Нормативные правовые основания профилактической работы с ранее судимыми лицами

Обновлено: 01.05.2024

Из года в год значительный удельный вес в общей структуре преступности (более 50 %) занимают повторные преступления, т.е. преступления, совершенные лицами, ранее их уже совершавшими.

В чем причина такого положения дел и как это предотвратить? Что следует знать соответствующей аудитории, чтобы не совершать повторные преступления?

Об этом поговорим с гостем студии - начальником отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов прокуратуры Республики Саха (Якутия) Владимиром Рабиновичем.

Владимир Львович, здравствуйте! Насколько серьёзно стоит вопрос повторной преступности в нашей республике?

В 2020 году в республике совершено 4479 повторных преступлений (+0,7%; 4447), в том числе совершенных ранее судимыми лицами (+3,4%; 2111/2183), из них в период отбывания условного срока наказания (+4%, 372/386), находящимися под административным надзором (+3,7%;132/137).

Произошло снижение количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных ранее судимыми лицами (-12,1%; с 575 до 505),, в том числе убийств.

Уровень повторных преступлений является одним из основных индикаторов эффективности работы правоохранительных органов и иных субъектов системы профилактики. В указанной связи противодействие повторным преступлениям является приоритетным направлением деятельности и правоохранительных органов, и органов прокуратуры.

Каковы основные причины и условия повторных преступлений?

Повторная преступность, как социальное явление, зависит от многих факторов: от социально-экономического состояния, уровня занятости, безработицы, алкоголизации, достаточности объектов социальной инфраструктуры, уровня правовой культуры населения, доступности и ощутимости мер государственной поддержки, возможности оборвать ранее возникшие «криминальные связи» и восстановить семейные родственные отношения и т.д.

Основными обстоятельствами совершения повторных преступлений остаются бытовая и социальная необустроенность, отсутствие постоянного заработка, алкоголизация. Так, согласно проведенному анализу 71,3% ранее судимых лиц, повторно привлечённых к уголовной ответственности, не имели постоянного источника дохода, более 63,0% на момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного опьянения.

Какая в республике проводится работа по профилактики повторной преступности ?

Прокуратурой республики обеспечено взаимодействие с правоохранительными структурами и субъектами системы профилактики по вопросам противодействия повторным преступлениям.

За последние годы проблемные вопросы межведомственного взаимодействия в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, рассмотрены на межведомственных совещаниях, координационном совещании руководителей правоохранительных органах, Координационном Совете по обеспечению правопорядка при Главе РС(Я).

По инициативе прокуратуры республики с участием министерств и ведомств реализуется межведомственный комплексный План совместных профилактических мероприятий по противодействию рецидивной преступности, в том числе направленные на совершенствование механизмов по социальной реабилитации ранее судимых лиц, организацию их занятости, обучения.

Мерами прокурорского реагирования в деятельности органов местного самоуправления, занятости и работодателей устранялись нарушения в сфере квотирования рабочих мест, осуществления административного надзора правоохранительными органами.

При этом надзорная деятельность также направлена на разобщение устойчивых криминальных связей и окружение ранее судимых лиц людьми, положительно на них влияющими. В данной работе привлекаются иные субъекты профилактики в целях вовлечения освободившихся из мест лишения свободы лиц к труду, культурно-спортивным мероприятиям, организации их досуга и занятости.

Какие проблемы имеются при проведении профилактической работы?

Учитывая, что безденежье, отсутствие работы являются одним из основных причин совершения повторных преступлений, прокуратура обращает особое внимание на реализацию мероприятий по обучению осужденных, получению ими востребованных на рынке труда профессий. Органами занятости совместно с УФСИН РФ по РС(Я) на системной основе проводится работа по профессиональной ориентации, переобучению лиц, находящихся в местах лишения свободы и состоящих на учёте в УИИ. Начиная с 2019 года, УФСИН РФ по РС (Я) совместно с министерством образования и науки РС (Я) организовано обучение условно осужденных лиц в профессиональных образовательных организациях.

В целях организации эффективного содействия занятости граждан, освобожденных из мест лишения свободы и условно осужденных к лишению свободы, Государственным комитетом РС (Я) по занятости населения реализуется пилотный проект «Труд – путь к новой жизни» в двух центрах занятости населения: в Хангаласском и городе Якутске, где имеются исправительные колонии и колонии поселения. По итогам реализации проекта трудоустроено 46 чел освобожденных и условно осужденных граждан.

Хотелось бы, чтоб более шире использовались возможности дистанционного образования осужденных.

Ежегодно из мест лишения свободы освобождается более 800 человек, которые нуждаются в социальной поддержке.

Несмотря на то, что администрациями исправительных учреждений за 6 месяцев до освобождения лиц уведомляются органы местного самоуправления и занятости о предстоящем освобождении, данная работа на сегодняшний день остается низкоэффективной.

В целях устранения причин и условий, способствующих совершению повторных преступлений, необходимо оказать правовую, социальную, психолого-педагогическую, медицинскую и иную помощь, адаптировать их к общественной жизни.

Многие осужденные за время отбывания срока наказания теряют родственные связи, в связи с этим очень актуальным остаётся оказание психологической помощи не только освобождаемому, но и его окружению.

Что необходимо совершенствовать для улучшения состояния профилактики правонарушений?

Требуется совершенствования действующего законодательства в данной сфере. Поскольку отсутствуют подзаконные акты по реализации норм Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", Закона Республики Саха (Якутия) "О профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия)", в том числе по осуществлению информационного обмена о лицах, состоящих на профилактических учетах и нуждающихся в услугах по ресоциализации адаптации.

В настоящее время по инициативе Уполномоченного по правам человека в РС(Я) разработан законопроект «О ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера», нормами которого будет определен уполномоченный орган, координирующий деятельность иных субъектов системы профилактики.

Возможно ли гражданину предотвратить совершение повторного преступления и что для этого необходимо?

Гражданам, ранее совершавшим преступления, прежде всего, следует знать, что на сегодняшний день в республике услуги по социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, предоставляются министерствами труда и социального развития (единовременная денежная помощь, предоставление временного приюта), по делам молодежи и семейной политике (психологическая помощь), здравоохранения (специализированная медицинская поморщь больным туберкулезом).

Непосредственно после освобождения с целью поиска работы необходимо обратится в центр занятости населения, которые имеются в каждой районной администрации, с целью встать на учет для дальнейшего трудоустройства, а также обучения в случае отсутствия специального образования либо переподготовки.

Граждане, ранее совершавшие преступления, в т.в. освободившиеся из мест лишения свободы, всегда имеют трудности в трудоустройстве по найму. В указанной связи они должны знать не только возможности, которые есть в органах занятости, но также и то, что занятость может быть обеспечена реализацией своего права на осуществление самозанятости, а также предпринимательской деятельности.

При этом, такие граждане должны знать, что у них есть для этого способности и не сомневаться в них, а также они должны владеть информацией, как открыть собственное дело, какие есть льготы и гарантии для начинающих предпринимателей и т.д. Такую информацию в полном объёме предоставляют в офисах «Мой бизнес».

Также люди должны знать информацию о вреде алкоголя и его последствиях, как найти работу и постоянный источник дохода, как организовать свой досуг и как достичь успеха в жизни. Не менее важным является возможности получения бесплатной наркологической помощи, сведений об общественных организациях, оказывающих содействие в борьбе с алкоголизмом и злоупотреблением.

Указанная информация по инициативе прокуратуры республики собрана всеми заинтересованными ведомствами – субъектами профилактики и размещена на сайте Министерства по делам молодёжной политики и социальным коммуникациям РС(Я) в разделе «Материалы социально-просветительской акции «Жизнь без алкоголя – залог успеха!».

С целью получения социально-бытовой, психологической, правовой помощи, помощи в восстановлении документов на территории республики осуществляют свою деятельность общественные организации, которые готовы оказать необходимую помощь. К примеру в г. Якутске осуществляет свою деятельность общественная организация социальной защиты граждан, склонных к употреблению психоактивных веществ, и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы под названием «Алмаз». В Нюрбинском районе психологическую и иную помощь, лицам освободившимся из мест лишения свободы осуществляет автономная некоммерческая организация «Тускул». Непосредственно о месте расположения, контактных данных общественных организации можно уточнить в исправительных учреждениях.

Кроме того для получения психологической помощи осужденным без лишения свободы, отбывающим наказания условно, с целью получения психологической помощи необходимо обратится в государственное бюджетное учреждение РС(Я) (ГБУ) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи», который имеет 19 филиалов по всей республики. УФСИН по РС(Я) ежегодно заключается соглашение о взаимодействии с данном центром с целью психологического сопровождения осужденных стоящих на учете в филиалах уголовно-исполнительной инспекции.

  • Приложение. Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
    • Приложение N 1. Дело административного надзора на лицо, освобожденное из мест лишения свободы, в отношении которого судом установлены административные ограничения и определены обязанности
    • Приложение N 2. Заключение о заведении дела административного надзора на лицо, освобожденное из мест лишения свободы, в отношении которого установлены административные ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации
    • Приложение N 3. График прибытия поднадзорного лица на регистрацию
    • Приложение N 4. Лист проверки дела административного надзора
    • Приложение N 5. Заявление
    • Приложение N 6. Заявление
    • Приложение N 7. Заявление о досрочном прекращении административного надзора
    • Приложение N 8. Решение о прекращении административного надзора на лицо, освобожденное из мест лишения свободы, в отношении которого установлены административные ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации
    • Приложение N 9. Информация
    • Приложение N 10. Маршрутный лист
    • Приложение N 11. Лист учета ежемесячных проверок поднадзорного лица по информационно-справочным учетам о совершенных административных правонарушениях
    • Приложение N 12. Журнал учета лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации судом установлены ограничения
    • Приложение N 13. Информационная карточка на поднадзорное лицо
    • Приложение N 14. Сторожевой листок
    • Приложение N 15. Регистрационный лист поднадзорного лица
    • Приложение N 16. Предупреждение
    • Приложение N 17. Анкета поднадзорного лица
    • Приложение N 18. Лист учета профилактических мероприятий
    • Приложение N 19. Акт посещения поднадзорного лица по месту жительства или пребывания
    • Приложение N 20. Предписание
    • Приложение N 21. Уведомление
    • Приложение N 22. Уведомление о прекращении административного надзора
    • Приложение N 23. Уведомление о приостановлении течения срока административного надзора

    Приказ МВД РФ от 8 июля 2011 г. N 818
    "О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

    С изменениями и дополнениями от:

    30 июня 2012 г., 25 июня 2014 г., 29 марта 2017 г., 23 марта 2018 г., 17 марта 2020 г., 9 февраля 2021 г.

    В целях реализации Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"*(1) - приказываю:

    1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы*(2).

    Информация об изменениях:

    Пункт 2 изменен с 28 апреля 2018 г. - Приказ МВД России от 23 марта 2018 г. N 154

    2. Начальникам подразделений центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации организовать изучение личным составом подчиненных подразделений требований настоящего Порядка и реализацию его положений.

    3. ГИАЦ (Е.В. Мартынову), ДИТСиЗИ (М.Л. Тюркину), ГУОООП (Ю.Н. Демидову) МВД России в срок до 1 сентября 2011 года проработать вопрос и доложить предложения по организации учета лиц, указанных в подпункте 6.1 настоящего приказа, на федеральном и региональных уровнях (ИБД-Ф, ИБД-Р).

    4. ГУОООП (Ю.Н. Демидову), ДИТСиЗИ (М.Л. Тюркину), ГИАЦ (Е.В. Мартынову) МВД России, ФМС России (К.О. Ромодановскому) в срок до 1 сентября 2011 года проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации взаимодействия территориальных органов МВД России и ФМС России по учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства, оформлению и выдаче паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации и за ее пределами.

    5. ГУОООП МВД России (Ю.Н. Демидову) в срок до 1 сентября 2011 года подготовить и доложить согласованные с Минюстом России предложения о целесообразности издания межведомственного приказа, определяющего порядок взаимодействия и осуществления административного надзора территориальными органами МВД России и ФСИН России.

    6. Министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации:

    Информация об изменениях:

    Подпункт 6.1 изменен с 28 апреля 2018 г. - Приказ МВД России от 23 марта 2018 г. N 154

    6.1. Обеспечить формирование в прикладном сервисе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России - Сервисе обеспечения охраны общественного порядка*(3) учета сведений по лицам, в отношении которых судом установлен административный надзор, а также освобожденным из мест лишения свободы и имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение:

    тяжкого или особо тяжкого преступления;

    преступления при рецидиве преступлений;

    умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

    двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации*(4).

    6.2. Организовать проведение мероприятий по подготовке и направлению в судебные органы материалов, необходимых для установления административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы до 1 июля 2011 года и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном и особо опасном рецидиве преступлений.

    Информация об изменениях:

    Приказом МВД России от 29 марта 2017 г. N 166 в подпункт 6.3 внесены изменения

    6.3. Обеспечить взаимодействие в рамках реализации предоставленных полномочий с территориальными органами ФСИН России и судебными органами по вопросам осуществления административного надзора за лицами, указанными в подпункте 6.1 настоящего приказа.

    6.4. Предусмотреть создание в пределах имеющейся штатной численности подразделений по организации и осуществлению административного надзора в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях*(5).

    7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

    Регистрационный N 21672

    *(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2011, далее - "Федеральный закон".

    *(2) Далее - "Порядок".

    *(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848; 2009, N 52, ст. 6453; 2010, N 19, ст. 2289; N 21, ст. 2525; 2011, N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1166; 2015, N 6, ст. 885; 2016, N 27, ст. 4262; 2018, N 9, ст. 1292.

    *(5) За исключением линейных отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

    С 1 июля 2011 г. вступил в силу Закон, который предусматривает введение административного надзора за определенными лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Установлено, как орган внутренних дел должен наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом по месту жительства или пребывания установленных судом административных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им предусмотренных обязанностей.

    Надзор осуществляется подразделениями по организации и осуществлению административного надзора или должностными лицами, на которых возложены соответствующие обязанности, управлений, отделов МВД России по муниципальным образованиям, ЗАТО, на особо важных и режимных объектах, Управления Министерства на комплексе "Байконур" (далее - территориальные органы). Цель - предупредить совершение поднадзорными повторных преступлений и других правонарушений, оказать на них индивидуальное профилактическое воздействие.

    Начальник территориального органа, организуя мероприятия по осуществлению надзора, утверждает график прибытия по решению суда поднадзорного лица в территориальный орган на регистрацию. Направляет на рассмотрение в суд заявления об установлении (продлении) срока административного надзора либо о его досрочном прекращении, о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному административных ограничений и др.

    На сотрудников подразделения по надзору (иные должностные лица) возложено ведение учета поднадзорных. Они наблюдают за ними в течение срока надзора. Вызывают поднадзорное лицо в территориальный орган, получают от него сведения по вопросам соблюдения им ограничений и выполнения возложенных обязанностей. Проводят с ним во время постановки на учет профилактическую беседу, в ходе которой разъясняют его права и обязанности, предупреждают об ответственности. Реализуют мероприятия за выполнением поднадзорным установленных ограничений и др.

    Посещают поднадзорных по месту жительства (пребывания) в определенное время суток, в течение которого им запрещено находиться вне указанных помещений, участковые уполномоченные полиции. Они, участвуя в осуществлении административного надзора, также наблюдают за поднадзорными. Проводят с ними индивидуальную профилактическую работу, в ходе которой получают от них сведения по вопросам нарушения ими ограничений и невыполнения обязанностей, и др.

    По задержанию поднадзорных лиц, уклоняющихся от надзора и скрывающихся от органов дознания, принимают меры оперативные дежурные дежурных частей территориальных органов, сотрудники линейных управлений, отделов МВД России на ж/д, водном и воздушном транспорте, линейных отделений, пунктов полиции.

    Приказ МВД РФ от 8 июля 2011 г. N 818 "О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

    Регистрационный N 21672

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 26 августа 2011 г. N 189

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Приказ МВД России от 9 февраля 2021 г. N 54

    Изменения вступают в силу с 5 июня 2021 г.

    Приказ МВД России от 17 марта 2020 г. N 164

    Изменения вступают в силу с 4 июля 2020 г.

    Приказ МВД России от 23 марта 2018 г. N 154

    Изменения вступают в силу с 28 апреля 2018 г.

    Приказ МВД России от 29 марта 2017 г. N 166

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Приказ МВД России от 25 июня 2014 г. N 534

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Приказ МВД РФ от 30 июня 2012 г. N 657

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
      • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
      • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
      • Статья 3. Правовая основа системы профилактики правонарушений
      • Статья 4. Принципы профилактики правонарушений
      • Статья 5. Субъекты профилактики правонарушений
      • Статья 6. Основные направления профилактики правонарушений
      • Статья 7. Государственные и муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений
      • Статья 8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики правонарушений
      • Статья 9. Полномочия органов прокуратуры Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений
      • Статья 10. Полномочия следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений
      • Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений
      • Статья 12. Права органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений
      • Статья 13. Права лиц, участвующих в профилактике правонарушений
      • Статья 14. Обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений
      • Статья 15. Виды профилактики правонарушений
      • Статья 16. Основания для осуществления профилактики правонарушений
      • Статья 17. Формы профилактического воздействия
      • Статья 18. Правовое просвещение и правовое информирование
      • Статья 19. Профилактическая беседа
      • Статья 20. Объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения
      • Статья 21. Профилактический учет
      • Статья 22. Внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения
      • Статья 23. Профилактический надзор
      • Статья 24. Социальная адаптация
      • Статья 25. Ресоциализация
      • Статья 26. Социальная реабилитация
      • Статья 27. Помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми
      • Статья 28. Права лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений
      • Статья 29. Функционирование системы профилактики правонарушений
      • Статья 30. Координационные органы в сфере профилактики правонарушений
      • Статья 31. Информационное обеспечение профилактики правонарушений
      • Статья 32. Мониторинг в сфере профилактики правонарушений
      • Статья 33. Приведение законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
      • Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ
      "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"

      Принят Государственной Думой 10 июня 2016 года

      Одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 года

      ГАРАНТ:

      См. комментарии к настоящему Федеральному закону

      Президент Российской Федерации

      Москва, Кремль
      23 июня 2016 года
      N 182-ФЗ

      Закон об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации вводит единообразие и системность правового обеспечения профилактической деятельности.

      В нем определены основные принципы и направления профилактики правонарушений; разграничены полномочия органов госвласти и местного самоуправления в данной сфере. Закреплено право граждан и организаций участвовать в профилактике правонарушений.

      Закон выделяет виды профилактики. Общая предполагает выявление и устранение причин и условий для правонарушений; повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан. На коррекцию поведения конкретного лица направлена индивидуальная профилактика.

      Устанавливаются основания и порядок применения специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного характера.

      Определены формы профилактического воздействия. В их числе - правовое просвещение и правовое информирование граждан; профилактические беседы с гражданами; профилактический учет и надзор; социальная адаптация и реабилитация; ресоциализация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

      Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования.

      Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"

      В ч. 1 ст. 18 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) содержится законодательное определение рецидива преступлений: «Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление».

      Уже из законодательной трактовки можно выделить два основных признака рецидива: во-первых, это совершение лицом в разное время двух и более умышленных преступлений; во-вторых, необходимо наличие судимости за предшествующее преступление. Причем неважно, отбывало ли лицо наказание по предшествующему приговору или нет.

      Профилактика рецидивных преступлений является частью общих профилактических мероприятий. Но она имеет свои характерные особенности. Предупреждение рецидивной преступности предполагает активное, целенаправленное воздействие на весь комплекс обусловливающих ее причин и условий. Это воздействие осуществляется путем применения различных по своему содержанию мер на общесоциальном, социально-криминологическом и индивидуальном уровнях. Особенности рецидивной преступности, специфика некоторых обстоятельств, ее обусловливающих, предопределяют необходимость осуществления ряда специальных мер правового, организационного, педагогического и иного характера, направленных на недопущение возврата на преступный путь тех, кто уже подвергался уголовному наказанию, предупреждение и снижение повторных преступлений. Целям предупреждения рецидива преступлений служит также рациональная система назначения и исполнения наказаний. Важную роль в предупреждении рецидива преступлений играет педагогический процесс, организуемый в исправительных учреждениях УИС. Он направлен на искоренение у осужденных антиобщественных взглядов и наклонностей, привитие им уважения к законам, на формирование привычки к труду, чувства долга и ответственности за свое поведение и других положительных качеств. Важной составной частью работы по предупреждению рецидива преступлений является подготовка к освобождению лиц, отбывших наказание. В процессе этой работы с ними проводятся беседы, в ходе которых выясняется, где они намерены проживать, работать или учиться после освобождения. При этом необходимо дать правильную оценку степени исправления каждого из осужденных, обеспечить строго индивидуальный подход к выбору оптимальных для данного лица путей и средств приобщения к честной трудовой жизни. Повышенного внимания на подготовительном этапе требуют инвалиды, престарелые, отказывающиеся вернуться к прежнему месту жительства, осужденные, не имевшие до осуждения постоянного места жительства, несовершеннолетние, особо опасные рецидивисты, судимые три и более раза за умышленные преступления, подлежащие к взятию под административный надзор, не встающие на путь исправления либо не отказавшиеся от намерений продолжить преступную деятельность. В отношении перечисленных категорий лиц подготовительная работа по трудовому и бытовому устройству проводится заблаговременно даже в том случае, если они отказываются от помощи в решении этих вопросов. Для обеспечения успешной социальной адаптации лиц, отбывших наказание, в территориальные органы из исправительного учреждения представляется информация об их личности, индивидуально-психологических особенностях, поведении во время отбывания наказания, степени исправления и другие сведения, необходимые для организации индивидуально-профилактической работы. По прибытии освобожденных к избранному месту жительства сотрудники полиции проводят с ними беседы, разъясняют порядок прописки, трудоустройства. В случае необходимости им оказывается конкретная помощь в обеспечении работой, жильем, в решении других вопросов жизненного устройства. Организуется целенаправленная воспитательная работа с привлечением представителей общественности трудовых коллективов и по месту жительства. Осуществляя общую профилактику рецидива преступлений, органы внутренних дел проводят комплексные проверки условий жизни, труда, поведения в быту лиц, освобожденных из мест лишения свободы, выявляют и обеспечивают оперативное прикрытие мест концентрации ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. При проведении мероприятий по выявлению и устранению причин и условий рецидивной преступности органы внутренних дел должны поддерживать постоянную связь с различными государственными органами и общественными организациями. Есть свои особенности (с учетом задач предупреждения рецидива преступлений) у таких общепрофилактических мероприятий, как выступления сотрудников органов внутренних дел по месту жительства, по радио и телевидению, в печати по вопросам укрепления общественного порядка и борьбы с правонарушениями, в иных формах их участия в правовом воспитании граждан. В частности, определенное сдерживающее значение имеет разъяснение правовых последствий судимости, признания некоторых категорий судимости особо опасным рецидивом, законодательства об административном надзоре за судимыми лицами и других законов, регулирующих правовые вопросы борьбы с рецидивом преступлений. Одной из важных задач индивидуальной профилактической работы органов внутренних дел является своевременное и полное выявление ранее судимых, которые в силу сложившихся антиобщественных взглядов, привычек, наклонностей могут вновь встать на преступный путь. Необходимым условием осуществления контроля за поведением ранее судимых и проведения с ними индивидуальной воспитательной работы является глубокое и всестороннее изучение их личности, прошлого, связей, обстановки в семье, жилищно-бытовых условий, материальной обеспеченности, планов на будущее и т.д. Информацию, полученную из бесед с освобожденными, их родственниками и лицами из ближайшего окружения, путем ознакомления с условиями и труда их жизни, а также сведения о личности осужденного, поступившие в полицию из исправительных учреждений, работники полиции внимательно анализируют и используют в профилактической работе. Наряду с профилактическими мероприятиями, проводимыми по месту работы и жительства, ранее судимых лиц, большое значение имеет устранение условий, способствующих рецидиву преступлений, возникающих в сфере досуга. Необходимо иметь в виду, что связи ранее судимых лиц на основе общих потребностей, интересов, прошлого опыта и поведения осуществляются преимущественно вне досягаемости таких традиционных форм социального контроля, как производственный коллектив, семья, ближайшее бытовое окружение, а именно в сфере досуга, особенно неорганизованного. Усилия работников полиции направляются, прежде всего, на разобщение группировок ранее судимых, общающихся на антиобщественной основе. При воздействии как на сферу семейно-родственных отношений, так и на ближайшие бытовые отношения ранее судимых, очень важно добиваться локализации конфликтов, примирения враждующих сторон, устранения условий, способствующих разного рода конфликтным ситуациям. Особое место в предупреждении рецидивной преступности занимает гласный административный надзор полиции за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Являясь мерой принудительно-воспитательного характера, административный надзор подробно регламентируется законом и применяется лишь в отношении тех освобожденных, чье общественное поведение чревато наиболее реальной угрозой рецидива. Основной целью административного надзора является предупреждение повторных преступлений со стороны ранее судимых, формирование у них положительных социальных наклонностей. Назначение надзорных правил и ограничений состоит в том, чтобы помешать поднадзорному продолжать преступную деятельность и антиобщественный образ жизни, воспрепятствовать установлению им социально-негативных связей, устранить или нейтрализовать отрицательное влияние на него, не дать ему возможности совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах, а также в том, чтобы создать необходимые условия для систематического контроля за поведением лица, находящегося под надзором, и проведение с ним воспитательной работы. Осуществление административного надзора возлагается на участковых инспекторов полиции. Административный надзор как один из элементов системы профилактических мер предупреждения рецидивной преступности не может исчерпываться установлением определенных правил поведения, ограничений для поднадзорных и контроля за их исполнением. Запреты и предписания, обращенные к поднадзорному, должны сочетаться с воспитательной, разъяснительной работой, а также оказанием ему необходимой помощи.


      18 марта 2020 года специалисты администрации городского поселения «Поселок Волоконовка» совместно с участковым уполномоченным полиции, младшим сержантом полиции ОМВД России по Волоконовскому району О.Э Цветковым провели рейд с выездом по месту проживания лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, осужденных к отбыванию наказания без изоляции от общества.

      Объезд был направлен на предупреждение совершения повторных преступлений, формирование законопослушного поведения, а также оказание помощи в трудоустройстве, проведена профилактическая беседа о нормативном поведении в общественных местах, о взаимоотношениях между членами этих семей.

      Задачей данного мероприятия является укрепление на территории поселка законности и правопорядка, совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти в вопросах профилактики правонарушений, формирование негативного общественного мнения по поводу лиц, ведущих асоциальный образ жизни

      Еще по теме

      Памятка о безопасности детей на водоемах и местах, представляющих потенциальную опасность в летний период

      О правилах дорожного движения

      Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка дан старт акции «Безопасность детства», которая пройдет в период с 01 июня по 31 августа 2022 года

      С 16 по 31 мая 2022 года на территории Волоконовского района проводилось комплексное оперативно-профилактическое мероприятие «Должник», основной целью которого является выявление граждан, не уплативших административные штрафы и привлечение их к ответственности

      В УМВД России по Белгородской области выбрали лучших по профессии среди руководителей подразделений по вопросам миграции.

      Администрация городского поселения "Поселок Волоконовка"
      Дата последнего изменения: 30 Мар 2020 10:29

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: