судной грамоты При судебном поединке предусматривались «ассистенты» («секунданты»), которые назывались «стряпчими».

Почти ничего в Судебнике 1497 г. не говорится о розыске и своде.

Помимо пыток появился такой элемент инквизиционного процесса, как письменное ведение протокола судебного заседания.

В судопроизводстве предусматривалась вышестоящая (вторая) инстанция – Боярская дума и даже лично великий князь (царь).

Золотая Орда не имела четко определенных границ. Ее власть рас­пространялась не столько на территорию, сколько на народы и племена, находившиеся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовавшие различные религии. Сами монголы у покоренных народов получили двойное название - монголо-татары (от названия одного из самых многочисленных монгольских племен — татар). Общественный строй: Социальная структура отражала пестрый классовый и национальный состав. Четкой сословной организации общества не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. В военно-феодальной иерархии господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингиз-Хана и его сын Джучи. Род владел всей землей государства, ему принадлежали слуги и рабы, военная добыча, государственная казна и т.д. Хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. Им присваивались государственные и военные титулы и звания.

Следующая ступень в военно-феодальной иерархии ЗО - нойоны. Не являясь членами рода Джучидов, вели свои родословные от сподвижников Чингиз-хана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы. Особое место - многочисленные нукеры - дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-администра­тивные должности - сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения территорий, где были размещены воинские подразделения и где нукеры занимали административные должности.

К господствующим классам относилось мусульманское духовенство, купцы и богатые ремесленники местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы. Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуг находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык.

Рабство: пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качестве слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально-зависимыми или получали свободу.

Государственный строй: Верховная, деспотическая власть принадлежала хану, возводимому на престол курултаем. Им становился старший сын предшествующего хана или другой ближайший родственник из чингисидов. Хан являлся верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначения и смещения все высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мир, Был он верховным судьей, его воля считалась законом.

Коллегиальный орган - курултай, в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. На курултае решались вопрос войны и мира, наиболее важные споры и распри между представителями феодальной верхушки, объявлялись решения хана. Воля хана, его решение на курултае являлись неоспоримой. Курултаи созывались эпизодически и проходили в торжественной обстановке.

В ЗО сложилась своеобразная система цен­тральных органов управления, многие черты были заимствованы от восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). В конце XIII в. появились диваны (канцелярии) для ведения дел по различным отраслям управления. Диваны находились в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, выполняли их поручения, давали им различные сведения о положении дел в отраслях управления или на местах. Четкого разграничения компетенции диванов по отраслям управления не было.

Визирь: высшее должностное лицо, в его ведении находились ханская казна и общее управление делами государства от имени и по поручению хана.

Бекляри-бек - военное управление в государстве, направлял военную деятельность эмиров, темников и тысячников. Бекляри-бек в источниках часто называется старшим, главным эмиром при хане.

Букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием воинских подразделений и гарнизонов, учетом военной добычи, ее доставкой и распреде­лением по указаниям хана и высших должностных лиц.

Военная организация ЗО была основой ее государственности. Многие носители государственной власти являлись командирами соответствующих воинских подразделений. Многочисленная конница, состоявшая из монголо-татар, кыпчаков и других кочевых племен и народов.

Темники, тысячники - высший командный состав, состоял из представителей рода джучидов-царевичей и знатных нойонов. Все командиры были связаны между собой своеобразными сеньорально-вассальными отношениями. Чингиз-хан организовал разведывательную службу. Впоследствии секретная служба была учреждена и для собственного государственного аппарата, охватила значительные слои населения, в том числе феодальную верхушку.

Судебная власть не была отделена от административной. Хан, другие государственные органы сами осуществляли правосудие по всем делам — уголовным, гражданским и пр. Однако в связи с неуклонной исламизацией Золотой Орды в конце XIII — начале XIV в. были учреждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали главным образом дела, связанные с нарушением требований Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. Кроме того, в городах для разбора гражданских дел назначались специальные судьи-яргучи. У кочевых народов ЗО существовали традиционные суды родовых старейшин-биев. Судебный и административный произвол, внесудебная расправа являлись характерными чертами судебной системы военно-феодального государства Золотой Орды.

Право. Источником права в Орде - Великая Яса Чингиз-хана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным образом в городах и местностях с оседлым населением.

Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

Право ЗО характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность. Даже Яса Чингиз-хана стала нам известна не как единый писаный акт, а из отдельных упоминаний и выдержек, содержащихся в различных неправовых источниках. Только нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах.

В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын.

Семейно-брачное право регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено (у мусульман законных жен могло быть не более четырех). Дети жен и наложниц юридически были в равном положе­нии при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого являлось действительное или обрядовое похищение невесты.

Уголовное право отличалось исключительной жестокостью. Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника, в нек.случ. за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило, производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, — посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми.

За бытовое убийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялось социальным положением убитого.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: