Особенности приватизации государственной собственности в россии и их перспективы

Обновлено: 23.04.2024

Российская приватизация протекала в целом в рамках рассмотренных выше общих тенденций этого процесса. Вместе с тем она характеризуется и значительной национальной спецификой.

Этапы приватизации

В российской приватизации выделяются два этапа. Первый из них пришелся на 1992 г. — первую половину 1994 г. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы.

Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преимущественно в безвозмездной форме, посредством приватизационных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% населения (в принципе право на по существу бесплатное получение ваучеров имели все граждане) 144 млн ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоминированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую — за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предприятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51% акционерного капитала своих предприятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежали преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994 г. ими стали 15 тыс.

С середины 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена и приобретение акций приватизированных предприятий возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в результате глубокого экономического кризиса низкая платежеспособность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6—7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы.

Малая приватизация

Малая приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели — создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства.

При наличии в неаграрных секторах российской экономики в настоящее время всего около 1 млн малых предприятий (по российскому законодательству к таковым причисляются в зависимости от отрасли предприятия с числом занятых, не превышающим от 30 до 100 работников) ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Для сравнения отметим, что, например, в Польше данный показатель равен 2 млн. Причем в 1 млн входят не только приватизированные, но и вновь созданные малые предприятия, которых в России крайне мало.

Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий, а не крупные фирмы и концерны, обеспечивает занятость большей части самодеятельного населения. Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние годы в РФ проблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены или даже заметно смягчены без ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же российское законодательство, регламентирующее условия создания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства скорее враждебны мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему.

Большая приватизация

Еще более противоречивыми и во многом негативными оказались итоги большой приватизации. С одной стороны, положительным само по себе является то обстоятельство, что к настоящему времени около 55 млн российских граждан владеют акциями. Причем 40 млн из них приобрели акции за ваучеры (как правило, посредством чековых инвестиционных фондов, число которых достигало 685). С другой стороны, и этот способ «рассеивания собственности» не привел к образованию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своих мелких пакетов акций доход, в лучшем случае подобный проценту по сберегательным вкладам, в отличие от мелких предпринимателей никак не влияют на эффективность хозяйственной деятельности предприятий и занятость населения.

Поскольку ваучеры (в отличие от чехословацких купонных книжек) не были именными ценными бумагами и подлежали свободной купле-продаже, значительная их часть путем перекупки оказалась в руках различного рода мафиозных структур. Это, с одной стороны, привело к резкому усилению социального расслоения общества, а с другой, что еще хуже, — способствовало быстрой криминализации российской экономики.

На основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности. Так, всякого рода сомнительные фирмы (около 100 из них впоследствии бесследно исчезли), посулив гражданам огромные дивиденды, сумели получить в «доверительное управление» миллионы ваучеров и использовать их в своекорыстных целях. В результате 3 млн граждан был нанесен ущерб в 6 трлн руб. (тогда это соответствовало примерно 13 млрд долл.).

Весьма сомнительными оказались и льготы коллективам предприятий. Надо отметить, что такие льготы во многом оправданы тем, что большинство предприятий к моменту начала приватизации находились в сложном финансовом положении или даже были убыточными, а поэтому их акции не представляли интереса для внешних инвесторов. В то же время такие льготы явно противоречат основному принципу демократии — равноправию граждан.

Поскольку сотрудники предприятий имели право (наряду с бесплатным получением акций) приобретать часть акций со скидкой, их администрации при предшествующей акционированию оценке стоимости предприятий стремились любыми способами к занижению последней, что, как правило, удавалось сделать. К тому же та часть акций, которая при проведении приватизации продавалась на сторону, скупалась за бесценок. Соответственно бюджет недополучил крупные суммы. Только в 1994 г., с началом второго этапа, льготы коллективам предприятий при проведении приватизации последних были отменены.

Итоги приватизации

Важнейшим итогом первого этапа и в меньшей степени второго стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночных преобразований.

По существу, уже на первом этапе в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации.

Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета. Даже в наиболее успешном в этом отношении 1998 г. на поступления от приватизации пришлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ.

Приватизация – это процесс передачи имущества из государственной собственности в частную собственность (т.е. гражданам и частным организациям).

Процесс приватизации в России

Один из ключевых этапов перехода российской экономики от административно-командной модели к рыночной модели заключался в проведении приватизации. Данным понятием обычно в экономике называют процесс передачи имущества из государственной собственности в частную собственность. Необходимость проведения приватизации обуславливалась тем, что обязательной чертой плановой экономики является преобладание государственной собственности, в то время как обязательной чертой рыночной экономики – преобладание частной собственности.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. было подготовлено несколько проектов перехода страны к рынку и соответствующих проектов проведения приватизации государственной собственности. В реальности она была осуществлена следующим образом.

24 декабря 1990 года был принят закон «О собственности в РСФСР», который узаконил частную собственность и приватизацию. 3 июля 1991 года был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», согласно положениям которого за проведение приватизации был ответственным Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Его председателем в ноябре 1991 года был назначен Анатолий Чубайс, после чего начался этап форсированной приватизации.

С 1992 по 1994 гг. в России развернулась массовая приватизация государственных предприятий. Она проходила в двух основных формах:

  • «Малая» приватизация – распродажа малых предприятий на торгах или напрямую частным лицам, которые работали на этих предприятиях;
  • «Чековая» или «ваучерная» приватизация – преобразование средних и крупных предприятий в акционерные общества и распродажа акций, причем из них 29% акций – на публичных аукционах за приватизационные чеки (ваучеры).

Готовые работы на аналогичную тему

С одной стороны, приватизация обязательно проводилась в сферах оптовой и розничной торговли, общественного питания, строительства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, пищевой и легкой промышленности. С другой стороны, приватизация была запрещена в ряде особо значимых отраслей национальной экономики (например, шельф, недра, трубопроводы, лесной фонд, автомобильные дороги общего пользования, телевизионные станции и т.п.).

В 1995 году были предприняты залоговые аукционы. Они заключались в передаче государством под залог пакетов акций крупных компаний добывающей промышленности (например, «Норильский никель», «Сибнефть», «ЮКОС») для получения кредитов. Впоследствии кредиты не были возвращены и эти компании были приватизированы.

Также проводилась массовая приватизация жилья. Каждому гражданину предоставлялось право на однократную приватизацию жилья. Благодаря этой программе было приватизировано более 80% жилого фонда. Кроме жилья также гражданами приватизировались земельные участки (дачные и сельскохозяйственные).

Итоги приватизации в России

Важным итогом приватизации государственного имущества стало образование в России крупного частного и полугосударственного сектора национальной экономики. В настоящее время именно этот сектор производит около 70% ВВП России. Отсюда можно сделать вывод, что сформировавшийся частный сектор в последующие годы будет выступать в качестве основы дальнейших рыночных преобразований в нашей стране.

По итогам приватизации в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, которая с прежним плановым хозяйством не имела ничего общего. Социалистический строй общества был заменен на капиталистический строй. Однако итоги приватизации до сих пор остаются для экспертов и обычного населения неоднозначными.

Приватизация во многом носила бесплатный характер, поэтому она не сопровождалась формированием и накоплением реального капитала. Т.е. приватизация не была крупным источником пополнения государственного бюджета. А без этого, стоит заметить, невозможен экономический рост и преодоление экономического кризиса.

Помимо всего прочего, в России появилась группа, так называемых, «олигархов», которые владели крупной собственностью, доставшаяся им за сравнительно небольшие деньги, и оказывали влияние на политическую жизнь страны. Поэтому многие олигархи и политические деятели по итогам приватизации были скомпрометированы в глазах общественности и до сих пор обладают высоким антирейтингом.

Перспективы приватизации в России

Несмотря на то, что большая часть собственности в России уже была приватизирована, до сих пор в собственности государства остается значительный объем имущества. Государственный сектор в российской экономике больше, чем в развитых странах мира. Поэтому часто звучат предложения провести в стране новую волну приватизации.

Очевидно, что новая приватизация должна быть понятной, честной и справедливой. Ее необходимо провести на основе на открытой, конкурентной продажи государственных активов, т.е. лучшему покупателю и по реальной цене.

В качестве основной цели приватизации (в особенности, это касается крупных предприятий) должно рассматриваться не получение доходов в государственный бюджет, а привлечение инвестиций для развития, расширения производства, технического перевооружения. В некоторых случаях приватизация может быть использована как позитивная альтернатива банкротству.

Главными активами государства, которые составляют основу российской экономики, являются такие компании, как Сбербанк, Газпром, ВТБ, РЖД, Транснефть, Роснефть. Возможна частичная реализация на открытом рынке их акций. Кроме того, на более низком уровне существует множество федеральных государственных унитарных предприятий, которые можно преобразовать в акционерные общества и также приватизировать.

Приватизация – это инструмент государственной власти, позволяющий легализовать перевод государственного имущества в частное.

Этот процесс представляет собой полную или частичную передачу муниципального или государственного имущества в частные руки. Для того, чтобы приватизация осуществилась необходимо две стороны, одной из которых является государство. Стоит различать разгосударствление и приватизацию.

Под разгосударствлением понимается процесс упразднения монополии власти. Оно необходимо для формирования многоукладной экономической системы. Приватизация является одним из инструментов разгосударствления, позволяющим легально передать право собственности в частные руки. Обратный разгосударствлению процесс – национализация.

Приватизация не является гарантом экономического прогресса. Она необходима для формирования конкуренции и усиления соперничества между субъектами экономики. Но на экономический рост будут влиять эффективность управления, а не вид собственности. Например, в России переход к рыночным отношениям и частному имуществу не привел к ожидаемому результату. Это было связано с тем, что у субъектов экономики отсутствовали навыки управления в принципиально новых условиях хозяйствования.

Экономический спад в середине семидесятых годов в мире показал, что действующая система экономических отношений не является эффективной. Приватизацию стали проводить многие страны с высокоразвитой экономикой, например, Великобритания. В ней была разработана программа постепенного перевода предприятий государственного сектора в частный. Переход предполагал продажу акций, долей, участие в паях. В России приватизация носила стихийный характер, поэтому она не смогла принести ожидаемого результата. Процесс перевода государственной собственности в частные руки в России еще не завершен. Сегодня большая часть крупных предприятий работает по принципу объединения частной и государственной собственности.

Готовые работы на аналогичную тему

Приватизация в России

В начале девяностых годов после того, как СССР был разрушен, начался процесс приватизации на территории стран «бывшего социалистического лагеря». Приватизация в Восточной и Центральной Европе привела к массовой безработице, снижению доходов, усилению коррупции. В России приватизация проводилась по заранее подготовленному плану. Она осуществлялась в период с 1992 по 1995 годы. Западные специалисты считают, что российское разгосударствление носило варварский характер, и проводилось в интересах небольшой группы людей.

Согласно выработанной в СССР программе приватизация должна была пройти следующие этапы:

  1. Продажа малых предприятий на торгах, либо напрямую частным лицам.
  2. Преобразование крупных предприятий в акционерные общества и последующая продажа их акций.

В стратегических важных отраслях хозяйства приватизация была запрещена. А вот предприятия легкой промышленности и сферы услуг подлежали обязательной приватизации. К концу 1994 года было приватизировано две трети малых предприятий. Часть активов крупных корпораций продавалась за ваучеры населению. Чеки на приобретение ваучеров продавались через Сбербанк. На ваучеры можно было приобрести пакет акций, но стоимость такого пакета могла колебаться в очень большом диапазоне. Итогом ваучерной приватизации стало быстрое обогащение небольшой группы людей. Выгоду получили директора крупных предприятий, которые выкупали акции у сотрудников по минимальной стоимости.

В 1995 году проводились аукционы, которые должны были пополнить государственную казну за счет кредитов, выдаваемых под залог действующих пакетов акций. Результатом этих аукционов стало появление группы олигархов. Аукционы привели к отчуждению государственной собственности по заниженным ценам, что спровоцировало рост общественного недовольства.

Результаты, особенности и проблемы приватизации в России

Основная задача разгосударствления - переход к рыночной модели хозяйствования была решена. Приватизация в России выразилась в следующих итогах:

  1. Переход от социализма к капитализму через формирование частного сектора и частного имущества.
  2. Появление сверхбогатых людей, в руках которых сосредоточены основные богатства страны.
  3. Снижение доверия к власти до минимального уровня.
  4. Общественное мнение показало, что более половины россиян до сих пор считают приватизацию нечестной.

Эксперты считают, что приватизация нанесла тяжелый удар экономике России. Многие активы перешли в частные руки по сниженным ценам, что не позволило государственному бюджету получить желаемый доход. Барьеры входа на рынок были очень низкими, что спровоцировало невнимание к перспективам экономического развития. Низкая стоимость продажи имущества привела к тому, что инвестиции в предприятия стали нецелесообразными. Следствием этого стало отсутствие строительства промышленных объектов как таковых за последние двадцать лет. Так же произошло ограничение притока иностранных инвестиций, так как большая часть активов была продана внутренним покупателям.

В России сегодня больше миллиардеров, чем в любой другой стране. При этом производство намного уступает даже развивающимся странам по темпам роста и объему выпуска. Основная проблема заключалась в отсутствии стратегии у государства. Сегодняшнее положение так же показывает, что государство мало заинтересовано в управлении своими активами. В ходе приватизации государство самоустранилось от экономической жизни общества, в надежде, что частный сектор повлияет на развитие экономики самостоятельно.

Но существуют и положительные результаты приватизации, среди которых:

  1. Ликвидация абсолютной монополии государственной власти и собственности.
  2. Создание нового класса собственников, имеющих политическое и социальное влияние.
  3. Формирование фондового рынка
  4. Создание предпосылок для привлечения иностранных инвестиций.
  5. Перераспределение имущества обошлось без глубоких социальных потрясений.

Таким образом, приватизация в России привела к обогащению небольшой группы людей. Отсутствие стратегии приватизации лишило государство существенных доходов. Население осталось недовольно итогами разгосударствления, что снизило доверие к политической власти.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 07.08.2021

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Доваучерная (спонтанная) приватизация охватывает $1989 - 1991$ г. Она проводилась в формах выкупа арендного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. Аренда государственных предприятий давала их работникам возможность приватизации путём выкупа по низким ценам. В начале $1992$ г. $9,5$ тыс. государственных предприятий были сданы в аренду, численность их персонала составляла $8\%$ занятых в народном хозяйстве. Создание национальных холдингов происходило через образование различных ассоциаций, концернов и т.д. Последние должны были взять на себя управление десятками и сотнями предприятии. Это рассматривалось как путь повышения эффективности хозяйственной деятельности. Официальная идеология периода перестройки предполагала постепенное (длительное) преобразование госпредприятий через аренду с последующим выкупом в акционерные общества, продавать; мелких и средних предприятий в кооперативы. Это идеология, близкая к западной модели, в условиях слабеющего государства оказалась ущербной. Она подтолкнула процесс стихийного растаскивания государственной собственности.

Ваучерный (чековый) этап приватизации (с $1992$ г. по $30$ июня $1994$ г.). Теоретическая основа этого этапа была заложена «Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от $11$ июля $1992$ г.


Особенности приватизации в России

России приватизация проводилась двумя способами: мелких предприятий - продажей на аукционах; крупных - преобразованием в акционерные общества.

Особенности процесса приватизации, происходившего в России:

  1. массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
  2. значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
  3. проведение особого ваучерного этапа приватизации.

В итоге ваучерного этапа приватизации в России произошёл передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского По данной теме мы уже выполнили реферат Отечественные лауреаты подробнее режима. Однако под контролем государства остаётся ряд перспективных звеньев экономики, включая т.н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство, Единая энергетическая система).

Готовые работы на аналогичную тему

Отсутствие опыта, особенности социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой системы, а также избранный форсированный курс проведения способствовали возникновению определённых негативных моментов процесса приватизации.

Целью приватизации провозглашалось создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача государственной собственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должного притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.

В связи с массовой приватизацией открылись широкие возможности для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и акций) в значительных размерах нужны были крупные средства, а они имелись в то время в основном у "теневиков". Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.

Приватизация часто проводилась без должного представления о перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.

Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет сделать следующие выводы:

  1. срок проведения оказался фантастически коротким для решения такой грандиозной задачи, что, безусловно, определило качество приватизации;
  2. отсутствовала эквивалентность в процессе приватизации;
  3. если рассматривать приватизацию как составляющую инвестиционного процесса, то её можно признать неудовлетворительной, т.к. в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой притока внешних инвестиций;
  4. приватизация не сопровождалась совершенно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в требуемых масштабах;
  5. предельная регламентированность принятых федеральными властями нормативных документов по приватизации не позволила в достаточной степени учесть региональную специфику;
  6. значительная часть собственности перешла в руки лиц, тесно связанных с криминальным миром и бывшей партийно-хозяйственной номенклатурой.

Значительный интерес представляют принципы, заложенные в программу приватизации $1998$ г. Это программа имела ярко выраженный отраслевой аспект и была ориентирована на получение максимальной прибыли от продажи не контрольных, а более мелких пакетов акций в целях борьбы с монополизмом отдельных финансово-промышленных групп и развития реальной конкуренции.

В этом году было зафиксировано большое количество случаев перепродажи предприятий, массовая скупка акций перспективных акционерных обществ. Получили развитие залоговые аукционы, стали активизироваться специализированные финансово-промышленные группы, продолжился передел собственности.

Основными направлениями дальнейшей трансформации собственности является постепенное сокращение числа мелких собственников; усиление роли региональных рынков ценных бумаг; частичная национализация стратегически важных для государства объектов; дальнейшее развитие специализации крупных собственников; формирование эффективного собственника под воздействием государственного регулирования; повышение информационной открытости процессов и прогнозирования их социально-экономических последствий.

Государственная собственность все же сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Продолжающийся процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, направлен на повышение эффективности использования собственности путём увеличения объёмов валового продукта и нормы прибыли, доли рынка или выхода на новые рынки.

Достижению гармонизации отношений "новых" собственников со "старыми" управленцами могут способствовать жёсткая правовая позиция государства, организация широких программ обучения руководства крупных предприятий финансовому менеджменту, поддержка компаний, занимающихся бизнес-консультированием, ориентированных на завоевание доверия и собственников, и управленцев.

Отношения населения

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около $80\%$ россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около $90\%$ россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно, и крупные состояния нажиты нечестным путём (с этой точкой зрения также согласны $72\%$ предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Образование в России подробнее обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.

Сотрудник «Левада-центра» Н. Зоркая в $2005$ году писала, что с начала ваучерной приватизации в общественном мнении почти сразу возобладало недоверчивое или резко отрицательное отношение. По данным опросов $1993$ года, более половины респондентов ($50–55\%$) считали раздачу ваучеров «показухой, которая реально ничего не изменит». Большинство опрошенных (по данным $1993$ года, $74\%$) изначально полагали, что в результате приватизации основная часть государственных предприятий перейдёт в собственность «ограниченного круга лиц», а не «широких слоёв населения». Подавляющее большинство населения выступало за пересмотр результатов приватизации, считая, что приватизация госсобственности, особенно крупных предприятий энергетики, добывающих отраслей и проч., была незаконной.

В течение многих десятилетий в России абсолютно преобладала государственная собственность. Общественная собственность, которая в результате социалистической революции должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность. Отношения собственности в тех конкретных формах, которые сложились в СССР к середине 80-х годов, стали тормозом социально-экономического развития общества.

Снижение темпов социально-экономического развития, падение эффективности общественного производства потребовали изменения хозяйственного механизма, перехода от плановой к рыночной (смешанной) экономике. Последнее невозможно без демонтажа тоталитарного огосударствления экономики, формирования принципиально новой системы отношений собственности. Очевидно, что негосударственные формы собственности в России могли возникнуть лишь путем приватизации – перехода объектов собственности из государственной собственности в частную.

Процесс приватизации в России начался с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации.

Основные цели приватизации в России:

• формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

• создание конкурентной среды;

• финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);

• повышение эффективности деятельности предприятий;

• привлечение иностранных инвестиций;

• социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.

1. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов (в ценах 1991 г.) была разделена на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб.* На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации.

* Здесь и далее, если нет специальной оговорки, данные приводятся в неденоминированных рублях.

Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.

2. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия.

Для 1992 – первой половины 1994 гг. была характерна «малая приватизация» – массовая бесплатная приватизация предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. За это время было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий. Из 20 тыс. средних и крупных предприятий свыше 70% включились в процесс акционирования. Со второй половины 1994 г. начался второй, денежный этап приватизации государственной собственности.

3. Денежная приватизация предполагает продажу государственной собственности: по конкурсу или аукциону;

- продажу акций предприятия (после их преобразования в акционерные общества);

- полный или частичный выкуп государственного имущества, сданного в аренду.

Конкурс (коммерческий) – продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия.

Аукцион – продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Право собственности переходит покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

Акционирование. Акционирование само по себе не является приватизацией. Предприятие приватизируется только тогда, когда большинство акций акционерного общества передается частным инвесторам. При этом наряду с бесплатной передачей части акций трудовым коллективам другая часть акций может продаваться. Существует несколько схем, методов акционирования, основные различия которых связаны с тем, в чьих руках оказывается контрольный пакет акций (в руках государства, трудового коллектива или частных (внешних) инвесторов).

Соотношение различных способов денежной приватизации видно из следующих данных (1996 г., в % к итогу):

- продажа на аукционах 3,9

- коммерческий и инвестиционный конкурс 9,6

- выкуп арендованного имущества 32,0

- продажа недвижимости и земли 24,4

Доля занятых в частном секторе и на предприятиях смешанной формы собственности в 1997 г. превысила 60% всех работающих.

Однако за этими внешне благополучными цифрами скрывается масса проблем, которые проявились в ходе приватизации:

1. Формально в России насчитывается более 60 млн. акционеров. Однако мелкие акционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники, так как никто из них не может практически принимать управленческих решений, которые бы свидетельствовали о праве распоряжаться имуществом.

2. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий. Если сегодня и наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов, очевидной связи между изменением формы собственности и этими сдвигами нет. В условиях глубочайшего экономического спада формальное преобразование форм собственности не способно за короткие сроки существенно повлиять на повышение эффективности производства.

3. Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки планово-убыточных предприятий и с увеличением доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации, будет содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло; государство нередко по-прежнему несет бремя поддержки приватизированных предприятий, а доходы от приватизации ничтожны (в доходной части Федерального бюджета 1997 г. они составили менее 1%), так что говорить о содействии финансовой стабилизации не приходится.

4. Приватизация в сфере торговли и услуг способствовала созданию конкурентной среды. Что касается других отраслей экономики, то там нередко на основе государственной собственности организуются всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции.

5. Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России.

Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходит путем присвоения, растаскивания государственной собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. При распределении собственности между гражданами и организациями невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительные результаты приватизации требуют перенесения центра внимания с раздачи и перераспределения собственности на создание условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведение активной структурной перестройки, развитие инвестиционного процесса и модернизацию управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности, адекватной рыночной экономике.

Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла смена юридической формы собственности, становление же новых форм присвоения – это процесс будущего, растянутый во времени и пространстве. Сегодня процесс приватизации регулируется принятым в июне 1997 г. Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» (Приложение 2.4).

Приватизация характерна не только для постсоциалистических стран, она осуществляется и в странахрыночной экономики.

Однако существуют принципиальные различия в масштабах, методах, целях приватизации, проводимой в странах рыночной и нерыночной экономики.

В 80-х годах XX века произошло серьезное переосмысливание экономических функций государства. Его результатом явилось провозглашение необходимости сокращения вмешательства государства в экономику. Государственное регулирование во многих случаях оказалось менее эффективным, чем рыночный механизм; это стало причиной возникновения многих тяжких проблем и потребовало существенной перестройки хозяйственного механизма, в том числе принятия и осуществления программ приватизации. В начале 90-х годов программы приватизации были приняты в 80 странах мира.

При всем различии конкретных программ все они нацелены на решение основной задачи – приспособления отношений собственности к потребностям нового типа экономического роста. Приватизация направлена на усиление рынка и сужение государственно-предпринимательского сектора, экономию государственных расходов, поддержку участия частных фирм в финансировании крупных государственных программ, содействие сотрудничеству между государственными и частными компаниями, либерализацию и дерегулирование экономики.

Масштабы приватизации зависят от того, насколько широко использовался в стране метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где национализация применялась редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где национализации осуществлялась в довольно широких масштабах (Великобритания, Франция), соответствующие размеры приобрела и приватизация.

В Великобритании на начало 1988 г. было приватизировано 40% имущества государственного сектора, более чем на 20 млрд. ф. ст. В результате доля государственной собственности в производственном капитале сократилась с 15–20 до 8%.

Во Франции за 1986–1987 гг. было приватизировано 14 государственных компаний из 65, подлежащих приватизации, и выручено 125 млрд. фр.

Итальянское правительство продавало ежегодно в течение 1980–1987 гг. в среднем 4–5 государственных предприятий, получив за это время 7 трлн. лир и уступив частному сектору 100 тыс. рабочих мест.

В ФРГ в 1984–1987 гг. полностью или частично проданы пакеты акций государства более чем 50 компаний на сумму свыше 5 млрд. марок.

Основные способы приватизации государственных и муниципальных предприятий в странах рыночной экономики:

• продажа государственных предприятий частным предпринимателям;

• допуск частного капитала в государственный сектор;

• продажа дочерних или контролируемых государством компаний;

• продажа части акций, принадлежащих государству, в смешанных компаниях;

• выпуск и продажа акций государственных предприятий;

• продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государственного предприятия;

• бесплатная передача предприятия его работникам либо потребителям;

• закрытие неэффективных предприятий госсектора и тем самым поощрение конкуренции частных предприятий.

Выводы

1. Собственность, определяя характер существующей экономической системы, оказывает влияние на все стороны жизни общества. Для экономиста собственность – это экономические отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ, т.е. возможности использовать в производстве и потреблении экономические блага исключительно данным субъектом экономических отношений. Собственность на факторы производства реализуется (приносит доход) в процессе хозяйственной деятельности, хотя она может осуществляться и не собственником непосредственно.

2. В понимании юристов собственность – это правовые, имущественные отношения, отношения субъекта собственности к объекту собственности. Собственность в юридическом смысле слова включает в себя такие понятия как владение, пользование и распоряжение. Экономическое и юридическое понимание собственности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

3. В зависимости об субъекта собственности различают два типа собственности – частную и общественную. Частная собственность предполагает «пучок прав» собственности. Основные формы частной собственности: индивидуальная (единоличная и семейная) и групповая (акционерная, кооперативная и коллективная). В современных рыночных экономиках преобладает акционерная форма собственности, которая позволяет объединять средства для организации крупного производства. Общественная собственность в России представлена федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации и муниципальной собственностью.

4. Приватизация – это трансформация государственной собственности в частную. Проведение приватизации в России обусловлено необходимостью перехода от доказавшей свою несостоятельность плановой экономики к смешанной, предполагающей наличие разнообразных и равноправных форм собственности. Основные цели, которые должны были быть достигнуты в ходе приватизации – это формирование слоя частных собственников-предпринимателей; создание конкурентной среды; демонополизация экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; привлечение иностранных инвестиций и др.

5. На первом этапе приватизации переход государственной собственности в частную происходил бесплатно, второй этап предполагает денежную приватизацию, осуществляемую путем продажи государственного имущества на аукционе, по конкурсу, продажи контрольного пакета акций акционерных обществ в частную собственность, выкупа ранее арендованного имущества. В ходе приватизации формально значительная часть государственной собственности была преобразована в частную. Однако юридическая смена собственника пока не привела к решению тех экономических задач, которые ставились перед приватизацией.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: