Обязанность по учету оценке и реализации имущества перешедшего по праву наследования к государству

Обновлено: 27.04.2024

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сивакова О.П. к Кузнецову И.П. о взыскании долга по кассационной жалобе Кузнецова И.П. на заочное решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 1 декабря 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 августа 2016 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., выслушав объяснения Кузнецова И.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Сиваков О.П. обратился в суд с иском к Кузнецову И.П. о взыскании долга.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что 26 июля 2012 года заключил с Кузнецовым П.А. договор займа денежных средств в размере 500 000 руб., что подтверждается соответствующей распиской, согласно которой денежные средства были предоставлены Кузнецову П.А. до 31 декабря 2012 года с обязательством по выплате процентов ежемесячно с 15 сентября 2012 года по 31 декабря 2012 года. 3 марта 2013 года Кузнецов П.А. умер. Наследником после смерти Кузнецова П.А. является его сын Кузнецов И.П., на момент вступления его в наследство размер невозвращенных по расписке денежных средств составляет 500 000 руб., возвращать которые в добровольном порядке ответчик отказался.

Сиваков О.П. полагал, что указанная денежная сумма является неисполненным обязательством Кузнецова П.А., наследники которого имеют возможность его исполнить, наследство Кузнецова П.А. составляет несколько миллионов рублей.

С учетом уточненных исковых требований, истец просил взыскать с Кузнецова И.П. долг по договору займа в размере 500 000 руб., проценты в размере процентной ставки равной 11% годовых за период с 1 января 2013 года по день фактической выплаты денежных средств, расходы по уплате государственной пошлины.

Заочным решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 1 декабря 2015 года иск Сивакова О.П. удовлетворен. С Кузнецова И.П. в пользу Сивакова О.П. взыскана денежная сумма в размере 500 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 123 191 руб., сумма государственной пошлины в размере 8 200 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 августа 2016 года решение суда первой инстанции изменено, его резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Иск Сивакова О.П. удовлетворить частично. Взыскать с Кузнецова И.П. в пользу Сивакова О.П. сумму долга в размере 500 000 руб., а также сумму государственной пошлины в размере 8 200 руб., в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества".

В кассационной жалобе Кузнецовым И.П. ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отмене состоявшихся судебных постановлений, как принятых с существенным нарушением норм материального права, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении иска.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 15 декабря 2016 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке, с вынесением определения о приостановлении исполнения заочного решения Октябрьского районного суда г. Краснодара от 1 декабря 2015 года до окончания производства в суде кассационной инстанции. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 24 марта 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Истец Сиваков О.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился и не сообщил о причине неявки.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав Кузнецова И.П.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 26 июля 2012 года Кузнецов П.А. взял в долг у истца денежные средства в размере 500 000 рублей, что подтверждается соответствующей распиской (л.д. 8).

Согласно расписке Кузнецов П.А. получил указанную сумму на срок до 31 декабря 2012 года, по графику выплаты производятся с 15 сентября по 31 декабря 2012 года ежемесячно.

Денежные средства Кузнецов П.А. истцу не вернул.

3 марта 2013 года Кузнецов П.А. умер. Наследником, принявшим наследство после смерти Кузнецова П.А., является его сын Кузнецов И.П.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Сиваковым О.П. требования о взыскании с Кузнецова И.П. суммы долга в размере 500 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 123 191 руб., суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляющих кредиторам наследодателя право предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам, исходил из того, что поскольку ответчик принял наследство после смерти своего отца Кузнецова П.А., то на нем лежит обязанность по возврату долга в указанном размере.

Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, сославшись на отсутствие доказательств обращения к ответчику по вопросу возврата долга с момента смерти Кузнецова П.А., наступившей 3 марта 2013 года, до момента предъявления иска в 2015 году, пришел к выводу о том, что оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что судебные постановления приняты с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно статье 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 60, 61 Постановления от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства. Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (статья 323 Гражданского кодекса Российской Федерации) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации). Стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом.

Таким образом, с учетом положений законодательства об ответственности наследников по долгам наследодателя, при рассмотрении данной категории дел юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судом, являются не только определение круга наследников, состава наследственного имущества, но и его стоимость.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Сиваков О.П. ссылался на то, что стоимость наследственного имущества Кузнецова П.А. составляет несколько десятков миллионов рублей, что позволяет его правопреемнику Кузнецову И.П. исполнить обязательство по возврату долга.

Как видно из материалов дела, после смерти Кузнецова П.А. открылось наследство, состоящее из квартиры, находящейся по адресу: <. >, и долей в уставных капиталах ООО "<. >", ООО "<. >".

Ранее вступившими в законную силу решениями Октябрьского районного суда г. Краснодара от 19 декабря 2013 года и от 23 июня 2014 года с Кузнецова И.П., как наследника, принявшего наследство после смерти Кузнецова П.А., было взыскано 1 750 000 руб., 1 774 949 руб. 97 коп. и 846 908 руб. соответственно в пользу других кредиторов наследодателя Кузнецова П.А. - Камаринского С.П., ОАО Банк "Петрокоммерц" и Бабешко С.П.

В рамках рассмотрения гражданского дела по иску кредитора наследодателя (ОАО Банк "Петрокоммерц") к наследнику умершего (Кузнецову И.П.) о взыскании задолженности по долгам наследодателя судом оценивалось наследственное имущество, по делу по ходатайству ответчика была назначена оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО "Аверс Оценка и Экспертиза".

Согласно экспертному заключению ООО "Аверс Оценка и Экспертиза" от 16 мая 2014 года рыночная стоимость спорной квартиры была определена в 2 746 000 руб., стоимость долей в уставных капиталах ООО "<. >" составила 0 руб., стоимость долей в ООО "<. >" определить не представилось возможным. Общая стоимость наследственного имущества составила 2 746 000 руб.

Возражая против предъявленных к нему требований в заявлении об отмене заочного решения и в апелляционной жалобе, Кузнецов И.П. ссылался на то, что ранее с него уже был взыскан долг наследодателя в пределах указанной стоимости наследственного имущества, оценка которого производилась судом в рамках другого дела, в связи с чем заявленные истцом требования не могут быть удовлетворены.

Таким образом, между сторонами возник спор относительно стоимости наследственного имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно части 1 статьи 57 указанного кодекса доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

В соответствии с частью 2 статьи 12 этого же кодекса суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Таким образом, исходя из существа рассматриваемого спора, необходимости установления юридически значимого обстоятельства по делу, к которому относится оценка наследственного имущества, принимая во внимание, что данный вопрос требует специальных познаний, которыми суд не обладает, необходимые сведения для правильного разрешения дела могли быть получены посредством проведения судебной экспертизы в соответствии со статьей 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Между тем в рамках рассмотрения настоящего дела такая экспертиза судом не назначалась, суд не установил стоимость наследственного имущества, тогда как от этого обстоятельства зависела возможность применения к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Сославшись на то, что суд первой инстанции фактически взыскал с наследника долг без выяснения стоимости наследственного имущества, суд апелляционной инстанции тем не менее не устранил допущенные судом нарушения указанных норм материального права, изменив решение суда взысканием долга без учета процентов за пользование чужими денежными средствами.

При таких обстоятельствах, судебные постановления нельзя признать законными, отвечающими требованиям статей 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем заочное решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 1 декабря 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 августа 2016 года подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учетом всех установленных по настоящему делу обстоятельств и с соблюдением требований материального и процессуального закона разрешить возникший спор.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

IV. Возврат имущества

37. Имущество или стоимость его подлежит возврату в следующих случаях:

отмены приговора, определения или постановления соответствующих органов о конфискации имущества;

вынесения решения (определения) судебных органов об освобождении части имущества от ареста (исключении из описи);

отмены решения суда о признании имущества бесхозяйным;

признания судебными органами недействительными свидетельств о праве государства на наследство или отмены решения суда о передаче имущества по праву наследования государству.

38. В случаях, когда в судебные органы предъявляются иски об освобождении части имущества от ареста (исключении из описи), налоговые органы привлекаются к участию в деле в качестве ответчиков.

Руководители налоговых органов при получении от судебных органов вызова для участия в судебных заседаниях по рассмотрению указанных исков назначают представителей налоговых органов для предварительного изучения материалов дела, имеющихся в судебных органах, и для защиты в судебных заседаниях интересов государства.

39. Возврат имущества производится налоговым органом в десятидневный срок со дня подачи заявления о возврате имущества. К заявлению прилагается заверенная копия документа, подтверждающего отмену соответствующим государственным органом решения, на основании которого данное имущество поступило в собственность государства (или заверенная в установленном порядке выписка из этого документа). В том случае, если к моменту подачи заявления имущество уже реализовано, налоговая инспекция в пятидневный срок пересылает документы соответствующему финоргану (о чем ставится в известность заявитель), который в десятидневный срок со дня получения документов обязан возместить стоимость имущества.

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

Решением Верховного Суда РФ от 15.01.2007 N ГКПИ06-933 абзац 2 данного пункта признан недействующим. Определением Верховного Суда РФ от 03.05.2007 N КАС07-140 указанное решение оставлено без изменения.

Возврат имущества или возмещение его стоимости производится, если заявление о возврате подано в налоговый орган не позднее шести месяцев со дня извещения заинтересованного лица об отмене соответствующего решения, на основании которого данное имущество поступило в собственность государства.

40. Возврат имущества владельцу производится в натуре, если имущество, переданное торговым и другим организациям для реализации или переработки, еще не реализовано или не обращено в переработку.

Если имущество уже реализовано или обращено в переработку, владельцу его возвращается из средств соответствующего бюджета сумма стоимости имущества, фактически вырученная от его реализации без вычета расходов, связанных с реализацией (пункт 35 настоящей Инструкции). Стоимость имущества, конфискованного после 1 июня 1981 г., при возврате из бюджета определяется по государственным ценам (розничным, закупочным, скупочным и др.), действующим на день вступления в законную силу приговора (определения, постановления) соответствующих органов об отмене конфискации или освобождении части имущества от ареста (исключении из описи).

При этом разница в суммах стоимости конфискованного имущества (зачисленная в бюджет и фактически выплачиваемая в более высоких действующих ценах) подлежит возмещению с раздела 222 § 13 классификации расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик. Выплата производится из союзного бюджета или республиканского бюджета соответствующей союзной республики в зависимости от того, орган Союза ССР или союзной республики вынес соответствующее постановление (определение, приговор).

По имуществу, которое было передано безвозмездно, требование о возврате этого имущества, или возмещении его стоимости предъявляется заинтересованным лицом к той организации, которая приняла имущество.

Возникшие споры по имуществу, переданному безвозмездно, решаются народными судами.

41. Возврат стоимости облигаций государственных займов производится в следующем порядке:

а) по облигациям государственных займов, размещавшихся до 1947 года, возвращается их нарицательная стоимость, определенная с учетом конверсии этих займов в связи с денежной реформой 1947 года и изменения масштаба цен с 1 января 1961 г. Выплата этих сумм производится в следующем порядке:

нарицательная стоимость облигаций государственных займов, размещенных по подписке, выплачивается наличными деньгами - из расчета один рубль (в старом масштабе цен) за три рубля (в старом масштабе цен) облигаций прежних займов;

нарицательная стоимость облигаций государственного внутреннего выигрышного займа 1938 года выплачивается наличными деньгами из расчета один рубль (в старом масштабе цен) за пять рублей (в старом масштабе цен) облигаций этого займа.

Исчисленная в таком порядке сумма возвращается с учетом изменения масштаба цен с 1 января 1961 года, т.е. в размере одной десятой исчисленной суммы;

б) по облигациям государственных займов, размещавшихся по подписке среди населения до 1957 года, и не вышедших в тиражи погашения (сумма нарицательной стоимости которых принята на учет в старом масштабе цен), производится перерасчет их нарицательной стоимости, т.е. уменьшение ее в десять раз. На полученную сумму в учреждении Сберегательного банка СССР приобретаются облигации соответствующих займов за другими номерами.

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

По облигациям указанных займов, погашение которых закончено, нарицательная стоимость их выплачивается наличными деньгами, с учетом изменения масштаба цен с 1 января 1961 года.

Нарицательная стоимость облигаций Государственного 3% внутреннего выигрышного займа, выпущенного в 1947 году, выплачивается наличными деньгами с учетом изменения масштаба цен с 1 января 1961 г.

Стоимость облигаций Государственного 3% выигрышного займа 1966 года выплачивается наличными деньгами.

Выдача облигаций производится учреждениями Сбербанка СССР после перечисления налоговым органом из бюджета на счет учреждения Сбербанка СССР стоимости этих облигаций.

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

Выигрыши, выпавшие на облигации государственных займов после зачисления их стоимости в доход союзного бюджета, не выплачиваются. По облигациям, конфискованным после 1 июня 1981 года, выплачиваются и выигрыши.

42. Возврат сумм вкладов, поступивших в союзный бюджет в составе наследственного и бесхозяйного имущества, а также конфискованных до 1 июня 1981 года, производится без начисления процентов за время, в течение которого эти вклады фактически не хранились в учреждении Сберегательного банка СССР. Конфискованные после 1 июня 1981 года вклады возвращаются владельцам с начислением соответствующих процентов на них.

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

43. Билеты денежно - вещевых и других лотерей, хранящиеся в налоговых инспекциях, возвращаются владельцам, если сроки оплаты выигрышей по ним не истекли. Возврат владельцам сумм денежных выигрышей или сумм стоимости вещевых выигрышей, указанных в актах описи и оценки (подпункт "к" пункта 14 настоящей инструкции), производится соответствующим финансовым органом.

(п. 43 в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

44. Утратил силу. - Письмо Минфина СССР от 13.08.91 N 46.

45. Средства в иностранной валюте возвращаются гражданам Министерством финансов СССР на основании документов, представленных соответствующими органами, направившими указанные средства для зачисления в бюджет.

Стоимость банковских платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту, зачисленная в доход союзного бюджета в рублях, возвращается финансовыми органами при наличии подтверждения Внешэкономбанка СССР о зачислении сумм в доход союзного бюджета.

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

46. Возврат ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов без вставок и со вставками драгоценных и полудрагоценных камней и лома таких изделий, вставок из драгоценных и полудрагоценных камней, бывших в употреблении зубных протезов, элементов съемных протезов, предметов религиозного культа, а также относящихся к валютным ценностям медалей и жетонов дореволюционного чекана, монет дореволюционного и советского чекана, юбилейных и памятных медалей и монет, монет иностранных государств производится в натуре Гохраном, если они не были реализованы или переработаны в установленном порядке. В случае реализации или переработки указанных изделий владельцам возмещается стоимость конфискованных ценностей Главным управлением по контролю за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов СССР по скупочным ценам, утвержденным Государственным комитетом СССР по ценам, на изделия, скупаемые у населения скупочными пунктами Министерства торговли СССР и учреждениями Госбанка СССР. Стоимость указанных изделий, находившихся в составе наследственного и бесхозяйного имущества, возмещается владельцам финансовым органом в сумме, переведенной ему Главным управлением по контролю за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней (без вычета расходов на пересылку).

Драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы) в слитках, шлихе, самородках, в полуфабрикатах и деталях таковых, в изделиях производственного назначения, в виде производственных отходов (опилки, стружка и т.д.), драгоценные камни в необработанном виде и природный жемчуг владельцам не возвращаются, им возмещается стоимость этих ценностей по ценам, указанным в подпунктах "з" и "и" пункта 14 настоящей инструкции (по конфискованным - Главным управлением по контролю за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов СССР, по остальным - соответствующими финорганами).

(п. 46 в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

47. Возврат сумм стоимости имущества производится из средств того бюджета, в доход которого поступили средства, вырученные от его реализации, или из средств внебюджетных фондов местных Советов народных депутатов, если стоимость имущества поступила во внебюджетные фонды. При недостаточности средств внебюджетных фондов возврат сумм стоимости имущества производится из средств местного бюджета. При этом поступление данной суммы в бюджет должно быть подтверждено учреждением Государственного банка СССР или соответствующей организацией (подпункты "м" и "н" пункта 16 настоящей Инструкции).

(в ред. письма Минфина СССР от 09.08.90 N 102)

В случае, когда в учреждении Госбанка СССР отсутствуют, за истечением срока хранения, документы о зачислении в бюджет стоимости облигаций, сумм вкладов, чеков и аккредитивов, это может быть подтверждено документами, имеющимися в центральном учреждения Сберегательного банка СССР. Такими документами могут служить лицевые счета или документы последующего контроля по вкладам, а также хранению облигаций или операционные дневники. Зачисление в бюджет сумм по аккредитивам может быть подтверждено документами, имеющимися в соответствующем Правлении Сбербанка СССР.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 4 декабря 2008 года N ШС-6-3/892

О выморочном имуществе

Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными запросами налоговых органов в отношении осуществления полномочий по работе с выморочным имуществом сообщает.

В настоящее время функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 возложены на Росимущество.

В то же время функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 340 закреплена за налоговыми органами.

Таким образом, функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены и на ФНС России, и на Росимущество.

В соответствии со статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.11.2007 N 281-ФЗ) (далее - ГК РФ) выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Таким образом, выморочное имущество в виде жилых помещений не переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

В этой связи с момента вступления в силу Федерального закона от 29.11.2007 N 281-ФЗ налоговые органы не осуществляют полномочия по работе с выморочным имуществом в виде жилых помещений.

В пункте 5 Инструкции предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.

Таким образом, свидетельство о праве государства на наследство (в том числе на выморочное имущество в виде земельных участков и акций (долей, паев)) в установленном порядке получают налоговые органы.

Учитывая, что принятие в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 возложено на Росимущество, после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.

Полномочия в отношении выморочного имущества налоговыми органами осуществляются после призвания Российской Федерации в лице налоговых органов к наследованию этого имущества.

Обязанность по выявлению выморочного имущества (в том числе проведение каких-либо проверок) законодательством Российской Федерации на налоговые органы не возложена.

Указанный порядок работы с выморочным имуществом согласован с Правовым управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.Шульгин

1) если имущество завещано государству;
2) если у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию;
3) если все наследники лишены завещателем права наследования;
4) если ни один из наследников не принял наследства (статьи 546, 550).
Если кто-нибудь из наследников отказался от наследства в пользу государства, к государству переходит причитавшаяся этому наследнику доля наследственного имущества.
Если при отсутствии наследников по закону завещана только часть имущества наследодателя, остальная часть переходит к государству.
В случаях, предусмотренных настоящей статьей, входящее в состав наследства авторское право либо принадлежавшее отказавшемуся наследнику право на долю в авторском вознаграждения прекращается.
Комментарий к статье 552
1. Анализ правил ч. 1 ст. 552 позволяет сделать ряд важных выводов:
а) принципиально подтверждена возможность перехода имущества по праву наследования к государству. При этом установлено, что имущество может быть ему не только завещано, но и переходит и по ряду других оснований (см. об этом ниже);
б) под термином "государство" следует понимать или Россию в целом, или ее субъекты. Что же касается органов местного самоуправления (создаваемых в муниципальных образованиях), то они не имеются в виду в ст. 552;
в) применяя правила ст. 552, нужно руководствоваться нормами Инструкции N 185 о том, что:
документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом, или судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа (п. 5);
имущество, переходящее по наследству к государству, передается налоговым органам, которые принимают меры к его охране и оценке. Они же контролируют своевременность передачи им наследственного имущества (п. 8);
нотариальный орган направляет налоговому органу (получившему свидетельство о праве государства на наследство) опись этого имущества за подписью государственного нотариуса, понятыми, другими лицами, принимавшими участие в описи. В такой описи необходимо отразить произведенные за счет наследственного имущества расходы. Работник налогового органа принимает это имущество на учет, о чем в описи делается отметка (п. 10);
в случае утраты части наследственного имущества налоговый орган принимает меры к внесению в бюджет соответствующей суммы (п. 12);
оценка наследственного имущества производится комиссией, состоящей из представителей налогового органа и организации, которой это имущество передается, для реализации или использования в 5-дневный срок со дня принятия его на учет налоговым органом (п. 13). При этом определены цены, из которых нужно исходить, оценивая наследственное имущество (п. 14), а также предусмотрена возможность приглашения экспертов и специалистов - оценщиков (п. 13, 14). О произведенных описи и оценке составляются Акт описи и оценки наследственного имущества (п. 15). Форма этого акта должна соответствовать форме, указанной в приложении N 1 к Инструкции N 185;
реализация наследственного имущества осуществляется налоговыми органами. При этом строения (в т.ч. жилые дома) безвозмездно передаются в ведение органов местного самоуправления. Определен и порядок реализации книг, животных, основных средств, иного имущества, переходящего по наследству государству (п. 16 - 20 Инструкции N 185);
запрещается передача взятого на учет наследственного имущества во временное пользование другим лицам, а также приобретение этого имущества налоговыми органами или их работниками (п. 32, 33);
необходимо зачислить в соответствующий бюджет суммы, вырученные от реализации наследственного имущества (п. 34);
возврат наследственного имущества производится в случае признания судебными органами свидетельства о праве государства на наследство недействительным или отмены судебного решения о передаче имущества по праву наследования государству (п. 37 - 39). Возврат имущества осуществляется в натуре, а при невозможности этого - из бюджета возмещается сумма стоимости имущества (п. 40).
Аналогичные правила установлены также в Постановлении N 683. Следует иметь в виду, что нормы Постановления N 683 и изданной в его развитие Инструкции N 185 продолжают действовать на территории России (в соответствии с Постановлением от 14.07.92) и применяются постольку, поскольку не противоречат нормам части первой и части второй ГК РФ (ст. 4 Закона N 52, ст. 4 Закона N 15).
2. В ч. 1 ст. 552 установлены следующие случаи перехода имущества по праву наследования к государству:
1) если имущество завещано государству. При этом:
а) наследодатель вправе завещать свое имущество:
исключительно государству. Однако и в этом случае часть имущества передается лицам, имеющим право на обязательную долю в наследстве (см. коммент. к ст. 535);
гражданам, ЮЛ и государству. При этом государство (будучи лишь одним из наследников по завещанию) призывается к наследству в порядке, установленном и для других наследников по завещанию (см. коммент. к ст. 534 - 543);
ЮЛ и государству. Последнее не обладает какими-либо особыми правами и преимуществами перед ЮЛ, которым также завещана часть имущества;
б) нотариус по месту открытия наследства:
информирует об открытии наследства государство (ст. 61 ОЗН);
обеспечивает охрану наследственного имущества в интересах государства (ст. 64 ОЗН);
до выдачи государству свидетельства о праве на наследство дает распоряжение об оплате за счет наследственного имущества расходов, упомянутых в ст. 549 (см. коммент. к ней), и иных необходимых расходов (ст. 69 ОЗН);
2) если у наследодателя нет наследников:
по закону (см. об их круге коммент. к ст. 532);
по завещанию. Имеется в виду ситуация, когда наследодатель не завещал свое имущество ни гражданам, ни ЮЛ, ни самому государству.
Следует обратить внимание на то, что наследство переходит государству и в случаях, предусмотренных в ст. 531, т.е. если гражданин не имеет права наследовать ни по закону, ни по завещанию (по обстоятельствам, указанным в ст. 531, см. коммент. к ней);
3) если все наследники лишены завещателем права наследования. Однако и в такой ситуации лица, имеющие право на обязательную долю в наследстве, должны ее получить (ст. 535);
4) если ни один из наследников не принял наследства. Иначе говоря, все наследники:
не вступили во владение имуществом (см. коммент. к ст. 549);
пропустили установленный для принятия наследства срок (см. коммент. к ст. 546 - 548);
отказались от наследства (см. об этом коммент. к ст. 550). Аналогично решается вопрос и в том случае, если единственный наследник (или сразу все наследники) отказался от наследства в пользу государства.
3. Анализируя правила ч. 2 ст. 552, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:
а) они применяются и тогда, когда имело место наследование по закону, и тогда, когда имело место наследование по завещанию (в отличие от правил ч. 3 ст. 552);
б) они действуют в случаях, когда:
один из наследников (или несколько, но не все наследники, иначе о переходе доли в наследственном имуществе говорить не приходится) отказался (в порядке, предусмотренном в ст. 550, т.е. путем подачи письменного заявления об этом в ГНК или нотариусу) от своей доли в наследстве;
в заявлении указано, что он отказывается в пользу государства;
определена доля в наследственном имуществе, которая переходит в пользу государства.
4. Специфика правил ч. 3 ст. 552 состоит в том, что они подлежат применению постольку, поскольку:
имеет место наследование по завещанию;
завещана лишь часть имущества;
есть только наследники по завещанию, но нет наследников по закону (или они относятся к числу лиц, которые не имеют права наследовать по обстоятельствам, указанным в ст. 531, см. коммент. к ней).
При этом ч. 3 императивно устанавливает, что оставшаяся незавещанной часть имущества переходит к государству. Выплата обязательной доли в наследстве (правом на которую обладают лица, упомянутые в ст. 535) в этом случае обеспечивается за счет завещанной части имущества (этот вывод основан на систематическом толковании ст. 535, 552).
5. Применяя правила ч. 4 ст. 552, нужно учитывать, что авторское право (упомянутое в ч. 4 ст. 552), входящее в состав наследства, - это:
личные неимущественные права автора (право на имя, право автора и т.д. См. об этом коммент. к ст. 479 - 481): они не переходят к государству, но действуют и после смерти автора (см. коммент. к ст. 496);
имущественные права автора, в т.ч. на авторское вознаграждение, входящие в состав доли в наследстве, от которой наследник отказался (или не принял, или отказался в пользу государства).
6. Завершая анализ норм ст. 552, нужно также учесть, что:
а) государство, к которому поступило наследство, отвечает по долгам наследодателя в пределах действительной стоимости перешедшего к нему наследства;
б) Госарбитраж РФ в информационном письме от 14.01.92 N С-13/ОПИ-4 (Вестник ВАС РФ, 1992, N 1) разъяснил, что, поскольку долг гражданина по праву наследования перешел к государству в лице райфинотдела, требования по долгам гражданина следует предъявлять к райфинотделу. Поэтому иск банка о взыскании непогашенной ссуды подлежит рассмотрению в государственном арбитраже;
в) само государство не может воспользоваться правом (принадлежащим всем другим наследникам) отказаться от наследства: этот вывод сделан на основе сравнительного анализа ст. 550, 552 ГК РСФСР.


В связи с обращениями граждан в адрес Уполномоченного по правам человека в Новгородской области по вопросам, связанным с выморочным имуществом, приводим разъяснения Федеральной налоговой службы (письмо Федеральной налоговой службы от 19.02.2007 № 02-3-04/3@ о выморочном имуществе).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие части третьей Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части третьей ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпункт "к" пункта 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340, предусматривает в качестве функции налоговых органов - осуществление работы по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству.
Обязанность по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, возложена на налоговые органы Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683 (далее - Положение). Непосредственный порядок передачи такого имущества налоговым органам, его учета, оценки и реализации установлен Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (далее - Инструкция).
Исходя из изложенного, до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Положением и Инструкцией.
Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество.
Однако согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Порядок, указанный в пункте 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, определяющий отличный от предусмотренного Положением, и Инструкцией, в настоящее время не установлен.
Таким образом, вступление в силу указанного Постановления Правительства Российской Федерации не изменило порядок учета, оценки и реализации выморочного имущества, в соответствии с которым работу по учету, оценке и реализации выморочного имущества, преходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, осуществляют налоговые органы в порядке, установленном Положением, и Инструкцией (в части, урегулированной Положением и Инструкцией).
Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу.
Свидетельство о праве на наследство выдается налоговому органу в порядке, установленном главой 64 ГК РФ и главой 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - законодательство о нотариате).
Отказ в совершении нотариального действия может быть обжалован налоговым органом в соответствии со статьями 33 и 39 законодательства о нотариате.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Положения и подпунктом "а" пункта 16 Инструкции строения (в том числе жилые дома и части их) передаются налоговыми органами безвозмездно в ведение соответствующих органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) органа местного самоуправления, в том числе жилищный фонд.
Таким образом, субъектами права собственности на перешедшее по праву наследования к государству имущество, относящееся к муниципальной собственности, являются муниципальные образования в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, в лице соответствующих органов местного самоуправления.
Изложенное подтверждается пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В соответствии со статьей 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, возникновение этих прав, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом в силу статей 124, 125 ГК РФ, статьи 17 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления; последние выступают от имени муниципального образования в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее муниципальному образованию.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества (статья 1151 ГК РФ) принятие наследства не требуется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Учитывая изложенное, строения (в том числе жилые дома и части их), перешедшие в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, передаются налоговыми органами безвозмездно в ведение соответствующих органов местного самоуправления. Государственная регистрация прав на указанное имущество налоговыми органами не осуществляется.
Кроме этого, сообщаем, что Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 24.04.2006 по делу N А17-4735/5/2005 подтвердил, что при наследовании выморочного имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству, от имени Российской Федерации выступают налоговые органы.

Информация подготовлена
Уполномоченным по правам человека
в Новгородской области
Матвеевой Г.С.
03.09.2007

Область

Возможности

О сайте

Правительство Новгородской области. Адрес: пл. Победы-Софийская, д. 1,
Великий Новгород, Новгородская область, 173005, Россия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: