Обладают ли работодательской правосубъектностью ассоциации торговых фирм государственные корпорации

Обновлено: 29.04.2024

Обладают ли работодательской правосубъектностью воинские части и управления внутренних дел?

Казахстанский частный благотворительный фонд хочет открыть представительство или филиал в городе Санкт-Петербург Какие документы и куда нужно подавать, как правтльно это сделать?

В уставе фонда четко прописано что фонд имеет право создавать представительства и филиалы в других иностранных государствах.

Можно ли сменить название фонда для представительства, филиала?

Группа женщин одного из предприятий Пермской области представила на регистрацию в управление юстиции администрации области Устав общественной организации «Партия женщин Прикамья», в котором члены инициативной группы заявляют о создании политической партии.

К тому же, основной задачей партии инициаторы назвали участие своих членов в политической жизни России через представительство в законодательных органах власти всех уровней. В Уставе также были закреплены следующие положения: членами партии могут стать все женщины, выразившие такое желание, не зависимо от их гражданства, расы и вероисповедания, уровня образования; отделения партии женщин могут создаваться на территории всей РФ; финансовые средства партии составляют членские взносы, пожертвования физических и юридических лиц, отчисления от предпринимательской деятельности региональных и местных представительств партии женщин.

Вопрос касательно регистрации политической партии.

Сейчас в России зарегестрирована политическая партия Монархическая партия. Возможна ли регистрация другой партии с наименованием Монархическая партия России?

Задумался после того, как прочитал статью 6 закона о политических партиях:

Статья 6. Наименование политической партии

1. В наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения, либо наименований политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В частности, заставили на себя обратить внимание фраза. наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения.

Я запутался помогите. В Статье 1. (Адвокатская деятельность) сказано: Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая индивидуальными предпринимателями.

Но (Адвокатский кабинет) - это индивидуальный предприниматель без образования юридического лица.

Что же получается: у адвокатского кабинета нету статуса адвоката?

Мы хотим создать фонд (для благотворительной и пропагандисткой деятельности). Подскажите пожалуйста - как выбрать форму организации просто "Фонд" или "Благотворительный фонд"? На Благотворительные фонды наложено колоссальное число ограничений, при этом благотворительной деятельностью разрешено заниматься и просто Фондам. В чем же смысл создания именно благотворительного фонда? Существуют ли какие-либо льготы, которые имеют Благотворительные фонды? Может ли благотворительный фонд заниматься также пропагандисткой деятельностью - т.е., к примеру, выпускать телепередачи, пропагандирующие бережное отношение к природе - ведь это не есть благотворительность (т.к. отсутствует безвозмездная передача чего-либо физическим или юридическим лицам)? Огромное спасибо за помощь!

Обладают ли работодательской правосубъектностью воинские части и управления внутренних дел?

Ответы на вопрос:

Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов - правоспособности и дееспособности.

Правосубъектность - способность быть участником правоотношений - установлена правовыми нормами и несколько различается у индивидуальных и коллективных субъектов права.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов - правоспособности и дееспособности.Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Правоспособность не естественное, а общественно-правовое качество субъектов права, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства гарантировать и защищать это качество.

Главное в правоспособности не права, а принципиальная возможность или способность их иметь.

Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами XIX в. (французский Гражданский кодекс 1804 г., германское Гражданское уложение 1896 г.). К тому времени категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право.

Правоспособность сама по себе никакого реального блага не дает. Это только «право на право», т.е. право иметь право, а последнее и открывает путь к обладанию тем или иным благом, совершению определенных действий, предъявлению претензий. Нельзя на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания равноправным членом общества.

Правоспособность отличается от субъективного права тем, что она:

неотделима от личности;

не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств;

по отношению к субъективному праву она первична, исходна, играет роль посылки;

субъективное право конкретно, а правоспособность абстрактна.

В понятии правоспособности существо заключается не в «праве», а в «способности». Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, потому что такое суммарное выражение дано в самом законе.

Различают следующие виды правоспособности:

1. Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание правами и обязанностями может наступить лишь при определенных условиях. В российском законодательстве нет легальной дефиниции общей правоспособности, существует лишь научное определение.

2. Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

3. Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность – это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант. К примеру, судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и т.д.

Правоспособность организаций, юридических лиц также является специальной, она определяется целями и задачами, зафиксированными в соответствующих уставах и положениях. Возникает в момент создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.

Так что, уважаемый Макс, воинские части и подразделения ОВД , являясь ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ", вполне обладают "работодательской правосубъектностью".


The article examines the question of the legal features of the status of employers — small businesses that are classified as micro-enterprises. The author distinguishes the organization of small and medium predprinitatelstva (including micro enterprises) as a specific employer.

Keywords: employer, SME, micro-enterprises, employment contract, support for small and medium-sized businesses.

Исследование понятия правосубъектности как правовой категории чрезвычайно важно, особенно если его осуществлять применительно к конкретным субъектам права: предприятиям малого бизнеса, количество которых достаточно велико в России.

В СССР ученые, проводившие исследования работодательской правосубъектности, рассматривали только государственные предприятия, так как в централизованном государстве преобладала государственная собственность.

Сегодня количество работодателей существенно увеличилось в связи с появлением новых форм собственности и новых форм организаций. Кроме организаций, работодателями являются физические лица, и иные субъекты трудового права. Каждый вид работодателей предполагает наличие определенного статуса и особенностей работодательской правосубъектности.

Действующее трудовое законодательство предъявляет определенные требования к работодателям, которые формируют работодательскую правосубъектность. Например, требование о наличии денежных средств для выплаты заработной платы работникам.

Мы согласны с мнением Т. А. Бойченко [1, с.27] о том, что работодатель, не имеющий средств для обеспечения работнику прожиточного минимума, не может использовать наемный труд.

Адриановская Т. Л., Баева С. С. [2, с.76] отмечают, что работодатель обладает способностью предоставить не любую работу, а работу постоянного или долговременного характера, которая осуществлялась бы в пользу и под руководством работодателя и была определена по количеству и качеству.

В соответствии со ст.59 ТК РФ работодатели — субъекты малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек) выделены в качестве отдельного субъекта — работодателя. Специфика таких субъектов-работодателей состоит в небольшом штате работников.

Правовому положению таких небольших организаций законодатель уделяет особое внимание. Так, в 2007 г. был принят федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» [3], который регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

В соответствии со ст.3 данного закона, субъекты малого и среднего предпринимательства — это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

В ч.1 ст.309.1 ТК РФ установлено, чтоу работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям (далее — работодатели — субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Работодатели-субъекты малого предпринимательства обладают особой работодательской правосубъектностью.

В соответствии со ст. 309.2 ТК РФработодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Законодатели не решились упростить выполнение требований трудового законодательства для всех малых предприятий. Изменения затронут только микропредприятия.

Согласно Постановлению Правительства от 04.04.2016 № 265 оборот в год для малых предприятий составляет до 800 млн. рублей, но также выделяются и «микропредприятия», цифра для которых составляет до 120 млн. рублей [5].

Главное же условие данного закона для дифференциации предприятий, предельные значения среднесписочной численности работников, малых и средних указано в статье 4, части 1.1, пункте 3: до 15 человек для микропредприятий и до 100 человек для малых предприятий. В части 4 настоящей статьи указано, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено настоящей статьей.

Таким образом у нас есть два основополагающих критерия для определения предприятия к той, или иной категории: годовой оборот и предельные значения среднесписочной численности работников.

Российским законодательством установлено две категории субъектов: малые предприятия и средние предприятия. Микропредприятия, относясь к категории малых, являются их разновидностью. Данный вывод, как представляется, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Все особенности нормативного правового регулирования и меры государственной поддержки, адресованные малым предприятиям, в полной мере распространяются и на микропредприятия [6].

Понятие «правосубъектность» достаточно хорошо изучено как в общей теории права, так и в науке трудового права. В общей теории права правосубъектность подразделяется на общую отраслевую и специальную. Общая правосубъектность есть способность лица в рамках данной правовой и политической системы быть субъектом права вообще. Отраслевая правосубъектность определяется как способность лица быть участником правоотношений той или иной отрасли права. Специальная правосубъектность характеризует лицо как потенциального обладателя специфического набора прав и обязанностей, поэтому сфера ее реализации ограничивается определенным кругом правоотношений в рамках конкретной отрасли права [7, с.144].

Работодатель — это субъект трудового правоотношения, который может быть физическим либо юридическим лицом (организацией), вступившим в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. С правосубъектности начинается движение любой юридической материи, и именно при наличии признаваемой и предоставляемой государством правосубъектности возможно участие юридических лиц в гражданских правоотношениях [8, с.94].

Трудовая правосубъектность работодателя базируется на его способности предоставить работу и оплатить труд работников. Это материальные предпосылки правосубъектности. Ее формальные (юридические) условия сводятся к моменту государственной регистрации (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним лиц) [9].

Таким образом работодатель приобретает правосубъектность с момента государственной регистрации. Для каждого типа коммерческой организации и индивидуального предпринимателя существуют свои условия для государственной регистрации, которые указаны в ГК РФ.

Поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства может быть установлена и субъектами РФ. Так, законом Краснодарского края от 4 марта 1998 г. № 123-КЗ «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае» [10] предусмотрена государственная поддержка предпринимательской деятельности молодых граждан. Приоритетными направлениями государственной поддержки предпринимательской деятельности молодых граждан являются: подготовка кадров для субъектов малого предпринимательства, их дополнительное профессиональное образование, в том числе с использованием дистанционных форм обучения.

Характеризуют работодательскую правосубъектность субъектов малого и среднего предпринимательства установленные государством льготы при проведении проверок их деятельности.

Особенные сроки проведения внеплановых мероприятий по защите трудовых прав работников ТК РФ не устанавливает, в связи с чем следует руководствоваться ст. 13 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», закрепляющей общий срок проведения проверок — не свыше 20 рабочих дней, а в отношении субъекта малого предпринимательства — не более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год [11].

Возможность или способность вступления в трудовое правоотношение составляет главный элемент работодательской правоспособности [12, с.249]. Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2016 г. № 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем-субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям» [13], которое вступает в силу с 01.01.2017 г., была утверждена типовая форма трудового договора.

Те организации, которые будут использовать типовую форму, смогут больше не вести другие локальные нормативные акты, в отношении режима труда и отдыха сотрудников, системы оплаты труда и внутреннего распорядка.

В типовой форме трудового договора учтен порядок вступления трудового договора в силу, количество экземпляров трудового договора, которое должны составить и подписать работник с работодателем, а также все необходимые реквизиты и порядок оформления и заверения договора. Отдельно сформулированы условия типового трудового договора для тех работников, которые заняты на дистанционной или надомной работе.

Типовая форма трудового договора поможет руководителю заключать договоры с требованиями трудового законодательства и учитывать особенности, связанные с выполнением конкретных работ, относящихся к конкретному работнику, что позволит снизить количество нарушений и защитить права работников.

Все грядущие изменения в трудовом законодательстве не только выделяют организации малого и среднего предпринитательства (в том числе микропредприятия) в качестве особого работодателя, но и наделяют их комплексом специальных прав, характеризующих их как специального субъекта трудового права со специальной работодательской правосубъектностью.

  1. Бойченко Т. А. Правовой статус работодателя: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.. 2003.
  2. Адриановская Т. Л., Баева С. С. Трудовое право. Общая часть: Учеб. Пособие / Т. Л. Адриановская, С. С. Баева. Краснодар: Кубан. Гос. Ун-т. 2009. 256 с.
  3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации:Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) //СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
  4. О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч.П).. Ст.4281.
  5. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 //СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2097.
  6. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л. В. Андреева, Т. А. Андронова, Н. Г. Апресова и др.; отв. ред. И. В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. 460 с.
  7. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М. 1982.
  8. Лебединец О. Н. Вопросы правосубъектности юридических лиц на современном этапе. Актуальные проблемы частноправового регулирования // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Самара, 2004.
  9. Трудовое право России: учебник для бакалавров/отв. ред. Ю. П. Орловский. М.: Издательство Юрайт, 2014. 109 с. // СПС КонсультантПлюс.
  10. О государственной молодежной политике в Краснодарском крае:Закон Краснодарского края от 04.03.1998 № 123-КЗ (ред. от 06.03.2014) //Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края.1998. № 27.
  11. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля:Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч.1). Ст.6249.
  12. Гинцбург Л. Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1977.
  13. О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем — субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям: Постановление Правительства РФ от 27.08.2016 № 858 // СЗ РФ. 2016. № 36. Ст.5414.

Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, трудовой договор, типовая форма, работодатель, субъект, микропредприятие, предприятие, среднее, ТК РФ, трудовое законодательство.


Статья посвящена вопросу сущности такого субъекта российской правовой системы, как государственные корпорации. Исключительное положение и индивидуальные законодательные акты, регулирующие деятельность каждого конкретного субъекта, выводят государственные корпорации за рамки гражданского права и оборота, делая их уникальным правовым явлением.

Ключевая особенность рассматриваемой категории юридических лиц, имеющая место в общих нормах закона, заключается в том, что регулирование каждой конкретной государственной корпорации и государственной компании регулируется отдельным федеральным законом, в соответствии с которым создаются указанные юридические лица.

Отсюда исключительность государственной корпорации и государственной компании как юридических лиц. В данном случае нельзя признать их абстрагированными организационно-правовыми нормами. По своей сути, речь идёт об особой аккумуляции государственного капитала, а иногда и создание особого субъекта, обладающего публично-правовыми полномочиями.

Особенно ярко эта особенность государственных корпораций проявляется в случае госкорпорации «Росатом». Так, ФЗ «О Росатоме», устанавливает целый спектр полномочий публично-правового характера. По этому поводу Д. Г. Биченов и В. В. Колобов пишут следующее: «Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» переданы властные полномочия, принадлежащие федеральным органам государственной власти. В силу ст. 8 указанного закона Росатом принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, а также может признавать не действующими на территории РФ акты органов власти РФ и бывшего СССР. …Названной государственной корпорации не только переданы в полном объеме полномочия, составляющие компетенцию органов государственной власти (см. ст.ст. 7–14 указанного Закона), включая и компетенцию в области нормативно-правового регулирования, но также и право иметь собственные военизированные охранные подразделения. По существу, данная госкорпорация выступает в качестве органа государственной власти. При этом властные полномочия осуществляются Росатомом в отношении других участников рынка — субъектов гражданского права (ст.ст. 23, 33, 38–40 названного Закона)» [1].

Госкорпорации имеют привилегированное положение и исключены из-под действия норм антимонопольного законодательства в части запрещения на ограничивающие конкуренцию нормативные акты, что установлено п. 3 с. 15 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

Анализируя положение иных госкорпораций, в научной литературе можно встретить следующие выводы и предложения: «Госкорпорация является не организационно-правовой формой юридического лица в смысле гл. 4 ГК, а специальным способом создания субъектов права, уникальных по своему правовому (частноправовому и публично-правовому) статусу. Оценка необходимости их создания и функционирования выходит за рамки гражданского права.

В связи с этим представляется целесообразным упразднение организационно-правовой формы госкорпорации и преобразование существующих госкорпораций в юридические лица тех форм, которыми они, по сути, и являются: в органы публичной власти…фонд… хозяйственные общества со 100-процентным государственным участием. В качестве первого шага на этом пути целесообразно установление законодательного запрета на создание новых госкорпораций» [2].

Соглашаясь с тем, что государственные корпорации являются особыми субъектами, выходящими за рамки такого института гражданского права, как юридические лица, представляется, что ограничение государства в части возможности создания новых госкорпораций недопустимо, как и изменение статуса уже существующих госкорпораций. Оценка необходимости создания подобных правовых субъектов, а также их функционирования выходит за рамки гражданского права, потому при их изучении невозможно основываться только на положениях данной отрасли права и науки, как и исключительно положениях корпоративного права.

В свою очередь, О. С. Ивашкина пишет следующее: «Из всего вышесказанного следует, что Государственная корпорация — юридическое лицо, не похожее по определенным признакам на корпорацию, но соответствующее признакам некоммерческого юридического лица. Из этого сложилась путаница между понятиями, для разрешения проблемы нужно на законодательном уровне создать закон о правовом положении Государственной корпорации, обозначив ее специфику, отличительные черты» [3].

В данном случае, соглашаясь, что госкорпорации, фактически, не являются корпорациями, следует отметить, что попытка втиснуть госкорпорации в рамки гражданско-правового института юридических лиц является некорректной.

Следует признать, что в данном случае в отечественном правопорядке создан особый субъект, место которого в главе 5 ГК РФ, наряду с прочими публично-правовыми образованиями.

Данный факт подтверждается тем, что госкорпорации могут обладать и отдельные из них обладают целым перечнем прав публично-правового характера, имеют исключительное положение в части антимонопольного законодательства. Более того, тот факт, что создание госкорпорации обусловлено актом публичного права — отдельным законом, ещё более обособляет данный субъект от института юридических лиц. Таким образом, госкорпорации и, потенциально, госкомпании, следует признать особыми субъектами гражданского права.

Основные термины (генерируются автоматически): госкорпорация, Государственная корпорация, государственная власть, антимонопольное законодательство, государственная компания, исключительное положение, корпорация, особый субъект, публично-правовой характер, юридическое лицо.


В данной статье говорится об особенностях правового статуса государственных корпораций при помощи анализа понятия, признаков и классификации. Обобщаются выводы об исключительности правового состояния данных юридических лиц.

Ключевые слова: государственные корпорации; правовой статус государственных корпораций; классификация; признаки; юридическое лицо; организационно-правовые формы юридического лиц; некоммерческая организация.

Для более ясного и подробного изучения вопроса о правовом статусе государственных корпораций, нам необходимо будет отразить само понятие государственной корпорации, охарактеризовать её с помощью единых признаков, являющимися отличительными от иных юридических лиц, а также следует указать общие черты, при этом дать аналогичную классификацию, а также не забыть изучить и дать ответ на вопрос о юридической природе данного учреждения.

Государственной корпорацией является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная государством на основании имущественного взноса, а также созданная для выполнения социальных, управленческих или других общественных функций [1]. Государственная корпорация конструируется при помощи федерального закона. Имущество, которое было передано государственной корпорации Российской Федерацией, относится к собственности государственной корпорации. В соответствии с такой нормой мы можем выделить следующие особенности корпорации:

− неизменным учредителем государственной корпорации может являться только государство. К этому можно добавить, что ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не имеют в своём арсенале, таких функций, как создание государственной (или муниципальной) корпорации;

− при создании государственной корпорации цели носят масштабный характер и не направлены лишь на удовлетворение определенных граждан или юридических лиц

− федеральные законы, выполняющие функции учредительного документа являются особым порядок учреждения государственной корпорации;

− выполнение социальных или управленческих функций в интересах общества в целом или отдельной отрасли народного хозяйства. В то же время государственные корпорации не могут быть органом государственной власти, а также не могут быть отраженными в системе органов исполнительной власти [2];

− государство может в не которых случаях гарантировать какие-либо обязательства государственной корпорации [3]. Следует отметить, что государственная корпорация — является основным инструментом не прямого управления, а иного регулятивного воздействия государства на социальные отношения [4].

− исключено членство в государственной корпорации;

В своей статье я изучаю и исследую государственную корпорацию, как одну из организационно-правовых форм юридического лица (некоммерческой организации), не вношу в данное понятие признаки, присущие «корпорациям», которые вносят, как экономисты, так и различные правоведы. Под характерным понятием корпораций можно выделить разновидность юридического лица, которое объединяет некоторое количество лиц, с общим достижением единой цели [5]. На мой взгляд такое определение не является соответствующим «унитарному» представлению государственной корпорации [6]. По мнению Н. Н. Пахомовой законодательство создало определение государственной корпорации именно для того, чтобы заложить презумпцию идентичного функционирования данного субъекта в экономическом обороте вместе с другими субъектами гражданского права, хотя, с точки зрения внутренних отношений государственная корпорация не имеет возможности быть определенной к «классическим» корпорациям [7]. Иными словами, законодатель подразумевает под корпорацией со специальной правоспособностью такую форму организационных отношений, которую формирует государственные корпорации. Поистине, государственная корпорация является одним из видов государственных учреждений.

Государственные корпорации, как исключительный вид юридических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью, имеют определенные специфические признаки, которые в совокупности определяют и отличают их от иных видов юридических лиц. При изучении законодательства, о нормативно-правовом регулировании деятельности государственных корпорация, можно выделить следующие характерные признаки [8]:

  1. В государственных корпорациях отсутствуют обязательные для других юридических лиц учредительные документы. В данном признаке подразумевается учредительных договор или устав. Они замещены федеральными законами, которые создают единовременно государственную корпорация, и производят регулирование их деятельность (так называемые «именные законы»);
  2. Формирование имущества государственной корпорации происходит из имущественного взноса, выплат субсидий из федерального бюджета, доход, полученный в ходе их деятельности, добровольных имущественных отчислений, а также из средств резервного фонда. Государственная корпорация является собственником этого имущества;
  3. Ликвидации, реорганизации и банкротства государственной корпорации регулируются специализированным законом о государственной корпорации, а не общим для юридических лиц законодательством;
  4. Ещё одним исключительным признаком государственных корпораций является значительно меньший контроль со стороны государственных органов, а также не особо строгие требования к раскрытию информации.

Имеется и ещё одна классификация государственных корпораций:

По формированию органов:

По способу финансирования

− с фиксированным размером имущественного взноса Российской Федерации в уставный фонд корпорации, установленный федеральным законом и имеющий стоимостную оценку или без указания его стоимости;

− определяющийся только перечнем имущества, переданным Российской Федерацией.

и по прочим основаниям.

Таким образом, государственная корпорация считается одним из обликов юридических лиц некоммерческих отношений, которые, по собственной правовой природе является государственным учреждением, а не классической «корпорацией» в видение экономистов и правоведов. Регулирование деятельности государственных корпораций посредством «именных» федеральных законов, ограничения в контроле со стороны государственных органов, а также особенные критерии о публикации информации о деятельности дают возможность государству создавать особенные учреждения, иным образом выходящие за рамки общего законодательства.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, юридическое лицо, имущественный взнос, лицо, некоммерческая организация, правовой статус, признак.

Ключевые слова

государственные корпорации, правовой статус государственных корпораций, классификация, признаки, юридическое лицо, организационно-правовые формы юридического лиц, некоммерческая организация

Похожие статьи

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

При этом государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает

Это происходит в силу особого правового статуса и юридической природы госкорпораций, сильно отличающейся от признанных.

Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории.

Таким образом, возникает корпорация или юридическое лицо.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации

Исходя из определения корпорации в ГК РФ, корпорация не относится к какой-либо определенной правовой форме.

Правовой статус коммерческой организации по действующему.

Исходя из вышесказанного, правовой статус коммерческой организации в России по действующему законодательству в

государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, гражданское законодательство, имущество, государственный контроль, лицо.

Юридические лица, понятие и особенности их признаков

Это означает, что юридическое лицо представляет собой совокупность двух и более лиц

В едином государственном реестре юридические лица фигурируют как совокупность

Четвертым признаком юридического лица можно выделить то, что юридическое лицо несет.

Особенности учредительных документов корпорации

Органы управления корпоративного юридического лица. юридическое лицо, лицо, государственная регистрация, Российская Федерация, период ликвидации, государственная регистрация изменений, указанное юридическое лицо, ликвидируемое юридическое лицо.

Участие государства в акционерных обществах | Статья в журнале.

В статье поднимаются вопросы государственного участия в акционерных обществах и особенности его правового положения в качестве акционера, а также приобретаемых им специфических прав. Рассматривается понятие «золотой акции» и непосредственного участия.

Классификация и виды юридических лиц: современные аспекты.

юридическое лицо является организацией; существуют государственные и негосударственные типы юридических лиц

Масленникова Л. В. Тенденции развития гражданского законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Организация как субъект финансовых правоотношений

Для юридических лиц все эти три критерия включает в себя их правоспособность, которая возникает с момента государственной

Организации — это: ‒ юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; ‒ компании и другие корпоративные.

Особенности правового положения государства-акционера

Позиция Российской Федерации как акционера отражается в директивах, выдаваемых Росимуществом наряду с доверенностями представителям для

ограниченная ответственность, общество, Российская Федерация, юридическое лицо, ГК РФ, нотариальное удостоверение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: