О возникновении какого суда повествует этот отрывок

Обновлено: 03.05.2024

В отрывке рассказывается о попытке царя Бориса Годунова выдать замуж свою дочь за датского принца Иоанна.

2. Чем и почему были недовольны московские бояре?

Московские бояре были недовольны попытками Бориса Годунова найти союзников в Европе с помощью обещаний в будущем возвести на российский престол иноверца.

3. Подумайте, как их недовольство могло сказаться на внутренней ситуации в стране

Недовольство московских бояр обостряло сложную внутриполитическую ситуацию, особенно в условиях наличия наследника царского престола.

Стр. 9

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Назовите основные направления внешней политики России на рубеже XVI – XVII вв.

1) Западное направление: перемирие с Речью Посполитой; частичное восстановление утраченных позиций на Балтике в борьбе со Швецией.

2) Восточное направление: освоение Приуралья и Западной Сибири.

3) Южное направление: отражение набегов крымских татар и рост влияния России на Кавказе.

2. Сравните политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой (основания для сравнения выберите самостоятельно). Определите, в отношении какого из этих государств политика России оказалась более эффективной.

Линии сравнения Крымское ханство Речь Посполитая
Способ решения межгосударственных проблем Укрепление системы обороны Продление перемирия с 1586 г. до 1602 г.

Политика России оказалась наиболее эффективной в отношении Крымского ханства, так как укрепление границ давало долгосрочные перспективы, а Речь Посполитая могла в любой момент разорвать перемирие.

3. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о сражении русского войска с крымскими татарами во главе с Казы-Гиреем в 1591 г. Подготовьте электронную презентацию, отразив в ней ход битвы и показав изображения тех мест современной Москвы, где она проходила.

В июле 1591 г. войско крымского хана Казы-Гирея приблизилось к Москве. Русское войско, которое возглавлял Федор Мстиславич, находилось в районе села Коломенского.

Сама битва с крымским царем Казы-Гиреем состоялась 4 июля. Началось сражение «в третьем часу дни» (счет часов велся от восхода солнца) с наступления крымского войска «к обозу». Тогда «сшедчися полки, билися весь день с утра и до вечера, и из наряду по них стреляли». Автор «Пискаревского летописца» писал, что войска в тот день воевали недолго и немного, скорее осуществляя разведку боем: «и стали травитися непомногу от Воробьева, да от Котла; и тот день весь травилися». Это известие ближе к истине, оно даже текстуально совпадает с текстом разрядных книг: «Июля в 4 день с утра в неделю пришел к Москве крымской царь Каза Гирей Девлет Гиреев сын со многим собранием по Серпуховской дороге; от Котла и послал к государеву обозу крымской царь царевичев со многими крымскими людьми травитися против Даниловского манастыря от Курганов и от Воробьева». Навстречу из обоза были высланы «изо всех полков» головы с дворянскими сотнями, а также служилые иноземцы. Им тоже было велено «с крымскими людьми травитись». Главные воеводы князь Федор Иванович Мстиславский и Борис Федорович Годунов находились всё это время в обозе, ожидая главной битвы.

Природный заказник «Воробьевы горы» метро Воробьевы Горы, Косыгина, 17. - описание, точный адрес в г. Москва, часы работы и отзывы о Природный заказник «Воробьевы горы» | Time Out

Московский Данилов монастырь | Данилов монастырь — Первый на Москве

После первых столкновений крымские войска отошли, но не далеко, на те самые луга под Коломенским, в которых сначала стояла «береговая рать». Сам крымский царь Казы-Гирей «стал на станех за Москвою-рекою». Но уже в следующую ночь крымский царь и его войско непостижимым образом бежали от Москвы. В страхе из-за возможного ночного штурма царь бежал от Москвы, «и коши пометав». За ним, видя «царев побег», последовало и всё войско. Утром воеводы царя Федора Ивановича с удивлением обнаружили, что врага нигде не было.

Музей-заповедник Коломенское в Москве ➔ Фотографии, отзывы ✮ Россия 2019

Донской монастырь в Москве: расписание богослужений, адрес, официальный сайт

Донской монастырь – был возведен на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Казы-Гирея

Преследование крымского царя тоже было поручено боярам и воеводам князю Федору Ивановичу Мстиславскому и Борису Федоровичу Годунову. Однако они смогли лишь убедиться, что бегство царя Казы-Гирея оказалось настолько поспешным, что он, вопреки обыкновенной практике, не «роспускал» свое войско. То есть не стал грабить серпуховские, каширские, коломенские или рязанские места, уводя полон, а бежал, не теряя времени, в Крым. Царя преследовали до Судбищ — еще одного памятного и символического места тяжелого поражения от татар в 1555 году. Тогда стало ясно, что крымцы окончательно покинули русские земли. Поэтому князь Мстиславский и Борис Годунов общим советом решили прекратить преследование врага, хотя им была уже прислана новая царская роспись полков 13 .

4. Проанализируйте историческую ситуацию, связанную с появлением в Речи Посполитой Григория Отрепьева, выдававшего себя за «чудом спасшегося» царевича Дмитрия, и его тёплым приёмом в этой стране. Какие обстоятельства способствовали появлению самозванца и такому отношению к нему в Речи Посполитой? Попытайтесь установить как можно больше обстоятельств и объясните связь каждого из них с данной ситуацией.

Появление самозванца стало возможным благодаря династическому кризису в России (убийство царевича Дмитрия и пресечение династии Рюриковичей), отсутствии поддержки со стороны простого народа царя Бориса Годунова; вера в то, что царевич Дмитрий выжил; борьба боярских родов за власть.

В Речи Посполитой самозванца встретили тепло в связи с несколькими причинами:

1) Признание Григория Отрепьева как «законного монарха» российского престола польским магнатом Адамом Вишневецким, известным защитником православия.

2) Признание Григория Отрепьева как «законного монарха» российского престола донскими казаками.

3) Стремление короля Речи Посполитой Сигизмунда III захватить земли на востоке.

5) Обещание Григория Отрепьева, московского «царевича», перейти в католичество привело к усилению интереса Сигизмунда III к этой интриге.

6) Заключение Самборских обязательств, по которым Лжедмитрий I обязывался уступить Речи Посполитой Чернигово-Северскую и половину Смоленской земли, а также заключение брака с подданной короля. Это привело бы к расчленению России, и попадании ее в зависимость от польского короля.

«Со страшным нетерпением ожидала Россия этого манифеста. Все верили в благонамеренность нового государя; все благомыслящие люди надеялись услышать пробуждающее слово, слово, дающее толчок к развитию народному. Вот наконец он лежит передо мною — этот многоожидаемый манифест. Разберу его шаг за шагом с настойчивой строгостью.

Прекращение наборов в продолжении четырёх лет. Слава богу! Поустали мы от наборов в тридцати летнее царствование Незабвенного. Да и как ни натягивай значение последней войны для России в уровень с значением войны 1812 года: не натянешь! Одно было вторжение неприятеля неправое, незаслуженное, никем не накликанное и отстоять отечество было святым делом для всякого Русского. Последняя же война, начатая из поповского спора о Иерусалимских ключах, по капризу Незабвенного, так мало затрагивала русские интересы, так была чужда русским помыслам, что никто не думал видеть в ней священной войны и никто не думал, что неприятель вторгнется во внутренность России; всякий роптал на нелепость правительства, ни за что подвергнувшего отечество бедствиям и убыткам войны, - и только. Народ повиновался по привычке повиноваться и потому, что нельзя отказаться от войны, когда она объявлена, нельзя, потому что стыдно; но народ роптал повсеместно и только иногда крепостные люди, ради избавления от помещичьей власти, являлись непрошенными охотниками к военной службе. Капиталы собирали и жертвовали на войну частью по приказанию местных начальств, частью из подлости и желания выслужиться дворянских предводителей и купеческих голов, частью из того чувства, что от начатой войны отказаться стыдно. Дрались под Севастополем Русские - конечно геройски, несмотря на бесталантность своих генералов, потому что, уже раз попавши в битву, русский человек всегда дерётся геройски. А священною никто не считал этой войны. Только подлые льстецы могли натолковать правительству о святости её значения для русского сердца.

Во всём этом священною только и была ныне исполняемая обязанность правительства освободить от наборов народ, столько и так терпеливо пострадавший от безумия прошлого царствования».

20. Укажите императора, о тридцатилетием царствовании которого упоминает автор. Укажите «нового государя», о котором идёт речь в отрывке. Укажите «последнюю войну», о которой пишет автор.

21. Как автор характеризует значение последней войны для России? Укажите два любых факта, с помощью которых автор показывает отношение населения к данной войне.

22. Привлекая исторические знания, укажите три события, кроме упоминаемой в тексте войны, характеризующих внешнюю политику «незабвенного государя», о котором идёт речь в отрывке.

3) города Смоленск и Нижний Новгород; Троице-Сергиев монастырь.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

Смутное время _____________________________________________________

6. Работа с источниками

Определите, о ком идет речь в отрывках, расставьте их в хронологической последовательности.

А. «Рострига же той приде во царствующий град, и стретоша его всю людие от мала до велика и пречестными и чюдотворными иконами и со многими дражайшими дары; и радостны быть вси людие, мняху его суща царевича… И седе Рострига на царствующем граде и возложи на ся царский венец».

Б. «И в могиле ему не было покоя: в народе разнеслась молва, что ночью там виден огонь и раздается веселая музыка; для того через восемь дней вырыли труп из могилы, сожгли в пепел и, зарядив им огромную пушку, выстрелили в те ворота, коими он вступил в Москву» .

В. «Сей злохищный львичище сольсти короля ляхского и литовского, и учини заговор с некоими паны, давными Русской земле и православной нашей христианской вере лиходеи, пришел в наши украинские грады с войски великими, хотя похитити царство Московское и православную христианскую веру истребити, а ввести проклятую латинскю папежскую веру».

Г. «Боляре же и началницы Московского царства, вкупе же и весь народ, обещание даша царице: да служат ей и сыну ея и возведут его на царский престол вместо отца его; и тако утвердиша быти и разыдошася в домы своя. Царь же погребен бысть честно в пречестнем храме архистратига Михаила с прочими первоначальствующими цари и князи».

Д. «В то же время, егда стояху людие царевы под Кромами, случися царю в царствующем граде сидети за столом в царском своем доме, обеднее кушание творяще по обычею царскому; и по отшествии стола того… внезапу случися ему смерть и пад… И слышенна бысть смерть царева воеводам и началником и всему воинству, которые пребывают во обступлении града Кром и в защишении от врага царева Ростриги, и начаша воинскии людие умы своими колебатися».

Е. «В субботу рано утром открылся страшный мятеж: знатнейшие московские бояре, составив заговор, вломились во дворец, чтобы умертвить ________ . Немецкая гвардия, стоявшая при воротах в числе 30 человек, была прогнана; после того бояре разломали двери в покоях великокняжеских и ворвались в них. Бояре бросились на великого князя, избили его жестоко и неоднократно спрашивали, точно ли он сын Иоанна Васильевича?»

7. Работа с суждением историка

Прочитайте отрывок из работы историка С.Ф. Платонова. О каком явлении идет речь? Какие точки зрения на причины этого явления вы знаете?

«Началась она явлением случайным — прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого. [Поэтому] и являлось у нас так много различных мнений и теорий об ее происхождении и причинах».

проверочный контроль

Структура работы

На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.

Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).

Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.

Общие рекомендации

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Тема 7. Политико-правовой режим
1. Объясните термины:

Антидемократический режим – _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тоталитарный режим –_______________________________________________________

Авторитарный режим –_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Военный режим –_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Закончите мысль известного философа Карла Поппера: «. демократия лучше диктатуры потому, что при ней от дурных правителей можно избавиться

3. Перед вами два документа: в первом дается перечень того, что запрещено законом, во втором – перечень того, что разрешено законом. Какой документ может существовать в тоталитарном государстве, а какой – в авторитарном?

4. Объясните, почему тоталитарные режимы не уживаются с церковью?

5. В каких исторических условиях и с какими целями к власти в стране приходят военные?

6. Многие экономисты считают, что в условиях тоталитарного общества рынок труда появиться не может. Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свой ответ.

7. Можно ли утверждать, что тоталитарный режим – это феномен только ХХ в.? Если да, то почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 8. Механизм (аппарат) государства
1. Объясните термины:

Механизм (аппарат) государства –_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственный орган – _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компетенция государственного органа – _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственная служба – _____________________________________________________________________________________________________________

Государственный служащий – _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Проклассифицируйте по всем основаниям следующие государственные органы:
а) Конституционный суд РФ:___________________________________________________________________________________________________________

б) Президент США:_________________________________________________

в) Парламент Великобритании:_________________________
_______________________________________________________

г) Мэр Москвы: ______________________________________________________________________________________________________________

д) Генеральный прокурор РФ: ______________________________________________________________________________________________________________
Образец: Председатель правительства РФ: постоянный, федеральный, единоначальный, производный, правоприменительный, исполнительный.

3. Закончите схему:


4. Почему моноцефальная модель построения государственного аппарата присуща странам с тоталитарными и военными политико-правовыми режимами?

5. Монотеократическая система построения государственных органов, как правило, обеспечивает стабильность в стране: дворцовые перевороты, замена одного монарха другим не влекут за собой политических и социальных конфликтов в обществе. Как вы думаете, почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие факторы предопределяют формирование в государстве той или иной системы построения его органов?

7. «Разрешено все, что не запрещено» – относится ли этот принцип к деятельности государственных органов? Почему?

8. В чем состоит отличие аппарата государства от аппарата политической партии?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 9.Система разделения властей
1. Объясните термины:

Законодательная власть – _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исполнительная власть – _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подзаконный акт –______________________________________________________________________________________________________________

Судебная власть –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему в большинстве стран депутатам запрещается совмещение работы в парламенте с иными видами профессиональной деятельности (за исключением преподавательской, научной и творческой)?

3. Двухпалатная структура построения парламента имеет как свои достоинства, так и недостатки. Какие?

4. Чем объясняется появление института депутатской неприкосновенности? Какую роль играет этот институт в современном государстве? Как он связан с системой разделения властей?

5. Какое из двух понятий точнее отражает сущность теории разделения властей: «разделение власти» или все-таки «разделение властей»?

6. Почему исполнительную власть называют вторичной ветвью государственной власти?

7. Объясните смысл выражения: «Ветви власти не должны царапать граждан».

8. В чем состоит отличие судебной власти от законодательной и исполнительной?

9. Как вы думаете, почему в странах Востока и Африки население редко обращается в государственные суды и роль последних весьма невелика?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. «. Прежде всего постановил король Генрих по совету всех баронов своих для охраны мира и сохранения правосудия, чтобы по отдельным графствам производилось расследование и по отдельным сотням через посредство двенадцати людей сотни. ».

О возникновении какого суда повествует этот отрывок?

11. Заполните таблицу:

12. Известный польский философ Ежи Лец писал: «Как справедливее все­го судить о каком-либо государстве? Проще всего – на основе его суда». Согласны ли вы с его мнением? Какие выводы о государстве можно сделать, проанализировав его судебную систему?

13. Средства массовой информации называют четвертой ветвью власти в государстве. Приведите примеры случаев, когда они оказывали серьезное влияние на принятие важных государственно-политических решений или до­бивались их изменения.

14. Классический вариант теории разделения властей дополняется совре­менными публицистами новыми ветвями власти. Четвертая – это власть средств массовой информации. Чью власть называют пятой и шестой вет­вями?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 10. Государство в политической системе общества
1. Объясните термины:

Гражданское общество –_______________________________________________________

Политическая система общества –______________________________________________________________________________________________________________

Политическая культура – ______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________
2. Современная наука предлагает различные определения политики:

а) политика – это отношения между государствами, классами, социаль­ными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене;

б) политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания;

в) политика – это сфера деятельности групп, партий, индивидов, госу­дарства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью по­литической власти.
На чем основано подобное многообразие определений?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Заполните схему «Подсистемы политической системы общества» и дополните ее двумя-тремя примерами элементов соответствующей подсистемы.

4. Закончите фразы:

а) Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: _______________________________________________
_______________________________________________________

б) Основанием классификации политических систем, как правило, выступает ______________________________________________________________________________________________________________
в) Американские политологи С. Верба и Г. Алмонд выделяют три типа политической культуры: ______________________________________________________________________________________________________________

5. Какой тип политической культуры (по классификации С. Вербы и Г. Алмонда) был характерен для России в следующие исторические периоды:

а) конец XIX- начало ХХ вв. ______________________________________________________________________________________________________________

б) 1930-е - 1950-егг. ХХ в. _______________________________________________________

в) Современная Россия _______________________________________________________


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

4.На формирование предфилософии в России повлияли.. (не менее 2).

● раскол русской православной церкви

утверждение идеологемы «Москва — Третий Рим»

появление западничества и славянофильства

7.К числу основных шести даршан относятся. (2 варианта)

8.К русским философам XIXв. Относятся. (3 варианта)

● П.Я.Чаадаев ● Герцен ● В.Соловьёв

10.Существенными чертами научного знания являются. (2 варианта)

12.С точки зрения представителей древнеиндийской философской школы локаяты, первоначалами мира являются … (не менее 2)

13.Представителями русского космизма являются …2

14.Основными подходами к проблеме генезиса (возникновения) науки являются . 2

15.К идеальным объектам научного познания относятся . 2

августовский путч 1991 года

19.Свойствами добра, по мнению В,С. Соловьёва, являются. (не менее 2 вариантов)

21.К формам научного знания относятся. (не менее 2)

22.К естественным наукам относятся. (не менее 2)

26.Т.Кун вводит в научный оборот понятия:

фаллибилизм ● нормальная наука

27.Принципами диалектики как всеобщего метода познания являются.

● принцип объективности принцип субъективности

● принцип системности принцип непротиворечивости

30.К философам, которые занимались разработкой классификации философских школ в Древнем Китае, относятся …(не менее 2)

31.Основными критериями научного знания являются …

32.К общенаучным методам относятся …

Кейс-задания (3 блок)

«Представь, что люди находятся как бы в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая, представь, невысокой стеной, вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают куклы. Прежде всего, разве ты думаешь, что находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную передними стену пещеры?» (Платон)

1.Утверждая, что реальность, доступная людям — это всего лишь «тени, отбрасываемые огнём на стену», автор отрывка отстаивает позицию …

2.Данный отрывок взят из произведения, известного современному читателю как «Миф о _____________» Введите ответ ( ●пещере).

3.Ограниченность и ложность окружающей нас реальности автор отрывка показывает с помощью таких аллегорических образов как …(2 варианта)

между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая высокой стеной

●фокусники поверх ширмы показывают кукол

с малых лет у них на ногах и шее оковы, так что людям не двинуться с места.

●разве ты думаешь, что люди что-нибудь видят, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную передними стену пещеры?

«Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность и последовательность даже не воспринималась бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени. Все явления могут исчезнуть, само же время . устранить нельзя. Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И.Кант)

«Время — атрибут материи, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему». (Т.С. Милюхин)

1.Концепция, с точки зрения которой И.Кант рассматривает время, называется …

2.Представление о времени, изложенное Милюхиным, вписывается в _____концепцию.

Введите ответ. (● субстанциальную)

3.Согласно реляционной концепции, основными характеристиками времени являются. (не менее 2 вариантов -3)

«В человеке рядом с философией присутствуют и другие деятельности: научная, художественная, религиозная. Докажем их различие от предмета, нас занимающего.

Наука есть сумма сведений, проникнутых философским мышлением, но в ней главный интерес в сведениях, в фактах, а не в их построении. Науке принадлежит и факт, ещё не осмысленный, не соглашённый с прочими, не вошедший в теорию, не уяснённый гипотезой. Научная деятельность вся поглощена собиранием фактов и определением их относительной вероятности. Философия не есть наука; она есть только деятельность строящая науку, и без неё бы не существовало ни одной науки.

Искусство преследует красоту, стройную форму, оживлённую пафосом художника: форма здесь существенное и только поэтому влечёт за собой пафос, что художник — живая личность, полнота содержания не нужна, воплощения одной жизненной черты достаточно, чтобы оживить форму. Философия преследует тоже форму, но соответствующую содержанию. Для неё самое важное — содержание; форма должна ему подчиниться, к нему приладиться. Философия не искусство, но без неё не было бы ни одного прекрасного произведения, не существовало бы патетизма, а лишь стройные этюды разных родов.

Религиозная деятельность довольно сходна с философской по своим целям, но резко отличается от неё по состоянию духа личностей: вера есть существенный признак одной, критика — необходимое условие другой». (П.Л.Лавров)

1.В отличие от художественной деятельности, философию интересует(-ют).

2.В отличие от религии, существенным свойством философии является. (Введите ответ - ●критика)

3.По мнению автора, наука направлена на. (не менее 2)

●определение их относительной вероятности

осмысление нравственного начала в человеке

«Странное дело, но в наш век, даже для людей мыслящих, всего лишь пустое слово, которое в сущности, ничего не означает; она не находит себе применения и не имеет никакой ценности нив чьих-либо глазах, ни на деле. Полагаю, что причина этого — бесконечные словопрения, которыми её окружили. Глубоко ошибаются те, кто изображает её недоступною для детей, с нахмуренным челом, большими косматыми бровями, внушающей страх. Кто напялил на неё эту лживую маску, такую тусклую и отвратительную? На деле же не сыскать ничего другого столь милого, доброго, радостного, чуть было не сказал — шаловливого. Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело. Царящие в ней покой и довольство она не может не излучать вовне; она не может равным образом не переделать по своему образу и подобию нашу внешность, придав ей, соответственно, исполненную достоинства гордость, выражение удовлетворения и добродушия». (М.Монтень)

1.В приведённом отрывке М.Монтень повествует о.

2.Жанр, в котором автор излагает текст, называется .. . (введите ответ - ● эссе

3.По мнению автора, «душа, вместившая в себя философию», придаёт нашей внешности такие черты как … (не менее 2)

1.В постиндустриальном обществе условием принадлежности к элите является.

политическая принадлежность родство

материальный достаток ●образование

2.Автор называет новый тип общества.

3.Элита знания обладает в новом типе общества следующими возможностями ….. (не менее 2)

● консультировать политическую элиту обладать реальной властью в обществе

диктовать свою идеологию ● предлагать возможные решения проблем

исследовать проблемы развития принимать политические решения

Вместо большого числа правил, составляющих логику, я заключил, что было бы достаточно четырёх следующих, лишь бы только я принял твёрдое решение постоянно соблюдать их без единого отступления. Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчётливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Второе — делить каждую из рассматриваемых мной трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье — располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням до познания наиболее сложных допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. (Р.Декарт)

1.В целом приведённый отрывок посвящён …

универсализации гуманитарного знания обновления законов и принципов логики

● поиска универсального метода научного познания поиска универсального критерия истинности знания

2 Требование «делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить» в современной науке соответствует методу … (введите ответ - ● анализ)

3 На современном этапе развития философии вопрос, поставленный в данном отрывке, решается в таких разделах философского знания как …

1) «Для . вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы. Для неё вещь или существует, или не существует, и точно также вещь не может быть сама собой и в то же время иной.

2)Для . же, для которой существенно то, что она берёт вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении, - такие процессы. лишь подтверждают её собственный метод исследования. Итак, точное представление о Вселенной, о её развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только … путём, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными и регрессивными изменениями». (К.Маркс, Ф.Энгельс)

1.Философское учение, рассматривающее «вещи и их мысленные отражения» как отдельные, неизменные, застывшие, раз и навсегда данные предметы» называется.

2.Во втором отрывке авторы говорят о таком методе исследования как … (введите ответ - ● диалектический )

3.Диалектический метод предполагает рассмотрение мира и его развитие через..(не менее 2)

● прогресс и регресс догматизм и эклектичность

● возникновение и исчезновение статичность и умозрительность мира

Быть похожим на утёс, о который непрестанно бьётся волна; он стоит, - и разгорячённая влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлён, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий. Так запомни на будущее — во всём, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это — несчастье, а мужественно переносить это — счастье. (Марк Аврелий)

1.Данный отрывок отражает нравственную позицию школы …

2.Представленный отрывок, принадлежащий перу Марка Аврелия, появляется в период _______ философии (введите ответ — ● античной (эллинско-римской) ).

3.Данный отрывок можно отнести к этической позиции эвдемонизма, так как в нём утверждается, что …

● счастлив я, что со мной такое случилось ● мужественно переносить это — счастье

перед будущим не робею несчастный я, такое со мной случилось

«Существование означает, прежде всего, такое состояние, когда мы обречены осуществить проект, каковым мы являемся в данных обстоятельствах. Нам не суждено, не дано выбирать мир или обстоятельства, в которых мы живём. Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определённое окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас. Данный мир или обстоятельства, в которые я вмещён, - это не только окружающий меня фон, но и моё тело, моя душа. Я — это не моё тело, ибо с ним я встречаюсь и должен жить — независимо от того, больное оно или здоровое. Но я — и не моя душа, поскольку сам встречаюсь с ней и вынужден на неё расчитывать, чтобы жить, хотя иногда она меня сильно подводит из-за безволия и беспамятства. И тело, и душа суть вещи, а я отнюдь не вещь. Я — это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нём себя, оставляя на нём свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на моё воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его — в другом». (Х Ортега-и-Гассет)

1.Мировоззренческая концепция о предопределённости и обречённости, которую представляет автор в данном отрывке, называется …

2.Человек, по мнению автора, является …

духовным субъектом ● проектом

биосоциальным существом вещью

3.Автор наделяет человека следующими характеристиками. (не менее 2)

«Значение философии для общества было очень различно. Немцы считают себя, как немцев, прирождёнными судьями философских предметов, и, гордясь именами нескольких замечательных мыслителей, видят в своём отечестве единую исключительную родину философии. Она там вошла в поэзию, в беллетристику, в обыденную жизнь. Если кто-то в общественном разговоре или в речи употребит философский термин, это не покажется странным. Философские споры проникли в германское общество, в германскую жизнь. И споры эти касаются самых отвлечённых вопросов. Школы гегельянцев, шеленгистов, кантианцев, гербартианцев, материалистов и т. д. разделяются между собой по вопросам об отношении мысли к действительности, о том, существует ли Я, или это есть призрак, какое отношение между веществом и силой и т. д. Последний вопрос так занимал всех в Германии ещё давно, что в продолжении нескольких лет редко выходила серьёзная книга или книжка журналов, без того, чтобы автор где-нибудь в целой главе или в заметке не излагал своего отношения к этому вопросу». (П.Л. Лавров)

1.По мнению автора, немцы считают себя …

эклектиками и схоластами ● прирождёнными судьями философских предметов

учителями мудрости общественными лидерами, идущими в битву

2.Школы гегельянцев, шеленгистов, кантианцев относятся к такому философскому направлению, как . (введите ответ - ● идеализм)

3. Основными чертами немецкой классической философии являются …(не менее 2)

«Индивидуум утратил все исконные связи с внешним миром; он стал мелкой деталью одной большой машины, которую некогда создал своими руками. Он отдаёт себе отчёт в том, чего от него ждут окружающие его люди, то есть каких проявлений эмоциональных, чувственных, какого образа мышления и каких желаний; и он начинает действовать в соответствии с заданными параметрами, отрекаясь от своего «я», на котором только и может основываться уверенность истинно свободного человека. Психологический автомат, в который превращается человек, жив лишь с точки зрения биологии, в эмоциональном плане он мёртв; он функционирует как живой, но жизнь тем не менее уходит, испаряется словно пар. Современный человек привык уверять окружающих в своём благополучии, в то время как на самом деле он глубоко несчастен и находится на грани отчаяния.

. Человек нашего времени изголодался по жизни, но, поскольку он робот, жизнь не может означать для него спонтанную деятельность, поэтому он вынужден довольствоваться любыми суррогатами возбуждения: пьянством, спортом или переживанием чужих и вымышленных страстей на экране». (Э.Фромм)

1.Современный человек в ходе отречения от собственного «я», по мнению автора, теряет …

2.Человек, утративший связи с внешним миром, поступающий согласно ожиданиям окружающих, отрекшийся от собственной индивидуальности, является, по мнению автора …

3.Автор наделяет современного человека следующими характеристиками. (не менее 2)

«Государство, в его духовной сущности, есть не что иное, как Родина, оформленная и объединенная публичным правом, или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания… Право и государство возникают из внутреннего, духовного мира человека … необходимо, чтобы государство жило в душе гражданина и чтобы гражданин жил интересами и целями своего государства. А между тем формальная регистрация граждан, их властное и одностороннее причисление к государству, с этим не считается и от этого не зависит. И вот государственная принадлежность, не наполненная живой любовью гражданина к своей Родине и к его народу и не закрепленная его добровольным самообязыванием, может очень легко создать политическую иллюзию: появляются целые слои мнимых граждан, которые не принимают к сердцу ни жизни, ни интереса «своего» государства, – одни по национальным побуждениям (они в душе причисляют себя к другому народу), другие – по хозяйственным соображениям (они заинтересованы в смысле промышленности и торговли в процветании другого государства), третьи– по социально-революционным мотивам (они желают «своему» государству всяческого неуспеха и военных неудач) . Все эти «граждане» принадлежат к государству только формально юридически, а душевно и духовно они остаются ему чуждыми, может быть, прямо враждебными, не то вредителями, не то предателями». (И.А. Ильин).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: