О некоторых вопросах применения примирительной процедуры в хозяйственных судах

Обновлено: 30.04.2024

Судебная практика и законодательство — АПК РФ. Глава 15. Примирительные процедуры. Мировое соглашение

Исходя из того, что представленное на утверждение мировое соглашение содержало подтверждение истца о факте оплаты ответчиком суммы банковской гарантии и расходов истца по оплате государственной пошлины, суд округа не признал такое соглашение мировым по смыслу главы 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как направленное не на прекращение спора, а по существу констатирующее его отсутствие вследствие исполнения ответчиком судебного решения.

Отказывая в утверждении мирового соглашения, суды руководствовались положениями статей 138 - 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), разъяснениями, изложенными в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" и исходили из того, что подписанное сторонами, но не утвержденное арбитражным судом мировое соглашение, в силу положений части 4 статьи 139 и части 2 статьи 141 Кодекса не создает правовых последствий по делу, поскольку выражает лишь намерение сторон на его заключение, которое не реализовано в установленном главой 15 названного Кодекса порядке.

Утверждая мировое соглашение, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 15, 20.7, 32, 134, 150 - 167 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", главой 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходил из соблюдения в предложенном мировом соглашении интересов всех кредиторов, порядка заключения соглашения, а также доказанности реальной возможности у должника, продолжая свою уставную деятельность, полностью удовлетворить требования кредиторов в рамках рассматриваемого мирового соглашения.

17. Согласно статье 190 Кодекса экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 настоящего Кодекса, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

26. В соответствии со статьей 190 АПК РФ экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 Кодекса, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом. Такие соглашения могут заключаться органом, осуществляющим публичные полномочия, по делам об оспаривании его ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия), по делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном главой 15 АПК РФ.

Возникновение разногласий в суде – не повод считать, что отсутствуют возможности нахождения компромисса участниками процесса.

Исходя из этого основной задачей для разбирательства в суде по экономическим делам является поддержка при формировании, улучшении взаимоотношений участников, а в качестве самого желаемого исхода дела выступает примирение сторон по абз. 5-ому статьи 4-ой ХПК РБ (Хозяйственного процессуального кодекса).

Установление мира между участниками разногласий по экономическому процессу является доступным на каждом этапе разбирательства в суде, в качестве итога которого выступает подписание соглашения по поводу урегулирования спора мирным путём.

Исходя из практики, если стороны желают решить вопрос мирным путём, то подписывается соглашение о примирении, не мировое соглашение, так как в ситуации подписания о примирении в рамках судебного процесса потерпевшей стороне возвращается половина суммы, что была потрачена на проведение процедуры согласно гл. 17-ой Хозяйственного процессуального кодекса. Возврат оной производится из бюджета по подпункту 2. 1. 4 пункта 2-ого статьи 259-ой НК РБ (налогового кодекса).

При мировом соглашении потерпевший участник получает только 25 % от потраченной на уплату госпошлины суммы.

50, 75 % рассматриваемой суммы, как правило, возвращает сам истец ответчику. Данный факт фиксируется в соглашении по поводу примирении либо мировом соглашении.

Официальное понятие примирительной процедуры прописано в статье 1-ой хозяйственного кодекса.

Процедура по примирению – медиация, что осуществляется согласно кодексу, что назван выше, после запуска процесса судопроизводства при рассмотрении дел экономической направленности.

Медиация – переговоры участников при содействии медиатора для того, чтобы спора (споры) были разрешены посредством нахождения компромисса по абз. 4-ому статьи 1-ой 58 – 3-ьего Закона РБ.

Огромным плюсом процедуры примирения является возможность урегулирования разногласий таким образом, чтобы каждый остался доволен в короткий временной промежуток, чем ожидать судебного разбирательства по существу.

В качестве задач подобного процесса выступают по ч. 2-ой статьи 153-ьей Хозяйственного процессуального кодекса выступают:

  • предоставление участникам права самостоятельного разрешения разногласий, что возникли между оными посредством учёта интересов, требований оппонента и собственных и таким путём прихождения к подписанию соглашения по поводу примирения;
  • поддержка участников при принятии взаимовыгодных решений, сохранении между оппонентов взаимоотношений делового характера.

При таком положении вещей по статье 154-ой хозяйственного кодекса в качестве главных принципов процедуры примирения выступают:

  • добровольность;
  • равноправие участников;
  • взаимовыгодное сотрудничество;
  • добропорядочность участников;
  • нейтральное отношение примирителя по отношению к обеим сторонам;
  • объективность лица, что выполняет функции примирителя;
  • секретность сведений, касающейся процесса.

Рассматривая алгоритм открытия процесса по примирению судом, в ведении которого рассмотрение дел экономического значения, составления соглашения, итогом чего выступает примирение сторон.

  1. Предоставление прошения с целью назначения уполномоченного лица, что будет осуществлять функции примирителя.

Лицо, что будет выполнять функции примирителя, назначается в судебной инстанции, занимающейся разбором дел экономического характера, 1-ой, апелляционной, а также кассационной инстанций по поводу поданного ходатайства:

  • одним из участников;
  • обоими участниками;
  • согласно решению суда по ч. 1-ой статьи 156-ой хозяйственного кодекса.

Принятие решения по поводу запуска процесса по примирению, назначение лица, которое будет выступать в качестве примирителя.

Решение по поводу назначения лица-примирителя выносится судом. Проблема назначения данной фигуры разрешается судебной структурой без уведомления участников о дате, часах, месте данной процедуры.

Несмотря на это, по решению судебной структуры участники в течение недели с назначения примирителя имеют право предъявить претензии по поводу выбранной кандидатуры на роль примирителя.

При присутствии подобных претензий хотя бы от одного участника судебная инстанция отменяет решение по поводу назначения примирителя с целью проведения процесса, что направлен на примирение. Далее судопроизводство относительно дела производится на общих основаниях.

В абз. же 10-ом статьи 10-ой кодекса прописано, что судебная структура по ведению экономических дел имеет право остановить на время судебный процесс в ситуациях, когда требуется назначение примирителя с целью проведения процедуры примирения.

Процедура примирения считается завершённой, когда:

  • достигнуты поставленные цели и подписано примирительное соглашение;
  • примирение не достигнуто, так как было(и) подано(ы) заявление(и) одним либо обоими участниками или по инициативе примирителя;
  • прошло время процедуры по ч. 1-ой статьи 157-ой кодекса.

Принятие единого мнения по поводу условий примирительного соглашения.

Участники имеют право проведения переговоров в самостоятельном порядке, в присутствии примирителя.

В каждой ситуации лучше вести переговоры между руководителями участников и правоведами оных, так как от точки зрения главы зависит V уступок оппоненту каждым участником.

Подписание соглашения.

Пункты, по которым участники пришли к соглашению в отношении требований, что были заявлены вначале процедуры фиксируются как примирительное соглашение в письменном виде при учёте норм, что изложены в ч. 1-ой – 3-ьей статей 63-ьей, 122-ой кодекса.

В данной документации должны быть сведения, в отношении которых участники пришли к соглашению, касающиеся условий, величины и временных отрезков исполнения взаимных обязательств или только одним участником перед другим, а также по поводу последствий в ситуации его неисполнения добровольно.

Примирительное соглашение, как правило, содержит информацию по поводу условий:

  • о приостановлении на время исполнения обязательств, исполнении оных в виде рассрочки;
  • по поводу нахождения компромисса при выполнении требований;
  • о том, что задолженность признана, уменьшения величины долга;
  • по поводу исполнения требований посредством применения иных путей, что соответствуют действующему законодательству белорусского государства.

В примирительном соглашении, как правило, прописывается учёт расходов, что нужны для проведения судебной процедуры между участниками, что подписали подобную документацию. В ситуации, когда такого пункта в соглашении нет, то судебная инстанция занимается данным вопросом согласно ХПК.

Примирительное соглашение содержит сведения по поводу подписания участниками нового договора, что может выступать в качестве приложения к соглашению. Защита данного права относительно нового договора в ситуации, когда обязательства не исполняются добровольно, то их исполнение осуществляется по алгоритму, что прописан

Примирительное соглашение оформляется по количеству сторон, что подписали оное, суда, где ставятся подписи доверенными лицами участников. В этой ситуации разрешение принимать участие в процессе по примирению, подписание соглашения должно быть прописано в доверенности, что выдана представителю по статье 79-ой кодекса.

Признание итогов примирительного соглашения официальными судебной инстанцией, которая занимается решением экономических дел.

Соглашение, что подписано участниками должно быть утверждено решением суда по экономическим делам.

В этом случае утверждение, выполнение каждого пункта примирительного соглашения осуществляется судебной структурой в алгоритме, что установлен кодексом с целью утверждения, выполнения условий, прописанных в мировом соглашении.

Рассматриваемое соглашение, что поступило в суд до того, как вынесено постановление суда, то окончание разбирательства, что находится в компетенции суда, будет производиться по назначению инстанции при уведомлении участников.

По итогам рассмотрения данного заявления судебная структура выносит решение.

В заключительной части решения, как правило, указываются:

  • содержание документации;
  • алгоритм распределения расходов, что потрачены участниками процесса;
  • алгоритм возврата госпошлины, когда примирительное соглашение не приведено в исполнение.

Данное соглашение обретает силу с даты утверждения оного посредством вынесения судом соответствующего определения.

В чём суть нововведений?

В процессуальном законодательстве (АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ) закреплены порядок и сроки проведения примирительных процедур. Список примирительных процедур расширится, но останется открытым. Помимо уже известной процедуры медиации, к видам примирительных процедур отнесены переговоры и судебное примирение.

Предусмотрены требования к форме и содержанию мирового соглашения, процедура его утверждения судом и порядок исполнения.

Кроме того, дополнены основания для частичного возврата госпошлины при рассмотрении дел в суде и определены полномочия Пленума Верховного Суда РФ в части проведения судебного примирения.

Зачем потребовались такие поправки?

Поправки призваны внедрить в систему правосудия способы урегулирования споров посредством использования примирительных процедур, в том числе процедуры судебного примирения при содействии судебного примирителя. Также планируется дополнительно стимулировать стороны к использованию примирительных процедур в рамках гражданского, административного судопроизводства и в арбитражном процессе.

Развитие альтернативных методов разрешения споров является действенным способом оптимизации судебной нагрузки посредством уменьшения количества дел в судах, что в свою очередь позволит повысить качество правосудия и обеспечить надежные гарантии прав граждан на судебную защиту.

Как сторонам спора показать, что они пытались примириться?

Если стороны пытались примириться, то при подаче иска нужно будет указать, что именно в этом плане ими было предпринято. К иску потребуется приложить документы, подтверждающие примирительные действия, если конечно такие документы имеются в наличии.

Если примирительные действия совершал ответчик, их нужно будет обозначить в отзыве на иск, приложив подтверждающие документы (при наличии). В отзыве также потребуется изложить мнение о том, могут ли стороны примириться.

Сейчас согласно позиции Пленума ВАС РФ судья при подготовке дела к разбирательству только предлагает участникам дела сообщить о предпринятых примирительных действиях и представить соответствующие документы.

Каков порядок примирительной процедуры?

Суд сможет вынести определение о проведении примирительной процедуры. Это произойдет, если, например, стороны согласились с предложением суда провести данную процедуру или тот удовлетворил ходатайство о ней.

В определении суд укажет среди прочего срок, в течение которого должна быть завершена примирительная процедура. Стороны смогут ходатайствовать о его продлении.

Если до обращения в суд с требованиями об оспаривании, например, решений органов власти стороны не использовали досудебное урегулирование спора, будет работать следующее правило. Суд сможет при согласии юрлица, ИП или гражданина отложить разбирательство и провести примирительную процедуру.

Каким образом будет проходить судебное примирение?

Судебное примирение будет проводиться с участием судебного примирителя. Им станет судья в отставке. Эту процедуру можно будет применить на любой стадии производства. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определит регламент, который утвердит Пленум ВС РФ.

Отметим, примиритель не сможет совершать действия, которые повлекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.

Что должно стать итогом примирительных процедур?

В процессуальных кодексах установлены схожие результаты примирительных процедур. К примеру, в АПК РФ введён открытый перечень результатов примирения участников дела, в частности:

  • мировое соглашение;
  • частичный или полный отказ от иска;
  • частичное или полное признание иска;
  • частичный или полный отказ от апелляционной, кассационной, надзорной жалобы.

Полагается ли возврат госпошлины в случае примирения?

Да, соответствующие изменения внесены в НК РФ. Поправками установлено, что при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца от иска, признании иска ответчиком до принятия решения судом первой инстанции истцу будут возвращать 70% суммы уплаченной им госпошлины, на стадии апелляции — 50%, на стадии кассации, надзора — 30%.

Сейчас при заключении мирового соглашения до принятия решения ВС РФ, арбитражными судами истцу возвращают 50% госпошлины. Это положение не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.

Что ещё поменялось?

Уточнён ряд норм, посвящённых мировому соглашению. В частности, установлено, что третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, вправе участвовать в заключении мирового соглашения в качестве стороны. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, вправе выступать участниками мирового соглашения в случаях, если по условиям этого соглашения они приобретают права либо на них возлагаются обязанности.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в соответствии со Стратегией деятельности хозяйственных судов Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 04.03.2011 N 1, в целях подготовки проектов Закона Республики Беларусь "О медиации" (пункт 17 плана подготовки законопроектов на 2011 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2011 N 10) и постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь об условиях привлечения хозяйственными судами на договорной основе иных лиц для назначения примирителем (часть вторая статьи 156 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь), организации взаимодействия хозяйственных судов Республики Беларусь и общественного объединения "Белорусский республиканский Союз юристов" по практическому применению и совершенствованию примирительных процедур и в целях обеспечения проведения в хозяйственных судах Республики Беларусь в период по 01.03.2012 комплекса мер, направленных на совершенствование примирительных процедур, а также рассмотрев предложенные председателями хозяйственных судов областей (города Минска) кандидатуры членов общественного объединения "Белорусский республиканский Союз юристов" для включения в перечень иных лиц, привлекаемых хозяйственными судами для назначения примирителем, на основании части второй статьи 156 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, руководствуясь статьями 74, 75 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей,

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Перечень внесудебных медиаторов, прошедших стажировку при Центре разрешения конфликтов общественного объединения "Белорусский республиканский Союз юристов" (далее - Центр Союза юристов), для привлечения хозяйственными судами в качестве иных лиц для назначения примирителем (далее - Перечень внесудебных медиаторов);

Перечень иных лиц, рекомендуемых хозяйственным судам, для привлечения и назначения примирителем (далее - Перечень рекомендуемых лиц).

2. Привлечение и назначение примирителем иных лиц, указанных в Перечне рекомендуемых лиц, осуществляются после прохождения ими стажировки с участием Центра Союза юристов.

3. Привлечение и назначение хозяйственным судом примирителя из числа иных лиц осуществляются по ходатайству обеих сторон о привлечении и назначении конкретной кандидатуры из числа лиц, указанных в Перечне внесудебных медиаторов и Перечне рекомендуемых лиц.

4. Примирительная процедура с участием примирителя, привлеченного и назначенного хозяйственным судом из числа иных лиц, указанных в Перечне внесудебных медиаторов и Перечне рекомендуемых лиц, осуществляется по правилам, установленным главой 17 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

5. Председателям хозяйственных судов областей (города Минска):

5.1. оказать содействие лицам, указанным в Перечне рекомендуемых лиц, в организации и прохождении ими практической стажировки с участием Центра Союза юристов и психофизиологического тестирования в Республиканском центре проблем человека (при согласии);

5.2. организовать работу и осуществлять постоянный контроль и анализ эффективности деятельности примирителей, привлеченных и назначенных хозяйственным судом из числа иных лиц, указанных в Перечне внесудебных медиаторов и Перечне рекомендуемых лиц, с информированием Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь ежеквартально (ответственный руководитель - заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Егоров А.П.; ответственный исполнитель - начальник главного правового управления Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Бельская И.А.).

6. Главному правовому управлению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

6.1. анализировать организацию и эффективность работы хозяйственных судов по привлечению и назначению примирителей из числа иных лиц, указанных в Перечне внесудебных медиаторов и Перечне рекомендуемых лиц (ежеквартально);

6.2. выработать критерии и определить перечень и условия привлечения хозяйственными судами на договорной основе иных лиц, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникающих споров, для назначения примирителем (срок - июнь 2012 года).

7. Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь, хозяйственным судам областей (города Минска):

7.1. продолжить работу по популяризации примирительной процедуры, альтернативных способов разрешения споров в качестве процедур, заменяющих судебное разбирательство;

7.2. принять участие в рамках своей компетенции в процессе формирования института медиации, его нормативной регламентации.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Егорова А.П.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, рассмотрев материалы обобщения судебной практики применения хозяйственного процессуального законодательства при вынесении судебных решений, в целях обеспечения правильного и единообразного применения Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при вынесении судебных решений, руководствуясь статьями 74, 75 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, постановляет дать следующие разъяснения.

1. Хозяйственный суд первой инстанции по результатам рассмотрения дела по существу именем Республики Беларусь принимает решение, которое должно отвечать требованиям статей 190 - 200 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК), быть законным и обоснованным.

Законность и обоснованность решения хозяйственного суда означает, что оно должно соответствовать нормам материального и процессуального законодательства, в полном объеме материалам дела, а также обстоятельствам, с достоверностью установленным хозяйственным судом. Отступление в решении от указанных требований является основанием для его отмены или изменения в соответствии со статьями 280, 297, 314 ХПК.

2. В силу принципа диспозитивности (статья 23 ХПК) хозяйственный суд рассматривает дело и выносит решение только в отношении заявленных требований, то есть исходя из основания, предмета иска (заявления), указанных истцом (заявителем). Проводить судебное разбирательство и выносить решение в отношении незаявленного требования, самостоятельно изменять основание или предмет иска (заявления) хозяйственный суд в силу части второй статьи 23 ХПК вправе лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами (например, пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК).

3. При принятии решения хозяйственный суд должен выяснить:

имели ли место обстоятельства, на которые указывают лица, участвующие в деле, и какими доказательствами они подтверждаются;

установлены ли в хозяйственном суде иные фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и доказательства, их подтверждающие;

характер спорных правоотношений сторон, вытекающих из установленных хозяйственным судом фактов, а также правовые нормы, подлежащие применению при вынесении решения.

Хозяйственный суд при принятии решения также решает и иные вопросы, определенные статьей 191 ХПК.

При установлении подлежащих применению норм права в рамках конкретного дела хозяйственный суд не связан доводами лиц, участвующих в деле, и вправе применить акты законодательства, на которые лица, участвующие в деле, не ссылались, если при этом не изменяется основание иска. Правильная правовая квалификация отношений сторон является одним из условий вынесения законного и обоснованного решения.

4. Требования статьи 193 ХПК о содержании решения хозяйственного суда обязательны для всех видов производств (исковое производство; производство по заявлениям об оспаривании ненормативного правового акта и об обжаловании действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц; производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и т.д.), поскольку ХПК предусматривает для всех видов производств единую форму окончания разбирательства дела по существу посредством вынесения решения.

Хозяйственным судам при изложении решения следует соблюдать последовательность, предусмотренную статьей 193 ХПК (наличие вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей, их содержания).

Вводная часть решения должна содержать полные и точные сведения, перечень которых содержится в части второй статьи 193 ХПК.

При рассмотрении спора с участием юридических лиц их наименование указывается полно, без сокращений во вводной и резолютивной частях решения. Если лицом, участвующим в деле, является гражданин (индивидуальный предприниматель), следует указывать полностью его фамилию, собственное имя и отчество (если таковое имеется).

Во вводной части решения указываются номер, дата выдачи документа, подтверждающего полномочия представителей лиц, участвующих в деле, и срок его действия в случае, если такой документ не приобщен к материалам дела, указывается также в закрытом или открытом (выездном) судебном заседании рассматривалось дело.

В случае ведения судебного заседания с использованием видеоконференцсвязи об этом также указывается во вводной части решения.

Процессуальное положение лиц, участвующих в деле, указывается во вводной части решения по состоянию на момент удаления хозяйственного суда в совещательную комнату для вынесения решения.

5. Описательная часть решения, помимо краткого изложения искового заявления (заявления), отзыва на него, других объяснений, должна содержать указание об изменении истцом (заявителем) основания, предмета или размера иска (заявления), о признании или непризнании требования ответчиком (заинтересованным лицом), об изменении оснований возражений против предъявленного требования, поступивших ходатайствах об отказе от заявленных исковых требований в части, заявлениях о возвращении иска (заявления, ходатайства) в части.

Поскольку в соответствии со статьей 314 ГК при решении вопроса об уменьшении неустойки хозяйственным судом могут быть учтены действия сторон, направленные на добровольное досудебное урегулирование спора, при рассмотрении спора, предметом которого являются исковые требования о взыскании неустойки, описательная часть решения должна содержать сведения о мерах, предпринятых сторонами для досудебного урегулирования спора (например, был ли ответ на претензию, обоснованность возражений против выдачи определения о судебном приказе и др.).

Описательная часть решения должна содержать указание на заявленные лицами, участвующими в деле, ходатайства, которые разрешаются после удаления хозяйственного суда в совещательную комнату для принятия решения (например, об уменьшении неустойки, о применении исковой давности, об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного постановления и др.).

При отсутствии мотивировочной части обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом, и акты законодательства, которыми хозяйственный суд руководствовался при принятии решения, должны быть указаны в описательной части судебного постановления.

6. В случаях, указанных в части пятой статьи 193 ХПК, составление мотивировочной части решения является обязательным.

В силу части первой статьи 202 ХПК мотивировочная часть решения должна быть составлена в семидневный срок со дня подачи заявления о ее составлении (в том числе в случае подачи заявления до удаления хозяйственного суда в совещательную комнату) или апелляционной жалобы (протеста). В последнем случае мотивировочная часть решения должна быть составлена независимо от наличия оснований для возврата апелляционной жалобы (протеста).

В мотивировочной части решения указываются обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом, доказательства, на которых основаны выводы хозяйственного суда, доводы, по которым хозяйственный суд отвергает те или иные доказательства, приводятся нормы материального и процессуального права, примененные хозяйственным судом при рассмотрении дела.

В основу решения могут быть положены лишь те доказательства, которые были предметом исследования и оценки хозяйственного суда. Никакие доказательства не имеют для хозяйственного суда заранее установленной силы. Все они (письменные, вещественные, звуко- и видеозапись, заключения специалистов, заключения экспертов, показания свидетелей, объяснения лиц, участвующих в деле, и др.) являются в равной степени средствами доказывания и подлежат оценке с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а все доказательства в совокупности - с точки зрения достаточности для разрешения спора.

Хозяйственный суд не вправе ограничиваться в мотивировочной части решения только перечислением представленных доказательств, которыми подтверждаются факты, имеющие значение для дела. Если на основании оценки представленных доказательств хозяйственный суд придет к выводу, что те или иные из них (письменные, вещественные и другие доказательства) не являются достоверными или достаточными либо не подтверждают факты, на которые лица, участвующие в деле, ссылались как на основание своих требований или возражений, он должен указать на это в решении и мотивировать свои выводы.

Не принимая во внимание какие-либо доводы сторон, хозяйственный суд в мотивировочной части решения должен указать те правовые основания и доказанные фактические обстоятельства, в силу которых эти доводы отклоняются. Одностороннее изложение в решении хозяйственного суда лишь доводов и доказательств стороны, в пользу которой принимается решение, является нарушением конституционных основ правосудия.

Мотивировочная часть решения хозяйственного суда должна содержать указание на акты законодательства, которыми хозяйственный суд руководствовался при принятии решения, а также доводы, по которым хозяйственный суд не применил те или иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Если предусмотренный абзацем девятым части пятой статьи 193 ХПК срок на подачу заявления о составлении мотивировочной части решения пропущен лицом, участвующим в деле, по причине, которую хозяйственный суд признает уважительной, данный срок может быть восстановлен хозяйственным судом первой инстанции по ходатайству соответствующего лица, участвующего в деле, в порядке, предусмотренном статьей 138 ХПК.

7. Выводы о полном или частичном удовлетворении заявленных требований либо об отказе в их удовлетворении должны быть изложены в резолютивной части решения отдельно по каждому требованию, в том числе по встречному иску и по самостоятельному требованию третьего лица на предмет спора.

В случае участия в деле нескольких истцов и ответчиков в решении хозяйственного суда указывается, как разрешен спор в отношении каждого из них. При этом такое указание должно содержаться как в мотивировочной части решения, так и в его резолютивной части.

В резолютивной части решения о присуждении имущества хозяйственный суд должен указать наименование подлежащего передаче имущества, его стоимость и место нахождения, а в необходимых случаях - иные отличительные признаки.

Резолютивная часть решения о взыскании денежных сумм и выданный на ее основании судебный приказ хозяйственного суда должны содержать общий размер подлежащих взысканию сумм с раздельным указанием основной задолженности, убытков и неустойки (штрафа, пени), процентов за пользование чужими денежными средствами и иных взысканных сумм.

В резолютивной части решения по делу о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке, следует указать помимо данных, предусмотренных статьями 193 и 195 ХПК, наименование органа, выдавшего этот документ.

Применительно к статье 230 ХПК по делу о признании недействительным ненормативного правового акта или о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица в резолютивной части решения должно содержаться указание на обязанность соответствующего государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица устранить в определенный срок в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя и предпринять для этого необходимые действия в соответствии со своей компетенцией. Содержание таких действий хозяйственный суд определяет исходя из существа дела, характера допущенного нарушения и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

В соответствии со статьей 193 ХПК в резолютивной части решения указываются сведения о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов, право на обжалование и срок обжалования решения.

В резолютивной части решения указывается также о мерах обеспечения исполнения решения, принятых хозяйственным судом по результатам рассмотрения соответствующего ходатайства, поданного до удаления хозяйственного суда в совещательную комнату.

Если ходатайство об обеспечении исполнения решения подано лицом, участвующим в деле, после вынесения решения, оно подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 348 ХПК.

8. Не допускается вынесение альтернативных решений, а также решений под условием в зависимости от наступления или ненаступления каких-либо обстоятельств, выполнения стороной в будущем каких-либо действий.

9. Решение хозяйственного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением решений, которые в соответствии со статьей 205 ХПК подлежат немедленному исполнению. Указание на немедленное исполнение решения должно содержаться в его резолютивной части.

10. В соответствии со статьей 192 ХПК принятое хозяйственным судом решение излагается в письменной форме председательствующим или одним из судей и может быть написано от руки или выполнено с помощью технических средств. Решение подписывается судьей (составом суда) и после этого объявляется в том же заседании, в котором закончилось разбирательство дела, лицам, участвующим в деле. Соблюдение указанных требований обязательно и в случаях объявления только резолютивной части решения. Объявленная резолютивная часть решения хозяйственного суда должна быть подписана судьей (судьями) хозяйственного суда и приобщена к делу. Одновременно судья (председательствующий) объявляет лицам, участвующим в деле, когда они могут ознакомиться с мотивированным решением.

Датой принятия решения считается день его оглашения в судебном заседании. Это правило действует и в тех случаях, когда в судебном заседании объявляется только его резолютивная часть.

11. Решение принимается при условии неизменности состава судей, участвовавших в судебном разбирательстве, при строгом соблюдении принципов судопроизводства в хозяйственном суде и судебного разбирательства (статьи 10, 12, 14, 15, 24, 175, 184 ХПК).

Решение может быть вынесено только тем судьей (судьями), который участвовал в судебном разбирательстве. В случае необходимости замены в процессе рассмотрения дела судьи (включения в состав суда дополнительных судей) выносится определение председателя или заместителя председателя хозяйственного суда и судебное разбирательство производится сначала.

Неподписание решения судьей хозяйственного суда, участвовавшим в рассмотрении дела, либо подписание другими судьями хозяйственного суда, которые не принимали участия в рассмотрении дела, является в любом случае основанием для его отмены.

12. Вынесение дополнительного решения допускается лишь в случаях и по основаниям, прямо предусмотренным статьей 209 ХПК.

Перечень оснований, по которым может быть вынесено дополнительное решение, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Дополнительное решение выносится хозяйственным судом в судебном заседании с соблюдением процессуальных прав лиц, участвующих в деле.

В дополнительном решении хозяйственный суд должен привести мотивы, по которым оно принимается, а в резолютивной части изложить свои выводы по существу поставленного вопроса и принять решение по заявленному и рассмотренному, но не разрешенному хозяйственным судом требованию, либо указать о размере присужденной денежной суммы, либо вынести решение о взыскании, возмещении судебных расходов и др.

Вынесенное дополнительное решение может быть пересмотрено в порядке, установленном для основного решения. В таком же порядке обжалуется определение хозяйственного суда об отказе в вынесении дополнительного судебного постановления.

Хозяйственный суд не вправе выносить дополнительное решение в том случае, когда основания, установленные частью первой статьи 209 ХПК, для его принятия отсутствуют, а имеются основания для пересмотра решения в апелляционном, кассационном порядке или в порядке надзора. В этом случае хозяйственный суд отказывает в принятии дополнительного решения.

Если решение обжаловано (опротестовано) в апелляционном или кассационном порядке и одновременно поставлен вопрос о принятии дополнительного решения, хозяйственный суд сначала решает вопрос о принятии дополнительного решения, а затем направляет дело для рассмотрения в апелляционную или кассационную инстанцию.

13. Разъяснение решения либо исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в решении осуществляется хозяйственным судом в соответствии со статьей 210 ХПК.

Определение о разъяснении решения либо об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок выносится судьей (составом) хозяйственного суда, вынесшим судебное постановление, без проведения судебного заседания.

Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок возможно и по инициативе хозяйственного суда.

В определении об исправлении описок, опечаток или арифметических ошибок указывается о том, что выданный судебный приказ признается утратившим силу и выдается новый судебный приказ в случае, если опиской, опечаткой, арифметической ошибкой затрагивается содержание судебного приказа.

Новый судебный приказ выдается по истечении срока на обжалование определения.

14. Разъяснение решения осуществляется по заявлению лиц, участвовавших в деле. Допускается также возможность разъяснения судебного решения по ходатайству того государственного или иного органа, на который решением хозяйственного суда непосредственно возложено исполнение решения (судебный исполнитель, ликвидационная комиссия, налоговый орган, обеспечивающий взимание средств в доход государства, и др.).

При разъяснении решения хозяйственный суд не вправе изменять его содержание и касаться тех вопросов, которые не являлись предметом судебного разбирательства.

Вышестоящие судебные инстанции, в том числе Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, не вправе разъяснять решение нижестоящего хозяйственного суда.

15. Признать утратившим силу:

постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 октября 2006 г. N 12 "О судебном решении" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 199, 6/664).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: