Может ли орган опеки и попечительства быть истцом в суде

Обновлено: 28.03.2024

1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Комментарий к ст. 78 СК РФ

1. Согласно п. 2 ст. 65 СК (см. комментарий к ней) все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Таким образом, родители могут выбирать обращаться им в орган опеки и попечительства либо сразу в суд. Однако в последнем случае, как следует из п. 1 комментируемой статьи, обязательно участие органа опеки и попечительства.

Споры о праве на воспитание можно подразделять: а) на споры родителей, совместно живущих; и б) споры родителей, раздельно живущих или стремящихся разойтись или развестись; в) споры о праве на воспитание детей между родителями и посторонними людьми.

Ввиду важности вопроса ВС РФ принял специальное Постановление N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей", касающееся рассмотрения судом дел, связанных с воспитанием детей. Согласно п. 1 указанного Постановления, "к спорам, связанным с воспитанием детей, относятся: споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ) и другие".

Таким образом, в данном случае применено расширительное толкование и к спорам, связанным с воспитанием детей, отнесены вопросы, которые имеют к воспитанию детей только косвенное отношение.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится об обязанности органа опеки и попечительства обследовать условия жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, представить суду соответствующий акт и основанное на нем заключение по существу спора.

Как отмечено в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей", при рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении дел

В соответствии со ст. 4 Конвенции о правах ребенка на государство и органы опеки и попечительства возложены обязанности принимать все меры для защиты прав ребенка. Данной норме корреспондирует п. 1 ст. 78 СК РФ, согласно которому при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Статьи 70, 72 и 73 СК РФ предписывают обязательное участие прокурора, а также органа опеки и попечительства в рассмотрении дел о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав.

Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки и попечительства обязан согласно п. 2 ст. 78 СК РФ провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Изучение судебной практики показало, что требование об обязательном привлечении органов опеки и попечительства к участию в делах, связанных с воспитанием детей, абсолютным большинством судов соблюдается. Между тем согласно справкам по материалам обобщения судебной практики Забайкальского краевого суда, Челябинского, Омского и Ленинградского областных судов имелись единичные случаи, когда это требование закона нарушалось, что является недопустимым.

Обобщение судебной практики также показало, что органы опеки и попечительства, участвующие в деле в качестве органа, дающего заключения по делу, нередко привлекаются судами в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Представляется, что такая практика является неправильной по следующим основаниям.

В указанном случае в силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора. Основанием их участия по делам по спорам о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, и защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы. При этом процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи заключения по спору (ст. 47 ГПК РФ), и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 43 ГПК РФ), являются различными.

Необходимо также отметить, что суды по-разному решали вопрос о том, какой орган опеки и попечительства следует привлекать к участию в деле, а также каким органом опеки и попечительства должно быть дано заключение по существу спора в тех случаях, когда один из родителей, претендующий на воспитание ребенка, имеет иное место жительства, чем другой родитель, с которым проживает ребенок (т.е. у родителей разные места жительства).

Так, согласно справке по материалам обобщения судебной практики Калининградского областного суда в указанной ситуации суды области, как правило, к участию в деле привлекали как орган опеки и попечительства по месту жительства истца, претендующего на воспитание ребенка, так и орган опеки и попечительства по месту жительства ответчика, с которым проживал ребенок (либо орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка в детском учреждении), которые давали заключения по существу спора, основанные как на представленном органом опеки и попечительства акте обследования условий жизни по месту проживания истца, претендующего на воспитание ребенка, так и на акте обследования условий жизни по месту жительства ответчика с ребенком.

Вместе с тем в практике судов Калининградской области имели место и иные случаи: акт обследования условий жизни был представлен органом опеки и попечительства как по месту жительства истца, так и по месту жительства ответчика с ребенком, однако письменное заключение по существу спора дано только органом опеки и попечительства по месту жительства истца.

По мнению Калининградского областного суда, письменное заключение по существу спора суду следует истребовать и у органа опеки и попечительства по месту жительства ответчика с ребенком.

Судебная практика по указанному вопросу в судах Алтайского края также была неоднозначна. Вместе с тем, как полагает Алтайский краевой суд, акты обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, должны быть составлены органами опеки и попечительства по месту жительства каждого из этих лиц, однако, по мнению этого же суда, более целесообразным является привлечение судом к участию в деле органа опеки и попечительства по месту рассмотрения спора, который, исходя из представленных актов обследования и других доказательств, и должен дать заключение по существу спора.

По данному вопросу следует придерживаться позиции, высказанной Калининградским областным судом, как наиболее согласующейся с положениями ст. 78 СК РФ и ст. 47 ГПК РФ.

Материалы обобщения судебной практики свидетельствуют о том, что представители органа опеки и попечительства, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, нередко не являются в судебное заседание, в нарушение ч. 1 ст. 167 ГПК РФ о причинах неявки суд не извещают, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении слушания по делу не представляют, что приводит к неоднократному отложению слушания по делу и, как следствие, к нарушению сроков рассмотрения гражданских дел, к несвоевременному восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних детей и других лиц, участвующих в деле.

Зачастую органы опеки и попечительства просят рассмотреть дело без их участия, несмотря на то, что одной из обязанностей, возложенных на эти органы федеральными законами, является защита прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей не только в случаях отсутствия родительского попечения (ст. 121 СК РФ), но и в случаях проживания детей в семьях родителей или усыновителей (ст. 56 СК РФ). Суды, как правило, удовлетворяют такие ходатайства, однако в дальнейшем это нередко приводит к необходимости отложения слушания по делу, поскольку в ходе судебного разбирательства возникают вопросы, разрешить которые без непосредственного участия в судебном заседании представителя органа опеки и попечительства не представляется возможным.

Обобщение судебной практики также показало, что органами опеки и попечительства нередко нарушаются сроки исполнения судебных поручений о проведении обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представления суду акта обследования и основанного на нем заключения по существу спора, однако суды зачастую оставляют эти факты без должного реагирования.

Встречаются случаи, когда заключение составляется органом опеки и попечительства формально (оно не содержит данных, характеризующих отношения в семье между родителями, между ними и ребенком, личностные качества родителей, данных о привязанности ребенка к каждому из родителей, о результатах общения с несовершеннолетним, в нем отсутствует мнение органа опеки и попечительства о целесообразности либо нецелесообразности опроса ребенка в судебном заседании, а также мнение о том, может ли опрос в суде причинить ребенку психологическую травму и т.п.), а иногда и вовсе сведения, изложенные в заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Между тем таким заключениям суды не всегда дают должную оценку.

Имели место также случаи, когда в заключениях органов опеки и попечительства вывод по существу спора не делался, а оставлялся на усмотрение суда (это выявлено, в частности, при рассмотрении ряда дел Таганрогским городским судом Ростовской области). Кроме того, согласно справке по материалам обобщения Ростовского областного суда Константиновским районным судом в 2009 году было рассмотрено два дела при отсутствии акта обследования условий жизни ребенка и заключения органа опеки и попечительства. При этом суд исходил из того, что истцом по делу являлся орган опеки и попечительства, в связи с чем, по мнению суда, заключение по делу приобщать к делу необязательно. Между тем, как правильно указал Ростовский областной суд, такая позиция противоречит требованиям п. 2 ст. 78 СК РФ.

Встречаются случаи приобщения к материалам дела актов обследования условий жизни ребенка, составленных специалистами органа опеки и попечительства, не заверенных надлежащим образом. Однако такие доказательства, как недопустимые, не могут быть положены в основу решения суда.

Кроме того, суды не всегда учитывают, что достаточность и полнота отраженных в актах и заключениях органа опеки и попечительства сведений напрямую зависят от тех вопросов, которые суд ставит перед органом опеки и попечительства, поручая ему проведение по делу обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, и составление заключения. Вместе с тем в выносимых судьями определениях названные вопросы иногда ставятся формально, без учета конкретных обстоятельств дела и заявленных исковых требований.

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательное участие органов опеки в суде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Обязательное участие органов опеки в суде

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 65 "Осуществление родительских прав" СК РФ "По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 66 "Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка" СК РФ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении ходатайства истца об определении места жительства ребенка до вступления решения суда в законную силу, передаче ребенка в рамках дела о требовании истца (матери) к ответчику (отцу) об определении места жительства несовершеннолетней дочери с матерью, передаче ребенка. Как указал суд, согласно п. 6.1 ст. 152 ГПК РФ при рассмотрении споров о детях по требованию родителей (одного из родителей) в предварительном судебном заседании суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей и (или) порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. По данным вопросам выносится определение при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей. В соответствии с п. 2 ст. 66 Семейного кодекса РФ по требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. Разрешая требования, суд указал, что заявленные в ходатайстве требования фактически разрешают спор между сторонами, а кроме того, на момент рассмотрения ходатайства отсутствует заключение органа опеки и попечительства.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обязательное участие органов опеки в суде

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: В каких случаях необходимо заключение органа опеки и попечительства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) При рассмотрении споров о детях по требованию родителей (одного из родителей) в предварительном судебном заседании суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей и (или) порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. По данным вопросам выносится определение при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей (ч. 6.1 ст. 152 ГПК РФ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как определить порядок общения ребенка с бывшим супругом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) По требованию родителей (одного из них) в предварительном судебном заседании суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу окончательного решения суда. По данному вопросу выносится определение при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей. Вступление в силу окончательного решения суда отменяет действие данного определения (п. 2 ст. 66 СК РФ; Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2015 N 2-КГ15-4; ч. 6.1 ст. 152 ГПК РФ).

Нормативные акты: Обязательное участие органов опеки в суде

"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 02.07.2021) По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

Как известно, все судебные споры о детях (определение места жительства ребенка, порядка общения с ребенком, и все прочие “детские” споры, не говоря уже о лишении родительских прав) рассматриваются судом с обязательным привлечением органа опеки и попечительства (статья 78 СК РФ).

Как правило, с тем, чтобы привлечь орган опеки суды справляются. А вот дальше — возникают вопросы.

Во-первых, в качестве кого орган опеки участвует в заседании суда? В значительной части случаев суды привлекают орган опеки и попечительства в качестве третьего лица. Иногда добавляя, что это “третье лицо” не заявляющее самостоятельных требований.

Разумеется, “опека” никакое не “третье лицо”. В соответствии со ст. 47 ГПК РФ, орган опеки и попечительства — самостоятельный субъект гражданского процесса.
Этот орган привлекается судом в силу закона к слушанию по делу для дачи заключения и, основываясь на нормах ст. 78 СК РФ и ст. 47 ГПК РФ проводят обследование условий жизни ребенка и лиц (лица), претендующих на его воспитание, представляют суду акт обследования и основанное на нем заключение.

Третье лицо (по смыслу ст. 42, 43 ГПК РФ) — лица, на чьи права и обязанности может повлиять будущее решение суда. Ни на какие права и обязанности органа опеки и попечительства, как юридического лица (если он вообще является юридическим лицом) повлиять спор о детях между родителями не может. Поэтому, орган опеки и попечительства не является третьим лицом ни по какому гражданскому делу, куда он привлекается в порядке ст. 78 СК РФ.

Первое, на что стоит обратить внимание, что орган опеки и попечительства проводит обследование как условий жизни ребенка, так и условий жизни лиц, претендующих на его воспитание (чаще всего родителей). То есть, если эти лица проживают на территории, подведомственной разным органам опеки и попечительства, необходимо привлекать все органы опеки, по всем адресам указанных лиц. И каждый из них должен составить соответствующий акт и представить заключение по делу[1].

Сложившаяся в Московской области практика, когда органы опеки и попечительства требуют от судов не просто привлечения их в дело, но и издания обязательного определения о проведении обследования жилья и дачи заключения, на законе не основана. В соответствии с установлениями ГПК вопрос о привлечении органа опеки и попечительства решается судом не обязательно отдельно изготовленным определением, а может носить характер протокольного (ч. 2 ст. 224 ГПК РФ), либо этот вопрос может быть разрешен при решении вопроса о приеме искового заявления и подготовки к делу (ст. 150 ГПК РФ). При этом высылка органу опеки и попечительства (как и прокурору, например) каких-либо материалов дела, законом не предусмотрена. Исключение составляют случаи, когда орган опеки является по делу истцом (или ответчиком), но в данной работе мы их не рассматриваем.

В соответствии с императивными требованиями, орган опеки и попечительства, привлеченный к делу обязан провести обследование условий жизни и представить акт об этом и заключение, основанное на этом акте, суду.

Никаких дополнительных распоряжений для этого суду давать не надо. Принцип разумности и так обязывает суд назначить дело к слушанию (или провести предварительное судебное заседание) с таким расчетом, чтобы участвующие в деле лица успели выполнить свои процессуальные обязанности.

Таким образом, само по себе привлечение органа опеки и попечительства к делу (даже выраженное в извещении о предстоящем судебном заседании) обязывает орган опеки провести обследование условий жизни и дать заключение по иску.

Как установлено требованиями ГПК, разъясненными Верховным Судом[2], акт обследования жилищно-бытовых условий должен быть представлен органом опеки на предварительное судебное заседание. Автор полагает, что без получения этого документа, суд не вправе считать дело подготовленным к слушанию и назначать основное судебное заседание.

Форма акта обследования жилищно-бытовых условий установлена Приказом Минобрнауки от 14.09.2009 № 334 (Приложение № 3) и подлежит применению и в данном случае как в силу аналогии права, так и в силу рекомендаций органов опеки и попечительства ряда субъектов федерации. Подчеркну, что данная форма акта не является обязательной (то есть, её несоблюдение не будет приводить к ничтожности документа), однако, органам опеки и попечительства рекомендуется использовать именно её. На это, в основном, ориентированы и суды.

Момент, когда органом опеки и попечительства будет дано заключение по существу спора, законодательством не установлен. Однако, поскольку оно входит в число доказательств по делу, заявлено оно должно быть до прения сторон, и, кроме того, должно быть сделано в письменном виде, путём составления документа, подписанного лицом, имеющим соответствующие полномочия.

Необходимо учесть, что в случае если полномочия органа опеки и попечительства делегированы законом субъекта федерации на уровень органов местного самоуправления, такое заключение должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления (в Москве — руководителем муниципалитета), либо лицом, специально на это уполномоченным (например, доверенностью руководителя муниципалитета).

В субъектах федерации, где органом опеки и попечительства является орган исполнительной власти субъекта федерации, заключения должны подписываться руководителем такого органа, либо иными лицами, но по доверенности от руководителя, либо, в силу установленных в Положениях об этих органах полномочий, иными лицами.

При этом должности этих лиц должны быть прямо указаны в Положении о данном органе, а суду представляться документы об их назначении на эти должности.

В Московской, например, области, руководители территориальных отделов и управлений по опеке и попечительству действуют на основании доверенностей, выданных министром образования области[3]. Заключение органа опеки, во всяком случае, не может быть выражено устно в заседании.

Вопрос об обязательном присутствии (участии) органа опеки и попечительства в конкретном слушании дела законодателем разрешен. Обязательным является участие органа опеки и попечительства в заседаниях по усыновлению (ст. 273 ГПК РФ). Во всех остальных случаях законодатель не установил обязательность участие представителя органа опеки и попечительства (как и прокурора) в каждом судебном заседании, обязав лишь представить соответствующее заключение по делу.

Следует учесть, однако, что при решении ряда вопросов, например, при рассмотрении иска о лишении родительских прав, суд может принять решение о передаче ребенка органу опеки и попечительства, причем обратить это решение к немедленному исполнению, принять иные решения, прямо обязывающие орган опеки совершить какие-либо немедленные действия. В этом случае, непосредственное участие представителя органа опеки и попечительства в заседании крайне желательно.
________________
[1] Данная позиция разделяется Верховным судом РФ в “Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей”, утвержденных Президиумом ВС РФ 20.07.2011.
[2] Пункт 3 Постановления Пленума ВС РФ № 10 от 27 мая 1998 года “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”.
[3] При этом следует учесть, что доверенности, выдаваемые, в свою очередь руководителями территориальных органов своим подчиненным — являются доверенностями в порядке передоверия и подлежат обязательному нотариальному заверению (ст. 187 ГК РФ). Данное требование почти никогда не соблюдается, что ставит под вопрос множество судебных решений, принятых с участием лиц, имеющих такие “простые” передоверия.

Участие представителей органа опеки и попечительства в судебных заседаниях по гражданским делам.

Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному (детскому) праву,

Органы опеки и попечительства — частые участники судебных заседаний по гражданским делам, если в иске так или иначе затрагиваются права ребенка, в том числе и оставшихся без попечения родителей. Однако, привлечение органа опеки к участию в деле вызывает многие вопросы в правоприменительной практике, на которые автор постарался ответить.

Органы опеки какой территории должны привлекаться к делу

Судья, принимая дело к производству, и определяя, каких лиц вызывать в суд, решает этот вопрос самостоятельно, и, в принципе, может привлечь к участию любой орган опеки, принадлежащий любой территории, если почему-то посчитает необходимым услышать их мнение в процессе.

Верховный суд, в обзоре практики рассмотрения дел о спорах о детях, утвержденном в 2011 году, признал правильной практику судов, привлекающих к делу для дачи заключения органы опеки и попечительства как по месту жительства одного родителя, претендующего на воспитание ребенка, так и по месту жительства другого родителя.

Во всяком случае, необходимо привлекать к делу орган опеки и попечительства, обладающий полномочиями по отношению к населению того места, где ребенок фактически проживает. Такой орган опеки, если можно так выразится, «главный» в данном деле, поскольку именно он обследовал условия жизни ребенка, и именно он делает вывод об интересах ребенка, так как разговаривал с ним (тем более, в том случае, если ребенок не достиг десяти или четырнадцати лет, и вряд ли будет вызван в судебное заседание).

Кроме того, объяснимой является практика привлечения судом к делу органа опеки и попечительства по месту регистрации ребенка по месту жительства, даже если ребенок там фактически не проживает.

Действия органа опеки после привлечения к делу

Учитывая, что орган опеки и попечительства привлекается к делу на основании ст. 47 ГПК РФ, он обязан дать заключение по существу спора во всех случаях, когда привлечен к делу. Законодательство не содержит каких-то других оснований для подготовки заключения по делу (например, обязательное издание определения суда), то есть сам факт привлечения органа опеки к участию в деле подразумевает, что целью этого является дача заключения по делу.

Органы опеки участвуют в деле именно как орган государственной власти (или местного самоуправления), орган опеки и попечительства, для дачи заключения по делу. Неправильным (но, увы, широко распространенным) является привлечение к делу органа опеки как «третьего лица». Третье лицо (заявляющее или не заявляющее требований по существу иска) — это те юридические и физические лица, чьи права и законные интересы затрагиваются рассматриваемым иском. Орган опеки и попечительства к рассматриваемому спору непричастен, никакие его права и обязанности не рассматриваются. Поэтому привлекать его в качестве третьего лица — неправильно. Орган опеки и попечительства в процессе действует, подобно прокурору, то есть рассматривает обстоятельства дела — и дает по ним заключение об обоснованности иска и его соответствии интересам детей.

В случае, если орган опеки обращается в суд с иском (например, об ограничении родительских прав), то, выступая на стороне истца, является лишь законным представителем несовершеннолетнего, от имени которого и обращается в суд. Орган опеки, в общем случае, не может подать иск в суд в интересах несовершеннолетнего, если не является его законным представителем (то есть, ребенок — не оставшийся без попечения родителей). И даже те случаи, когда иск подается в защиту прав несовершеннолетнего «при живых родителях», это право особо прописано в ст. 46 ГПК РФ, является исключением. В этом случае, орган опеки (обратившийся с иском), будет действовать и в соответствии со ст. 46 ГПК РФ (как орган, выступающий в защиту гражданина), и в соответствии со ст. 47 (как орган, дающий заключение по делу)

Если иск не связан с воспитанием детей, акт обследования не является обязательным документом для предоставления в суд. Во всяком случае, норм законодательства, устанавливающих обязанность проводить обследование условий жизни ребенка при рассмотрении, например, жилищного или имущественного спора, нет.

Если иск связан с воспитанием детей (например, определение порядка общения с ребенком, определение места жительства ребенка, лишение родительских прав или восстановление в родительских правах и т.д.), то орган опеки и попечительства, в силу ст. 78 СК РФ, обязан провести обследование условий жизни ребенка, а также лиц, претендующих на его воспитание, и предоставить суду акт обследования и основанное на нем заключение по делу.

Акт обследования проводится по месту фактического проживания указанных лиц или ребенка, адрес которого органы опеки получают или из материалов дела, или из судебного запроса (определения, письма). Однако, такой запрос или письмо не является обязательными.

При этом акт обследования условий жизни должен представлен органом опеки на предварительное судебное заседание или в рамках досудебной подготовки (а не на основное судебное заседание), а вот момент предоставления заключения по иску не описан в законодательстве, то есть оно может быть представлено и на последнее перед вынесением решения заседание.

Форма заключения по иску (заявлению)

Заключение по иску или заявлению (например, об установлении усыновления) дается от имени органа опеки и попечительства, а это значит что подписывать его должен руководитель органа опеки и попечительства или специально уполномоченное на это лицо.

Если полномочия органов опеки и попечительства не делегированы органам местного самоуправления, что допускается пунктом первым ст. 34 ГК РФ, органом опеки и попечительства является орган исполнительной власти субъекта федерации.

В Московской области органом опеки и попечительства является Министерство образования Московской области, которое, по доверенности, делегирует право подписания, в том числе, заключений по искам, руководителям управлений и отделов опеки и попечительства по территориальным единицам Московской области. В таком случае, к делу привлекается Министерство образования Московской области (но не отдел или управление), а в суд предоставляется заключение, подписанное, например, начальником управления опеки и попечительства по городскому округу.

В Москве, согласно положениям о Департаменте социальной защиты населения города Москвы, начальники Управлений социальной защиты населения по районам города осуществляют функции по опеке и попечительству, и, следовательно, начальники соответствующих управлений и могут подписывать заключения в суд. Но и в этом случае, к участию в деле юридически грамотно привлекать орган опеки и попечительства субъекта федерации — Департамент соцзащиты, а не его территориальное подразделение — районное управление. Однако, на практике, суды направляют повестки непосредственно в соответствующее территориальное управление соцзащиты.

Учитывая требование Верховного Суда, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» о необходимости подписания заключения определенным должностным лицом, дача заключения по делу устно, в судебном заседании, недопустима.

Разумеется, этот порядок следует применять, по аналогии, и при рассмотрении иных, даже не связанных с воспитанием детей, дел, поскольку суду требуется не заключение представителя органа опеки, явившегося в суд, а заключение органа, а, следовательно, это заключение должно быть подписано первым лицом органа, руководителем.

Непосредственное участие органа опеки в судебном заседании

По общему правилу, орган опеки и попечительства обязан принимать участие в каждом судебном заседании по делу, к которому привлечен. Право просить суд рассмотреть дела без своего участия предоставлено законом только сторонам (то есть, истцу и ответчику, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ). У органов, участвующих в рассмотрении дела для дачи заключения, такого права законом не предусмотрено, и неявка в суд представителя органа опеки должна сопровождаться извещением суда о причинах неявки.

Наряду с этим, единственное правовое, предусмотренное ГПК РФ, последствие неявки представителя органа опеки в суд — это рассмотрение дела без его участия. Однако, надо иметь в виду, что поскольку исполнение своих процессуальных обязанностей (дача заключения по делу) невозможно в полной мере, без присутствия на судебных заседаниях (поскольку процесс устный, и всё, что исследуется по делу в суде, должно быть произнесено), суд вправе обратить внимание вышестоящих должностных лиц или прокуратуры на отношение органа опеки к исполнению своих процессуальных обязанностей изданием частного определения по этому вопросу. Автору известны случаи, когда по результатам рассмотрения частного определения суда об игнорировании органом опеки запросов и вызовов суда были приняты кадровые решения в территориальном органе опеки.

Непредставление в суд письменного заключения по делу или акта обследования условий жизни, поскольку они являются доказательствами по делу, может привести к наложению на должностных лиц органа опеки и попечительства штрафа в размере до 1000 рублей.

В ряде случаев присутствие представителя органа опеки и попечительства обязательно. Таких случаев — три. Рассмотрение дела об усыновлении (участие в закрытом судебном заседании при рассмотрении дела по существу, наряду с заявителями и прокурором), а также рассмотрение вопроса об определении места жительства ребенка и (или) порядка общения с ребенком на срок до вступления в силу решения суда по делу. Такая просьба рассматривается в предварительном судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и при наличии письменного (и подписанного надлежащим лицом) заключения по этому вопросу.

Третий случай, когда участие органа опеки и попечительства обязательно — рассмотрения заявления о возвращении ребенка или получении доступа к ребенку в рамках международных договоров Российской Федерации (в частности, по Конвенции о похищении детей), в соответствии с правилами главы 22.2 ГПК РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: