Несамоходное судно налог на имущество

Обновлено: 25.04.2024

НК РФ Статья 358. Объект налогообложения

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 358 НК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

2. Не являются объектом налогообложения:

1) утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда;

(пп. 11 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 324-ФЗ)

(пп. 12 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 324-ФЗ)

Пп. 13 п. 2 ст. 358 распространяется на правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога за налоговый период 2020 года (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ).

Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество по водным судам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Налог на имущество по водным судам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Налоговый орган начислил налог на имущество, сделав вывод о необоснованном исключении налогоплательщиком из налогооблагаемой базы стоимости водных сооружений. Суд на основании анализа п. 1, подп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 4 ст. 1, ст. ст. 5, 39 ВК РФ отметил, что необходимо разделять понятия "водный объект" и "гидротехнические сооружения". Суд указал, что спорные объекты относятся к гидротехническим сооружениям, расположенным на водных объектах, составляют с водными объектами единую водохозяйственную систему, но не единый водный объект, спорные объекты не обладают свойствами природных объектов, созданы человеком для обеспечения его социальных потребностей, поэтому данные основные средства следует относить к антропогенным объектам, что исключает отнесение их к природным ресурсам, кроме того, спорные объекты не указаны в Государственном водном реестре в качестве водных объектов, являются собственностью налогоплательщика, что исключает возможность их отнесения к государственной собственности (к водным объектам). Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что спорные объекты (дамба защиты, насосные станции, дренажный участок) являются природно-антропогенными водными объектами. Суд пришел к выводу о том, что числящиеся на балансе налогоплательщика сооружения полностью соответствуют критериям объекта налогообложения налогом на имущество, перечисленным в п. 1 ст. 374 НК РФ, и признал доначисление налога на имущество законным.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Налоговый орган пришел к выводу о неправомерной квалификации налогоплательщиком объекта "система очистки и отвода сточных вод с территории промплощадки" как движимого имущества, доначислил налог на имущество организаций. Суд признал доначисление налога на имущество обоснованным, указав, что в целях исчисления налога на имущество организаций к объекту недвижимости относится в том числе имущество, составляющее с объектом недвижимости неделимую вещь. Суд пришел к выводу, что спорный объект связан с другими объектами, расположенными на территории налогоплательщика, системой ливневой канализации, имеет общестационарную сеть связи, является объемной системой, имеющей подземную и надземную части, оборудование, входящее в состав спорного объекта, расположено внутри павильона и на территории объекта под землей, к спорному оборудованию подведены стационарные коммуникации (канализация, водопровод, сети связи и электроснабжения). При этом наземный павильон предназначен исключительно для размещения данного оборудования и для обеспечения его работоспособности в холодное время года. Несмотря на то, что спорное оборудование можно демонтировать и переместить, павильон необходим для его функционирования, образует с оборудованием единое целое, соответственно, спорный объект не может быть демонтирован без ущерба для него. Суд поддержал вывод налогового органа о необходимости квалифицировать спорный объект как недвижимое имущество.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Налог на имущество по водным судам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Налог на имущество при применении нового стандарта по основным средствам
(Сухов А.Б.)
("Бухгалтер Крыма", 2021, N 9) Из Письма Минфина России от 26.05.2021 N 03-05-05-01/40484 вытекает, что этот факт не меняет общих принципов отнесения основных средств к недвижимости, то есть обложения налогом на имущество. Финансисты напомнили, что на основании ст. 130 и 131 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, водные и воздушные суда и иные объекты, подлежащие государственной регистрации или государственному учету. Они сослались на Письмо Росреестра от 20.10.2020 N 11-9273-АБ/20, в котором имеется следующий вывод, подтвержденный арбитражной практикой: сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства, с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости. Соответственно, объекты, обладающие характеристиками некапитальных сооружений, не относятся к недвижимому имуществу, право собственности на которое подлежит государственной регистрации.

Нормативные акты: Налог на имущество по водным судам

ФНС России от 02.03.2022 N БВ-4-7/2500@
Отменяя состоявшиеся по делу судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации исходила из того, что в силу пункта 1, подпункта 1 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2015 - 2017 гг.) объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Не признаются объектами обложения налогом на имущество организаций земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022) Таким образом, исключения из объекта налогообложения, предусмотренные подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ, применимы к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет (подлежащим учету) в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий. Факт монтажа оборудования в зданиях и помещениях (цехах), предназначенных для обеспечения производственной деятельности, не может служить основанием для отказа в применении освобождения от налогообложения, в том числе по мотиву использования имущества (оборудования и зданий) по общему назначению, предопределенному технологией производства (розлива) минеральной воды.

Подборка наиболее важных документов по запросу Моторная лодка налог на имущество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Моторная лодка налог на имущество

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Об отнесении маломерного судна (моторной лодки), учитываемого на балансе организации в качестве ОС, к объектам недвижимого имущества в целях налога на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 09.12.2020 N 03-05-05-01/107463) Вопрос: Об отнесении маломерного судна (моторной лодки), учитываемого на балансе организации в качестве ОС, к объектам недвижимого имущества в целях налога на имущество организаций.

Нормативные акты: Моторная лодка налог на имущество

Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ
(ред. от 27.11.2017)
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" Статья 17. Недоимка, пени и штрафы, образовавшиеся на 1 января 2003 года по налогу с владельцев транспортных средств, а также по налогам на имущество физических лиц в отношении самолетов, вертолетов, теплоходов, яхт, катеров, мотосаней, моторных лодок и других водных и воздушных транспортных средств, зачисляются в доход бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до введения в действие настоящего Федерального закона.

Решение Верховного Суда РФ от 12.08.1999 N ГКПИ99-567
Так, Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установил, что объектами обложения налогами на имущество в соответствии с данным Законом являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 февраля 2020 г. N 03-05-05-04/11560 Об уплате налога на имущество организаций и транспортного налога в отношении плавучих доков


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 февраля 2020 г. N 03-05-05-04/11560 Об уплате налога на имущество организаций и транспортного налога в отношении плавучих доков

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога в отношении плавучих доков и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами обложения налогом на имущество признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определены понятия движимого и недвижимого имущества. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно определено как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Учитывая вышеизложенное, плавучий док относится к недвижимому имуществу и подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса.

Согласно положениям пункта 1 статьи 359 Кодекса налоговая база по транспортному налогу определяется, в частности:

- в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

- в отношении прочих водных транспортных средств - как единица транспортного средства.

Учитывая, что перечень водных транспортных средств является открытым, в силу положений пункта 1 статьи 11 Кодекса в целях налогообложения транспортным налогом следует руководствоваться определениями их понятий, данными в соответствующих отраслях законодательства.

При этом под судоходством понимается деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.

Распоряжением Минтранса России от 03.03.2014 N МС-16-р утвержден Устав федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства", согласно положениям которого к видам деятельности Регистра отнесены, в том числе осуществление классификации несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 регистровых тонн, а также осуществление обмера судов в соответствии с международными договорами (конвенциями) и правилами, установление их вместимости и выдача соответствующих документов.

Следовательно, если в классификационном свидетельстве, выданном Российским морским регистром судоходства на принадлежащее организации судно, определены его валовая вместимость, а также его тип как "несамоходное", данное судно представляет собой водное несамоходное (буксируемое) транспортное средство, для которого определена валовая вместимость, и налогообложение данного водного транспортного средства должно осуществляться по ставке транспортного налога, установленной статьей 361 Кодекса в отношении несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость.

В связи с этим полагаем, что при рассмотрении вопроса, касающегося размеров ставок транспортного налога в отношении вышеназванных видов транспортных средств, следует учитывать сведения органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, иную информацию о транспортном средстве, в частности, свидетельство о государственной регистрации прав на судно, классификационное свидетельство, свидетельство о годности к плаванию, свидетельство о праве собственности на судно.

Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Обзор документа

Плавучий док относится к недвижимости и облагается налогом на имущество организаций.

Отвечая на вопрос о транспортном налоге, Минфин разъяснил следующее. Налоговая база в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, устанавливается как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении прочих водных транспортных средств - как единица транспортного средства.

Если в классификационном свидетельстве определены валовая вместимость судна, а также его тип как "несамоходное", данное судно представляет собой водное несамоходное (буксируемое) транспортное средство, для которого определена валовая вместимость.

Также следует учитывать сведения регистрирующих органов, иную информацию о транспорте, в частности, свидетельство о государственной регистрации прав на судно, классификационное свидетельство, свидетельство о годности к плаванию, свидетельство о праве собственности на судно.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 декабря 2017 г. N 03-05-05-01/81565 О применении льгот по налогу на имущество организаций и уплате транспортного налога в отношении дебаркадера


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 декабря 2017 г. N 03-05-05-01/81565 О применении льгот по налогу на имущество организаций и уплате транспортного налога в отношении дебаркадера

Департамент налоговой и таможенной политики с учетом мнения Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России рассмотрел письмо о налоге на имущество организаций и транспортном налоге и сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

В соответствии со статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Статьей 3 КВВТ определено, что плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер. Плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (статья 16 КВВТ), и классификации и освидетельствованию в порядке, установленном ФАУ (статья 35 КВВТ). Учет плавучих объектов не предусматривает государственной регистрации прав на них.

Учитывая, что исходя из положений ГК РФ и КВВТ следует, что дебаркадер относится к движимому имуществу организация в отношении данного имущества вправе применить льготу в соответствии с пунктом 25 статьи 381 Кодекса.

Положения КВВТ распространяются на плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации. Под судоходством в КВВТ понимается деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта.

В этой связи при использовании дебаркадера непосредственно для посадки-высадки пассажиров, погрузки-выгрузки грузов, плавучий объект используется, соответственно, для целей внутреннего водного транспорта.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 359 Кодекса налоговая база по транспортному налогу в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах, при этом в отношении водных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 Кодекса, налоговая база определяется как единица транспортного средства.

Пунктом 4 статьи 35 КВВТ установлено, что плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам.

Таким образом, если в свидетельстве о соответствии плавучего объекта, выданном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, определена его валовая вместимость, то налогообложение данного водного транспортного средства должно осуществляться по ставке транспортного налога, установленной статьей 361 Кодекса в отношении несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость, в ином случае - за единицу транспортного средства.

Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Обзор документа

Налог на имущество не уплачивают организации в отношении движимых вещей, принятых с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств (за исключением отдельных объектов).

Минфин России указал, что данная льгота применяется в отношении дебаркадера. Относительно транспортного налога указано следующее.

При использовании дебаркадера непосредственно для посадки-высадки пассажиров, погрузки-выгрузки грузов плавучий объект используется для целей внутреннего водного транспорта.

Если в свидетельстве о соответствии плавучего объекта определена его валовая вместимость, то его налогообложение должно осуществляться по ставке в отношении несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость, в ином случае - за единицу транспортного средства.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: