Обстановочные суда для проведения разного рода путевых работ

Обновлено: 01.05.2024

Судоходная обстановка представляет собой систему навигационных знаков и предназначена для обеспечения на внутренних водных путях условий для безопасного и бесперебойного плавания судов, судовых и плотовых составов.

Судоходная обстановка служит для следующих целей:

указания направления и кромок судового хода на реках, водохра­нилищах, озерах и каналах;

указания пролетов мостов, предназначенных для движения судов и проводки плотов;

показа мест свальных течений и участков пути, на которых судо­водители должны принимать меры предосторожности (узкостей, кру­тых поворотов, перекатов и т. п.);

обозначения пересечения судового хода подводными и надводными сооружениями (кабелями, трубопроводами, дюкерами, линиями связи и электропередачи);

указания границ рейдов;

ограждения подходов к портам и пристаням, к судопропускным со­оружениям (шлюзам, судоподъемникам и судоходным пролетам раз­борных плотин);

регулирования движения на засемофоренных участках пути;

информации судоводителей о габаритах судового хода.

Навигационные знаки судоходной обстановки подразделяются на следующие две группы:

береговые знаки, в состав которых входят знаки ограж­дения судовых ходов и информационные знаки; эти знаки должны дей­ствовать с дня начала движения и до дня прекращения движения су­дов;

плавучие знаки, которые выставляются на водных путях не позднее чем на третий день после очищения водного пути ото льда;

они должны действовать до появления сала и шуги.

Судоходная обстановка подразделяется на освещаемую, светоотражающую и неосвещаемую.

Навигационные знаки для освещения оборудуются светосигналь­ными установками (навигационными огнями). Они должны обеспечи­вать круглосуточное движение судов. Освещение судоходной обста­новки — электрическое с применением маломощных электроламп или газосветных трубок, а также ацетиленовое. Источниками электропи­тания служат щелочные аккумуляторы или сухие гальванические эле­менты.

Для усиления силы света и сосредоточения светового потока в нужном направлении маломощные светосигнальные фонари с электри­ческими лампочками накаливания снабжают оптическими линзами и отражателями (рефлекторами).

Ацетиленовое освещение знаков обстановки используется преиму­щественно для морских устьев рек, озер и водохранилищ, где необ­ходима большая дальность видимости огней.

Для электрифицированных сигнальных огней применяются авто­маты, включающие огни с наступлением сумерек и выключающие их на рассвете; проблескаторы, поддерживающие проблесковое горение фонарей.

Светоотражающая обстановка применяется в том случае, если в ночное время проходит регулярно 1—2 судна.

Сигнальные щиты навигационных знаков или специальные надстав­ки к ним оборудуются световозвращающими пленками соответствую­щего цвета. При попадании светового пучка на поверхность световозвращающей пленки он почти полностью отражается в обратном на­правлении. Для этого идущие суда освещают знаки прожектором.

Светоотражающие навигационные знаки обеспечивают возможность плавания судам в ночное время с включенными прожекторами.

Неосвещаемая обстановка применяется на водных путях, где су­доходство развито слабо и в дневное время проходит несколько судов, а также, где не производится сплав леса в плотах.

В большинстве случаев судовые радиолокаторы плохо обнаружи­вают знаки судоходной обстановки, поэтому на вершинах стандартных знаков устанавливают уголковые пассивные радиолока­ционные отражатели. Они представляют собой обычно три диска, квадрата и т. д., скрепленных перпендикулярно друг к другу. Диаметр диска или стороны квадрата обычно равны 20—40 см. Мас­сивные радиолокационные отражатели могут иметь и другую форму и размеры.

Уголковые отражатели создают сосредоточенный пучок отражен­ных радиоволн, что способствует лучшему обнаружению знака радио­локатором.

Форма, размеры, окраска и конструкции знаков судоходной обста­новки, характеристики навигационных огней, а также технические требования на их изготовление определяются государственными обще­союзными стандартами (ГОСТ), ведомственными нормалями и типовы­ми проектами.

Знаки судоходной обстановки в большинстве случаев изготавли­ваются из дерева и металла.

В настоящее время на внутренних водных путях РСФСР исполь­зуется более 78 тыс. знаков освещаемой обстановки. Из этого числа береговые знаки составляют около 56 % и плавучие — 44 %.

В соответствии с ГОСТ 13311—74 на навигационные огни они име­ют следующие названия и характеристики.

Навигационный огонь — сигнальный огонь, приме­няемый для световой сигнализации на внутренних водных путях.

Характеристика навигационного огня —эти цвет и характер огня, т. е. чередование вспышек (проблесков) и пауз (затемнений).

Точечный — огонь, наблюдаемый как светящаяся точка.

Линейный — огонь, наблюдаемый как светящаяся линия.

Постоянный — огонь, сила света которого не меняется во времени (для неподвижного по отношению к огню наблюдателя).

Проблесковый (однопроблесковый) — огонь, длительность вспышки которого за период заметно меньше длитель­ности паузы.

Двухпроблесковый — огонь, имеющий две быстрочередующиеся вспышки за период, полная длительность которых заметно меньше длительности паузы.

Частопроблесковый — огонь, состоящий из быстро че­редующихся вспышек при длительности периода не более 1 с.

Прерывистый Частопроблесковый — огонь, со­стоящий из групп быстрочередующихся вспышек (3—7 проблесков в группе; длительность группы вспышек меньше длительности пауз).

Затмевающийся — огонь, длительность вспышки которо­го за период заметно больше длительности паузы.

Приняты следующие условные обозначения огней: постоянный — кружок цвета огня; проблесковый—кружок с горизонтальной чертой;

двухпроблесковый — кружок с двумя горизонтальными чертами; частопроблесковый — кружок с наклонной чертой; прерывистый Часто­проблесковый — кружок с горизонтальной и наклонной чертами: зат­мевающийся— кружок с вертикальной чертой. (Эти условные обозна­чения используются в прил. 2).

Судовой ход ограждается плавучими знаками обстановки по одной из следующих систем.

Латеральная — система расстановки плавучих навигацион­ных знаков, при которой обозначают стороны или ось судового хода. Систему применяют на реках, водохранилищах, каналах, небольших озерах и на подходах к морским портам.

Кардинальная — это система расстановки плавучих нави­гационных знаков, при которой ограждают навигационные опасности, относительно сторон света по компасу. Применяется на морях, в мор­ских устьях и на крупных озерах.

Правый берег — это берег внутреннего водного пути, рас­положенный справа от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды (ГОСТ 23903—79). В свою очередь левый берег распола­гается слева от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды.

На каналах, озерах и водохранилищах направление течения при­нимают условно и устанавливают в навигационных документах.

На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сто­рон обычно принимают по направлению от зоны выклинивания к пло­тине, на озерах — с учетом впадающих и вытекающих из них рек и каналов (указывают на лоцманских картах).

На подходах к портам, пристаням и убежищам, а также на судовых ходах рек, впадающих в водохранилище, наименование правой и левой кромок судового хода принимают по направлению к транзитному судовому ходу.

Ось судового хода — это условная линия, проходящая в средней части судового хода.

Судоходная обстановка должна обеспечивать непрерывную цепь сигналов для указания направления судового хода на всем его протя­жении. Исключение составляют участки, где нет затруднительных пе­рекатов и где ширина судового хода значительно превышает гаранти­рованную. На таких участках знаки ставят для обозначения только отдельных препятствий.

Направление судового хода указывается преимущественно берего­выми знаками, являющимися основными в составе судоходной обста­новки внутренних водных путей. В качестве дополняющих береговую обстановку на некоторых участках для указания кромки судового хода устанавливают плавучие знаки.

Расстановка знаков судоходной обстановки на внутренних вод­ных путях производится по схеме, согласованной с пароходством и судоходной инспекцией и утвержденной БУПом.

Схема расстановки знаков судоходной обстановки на реках еже­годно корректируется прорабом путевых работ в межнавигационный период (такая корректировка может выполняться и в течение навига­ции).

Откорректированную схему согласовывают с представителями па­роходства и судоходной инспекции, утверждается она главным инжене­ром технического участка пути (района гидросооружений). Спорные вопросы решает БУП по согласованию с пароходством и судоходной инспекцией бассейна.

Для участков рек, где положение судового хода в периоды поло­водья и межени не меняется, составляют одну схему расстановки с указанием на ней знаков, устанавливаемых на период половодья, и знаков, добавляемых к наступлению меженного периода.

Для участков рек, где судовой ход, действующий в период поло­водья, не совпадает с меженным судовым ходом, составляют две схе­мы расстановки знаков — одну на период половодья, другую на пе­риод межени.

Переход от весенней схемы к меженной производится по мере спада воды. Информация о переходе с весенней схемы на меженную, сведе­ния об открытии судовых ходов, действующих в период половодья, и их закрытии помещают в информационных бюллетенях и путевых ли­стах.

Схема расстановки береговых и плавучих знаков судоходной об­становки должна составляться с расчетом обозначения ими судового хода на всем протяжении водного пути и обеспечения непрерывной ориентировки судоводителей по впереди расположенным знакам (со знака на знак, а при освещаемой судоходной обстановке — с огня на огонь).

Судовой ход должен обозначаться береговыми и плавучими знака­ми, четко указывающими границы и ось судового хода.

Судовой ход может быть огражден только плавучими знаками на участках, где его положение относительно берегов не позволяет приме­нять береговые знаки или когда расстановка береговых знаков полу­чается сложной, затрудняющей ориентировку судоводителей.

Основным требованием при составлении схемы расстановки знаков на период паводка является ограждение препятствий и мелких мест, затопленных островов, затопленных бровок меженных берегов, под­водных камней, огрудков, а также образующихся вследствие больших скоростей течения водоворотов и суводей.

Паводковые плавучие знаки — буи или бакены — используются для ограждения тех препятствий, установка на которых постоянных весенних знаков невозможна из-за опасности уничтожения их ледохо­дом.

Перестановку знаков судоходной обстановки на реках в течение навигации, вызываемую текущими изменениями в положении судово­го хода, производит мастер пути.

Если на перекатных участках происходит переформирование рус­ла, требующее срочного изменения схемы расстановки знаков, то пос­ле перестановки знаков об этом немедленно сообщают техническому участку пути для информации судоводителей.

На участках рек с устойчивым судовым ходом изменение утвержден­ной схемы расстановки знаков производят по согласованию с предста­вителями пароходства и судоходной инспекции. Изменения в расста­новке знаков судоходной обстановки на реках могут быть произведены также на основании решения комиссии инспекторского осмотра пути, состоящей из представителей БУП, пароходства и судоходной инспек­ции.

Сведения о всех изменениях в расстановке знаков судоходной об­становки, производимых в течение навигации, должны публиковаться в информационных бюллетенях и путевых листах. К таким изменениям относятся: открытие и закрытие временных судовых ходов и ходов по тиховодам; перенос положения судового хода (отсюда—изменение в со­ставе и расстановке знаков судоходной обстановки); прекращение дей­ствия плавучих знаков (буев и бакенов) вследствие ледовых условий.

В перечень работ, выполняемых службой обстановки на внутренних водных путях, входит следующее:

установка и эксплуатация навигационных знаков на судоходных путях, а также на акваториях портов Минречфлота и на подходах к ним;

проведение промерных и тральных работ для проверки габарит­ных размеров и чистоты судовых ходов;

удаление и ограждение обнаруженных подводных препятствий, угрожающих движению судов и плотов;

ежедневная информация судоводителей и работников эксплуата­ции речного флота о габаритах пути и условиях судоходства.

Обязанности по содержанию судоходной обстановки возложены на технические участки пути или районы гидросооружений.

Существуют две формы обслуживания судоходной обстановки:

постовая и бригадная,

Постовая — предусматривает разделение участка реки на посты протяжением 5—15 км. Работы на участке выполняют постовые рабочие (бакенщики). Постовую форму применяют в основном на ре­ках с развитым лесосплавом (Северная Двина, Вятка, Вычегда и др.).

Бригадная — состоит в том, что все работы на участке про­тяжением 50—250 км выполняет обстановочная бригада во главе с ма­стером пути. Бригада имеет в своем распоряжении обстановочный теп­лоход. Бригадный метод применяют более чем на 80% водных путей.

Работники обстановки поддерживают постоянную взаимосвязь с судами для извещения судоводителей об изменениях в составе об­становки и условиях судоходства, получения с судов сведений о сбитых или поврежденных ими плавучих знаках, а также о недостатках в со­стоянии пути и обстановки.

По замечаниям судоводителей службой обстановки должны быть приняты необходимые меры по устранению недостатков.

При посадке на мель и других аварийных случаях мастер пути (бригадир поста) должен немедленно выехать на судно для выяснения обстоятельств происшествия и составления соответствующего акта.

Работники обстановки по просьбе судоводителей оказывают им помощь в проверке судна, когда плавучая обстановка перед ледоста­вом уже снята и движение на данном участке затруднительно. В этом случае вахтенный начальник вызывает на судно мастера пути или бри­гадира обстановочного поста.

Закрытие участка — крайняя мера, она осуществляется вывеши­ванием запретительных сигналов на ближайших к участку сигнальных мачтах или на специально установленных временных столбах.

Запретительными сигналами являются два красных конуса или два красных огня, расположенных один над другим на мачте или два-три красных буя, освещаемых красными огнями и выставленных на рас­стоянии 20—30 м друг от друга поперек судового хода. Извещение о закрытии судового хода передается также по радио.

Если обнаружено, что знак обстановки отсутствует, работники обстановочной службы обязаны принять меры к его восстановлению. Сбитый, но не поврежденный плавучий знак устанавливают вновь на свое место. На особо затруднительных перекатах, обслуживаемых по­стами, поврежденные буи и бакены подлежат немедленному восстанов­лению.









До восстановления знака с помощью средств связи, имеющихся в распоряжении бригады и технического участка, судоводители, нахо­дящиеся в районе поврежденного знака, должны быть оповещены о происшедшем.

Об уничтожении или сбитии знака вахтенный начальник судна сообщает на ближайший обстановочный пост или обстановочной бри­гаде, а также в технический участок для оперативного принятия мер и предупреждения других судов, следующих по этому участку.

К 2022 году в России построят десять обстановочных судов, которые нужны для контроля состояния внутренних водных путей и акваторий портов, рассказали "Российской газете" в Росморречфлоте. Суда распределят по шести бассейнам.

Алексанадр Корольков/РГ

Строить суда будут в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Как ранее отмечал министр транспорта Евгений Дитрих, в целом по комплексному плану должны быть существенно, на треть, расширены портовые мощности - до 1,37 млрд тонн и расширены пропускные способности внутренних водных путей - дополнительно на 18,5 млн тонн. На поддержание существующих параметров внутренних водных путей и технического состояния объектов их инфраструктуры по плану будет выделено 131,4 млрд рублей. Конкретно на строительство десяти обстановочных судов заложено 1,582 млрд рублей.

Киль первого судна уже заложили. Обстановочный теплоход будет длиной 35,6 м, шириной 6,5 м, осадкой 1,4 м. На воду его планируют спустить в четвертом квартале 2022 года. Судно поступит "на работу" в ФГБУ "Канал имени Москвы", уточнили в Росморречфлоте.

С помощью обстановочных судов специалисты следят за глубинами судового хода на внутренних водных путях, контролируют средства навигационной обстановки, расставляют бакены и буи, обслуживают навигационные знаки.

По контракту все десять судов должны быть построены до 20 декабря 2022 года. Уже в этом году планируется закладка еще пяти судов. В следующем году заложат оставшиеся четыре судна.

"Обстановку на реках нужно постоянно контролировать, а всю навигационную часть поддерживать в рабочем состоянии и своевременно менять. Буй может снести течением, или на него кто-то может натолкнуться", - поясняет директор Национального объединения лоцманских организаций Виктор Рябоконь. Современные обстановочные суда востребованы. Важно также, каким оборудованием они оснащены. Строить суда нужно было еще вчера, хорошо, что сейчас такая работа началась. От этого зависит безопасность судоходства, говорит он.

Вы используете Internet Explorer устаревшей и не поддерживаемой более версии. Чтобы не было проблем с отображением сайтов или форумов обновите его до версии 7.0 или более новой. Ещё лучше - поставьте браузер Opera или Mozilla Firefox.

Обсудить и задать вопросы можно в этой теме.


Джи-джи

опытный


Джи-джи

опытный


Джи-джи

опытный


USSRNAVY

аксакал


Обстановочное судно проекта SV2407


DSC_7816.jpg (скачать) [2238x1458, 466 кБ]


DSC_7817.jpg (скачать) [2313x1635, 466 кБ]


DSC_7842.jpg (скачать) [2674x1668, 476 кБ]


DSC_7809.jpg (скачать) [2646x1757, 466 кБ]


администратор

Обстановочное судно пр.BLV01 Лоцмейстер-1

Обстановочное судно пр.3050, построенное ООО "Самусьский ССЗ"


Лоцмейстер-1.jpg (скачать) [2637x1215, 474 кБ]


3050.jpg (скачать) [2598x1402, 540 кБ]

7.0


аксакал

sam7> Обстановочное судно пр.BLV01 Лоцмейстер-1
Обстановочные суда пр. BLV02 постройки ОАО "Завод Нижегородский Теплоход"

902 "Ладожский" (ФБУ "Администрация Волго-Балт") сдано 18.09.2013
903 "Буран" (ФБУ "Администрация "Беломорканал") сдано 13.09.2013

Основные ттх:
- длина габаритная - 46,97 м;
- длина по КВЛ - 40,49 м;
- ширина габаритная - 10, 48 м;
- ширина по КВЛ - 9, 70 м;
- высота борта на миделе - 3, 50 м;
- осадка по КВЛ - 2 м;
- осадка максимальная - 2, 5 м;
- номинальная мощность ГД - 2х405 кВт
- скорость хода (не менее) - на глубокой тихой воде для свежеокрашенного корпуса без обрастания при осадке 2 м при 85% МДМ 10,8 уз.


ladozhskiy.jpg (скачать) [800x570, 99 кБ]


buran.jpg (скачать) [800x441, 95 кБ]

26.0


администратор


3052_272.jpg (скачать) [1500x850, 382 кБ]


3052_03_004 (лист 1_).jpg (скачать) [9450x3545, 1,67 МБ]


3052_03_004(лист 2_).jpg (скачать) [6692x4725, 1,58 МБ]


3052-03-105.jpg (скачать) [17323x4700, 2,5 МБ]

37.0


администратор


obstanovochnoe-sudno-proekta_0.jpg (скачать) [4608x3072, 1,16 МБ]


KOMPAS -- 3050_1-03-1004 _(только чтение_) -_Вид 1 _(лист 1_).jpg (скачать) [11812x3309, 2,2 МБ]


3050_1-03-1021.jpg (скачать) [9923x2339, 1,25 МБ]

37.0

Drakon 64

опытный


DSC07659.JPG (скачать) [3648x2736, 2,7 МБ]

44.0.2403.89

Drakon 64

опытный


DSC06559.JPG (скачать) [3648x2736, 3 МБ]

44.0.2403.89


администратор


Сосновский завод заложил два лоцмейстерских судна проекта BLV04


BLV04a.jpg (скачать) [1999x1454, 446 кБ]


BLV04b.jpg (скачать) [710x681, 118 кБ]

11.0

alexkruger

втянувшийся


image.jpg (скачать) [2592x1936, 1,13 МБ]



alexkruger

втянувшийся


image.jpg (скачать) [2592x1936, 1,21 МБ]




администратор

Объявлен тендер на строительство лоцмейстерского судна ледового класса проекта BLV-04 для нужд Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»


BLV04.jpg (скачать) [6997x10000, 4,6 МБ]


04-4255539-blv04a.jpg (скачать) [2799x4000, 1,13 МБ]

11.0


администратор

5 сентября 2016 года приёмная комиссия, назначенная приказом Генерального директора ФГУП "Росморпорт" А. В. Тарасенко от 17.08.2016 № 389, произвела приёмку лоцмейстерского катера с ледовым усилением "Юрий Романченко" проекта 02780М (строительный № 51).
Строительство, испытания и сдача катера проекта 02780М "Юрий Романченко" производились под техническим наблюдением инспекторов Петрозаводского участка инспекции Российского морского регистра судоходства Балтийского бассейна.
Это второй катер, построенный по проекту 02780М на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе по заказу ФГУП "Росморпорт".
Для справки:
Лоцмейстерский катер с ледовым усилением "Юрий Романченко" спущен на воду 10 июня 2016 года и предназначен для обслуживания средств навигационного оборудования (СНО), обеспечивающих безопасность мореплавания в акваториях морских портов страны.
Основные технические характеристики судна:
Класс судна КМ* Iсe3 R3-RSN AUT3
Длина корпуса наибольшая 22,697 м
Ширина корпуса наибольшая 7,026 м
Осадка габаритная 1,67 м
Эксплуатационная корость хода 7-9 узлов
Экипаж/спецперсонал 2/5 человек

ЗЫ
А корпусники на этом заводе не очень.


Юрий Романченко1.jpg (скачать) [5184x3456, 3 МБ]


Юрий Романченко2.jpg (скачать) [1368x912, 749 кБ]


img416a.jpg (скачать) [1932x1283, 531 кБ]

Транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров, специальные – для выполнения различных технических функций (подъемные краны, передвижные компрессоры, электростанции, прожекторы, мастерские, пожарные), спортивные – преимущественно для достижения рекордов скорости.

Транспортные автомобили в свою очередь подразделяют на следующие основные категории:

а) пассажирские автомобили (легковые автомобили и автобусы), предназначенные для перевозки людей по местным, региональным и общероссийским маршрутам.

б) грузовые автомобили – для перевозки грузов различных наименований. Грузовой автомобиль - дорожное механическое транспортное средство на жесткой раме, предназначенное исключительно или преимущественно для перевозки грузов.

в) специальный автотранспорт – это дорожные транспортные средства, предназначенные преимущественно для целей иных, чем перевозки пассажиров и грузов, в том числе: строительно-дорожная автотехника, коммунальные автомашины.

Железнодорожный транспорт. В состав железнодорожного подвижного состава входят локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Железнодорожный подвижной состав подразделяется на магистральные и маневровые тепловозы, тепловозы отделений, притрассовый автотранспорт, в том числе, строительные, путевые и ремонтные машины, пассажирские вагоны, рефрижераторные секции и вагоны.

Воздушный транспорт.Воздушные суда при анализе воздействия их на биосферу делятся на следующие основные категории.

Категория 1 — гражданские самолеты, осуществляющие регулярные полеты с использованием установленных правил полетов по приборам;

Категория 2 - гражданские ВС, эксплуатируемые по правилам визу­альных полетов УРК. Это в основном самолеты, относящиеся к так называемой авиации общего назначения;

Категория 3 — гражданские вертолеты, в отдельных случаях являю­щиеся заметным источником локального загрязнения;

Категория 4 — военные ВС.

Речной транспорт. Суда речного транспорта по своему назначению подразделяются на: транспортные, технические и вспомогательные. В состав транспортных судов входят пассажирские, сухогрузные, наливные суда, толкачи и буксиры.

Пассажирский флот представлен судами местного и транзитного назначения.

Сухогрузные суда с грузовыми трюмами имеют большое раскрытие палуб, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ.

Нефтеналивные суда — танкеры перевозят жидкие грузы (нефть, нефтепродукты) наливом в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе.

Технический флот включает дноуглубительные снаряды, обстановочные суда для проведения разного рода путевых работ.

К вспомогательным судам относятся дебаркадеры, брандвахты, плавучие магазины, ремонтные мастерские, паромы, плавучие краны, установки по добыче песка и гравия, рейдовые и служебно-вспомогательные разъездные суда.

Морской транспорт. При группировке морского флота выделяют суда по назначению (транспортные и нетранспортные), по роду груза (наливные, сухогрузные, комбинированные), по типу двигателя, по материалу корпуса, по району плавания и другим признакам.

К служебно-вспомогательным относятся суда, предназначенные для обслуживания транспортного и технического флота и служб, организующих их эксплуатацию.

Суда технического флота используются для технического обслуживания судов, портового хозяйства и водных путей, а также для промышленно-производственных нужд.

Люди с давних времён используют реки для передвижения. За тысячи лет до н.э. в Месопотамии, Древнем Египте, Древнем Китае применялись гребные и парусные суда. Позднее стали применять тягу при помощи шедших по берегу лошадей или людей (бурлаков). Существовали также суда, приводящиеся в движение лошадьми, находящимися на самом судне.

С развитием средневековых городов (12 - 14 вв.), расположенных на реках Европы, и торговли росли перевозки грузов водными путями на судах грузоподъёмностью 10-20 т. строительство шлюзованных речных путей (16 в.) значительно улучшило судоходство. Для дальнейшего развития РТ и удешевления речных перевозок большую роль сыграло применение на судах парового двигателя (нач. 19 в.).

В процессе своего развития суда РТ по своему назначению подразделяются на транспортные, технические и вспомогательные. В состав транспортных входят пассажирские, сухогрузные, наливные суда, толкачи и буксиры. Пассажирский флот представлен судами местного и транзитного назначения. Сухогрузные суда с грузовыми трюмами имеют большое раскрытие палуб, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Сухогрузные суда, на которых груз перевозится непосредственно на палубе (баржи-площадки), предназначены для перевозки любых грузов, не боящихся подмочки, в основном минерально-строительных материалов. Нефтеналивные суда - танкеры перевозят жидкие грузы (нефть, нефтепродукты) наливом в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе. С 1968 применяются комбинированные суда - нефтерудовозы, которые в одном направлении загружаются нефтеналивными, в обратном - сыпучими грузами. Технический флот включает дноуглубительные снаряды, обстановочные суда для проведения разного рода путевых работ. К вспомогательным судам относятся дебаркадеры, брандвахты, плавучие магазины, ремонтные мастерские, паромы, плавучие краны, установки по добыче песка и гравия, рейдовые и служебно-вспомогательные разъездные суда. В РТ особое место занимают ледоколы, обеспечивающие работу судов в ледовых условиях. Речные суда бывают самоходные и несамоходные. По типам двигателей самоходные суда делятся на пароходы, теплоходы и дизель-электроходы, по типам движителей - на винтовые, колёсные, водомётные и на воздушной подушке. Несамоходные суда представлены баржами, лихтерами, баркасами и др. Во многих странах, особенно в Юго-Восточной Азии, на реках используются джонки и другие мелкие суда, парусные и гребные. В США и ряде других стран с целью транспортировки грузов получили распространение связки из нескольких барж толкаемых буксиром - тягачом.

В начале 19 в. в русском речном судостроении начинают применять металл. По времени это совпало с использованием на судах механического двигателя. До введения механической тяги (пароходов) и в начальный период её применения (1840-80-е гг.) перемещение судов на реках, особенно на Волге, производилось конной и ручной тягой. Пароходы начали строить в Петербурге (1815), а затем в Пожве на Каме (1817). На Волге был создан ряд пароходных обществ: "Общество по Волге" (1843), "Кавказ и Меркурий" (1850-59), "Самолёт" (1853), Камско-Волжское пароходное общество "Польза" (1854) и др. В 1913 число пароходов на РТ России достигло 5467, число несамоходных речных судов превышало 23 тыс.

С начала 20 в. паровую машину на речных судах вытесняет двигатель внутреннего сгорания. Впервые его использовали сормовские судостроители, установившие дизель на самоходном наливном судне "Вандал" (1903). В 1913 Россия удерживала мировое первенство по количеству и качеству речных судов. Для перевозки нефти строились большегрузные металлические наливные баржи. Протяжённость судоходных внутренних водных путей составляла 64,6 тыс. км. Перевозки грузов РТ достигли 49,1 млн. т, в том числе за тягой 35,1 млн. т, а остальные - самосплавом. Число перевезённых пассажиров превышало 11 млн. чел. Эти перевозки приходились в основном на реки Европейской части страны. Реки Сибири и Дальнего Востока в дореволюционной России для судоходства почти не использовались; по Оби, Иртышу, Енисею, Амуру плавали лишь единичные cуда.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Р. т. перевезено для фронта и тыла около 200 млн. т грузов. Речники работали на боевых переправах Сталинграда и на Ладожском озере, через которое проходила "Дорога жизни" в осажденный Ленинград. Война нанесла огромный ущерб РТ. Фашистские оккупанты затопили и захватили более 8,3 тыс. речных судов, разрушили сотни портов, пристаней, плотин, дамб и шлюзов. За годы 4-й пятилетки (1946-50) РТ был восстановлен.

С начала 70-х гг. на РТ СССР применяются высокоэффективные перевозки грузов в контейнерах. Созданы совершенно новые по принципу движения быстроходные суда на подводных крыльях. Теплоходы типа "Ракета" и "Метеор", имеющие скорость 60-65 км/ч, составляют основу скоростного пассажирского флота. Большое пополнение получил пассажирский речной флот: трёхпалубные комфортабельные пассажирские теплоходы и дизель-электроходы мощностью 885 квт (1200 л. с.), приспособленные для плавания по водохранилищам, двухпалубные теплоходы мощностью 590 квт (800 л. с.), небольшие речные суда типа речных трамваев и др. С появлением судов смешанного плавания "река - море" и созданием глубоководных межбассейновых соединений расширена сфера использования РТ для прямых речно-морских перевозок.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: