Объявляет амнистию какой суд

Обновлено: 26.04.2024

Здравствуйте,скажите пожалуйста,кто рассматривает ходатайство о применении амнистии?районный суд или апилиционный суд? муж написал ходатайство о применении к нему амнистии,получаеца его ходатайство будут расматривать не в районном суде?он ведь не писал жалобу,а написал ходатайство об амнистии.

Приговор уже вступил в силу? Если нет, то на суды возлагается такая обязанность:

1. Возложить применение Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» (далее — применение акта об амнистии):
1) на исправительные учреждения и следственные изоляторы — в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу. Исполнение Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» (далее — Постановление об амнистии) в отношении указанных осужденных осуществляется по утвержденному прокурором постановлению начальника исправительного учреждения или начальника следственного изолятора. К постановлению о применении акта об амнистии прилагаются личное дело осужденного, справка о поощрениях и взысканиях, другие необходимые документы;
2) на органы дознания и органы предварительного следствия — в отношении подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве этих органов;
3) на суды:
в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве судов и не рассмотрены до дня вступления в силу Постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;
в отношении условно осужденных и осужденных, отбывание наказания которым отсрочено в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исключением осужденных, отбывание наказания которым отсрочено в порядке статьи 82.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд по представлению уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за их поведением, а в отношении осужденных военнослужащих — по представлению командования воинских частей;
в отношении осужденных, которым до дня вступления в силу Постановления об амнистии неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решается тем же судом, который вынес постановление о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
4) на уголовно-исполнительные инспекции — в отношении лиц, отбывающих наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
5) на судебных приставов-исполнителей — в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа, если штраф не взыскан до дня вступления в силу Постановления об амнистии;
6) на органы внутренних дел Российской Федерации — в отношении осужденных к лишению свободы, не находящихся под стражей, приговоры по делам которых вступили в законную силу;
7) на командование воинских частей — в отношении военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе; на командование дисциплинарных воинских частей — в отношении военнослужащих, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части."

Если ваш муж попадает под действие амнистии, то его в обязательном порядке амнистируют

Амнистия - это акт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), содержащий предписание об освобождении лиц от тех или иных уголовно-правовых последствий совершения преступления. Помилование - акт Президента Российской Федерации (п. "в" ст. 89 Конституции).

Амнистия распространяется на лиц, совершивших определенные категории преступлений либо осужденных приговором суда к определенным видам и срокам наказаний. Действие акта об амнистии обычно распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии, а длящихся преступлений - если деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии.

Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления. В актах об амнистии обычно указывается и круг лиц, на которых ее действие не распространяется.
Амнистия не означает реабилитации лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

Помилование содержит предписание об устранении или смягчении уголовно-правовых последствий совершения преступления в отношении конкретного лица или строго индивидуально-определенной группы лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Таким образом, сфера помилования по кругу лиц значительно уже той, которая характерна для амнистии, ибо помилование применяется только в отношении осужденных.

Помилование может применяться в отношении осужденных, совершивших преступления любой тяжести. Однако, в соответствии с нормами современного международного права акт об амнистии не может распространяться на преступления, в отношении которых не существует срока давности.

В случае отклонения Президентом РФ соответствующего ходатайства повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через один год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для помилования.

Акт Президента РФ о помиловании, либо решение об отказе в помиловании не может быть предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ, поскольку такие акты, во-первых, имеют ненормативный характер, т.е. издаются в отношении конкретных лиц; во-вторых, являются формой выражения исключительного конституционного полномочия главы государства.

Помилован может быть любой осужденный за преступление, но до погашения или снятия судимости. Помилование не может распространяться на неуголовные правоотношения, например гражданско-правовые или жилищные. Помилование не может затрагивать вопросы иных мер уголовно- правового характера (например, принудительных мер медицинского характера), поскольку они не являются наказанием.

Помилование является актом милосердия, благодеянием, осуществляемым в том числе без просьбы осужденного и даже против его желания; этим его права не нарушаются и достоинство не умаляется, поскольку помилование, как и приговор, хотя и связано с последствиями преступного поведения виновного лица, не может ставиться в зависимость от его воли.

Прокуратура
Мурманской области

Прокуратура Мурманской области

5 октября 2012, 10:13

Амнистия и помилование в уголовном судопроизводстве

Амнистия - это акт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), содержащий предписание об освобождении лиц от тех или иных уголовно-правовых последствий совершения преступления. Помилование - акт Президента Российской Федерации (п. "в" ст. 89 Конституции).

Амнистия распространяется на лиц, совершивших определенные категории преступлений либо осужденных приговором суда к определенным видам и срокам наказаний. Действие акта об амнистии обычно распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии, а длящихся преступлений - если деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии.

Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления. В актах об амнистии обычно указывается и круг лиц, на которых ее действие не распространяется.
Амнистия не означает реабилитации лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

Помилование содержит предписание об устранении или смягчении уголовно-правовых последствий совершения преступления в отношении конкретного лица или строго индивидуально-определенной группы лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Таким образом, сфера помилования по кругу лиц значительно уже той, которая характерна для амнистии, ибо помилование применяется только в отношении осужденных.

Помилование может применяться в отношении осужденных, совершивших преступления любой тяжести. Однако, в соответствии с нормами современного международного права акт об амнистии не может распространяться на преступления, в отношении которых не существует срока давности.

В случае отклонения Президентом РФ соответствующего ходатайства повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через один год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для помилования.

Акт Президента РФ о помиловании, либо решение об отказе в помиловании не может быть предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ, поскольку такие акты, во-первых, имеют ненормативный характер, т.е. издаются в отношении конкретных лиц; во-вторых, являются формой выражения исключительного конституционного полномочия главы государства.

Помилован может быть любой осужденный за преступление, но до погашения или снятия судимости. Помилование не может распространяться на неуголовные правоотношения, например гражданско-правовые или жилищные. Помилование не может затрагивать вопросы иных мер уголовно- правового характера (например, принудительных мер медицинского характера), поскольку они не являются наказанием.

Помилование является актом милосердия, благодеянием, осуществляемым в том числе без просьбы осужденного и даже против его желания; этим его права не нарушаются и достоинство не умаляется, поскольку помилование, как и приговор, хотя и связано с последствиями преступного поведения виновного лица, не может ставиться в зависимость от его воли.

Амнистия представляет собой правовой институт, единая нормативная основа которого образуется, с одной стороны, уголовно-правовыми и уголовно-процессуальными нормами, рассматривающими амнистию в качестве основания освобождения от уголовной ответственности и ее последствий, а с другой — соответствующим постановлением Государственной Думы, которое определяет предпосылки такого освобождения и без которого, следовательно, не могут применяться указанные нормы; это единый комплекс норм, юридическая сила которых реализуется только путем их применения в совокупности (Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 11-П «По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД «О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан»).

Толкованию вопросов, связанных с понятием, правовой природой, особенностями применения амнистии, посвящена значительная доля решений Конституционного Суда РФ, поскольку возникающие у лиц, вовлеченных в систему уголовно-процессуальных отношений, вопросы не исчерпываются имеющимися в УК РФ и УПК РФ положениями, посвященными рассматриваемому институту.

Амнистия представляет собой межотраслевой институт, поскольку включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

Полномочие объявлять амнистию в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ возложено на Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно ст. 84 УК РФ амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, которые могут быть освобождены от уголовной ответственности, от наказания, как основного, так и дополнительного, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Примером амнистии, применение определенных пунктов которой влечет снятие с осужденных судимости, является п. 12 Постановления ГД N 6576-6 ГД, согласно которому снимается судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании п. п. 1 — 4 и 7 — 9 Постановления об амнистии.

В соответствии с ч. 6 ст. 86 УК РФ снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью.

Постановления об амнистии начинаются с перечисления оснований для освобождения разных категорий лиц от ответственности или от наказания и заканчиваются ограничениями на применение амнистии.

Порядок применения к осужденному акта об амнистии

Амнистия применяется на разных стадиях реализации уголовной ответственности — досудебной, судебной, стадии исполнения судебного решения.

Применение акта об амнистии в зависимости от такой стадии возложено на органы дознания и органы предварительного следствия, суды, исправительные учреждения и следственные изоляторы, уголовно-исполнительные инспекции, судебных приставов-исполнителей.

Порядок применения отдельного акта об амнистии в каждом конкретном случае регламентируется Государственной Думой ФС РФ в соответствующих постановлениях. При этом основной особенностью применения амнистии является то, что постановления об амнистии и постановления о порядке применения амнистии одновременно вступают в законную силу и не могут быть применены раздельно.

Применение амнистии может быть закреплено по признаку половой принадлежности, по возрасту (например, несовершеннолетние, мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), по медицинскому критерию (инвалиды определенных групп, лица, страдающие определенными заболеваниями, например онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы (Постановление ГД N 6576-6 ГД)), по наличию государственных наград и др.

Государственная Дума ФС РФ, реализуя в акте об амнистии гуманистические задачи и освобождая тех или иных лиц от уголовной ответственности и наказания за совершенные ими преступные деяния, в то же время должна взвешивать конкурирующие конституционные ценности и, исходя из цели обеспечения их баланса, не допускать, чтобы права других лиц и являющиеся необходимым условием их реализации законность, правопорядок и общественная безопасность были поставлены под угрозу нарушения (Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 11-П «По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД «О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан»).

Такая позиция Конституционного Суда РФ становится еще более значимой, если учесть, что специальный закон об общих условиях принятия и применения амнистии в РФ отсутствует.

С учетом изложенного при объявлении амнистии Государственная Дума ФС РФ обязана следовать общеправовым принципам, обязательным в демократическом обществе, но в то же время она уполномочена включать в число амнистированных строго определенный круг лиц и определять для них такие последствия, которые сочтет целесообразными в конкретный исторический период времени, исходя в том числе из того, что Конституция РФ не гарантирует право быть амнистированным каждому, кто совершил преступление.

Так, некоторые постановления ГД ФС РФ содержат положения о том, что она не применяется к лицам, ранее освобождавшимся от наказания в связи с актом об амнистии и вновь совершившим преступление (пп. 5 п. 9 Постановления Государственной Думы ФС РФ от 19.04.2006 «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием Государственной Думы в России»). Однако указания на то, к каким судимостям — погашенным или действующим надлежит применять указанное положение, постановления ГД ФС РФ о порядке применения амнистии, как правило, не содержат, что послужило основанием для обращения граждан в Конституционный Суд РФ за соответствующими разъяснениями.

Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ законодатель был вправе не распространить амнистию на лиц, совершивших умышленные преступления, если ранее они уже освобождались от наказания в соответствии с актом об амнистии, независимо от того, сохраняется у них судимость или она в соответствии с ч. ч. 2, 6 ст. 86 УК РФ была погашена либо снята. Этим конституционные права осужденных и лиц, привлекаемых к ответственности, не нарушаются, поскольку Конституция РФ не гарантирует каждому, кто совершил преступление, право быть амнистированным (Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 596-О «По запросу Ачинского городского суда Красноярского края о проверке конституционности подпункта 5 пункта 9 Постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием Государственной Думы в России»).

Есть и другие примеры амнистии с прямо противоположными положениями, что наглядно демонстрирует дискреционные полномочия законодателя.

Так, пп. 5 п. 13 Постановления ГД N 6576-6 ГД содержит аналогичный запрет на применение амнистии к лицам, освободившимся после 2005 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии и вновь совершившим умышленные преступления.

Обязательным условием применения некоторых амнистий является необходимость возмещения причиненного преступлением ущерба (п. 5 Постановления Государственной Думы от 02.07.2013 N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии»).

В связи с этим необходимо понимать следующее. Часть 1 ст. 73 УПК РФ обязывает следователя, дознавателя к точному установлению размера такого ущерба, который подлежит доказыванию, в том числе для определения предмета заявленного гражданского иска.

Вместе с тем потерпевший может быть не согласен с установленной в ходе предварительного расследования суммой ущерба, что по смыслу взаимосвязанных положений п. 4 ч. 1 ст. 73, ст. ст. 171, 172, 175 УПК РФ обязывает следователя проверить доводы потерпевшего и в случае необходимости изменить предъявленное обвинение.

Защите прав потерпевшего в рассматриваемом контексте посвящено Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2016 N 4-О «По жалобе гражданина Шефлера Юрия Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 Постановления Государственной Думы от 2 июля 2013 года N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии», в котором указано, что, решая вопрос о возможности применения акта об амнистии, публичный орган уголовного преследования должен исходить из суммы причиненного преступлением ущерба, установленной им и включенной в официальное обвинение, которое, имея под собой доказательственную базу в отношении конкретного деяния, делает амнистию, обусловленную возмещением убытков, юридически оправданной, а стороны же, не согласные с оценкой указанным органом степени возмещения ущерба, вправе оспорить принятое им решение в порядке ст. 125 УПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 307 ГК РФ применительно к системе уголовных правоотношений основанием возникновения обязательств по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим является причинение им вреда в результате совершения преступления.

Вместе с тем совершение некоторых преступлений (например, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ) или покушения на преступление может не причинить ущерба гражданам, организациям либо государству, а значит, не породить обязательств у виновного по возмещению причиненного преступлением ущерба.

Отсутствие таких обязательств, как разъяснил Верховный Суд РФ, не препятствует применению акта об амнистии при наличии иных условий (Обзор судебной практики по применению Федерального закона от 29.11.2012 N 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии»).

На основании п. 3 ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 254 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого прекращается следователем, дознавателем или судом вследствие акта об амнистии, если в нем предусмотрено прекращение находящихся в производстве уголовных дел. При этом ч. 2 ст. 27 УПК РФ обязывает выяснять мнение подозреваемого или обвиняемого и запрещает применение амнистии в случае таких возражений, при наличии которых производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

Однако не всегда ходатайство о применении амнистии заявляется стороной защиты, что повлекло обращение с вопросом к Верховному Суду РФ о разъяснении алгоритма действий суда в такой ситуации.

Президиум Верховного Суда РФ также отметил, что даже при отсутствии ходатайства сторон суд обязан разъяснить обвиняемому возможность прекращения уголовного дела в соответствии с актом об амнистии и выяснить отношение к этому обвиняемого, после чего в зависимости от наличия или отсутствия возражений обвиняемого продолжить производство по делу в обычном порядке либо прекратить его.

Московским городским судом оставлено без изменения постановление районного суда о прекращении уголовного дела по ч. 2 ст. 159 УК РФ на основании пп. 1 п. 6 Постановления ГД N 6576-6 ГД. В Апелляционном постановлении указано, что суд обоснованно поставил перед сторонами на обсуждение вопрос о возможности применения амнистии, на что осужденная возразила, и рассмотрение дела было продолжено. Однако далее подсудимая самостоятельно заявила ходатайство о применении амнистии, и после повторного разъяснения последствий принятия такого решения суд первой инстанции вынес указанное постановление (Апелляционное постановление Московского городского суда от 28.09.2016 N 10-15166/2016).

Если амнистией предусмотрено освобождение от наказания, то в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ суд постановляет обвинительный приговор с назначением наказания и освобождением от него осужденного вследствие издания акта амнистии, для чего получение согласия последнего действующим уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено.

В случае когда осужденный отбывает наказание, применение акта об амнистии возлагается на органы, осуществляющие его исполнение, или суд, но по представлению этих органов.

В соответствии с п. 5 ч. 1 указанного Постановления ГД ФС РФ применение амнистии в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа возложено непосредственно на судебных приставов-исполнителей.

Применение акта об амнистии разрешается судом в порядке, предусмотренном ст. 399 УПК РФ. Если исполнение постановления об амнистии возложено на другие учреждения и органы, то судам следует отказывать в приеме соответствующих заявлений и разъяснять лицам их право обратиться к должностным лицам, уполномоченным применить акт об амнистии (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор судебной практики по применению Федерального закона от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии»).

При прекращении производства по уголовному делу в связи с применением амнистии право на защиту в гражданском судопроизводстве прав и законных интересов лиц, пострадавших в результате преступления, сохраняется во всяком случае (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.04.2003 N 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в связи с жалобой гражданки Л.М. Запорожец») с обеспечением реализации права на компенсацию причиненного ущерба в том же объеме, в каком предоставляется потерпевшим по делам, по которым амнистия не подлежит применению или применяется после вынесения приговора (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 11-О «По жалобе гражданина Озерова Владимира Андреевича на нарушение его конституционных прав подпунктом «д» пункта 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», пунктом 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «О порядке применения Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» и частью четвертой статьи 213 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Если имеется несколько нереабилитирующих оснований для прекращения уголовного дела, например истечение сроков давности и издание акта об амнистии, то возможность выбора основания принадлежит лицу, привлекаемому к уголовной ответственности, на что прямо указано в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности».

Порядок обжалования решений органов, правомочных применять акт об амнистии, закреплен УПК РФ только для органов предварительного расследования (ст. 125 УПК РФ) и суда (главы 45.1, 47.1, 48.1 УПК РФ). Механизм обжалования решения, например, начальника исправительного учреждения об отказе в применении амнистии отсутствует.

Таким образом, какой-либо специальный механизм судебного обжалования таких решений уполномоченных органов, за исключением органов предварительного расследования и суда, не предусмотрен.

Однако УПК РФ содержит механизм обжалования, который может быть применен в случае возникновения такого спора, — ст. 125 УПК РФ.

Именно этим способом восстановления нарушенного права пользуются лица, считающие, что постановление об амнистии к ним не применено незаконно, и подаваемые ими в порядке ст. 125 УПК РФ жалобы судами рассматриваются по существу (Апелляционное постановление Московского городского суда от 03.08.2017 по делу N 10-12804/2017, Апелляционное постановление Московского городского суда от 08.02.2016 по делу N 10-***/2016, Постановление Московского городского суда от 24.06.2015 N 4у/2-3166/2015, п. 70 Обзора апелляционной и кассационной практики по уголовным делам Пермского краевого суда за второе полугодие 2015 г. (утв. Президиумом Пермского краевого суда 18.03.2016), Обзор апелляционной практики Брянского областного суда по уголовным делам за 1-е полугодие 2016 года» (утв. Президиумом Брянского областного суда 14.09.2016)).

Информация об актуальных амнистиях

Например, как следует из п. 6 Постановления Государственной Думы ФС РФ от 18.12.2013 N 3500-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации», подлежат прекращению находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу постановления об амнистии.

Санкт-Петербургским городским судом по представлению прокурора отменено постановление районного суда о прекращении уголовного дела вследствие акта об амнистии, поскольку преступление совершено после вступления в законную силу постановления об амнистии (Кассационное постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 11.03.2015 N 44у-18/2015).

Постановлением о порядке применения амнистии может быть предусмотрен срок, в течение которого она подлежит исполнению.

Так, п. 12 Постановления Государственной Думы ФС РФ от 18.12.2013 N 3500-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации» содержит положение о том, что оно подлежит исполнению в течение шести месяцев.

Аналогичное положение содержат и п. 14 Постановления ГД N 6576-6 ГД, п. 8 Постановления Государственной Думы ФС РФ от 02.07.2013 N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии».

Если инкриминируемое преступление совершено до вступления акта об амнистии в силу и лицо подпадает под действие акта об амнистии, тогда препятствий для применения амнистии к конкретному лицу не имеется (Апелляционное постановление Московского городского суда от 23.05.2016 N 10-7339/2016, Апелляционное постановление Свердловского областного суда от 06.09.2016 по делу N 22-7307/2016).

С этой точки зрения любая амнистия является актуальной для лица, привлекаемого к уголовной ответственности, подсудимого, осужденного при соблюдении указанных выше условий.

За последние 10 лет Государственной Думой ФС РФ были приняты три упомянутые Постановления об амнистии.

В заключение необходимо отметить, что Государственная Дума ФС РФ, принимая постановление об амнистии, фактически реализует государственную политику в сфере взаимоотношений с личностью, поскольку из содержания каждого Постановления видно, какие преступления снизили степень общественной опасности, какая категория лиц достойна прощения, а какая имеет потенциальную возможность к исправлению в условиях сокращения срока неотбытого наказания.

Автор статьи — Долгих Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук, судья Калининградского областного суда

В ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Освободить от наказания впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести:

1) лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненных к ним лиц;

2) лиц, выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или других государствах, где велись боевые действия;

3) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;

4) лиц, награжденных государственными наградами СССР и (или) Российской Федерации;

6) лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие этой катастрофы либо вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

7) женщин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, беременных женщин, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних;

8) одиноких мужчин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних;

9) мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет;

10) инвалидов I или II группы, а также больных активной формой туберкулеза, отнесенных в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета, и больных онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы.

2. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы и не подпадающих под действие пункта 1 настоящего Постановления.

3. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, совершивших преступления по неосторожности.

4. Освободить от наказания условно осужденных, осужденных, которым до дня вступления в силу настоящего Постановления неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

5. Освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных, неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения настоящего Постановления составляет менее одного года.

6. Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления:

1) в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении умышленных преступлений небольшой и средней тяжести;

2) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по неосторожности, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы;

3) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы.

7. По уголовным делам об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы и не подпадающими под действие пункта 1 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.

8. По уголовным делам о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы и не подпадающими под действие пункта 1 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.

9. По уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание условно, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания.

10. Сократить неотбытую часть наказания:

1) лицам, указанным в подпунктах 1 - 9 пункта 1 настоящего Постановления, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, - на одну треть, осужденным к лишению свободы на срок свыше десяти лет за умышленные преступления, - на одну четверть;

2) осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности, - на одну треть.

11. Освободить осужденных, подпадающих под действие пунктов 1-4 настоящего Постановления, от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу настоящего Постановления, за исключением дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством.

12. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании пунктов 1 - 4 и 7 - 9 настоящего Постановления.

13. Не распространять действие настоящего Постановления:

3) на осужденных, признанных в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

4) на осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы;

5) на лиц, освобождавшихся после 2005 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления;

6) на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

14. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

24 апреля 2015 года

24 апреля 2015 г. объявлена амнистия по случаю 70-летия Победы в ВОВ.

Амнистируются участники боевых действий по защите Отечества, труженики тыла, а также лица, проходившие военную службу за границей в период ведения там боевых действий с участием ВС СССР и РФ (в частности, в Афганистане).

Также амнистия применяется к военнослужащим, сотрудникам ОВД, учреждений и органов УИС, гражданскому персоналу ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, которые выполняли задачи в условиях вооруженного конфликта в Чечне и в ходе контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе.

Амнистируются лица, награжденные госнаградами СССР и (или) Российской Федерации.

Амнистируются ликвидаторы последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и граждане, подвергшиеся радиации из-за этой либо аварии в 1957 г. на ПО "Маяк" и сбросов радиоотходов в реку Теча.

Традиционно амнистируются несовершеннолетние, престарелые, инвалиды, беременные, а также женщины и одинокие мужчины с несовершеннолетними и (или) детьми-инвалидами (кроме совершивших преступление в отношении несовершеннолетних).

Кроме того, амнистируются больные активной формой туберкулеза и онкобольные.

Под амнистию попадают осужденные к лишению свободы на срок до 5 лет, совершившие преступления по неосторожности, условно осужденные, те, кому неотбытая часть наказания заменена более мягким видом или отсрочена, а также лица, чье наказание не связано с лишением свободы.

Амнистия не коснется осужденных за умышленные убийства, разбой, терроризм, бандитизм и другие тяжкие и особо тяжкие преступления. Также не амнистируются особо опасные рецидивисты, осужденные, вновь совершившие преступления в МЛС, лица, освобождавшиеся по амнистии или в порядке помилования в течение последних 10 лет и вновь совершившие преступления, злостные нарушители режима отбывания наказания.

Амнистия не применяется к осужденным за хищение особо ценных предметов, за незаконные изготовление взрывчатых веществ и взрывных устройств, переделку или ремонт последних и др. преступления.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение 6 месяцев.

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 г. N 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"

Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

1. Вопрос: Распространяется ли содержащийся в подпунктах 7 и 8 пункта 1 Постановления об амнистии запрет на применение акта об амнистии к лицам, осужденным по ч. 1 ст. 157 УК РФ?

Ответ: Нет, не распространяется, так как в случае совершения деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ, сам несовершеннолетний не является непосредственным объектом преступного посягательства.

2. Вопрос: Имеются ли какие-либо иные, кроме установленных пунктом 13 Постановления об амнистии, ограничения на применение данного Постановления?

Ответ: Да, при применении Постановления об амнистии необходимо учитывать также требования пункта 10 Постановления о порядке применения амнистии.

3. Вопрос: Имеются ли основания для применения акта об амнистии в случае, когда лицо обвиняется в совершении совокупности преступлений, не все из которых подпадают под действие Постановления об амнистии?

Ответ: Нет, не имеется. Акт об амнистии применяется не к преступлению, а к лицу при условии отнесения его к одной из категорий амнистируемых. В связи с этим и с учетом положений пунктов 10, 11 Постановления о порядке применения амнистии акт об амнистии не подлежит применению в отношении указанного лица, если хотя бы на одно из преступлений, входящих в совокупность, распространяются ограничения на применение амнистии.

4. Вопрос: Применяется ли Постановление об амнистии к осужденному за преступление, совершенное до вынесения предыдущего приговора, по которому он не может быть освобожден от наказания вследствие акта об амнистии?

Ответ: Нет, не применяется. В соответствии с ч. 1 ст. 17 и ч. 5 ст. 69 УК РФ совокупность преступлений имеет место и в случае, когда после вынесения судом приговора по делу установлено, что осужденный виновен еще и в другом преступлении, совершенном им до вынесения приговора суда по первому делу. С учетом содержания ответа на предыдущий вопрос Постановление об амнистии на такого осужденного не распространяется.

5. Вопрос: Вправе ли суд на основании пункта 5 Постановления об амнистии при вынесении приговора освободить от наказания осужденного, которому назначается наказание в виде лишения свободы на срок менее 1 года?

Ответ: Исходя из положений пункта 5 Постановления об амнистии в его взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 1 Постановления о порядке применения амнистии освобождение осужденных от наказания по данному основанию возлагается на исправительные учреждения и следственные изоляторы, исполняющие наказание в виде лишения свободы, а не на суды. Вместе с тем не исключается возможность применения судом акта об амнистии по данному основанию в том случае, когда суд при назначении наказания принимает решение о зачете в срок лишения свободы периодов, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 308 УПК РФ, в результате чего неотбытая часть наказания в виде лишения свободы на день окончания исполнения Постановления об амнистии составит менее одного года.

6. Вопрос: Подлежит ли прекращению уголовное дело на основании подпункта 3 пункта 6 Постановления об амнистии в отношении лица, совершившего преступление небольшой тяжести, если санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы, однако данный вид наказания не может быть применен к лицу в соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 УК РФ?

Ответ: Нет, не подлежит, поскольку подпункт 3 пункта 6 Постановления об амнистии предполагает прекращение уголовных дел в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые санкцией статьи Особенной части УК РФ не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы.

7. Вопрос: Следует ли в судебном решении о применении акта об амнистии к осужденному, которому назначено дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством, указывать на то, что осужденный не освобождается от дополнительного наказания? Снимается ли с осужденного в этом случае судимость на основании пункта 12 Постановления об амнистии?

Ответ: В судебном решении об освобождении осужденного от основного наказания в силу акта об амнистии следует со ссылкой на пункт 11 Постановления об амнистии указать, что дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством (лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством*(1)) подлежит самостоятельному дальнейшему исполнению. Судимость с такого осужденного не снимается.

8. Вопрос: Должно ли судебное решение, по которому осужденный освобождается от наказания на основании акта об амнистии, содержать указание о снятии с него судимости?

Ответ: Да, должно. В силу пункта 12 Постановления об амнистии несудимыми считаются лица, освобожденные от наказания на основании пунктов 1 - 4 и 7 - 9 данного Постановления, поэтому для правильного определения правовых последствий применения акта об амнистии в судебном решении обязательно указывается на снятие судимости с лица, к которому данный акт применен.

9. Вопрос: Распространяются ли установленные подпунктом 5 пункта 13 Постановления об амнистии ограничения на лиц, в отношении которых после 2005 г. уголовные дела прекращались с освобождением от уголовной ответственности в соответствии с актами об амнистии и которые вновь совершили умышленные преступления?

Ответ: Ограничения, установленные данным подпунктом, распространяются только на лиц, которые в порядке помилования или на основании актов об амнистии освобождались от наказания, что следует также и из положений пункта 17 Постановления о порядке применения амнистии. К лицам, ранее освобождавшимся вследствие актов об амнистии от уголовной ответственности и вновь совершившим умышленные преступления, указанные ограничения не относятся.

10. Вопрос: Что следует понимать под "совершением умышленного преступления во время отбывания наказания" по смыслу подпункта 4 пункта 19 Постановления о порядке применения акта об амнистии, и каким процессуальным документом это должно подтверждаться: постановлением о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого, либо приговором суда, вступившим в законную силу?

Ответ: Факт совершения осужденным нового умышленного преступления во время отбывания наказания должен подтверждаться на день вступления в силу акта об амнистии постановлением органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию либо вступившим в законную силу итоговым судебным решением (постановлением о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию или обвинительным приговором). При отсутствии на указанный день такого процессуального документа акт об амнистии подлежит применению.

11. Вопрос: Применяется ли Постановление об амнистии к лицу, совершившему умышленное преступление в период испытательного срока при условном осуждении, если за новое преступление ему до вступления в силу данного Постановления новым приговором также назначено наказание условно?

Ответ: Нет, не применяется. В соответствии с подпунктом 5 пункта 19 Постановления о порядке применения амнистии осужденные, совершившие умышленные преступления в течение установленного судом испытательного срока, в период отсрочки отбывания наказания либо в течение оставшейся неотбытой части наказания после применения к ним условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, считаются злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания независимо от вида и размера назначенного им нового наказания, и согласно подпункту 6 пункта 13 Постановления об амнистии на таких лиц акт об амнистии не распространяется по обоим приговорам.

12. Вопрос: Обязан ли председательствующий по своей инициативе при наличии к тому оснований разъяснить обвиняемому порядок применения акта об амнистии и прекращения уголовного дела в случае, если обвиняемый либо его защитник не заявили ходатайство о применении к лицу акта об амнистии? Требуется ли согласие осужденного на освобождение от наказания в связи с применением к нему акта об амнистии?

Ответ: Исходя из взаимосвязанных положений п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 27, п. 1 ст. 254, п. 1 ч. 2 ст. 389.17 УПК РФ непрекращение уголовного дела судом вследствие акта об амнистии, если обвиняемый против этого не возражал, признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену или изменение обвинительного приговора. В связи с этим даже при отсутствии ходатайства сторон суд обязан разъяснить обвиняемому возможность прекращения уголовного дела в соответствии с актом об амнистии и выяснить отношение к этому обвиняемого, после чего, в зависимости от наличия или отсутствия возражений обвиняемого, продолжить производство по делу в обычном порядке либо прекратить его. Получение согласия осужденного на освобождение от наказания в связи с применением к нему акта об амнистии уголовно-процессуальным законом не предусмотрено.

13. Вопрос: Каков порядок рассмотрения представления уголовно-исполнительной инспекции о применении акта об амнистии в отношении осужденного, которому назначено наказание по приговору мирового судьи?

Ответ: Представление уголовно-исполнительной инспекции о применении акта об амнистии в отношении лица, осужденного мировым судьей, рассматривается этим мировым судьей при условии проживания или пребывания осужденного на территории данного судебного участка.

14. Вопрос: Какова территориальная подсудность материалов по представлению уголовно-исполнительной инспекции об освобождении от наказания вследствие акта об амнистии условно осужденных и осужденных, отбывание наказания которым отсрочено?

Ответ: Согласно подпункту 3 пункта 1 Постановления о порядке применения амнистии, в отношении условно осужденных и осужденных, отбывание наказания которым отсрочено (за исключением осужденных, отбывание наказания которым отсрочено в порядке статьи 82.1 УК РФ), вопрос о применении акта об амнистии решается судом по представлению уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей контроль за их поведением. Поскольку такой контроль ведется, как правило, по месту жительства либо месту пребывания осужденных, применение акта об амнистии возлагается на суд по месту осуществления контроля за их поведением.

15. Вопрос: Какова территориальная подсудность материалов о применении Постановления об амнистии к лицам, условно-досрочно освобожденным от дальнейшего отбывания наказания до вступления в силу данного Постановления?

Ответ: В соответствии с ч. 6 ст. 79 УК РФ контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений. Учитывая, что, как и в случаях, указанных в ответе на предыдущий вопрос, такой контроль должен вестись по месту жительства либо месту пребывания (службы) осужденного, применение акта об амнистии возлагается на суд по месту осуществления контроля за его поведением.

16. Вопрос: Применяются ли положения акта об амнистии к лицу, осужденному к наказанию, не связанному с лишением свободы, при наличии сведений о том, что в производстве данного или другого суда имеется представление уголовно-исполнительной инспекции о замене назначенного ему наказания на лишение свободы? Является ли такой осужденный злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания?

Ответ: На основании подпункта 3 пункта 19 Постановления о порядке применения амнистии злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания следует считать только осужденных, в отношении которых до вступления в силу акта об амнистии уже принято судебное решение о замене наказания на лишение свободы. Поэтому, если представление уголовно-исполнительной инспекции о замене неотбытого наказания на лишение свободы на день вступления в силу Постановления об амнистии не рассмотрено либо поступило в суд после 24 апреля 2015 г. и не имеется других ограничений для применения акта об амнистии, в отношении такого осужденного акт об амнистии подлежит применению, а производство о замене осужденному назначенного наказания на лишение свободы - прекращению.

17. Вопрос: Не имеется ли противоречия в условиях применения акта об амнистии, изложенных в подпункте 5 пункта 16 и в подпункте 5 пункта 19 Постановления о порядке применения амнистии, поскольку в силу первого положения при применении акта об амнистии не учитываются судимости за преступления, за которые наказание назначалось условно или с отсрочкой отбывания наказания либо исполнения приговора, если впоследствии осужденный не направлялся в места лишения свободы для отбывания назначенного наказания, в то время как в силу второго положения - на осужденных, совершивших умышленные преступления в течение установленного судом испытательного срока, в период отсрочки отбывания наказания, акт об амнистии не распространяется как на злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания?

Ответ: В данном случае какое-либо противоречие отсутствует. В подпункте 5 пункта 16 Постановления о порядке применения амнистии речь идет не о той судимости, в отношении которой решается вопрос о возможности применения акта об амнистии, а о предыдущих судимостях осужденного, имеющих правовое значение в качестве условий применения акта об амнистии.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации
Управление систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

Обзор документа

Даны разъяснения по поводу применения объявленной в апреле 2015 г. амнистии по случаю 70-летия Победы в ВОВ.

В частности, указывается, что эта амнистия не распространяется на т. н. злостных алиментщиков.

В данном случае имеются ввиду родители, которые злостно уклоняются от уплаты алиментов на детей.

Определяя круг лиц, которые не подпадают под амнистию, надо учитывать в т. ч. акт о порядке ее применения.

Об амнистии нельзя вести речь в случае, когда лицо обвиняется в совершении совокупности преступлений, не все из которых подпадают под действие акта по ее объявлению.

При применении амнистии осужденный освобождается от дополнительных видов наказаний.

Исключение - допнаказание в виде лишения права управлять транспортом. Поясняется, что судимость в такой ситуации не снимается.

В остальных случаях при освобождении от наказания по амнистии судимость снимается. Об этом должно говориться в судебном решении.

К тем, кто совершил умышленное преступление во время отбывания наказания, амнистия не применяется. Указывается, какими документами подтверждается факт совершения такого нового деяния.

Даже если нет ходатайства, но имеются основания для применения амнистии, суд обязан разъяснить это обвиняемому и выяснить его отношение к такому вопросу.

Если возражений нет, суд должен прекратить дело. Иначе есть основания для отмены или изменения обвинительного приговора.

Закон не предусматривает, что требуется согласие осужденного для освобождения его от наказания из-за применения амнистии.

Рассмотрены также иные особенности, в т. ч. процессуальные, связанные с применением амнистии.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: