Почему современные суда для перевозки нефти и нефтепродуктов танкеры получили такое название

Обновлено: 23.04.2024

Наливными судами, или танкерами, называют суда, предназначенные для транспортировки жидких грузов. К таким грузам относятся главным образом нефть и нефтепродукты, но танкеры могут перевозить также пищевое масло, вино, жидкий газ и жидкую серу, различные кислоты и т. д. Первые суда, пригодные для транспортировки жидкостей без упаковки, появились в конце XIX — начале XX в. Они были разделены на несколько относительно небольших танков, в которых перевозили нефть или другие жидкие грузы.

Погрузка нефти и других жидких грузов производится мощными насосами, расположенными в насосных станциях портов. Для разгрузки на танкерах устанавливают насосы производительностью в несколько тысяч тонн в час и прокладывают системы трубопроводов, имеющих клапаны и блокировку. Во время рейса, особенно если груз имеет большую плотность, а наружная температура низка, большие массы нефти приходится подогревать, чтобы получить вязкость, позволяющую производить перекачку. Для подогрева используется водяной пар; он течет через трубопроводы, погруженные в танки. Поэтому на танкерах устанавливают паровые котлы иногда очень большой производительности. Особой проблемой является необходимость максимальной защиты морской окружающей среды при повреждении наружной обшивки танкера.

Классификация танкеров по размеру:

Как и большинство судов, танкеры подчиняются общемировым стандартам в размерах, поэтому существует отдельная классификация с учетом навигационным условий:

Seawaymax: это танкеры, которые могут пройти через узкую систему шлюзов на канале Св. Лавретия (Морской канал длиной 2500 км, соединяющий Атлантический океан с Великими озерами в США). Максимальный дедвейт судна, проходящего этим путем, не должен превышать 28 500 т, длина – 225,6 м, ширина – 23,8 м, осадка – 8,1 м. Практика показывает, что только 10% обычных морских судов пройти все 14 шлюзов до оз. Верхнего, поэтому в основном навигация осуществляется специальными судами, построенными для этого региона.

Panamax: габариты танкеров этой категории ограничены размерами Панамского канала. В 2016 году проект, известный как New Panamax Project, направленный на расширение самых узких камер канала был завершен. Таким образом, сейчас через там могут проходить суда длиной до 336 метров, шириной до 49 м и осадкой до 18,3 м (вместо 294 м, 32,2 м и 12,6 м соответственно, как это было ранее). Это особенно актуально для больших газовозов, идущих из США в Азию. По оценкам на конец 2017 года, 100% всех американских NEO-Panamax газовозов прошло через канал. Причем Панамские власти добились и хорошей скорости прохождения судов – 5,9 танкеров в сутки.

Aframax: термин происходит от названия системы Average Freight Rate Assessment (AFRA), созданной Shell Oil в 1954 году. Размеры Aframax танкеров обычно в пределах до 120 000 DWT, длина – 253 м, ширина – 44,2 м. На данный момент – это самый популярный тип танкеров. Компактные габариты позволяют им работать в большинстве портов Северного, Черного, Средиземного, Карибского и т.д. морей, а большая вместимость позволяет экономить на транзите нефти.

Suezmax: следующая распространенная категория судов ориентирована на проход Суэцкого канала. После многочисленных расширений он способен принять суда дедвейтом до 200 000 тонн, максимальной осадкой 20.1 м при ширине 50 м или осадкой в 12,2 м и шириной 77.5 м. Танкеры категории Suezmax широко используются по всему миру, в особенности в Западной Африке, Черном море, Персидском и Мексиканском заливах. Кроме того, эксперты дают этой нише благоприятный прогноз на 2019 год, в отличие от больших по размеру VLCC танкеров.

VLCC: Крупнотоннажные танкеры для перевозки сырой нефти (Very Large Crude Carrier) также называют Malaccamax танкерами по названию Маллакского пролива – основного пути, соединяющего Индийский и Тихий океаны. Размеры VLCС ограничены только минимальной глубиной пролива – 25 м, поэтому осадка в этой категории не превышает 20 м. Дедвейт танкеров от 200 000 до 320 000 т, длина – 330 м, ширина – 60 м. VLCC распространены в регионах нефтедобычи – на Ближнем Востоке, в Западной Африке; они транспортируют сырую нефть крупным покупателям на большие расстояния.

ULCC: Сверхбольшие перевозчики сырой нефти (Ultra Large Crude Carrier), также называемые Супертанкерами, имеют дедвейт от 320 000 до 550 000 т, длину 415м, ширину 63 м и осадку более 35 м. Такие суда требуют специальных терминалов и обычно транспортируют нефть из Персидского залива в крупные порты Азии, Америки и Северной Европы.


Та́нкер (англ. tanker ) — морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки наливных грузов. Корпус танкера представляет собой жесткий металлический каркас, к которому прикреплена металлическая обшивка. Корпус делится перегородками на ряд отсеков (танков), которые заполняются наливными грузами. Объём одного танка может составлять от 600 до 10 000 м³ и более для крупнотоннажных танкеров.

Наиболее распространены танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов, но танкеры используют для перевозки и других жидких грузов, в том числе пищевых продуктов (например, вина или питьевой воды). Первый в мире танкер имел название "Зороастр", его построили в 1877 году и его дедвейт был 15 тысяч пудов (около 250 тонн).

Содержание

Категории танкеров

Категории танкеров — в зависимости от дедвейта:

  • GP (General Purpose) — малотоннажные танкеры (6000—16 499 т); используются для специальных перевозок, в том числе для перевозок битумов;
  • GP — танкеры общего назначения (16 500—24 999 т); используются для перевозок нефтепродуктов;
  • MR (Medium Range) — среднетоннажные танкеры (25000—44999 т); для перевозок нефти или нефтепродуктов;
  • LR1 (Large/Long Range1) — oiler — крупнотоннажные танкеры 1 класса (45000—79 999 т); используются для перевозок темных нефтегрузов;
  • LR2 — крупнотоннажные танкеры 2 класса (80 000—159 999 т);
  • VLCC (Very Large Crude Carrier) — крупнотоннажные танкеры 3 класса (160 000—320 000 т);
  • ULCC (Ultra Large Crude Carrier) — супертанкеры (более 320 000 т); для перевозок нефти с Среднего Востока до Мексиканского залива.
  • FSO (Floating Storage and Offloading unit) - супертанкеры (более 320 000 т); для хранения и выгрузки нефти на более мелкие танкера.



Нефтяные танкеры
Класс Длина Ширина Осадка Типичный мин. дедвейт Типичный макс. дедвейт
Seawaymax 226 м. 24 м. 7.92 м. 10,000 т. 60,000 т.
Panamax 228.6 м. 32.3 м. 12.6 м. 60,000 т. 80,000 т.
Aframax 253.0 м. 44.2 м. 11.6 м. 80,000 т. 120,000 т.
Suezmax 16 м. 120,000 т. 200,000 т.
VLCC (Malaccamax) 470 м. 60 м. 20 м. 200,000 т. 315,000 т.
ULCC 320,000 т. 550,000 т.

Современные танкеры

После нескольких крупных аварий, получивших широкий резонанс [1] в конце XX века, запрещено строить танкеры с одинарной обшивкой (однокорпусные танкеры).

Крупнейшим танкером, а равно и судном в мире, является норвежский супертанкер Knock Nevis. История этого судна началась в Японии в 1976 году (некоторые источники почему-то указывают 1975 год) на верфях компании Sumitomo Heavy Industries. Тогда этот гигант родился под скромным серийным номером «1016» и был передан греческому судовладельцу, который и дал танкеру первое имя «Seawise Giant». В 1981 году "Knock Nevis" был переоборудован. Вваренные дополнительные секции увеличили его дедвейт (вместимость) с 480 тысяч тонн до 565 тысяч тонн. Его длина — 458 метра, ширина — 68,8 метра, осадка в грузу — 24,61 метра. В ближайшие годы его размеры так и останутся непревзойдёнными.

Танкеры в произведениях искусства

    ‎ — повесть 1938 года ‎ — фильм 1941 года
  • «Координаты неизвестны» — фильм 1957 года
  • «Ч.П. — Чрезвычайное происшествие» — фильм 1958 года
  • «Тревожное воскресенье» — фильм 1983 года
  • «Танкер» — фильм 2000 года
  • «Танкер „Танго“» — фильм 2007 года

Галерея



Танкер Front Stratus


Строящийся танкер Batillus в доке


Танкер «Георгий Ушаков»


Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Танкер" в других словарях:

ТАНКЕР — (Tanker) грузовое торговое судно специальной конструкции, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Танкер н … Морской словарь

ТАНКЕР — ТАНКЕР, судно, предназначенное для перевозки жидких грузов. Наиболее крупные танкеры могут вместить до 500 000 тонн груза (как правило, это сырая нефть и нефтепродукты). При погрузке и выгрузке нефть может разлиться, что вызывает значительное… … Научно-технический энциклопедический словарь

ТАНКЕР — ТАНКЕР, танкера, муж. (англ. tanker) (мор.). Наливное судно, пароход для перевозки жидких грузов без тары. Танкер для нефти. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

танкер — наливное судно, нефтянка, нефтевоз Словарь русских синонимов. танкер сущ., кол во синонимов: 9 • газовоз (3) • … Словарь синонимов

Танкер — см. Нефтеналивное судно. Горная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984 1991 … Геологическая энциклопедия

ТАНКЕР — ТАНКЕР, а, муж. Судно для перевозки жидких грузов в танках 2. | прил. танкерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТАНКЕР — (tanker) Судно, предназначенное для перевозки жидкостей в больших резервуарах (танках). Большинство танкеров перевозит нефть, однако есть и такие, которые перевозят вино, сладости и сжиженный газ. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М ,… … Словарь бизнес-терминов

Танкер — грузовое судно, предназначенное для перевозки жидких грузов, в основном нефтепродуктов, наливом. Источник: НАСТАВЛЕНИЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ. РД 152 011 00 (утв. Минтрансом РФ) … Официальная терминология

танкер — танкер, мн. танкеры, род. танкеров и в речи моряков танкера, танкеров … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

танкер — Судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом … Словарь по географии

судно для перевозки наливных грузов. Жидкие грузы, перевозимые на судах, являются наиболее массовыми. Первым судном, на котором жидкий груз перевозился наливом в трюме (1863), был парусник «Атлантис» (США). К 2000 г. мировой флот насчитывал 7195 танкеров, суммарным дедвейтом 296 млн. т, что составляет ок. 39 % мирового дедвейта транспортных судов при учёте судов грузоподъёмностью более 300 регистровых тонн (регистровая тонна равна 2.83 мі, или 100 английским куб. футам). За период 1995–2000 гг. количество танкеров увеличилось на 12 %, а суммарный дедвейт на 8 %.

В мировом танкерном флоте выделяется несколько групп. Первая группа – танкеры водоизмещением до 50 тыс. т. Это танкеры, перевозящие нефтепродукты и неагрессивные химические грузы. Суда дедвейтом до 10 тыс. т заняты перевозкой малых партий нефти и химпродуктов в прибрежном морском плавании на коротких линиях. Танкеры дедвейтом 10–50 тыс. т перевозят нефтепродукты крупным потребителям. Танкеры дедвейтом 20 тыс. т предназначены для арктического плавания, они обеспечивают круглогодичную перевозку грузов, имеют ледопроходимость до 0.5 м. Вторая группа танкеров – танкеры типа «Panamax» имеют водоизмещение 50–70 тыс. т. Эти танкеры перевозят сырую нефть и нефтепродукты. Третья группа – танкеры типа «Aframax». Типичный танкер «Aframax» 1980-х гг. имел водоизмещение, близкое к 80 тыс. т, вместимость танков (грузовых отсеков) ок. 100 тыс. мі, длину 230–240 м, ширину 42–44 м, осадку 12.2 м. К 2000 г. танкеры типа «Aframax» имели длину 240–245 м, ширину 41–43 м, вместимость танков 110–120 тыс. мі. Четвёртая группа танкеров – танкеры типа «Suezmax» имеют водоизмещение 140–160 тыс. т, способны проходить Суэцкий канал. Пятая группа – наиболее крупные танкеры (VLCC), водоизмещением до 300 тыс. т и более. Общий дедвейт этих танкеров составляет около половины дедвейта всего танкерного флота.

На развитие танкеров сильное влияние оказывает ужесточение требований к безопасности перевозки нефти и нефтепродуктов. Международная морская организация (IMO) с 1996 г. требует устройства на танкерах двойного корпуса, Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ограничивает объём одного танка 40 тыс. мі, введены требования об устройстве танков с изолированным балластом. Выполнение этих требований сокращает вероятность крупных загрязнений моря при авариях, но утяжеляет корпус, что делает строительство танкеров дедвейтом выше 450–500 тыс. т нецелесообразным. Одна из концепций безопасного и надёжного танкера начала 21 в. – танкер с двойным корпусом, двумя машинными отделениями, двумя двигателями, двумя винтами и рулями. Танкеры, эксплуатируемые на внутренних водных путях, при грузоподъёмности более 1 тыс. т, имеют второй корпус и перевозят нефтепродукты всех классов. Все танкеры для выгрузки грузов оборудуются грузовыми и зачистными системами, подогревателями жидкого груза (паровыми, электрическими или работающими за счёт использования теплоты отходящих газов судовых двигателей), системами газоотводных труб, орошения палубы, вентиляции насосного отделения, подогрева балласта, системами инертных газов, трубопроводами механической мойки и очистки грузовых танков и др.

Танкер

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн . 2006 .

Полезное

Смотреть что такое "танкер" в других словарях:

ТАНКЕР — (Tanker) грузовое торговое судно специальной конструкции, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Танкер н … Морской словарь

ТАНКЕР — ТАНКЕР, судно, предназначенное для перевозки жидких грузов. Наиболее крупные танкеры могут вместить до 500 000 тонн груза (как правило, это сырая нефть и нефтепродукты). При погрузке и выгрузке нефть может разлиться, что вызывает значительное… … Научно-технический энциклопедический словарь

ТАНКЕР — ТАНКЕР, танкера, муж. (англ. tanker) (мор.). Наливное судно, пароход для перевозки жидких грузов без тары. Танкер для нефти. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

танкер — наливное судно, нефтянка, нефтевоз Словарь русских синонимов. танкер сущ., кол во синонимов: 9 • газовоз (3) • … Словарь синонимов

Танкер — см. Нефтеналивное судно. Горная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984 1991 … Геологическая энциклопедия

ТАНКЕР — ТАНКЕР, а, муж. Судно для перевозки жидких грузов в танках 2. | прил. танкерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТАНКЕР — (tanker) Судно, предназначенное для перевозки жидкостей в больших резервуарах (танках). Большинство танкеров перевозит нефть, однако есть и такие, которые перевозят вино, сладости и сжиженный газ. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М ,… … Словарь бизнес-терминов

Танкер — грузовое судно, предназначенное для перевозки жидких грузов, в основном нефтепродуктов, наливом. Источник: НАСТАВЛЕНИЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ. РД 152 011 00 (утв. Минтрансом РФ) … Официальная терминология

танкер — танкер, мн. танкеры, род. танкеров и в речи моряков танкера, танкеров … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

танкер — Судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом … Словарь по географии

наливное судно, Судно для транспортировки жидких грузов наливом. Т. перевозят сырую нефть и продукты её переработки, сжиженные газы, пищевые продукты (растительное масло, молоко, патоку, китовый жир, вино и др.), химикалии (кислоты, спирт и др.), расплавленную серу, асфальт, пресную воду и т. п.

Т. представляет собой однопалубное самоходное судно с машинным отделением, жилыми и служебными помещениями в корме, с продольной (иногда поперечной по бортам) системой набора корпуса судна (См. Набор корпуса судна), обычно без двойного дна в грузовых танках. Грузовые помещения разделены несколькими поперечными и 1—3 продольными переборками (в зависимости от размеров Т.) на танки, некоторые из которых служат только для приёма водяного балласта. Доступ в танки — через палубные горловины небольшого размера с непроницаемыми крышками. Погрузку Т. одним или несколькими сортами груза ведут береговыми средствами, разгрузку — судовыми насосами по проложенным по палубе и в танках трубопроводам. Для подогрева застывающих грузов (парафинистой нефти, мазута, битума и др.) танки оборудуют Теплообменниками — змеевиками, по которым пропускают водяной пар. Т. снабжают средствами предотвращения пожаров и борьбы с ними (например, установками для заполнения танков инертным газом, объёмного и поверхностного тушения с помощью пара, пены, мелкораспылённой воды). С целью улучшения мореходных качеств (См. Мореходные качества) Т. при ходе без груза предусматривается приём водяного балласта в балластные, а также грузовые танки, которые оборудуют системой мойки горячей водой под давлением и средствами очистки нефтесодержащих вод. Для предотвращения разъедания внутренних поверхностей танков их защищают антикоррозийными покрытиями, танки Т.-химовозов иногда изготавливают из коррозийностойких материалов. Т.-нефтевозы принадлежат к числу самых больших транспортных судов. В 1975 строились Т. дедвейтом около 550 тыс. т, длиной 400 м и шириной 63 м, высота их борта 35 м, осадка 28,5 м, главные двигатели — 2 паровые турбины мощностью по 26 800 квт (32 400 л. с.). Малые и средние Т. обычно оборудуются дизельными энергетическими установками, на крупных Т. преобладают паротурбинные установки.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Танкер" в других словарях:

ТАНКЕР — (Tanker) грузовое торговое судно специальной конструкции, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Танкер н … Морской словарь

ТАНКЕР — ТАНКЕР, судно, предназначенное для перевозки жидких грузов. Наиболее крупные танкеры могут вместить до 500 000 тонн груза (как правило, это сырая нефть и нефтепродукты). При погрузке и выгрузке нефть может разлиться, что вызывает значительное… … Научно-технический энциклопедический словарь

ТАНКЕР — ТАНКЕР, танкера, муж. (англ. tanker) (мор.). Наливное судно, пароход для перевозки жидких грузов без тары. Танкер для нефти. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

танкер — наливное судно, нефтянка, нефтевоз Словарь русских синонимов. танкер сущ., кол во синонимов: 9 • газовоз (3) • … Словарь синонимов

Танкер — см. Нефтеналивное судно. Горная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984 1991 … Геологическая энциклопедия

ТАНКЕР — ТАНКЕР, а, муж. Судно для перевозки жидких грузов в танках 2. | прил. танкерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТАНКЕР — (tanker) Судно, предназначенное для перевозки жидкостей в больших резервуарах (танках). Большинство танкеров перевозит нефть, однако есть и такие, которые перевозят вино, сладости и сжиженный газ. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М ,… … Словарь бизнес-терминов

Танкер — грузовое судно, предназначенное для перевозки жидких грузов, в основном нефтепродуктов, наливом. Источник: НАСТАВЛЕНИЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ. РД 152 011 00 (утв. Минтрансом РФ) … Официальная терминология

танкер — танкер, мн. танкеры, род. танкеров и в речи моряков танкера, танкеров … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

танкер — Судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом … Словарь по географии

Появление танкерного флота явление относительно новое. Первые танкеры появились в конце XIX в. До этого времени технические решения не позволяли перевозить в трюмах большие количества наливных жидкостей, таких как нефть. Да и рынки не требовали таких перевозок, спрос на нефть удовлетворяла местная переработка и перевозки наземным транспортом.

В конце XIX в. возрос спрос на нефть в связи с развитием энергетики в целом ряде стран, и технологические инновации позволили строить суда нового класса – танкеры, предназначенные для перевозки в трюмах больших количеств сырой нефти и нефтепродуктов. Так начал развиваться этот отдельный специализированный класс судов.

Низкие цены на постройку и фрахт танкеров способствовали развитию морской торговли нефтью и нефтепродуктами на дальние расстояния. Спрос на перевозку наливных грузов, таких как нефтепродукты и неочищенная нефть, вызвало рост размерений и грузовместимости танкеров.


Рост размерений танкеров для дальних перевозок оказался ограничен размерами шлюзов двух каналов, через которые проходят основные маршруты – Суэцкого и Панамского, а также Малаккского пролива. Спрос вызвал необходимость расширения шлюзов Панамского канала, что привело к делению танкеров на уже существующие танкеры класса «старый Panamax» и строившиеся уже с учетом новых размеров шлюзов «новый Panamax» (см. рис. 2).


Рис. 2. Расположение основных каналов, ограничивающих рост размерений танкерного флота, и соответствующие предельные размерения для каждого класса танкеров. Источник

Однокорпусные танкеры постройки 1970-80 гг. по всему миру были заменены двухкорпусными танкерами, конструкция которых предотвращает загрязнение окружающей среды.


Рис. 3. Развитие конструктивных технических решений, предотвращающих загрязнение окружающей среды при повреждениях корпуса танкера. Источник

Oil - нефть; Ocean - океан; Steel 1-1/2” (or less thick) – сталь толщиной 1-1/2” (или меньше); Bulkheads - переборки; Protective space – защитное пространство; Cargo tanks – грузовые танки; Single Bottom – одинарное дно; On a single-bottom tanker, only one layer of steel measuring 1-1/2” inches thick separates oil from the ocean – у танкера с одинарным дном только один слой стали толщиной 1-1/2” разделяет перевозимую нефть и океан; Double bottom – двойное дно.

Двойное дно не предотвращает разлив нефти, но даже в самом тяжелом случае, как например с танкером “Exxon Valdez”, по заявлениям экспертов, оно может уменьшить количество нефти попавшее в океан.
Mid-deck - танкер с промежуточной палубой.
У танкера с промежуточной палубой нижние танки имеют одинарное дно и при посадке судна на мель некоторое количество нефти попадет в океан. Но суда данного проекта должны быть лучше защищены от столкновений, чем танкеры с двойным корпусом, хотя практических подтверждений этому нет.
Double hull – двойной корпус.
Суда с двойным корпусом обеспечивают лучшую защиту груза за счет двойного дна и двойных бортов. У танкера с двойным корпусом расстояние между бортом и продольными переборками должно составлять 1/15 ширины танкера или от 2 до 2,9 м.


Oil tanker (Front view) – танкер (вид спереди); Center cut view – поперечный разрез по центру судна; Double hull – двойной корпус; Oil tanks – нефтяные танки; Segregate Ballast tank – отдельные балластные цистерны.


Oil tanker (side view) – танкер (вид сбоку); Bridge – мостик; Fuel Tank – топливная цистерна; Engine room – машинное отделение (МО); Pump Room – насосное помещение; Double Hull – двойной корпус; Empty – пустые отсеки; Oil Tanks – нефтяные танки.

При постройке танкера также предусматриваются максимально возможные меры для обеспечения безопасности. В основном, это повышенные требования к прочности корпуса и грузовых танков и отсутствию протечек груза при аварии.


Данный танкер класса ULCC необычен, поскольку имеет двухвальную установку, приводящую его в движение, включающую два двигателя и два гребных винта, а также два руля.

Mooring winches – швартовные лебедки. Монтаж надстройки над МО экономит затраты при постройке. Трубопроводы горячей воды и электрокабели могут быть проложены прямо от МО; Radar - радар; Cabins - каюты; Cargo pump room – помещение погрузочных насосов; Navigation deck – навигационная палуба; Helicopter landing pad – вертолетная площадка; These pipes carry water for cleaning the tanks and firefighting – эти трубопроводы могут подводить воду для очистки танков и противопожарной системы; Anchor windlass – якорный брашпиль; Mooring winch – швартовная лебедка; Tank hatches – люковые закрытия над танками; Discharging and loading points – пункты приема груза и выгрузки: Hydraulic cranes lift shore hoses which discharge and load cargo – гидравлические краны поднимают береговые шланги для разгрузки и приема груза; Oil cargo tanks – нефтяные грузовые танки; Engine room - МО; Steam turbines – паровые турбины; Two five-bladed propellers drive the ship forward – два пятилопастных гребных винта движут судно вперед. Каждый винт весит 53 тонны и размером с трехэтажное здание; Rudders - рули.

Обводы корпуса

Обводы корпуса любого судна являются одной из важнейших его характеристик. Конструкция танкера для перевозки нефтепродуктов является конструкцией, зависящей от веса груза – weight-based, то есть размерения судна связаны непосредственно с весом перевозимого груза. (Для других классов судов, например, для контейнеровозов, конструкция может быть зависящей от объема перевозимого груза - volume-based), где размерения определяются объемом грузового пространства, грузовых трюмов). Поскольку желательно, чтобы вес перевозимого за одно плавание груза, в данном случае – нефти, был максимально возможным, необходимо предусмотреть максимально возможные размеры пространства под грузовые танки. Обычно танкеры движутся с относительно малой скоростью хода, поскольку груз не является скоропортящимся, как в случае перевозки пищевых продуктов, Все эти упомянутые факторы и учитываются при проектировании обводов корпуса танкера. Говоря другими словами, танкер обладает более высоким запасом плавучести (Coefficient of Buoyancy) по сравнению с судами других классов.

Общее расположение

Наиболее важным чертежом в процессе проектирования танкера, который, собственно, и определяет конструкцию танкера, является чертеж общего расположения (General Arrangement Drawing). На рис. 6 показан этот чертеж общего расположения отсеков, помещений, систем и оборудования, вид сбоку. На нем показано расположение всех внутренних отсеков судна, шпангоут за шпангоутом, переборок и других основных конструкций набора судна.


Рис. 6. Чертеж общего расположения отсеков и помещений танкера для перевозки нефтепродуктов. Источник

Некоторые из конструктивных деталей судна понятны из данного чертежа. Грузовые танки (oil tanks - C.O.Ts) обычно имеют одинаковые размерения, определяемые проектировщиком на начальной стадии проектирования, в зависимости от общего веса груза, перевозимого судном. Доступ к каждому танку обеспечивается отдельно посредством трапов или лифтов. Машинное отделение (МО) и надстройки обычно расположены в кормовой части судна. Но особое помещение, отсутствующее на судах других классов, - насосная станция, обычно расположена перед МО. В ней размещаются все насосы, требующиеся для погрузочно-разгрузочных операций.

Бульбообразный нос

На сегодняшний день практически все танкеры имеют бульбообразный нос, что повышает эффективность при движении судна. Хотя танкеры являются тихоходными судами, бульбообразная носовая часть значительно снижает волновое сопротивление при движении судна. При этом геометрия носового бульба у танкеров значительно отличается от аналогичной геометрии бульба высокоскоростных судов.


Существует три разновидности носового бульба, они представлены на рис. 7 (при взгляде с носа к корме судна).

Бульб типа "Дельта" имеет больший объем в нижней части. Эта особенность делает такие обводы носовой части судна более выгодными на судах с частым изменением уровня ватерлинии, так как больший объем в нижней части бульба обеспечивает ее погружение в воду при разном диапазоне уровней ватерлинии и условий нагрузки.

Бульб типа "О" имеет максимальный объем в средней части. Такой тип бульба используется на судах с цилиндрическими обводами носовой части, например, для балкеров.

Бульб типа "Nabla" имеет каплеобразную форму с большим объемом в верхней части. Бульб данного типа используется на судах, на которых особое внимание обращено на обеспечение мореходности, например на кораблях ВМФ.

Большинство танкеров перевозят груз по маршруту, а возвращаются порожнем под балластом. Уровень ватерлинии при движении порожнем отличается от уровня ватерлинии в полном грузу. Но это частое изменение уровня ватерлинии требует, чтобы носовой бульб при любых условиях плавания был погружен в воду. Поэтому танкеры, как правило, имеют носовой бульб типа "Дельта".

Проектирование набора танкера

Конструктивный набор танкера зависит от класса и размерений танкера. Пока что многие из существующих малых танкеров для перевозки нефтепродуктов по внутренним водным путям и танкеров каботажного плавания имеют однокорпусной набор. Хотя правила MARPOL (Marine Pollution) требуют двухкорпусной набор судна для всех судов длиной свыше 120 м, независимо от типа груза. Такие танкеры будут заменяться и заменяются двухкорпусными.

Переходной мостик является конструкцией, поднятой над палубой, и идущей вдоль всего танкера, этот мостик обеспечивает доступ ко всем грузовым танкам. Днищевая обшивка, листы палубы, и листы переходного мостика представляют собой детали продольного набора корпуса танкера и повышают прочность его корпуса в продольном направлении.

Бортовая обшивка на однокорпусных танкерах крепилась к шпангоутам поперечного набора. Причина использования конструкций поперечного набора для крепления бортовой обшивка заключалась в скоплениях остатков нефти на ребрах жесткости продольного набора. И тогда после откачки груза, некоторое количество нефтепродуктов оставалось в этих труднодоступных местах. Это имело два следствия: 1) это вело к загрязнению груза, 2) продолжительное накопление остатков груза вело к коррозии ребер жесткости набора.

Набор двухкорпусных танкеров

Как упоминалось ранее, все танкеры длиной более 120 м в настоящее время имеют двухкорпусной набор, предотвращающий загрязнение моря в случае аварий, в соответствии с правилами MARPOL. Танкеры классов "Panamax", "Aframax", "Suezmax", VLCC и ULCC имеют двухкорпусной набор. Основная причина использования двухкорпусного набора – предотвращение загрязнения среды при разливе нефти в случае аварии и повреждения корпуса.


Stringer – стрингер; Floor – флор; Plate bracket – кница; Inner bottom – внутренне дно; Intermediate stringer – промежуточный стрингер; Wing tank – бортовой танк; Longitudinal bulkhead – продольная переборка; Inner hull – внутренний корпус; Deck-transverse web – подпалубный рамный шпангоут; Centre tank – центральный танк; Transverse web – рамный шпангоут.

На рис. 8. показано поперечное сечение продольного набора двухкорпусного танкера. В правой половине рис. 8. показан обычный шпангоут, к стрингерам крепятся листы внутренней и внешней обшивки. Центральный танк является грузовым танком, а бортовые цистерны являются цистернами балластной воды (segregated ballast tanks – SBT). Цистерны балластной воды для предотвращения коррозии покрывают эпоксидной смолой.

Поперечный набор, представленный в левой части рис. 8, устанавливается через каждые три - четыре шпации, чтобы повысить прочность судна в поперечном сечении. Продольные ребра жесткости привариваются к шпангоутам. Стрингеры, крепящиеся к шпангоутам, дополнительно повышают прочность корпуса танкера.

В настоящее время безотносительно к тому, какое классификационное общество одобряет конструкцию двухкорпусного танкера, корпусной набор танкера выполняется в соответствии с Правилами Harmonised Common Structural Rules – CSR для танкеров, разработанными международной ассоциацией классификационных обществ (International Association of Classification Societies – IACS).

Энергетическая судовая установка (СЭУ) танкера

Поскольку танкеры являются относительно тихоходными судами (средняя макс. скорость хода составляет 15,5 узл) и не имеют пространственных ограничений для размещения двигателя, на них в качестве главных двигателей (ГД) могут использоваться крупные низкооборотные судовые дизельные двигатели. Двигатели данного типа занимают больше места, чем высокооборотные судовые двигатели, но обеспечивают более эффективную передачу мощности на гребной вал, и потери в редукторе отсутствуют, поскольку число оборотов в минуту вала двигателя соответствует числу оборотов в минуту гребного винта. Обычно на танкерах используют гребные винты большого диаметра с малым числом оборотов в минуту для повышения эффективности при движении судна.

Бортовые системы танкера

Система подогрева груза:
Танкеры, перевозящие неочищенную нефть, оснащаются такой системой, поскольку неочищенная нефть является вязкой и плотной жидкостью, особенно при низких температурах. Это может помешать работе насосов и движению жидкости по трубопроводам при погрузочно-разгрузочных операциях. Поэтому для поддержания приемлемой температуры и вязкости груза в трюмах используется специальная система подогрева.

Грузовые танки практически никогда не бывают заполнены полностью, однако скопление воспламеняющихся и взрывоопасных газов в танках недопустимо. Соответствующая вентиляционная система позволяет избежать скопления опасных паров и газов в закрытых пространствах грузовых танков.

Эта система использует датчики уровня и датчики давления для контроля уровня нефти в грузовых танках, чтобы уровень нефти при погрузочно–разгрузочных операциях не превышал предусмотренные пределы. Датчики, подающие сигналы тревоги, и сливные клапана входят в состав системы, чтобы предотвратить экстремальную ситуацию.

Пространство между свободной поверхностью груза в танке и верхними листами танка должно быть заполнено инертным газом для предотвращения доступа кислорода, чтобы избежать пожароопасной ситуации в случае скопления легко воспламеняющихся паров и газов. Это достигается постоянной подачей инертного газа и контролем за его уровнем в танках. Наиболее часто для этих целей используют аргон и двуокись углерода.

Противопожарная система на борту танкера является одной из важнейших систем, необходима для обеспечения безопасности и должна быть спроектирована в соответствии с требованиями Правил MARPOL. Пожарные шланги, огнетушители, спринклерная система пожаротушения распределены по всему судну для тушения пожара в любой точке судна. Помещение с системой газового огнетушения, использующей двуокись углерода CO2, располагают над МО для заполнения помещения двуокисью углерода в случае пожара в МО.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: